Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы
городского самоуправления
от 02.11.2000 N 488-п
Программа
информатизации системы образования города Омска
Информатизация сферы образования является одним из приоритетных направлений государственной информационной политики Российской Федерации.
Анализ проблемы
Проблема информатизации общества вызвана противоречием между необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах человеческой деятельности, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации посредством традиционных технологий и средств связи, с другой стороны. Интенсификация информационного обмена в современном обществе и, как следствие - переход в области обмена информацией на новые технологии, обмен информацией в планетарном масштабе приводит к необходимости создания глобальных информационных систем. Мировой опыт создания и развития подобных систем показывает, что ни одна из них не может быть создана без поддержки и координации со стороны органов государственной власти, поскольку затраты на создание, эксплуатацию и развитие носят действительно государственные масштабы.
Знания и навыки, приобретаемые будущими специалистами при обучении в школе и ВУЗе, существенно влияют на перспективы развития общества. В образовании наблюдается тенденция быстрого увеличения разрыва между реальным состоянием технического обеспечения процесса информатизации и нарастающим потоком внедрения информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Эта тенденция обусловлена тем обстоятельством, что методы, и средства информационных технологий претерпевают наиболее быстрые и радикальные изменения по сравнению с другими направлениями деятельности. Различие уровней информационного обеспечения сегодня становится одной из существенных причин в дисбалансе экономического развития передовых и слаборазвитых стран.
На общегосударственном уровне заявлено о программе информатизации образования, которая касается, в основном, сельских школ.
Информатизация системы образования города Омска относится к задачам органов местного самоуправления. Программа информатизации системы образования полностью вписывается в концепцию и программу информатизации города.
Проанализируем состояние информатизации в системе образования г. Омска. В настоящее время в Омске 106 школ из 152 (примерно 60%), оснащены вычислительной техникой. Только в 54 школах имеется техника, пригодная для работы с использованием новых информационных технологий. Во многих школах есть опыт работы с компьютерной техникой, и ощущается потребность в переоснащении аппаратурой современного типа. Это серьезный резерв информатизации. В 46 школах нет, и никогда не было компьютеров. Отсутствие доступа к современным информационным технологиям сдерживает развитие этих школ, приводит к оттоку из них способных учащихся, которые вынуждены для удовлетворения своих образовательных потребностей совершать поездки из отдаленных районов города в центр.
Разнообразие школьной вычислительной техники, ее несовместимость и ограниченность возможностей привели к тому, что пространство школьной информатики разбилось на слабо взаимодействующие группы по типам техники.
Тем не менее, в этих условиях сформировались стабильные кадры специалистов по школьной информатике. Треть учителей этого предмета имеют высшую квалификационную категорию. В ряде школ проводятся компьютерные уроки по различным предметам, в некоторых ведутся интегрированные курсы (информатика-математика, астрофизика, литература, русский язык, чтение и т.п.). В различных педагогических коллективах наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу через ведение интегрированных уроков, психологический мониторинг, новые методы обучения и интеллектуального развития. Явно намечается тенденция повышения мотивации детей к обучению, используя интерес детей к информатике.
Можно утверждать, что в настоящее время большинство выпускников омских школ обладают необходимым минимальным объемом знаний в области информатики, а в ряде школ уровень подготовки по этому предмету стабильно высок. Растет число учителей-предметников, обладающих знаниями в этой области. Причиной тому - большое внимание, которое уделяют Омский государственный педагогический университет и Омский государственный университет компьютерной грамотности выпускников.
В тех школах, оборудование которых позволяет использовать современные технологии, уже накоплен собственный опыт обучения этим технологиям, применения их в преподавании различных предметов, углубленном изучении информатики, школьном делопроизводстве. В течение 5-ти лет 12 школ использовали сетевые коммуникации в учебном процессе. В этих школах сформировался круг учителей, являющихся носителями компьютерных образовательных технологий. Сегодня они готовы оказывать помощь коллегам из омских и иногородних школ.
Например, при физико-математической школе-лицее N 64 работает городская проблемная лаборатория информатики, которая имеет постоянный выход в Интернет и собственный Web-сервер, наполняемый информацией об этой школе и других учебных заведениях города. В декабре 1999 года 27 школ города включились в сеть Интернет. Создан межшкольный образовательный сервер. Наш город вошел в 14 регионов страны, участвующих в двухгодичной программе IATP ("Обучение и доступ в Интернет"), проводимой американской некоммерческой организацией "Проект Гармония". В рамках этой программы разрабатывается около ста телекоммуникационных проектов, направленных на пополнение глобальной сети Интернет русскоязычными образовательными ресурсами. Школы участвуют в сотнях городских и межрегиональных конкурсов и проектов, и во многих из них омские школьники стали победителями.
