Руководствуясь необходимостью проведения на территории г. Омска единой общегородской политики в области регулирования земельных отношений, Малый Совет городского Совета народных депутатов решил:
1. Утвердить Положение "О земле и земельных отношениях на территории г. Омска" (прилагается).
2. Главе администрации города Шойхету Ю.Я. обеспечить выполнение настоящего Положения на территории г. Омска всеми юридическими и физическими лицами.
3. Текст Положения "О земле и земельных отношениях на территории г. Омска" опубликовать в городских средствах массовой информации.
4. В развитие Положения "О земле и земельных отношениях на территории г. Омска" в срок до 1 июня 1993 года разработать и представить на рассмотрение Малого городского Совета проекты следующих нормативных актов:
- администрации г. Омска (Шойхет Ю.Я.) - проект решения Малого городского Совета "О разграничении компетенции органов городской администрации в области регулирования земельных отношений";
- Комитету по градостроительству и землепользованию (Ильюшенко В.Т.) - проекты положений:
"О городской землеустроительной службе";
"О порядке продажи земельных участков на застроенных городских территориях";
"О порядке коммерческой реализации прав аренды, бессрочного (постоянного) пользования земельными участками на территории г. Омска";
"О дифференциации ставок земельного налога на территории г. Омска";
"О формировании механизма залога земельных участков на территории г. Омска";
- Главному управлению по архитектуре и градостроительству (Каримов А.М.) - проекты положений:
"О порядке формирования муниципального фонда земель";
- Городской землеустроительной службе - проекты положений:
"О порядке ведения городского земельного кадастра";
- Комитету по земельным ресурсам и землеустройству (Шалмин Н.П.) - проекты положений:
"О государственном комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска";
"О порядке перерегистрации землепользователей на территории г.Омска";
"О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель на территории г. Омска";
"О порядке рассмотрения земельных споров на территории г. Омска".
5. В развитие Положения "О земле и земельных отношениях на территории г. Омска" в срок до 1 июня 1993 года разработать и представить на утверждение Главы администрации г. Омска проекты следующих нормативных актов:
- Комитету по градостроительству и землепользованию (Ильюшенко В.Т.) - проекты положений:
"О порядке предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества";
- Главному управлению по архитектуре и градостроительству (Каримов А.М.) - проекты положений:
"О порядке согласования технических условий при предоставлении земельных участков под строительство объектов";
"О порядке осуществления архитектурно-строительного надзора при застройке участков на территории г. Омска";
- Городской землеустроительной службе - проекты положений:
"О порядке инвентаризации городских земель";
"О порядке отвода земельных участков и выдаче землеотводных документов на территории г. Омска".
6. Установить, что юридические лица, не прошедшие в соответствии с Законом РФ "О земельной реформе" процедуру перерегистрации земельных участков, будут привлекаться к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на председателя постоянной комиссии городского Совета народных депутатов по градостроительству и городскому хозяйству Шалмина Н.П.
Председатель городского Совета |
Варнавский В.А. |
Положение
о земле и земельных отношениях на территории города Омска
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение ставит своей целью обеспечение рационального владения и пользования земельным фондом города, максимальную реализацию интересов граждан, проживающих на территории города, переход на экономические отношения между местными органами власти, физическими и юридическими лицами, действующими на территории г. Омска.
1.2. В ведении Омского городского Совета народных депутатов находятся все земли, располагающиеся в пределах городской черты, земли органов местного самоуправления, подведомственных Омскому городскому Совету, а также земельный фонд, поступающий в распоряжение городского Совета.
1.3. Земельные отношения на территории города Омска строятся на основе следующих принципов:
- гарантированности прав субъектов земельных отношений;
- платности землепользования;
- всемерной охраны земель;
- приоритета градостроительных программ перед иными направлениями использования земель на территории города;
- ответственности собственников земли, землепользователей и арендаторов за ущерб, причиненный городским земельным ресурсам.
1.4. Городские земли как объект земельных отношений выступают в качестве:
- места обитания человека, необходимого условия его существования, одного из важнейших элементов экологической системы. Защита городских земель от отрицательного воздействия человека обеспечиваются на основе системы правовых, организационных, экономических и других мер по их охране и осуществляется в соответствии с законодательством о природопользовании и экологическим уставом г. Омска;
- искусственно сформированной в результате взаимодействия природного комплекса и системы территориальной организации общества планировочной структуры, определяющей общественную ценность городской территории. Различия в условиях жизнедеятельности жителей города и деятельности юридических лиц, связанные с местоположением земельного участка, учитываются в плате за землю;
- пространственного базиса, элемента недвижимого имущества, используемого юридическими и физическими лицами для размещения объектов производственного и непроизводственного назначения.
1.5. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", Земельным Кодексом РСФСР, Законом РСФСР "О земельной реформе", Законом РСФСР "О плате за землю", Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", Законом РФ "Об основах градостроительства в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий", Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и порядка централизации средств от платы за землю на специальный бюджетный счет Российской Федерации и их использования", решением Малого Совета Омского городского Совета народных депутатов "Об утверждении ставок земельного налога на территории г. Омска на 1992 г.", Положением "О порядке регистрации застройщиков по малому коммунальному и садовому строительству в г. Омске", Положением "О наложении штрафов за нарушение земельного законодательства на территории, подведомственной городскому Совету", Временным положением "О наложении штрафов за самовольное строительство на территории, подведомственной Омскому городскому Совету", а также другими нормативными актами республиканского и местного значения.
