Постановление Главы Администрации Омской области
от 8 декабря 1992 г. N 406-п
"О мерах по подготовке к переходу на медицинское
страхование населения области"
Указом Губернатора Омской области от 15 января 2002 г. N 12 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 28 июня 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 года N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР" О медицинском страховании граждан в РСФСР" и Указа Президента Российской Федерации от 26 сентября 1992 г. N 1137 "О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации" постановляю:
1. Принять предложение управления здравоохранения администрации области (Стороженко В.К.) о поэтапном переходе здравоохранения области к работе в условиях бюджетно-страхового финансирования (1993-1995 гг.).
2. Одобрить и внести на рассмотрение малого Совета областного Совета народных депутатов территориальную программу обязательного медицинского страхования (Приложение N 1).
3. Утвердить:
- план подготовки и перехода здравоохранения области к медицинскому страхованию;
- концепцию этапного перехода здравоохранения области в условиях бюджетно-страхового финансирования;
- временные положения об организации деятельности и системе финансирования здравоохранения Омской области в условиях введения Закона "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (приложения 2, 3, 4).
4. Экономическому комитету администрации области (Коваль И.И.) проработать вопрос о размерах страховых взносов различных категорий работодателей и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, обеспечивающих выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
5. Финансовому управлению администрации области (Пайор В.А.) предусмотреть в бюджете области на 1993 год необходимые размеры дотирования на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях.
6. Главному управлению труда и занятости населения администрации области (Покровский Г.Е.) проработать со страховыми компаниями, занимающимися медицинским страхованием, вопрос механизма взаимоотношений по возврату страховых сумм предприятиями и организациями, по вине которых произошли страховые несчастные случаи на производстве.
7. Контроль за ходом выполнения постановления возложить на заместителя Главы администрации области Еловикова Л.А.
Глава Администрации |
Л.К. Полежаев |
Приложение N 1
к постановлению Главы
Администрации области
от 8 декабря 1992 г. N 406-п
Территориальная программа обязательного медицинского
страхования населения Омской области
Настоящая программ разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.92 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и является обязательной к выполнению для всех юридических и физических лиц, участвующих в системе обязательного медицинского страхования населения Омской области в качестве ее субъектов.
Основой территориальной программы обязательного медицинского страхования является гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно регламентированных медицинских и медико-социальных услуг в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
Контроль качества, сроков предоставления и объема медицинской помощи осуществляется (в соответствии с условием договора) страховой медицинской организацией, а также соответствующим органом управления здравоохранения.
Медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для областной территориальной программы.
Территориальная программа построена на основе базовой федеральной, использующей системный подход к организации сети лечебно-профилактических учреждений территории как единой организационно и функционально взаимосвязанной системе учреждений, обеспечивающей выполнение гарантированного населению объема медицинской помощи. Принцип построения программы - территориальный, базируется на нормативно-балансовом методе расчета требуемых материальных, кадровых и финансовых ресурсов здравоохранения, взаимосвязанных с современными тенденциями заболеваемости населения.
Первый раздел территориальной программы обязательного медицинского страхования предусматривает:
1. Амбулаторно-поликлиническую помощь всему населению из расчета в среднем:
Показатели | программы | |
территориальная | федеральная | |
- посещение к врачам на 1 жителя в год - мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену на 10 тыс. жителей |
9,9 184,5 |
9,2 179,7 |
2. Второй раздел - стационарная помощь - число госпитализаций населения во все типы стационаров, в среднем на 1 тыс. жителей - расчетная средняя длительность лечения в днях: взрослых детей - коечный фонд во всех типах стационаров на 10 тыс. жителей |
246 16,9 13,5 138,1 |
242,9 18,0 13,4 121,8 |
Предусмотренные программой средние показатели объема медицинской помощи являются расчетными (на базе 1991 г.) по территории и не служат нормой обслуживания конкретного пациента.
Жителям области гарантируется за счет средств обязательного медицинского страхования:
1. Обеспечение первичной медицинской помощи, включающей:
1.1. скорую и неотложную медицинскую помощь при внезапных заболеваниях и состояниях, угрожающих жизни больного, несчастных случаях, травмах, отравлениях и суицидальных попытках, родах, острых тяжелых заболеваниях.
1.2. Лечение в амбулаторных условиях, включая доврачебную помощь; при острых и обострении хронических заболеваний, травмах и несчастных случаях.
1.3. Амбулаторно-поликлиническую помощь взрослому населению в поликлинике, на дому, больным, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить медицинское учреждение.
