Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
городского самоуправления
от 31 августа 2000 г. N 399-п
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных
и других неотложных работ в чрезвычайных
ситуациях на территории г. Омска
1. Общие положения
Аварийно-спасательные работы (АСР) - это первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по поиску и спасению людей, материальных и культурных ценностей, работы по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды, а также оказанию пострадавшим первой медицинской помощи и в случае необходимости их эвакуации в специализированные медицинские учреждения вне зоны чрезвычайной ситуации.
Неотложные работы - это первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по всестороннему обеспечению АСР, локализации отдельных очагов (причин) повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на коммунально-энергетических сетях, по оказанию экстренной медицинской помощи, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварий, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.
Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС) - это территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) включают в себя три этапа;
I. Принятие экстренных мер:
1.1. Экстренная защита населения:
- своевременное оповещение должностных лиц и органов управления (по линии дежурно-диспетчерских служб) об угрозе возникновения ЧС и их развитии, а также доведение до населения соответствующей информации о порядке действий в складывающейся обстановке;
- использование средств защиты, организованный вывод (вывоз) населения из зоны чрезвычайной ситуации (зоны ЧС) в безопасные районы (места), введение установленных режимов поведения, проведение мероприятий медицинской защиты;
- розыск и извлечение пострадавших и оказание им медицинской помощи.
1.2. Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС:
- локализация аварии;
- перекрытие и глушение (прекращение воздействия) источника опасных веществ;
- приостановка (экстренное отключение) технологических процессов.
1.3. Подготовка к выполнению работ:
- приведение в готовность органов управления и сил городского звена территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) области (определены постановлением главы городского самоуправления (мэра) г. Омска N 252-П от 6.08.97 "Об утверждения Положения о звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Омска");
- предварительная оценка обстановки и организация комплексной разведки в зоне ЧС;
- выдвижение оперативных групп, сил городского и окружных звеньев территориальной подсистемы РСЧС к месту ЧС;
- принятие решения на проведение АСДНР.
II. Проведение АСДНР:
- выдвижение и ввод в зону ЧС сил и средств для проведения работ в соответствии с принятым решением;
- проведение непосредственно АСДНР;
- вывод сил и средств из зоны ЧС, по завершении работ и возвращение их к месту дислокации.
III. Ликвидация последствий ЧС:
- работы по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- работы по восстановлению деятельности объектов пострадавших при ЧС (осуществляются силами объектов, пострадавших в результате ЧС).
АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи, ликвидации угрозы возникновения новых очагов поражений.
2. Организация и проведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ
2.1. Руководство аварийно-спасательными работами.
Руководители аварийно-спасательных служб (формирований), прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителя ликвидации ЧС.
Общее руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации осуществляют комиссия по ЧС г. Омска и комиссии по ЧС административных округов.
Непосредственное руководство ликвидацией ЧС в пределах территории города Омска осуществляется главой городского самоуправления или председателем КЧС г. Омска.
Непосредственное руководство ликвидацией ЧС в пределах территории административного округа осуществляется главой администрации (председателем КЧС) соответствующего административного округа. Координацию дополнительно привлекаемых сил и средств городского звена и других административных округов осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям города Омска (оперативная группа).
Из членов соответствующих комиссий по ЧС или специалистов служб (организаций), к компетенции которых отнесена ликвидация данной ЧС, назначается руководитель АСДНР, и наделяется полномочиями в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, Омской области и города Омска. Он несет полную ответственность за правильную организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС, организацию безопасной работы людей, участвующих в ликвидации ЧС.
Руководство ликвидацией ЧС, не выходящей за пределы предприятия (санитарно-защитной зоны), осуществляется руководством данного предприятия.
Руководителю АСДНР подчиняются все подразделения (формирования), участвующие в проведении работ в зоне ЧС.
Решения руководителя АСДНР оформляются распоряжениями и обязательны для всех граждан и участников ликвидации ЧС, находящихся в зоне ЧС.
При необходимости руководителем АСДНР назначаются руководители работ на отдельных участках (секторах) из числа руководителей аварийно-спасательных служб, формирований, а также должностных лиц организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной ЧС. Они отвечают за организацию и проведение АСДНР, а также организацию безопасной работы в пределах своего участка (сектора).
Отстранение руководителя АСДНР от исполнения обязанностей может быть осуществлено только вышестоящим органом управления в установленном порядке.
Для управления мероприятиями по ликвидации ЧС, как правило, создается штаб руководства (оперативная группа) ликвидацией ЧС.
