Постановление Главы администрации Омской области
от 31 октября 1994 г. N 532-п
"О плане действий администрации области по охране
окружающей среды на 1994-1995 годы"
Указом Губернатора Омской области от 9 января 2004 г. N 2 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях создания необходимых условий для реализации основных положений государственной стратегии на территории Омской области по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы" постановляю:
1. Утвердить план действий администрации области по охране окружающей среды на 1994-1954 годы.
2. Администрации г. Омска (Рощупкин В.П.), главам администраций районов области обеспечить разработку своих планов по охране окружающей среды на 1995 год в срок до 31.12.94 г.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на областной комитет по охране природы (Семеняк В.Т.) и экономический комитет администрации области (Сараев А.Р.).
Глава администрации |
Л.К. Полежаев |
Утвержден
постановлением главы
администрации области
от 31 октября 1994 г. N 532-п
План действий администрации области по охране
окружающей среды на 1994-1995 годы
Законодательные и нормативные акты, программы и мероприятия, подлежащие разработке (реализации) |
Форма документа | Срок подготовки (реализации) |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений |
|||
1.1. О внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации по охране окружающей природной среды (по мере поступления в администрацию области на рассмотрение проектов Законов) 1.2. Обеспечение реализации мероприятий по Омской области в составе федеральных программ: 1. - "Экологическая безопасность России" 2. - "Отходы" 3. - "Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации на 1994-1995 годы и на период до 2000 года" 4. - "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации" 5. - "Обращение с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами, их утилизация и захоронение" 6. - "Конверсия экологии" 7. - "Повышение плодородия почв России" 8. - "Мониторинг земель Российской Федерации" 9. - "Экологически чистая энергетика" (в составе федеральной целевой программы "Топливо и энергия") 10. - "Переработка золошлаковых отходов тепловых электростанций" (в составе федеральной целевой программы "Топливо и энергия" 1.3. Реализация программ фундаментальных исследований Российской академии наук и одобренных Миннауки России научно - технических программ в области природопользования и окружающей среды 1.4. Внести в Законодательное Собрание проекты законов Омской области: 1. - О плате за землю 2. - О плате за поверхностные водные ресурсы 3. - О плате за подземные воды 4. - О плате за лесные ресурсы 5. - О плате за охотничьи ресурсы 1.5. Провести всесторонний анализ выполнения экологического законодательства на территории области и подготовить нормативные меры усиления борьбы с экологическими правонарушениями 1.6. О порядке лицензирования пользования водными объектами на территории Омской области 1.7. О порядке осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов на территории области 1.8. О мерах по рациональному использованию минерально-сырьевой базы Омской области 1.9. Реализация областной целевой программы "Повышение плодородия почв Омской области" 1.10. Реализация областной целевой программы "Мониторинг земель Омской области" 1.11. Разработать и осуществить комплекс мер по регулированию режима лесопользования в целях обеспечения полного восстановления лесов на площади вырубок и рационального использования лесных ресурсов 1.12. Разработать положение "Охрана водоемов и рациональное использование водных ресурсов" 1.13. Проведение геоэкологических исследований и картографирование территории Омской области в масштабах 1:1000000 и 1:200000 с целью изучения и оценки региональных техногенных изменений геологической среды, проведение геоэкологического районирования и обоснование рекомендации по рациональному народно -хозяйственному освоению территории 1.14. Разработка "Генеральной схемы рационального, научно-обоснованного использования земельных, водных и биологических ресурсов поймы р. Иртыш в Омской области" 1.15. Разработка областной программы мониторинга окружающей среды |