2. Компетенция городского Совета народных депутатов, городской администрации и комитета по земельным ресурсам и землеустройству в области регулирования земельных отношений
2.1. Городской Совет:
- определяет направления политики города в области регулирования земельных отношений, утверждает соответствующие программы и планы;
- утверждает генеральный план города и другие градостроительные программы;
- определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомтсвенной Совету территории;
- утверждает ставки земельного налога на территории г. Омска, устанавливает льготы по земельному налогу, рпедоставляемые отдельным категориям плательщиков и отдельным плательщикам;
- определяет полномочия районных в городе Советов в сфере регулирования земельных отношений;
- принимает иные нормативные акты по вопросам землевладения и землепользования в городе.
2.2. Городская администрация:
- предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города, проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в содственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города;
- регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды;
- организует ведение земельно-кадастровой документации;
- организует разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки, планов земельно-хозяйственного устройства города;
- обеспечивает проведение работ по землеустройству;
- взимает плату за землю;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
2.3. Органами городской администрации, осуществляющими регулирование земельных отношений, являются:
а) Комитет по градостроительству и землепользованию г. Омска;
б) Главное управление архитектуры и градостроительства (Главомскархитектура);
в) Землеустроительная служба города.
2.4. Комитет по градостроительству и землепользованию г. Омска:
- организует разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки, планов земельно-хозяйственного устройства города;
- разрабатывает городские нормативные акты в области регулирования земельных отношений;
- участвует в оценке земли и сложившейся инфраструктуры на застроенных городских территориях;
- разрабатывает ставки земельного налога и нормативной цены земли;
- взимает плату за землю.
2.5. Главомскархитектура:
- разрабатывает нормативные акты, связанные с градостроительными аспектами рационального использования земель;
- проводит натурные обследования, готовит акт выбора земельного участка;
- готовит проект постановления главы городской администрации о предварительном согласовании места расположения объекта и предоставлении земли для проведения проектно-изыскательских работ;
- выдает условия проектирования, обеспечивает сбор технических условий освоения земельного участка;
- выдает разрешения на производство геодезических и инженерных изысканий;
- согласовывает проектно-сметную документацию, проводит экспертизу проекта;
- совместно с землеустроительной службой готовит проект постановления главы городской администрации об отводе (изъятии) земельного участка;
- составляет и выдает заказчикам строительные паспорта и архитектурно-планировочные задания;
- выдает разрешения на все виды строительства;
- осуществляет контроль за соблюдением градостроительного законодательства.
2.6. Землеустроительная служба города:
- обеспечивает сбор, систематизацию и ведение документации по городскому земельному кадастру, в т.ч.:
- выполняет мероприятия по инвентаризации городских земель;
- регистрирует данные об объектах и субъектах собственности, владения, пользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков и режиме их использования;
- создает банки данных о наличии и качественном состоянии земельных ресурсов города;
- собирает от собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов сведения о произошедших изменениях в составе находящихся у них земель, вносит текущие изменения в земельно-кадастровую документацию;
- регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды;
- оформляет и выдает землеустроительную документацию;
- обеспечивает вынос в натуру границ земельных участков;
- осуществляет надзор за выполнением проекта землеустройства.
2.7. Государственное регулирование в области земельных отношений на территории г. Омска осуществляет государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска.
2.8. Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству:
- обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений;
- организует реализацию программ проведения земельной реформы на территории г. Омска;
- осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель, соблюдением земельного законодательства Российской Федерации;
- обеспечивает сбор, систематизацию и ведение документации по государственному земельному кадастру;
- защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
- налагает в установленном порядке административные взыскания за нарушения земельного законодательства;
- разрешает в пределах своей компетенции земельные споры.
2.9. Граждане, предприятия, организации, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с предоставлением и изъятием земель, затрагивающих их интересы. Городской Совет народных депутатов, городская администрация информируют население о предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает интересы жителей города.
3. Состав городских земель
3.1. Земли г. Омска включают в свой состав:
3.1.1. Земли городской застройки - земли, застроенные и подлежащие застройке жилыми, дачными и культурно-бытовыми строениями, объектами промышленного, коммунально-складского и иного непроизводственного назначения.
3.1.2. Земли общегородского пользования:
а) земли, используемые в качестве путей сообщения (улицы, площади, переулки, проезды, дороги, набережные);
б) для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения города, а также земли природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного и культурно-исторического назначения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и т.д.);
в) земли коммунального хозяйства (земли, занимаемые инженерной и транспортной инфраструктурой города и обслуживающими ее предприятиями и организациями);
г) полигоны для захоронения промышленных и бытовых отходов, размещения очистных сооружений, мусороперерабатывающих предприятий;
д) другие земли, служащие для удовлетворения нужд города.
3.1.3. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, обороны и иного назначения, требующие санитарно-защитных зон.