1.4. Осуществление мероприятий по профилактике заболеваний:
- организация и проведение профилактических прививок детям, подросткам и взрослому населению неработающему;
- проведение профилактических прививок работающему населению из групп повышенного риска заражения;
- диспансеризация, динамическое наблюдение и проведение плановых лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий:
- детям от 0 до 14 лет, включая логоневрозы;
- подросткам от 15 до 18 лет, включая логоневрозы;
- учащимся и студентам очных форм обучения;
- беременным женщинам и родильницам;
- инвалидам, пенсионерам, участникам ВОВ и приравненным к ним лицам, участникам войны в Афганистане, пострадавшим от ядерных испытаний в соответствии с законодательством.
1.4.1. динамическое наблюдение и проведение плановых лечебно-оздоровительных мероприятий больным:
- с сердечно-сосудистыми и эндокринными, онкологическими, гематологическими заболеваниями, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, аххилическим гастритом, хроническим панкреатитом, хроническим гепатитом и циррозом печени, неспецефическим язвенным колитом, бронхоэктотической болезнью, бронхиальной астмой, хроническим гломерулонефритом и хроническим пиелонефритом, диффузными заболеваниями соединительной ткани;
- сформированными кишечными свищами, полипозом желудка, недостаточностью анального сфинктра, хронической анальной трещиной, выпадением прямой кишки, полипом толстой кишки;
- облитерирующим эндартермитом, тромбангиитом, варикозной болезнью, посттромбофлебитическими синдромами, трофическими язвами;
- доброкачественными опухолями гортани, хроническими эпитимпанитами, отосклерозом, тимпаносклерозом;
- чесоткой, дерматофитией, булезными дерматозами, эритематозом, эритродермией;
- демилиезирующими и наследственно дегенеративными заболеваниями перифирической нервной системы, с последствиями перенесенного нарушения мозгового кровообращения, болезнями кровообращения головного мозга II-III степеней, последствиями травм центральной нервной системы, заболеваниями костно-мышечной системы в стадии суб- и декомпенсации, хроническими заболеваниями ЦНС воспалительного характера;
- с глаукомой; травмой глаз; врожденной патологией, опухолями доброкачественными и злокачественными, воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз и придаточного аппарата, миопией и гиперметропией в высокой степени;
- с расстройством овариально-менструального цикла у женщин, воспалительными заболеваниями матки, яичников, маточных труб, эрозии шейки матки, эндометриозом, с миомой шейки матки, кистой яичников, лейкоплакией.
1.4.2. Краткосрочное динамическое наблюдение за лицами, перенесшими отдельные острые заболевания (острую ангину, острую пневмонию, острый пиелонефрит).
1.4.3. Проведение профилактического осмотра, динамического наблюдения, лечебно-оздоровительных мероприятий рабочим промышленных предприятий и сельского хозяйства, занятым во вредных условиях труда.
1.4.4. Восстановительное лечение больным с заболеваниями и повреждениями спинного мозга, последствиями радиации и других экологических неблагоприятных факторов, со стойкими последствиями перенесенных операций, сосудистых заболеваний головного мозга, инфаркта миокарда, травм головного мозга, заболеваний и поражений периферической нервной системы, заболеваний в виде грубых нарушений функций движения, остеохандроза, а также с рубцовыми посттермическими повреждениями при нарушении функции органов, женщинам, перенесшим акушерские осложнения (послеродовая реабилитация в течение года).
1.5. Профилактику, диагностику, лечение, динамическое наблюдение лиц, с онкологическими заболеваниями всех степеней тяжести;
1.6. Проведение комплекса мероприятий по диагностике и лечению кожных заболеваний;
1.7. Стоматологическую помощь:
- в полном объеме детям до 14 лет, подросткам от 15 до 18 лет, студентам и учащимся очных форм обучения, инвалидам, пенсионерам, беременным женщинам, многодетным матерям, а также женщинам, воспитывающим ребенка-инвалида; при неотложных состояниях и неосложненных форм кариеса, гингивитов, заболеваний слизистой оболочки полости рта, новообразований челюстно-лицевой области, врожденной патологии челюстно-лицевой области, лечение пораженных тканей пародонта, удаление зубов под местным обезболиванием, лечение осложнений после удаления зубов, проведение амбулаторных операций (удаление ретинированных зубов, иссечение кабюшенов, цистоктомии), лечение хронических одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, хронических лимфоадемитов, отогенных гайморитов, лечение заболеваний слюнных желез, заболеваний височно-нижнечелюстного сустава);
1.8. Прерывание беременности малых сроков методом вакуум-аспирации;
1.9. Диагностика и лечение сексуальных нарушений у инвалидов труда, лиц, пострадавших от ядерных испытаний, инвалидов с детства, подростков до 18 лет, участников и инвалидов ВОВ, воинов-интернационалистов;
1.10. Введение внутриматочных и назначение гормональных контрацептивов;
2. Стационарная помощь:
2.1. Больным с острыми заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, с травмами, ожогами, отравлениями, нуждающимися в интенсивной терапии, круглосуточном наблюдении или оперативном лечении, больным с хроническими заболеваниями, нуждающимися в оперативном лечении, включая хронический гемодиализ;
2.2. Госпитализация для хирургической стерилизации по медицинским показаниям, производства абортов у инвалидов, студентов и учащейся молодежи, а также по медицинским показаниям и социальным показаниям;
2.3. Восстановительное лечение детям и подросткам до 18 лет, больным с заболеваниями и повреждениями спинного мозга, рассеянным склерозом, последствиями операций, травм, сосудистых заболеваний головного мозга, со стойкими неврологическими нарушениями, остеохандрозе, а также заболеваниями другого характера со стойкими нарушениями функции движения, рубцовыми посттермическими и химическими поражениями при нарушении функции органов, остром инфаркте миокарде, после операций на легких и сердце, трансплантации внутренних органов и тканей, лечение которых не может быть проведено в амбулаторных условиях.
