Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Закону
Омской области "Об областном
бюджете на 2001 год"
Методика формирования областного бюджета
Методика формирования областного бюджета формализует процесс межбюджетного регулирования и опирается на использование показателей, объективно измеряющих доходный потенциал местных бюджетов и его расходную часть, определенную исходя из численности потребителей бюджетных услуг с учетом местных особенностей в разных муниципальных образованиях.
Основными задачами бюджетной политики области на 2001 год является формирование бездефицитного бюджета, совершенствование межбюджетных отношений. Проект бюджета сформирован, исходя из соответствия бюджетных обязательств и имеющихся возможностей бюджета.
Разграничение финансовых ресурсов между региональным и местными уровнями бюджетной системы области исходит из общего объема расходов консолидированного бюджета Омской области.
Доходная часть бюджета на 2001 год рассчитана с учетом налогооблагаемых ресурсов области в условиях действующего законодательства с учетом изменений, предусмотренных частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также исходя из ожидаемых доходных возможностей бюджета текущего года.
Межбюджетные отношения
Прогноз формирования доходной части бюджетов, составляющих консолидированный бюджет Омской области, произведен на основе оценки, определяющей налоговый потенциал муниципальных образований Омской области.
Принцип расчета ожидаемого поступления доходов состоит в следующем: учитывается фактическое поступление за 6 месяцев 2000 года плюс ожидаемое поступление второго полугодия, где фактическое поступление первого полугодия скорректировано на процентное соотношение поступления налогов второго полугодия к первому в динамике за три последних года и налоговой задолженности.
Расчет по налогу на прибыль составлен с учетом ожидаемого поступления налога на прибыль во втором полугодии 2000 года с коэффициентом 1,3.
На 2001 год расчет по налогу на прибыль произведен исходя из расчетной налогооблагаемой прибыли с учетом увеличения ставки налога на 5% (с 30% до 35%, соответственно ставка в бюджет территории увеличена с 19% до 24%); изменений по налогам, относимым на затраты предприятий: отмены налога на содержание жилфонда, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, уменьшение ставки налога на пользователей автодорог с 2% до 1%, снижение ставки единого социального налога (35,6%) в сравнении с отчислениями в социальные фонды (38,5%) и ожидаемым ростом налогооблагаемой прибыли на 20%; а также с учетом недоимки по налогу на прибыль по состоянию на 01.09.2000 г. в размере 20%.
По налогу на доходы физических лиц ожидаемое поступление во втором полугодии рассчитано с коэффициентом 1,3. На 2001 год данный налог рассчитан на основе ожидаемого поступления налога за 2000 год и изменений, предусмотренных частью второй Налогового кодекса Российской Федерации:
- установлена единая ставка налога в размере 13%;
- установлены дополнительные, стандартные социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты (уменьшение облагаемых доходов работающего ежемесячно на 400 рублей, на содержание каждого ребенка, находящегося на его воспитании в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, студента, курсанта до 24 лет - 300 рублей ежемесячно);
- отменены льготы по уплате налога на доходы физических лиц для работников органов правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.
За счет установления единой ставки налога и увеличения суммы ежемесячных вычетов на каждого работающего и его детей потери составят в консолидированном бюджете Омской области 126961,6 тыс. рублей.
За счет отмены льгот по уплате налога на доходы физических лиц для лиц правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства дополнительно поступит в бюджет области 88982 тыс. рублей.
Акцизы рассчитаны исходя из ожидаемого поступления за 2000 год с учетом отмены льгот, предоставляемых в текущем году ООО "Ликеро-водочный завод "ОША" и ООО "Омсквинпром" по инвестиционным проектам, а также с учетом увеличения ставок акцизов:
По алкогольной продукции на 5%;
По пиву с содержанием этилового
спирта до 8,6% и безалкогольное пиво на 11%;
По пиву с содержанием этилового
спирта свыше 8,6% на 10%;
По табачным изделиям, выпускаемым
ОАО "Табачная фабрика "Омская":
Сигареты с фильтром 4 класса по ГОСТу на 84,2%;
Сигареты без фильтра на 42,8%;
Папиросы I класса на 208%
Налог с продаж рассчитан с учетом изменений в Закон Омской области "О налоге с продаж", которые вводятся в действие с 01.01.2001 года, ожидаемой оценки за 2000 год, на 2001 год применен коэффициент инфляции 12%, как это предусматривает проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год". В составе налога предусмотрена недоимка по состоянию на 1 сентября 2000 года в размере 100%.
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения учета и отчетности, определен исходя из ожидаемого поступления за текущий год, рассчитанного из среднемесячного поступления за I полугодие 2000 года.