3.1.4. Земли сельскохозяйственного назначения и другие угодья, сады, огороды, пашни, сенокосы, кустарники, овраги, карьеры и другие земли.
3.2. В зависимости от формы собственности городские земли подразделяются на земли государственного, муниципального и частного земельного фонда.
В муниципальный земельный фонд считаются включенными все земли, перечисленные в п. 1.2 настоящего Положения, за исключением земель, входящих в государственный земельный фонд и переданных в частную собственность.
Порядок формирования муниципального фонда земель определяется в соответствующем положении, принимаемом городским Советом народных депутатов.
3.3. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи обязаны использовать городские земли и осуществлять застройку городской территории в строгом соответствии с градостроительной документацией, определяющей функциональное зонирование городской территории.
Использование земли не по целевому назначению влечет ответственность в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
3.4. Порядок ведения городского земельного кадастра, осуществления мероприятий по инвентаризации городских земель, структура, принципы и порядок функционирования городской землеустроительной службы определяются в соответствующих положениях.
4. Собственность на земельные участки, землевладение, землепользование и аренда земельных участков
4.1. Собственность на земельный участок означает право собственника на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком в установленных законом пределах. Собственниками земельных участков в г. Омске могут быть физические лица - граждане РФ, а в случаях, предусмотренных п. 4.2 настоящего Положения - и юридические лица.
Передача земельных участков в собственность производится за плату, кроме случаев, установленных законом, настоящим Положением и другими городскими актами нормативного и индивидуального характера.
Правомочия собственника по распоряжению земельным участком путем его продажи или путем иного отчуждения (кроме передачи по наследству) ограничиваются возможностью отчуждения исключительно государству в лице городского Совета народных депутатов. При этом продажа земельного участка допускается не ранее 10 лет с момента приобретения на него права собственности, если иное не установлено законодательными актами РФ.
Гражданам, получившим в собственность земельные участки, находящиеся под индивидуальными жилыми домами и хозяйственными постройками, а также для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, предоставляется право продавать их другим гражданам РФ независимо от сроков приобретения права собственности на земельный участок.
Продажа земельного участка для целей, указанных в ч. 4 настоящего пункта, производится его собственником самостоятельно путем договора с покупателем либо с помощью органа, уполномоченного городским Советом, путем проведения в установленном порядке конкурса или аукциона.
Договор купли-продажи (купчая) земельного участка подлежит нотариальному удостоверению и регистрации в городской землеустроительной службе и в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
4.2. Государственные и муниципальные предприятия, приватизируемые в соответствии с Законом РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", имеют право приобретать в собственность земельные участки, на которых они располагаются.
Физические лица и их объединения имеют право в соответствии с действующим законодательством приобретать в собственность земельные участки, предоставленные им для осуществления предпринимательской деятельности.
4.3. Пожизненное наследуемое владение земельным участком означает право владельца (физического лица) на свободное владение и пользование земельным участком и ограниченную возможность распоряжения таковым, выражающуюся в праве осуществить отчуждение участка лишь путем его передачи по наследству и путем возврата участка городскому Совету, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Передача земельных участков в пожизненное наследуемое владение производится безвозмездно. Передача за плату производится лишь в случаях, специально оговоренных городскими нормативными актами.
4.4. Бессрочное (постоянное) пользование земельными участками как форма земельных отношений устанавливается для юридических лиц, включая совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы деятельности.
Правомочия юридических лиц - постоянных пользователей земли по распоряжению земельным участком ограничиваются возможностью возврата земельного участка городскому Совету.
4.5. Аренда земельного участка - форма земельных отношений, гражданско-правовой договор, на основании которого арендодатель (городской Совет или иной собственник земли, их представители) обязуется передать арендатору в срочное возмездное владение и пользование земельный участок, а арендатор обязуется использовать земельный участок в соответствии с договором, вносить арендную плату и возвратить земельный участок после истечения срока договора в состоянии, обусловленном в договоре.
На условиях аренды земельные участки предоставляются гражданам РФ, иностранным гражданам, лицам без гражданства, юридическим лицам РФ и иностранных государств, международным организациям и иностранным государствам.
Для возведения капитальных строений земельные участки предоставляются в долгосрочную аренду (сроком до 50-ти лет).
В договоре аренды земельного участка предусматривается порядок дальнейшего использования недвижимого имущества, расположенного на предоставленном земельном участке, после истечения срока договора аренды. Размер арендной платы устанавливается договором.
Договор аренды регистрируется в органах городской администрации и комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
4.6. Временное пользование земельным участком - форма земельных отношений, согласно которой собственник земли, землевладелец, землепользователь или арендатор передает заинтересованному физическому или юридическому лицу земельный участок в пользование на срок до трех лет. При этом составляется договор на право временного пользования земельным участком, который регистрируется в органах городской администрации и комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Плата за временное пользование землей поступает в городской бюджет. При этом собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы освобождаются от платы за земельные участки, переданные ими во временное пользование.
Предоставление земельного участка во временное пользование производится безвозмездно.
4.7. Право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, удостоверяется государственным актом или свидетельством о праве на землю, которые выдаются и регистрируются органами городской администрации и государственными органами.