Подготовка предложений в Правительство РФ и Минприроды России Подготовка и внесение предложений в Правительство РФ, соответствующие органы федеральной власти о выделении бюджетных ассигнований или льготных долгосрочных кредитов на реализацию мероприятий соответствующих региональных программ Внесение предложений в Миннауки России о выделении бюджетных ассигнований для реализации программы "Омский регион" Закон Омской области Закон Омской области Закон Омской области Закон Омской области Закон Омской области Совместное постановление глав администраций области и города Постановление главы администрации Постановление главы администрации Постановление главы администрации Подготовка периодических отчетов о ходе реализации программы Подготовка периодических отчетов о ходе реализации Мероприятия Положение Геологический отчет и карты масштаба 1:1000000 и 1:200000 Генеральная схема Программа |
Постоянно 1994-1995 гг. 1994-1995 гг. IV кв. 1994 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. II кв. 1995 г. I кв. 1995 г. I кв. 1995 г. IV кв. 1995 г. 1994-1995 гг. 1994-1995 гг. 1995 г. II кв. 1995 г. 1994-1995 гг. IV кв. 1995 г. 1995 г. |
Экономический комитет, Облкомприроды Облкомприроды, Экономический комитет Облкомприроды Облкомприроды Омскгидромет, ЦМОС, Облкомприроды Центросибгеолком, Экономический комитет Облкомприроды, Областной центр Госсанэпиднадзора Экономический комитет, Облкомприроды Управление сельского хозяйства Комитет по земельным ресурсам и землеустройству АК "Омскэнерго", Экономический комитет АК "Омскэнерго", Экономический комитет Экономический комитет, Облкомприроды Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Омскоблкомвод, Облкомприроды Центросибгеолком, Облкомприроды Омское управление лесами, Облкомприроды Управление охотничьего хозяйства, Облкомприроды Облкомприроды и другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды Омскоблкомвод, Облкомприроды, Экономический комитет Омское управление лесами, Облкомприроды, Экономический комитет Экономический комитет Управление сельского хозяйства, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Облкомприроды Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Облкомприроды Омское управление лесами, Облкомприроды Омскоблкомвод, Облкомприроды, Экономический комитет, Областной центр Госсанэпиднадзора, ТПО ЖКХ, Управление сельского хозяйства Центросибгеолком, Омская геологоразведочная экспедиция НВЦ "Пойма", Экономический комитет Облкомприроды |
2. Охрана среды обитания человека | |||
2.1. Обеспечение реализации мероприятий по Омской области в составе федеральных программ: 1. - "Охрана территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ"; 2. - "Снижение уровней облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников" ("Радон"); 3. - "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов"; 4. - "Обеспечение населения России питьевой водой"; 5. - "Развитие культурно-туристского комплекса России"; 6. - "Защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Российской Федерации"; 7. - "Развитие санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации"; 8. - "Обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы" 2.2. Разработать положение "О курортах и зонах отдыха Омской области" 2.3. Разработать областную программу "О радиационной безопасности населения Омской области" 2.4. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения области 2.5. Разработать областную программу "Обеспечение населения Омской области питьевой водой" 2.6. Подготовить предложения по созданию и развитию в Омской области системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (первоочередные меры) 2.7. Разработать областную целевую программу "Отходы" 2.8. Освещать в теле- и радиопрограммах проблемы охраны окружающей среды, а также принимать участие в организации и проведении конкурсов, фестивалей 2.9. Разработать областную целевую программу "О мерах по улучшению экологического образования и воспитания населения Омской области" 2.10. Подготовка к изданию монографии "Природа Омской области" |
Подготовка и внесение предложений о выделении бюджетных ассигнований или льготных долгосрочных кредитов на реализацию соответствующих региональных программ Положение Программа Постановление главы администрации Программа Постановление главы администрации Программа Организационное обеспечение Программа Гранки, подготовленные к изданию |
1995 г. 1995 г. 1994-1995 гг. 1994-1995 гг. 1994-1995 гг. 1994-1995 гг. 1994-1995 гг. 1994-1995 гг. IV кв. 1995 г. IV кв. 1994 г. I кв. 1995 г. IV кв. 1995 г. II кв. 1995 г. II кв. 1995 г. Постоянно |