3. В территориальной программе обязательного медицинского страхования не предусматривается и за счет обязательного медицинского страхования не оплачивается:
- диспансеризация лиц с хроническими заболеваниями (кроме указанных в п. 1.4.1), профилактические осмотры здоровых лиц (кроме указанных в п. 1.4.3);
- купирование острой алкогольной и наркотической интоксикации на дому; медико-психологическая помощь при профилактике рецидива болезни;
- обрывы запоев и псевдозапоев на дому;
- консультативная наркологическая помощь на дому;
- диспансеризация больных с начальными стадиями алкоголизма без потери трудоспособности, без социальной дезадаптации, групп риска по алкоголизму и наркомании;
- лечебно-профилактические и диагностические мероприятия, осуществляемые анонимно (кроме обследования на СПИД и лечения алкоголизма);
- лечебно-консультативная помощь при сексуальных расстройствах (кроме указанных в п. 1.9);
- искусственная инсеминация и экстракорпоральное оплодотворение;
- лечение логоневрозов у лиц, после 18 лет;
- иридиодиагностика;
- все виды медицинских освидетельствований и экспертиз, проводимые для получения водительских прав, выездной визы, по направлению спортивных обществ и других предприятий и организаций;
- медицинское обеспечение детских, оздоровительных, спортивных, трудовых лагерей, спортивных состязаний, массовых общественных мероприятий;
- консультации по вопросам здорового образа жизни;
- услуги центра "Здоровье";
- стоматологическая помощь (кроме указанных в п. 1.7);
- зубное протезирование (за исключением лиц, которым оно предусмотрено бесплатно специальными разрешениями органов государственного управления);
- косметологические услуги;
- гомеопатическое лечение;
- коррекция зрения с помощью очковой оптики и контактных линз;
- обучение приемам и другим видам экстренной медицинской помощи, ухода за больными;
- медицинские услуги, осуществляемые по желанию граждан;
- дополнительные бытовые и сервисные услуги, предоставляемые медицинскими учреждениями гражданам по их желанию;
- лечение больных с профессиональными заболеваниями, а также больных с последствиями воздействия неблагоприятных производственных факторов;
- гостиничные услуги для родственников, находящихся по уходу за больными детьми старше 3-х лет и не нуждающимся в нем;
- пребывание больных с хроническими заболеваниями в медицинских учреждениях с целью обеспечения ухода;
- проведение отдельных оперативных вмешательств с косметической целью без прямых медицинских показаний, в том числе кератотомии;
- проведение медицинских абортов при отсутствии медицинских и социальных противопоказаний к вынашиванию беременности (кроме указанных в п. 2.2);
- восстановительное лечение больным с заболеваниями и повреждениями перифирической нервной системы со стойкими неврологическими нарушениями;
- больным с рубцовыми посттермическими и химическими повреждениями, без нарушения функции органов;
- диагностические исследования, процедуры, манипуляции, консультации, курсы лечения, проводимые на дому, кроме лиц, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить медицинские учреждения;
- наблюдение врачами в стационарах за больными на дому после их выписки из больницы.
4. Условия, в которых реализуется программа обязательного медицинского страхования.
4.1. Для амбулаторно-поликлинических учреждений и подразделений:
- выбор пациентом участкового врача, поликлиники, с которыми страховая организация имеет договора;
- наличие очередности плановых больных на прием к врачу, отдельные диагностические исследования, консультативную помощь до 2-х недель;
- осмотр на дому врачами-специалистами, как правило, после осмотра участкового врача и при наличии показаний, время, отведенное на прием больного в поликлинике, определяется действующими расчетными нормативами.