5. Плата за землю
5.1. Использование земли в г. Омске является платным.
Плата за землю выступает в качестве:
5.2. Определение размеров всех видов платы за землю основывается на выявлении из общего массива городских земель зон различной градостроительной ценности и производится в рамках мероприятий по инвентаризации и комплексной экономической оценке городских земель.
5.3. Градостроительная ценность городских земель и отдельных земельных участков определяется на основе следующих факторов:
- функциональное назначение;
- месторасположение по отношению к центру города, местам трудовой деятельности, объектам культуры и бытового обслуживания населения;
- транспортная доступность;
- уровень инженерного оборудования и благоустройства территории и застройки;
- уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания населения;
- эстетическая и историческая ценность застройки, ландшафтная ценность территории;
- состояние окружающей среды, санитарные и микроклиматические условия;
- инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории разрушительным природным воздействиям;
- рекреационная ценность территории.
5.4. Земельный налог.
5.4.1. Земельный налог как форма платы за землю представляет собой обязательный фиксированный платеж, взимаемый городским Советом народных депутатов со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, кроме лиц, уплачивающих арендную плату.
5.4.2. Размеры земельного налога не зависят от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливаются в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
5.4.3. Ставки земельного налога на городские земли утверждаются городским Советом народных депутатов дифференцированно по зонам различной градостроительной ценности на основе ставок земельного налога в городах Западно-Сибирского экономического района, с учетом увеличения основной ставки налога на коэффициент статуса города, а также с учетом факторов, перечисленных в п. 5.3 настоящего Положения.
Средняя ставка земельног налога в г. Омске устанавливается городским Советом в соответствии с действующим законодательством.
5.4.4. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим и физическим лицам.
5.4.5. В зонах охраны памятников истории и культуры, зонах регулирования застройки, и других районах города, представляющих историческую ценность, по представлению Главомскархитектуры городским Советом могут быть установлены поправочные коэффициенты к земельному налогу. Коэффициенты устанавливаются в соответствии с Законом РФ "О плате за землю".
5.4.6. Ставки налога на земли, занятые жилищным фондом (муниципальным, общественным, кооперативным и индивидуальным) исчисляются в размере трех процентов ставки земельного налога соответствующей зоны города. При этом налог с территорий муниципального жилого фонда исчисляется с площади микрорайона нетто, распределяется на количество квартир и взимается с каждой квартиры пропорционально общей площади квартир.
5.4.7. Ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения, садоводческих и животноводческих товариществ, личного подсобного хозяйства (включая земли, занятые постройками и сооружениями) и земельные участки, используемые для огородничества, исчисляются городским Советом в соответствии с действующим законодательством.
5.4.8. Ставки налога на земли под дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами исчисляются в размере трех процентов ставки земельного налога соответствующей зоны города. Налог на часть площади, превышающую норму отвода под дачное и гаражное строительство не более чем в два раза, исчисляется в размере 15-ти процентов ставки земельного налога, а за часть площади, превышающую норму более чем в два раза, в размере полной ставки налога.
5.4.9. Земли общегородского пользования в соответствии с п. 3.1.2 налогом не облагаются.
5.4.10. Начисление налога на земли инженерной инфраструктуры, кроме земель, занимаемых сетями общегородского или районного значения, производится по ставке территории, обслуживаемой данной сетью.
5.4.11. Земли необъявленного назначения облагаются налогом по максимальной ставке района размещения участка.
5.5. Нормативная цена земли.
5.5.1. Нормативная цена земли как форма платы за землю применяется для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передачи земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передачи по наследству, дарении, получения банковского кредита под залог земельного участка и в других случаях, предусмотренных законодательством.
5.5.2. Нормативная цена земли для конкретных земельных участков определяется в размере пятидесятикратной ставки земельного налога в рублях за единицу площади земель соответствующего целевого назначения.
5.5.3. При определении нормативной цены земли за основу принимаются ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов. Льготы, предоставляемые по земельному налогу, при расчете нормативной цены земли не учитываются.
5.5.4. Исчисление нормативной цены земли при предоставлении земельных участков в собственность граждан для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также садоводства и животноводства производится исходя из ставки земельного налога для этой категории плательщиков.
5.6. Арендная плата.
5.6.1. Арендная плата как форма платы за землю представляет собой установленную договором аренды денежную сумму, которую арендатор обязуется регулярно уплачивать арендодателю за пользование земельным участком.
Все платежи за пользование землей государственного и муниципального земельного фонда, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, поступают в бюджет городского Совета народных депутатов и расходуются исключительно на следующие цели:
- финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование;
- разработку перспективной градостроительной документации;
- инженерное и социальное обустройство территории;
- фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества.
5.8. Основываясь на земельном законодательстве РФ, городской Совет определяет перечень категорий физических и юридических лиц, освобождаемых от платы за землю.
Городской Совет народных депутатов устанавливает льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.
5.9. Плата за землю не освобождает собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов от платежей (налога и арендной платы) за недвижимость, расположенную на городской территории.