Штаб руководства (оперативная группа) ликвидации ЧС формируется на базе соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС и членов комиссии по чрезвычайным ситуациям с привлечением необходимых специалистов, а также представителей взаимодействующих органов и является исполнительным органом руководителя ликвидации ЧС. Штаб руководства (оперативная группа) оснащается средствами индивидуальной защиты, транспортными средствами, средствами связи и разворачивает подвижный пункт управления в зоне ЧС.
2.2. Подготовка к проведению аварийно-спасательных работ на объекте (зоне ЧС).
Аварийно-спасательные работы проводятся силами аварийно-спасательных формирований постоянной готовности и других привлекаемых сил и средств.
До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (зону ЧС) на нем должна быть проведена комплексная разведка, определены объемы и способы ведения АСР, необходимые для этого силы и средства.
При необходимости объект (зона ЧС) разбивается на участки проведения работ, определяются виды работ. К обследованию привлекаются все руководители АСР. При отсутствии времени на обследование, аварийно-спасательные работы начинаются параллельно с проведением разведки.
При подготовке к проведению АСР в зоне ЧС руководитель ликвидации ЧС обязан:
- произвести разведку и оценить обстановку в зоне ЧС и ее влияние на проведение спасательных работ;
- определить и поставить задачи подразделениям (руководителям работ на участках), на проведение АСР и организовать всестороннее их обеспечение;
- определить (назначить) место пункта управления и порядок организации связи;
- организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения АСР;
- определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ подразделений и взаимодействующих служб к месту постоянной дислокации;
- организовать пункты сбора пострадавших и оказания медицинской помощи.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации ЧС должен учитывать:
динамику развития ЧС, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСР, руководитель ликвидации ЧС принимает решение об их перегруппировке и доводит его до руководителей подразделений (руководителей АСР), указав порядок перегруппировки.
2.3. Привлечение сил и средств к проведению АСР.
Привлечение сил и средств к АСР осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности, в зависимости от масштабов (локальные, объектовые, местные), из состава расчета сил соответствующего уровня ЗТП РСЧС.
В первоочередном порядке к АСР привлекаются дежурные подразделения (смены) сил постоянной готовности с последующим наращиванием их численности до необходимого состава.
При их недостаточности привлекаются необходимые силы и средства организаций и служб ГО в соответствии с планами взаимодействия и на основании заключенных договоров.
При необходимости в установленном порядке для ликвидации ЧС могут быть привлечены силы Омского гарнизона согласно плану взаимодействия.
Привлечение общественных спасателей к проведению АСДНР проводится через поисково-спасательную службу Омской области на основании постановления главы городского самоуправления (мэра) от 04.02.99 N 35-п "О временном порядке выплаты компенсаций в счет привлечения аварийно-спасательных формирований спасателей к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если масштабы ЧС таковы, что комиссия по чрезвычайным ситуациям, на территории которой возникла ЧС, не может справиться собственными силами, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.
3. Проведение аварийно-спасательных работ
3.1. Разведка.
Разведка объекта (зоны ЧС), где планируется проведение аварийно-спасательных работ, должна установить:
- границы зоны ЧС;
- районы (объекты), где создалась наиболее сложная обстановка, степень разрушения объектов, загрязнения (заражения) природной среды, масштабов пожаров и подтоплений, направление их распространения;
- места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения и эвакуации;
- состояние коммунально-энергетических сетей и источников поражения от вторичных факторов;
- состояние дорог и инженерных сооружений на маршрутах выдвижения и ввода сил на объект (участки) работ;
- радиационную, химическую, санитарно-эпидемиологическую обстановку в зоне ЧС и районах размещения населения и сил;
- удобные места для развертывания медицинских учреждений и пунктов управления.
3.2. Взаимодействие.
Организация и поддержание непрерывного взаимодействия является важнейшей обязанностью всех руководителей АСР, командиров формирований (подразделений) и органов управления. Взаимодействие организуется в интересах формирований (подразделений), выполняющих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех участвующих в спасательных работах по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения, а также во взаимопомощи при выполнении поставленных задач.
Руководитель АСР, организуя взаимодействие, должен согласовать:
- порядок выдвижения (выхода) к объекту работ, действия при преодолении завалов, зон пожаров и других препятствий, которые могут встретиться на подходе к месту аварии или в зоне ЧС;
- порядок проведения поиска пострадавших и спасательных работ, локализации и тушения пожаров, оказания медицинской помощи;
- организацию связи и порядок передачи информации;
- сигналы управления, оповещения и порядок действия по ним.
3.3. Технология проведения АСДНР.
Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта и наличия сведений о количестве и местах нахождения в нем пострадавших.