4.2. Для стационарных учреждений:
- выбор пациентом стационара среди лечебно-профилактических учреждений, с которыми страховая организация имеет договора, кроме специализированных отделений клинических больниц, куда больные госпитализируются по медицинским показаниям;
- очередность на плановую госпитализацию до 3-х недель;
- госпитализация в палату на 4-10 мест;
- прикрепление лечащего врача, среднего медицинского работника, оперирующего хирурга, врача-консультанта в соответствии с регламентом работы структурного подразделения;
- обеспечение больных питанием согласно физиологических норм и средне-областных финансовых нормативов;
- предоставление больным поста индивидуального ухода по медицинским показаниям;
- обеспечение питанием и койкой матери, госпитализированной с ребенком до 3-х лет, а также при наличии у ребенка медицинских показаний для ухода;
- обследование и лечение родителей, госпитализированных с детьми, при наличии медицинских показаний;
- перевод в лечебно-профилактическое учреждение более высокого уровня по медицинским показаниям;
- наличие одной туалетной и ванной комнаты в отделении.
4.3. Оплата необходимых медикаментов и изделий медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой неотложной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях - по утвержденным нормативам за счет страховых средств, остальное - за счет личных средств граждан.
Льготы по организации медицинской и лекарственной помощи отдельным контингентам населения определяются действующим на территории РФ законодательством.
Технико-экономическое обоснование расходов на здравоохранение
области в условиях медицинского страхования
Территориальная программа обязательного медицинского страхования гарантирует необходимый минимум медицинской помощи каждому жителю области по нормативам утвержденным Правительством России.
Кроме того, программа направлена на выравнивание сложившихся диспропорций в уровне оказания медицинской помощи жителям различных территорий.
Вследствие систематического недостатка выделяемых средств на здравоохранение, в Омской области образовался значительный разрыв между фактической стоимостью медицинской помощи и стоимостью оптимальной, определенной едиными для России нормативами.
Территориальная программа гарантирует каждому амбулаторно-поликлиническую помощь в объеме 9,4 врачебных посещения и 242 госпитализации на 1000 населения, а также оказание медицинских услуг по 27 видам специализированной помощи.
Рассчитанный по нормативам Министерства здравоохранения Российской Федерации размер фонда обязательного медицинского страхования, необходимый для покрытия себестоимости медицинских услуг, равен 35,3 млр. руб. (см. табл. "Структура стоимости").
В соответствии со ст. 24 Закона "О медицинском страховании граждан в РСФСР" тарифы на услуги в системе медицинского страхования должны обеспечить рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.
С учетом принятого Минздравотделом коэффициента рентабельности в 20% к себестоимости, размер фонда обязательного медицинского страхования составит - 42,4 млр. руб.
35,3 млр. руб. x 1,2 = 42,36 млр. руб.
Содержание страховых медицинских организаций потребует не менее 3,5% к сумме собранных страховых взносов, следовательно фонд обязательного медицинского страхования будет равен - 43,8 млр. руб.
42,36 млр. руб. x 1,035 = 43,8 млр. руб.
Численность населения Омской области по данным облстатуправления составит 2,177 тыс. чел. Из них: работающих - 1037 тыс. чел., в том числе работающих в бюджетных учреждениях - 328,7 тыс. чел., работающих на производственных предприятиях - 708,3 тыс. чел.; неработающих (дети, пенсионеры, инвалиды) - 1,140 тыс. чел.
Исходя из выше приведенных данных для реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования необходим страховой взнос на 1 жителя - 20,1 тыс. руб.
43,8 млр. руб. : 2,177 тыс. чел. = 20,1 тыс. руб./чел.
При страховом взносе 20,1 тыс. руб. на человека от предприятий производственных отраслей должно поступить 14,2 млр. руб.
20,1 тыс. руб. x 708,3 тыс. чел. = 14,2 млр. руб.
На неработающую часть населения потребуется 22,9 млр. руб.
20,1 тыс. руб. x 1,140 тыс. руб. = 22,9 млр. руб.
На работающих в бюджетных учреждениях - 6,6 млр. руб.
20,1 тыс. руб. x 328,7 = 6,6 млр. руб.
Таким образом, расходы для реализации территориальной программы в размере 43,8 млр. рублей должны быть профинансированы за счет следующих источников:
- промышленных предприятий - 14,2 млр. руб.
- из бюджетов - 29,6 млр. руб.
в том числе:
- на работающих в бюджетных отраслях - 6,6 млр. руб.
- на неработающее население - 23,0 млр. руб.
Необходимо учесть, что в систему финансирования здравоохранения в условиях медицинского страхования входит фонд здравоохранения, он образуется за счет бюджетных средств. Планируемый размер областного фонда здравоохранения равен 14,7 млр. руб. (см. приложение).
Тогда, общие расходы на содержание здравоохранение области в 1993 году составят 58,5 млр. рублей.
43,8 + 14,7 = 58,5 млр. рублей
В настоящее время бюджетные ассигнования здравоохранения области на 1993 г. определены Минфином РФ в размере 12,4 млр. рублей. Планируемый взнос по обязательному медицинскому страхованию работников производственных отраслей должен составить 14,2 млр. руб. В целом здравоохранение области будет располагать финансовыми ресурсами на 26,6 млр. рублей, что составит 45,5% от годовой потребности для нормального развития отрасли.
