Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Главы
городского самоуправления
от 31 августа 2000 г. N 401-п
Положение
об организации эвакуации населения при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера на территории города Омска
1. Общие положения
Настоящее положение определяет основные задачи, порядок планирования, проведения и обеспечения эвакуационных мероприятий на территории г. Омска при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера.
Эвакуационные мероприятия включают в себя следующие понятия:
Эвакуация - отселение в мирное время (далее эвакуация) населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения, безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (далее безопасные районы).
Жизнеобеспечение населения в ЧС - совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения.
Первоочередные виды жизнеобеспечения населения - жизненно важные материальные средства и услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения в жилье, продуктах питания, воде, предметах первой необходимости, транспортном, информационном, санитарно-эпидемиологическом и медицинском обеспечении.
В зависимости от времени и сроков проведения вводятся следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
При получении достоверных данных о вероятности возникновения аварии на потенциально-опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. При этом вывод (вывоз) населения из зон ЧС может осуществляться при угрозе и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источников ЧС.
Решение на проведение эвакуации населения в зависимости от масштаба ЧС принимается главой городского самоуправления. В случаях, носящих локальный характер и требующий принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация может осуществляться по указанию (распоряжению) дежурного диспетчера потенциально опасного объекта, с привлечением жилищно-эксплутационных служб.
Общее руководство эвакуацией населения осуществляют председатели КЧС г. Омска и административных округов, а непосредственная организация и проведение эвакомероприятий возлагается на эвакоорганы города и административных округов, через объектовые эвакокомиссии.
Планируются эвакуационные мероприятия заблаговременно, а осуществляются при возникновении ЧС по производственно-территориальному принципу. Этот принцип предполагает, что вывод (вывоз) из зон ЧС (химического заражения, пожаров, подтоплений) рабочих, служащих, студентов, учащихся организуется эвакокомиссиями, КЧС предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений.
Эвакуация остального населения осуществляется под руководством начальников жилищных управлений, комиссий по чрезвычайным ситуациям объектов экономики, имеющих ведомственное жилье, а населения частного сектора - под руководством начальников служб жилищно-коммунального хозяйства округов.
Безотлагательная эвакуация проводится по территориальному принципу, т. е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
Население эвакуируется комбинированным способом, основанным на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом.
2. Планирование эвакуационных мероприятий
Проведение эвакуации возлагается на комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие окружные, объектовые эвакуационные комиссии. Общими задачами эвакуационных комиссий являются:
- учет эвакуируемого населения, контроль хода оповещения населения и подачи транспорта на пункты посадки;
- контроль за развертыванием пунктов сбора пострадавшего населения (ПСПН), пунктов временного проживания (ПВП);
- управление эвакуацией населения, руководство работой подчиненных эвакуационных комиссий;
- осуществление доклада о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта;
- организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты населения.
Планирование эвакомероприятий осуществляют эвакокомиссии при участии управлений по делам ГОЧС, а также объектов экономики, которые заблаговременно осуществляют следующий комплекс мероприятий:
- планирование эвакуации;
- подготовка эвакуационных органов к выполнению возложенных на них задач, а также обучение населения к действиям по сигналу об эвакуации;
- выбор маршрутов эвакуации;
- учет населения, попадающего в опасные зоны при возникновении ЧС;
- планирование и решение вопросов всестороннего первоочередного жизнеобеспечения населения при возникновении ЧС, других видов обеспечения эвакуации;
- контроль за подготовкой ПСПН и ПВП к приему населения;
- подготовка пунктов управления ГО, средств связи и оповещения;
- отработка схем управления;
- доведение выписок об организации эвакомероприятий до заинтересованных организаций и исполнителей;
- доведение распоряжения о начале эвакуации до подчиненных эвакоорганов и населения;
- организация контроля за развертыванием и работой администрации ПСПН, ПВП, служб ГО, обеспечивающих эвакуацию населения;
- уточнение порядка проведения запланированных эвакуационных мероприятий с учетом сложившейся обстановки;
- организация учета и отправки эваконаселения;
- информирование населения об обстановке в местах размещения;
- контроль за размещением эваконаселения в безопасных районах;
- организация работ по первоочередному жизнеобеспечению населения оставшегося без крова;
- контроль за своевременностью подачи транспорта к пунктам посадки и организация его работы по выполнению эвакоперевозок.
В плане эвакуации должно быть отражено:
- план эвакуации в случае возникновения ЧС (на карте);
- пояснительная записка к плану эвакуации.
В плане эвакуации отображаются:
- возможные опасные зоны;
- маршруты эвакуации из них;
- ПСПН, ПВП;
- объекты экономики;
- образовательные учреждения;
- больницы, медицинские учреждения;
- жилой сектор попадающий в зону возможного поражения;
- места посадки на автомобильный транспорт.
В пояснительной записке к плану иметь:
- перечень ПСПН, ПВП;
- расчет населения, подлежащего эвакуации из возможных зон ЧС;
- расчет автотранспорта, выделяемого для эвакуации из зон ЧС;
- схема оповещения эвакоорганов и населения.
3. Проведение эвакуационных мероприятий
и организация размещения населения
При угрозе возникновения ЧС организуются и проводятся мероприятия, обеспечивающие создание благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения из зоны ЧС.
Подготовительные мероприятия:
- приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций пунктов сбора пострадавшего населения (ПСПН), пунктов временного проживания (ПВП), уточнение порядка их работы;
- уточнение зоны ЧС, численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
- распределение транспортных средств;
- подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;
- подготовка к развертыванию ПСПН, ПВП и пунктов посадки (высадки);
- проверка готовности систем оповещения и связи.