В связи с введением единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности с 1 августа 1999 года, объем доходов от данного налога определен исходя из ожидаемого поступления за текущий год, рассчитанного из среднемесячного поступления за I полугодие 2000 года, с учетом изменений, внесенных в Закон Омской области от 28 декабря 1998 года N 171-ОЗ "О действии единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Омской области" - роста коэффициента дислокации в муниципальных образованиях, и расширения видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход на услуги по перевозке пассажиров, работающих в режиме такси, в размере 8000 тыс. рублей.
Ожидаемое поступление второго полугодия по налогу на имущество предприятий рассчитано с коэффициентом 1,66. На 2001 год указанный налог определен на уровне ожидаемого поступления за 2000 год, изменение нормативных правовых актов по данному налогу в 2001 году не предусматривается.
Налог на имущество физических лиц спланирован на уровне поступления налога за 1999 год в связи с тем, что сроки уплаты данного налога установлены в четвертом квартале. Налог на рекламу, целевые сборы на содержание милиции и регистрационные сборы рассчитаны на уровне поступлений за 1999 год.
Размер поступлений государственной пошлины определен из фактического поступления за первое полугодие 2000 года. На 2001 год ожидаемое поступление текущего года скорректировано на коэффициент роста минимального размера месячной оплаты труда - 1,2.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы предусмотрен в прогнозе консолидированного бюджета Омской области на 2001 год как переходящие расчеты за декабрь 2000 года - по городу Омску, а по районам области - расчеты за четвертый квартал 2000 года, исходя из начисленных сумм за первое полугодие 2000 года. В расчетах по данному налогу заложена недоимка в размере 80% от имеющейся недоимки на 1 августа 2000 года.
Налог на игорный бизнес рассчитан по ожидаемой оценке за 2000 год.
Расходы проекта бюджета 2001 года определены с учетом обеспечения конституционных прав граждан на получение бюджетных услуг.
Бюджетная политика в области расходов на 2001 год направлена на совершенствование структуры расходов бюджета, проведение оптимальной политики расходования имеющихся у области ресурсов и их направления на решение приоритетных проблем.
При формировании проекта консолидированного бюджета на 2001 год выдержан равный подход к определению как возможностей, так и потребностей.
Доходная часть проектов бюджетов каждого муниципального образования рассчитана по единой методике идентично проекту областного бюджета.
В основу формирования расходной части проектов бюджетов, составляющих консолидированный бюджет Омской области, принят расчет по нормативам средней потребности в разрезе отраслей согласно действующему законодательству.
При определении расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления принята за базу численность аппарата управления, согласованная при формировании бюджетов 1999 года, с учетом изменения в связи с передачей расходов на содержание органов записи актов гражданского состояния и органов социальной защиты населения в 2000 году из бюджетов муниципальных образований в областной бюджет.
Кроме того, в состав расчета расходов проекта бюджета г. Омска включены расходы на содержание финансовых органов.
Фонд оплаты труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления рассчитан в соответствии с постановлениями Главы Администрации (Губернатора) области от 11.06.98 г. N 219-п "О приведении условий оплаты труда работников органов исполнительной власти Омской области в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами" и от 30 декабря 1999 года N 525-п "О внесении изменений в отдельные постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области".
Расчет по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" во всех уровнях бюджетов произведен в соответствии с федеральным стандартом стоимости жилищно-коммунальных услуг по Омской области на 1 кв. метр в 2000 году в размере 16 рублей 40 копеек с коэффициентом удорожания 1,11. В данный норматив входит и текущий ремонт муниципального жилья. Применен уровень платежей населения в размере 70% от себестоимости. Кроме того, в расчеты раздела приняты расходы:
- на прочее коммунальное хозяйство и благоустройство территорий;
- субсидии малоимущим слоям населения по жилищно-коммунальным услугам, которые рассчитаны с учетом прожиточного минимума, фактического начисления за 1 полугодие текущего года и с учетом повышения уровня платежей населения и тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 20-25% до 60% (включая ЖСК и кондоминиумы);
- субсидии малоимущим слоям населения, проживающим в частном секторе, на приобретение топлива (уголь, дрова), которые рассчитаны с учетом прожиточного минимума и количества семей, доходы которых ниже указанного минимума.
В расчет расходов по бюджетным учреждениям при определении фонда оплаты труда приняты ставки (оклады) с учетом их повышения с 1 апреля 2000 года в 1,2 раза и введения с 1 января 2001 года новых тарифных коэффициентов единой тарифной сетки и доведения ставок 1-6 разрядов единой тарифной сетки до минимальных размеров оплаты труда.
Социальные выплаты, устанавливаемые в зависимости от минимального размера оплаты труда, рассчитаны исходя из его размера - 100 рублей.