6. Порядок предоставления земельных участков
6.1. В собственность, владение и пользование заинтересованным физическим и юридическим лицам земельные участки предоставляются:
- на свободных землях в соответствии с функциональным зонированием территории города;
- на землях, поступающих в ведение городского Совета в связи с расширением границ города;
- на землях, по которым прекращаются права собственности, владения или пользования.
6.2. Земельные участки на территории г. Омска в порядке отвода предоставляются:
а) гражданам для:
- индивидуального жилищного строительства;
- ведения дачного хозяйства, садоводства;
- огородничества;
- предпринимательской деятельности и иных, не запрещенных законом целей;
б) юридическим лицам для:
- строительства объектов производственного и непроизводственного назначения;
- малого коммунального строительства;
- предпринимательской деятельности и иных, не запрещенных законом целей.
Предоставление фактически занимаемых земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в порядке, предусмотренном п. 6.9 настоящего Положения.
6.3. Право на застройку участка при наличии нескольких заявителей либо при определенной градостроительной ценности участка может быть реализовано путем проведения конкурса либо аукциона.
6.4. Порядок предоставления земельных участков под строительство объектов юридическим лицам и иным предпринимательским структурам.
6.4.1. Предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в предоставлении земельных участков под строительство объектов как производственного, так и непроизводственного назначения обращаются в администрацию г. Омска с ходатайством о предварительном согласовании места размещения объекта с указанием требуемых размеров земельного участка.
6.4.2. Администрация города производит предварительный выбор земельного участка под строительство объекта и оформляет его соответствующим актом, являющимся одновременно разрешительным письмом на сбор технических условий освоения участка.
6.4.3. Акт предварительного выбора земельного участка действует в течение трех месяцев, и сам по себе, без последующего осуществления процедуры согласования технических условий право на строительство не дает.
6.4.4. Заказчик согласовывает технические условия освоения предварительно выбранного земельного участка путем сбора необходимых документов от инженерных сетей города, органов санитарного и пожарного надзора, ряда других учреждений и организаций, входящих в число городских служб.
Должностные лица каждой из городских служб рассматривают материалы согласования технических условий не позднее чем в двухдневный срок. Отказ в согласовании какого-либо из технических условий должен быть мотивирован и изложен в письменном виде.
Обеспечение сбора технических условий осуществляется администрацией города в соответствии с Положением о порядке согласования технических условий при предоставлении земельных участков под строительство объектов.
6.4.5. По получении данных согласования от заказчика Главомскархитектура не позднее чем в 20-дневный срок готовит проект постановления главы городской администрации о разрешение на проведение проектно-изыскательских работ.
6.4.6. На основании вышеуказанного постановления Главомскархитектура в 10-дневный срок выдает заказчику архитектурно-планировочное задание на проектирование объекта. Проект застройки участка выполняется специализированными проектными организациями (в т.ч. творческими мастерскими), имеющими соответствующую лицензию государственного образца на выполнение данного вида работ. Выбор проектной организации производится заказчиком самостоятельно. Отношения заказчика и проектной организации строятся на договорной основе.
6.4.7. На время проведения проектно-изыскательских работ земельный участок может быть зарезервирован за заказчиком. При этом заказчик ежемесячно вносит во внебюджетный фонд города плату за резервирование участка в размере, определяемом договором с администрацией города.
6.4.8. По завершении проектно-изыскательских работ проект строительства объекта, утвержденный заказчиком, окончательно согласовывается с Главомскархитектурой. Главомскархитектура готовит проект постановления главы городской администрации о предоставлении заказчику земельного участка под строительство объекта. При положительном решении вопроса глава городской администрации принимает соответствующее постановление.
6.4.9. Земельный участок, выделенный заказчику под строительство, предоставляется ему в аренду либо в бессрочное (постоянное) пользование.
В случаях, когда заказчик после окончании строительства обязан передать выстроенный объект в собственность другому лицу, либо когда строительство объекта осуществляется за счет привлечения финансовых средств нескольких организаций, земельный участок предоставляется заказчику во временное пользование либо в аренду на период строительства. В этот период заказчик ежемесячно вносит во внебюджетный фонд города плату за пользование участком (арендную плату) в размере соответствующей ставки земельного налога. После приемки объекта в эксплуатацию государственной комиссией земельный участок предоставляется собственнику объекта в бессрочное пользование либо в долгосрочную аренду.
В случаях, когда собственниками выстроенного здания, сооружения, иного недвижимого имущества выступают несколько юридических лиц, земельный участок после приемки объекта в эксплуатацию предоставляется им в бессрочное пользование либо аренду на правах совместного пользования либо, по их взаимному согласию, одному из собственников в бессрочное пользование либо в аренду.
После приемки и ввода в эксплуатацию жилых объектов, построенных за счет привлечения финансовых средств нескольких организаций и граждан, земельные участки предоставляются в бессрочное пользование кондоминиумам (товариществам собственников недвижимости), образуемым в соответствии со ст. 8 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", зарегистрированным в районных администрациях по месту нахождения объектов.
6.4.10. Землеустроительная служба города обеспечивает перенесение землеустроительного проекта в натуру (на местность), оформляет и выдает землеотводные документы, осуществляет надзор за выполнением проекта землеустройства.