С получением сигнала на проведение эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:
- оповещение председателей объектовых эвакокомиссий, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
- развертывание и приведение в готовность эвакокомиссий, ПСПН, ПВП;
- отправка в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);
- подача транспортных средств к пунктам посадки населения на транспорт;
- прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону поражения, за границы распространения облака аварийно химического опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, может не выводиться из опасной зоны, а укрываться в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ).
Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и учреждений, объектов экономики, которые находятся в зоне возможного заражения.
Экстренный вывод (вывоз) населения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводится в оперативном порядке при внезапном характере ЧС. При этом эвакуация осуществляется из зоны ЧС в пункты сбора пострадавшего населения (ПСПН), расположенные в безопасной зоне. Под ПСПН используются кинотеатры, учреждения образования, дома культуры и другие соответствующие помещения определенные главой городского самоуправления. В вышеперечисленных учреждениях назначается администрация ПСПН. В ее состав входит:
- начальник ПСПН;
- заместитель начальника ПСПН;
- группа регистрации и учета;
- стол справок;
- комендантская служба;
- группа первоочередного жизнеобеспечения;
- комната матери и ребенка;
- медицинский пункт.
Администрации административных округов организуют прием, размещение и первоочередное жизнеобеспечение эваконаселения на срок до 12 часов на ПСПН.
Выбор ПСПН эваконаселения осуществляется председателями комиссий по чрезвычайным ситуациям города и административных округов исходя из оценки и прогнозов ЧС, времени года и возможностей первоочередного жизнеобеспечения населения.
В ПСПН разворачиваются медицинский пункт, пункт регистрации и учета, стоп справок, комната матери и ребенка, пост охраны общественного порядка.
При длительности воздействия ЧС до 12 часов первоочередное жизнеобеспечение эваконаселения на ПСПН включает в себя: обеспечение водой, развертывание торговых точек, охрану общественного порядка, медицинское обеспечение. За счет средств администрации административных округов пострадавшее население обеспечивается горячим чаем.
При длительности воздействия ЧС свыше 12 часов, пострадавшее население размещается в пунктах временного проживания (ПВП). Под ПВП используются - санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты и гостиницы, определенные главой городского самоуправления.
После размещения эваконаселения в ПВП департамент финансов и экономики администрации г. Омска оплачивает проживание по факту предоставления услуг. Все остальные расходы несут сами жильцы.
Договоры о приеме, размещении и жизнеобеспечении эваконаселения в ПВП заключаются заблаговременно, между департаментом городского хозяйства администрации г. Омска и руководителями гостиниц, санаториев и профилакториев. Договоры предусматривают порядок освобождения жилой площади, продовольственного, медицинского, коммунально-бытового и других видов обеспечения, а также порядок финансирования временного отселения.
Непосредственную подготовку ПВП к размещению и жизнеобеспечению эваконаселения, в ходе воздействия ЧС, осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям города и административных округов в срок до 12 часов с момента возникновения ЧС.
При экстренной эвакуации, когда ЧС носит внезапный характер, сопровождается значительными материальными потерями населения и разрушением жилища, первоочередное жизнеобеспечение на срок до 1 суток осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете г. Омска на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
4. Обеспечение эвакуационных мероприятий
В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения.
Автотранспортное обеспечение эвакуации населения из зоны ЧС - это комплекс мероприятий, охватывающий подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.
К эвакоперевозкам привлекается муниципальный транспорт, транспорт предприятий, находящихся в зоне ЧС, личный автотранспорт граждан.
При возникновении ЧС, по распоряжению главы городского самоуправления, или начальника управления по делам ГОЧС - заместителя начальника гражданской обороны города Омска, управление транспорта администрации города обеспечивает необходимое количество автобусов.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации могут создаваться специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны; группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.
Автомобильные колонны формируются на основе муниципальных автотранспортных предприятий и автотранспорта объектов экономики.
Медицинское обеспечение эвакуации заключается в проведении органами здравоохранения организационных, лечебных, санаторно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
- развертывание медицинских пунктов на ПСПН;
- организация медицинского обслуживания нетранспортабельных больных;
- контроль за санитарным состоянием ПСПН и ПВП;
- непрерывное наблюдение за эпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение противоэпидемических мероприятий.
Медицинское обеспечение эвакуации возлагается на управление здравоохранения администрации города и подведомственные ему учреждения и осуществляется по территориально-производственному принципу.
За своевременность развертывания медицинских пунктов в ПСПН, ПВП, организацию в них круглосуточного дежурства, их оснащение (дооснащение) медицинским имуществом, оперативность оказания первой медицинской помощи эваконаселению, качество медицинского обслуживания, непосредственную ответственность несут руководители конкретных лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.
Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения включает следующие мероприятия:
- осуществление нарядами пропускного режима (блокирование автомагистрали и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных работ;
- проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;
- оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта, в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зоны ЧС;
- охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на эвакообъектах, в местах размещения эваконаселения;
- охрана объектов в установленном порядке на этот период;
- регулирование дорожного движения на маршрутах эвакуации;
- сопровождение автоколонны с эвакуированным населением;
- обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска транспорта в зоны ЧС;
- организация учета эвакуируемого населения и ведение адресно-справочной работы (издание банка данных о нахождении граждан, эвакуируемых из зон ЧС).
Организация остальных видов обеспечения осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям города и административных округов, службами ГО г. Омска в зависимости от ЧС.
Первый заместитель |
А.В. Козельский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.