Областной центр Госсанэпиднадзора, Облкомприроды Областной центр Госсанэпиднадзора, Облкомприроды Облкомприроды Омскоблкомвод, Областной центр Госсанэпиднадзора Облкурортсовет, Комитет по культуре и искусству Экономический комитет администрации г. Омска и районов области, Областной штаб гражданской обороны, Омскоблкомвод Областной центр Госсанэпиднадзора Областной центр Госсанэпиднадзора, Управление здравоохранения Облкурортсовет, Управление здравоохранения, Областной центр Госсанэпиднадзора Облкомприроды, Областной центр Госсанэпиднадзора Областной центр Госсанэпиднадзора, Экономический комитет Омскоблкомвод, Экономический комитет, ТПО ЖКХ, Управление сельского хозяйства, Трест "Омскводопровод" Облкомприроды, Областной центр Госсанэпиднадзора Комиссия по чрезвычайным ситуациям Облкомприроды, Управление сельского хозяйства, Областной центр Госсанэпиднадзора, администрации районов области, Экономический комитет Экономический комитет, Облкомприроды Облкомприроды, Комитет по образованию Облкомприроды |
3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах области |
|||
3.1. Об охране озер Ик, Салтаим, Тенис 3.2. Определение экологического статуса г. Омска. Разработка программы развития территории г. Омска в условиях чрезвычайной экологической ситуации. 3.3. Разработка областной программы "Сохранения и развития особо охраняемых природных территорий г. Омска и Омской области" |
Постановление главы администрации Подготовка материалов для государственной федеральной экологической экспертизы Программа |
II кв. 1995 г. III кв. 1995 г. III кв. 1995 г. |
Облкомприроды, Омскоблкомвод Облкомприроды, администрация г. Омска,экономический комитет, Главное управление здравоохранения, Областной центр Госсанэпиднадзора Облкомприроды, Омское управление лесами, Управление охотничьего хозяйства |
4. Участие Омской области в решении межрегиональных, межгосударственных и глобальных экологических проблем |
|||
4.1. Подготовка проектов двухсторонних и многосторонних соглашений Омской области с приграничными территориями Казахстана и областями Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов 4.2. Организация и строительство гидрологического поста на границе между Омской областью и республикой Казахстан 4.3. Обеспечение реализации мероприятий по Омской области в составе федеральных программ: 1. - "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий"; 2. - "Охрана лесов от пожаров"; 3. - "Лесовосстановление в России" 4.4. Совместная разработка и реализация природоохранных программ и научно- исследовательских работ в рамках межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" |
Соглашения и договоры о сотрудничестве Постановление главы администрации Подготовка предложений в соответствующие органы федеральной власти о выделении бюджетных ассигнований Совместные программы и исследования |
1994-1995 гг. I кв. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1994-1995 гг. |
Облкомприроды, Омскоблкомвод, Экономический комитет Омскоблкомвод, Облкомприроды Облкомприроды Омское управление лесами Омское управление лесами Облкомприроды Экономический комитет, Омскоблкомвод |
Пояснительная записка к Плану действий администрации области
по охране окружающей среды на 1994-1995 гг.
I. Общие положения
Массированное воздействие на окружающую среду - характерная черта современной промышленной экспансии. Экономическое развитие во всем мире шло без должного учета исчерпаемости многих видов невозобновляемых ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны.
Сегодня угроза выживанию человечества пришла со стороны окружающей природной среды. Чрезмерная ее эксплуатация грозит ответными реакциями, имеющими общепланетарный характер и затрагивающими все страны. Возможное глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве промышленных районов токсичных тяжелых металлов и пестицидов в сельскохозяйственных зонах, загрязнение больших территорий радионуклидами заставляет человечество задуматься - а можно ли так жить дальше?
Серьезная обеспокоенность состоянием окружающей человека природной среды и перспективами развития цивилизации прозвучала на конференции в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.), которая проходила на уровне глав государств и правительств.