6.4.11. Решение городской администрации об отказе в предоставлении земельного участка выдается заказчику в 3-х дневный срок в письменной форме. Указанное решение может быть обжаловано заказчиком в 10-ти дневный срок в исковом порядке.
6.4.12. Неосвоение земельного участка заказчиком в течение 2-х лет влечет изъятие участка.
6.5. Предоставление земельных участков гражданам под индивидуальное жилищное строительство.
6.5.1. Гражданин, заинтересованный в предоставлении ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обращается с заявлением на имя главы городской администрации в администрацию района по месту предполагаемого нахождения участка с соответствующим ходатайством.
6.5.2. Органы районной администрации по согласованию с Главомскархитектурой производят предварительный выбор земельного участка. Выбор участка производится в учетом Генерального плана города, функционального зонирования территории и проекта детальной планировки района.
6.5.3. По получении всех необходимых документов согласования районная администрация обобщает все собранные материалы и готовит проект постановления главы городской администрации об отводе гражданину земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.
6.5.4. Глава городской администрации принимает постановление о предоставлении гражданину земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в пожизненное наследуемое владение, в собственность либо в аренду или, в случае уважительных причин, отказывает в таковом.
6.5.5. На основании постановления главы администрации землеустроительная служба города производит отвод земельного участка в натуре (на местности), оформляет и выдает землеотводные документы.
6.5.6. Заявления граждан о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство должны быть рассмотрены в месячный срок. Копия решения о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
6.5.7. На основании решения об отводе земельного участка районный архитектор выдает застройщику архитектурно-планировочное задание на строительство индивидуального жилого дома, в соответствии с которым застройщик заключает с лицензированной проектной организацией договор на разработку проектно-сметной документации.
По окончании разработки проекта застройщик представляет проект районному архитектору для согласования и получения разрешения на строительство.
6.5.8. Строительство индивидуального жилого дома должно осуществляться в строгом соответствии с проектом.
6.5.9. Решение городской администрации об отказе в предоставлении земельного учаска под индивидуальное жилищное строительство выдается гражданину в двухнедельный срок в письменной форме. Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
6.6. Предоставление земельных участков под малое коммунальное строительство.
6.6.1. Предоставление земельных участков гражданам под малое коммунальное строительство (гаражи, погреба и т.д.) осуществляется на основе предварительного объединения граждан в коллективы застройщиков и последующей регистрации таких коллективов в качестве юридических лиц.
6.6.2. Получив статус юридического лица, коллектив застройщиков подает на имя главы администрации района по месту предполагаемого расположения участка заявление о предоставлении земельного участка.
6.6.3. Органы районной архитектуры по согласованию с Главомскархитектурой производят предварительный выбор земельного участка. Выбор участка производится с учетом генерального плана города, функционального зонирования территории, проекта детальной планировки района и в соответствии со схемой размещения объектов малого коммунального строительства, утвержденной городской администрацией.
6.6.4. По получении акта выбора участка глава районной администрации принимает постановление об отводе коллективу застройщиков земельного участка под малое коммунальное строительство или, в случае уважительных причин, отказывает в таковом.
6.6.5. На основании постановления главы районной администрации землеустроительная служба города производит отвод земельного участка в натуре (на местности), оформляет и выдает землеотводные документы.
6.6.6. Заявления коллективов застройщиков о предоставлении земельных участков под малое коммунальное строительство должны быть рассмотрены в месячный срок. Копия решения об отводе земельного участка выдается в семидневный срок с момента его принятия.
6.6.7. На основании решения об отводе земельного участка районный архитектор выдает коллективу застройщиков архитектурно-планировочное задание на строительство объектов малого коммунального назначения, в соответствии с которым коллектив застройщиков заключает с лицензированной проектной организацией договор на разработку проектно-сметной документации.
По окончании разработки проекта коллектив застройщиков представляет проект районному архитектору для согласования и получения разрешения на строительство.
6.6.8. Строительство объектов малого коммунального назначения должно осуществляться в строгом соответствии с проектом.
6.6.9. Земельный участок, выделенный коллективу застройщиков под малое коммунальное строительство, предоставляется в аренду либо в бессрочное (постоянное) пользование.
6.6.10. Решение районной администрации об отказе в предоставлении земельного учаска под малое коммунальное строительство может быть обжаловано в установленном законом порядке.
6.6.11. При отводе земельных участков под строительство платных автостоянок применяются правила настоящего раздела (п. 6.6.1 - 6.6.10 Положения).
6.6.12. Предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества осуществляется в соответствии с положением, принимаемым городским Советом народных депутатов.
6.7. Предоставление земельных участков и прав на их застройку путем конкурсного отбора.
6.7.1. Конкурсный порядок отбора претендентов на право получения и застройки земельного участка устанавливается городской администрацией по отдельным, представляющем достаточную ценность земельным участкам, требующим выбора наиболее оптимального режима их использования и проведения в связи с этим конкурсного отбора среди претендентов.
6.7.2. Городская администрация совместно с Фондом имущества г. Омска через средства массовой информации объявляет об открытии конкурса на право получения и застройки конкретного земельного участка. Земельный участок выставляется на конкурс с приложением всех сопроводительных документов об условиях его освоения.