По отрасли "Образование" норма питания в день рассчитана из сложившейся в среднем стоимости с учетом индекса потребительских цен 118,5:
- по дошкольным учреждениям - 9 рублей;
- для учащихся в группе продленного дня - 9 рублей;
- для воспитанников в интернатах при школах - 12 рублей;
- в школах-интернатах всех типов:
для воспитанников, проживающих в учреждении - 27 рублей;
для приходящих детей - 9 рублей;
- в детских домах, включая приемные семьи - 27 рублей.
По питанию школьников в расчет принято количество детей из малообеспеченных семей согласно контингенту, представленному каждым муниципальным образованием. Норма рассчитана исходя из 1,5% от размера минимальной оплаты труда с учетом районного коэффициента 1,73.
В полном объеме предусмотрены отдельные статьи расходов, такие как:
- стипендии (во всех уровнях бюджетов);
- выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) (в областном бюджете) с учетом задолженности по городу Омску - 5397,0 тыс. рублей, по сельским муниципальным образованиям - 8500,0 тыс. рублей;
- выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий (областной бюджет - централизуются с начала 2001 года);
- расходы на оздоровительные мероприятия (областной бюджет);
- дополнительные гарантии детям-сиротам (областной бюджет).
Расходы на коммунальные услуги рассчитаны в соответствии с Законом Омской области N 216-ОЗ от 29 октября 1999 года "Об областных базовых стандартах потребления и стоимости коммунальных услуг для организаций бюджетной сферы и населения".
Приобретение учебников за счет бюджетных средств рассчитано исходя из средней стоимости комплекта 291,5 рублей в проектах бюджета города Омска и областного бюджета.
Фонд оплаты труда работникам учреждений образования, расположенных в сельской местности, определен с учетом двадцатипятипроцентной надбавки к их должностным окладам (ставкам), установленным по единой тарифной сетке (Постановление Главы Администрации (Губернатора) области от 19 июля 1995 года N 353-п "О поддержке системы образования").
В проектах бюджетов муниципальных образований области в расчет принято возмещение предоставленных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам бюджетной сферы, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, по установленным нормативам.
В разделе "Здравоохранение" в расчет средней потребности по питанию и медикаментам за счет бюджетных средств основным показателем принят 1 койко-день. В статье "Питание" предусмотрены расходы на оплату молочных смесей в проекте бюджета города Омска - 4000 тыс. рублей, в проектах бюджетов иных муниципальных образований области - 2492,6 тыс. рублей, в проекте областного бюджета - 2000 тыс. рублей.
Расходы на коммунальные услуги рассчитаны аналогично разделу "Образование". В прогнозе консолидированного бюджета Омской области на 2001 год во всех уровнях приняты расходы на приобретение оборудования медицинского назначения и средства на прочие расходы.
В расчет расходов по разделу "Культура, искусство и кинематография" кроме фонда оплаты труда во всех уровнях бюджетов рассмотрены затраты на коммунальные расходы, комплектование библиотечных фондов, реставрацию учреждений, финансирование целевых программ и прочие расходы.
В проектах всех бюджетов в разделе "Социальная политика" в расчет приняты:
- затраты на содержание учреждений социальной защиты населения;
- адресная помощь населению;
- компенсация на питание работающим инвалидам и участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (бюджет города Омска);
- погашение задолженности по выплате дополнительной пенсии женщинам - участницам Великой Отечественной войны за 2000 год в связи с повышением минимального размера пенсии по старости (бюджет города Омска).
Расходы на реализацию программ молодежной политики рассчитаны с учетом централизации средств в областном бюджете на проведение оздоровительных мероприятий.
Кроме того, в проекте областного бюджета на 2001 год в целях обеспечения социальных гарантий централизованы следующие выплаты:
- денежная компенсация ветеранам Великой Отечественной войны на путевки;
- денежная компенсация ветеранам Великой Отечественной войны на бензин;
- расходы на погребение;
- компенсационные выплаты на питание инвалидам и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС (лицам, финансирование которых осуществляется отделами социальной защиты населения);
- доплаты к пенсиям женщинам - участницам Великой Отечественной войны;
- доплаты к пенсиям лицам, имеющим звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, Героя России, награжденным медалью "За оборону Ленинграда";
- пособия детям, находящимся под опекой (попечительством);
- содержание военных комиссариатов (областного, окружных, районных).
Дополнительно в расчетную базу проекта бюджета г. Омска в раздел "Прочие расходы" включены расходы на перепись населения - 870 тыс. рублей, в раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство" - ремонт водопроводов - 5400 тыс. рублей.
Выбранные критерии позволили выработать единый подход и единую схему расчетов по формированию проектов бюджетов всех уровней.