Структура стоимости территориальной базовой программы
обязательного медицинского страхования Омской области
тыс. руб.
Медицинская специальность по видам помощи |
Стоимость лечения населения области |
|
По факту 1992 г. |
Стоимость лечения по единому нормативу МЗ РФ 1993 год |
|
1. Кардиология, всего: 1.1. Амбулаторно-поликл. помощь 1.2. стационарная помощь 2. Ревматология, всего: 2.1. амбулаторно-поликл. помощь 2.2. стационарная помощь 3. Гастроэнтерология, всего: 3.1. амбулаторно-поликл. помощь 3.2. стационарная помощь 4. Эндокринология, всего: 4.1. амбулаторно-поликл. помощь 4.2. стационарная помощь 5. Нефрология, всего: 5.1. амбулаторно-поликл. помощь 5.2. стационарная помощь 6. Гематология, всего: 6.1. амбулаторно-поликл. помощь 6.2. стационарная помощь 7. Аллергология, всего: 7.1. Амбулаторно-поликл. помощь 7.2. стационарная помощь 8. Педиатрия, всего: 8.1. амбулаторно-поликл. помощь 8.2. стационарная помощь 9. Терапия, общая, всего: 9.1. амбулаторно-поликл. помощь 9.2. стационарная помощь 10. Неонатология, всего: 10.1. - 10.2. стационарная помощь 11. Травматология, всего: 11.1. амбулаторно-поликл. помощь 11.2. стационарная помощь 12. Ортопедия, всего: 12.1. амбулаторно-поликл. помощь 12.2. стационарная помощь 13. Урология, всего: 13.1. амбулаторно-поликл. помощь 13.2. стационарная помощь 14. Нейрохирургия, всего: 14.1. амбулаторно-поликл. помощь 14.2. стационарная помощь 15. Ожоговая травма, всего: 15.1. амбулаторно-поликл. помощь 15.2. стационарная помощь 16. Травматология, всего: 16.1. амбулаторно-поликл. помощь 16.2. стационарная помощь 17. Торокальная хирургия, всего: 17.1. амбулаторно-поликл. помощь 17.2. стационарная помощь 18. Пронтология, всего: 18.1. амбулаторно-поликл. помощь 18.2. стационарная помощь 19. Кардиохирургия, всего: 19.1. амбулаторно-поликл. помощь 19.2. стационарная помощь 20. Сосудистая хирургия, всего: 20.1. амбулаторно-поликл. помощь 20.2. стационарная помощь 21. Хирургия общая, всего: 21.1. амбулаторно-поликл. помощь 21.2. стационарная помощь 22. Онкология, всего: 22.1. амбулаторно-поликл. помощь 22.2. стационарная помощь 23. Акушерство и гинекология, всего: 23.1. амбулаторно-поликл. помощь 23.2. стационарная помощь 24. Отодирингология, всего: 24.1. амбулаторно-поликл. помощь 24.2. стационарная помощь 25. Офтальмология, всего 25.1. амбулаторно-поликл. помощь 25.2. стационарная помощь 26. Неврология, всего: 26.1. амбулаторно-поликл. помощь 26.2. стационарная помощь 27. Дерматология всего: 27.1. амбулаторно-поликл. помощь 27.2. стационарная помощь |
91,3 947,0 33,6 291,5 57,7 655,5 33,0 481,0 27,1 228,0 5,9 253,3 59,4 647,5 10,3 88,5 49,1 559,0 34,5 895,5 22,9 427,5 11,6 468,0 11,3 43,0 0,8 17,0 10,5 26,0 18,4 243,0 5,4 110,0 13,0 133,0 6,9 164,5 2,7 39,0 4,2 125,5 679,9 3468,0 включен в терапию общую 679,9 3468,0 1394,5 7534,5 896,4 4369,0 498,1 3165,5 9,4 527,0 9,4 527,0 114,1 1502,0 65,8 584,5 48,3 917,5 5,0 303,0 включен в травматологию 5,0 303,0 96,2 765,0 28,1 206,0 63,1 559,0 32,9 355,0 2,9 36,5 30,0 318,5 4,5 119,5 включен в травматологию 4,5 119,5 488,4 3323,5 484,0 3231,0 4,4 92,5 31,0 156,5 включен в терапию 31,0 156,5 17,7 218,0 5,4 74,0 12,3 144,0 12,3 82,0 включен в кардиологию 12,3 82,0 14,0 118,0 включен в общую хирургию 14,0 118,0 636,1 4349,0 133,1 1010,0 503,0 3339,0 200,5 938,5 24,2 227,5 176,3 711,0 180,4 1417,5 180,4 1417,5 - - 175,6 1629,0 138,5 925,0 37,1 704,0 156,2 1485,0 128,5 852,5 27,7 632,5 287,8 2218,5 128,3 1178,0 159,5 1040,5 159,1 1371,0 128,5 945,0 30,6 426,0 |
|
Итого: в том числе: 1. амбулаторно-поликлиническая помощь 2. стационарная помощь |
4954 35302 2446,9 16258,0 2503,5 19044,0 |
Фактические расходы за 1992 год по видам медицинской помощи, вошедшим в территориальную программу ОМС, составят 4,9 млр. руб. Остальные виды медицинской помощи на 2,3 млр. руб., согласно Закону "О медицинском страховании граждан в РСФСР", перенесены в фонд здравоохранения.