Развитию информатизации образования в г. Омске препятствовало как отсутствие постоянного финансирования, так и то, что научные учреждения и предприятия, связанные с информационными технологиями, не были готовы к полномасштабному сотрудничеству. Из разработанной в 1997 году программы реализованы лишь отдельные фрагменты, а ряд позиций утратил свою актуальность.
В настоящее время сложились предпосылки для развертывания эффективной работы в этом направлении. Партнеры управления образования, в лице филиала Института математики им. Соболева СО РАН (ФИМ СО РАН), ОАО "Электрическая связь" и Омского Государственного Университета, межрегионального некоммерческого партнерства "Агентство развития социально-информационных технологий" готовы к сотрудничеству.
Таким образом, после рассмотрения исходного состояния информатизации системы образования в городе Омске, можно выделить следующие проблемы:
- отсутствие телекоммуникационной инфраструктуры образования, что препятствует внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс;
- низкий уровень технической оснащенности школ современными средствами компьютерной техники;
_- недостаточное использование средств компьютерной техники для управленческих целей, что мешает получению достоверной информации о состоянии образования города;
- слабо используется такой фактор повышения мотивации к обучению как интерес детей к компьютерным технологиям;
- низкая информационная культура населения города.
Цели и задачи информатизации
Основной целью информатизации образования является создание информационной платформы для системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, расширение контактов педагогов в профессиональной области, обеспечивает открытость системы образования.
Информационная система осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности. Основными участниками и пользователями информационной системы будут ученики, педагоги, руководители школ и специалисты управления образования. Создавая систему, основанную на территориальном принципе, можно предоставить доступ к информационным и техническим ресурсам широких слоев населения города.
В образовательной части информационная система должна решать следующие задачи:
- формирование у детей устойчивой положительной мотивации к обучению;
- индивидуализация обучения в сочетании с формированием у учащихся устойчивых профессиональных и этических норм работы в трудовом коллективе, занятом применением новых технологий;
- предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям как необходимому условию существования в современном информационном обществе;
- обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам: файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам;
- предоставление всем участникам системы образования возможностей обмена информацией посредством электронной почты, в целях организации внутригородских и межрегиональных связей, включая международные контакты;
- создание и публикация в электронном виде материалов методического и учебного характера, электронных учебников, систем проверки знаний и методических пособий;
- внедрение системы автоматизированного контроля качества образования;
- организация и развитие системы дистанционного обучения в целях предоставления равных учебных возможностей независимо от принадлежности к какой-либо социальной группе;
- организация и ведение телеконференций, чатов, семинаров и периодических изданий в области образования;
- формирование у обучаемых навыков коллективной работы в составе распределенных творческих и профессиональных групп.
В части управления образовательными учреждениями система должна решать следующие задачи:
- разработка механизмов повышения положительной мотивации учащихся на обучение;
- сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в образовательных учреждениях;
- создание единой информационной базы данных, включающей в себя сведения об участниках образовательного процесса;
- обеспечение оперативности сбора, упорядочивания и публикации информации, предназначенной для руководства учреждениями образования;
- автоматизация документооборота всех участников информационной системы;
- автоматизация финансовой деятельности образовательных учреждений (расчет заработной платы, учет материальных ценностей и т.д.);
- автоматизация учета кадров.
Правовое обоснование программы
Нормативно-правовой основой программы (городского проекта) являются:
- Закон РФ "Об образовании";
- Закон РФ "О связи" от 16.02.95 N 15-ФЗ (в ред. от 06.01.99 N 8-ФЗ);
- Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 N 24-ФЗ;
- "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России", одобренная решением Президента РФ от 23 ноября 1995 года N ПР-1694.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении - утверждено постановлением Правительства РФ от 31.08.94 года N 1008 (в ред. от 15.01.97 г.);
- Письмо Министерства образования РФ от 21.07.95 г. N 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг";
- Программа "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования", утверждена 28.10.1999 года приказом N 659 Министра образования РФ.
Ресурсное обеспечение программы
Финансовые ресурсы
Финансирование программы осуществляется за счет средств:
- городского бюджета,
- благотворительных и спонсорских средств,
- иных, не противоречащих законодательству, источников финансирования.
Общий объем предполагаемого финансирования составит: 27 млн. рублей.
I этап (2001-2002 гг.)- 10879853 рубля;
II этап (2003 г.) - 7403224 рубля;
III этап (2004-2005 гг.) - 8716923 рубля,
по направлениям:
1. Проектирование экспериментальной площадки;
2. Запуск экспериментальной площадки;
3. Опытная эксплуатация;
4. Поэтапное масштабирование.