Объемы минимальных расходов определены возможностями доходной части консолидированного бюджета путем применения корректирующего коэффициента, полученного по формуле:
Ki = Дк : Rк, где:
Ki - корректирующий коэффициент;
Дк - доходы проекта консолидированного бюджета;
Rк - расходы консолидированного бюджета по средней обеспеченности.
В целом по консолидированному бюджету корректирующий коэффициент сложился в размере 0,649898.
Для определения минимальной потребности объемы согласованных по средней потребности проектов всех бюджетов умножаются на полученный коэффициент:
Vmin = (Ro + Rg +Rs) x Ki, где:
Vmin - объем проекта консолидированного бюджета по минимальной потребности;
Ro - объем согласованного проекта областного бюджета по средней потребности;
Rg - объем согласованного проекта бюджета по средней потребности муниципального образования г. Омск;
Rs - объем согласованных проектов бюджетов по средней потребности сельских муниципальных образований.
Формирование Областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований на 2001 год произведено с учетом параметров, определяемых политикой в сфере межбюджетных отношений в Омской области.
Общий объем финансовой помощи, которая будет передана из областного бюджета на уровень местных бюджетов, определен исходя из предположения о том, что сумма расходов областного бюджета, включая финансовую помощь местным бюджетам, и расходов местных бюджетов не может превышать прогноза доходной части бюджетов, составляющих консолидированный бюджет Омской области.
Прогнозные доходы консолидированного бюджета делятся между областным и местными (в целом) уровнями с учетом установленных на постоянной основе нормативов отчислений. Разница между предстоящими расходами местных бюджетов и собственными доходами местных бюджетов дает общий объем средств, которые предстоит передать из областного бюджета в местные бюджета. Методика его распределения основана на объективной оценке возможностей и потребностей каждого муниципального образования области.
Выравнивание осуществляется в пределах средств, выделенных на эти цели, и производится относительно всех закрепленных за местным уровнем доходов: местных налоговых и неналоговых доходов, а также федеральных и областных доходов, закрепленных за местным уровнем на постоянной основе федеральным и областным законодательством, и достигается сочетанием вариантов абсолютного и относительного выравнивания.
Областной фонд финансовой поддержки муниципальных образований области на 2001 год сформирован в размере 9,5183% от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и составляет 242125,6 тыс. рублей. Указанный фонд распределяется в форме дотаций.
Формирование проекта областного бюджета
Объем проекта областного бюджета рассчитан по методике формирования проекта консолидированного бюджета. Нормативы, применяемые при расчете консолидированного бюджета, в равной степени применены и к формированию проекта областного бюджета.
После определения доходной части проекта областного бюджета устанавливается следующая методика распределения расходов между главными распорядителями кредитов.
Расходы проекта областного бюджета рассчитаны по следующей схеме:
Vo min = Z + O + (Pl x K2), где:
Vo min - объем минимальной потребности проекта областного бюджета;
Z - объем фонда оплаты труда;
O - объем обязательных платежей;
Pl - объем прочих расходов бюджета потребности;
К2 - коэффициент прочих расходов.
Р2 = D - Z - O, где:
Р2 - объем прочих расходов проекта бюджета минимальной потребности;
D - доходы проекта областного бюджета;
Понижающий коэффициент применен только в отношении прочих расходов.
Обязательные социально-значимые выплаты предусмотрены с коэффициентом - 1,0:
- оплата труда;
- начисления на заработную плату;
- пособия детям, находящимся под опекой (попечительством);
- расходы на медикаменты;
- стипендии;
- выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;
- жилищные субсидии;
- компенсация расходов на питание участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
- доплаты к пенсиям;
- денежная компенсация за бензин ветеранам Великой Отечественной войны;
- расходы на погребение;
- расходы по реализации жилищных программ в Омской области;
- расходы на оздоровительные мероприятия;
- топливная составляющая по жилищно-коммунальной сфере и сельскому хозяйству;
- денежное довольствие сотрудникам управления внутренних дел, управления Государственной противопожарной службы;
- выплаты на питание;
- дополнительные гарантии детям-сиротам;
- адресная помощь населению;
- льготы участникам мероприятий по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики.
Проект областного бюджета сформирован в соответствии с бюджетной классификацией, установленной федеральным законодательством.
В 2001 году сохранен принцип централизации на областном бюджете следующих выплат:
- оплаты труда работников социально-культурной сферы, работников аппарата управления социальной защиты и молодежной политики, кроме недотационных муниципальных образований области (г. Омск, Любинский район);
- содержание детских домов и школ-интернатов всех типов, за исключением части расходов по хозяйственному обслуживанию и коммунальным услугам, предусмотренной в бюджетах муниципальных образований области (кроме недотационных) по месту расположения данных учреждений, расходов на питание воспитанников детских домов и домов-интернатов, расположенных в сельской местности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.