В целом, расходы на здравоохранение области в 1992 г. - 7,2 млр. руб.
Финансовое обеспечение гарантируемых территориальной программой объемов и видов медицинской помощи рассчитано по нормативам, утвержденным МЗ РФ 10.09.92 г. за N 19-15/ОЗ. Ассигнования, требуемые для обеспечения себестоимости территориальной программы должны составить 35,3 млр. руб. С учетом коэффициента рентабельности (по нормативу МЗ РФ - 20% себестоимости) и расходов на содержание страховых медицинских организаций (не менее 3,5% собранной суммы страховых взносов) фонд обязательного медицинского страхования будет равен 43,8 млр. руб.
Фонд здравоохранения Омской области на 1993 год
млн. руб.
Всего: | 14655,2 |
в том числе: | |
I. | |
1. Госкапвложения 2. Технадзор 3. Подготовка кадров 4. Дома ребенка 5. Детские санатории 6. Родовспоможение 7. Противоэпидемические мероприятия 8. Противотурберкулезная служба 9. Психиатрическая служба 10. Наркологическая служба 11. Венерологическая служба 12. Инфекционная служба 13. Скорая и неотложная медицинская помощь (30%) 14. Центр медицинских катастроф 15. Санавиация 16. Профилактика СПИД 17. Станция переливания крови (с отдел.) 18. Бюро судебно-медицинской экспертизы 19. Патолого-анатомическая служба 20. Диагностический центр (50%) 21. Центр дистанционной диагностики 22. Врачебно-физкультурный диспансер 23. Сурдологический центр 24. Центр "Здоровье" 25. Бюро медицинской статистики 26. Оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи на иногородних базах 27. Стационарное лечение иногородних по экстренным показаниям 28. Централизованные бухгалтерии 29. База медснабжения 30. Централизованное бланкоснабжение |
626,5 3,3 118,5 128,6 175,9 1675,6 144,8 1051,4 1819,2 439,2 79,3 1816,1 422,0 16,7 86,2 159,8 543,0 61,4 82,0 976,7 4,9 48,5 25,9 14,2 30,8 47,6 1,0 222,5 41,6 1,0 |
Итого: | 10864,2 |
II. Целевые программы | |
31. Диагностика, лечение и профилактика болезней сердца и сосудов 32. Здоровье матери и ребенка 33. Эндемический зоб 34. Профилактика и лечение больных миопией 35. Профилактика кариеса у детей 36. Профилактика и лечение больных глаукомой 37. Пересадка костного мозга |
100,0 1200,0 70,0 96,7 12,0 12,3 2300,0 |
Итого: | 3791,0 |
Схема организации медицинского страхования в Омской области
/---------------------\
|Администрация области|
\---------------------/
/----------------------/ \------------------\
| |
/------------------\ /----------------\ /---------------\ /---------------\
/----->| |-----| |--------------------------| Управление |------------>| Фонд |
| |Фонд обязательного|/--->|Больничная касса| |здравоохранения| /--------->|здравоохранения|
| />|страхования ||/-->| | | | | | |
| | \------------------/|| \----------------/ \---------------/ | \---------------/
| | /---/| ^ | | |
| | |/---/ | /------------------------------\ | | |
| /------------------\ || /---------\ \---| Лечебно-профилактические |<---/ | |
| |Поступления от | || |Страховые|-------->|учреждения (включая ведомства)| | /--------------\ |
| |коммерческой | || |компании | \------------------------------/ | |Целевые |<--|
| |деятельности кассы| || | | ^ | |программы | |
| \------------------/ || \---------/ /-------------------\ | |--------------| |
| /-------------------/| ^ ^ | Население | | |Кадры |<--|
| | /------------\ | \---------| | | |--------------| |
| | |Добровольное|-/ \-------------------/ | |Научные |<--|
| | |страхование | | | |исследования | |
| | \------------/ | | |--------------| |
| \----------------------------------------------/ | |Социально- | |
| | |значимые забо-|<--|
| Источники образования фондов /-----------------/ |левания | |
\----------------------------------------------------------------------------| |--------------| |
| | | | | | | | |Особо дорогие |<--|
/---------------------------------------------------------------------------\ |виды помощи | |
|Бюджет|Местный|Средства |Личные |Взносы |Доходы от|Кредиты,|Прочие | |--------------| |
|России|бюджет |государствен-|средства |пожерт-|ценных |ссуды |незапре- | |Стихийные | |
| | |ных и общест-|граждан, |вования|бумаг | |щенные | |бедствия, |<--|
| | |венных орга- |пожертво-| | | |источники| |катастрофы | |
| | |низаций |вания | | | | | |--------------| |
\---------------------------------------------------------------------------/ |Выравнивание |<--|
^ /---------------\ |условий помощи| |
| |Поступления | |--------------| |
| |от коммерческой|-->|Материально- | |
/------------------\ |деятельности | |техническая |<--/
|Поступления от | |кассы | |база |