6.7.3. Все заинтересованные в застройке земельного участка физические и юридические лица в 20-дневный срок подают в конкурсную комиссию, образуемую городской администрацией, заявку о своем участии в конкурсе и представляют свою программу освоения участка с соответствующим техникоэкономическим обоснованием.
6.7.4. Конкурсная комиссия рассматривает все поданные заявления и прилагаемые к ним программы с точки зрения:
- экономической целесообразности;
- экологических требований;
- соответствия намечаемого строительством объекта функциональному зонированию городской территории;
- соответствия объекта архитектурному облику данной части города;
- финансово-экономической характеристики претендента.
6.7.5. На основе тщательного анализа всех представленных программ конкурсная комиссия определяет победителя, выдает ему соответствующий документ, на основании которого последний получает право на предоставление земельного участка и его застройку.
Решение конкурсной комиссии не освобождает победителя от прохождения процедур, предусмотренных п.п. 6.4, 6.5, 6.6 настоящего Положения.
6.7.6. Порядок проведения конкурса на право приобретения освоенных земельных участков (вместе с расположенными на них объектами недвижимости) регулируется специальным Положением, принимаемым городским Советом народных депутатов в соответствии с действующим законодательством.
6.8. Предоставление земельных участков и прав на их застройку путем проведения аукциона.
6.8.1. Главомскархитектура совместно с городской землеустроительной службой в соответствии с генеральным планом определяют и вносят на утверждение городской администрации перечень отдельных земельных участков, право на получение и застройку которых может быть реализовано на основе аукциона.
6.8.2. Земельные участки выставляются на аукцион с заранее произведенным согласованием технических условий их освоения.
6.8.3. Комитет по градостроительству и землепользованию на основании инвентаризационной оценке земли определяет и вносит на утверждение городской администрации начальные цены прав на получение и застройку земельных участков, выставленных на аукцион.
6.8.4. Организацию и проведение аукциона осуществляет городской комитет по градостроительству и землепользованию совместно с Фондом имущества г. Омска.
6.8.5. Купившим право на получение и застройку земельного участка на аукционе считается лицо, назвавшее в ходе торгов наибольшую цену и уплатившее ее в течение трех дней.
6.8.6. Уплата продажной цены приобретателем права на застройку земельного участка не освобождает его от обязательств по прохождению процедур, предусмотренных п.п. 6.4, 6.5, 6.6 настоящего Положения.
6.8.7. Порядок продажи на аукционе освоенных земельных участков (вместе с расположенными на них объектами недвижимости) регулируется специальным положением, принимаемым городским Советом народных депутатов в соответствии с действующим законодательством.
6.9. Предоставление фактически занимаемых земельных участков.
6.9.1. Земельные участки, фактически занимаемые индивидуальными жилыми домами, предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение при условии:
- добросовестного и открытого владения и пользования (не менее 15 лет) земельными участками и жилыми домами, расположенными на этих участках;
- постройки жилого дома в соответствии со строительными нормами и правилами;
- пригодности жилого дома для постоянного проживания;
- согласования с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на предмет нарушений земельного законодательства.
6.9.2. Гражданин, заинтересованный в предоставлении ему фактически занимаемого под жилым домом земельного участка обращается с заявлением об этом на имя главы городской администрации в администрацию района по месту нахождения участка.
6.9.3. Органы районной администрации по согласованию с Главомскархитектурой дают заключение на предмет соответствия землепользования требованиям п. 6.9.1 настоящего Положения и готовят проект постановления главы городской администрации о предоставлении гражданину фактически занимаемого земельного участка в пожизненное наследуемое владение.
6.9.4. При положительном решении вопроса глава городской администрации принимает соответствующее постановление.
6.9.5. Решение об отказе в предоставлении фактически занимаемого земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.
6.9.6. Земельные участки, фактически занимаемые юридическими лицами, могут быть предоставлены им в аренду после рассмотрения комитетом по земельным ресурсам и землеустройству факта нарушения земельного законодательства.
7. Пользование земельными участками
7.1. Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:
а) самостоятельно осуществлять на отведенном земельном участке предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность;
б) возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;
в) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты и подземные воды;
г) требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд или вызванных иным ограничением прав.
Кроме случаев, перечисленных выше, собственники земли имеют право:
а) получить стоимость земельного участка в случае его изъятия для государственных и общественных нужд;
б) продать земельный участок городскому Совету, либо в случаях, установленным законом, любому физическому или юридическому лицу;
в) закладывать земельный участок в качестве залога под получение кредита, а также в целях обеспечения любого другого гражданско-правового обязательства (ипотечные операции);
г) сдавать земельный участок в аренду под цели, определяемые функциональным назначением земли.
7.2. Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:
а) рационально использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, определяемым градостроительной документацией;
б) применять природоохранные мероприятия, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
в) вести любое строительство, руководствуясь действующими градостроительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными, природоохранными органами;
г) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;
д) своевременно представлять в органы городской администрации установленные действующим законодательством сведения о состоянии и использовании земель.
7.3. Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут приступать к использованию земельных участков только после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
7.4. Вмешательство в деятельность собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, связанные с использованием земли со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства, градостроительного и экологического уставов.