Между руководителями АСДНР на участках и руководителем ликвидации ЧС организуется устойчивая связь.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших в зданиях (помещениях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей осуществляется с использованием:
- информации непосредственных свидетелей;
- специально обученных поисковых собак;
- специальных поисковых приборов и инструмента, а также путем простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей обозначаются специальными флажками (указками) и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем ликвидации ЧС одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов возгорания, недопущения взрыва паров газо-воздушных смесей, истечения аварийных химически опасных веществ (АХОВ) и других вторичных поражающих факторов.
О ходе проведения аварийно-спасательных работ информация представляется в порядке, определяемом председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям, возглавляющим ликвидацию чрезвычайной ситуации.
4. Обеспечение действий АСДНР
Обеспечение действий всех привлекаемых сил и средств включает в себя комплекс мероприятий, организуемых и осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач.
Основными видами обеспечения являются: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, материально-техническое, автотранспортное, медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.
4.1. Разведка.
Общая разведка организуется и ведется всеми силами, привлекаемыми к ликвидации ЧС.
Специальная (радиационная и химическая, инженерная, пожарная, медицинская и санитарно-эпидемиологическая) разведка ведется с целью получения более полных данных о характере химического заражения, уточнения пожарной обстановки и определения способов борьбы с огнем, выявления характера разрушения, уяснения медицинской и эпидемиологической обстановки, обстоятельного изучения особенностей и масштаба спасательных и других неотложных работ.
4.1.1. Радиационная и химическая разведка организуется в целях своевременного обнаружения зараженности воздуха, воды и местности радиоактивными и АХОВ, определения характера и степени заражения, введения оптимальных режимов радиационной и химической защиты.
Проводится:
- химико-радиометрической лабораторией главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГУ ГОЧС) Омской области;
- подразделениями Госкомэкологии Омской области;
- подразделениями областного и городского центров госсанэпиднадзора;
- Омским отделом инспекции по радиационной безопасности Сибирского округа Госатомнадзора;
- подразделениями центра наблюдения и мониторинга окружающей среды.
4.1.2. Инженерная разведка определяет места и характер разрушений, завалов, затоплений, устанавливает местонахождение людей, нуждающихся в срочной помощи, устанавливает проходы (проезды) на местности, выявляет направления обходов (объездов) разрушений, завалов затоплений.
Она ведется специальными подразделениями служб ГО г. Омска и привлекаемыми силами ликвидации ЧС.
4.1.3. Пожарная разведка определяет места и размеры очагов пожара, пути и скорости распространения огня, уточняет опасность взрывов, отравлений, обрушений сооружений и другие обстоятельства, которые могут угрожать людям или усложняют действия сил, необходимость и направления эвакуации материальных и других средств, способы их защиты, определяет наличие водоисточников и порядок их использования.
Ведется подразделениями управления ГППС УВД Омской области.
4.1.4. Медицинская и санитарно-эпидемиологическая разведка выявляет санитарно-эпидемиологическую обстановку в очагах поражения и зонах ЧС, на маршрутах выдвижения сил и в районах их сосредоточения, в районах размещения эвакуированного населения, выявляет местонахождение, количество и состояние пострадавших, определяет пути эвакуации пострадавших, районы развертывания сил, безопасные места сбора и погрузки пострадавших на транспорт.
Ведется подразделениями городского центра санэпиднадзора (ГЦСЭН) и медицинской службы ГО г. Омска.
4.2. Радиационная и химическая защита.
Основными задачами радиационной и химической защиты являются: своевременное обнаружение радиоактивного и химического заражения; оповещение об опасности органов управления и сил; недопущение и максимально возможное ослабление воздействия опасных факторов на население и силы, находящиеся в зоне ЧС; обеспечение безопасности сил, проводящих АСДНР.
Непосредственная организация защиты возлагается на комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальников служб ГО и начальников (командиров) аварийно-спасательных и других формирований.
4.3. Инженерное обеспечение.
Основные задачи инженерного обеспечения: инженерная разведка местности и районов ЧС; обеспечение ввода сил на объекты ведения работ; инженерное оборудование районов пунктов управления, районов размещения сил, эвакопунктов; оборудование и содержание маршрутов, пунктов водоснабжения и решения других вопросов.
Задачи инженерного обеспечения осуществляются силами коммунально-технической и инженерной служб, службы водоснабжения ГО г. Омска, а также силами других служб ведущих работы.
4.4. Противопожарное обеспечение.
Основные задачи противопожарного обеспечения: организация и ведение пожарной разведки; обеспечение ввода сил на объекты, участки ведения работ путем локализации и тушения пожаров на маршрутах ввода и в районе ведения АСДНР; спасение людей, находящихся в горящих, загазованных и задымленных помещениях.
Для решения задач противопожарного обеспечения привлекаются противопожарные подразделения службы МВД, министерств, ведомств, объектовые противопожарные формирования.
4.5. Материально-техническое обеспечение.