|коммерческой | \---------------/ \--------------/
|деятельности кассы|
\------------------/
Экономический комитет области
Приложение N 2
к постановлению Главы
Администрации области
от 8 декабря 1992 г. N 406-п
План
подготовки и перехода здравоохранения Омской области
к медицинскому страхованию
NN п/п |
Наименование мероприятий | Исполнитель | Сроки |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Создание нормативно-правовой базы | |||
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. |
Разработать и утвердить: Временное положение о системе финансирования здравоохранения области в переходный период к страховой медицине Временное положение о системе ценообразования в здравоохранении Медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи Положение о системе контроля качества лечебно- профилактической помощи Положение о лечебно- профилактическом учреждении Временное положение об общей врачебной практике Устав областной медицинской кассы Взнос страхователей и тариф страховщиков по обязательному медицинскому страхованию |
Управление здравоохранения, экономический комитет, финансовое управление Управление здравоохранения -"- -"- -"- -"- Администрация области Экономический комитет, финансовое управление, управление здравоохранения |
Исполнено По принятии решения Правительства 01.01.93 г. 01.01.93 г. исполнено 01.12.92 г. исполнено по принятии решения Правительства РФ |
2. Организация инфраструктуры медицинского страхования |
|||
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. |
Создать комиссию по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений и лиц, в системе медицинского страхования Создать областную страховую медицинскую кассу Организовать филиалы (представительства) областной страховой медицинской кассы в административных районах города и области при необходимости Привлечь к участию в работе по обязательному медицинскому страхованию организации всех форм собственности Оказать содействие в создании ассоциации медицинских работников Пересмотреть функции и структуру органов управления здравоохранения в условиях медицинского страхования |
Администрация области -"- Областная и местная администрация Управление здравоохранения, областная страховая медицинская касса Управление здравоохранения Управление здравоохранения |
01.12.92 г. 01.01.92 г. 01.02.93 г. 01.12.92 г. 01.01.93 г. 01.12.92 г. |
3. Преобразование системы организации и финансирования медицинской помощи |
|||
3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 4. |
Ввести многоукладность форм собственности, обеспечить децентрализацию системы организации и финансирования здравоохранения. Обеспечить равные права для учреждений всех форм собственности Ввести систему лицензирования и аккредитации медучреждений всех форм собственности, лиц, занимающихся индивидуальной деятельностью в здравоохранении Установить систему тарифов на медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования для всех производителей медицинских услуг, независимо от форм Оказывать содействие подготовке к переходу на финансирование лечебных учреждений всех типов, в соответствии с объемом и качеством произведенных медицинских услуг Перейти к подготовке врачей общей практики. Организовать переподготовку врачей по специальности: врач общей практики Организовать подготовку средних медицинских работников для работы с врачами общей практики Ввести институт общей (семейной) врачебной практики, как самостоятельный и независимый субъект медицинской деятельности Разработать план-задание по материально-техническому обеспечению врачей общей практики (семейных) Проводить разъяснительную работу среди населения о введении медицинского страхования, как формы социальной защиты, используя для этого средства массовой информации |
Областная и местные администрации -"- Управление здравоохранения, администрация области, управление финансов, экономический комитет Управление здравоохранения Управление здравоохранения, мединститут Управление здравоохранения -"- -"- Администрация области, Управление здравоохранения |
с 01.01.93 г. с 01.01.93 г. с 01.01.93 г. с 01.01.93 г. с 01.09.93 г. с 01.09.93 г. с 01.01.94 г. с 01.01.93 г. с 01.01.93 г. |
Приложение N 3
к постановлению Главы
Администрации области
от 8 декабря 1992 г. N 406-п
Концепция
этапного перехода здравоохранения области к работе в условиях
бюджетно-страхового финансирования (1993-1995 гг.)
Концепция этапного перехода здравоохранения к работе в условиях бюджетно-страхового финансирования разработана на основе Закона "О медицинском страховании граждан в РСФСР", актов Правительства РФ.