Принимая во внимание Декларацию Рио-де-Жанейро и обращение к главам государств и правительств, в которых провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения нашей цивилизацией устойчивого развития, Правительством Российской Федерации принято постановление от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы". Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать региональные планы действий и программы работ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.
II. Характеристика сложившейся экологической ситуации
в Омской области
Учитывая природу и особенности современного кризиса, происходящие структурные преобразования не оказали оздоровляющего влияния на технологическую и производственную структуру народного хозяйства области через селективную выбраковку рыночными методами устаревших и неэффективных производств.
Экологическая ситуация в Омской области, находясь под влиянием вышеуказанных экономических факторов, характеризуется:
- учащением аварий, обусловленных недопустимо высоким износом технологического, транспортного и очистного оборудования;
- нарушениями технологической дисциплины, вызываемыми использованием низкокачественного или некондиционного сырья и материалов;
- снижением затрат природопользователей на строительство, реконструкцию и эксплуатацию природоохранных сооружений и оборудования.
Достигнутое снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и природные водоемы в 1993 г. (44 тыс. тонн, 10 млн.куб.м соответственно) является результатом спада производства и носит временный характер.
По валовым выбросам в атмосферу (380 тыс. тонн) от стационарных источников загрязнения г. Омск занимает 5-е место в Российской Федерации, в том числе по выбросам твердых веществ - 7-ое, по диоксиду серы - 5-ое, окислам азота - 5-ое, углеводородам - 5-ое. По выбросам от автомобильного транспорта (130,417 тонн) г. Омск стоит на 4-ом месте.
В области ежегодно образуется 210 видов отходов производства и потребления объемом 5,029 млн. тонн, из которых используется (перерабатывается) 0,369 млн. тонн. Ежегодный объем образования твердых бытовых отходов составляет около 2,04 млн.куб.м. В сельских районах ежегодно образуется около 11 млн.тонн навоза, использование которого в настоящее время составило не более 50% от уровня 1990 г. Только под санкционированными свалками твердых бытовых отходов занято 1247 га.
В г. Омске и его пригородах функционируют 3 золоотвала общей площадью 738 га, где объем накопленных золошлаковых отходов составляет 37,1 млн. тонн, ежегодный объем их образования составляет 2,2-2,5 млн.тонн.
Несмотря на серьезные проблемы, возникающие при утилизации образующихся отходов, строительство полигона по утилизации и захоронению промышленных отходов мощностью 280,2 тыс.тонн в год ведется с 1987 г., до сих пор не пущен в эксплуатацию завод золоаглопоритового гравия.
В неудовлетворительном состоянии находятся объединенные биологические очистные сооружения (ОБОС) г. Омска, пропускающие 245 млн.куб.м в год (80% всех стоков) недостаточно очищенных стоков в реку Иртыш (река Арктического бассейна). Имеет место гидравлическая перегрузка ОБОС на 80-100 тыс.куб.м в сутки, особенно в период весенних паводков и растущая тенденция к увеличению аварийных и чрезвычайных ситуаций на ОБОС. Строительство ОБОС по их расширению и реконструкции заморожено.
Предприятия энергетики, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и машиностроительной отраслей являются основными экологически опасными объектами по всем параметрам: выбросам, сбросам загрязняющих веществ, образованию отходов, возможности возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций. Физические объемы всех видов загрязнений по этой группе предприятий занимают более 80-90% от общего объема их образования.
За счет инженерных ошибок при застройке, а также неудовлетворительного состояния водопроводных, канализационных, тепловых сетей, практического отсутствия ливневой канализации имеет место проблема подтопления населенных пунктов. За 45-50 лет уровень грунтовых вод поднялся с отметки 5-7 м до отметки 2,5-2,0 м, а в значительной части районов - до 0,5-1,0 метра.