Основные задачи материально-технического обеспечения: бесперебойное снабжение сил техникой, имуществом радиационно-химической защиты (РХЗ), средствами оповещения и связи, медицинским имуществом, горюче-смазочными материалами, продовольствием, строительными и другими материально-техническими средствами; поддержание в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной, специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальники служб ГО организуют материально-техническое обеспечение самостоятельно имеющимися у них силами, средствами и ресурсами. Недостающие материально-технические средства запрашиваются у вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Все формирования (подразделения), участвующие в проведении АСДНР прибывают в зону ЧС полностью укомплектованными и оснащенными штатной техникой и табельным имуществом.
4.6. Автотранспортное обеспечение.
Автотранспортное обеспечение организуется с целью своевременного вывоза эвакуируемого населения, доставки сил к местам работ, вывоза и подвоза материальных средств, разрушенных конструкций и строительного мусора.
Автотранспортное обеспечение организуется комиссией по чрезвычайным ситуациям. Непосредственными исполнителями являются начальник автотранспортной службы ГО г. Омска и начальники служб, определенные решением председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.
4.7. Медицинское обеспечение.
Основные задачи медицинского обеспечения: организация медицинской разведки и лабораторного контроля; проведение санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава и сил в районе ЧС; выявление и изоляция заболевших, организация карантина в очагах бактериального заражения и эпидемий; оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; подготовка формирований и лечебных учреждений медицинской службы ГО города к действиям в ЧС; снабжение сил городского звена ТП РСЧС и населения медикаментами, медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.
Медицинское обеспечение организуется комиссией по чрезвычайным ситуациям. Непосредственным исполнителем является начальник медицинской службы ГО г. Омска.
4.8. Комендантская служба.
Комендантская служба организуется в целях обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил ликвидации ЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения АСДНР.
Основные задачи комендантской службы: регулирование движения на маршрутах и проходах в разрушениях в интересах первоочередного пропуска сил и средств участвующих в ликвидации ЧС; осуществление эвакуационных и других перевозок; организация контроля за передвижением через установленные границы участков (секторов) работ.
4.9. Охрана общественного порядка.
Охрана общественного порядка (ООП) организуется с целью поддержания дисциплины и организованности при ведении АСДНР.
Основные задачи ООП: контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС, районах размещения сил и населения, воспрещение противоправных действий, распространения ложных и провокационных слухов, возможных массовых беспорядков; охрана наиболее важных объектов, организация учета эвакуированного населения, его потерь и пострадавших.
5. Жизнеобеспечение населения
Жизнеобеспечение населения в ЧС - жизненно важные материальные средства и услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей населения пострадавшего в ЧС, в воде, продуктах питания, жилье, предметах первой необходимости, медицинском и санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном и коммунально-бытовом обеспечении.
Удовлетворение первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг осуществляется:
5.1. Обеспечение водой - МУП "Водоканал" и предусматривает удовлетворение:
- потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;
- хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и сил, участвующих в ликвидации ЧС.
5.2. Обеспечение продуктами питания - службами торговли и питания ГО г. Омска и административных округов и предусматривает удовлетворение потребностей в муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае и др.
5.3. Обеспечение жильем - комиссией по чрезвычайным ситуациям и предусматривает использование жилого фонда (жилых домов, санаториев, гостиниц, домов отдыха и т. п.) для размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации, на основании заключенных договоров.
5.4. Обеспечение предметами первой необходимости - службами торговли и питания ГО г. Омска и административных округов и предусматривает удовлетворение потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде, минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т. п.) и прочих товарах (табачные изделия, спички, примусы, керосин и т. п.).
5.5. Информационное обеспечение - комиссией по чрезвычайным ситуациям и предусматривает своевременное оповещение населения и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения ЧС, возможных последствиях, правилах поведения в зоне ЧС, ходе ведения АСДНР и другой информации.
5.6. Обеспечение коммунально-бытовыми услугами предусматривает обеспечение и возлагается:
- теплом - на муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей и котельных города;
- освещением - на МПЭП "Омскэлектро";
- санитарной очистке территорий, банно-прачечном и ритуальном обслуживании - на МУ "Управление благоустройства и жилищно-коммунального обслуживания г. Омска".
6. Финансирование
Финансирование АСДНР осуществляется за счет средств организаций (предприятий), подвергшихся воздействию ЧС, а также в установленном порядке из средств бюджета г. Омска по факту выполненных работ на основании постановления главы городского самоуправления (мэра) г. Омска от 04.02.99 N 35-п.
Первый заместитель
управляющего делами |
А.В. Козельский |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы городского самоуправления г. Омска от 31 августа 2000 г. N 399-п "Об организации и проведении аварийно-спасательных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.