Более 80% финансовых ресурсов будут направлены на приобретение половины комплекта аппаратных средств. Поставка оставшейся части оборудования предполагается за счет внебюджетных источников.
Трудовые ресурсы
Для успешной реализации программы предполагается использование специалистов управления образования, территориальных отделов образования, персонал муниципальных образовательных учреждений, с привлечением профессорско-преподавательского состава и студентов высших учебных заведений, специалистов ФИМ СО РАН, ОАО "Электрическая связь", Омского государственного университета, межрегионального некоммерческого партнерства "Агентство развития социально-информационных технологий".
Механизм реализации программы
Администрация города Омска осуществляет контроль за деятельностью участников реализации программы, производит распределение бюджетных средств, осуществляет контроль их использования.
Ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, управление образования предоставляет администрации города отчет о результатах выполнения программы и расходовании средств.
Руководитель программы - начальник управления образования администрации г. Омска.
На первом этапе (2001-2002 гг.):
- разработать технический проект корпоративной сети системы образования г. Омска;
- создать экспериментальную площадку "Корпоративная сеть системы образования г. Омска" для отладки механизма работы;
- включить в состав участников экспериментальной площадки базовые школы, управление образования и территориальные отделы образования;
- назначить в базовых школах программистов-координаторов сети;
- дооснастить муниципальные базовые учреждения вычислительной техникой и средствами телекоммуникации (модемы, линии связи);
- создать класс открытого доступа к сети Интернет для освоения Интернет-технологий;
- организовать обучение педагогических кадров использованию современных информационных технологий в учебном процессе.
На втором этапе (2003 г.) проводится:
- масштабирование экспериментальной площадки "Корпоративная сеть системы образования г. Омска" (дооснащение школ комплектом технических средств, необходимых для работы в сети: модем, компьютер, линии связи);
- приобретение, адаптация и внедрение программного обеспечения для образовательной деятельности;
- обучение педагогов и руководства школ новым информационным технологиям.
На третьем этапе (2004-2005 г.) происходит:
- включение в информационную систему всех участников образовательного процесса города Омска (поставка техники и организация курсов).
Управление образования администрации г. Омска:
- организует работу муниципальных учреждений образования по реализации программы;
- производит распределение бюджетных и части внебюджетных средств на реализацию программы и осуществляет контроль их использования;
- подбирает и обучает кадры для реализации программы, осуществляет кадровую политику;
- координирует работу по созданию информационной системы образования и контроль за деятельностью исполнителей программы;
- анализирует выполнение программы, своевременно, в установленном порядке, вносит на рассмотрение администрации г. Омска предложения по уточнению мероприятий, сроков реализации программы.
Муниципальные учреждения образования:
- осуществляют мероприятия предусмотренные программой, изучают и анализируют их результаты и эффективность;
- в установленном порядке вносят предложения в управление образования администрации г. Омска по уточнению мероприятий программы и сроков их осуществления;
- своевременно отчитываются об исполнении мероприятий программы.
Департамент финансов и экономики администрации г. Омска:
- осуществляет целевое финансирование программы информатизации муниципальной системы образования;
Ожидаемые результаты
Осуществление мероприятий программы позволит достигнуть следующих результатов:
1. Создание и развитие инфраструктуры школьного образования - обеспечение компьютерным оборудованием, создание корпоративной сети системы муниципального образования с выходом в глобальную сеть Интернет. Запланировано поставить 96 компьютерных классов.
2. Повышение мотивации познавательной деятельности учащихся в целом в процессе обучения, на основе существующей тематической заинтересованности детей.
3. Подготовка квалифицированных специалистов (учителей и руководящих работников образования), способных эффективно использовать современные информационные технологии в своей профессиональной деятельности. В течение 5-ти лет планируется обучить использованию интернет-технологий в образовательном процессе 325 человек.
4. Создание образовательных Интернет-ресурсов (образовательные проекты, дистанционные курсы, виртуальные методические объединения).
5. Создание муниципальных образовательных информационных ресурсов, знакомство с которыми привлечет интерес российской и мировой общественности к городу Омску.
6. Популяризация и внедрение Интернет в систему образования через учебный процесс школы, внешкольную деятельность.
7. Повышение качества управленческих решений за счет использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях и этапах образовательного процесса.
Заместитель главы администрации,
управляющий делами |
В.Е. Тимофеев |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы городского самоуправления г. Омска от 2 ноября 2000 г. N 488-п "О программе информатизации системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.