Проблема радиационной реабилитации в области вызвана следующими аспектами:
- радиационным загрязнением территории г. Омска (180 аномалий, 17 тыс. кв.м.) и области (317 тыс. кв.м.) в связи с использованием строительных дорожных материалов с повышенным уровнем радиоактивности;
- радоновая проблема, обусловленная применением в жилищном панельном строительстве магматических кислых пород (гранитов).
Вопросы здоровья человека напрямую связаны с качеством питьевой воды. В связи с ограниченностью запасов качественных пресных вод водоснабжение 50% районов области осуществляется за счет подземных вод, имеющих минерализацию до 1,5 г/л. Из 398 водопроводов 121 не отвечают требованиям санитарных норм, 37 не имеют очистных сооружений, 17 - обеззараживающих установок. В результате этого наблюдается рост количества специфических заболеваний: кишечно-желудочных, инфекционных, щитовидной железы и т.д.
Вызывает беспокойство падение плодородия почв, вызванное:
- эрозионными процессами;
- катастрофическим уменьшением объемов применяемых в земледелии органических и минеральных удобрений (сокращение в 2-3 раза по сравнению с уровнем 1990 г.);
- резким уменьшением объемов противоэрозионных мероприятий (1720 тыс.га в 1992 г., 800 тыс.га в 1993 г.).
Повсеместно в области снижается культура земледелия.
Имеют место проблемы, связанные с упорядочением деятельности на охраняемых природных территориях в современных социально-экономических условиях.
Отмечается значительное снижение инвестиционной активности.
Объем капитальных вложений за последние четыре года уменьшился в 5-6 раз. Неплатежи предприятий существенным образом отражаются на размерах формируемых экологических фондов области, что не позволяет планировать и выполнять первоочередные природоохранные мероприятия регионального характера. Кризисное финансовое состояние предприятий привело к свертыванию выполнения собственных природоохранных программ и планов.
Уменьшаются эксплуатационные затраты по содержанию природоохранного оборудования, снижается уровень производственного мониторинга.
III. Концепция основных направлений плана действий
администрации области по охране окружающей среды
План действий разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы" с целью создания необходимых условий для реализации неотложных мер и основных направлений по обеспечению экологической безопасности и оздоровлению окружающей среды.
Настоящий план действий содержит перечень законодательных и других нормативных актов, целевых программ, организационно-экономических мероприятий, осуществление которых необходимо для достижения основной цели: улучшения в конечном итоге среды обитания жителей Омской области.
Основные направления действий по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений:
- совершенствование управления в области природопользования;
- предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- экологически обоснованное размещение производительных сил;
- экологически безопасное развитие сельского хозяйства, промышленности, энергетики, строительства и стройиндустрии, транспорта, коммунального хозяйства;
- рациональное использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов;
- расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов.
Основные направления действий администрации области по проблемам охраны среды обитания человека:
- создание здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;
- обеспечение населения качественной питьевой водой, улучшение ассортимента и качества продуктов питания;
- предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;
- обеспечение радиационной безопасности населения;
- предупреждение и уменьшение опасного воздействия техногенных аварий и катастроф;
- экологическое образование и воспитание населения.
Важное место в плане действий администрации отводится выведению из кризисной ситуации г. Омска и определению его экологического статуса, сохранению природных комплексов крупнейших озер Омской области, обеспечению особого режима на охраняемых природных территориях.
Основные действия администрации области в решении межрегиональных и межгосударственных экологических проблем направлены на:
- заключение соглашений по предотвращению трансграничных загрязнений природной среды;
- создание совместных приграничных постов наблюдений за качеством природных сред;
- осуществление совместных организационно-технических природоохранных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Омской области от 31 октября 1994 г. N 532-п "О плане действий администрации области по охране окружающей среды на 1994-1995 годы"
Текст документа получен по рассылке
Указом Губернатора Омской области от 9 января 2004 г. N 2 настоящее постановление признано утратившим силу