7.5. Разрешение земельных споров и защита прав собственников земли, землевладельцев и землепользователей, арендаторов осуществляется городской, районной в городе администрацией, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, а также через суд или арбитраж.
7.6. Убытки, причиненные нарушением прав участников земельных отношений, подлежат возмещению в полном объеме.
8. Прекращение прав на землю
8.1. Права на землю прекращаются на основании:
а) добровольного прекращения;
б) изъятия земель для государственных и общественных нужд;
в) изъятия земель при нарушении земельного законодательства;
г) смерти собственника земли, землевладельца, землепользователя, арендатора;
8.2. В добровольном порядке права на землю прекращаются в случаях:
а) добровольного отказа от земельного участка;
б) отчуждения (продажи, дарения и т.д.) земельного участка;
в) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
г) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации;
д) перехода права собственности на строение, сооружение в соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РСФСР.
8.3. Изъятие земли представляет собой административное действие компетентного органа государства, служащее основанием прекращения прав собственности, владения и пользования на земельный участок. Изъятие земельных участков в городе Омске осуществляется на основании постановления главы городской администрации.
8.4. Изъятие земли для государственных или общественных нужд применяется в случаях необходимости удовлетворения потребностей города при строительстве крупных предприятий, прокладке дорог, разработке полезных ископаемых, строительстве объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.
8.5. Изъятие земли как санкция за нарушение земельного законодательства применяется в случаях:
а) использования земли не по целевому назначению;
б) использования земли способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки;
в) нерационального использования земли;
г) систематической неуплаты земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;
д) неосвоения земельного участка в течение двух лет.
Постановление главы городской администрации об изъятии земельного участка принимается на основании заключения (акта) о нарушении земельного законодательства и акта изъятия участка, составленных комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска.
Убытки, возникшие у лиц, к которым применена санкция в виде изъятия земли, не возмещаются.
8.6. Постановление главы городской администрации об изъятии земельного участка может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
9. Ответственность за нарушение настоящего Положения
9.1. За нарушение настоящего Положения наступает ответственность в соответствии со ст.ст. 124, 125, 126 Земельного Кодекса РСФСР.
9.2. За нарушения условий настоящего Положения, ответственность по которым Земельным Кодексом РСФСР не предусмотрена, виновные должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии со ст. 87 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР".
9.3. Налагать штрафы и применять другие, предусмотренные законом, санкции к лицам, виновным в нарушении настоящего Положения вправе:
а) комиссия городского комитета по землеустройству и землепользованию;
б) местные органы Министерства экологии и природных ресурсов РФ;
в) местные органы Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора;
г) комиссия городской инспекции Госархстройнадзора.
9.4. Комиссия городского комитета по землеустройству и землепользованию налагает штрафы за:
- самовольное занятие земельных участков;
- захламление земель;
- порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;
- нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязянностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- искажение сведений о состоянии и об использовании земель;
- нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда.
9.5. Местные органы Министерства экологии и природных ресурсов РФ налагают штрафы за загрязнение земель токсичными и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
9.6. Местные органы Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора налагают штрафы за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, заражение бактериальными, паразитическими и карантинными вредными организмами.
9.7. 70% средств, взысканных по штрафам за нарушения земельного законодательства, переводятся в целевой внебюджетный фонд городского Совета народных депутатов. Оставшиеся 30% направляются на обеспечение деятельности городского комитета по градостроительству и землепользованию, комитета по землеустройству и землепользованию, а также используются на цели, связанные с организацией использования и охраны земель, ведением земельного кадастра, землеустройством, проведением топографно-геодезических, почвенных, геоботанических и других проектно-изыскательских работ, связанных с изучением земельных ресурсов, освоением новых земель, повышением их плодородия, защитой от эрозии, оползней, подтопления.
9.8. Дела по самовольному строительству на городских землях рассматривает комиссия городской инспекции Госархстройнадзора. При этом 70% средств, взысканных по штрафам за указанное правонарушение, направляются в целевой внебюджетный фонд городского Совета народных депутатов. Оставшиеся 30% зачисляются на счет инспекции Госархстройнадзора и используются на цели, связанные с организацией архитектурно-строительного надзора на территории г. Омска.
9.9. Штрафы за нарушение земельного законодательства могут быть наложены не позднее 2-х месяцев со дня обнаружения правонарушения.
9.10. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда.
9.11. Физические лица, виновные в самовольном захвате земель, самовольном строительстве, самовольном распоряжении земельным участком могут привлекаться к уголовной ответственности в соответствии со ст. 199 УК РСФСР в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Малого Совета Омского городского Совета народных депутатов от 6 апреля 1993 г. N 57 "О земле и земельных отношениях на территории г. Омска"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Омского городского Совета от 15 января 2003 г. N 7 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Омского городского Совета от 20 сентября 2000 г. N 298
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
Решение Омского городского Совета от 7 июня 1995 г. N 56
Решение Малого Совета Омского городского Совета народных депутатов от 18 мая 1993 г. N 100 (в редакции решения Малого Совета Омского городского Совета народных депутатов от 26 октября 1993 г. N 192)