Переход экономики республики к рынку определил неизбежность реформ в здравоохранении, прежде всего его структуры, управления, финансирования, производственных отношений внутри отрасли.
С интеграцией здравоохранения в рыночную экономику, создаются условия для его многоисточникового финансирования.
Основная задача реформы направлена на сохранение доступности, повышение качества и эффективности медицинской помощи населению, развитие ее социальных ориентиров.
Формируемая система общественного здравоохранения, должна обеспечить баланс интересов всех сторон, участвующих в процессе организации, предоставлении и потреблении медицинской помощи, а именно: представительной и исполнительной власти, органов управления здравоохранением, медицинских страховых организаций, производителей медицинских услуг, общественных формирований и главное - интересов всего населения области.
Социальные гарантии, закрепленные Законом "О медицинском страховании граждан в РСФСР" должны быть обеспечены новой системой финансирования здравоохранения.
Реформа включает:
1. Реформу организации внебольничной и больничной помощи на основе их многоукладности и равноправном существовании медицинских учреждений с любыми формами собственности.
2. Преобразования в системе подготовки, распределения и оценки квалификации кадров.
3. Реформу системы финансирования отрасли и отдельных ее служб.
4. Изменение ориентиров и форм организаций профилактики.
5. Реформу управления здравоохранения.
В конечном итоге система здравоохранения должна представлять собой единый...
Порядок подрядно-договорной деятельности на уровне первичной медико-социальной помощи, устанавливается соглашением с местными органами власти.
В последующем, центральная роль, отведена врачам общей, семейной практики, которые обеспечат непрерывное наблюдение за всеми членами семьи и смогут оказывать как плановую, так и неотложную медицинскую помощь в круглосуточном режиме на основе своей полной экономической и технологической самостоятельности.
Консультативно-диагностический уровень внебольничной помощи на первом этапе реформ, будет широко представлен самостоятельными амбулаторно-поликлиническими учреждениями или их организационно-функциональными объединениями. Так, поликлиники для взрослых и подростков, детские поликлиники и женские консультации могут составить наиболее экономичную форму акушерско-терапевтическо-педиатрических комплексов. Учреждения диагностического уровня призваны удовлетворять запросы специалистов первичного медико-социального уровня в диагностических, консультативных, лечебных и реабилитационных видах помощи.
При поликлиниках будут организовываться альтернативные формы госпитальной помощи (дневные стационары, стационары на дому и другие). Специализированные диспансеры должны развиваться как параллельные структуры консультативно-диагностического уровня, со своими строго специфическими функциями.
На втором этапе реформы, на основе современных медицинских технологий неизбежно произойдет интеграция многих консультативно-диагностических учреждений в высоко-специализированные центры диагностики, консультации и амбулаторного лечения с районным, межрайонным, областным и региональным статусом.
Реформой больничной помощи предусматривается переход на ресурсосберегающую трехуровневую структуру стационарных учреждений.
Стационары первого уровня больничной помощи работают в режиме непрерывных интенсивных циклов, они могут служить целям кратковременного неотложного лечения, оказанию экстренной госпитальной помощи и плановой госпитализации по специализированным направлениям интенсивного лечения. На уровне ЦРБ, кратковременный интенсивный цикл способны будут выполнять отделения интенсивного лечения или отделения экстренной и неотложной помощи, которые необходимо организовать. Стационарные структуры интенсивного лечения должны работать на основе современных медицинских технологий, и в первую очередь оснащаться новейшим дорогостоящим оборудованием и высококвалифицированными кадрами.
На втором уровне больничной помощи - стационары долечивания (на первом этапе и реабилитации) и стационары плановой диагностики.
На третьем уровне - больницы социального профиля (сестринского ухода). Нормативы табельного оснащения, штатная структура, система организации работы, финансирования и управления больничными учреждениями всех уровней и категорий определяются специально разработанными положениями.
II. Профилактика
Реформа организации профилактики основывается на переходе к целевым скринингам прежде всего, социально-обусловленных и социально-значимых заболеваний. Формы профилактической работы, ее объем и критерии качества, регламентируются комплексными и целевыми программами. На первом этапе к числу программ первостепенной важности отнесены: "Здоровье женщин и детей", "Диагностика, лечение и профилактика болезней сердца и сосудов", "туберкулез", "Онкология и профилактика рака", "Эндемический зоб", "Профилактика и лечение больных миопией", "Профилактика кариеса у детей" и другие. Медицинские аспекты комплексных целевых программ безусловно выполняются лечебно-профилактическими учреждениями.
III. Преобразования в системе подготовки кадров
Реформа здравоохранения определяет неизбежность изменений в системе профессиональной подготовки кадров. Предусмотрена новая система профессиональной аттестации врачей. Для всех врачей и специалистов со средним медицинским образованием вводится обязательное лицензирование и аккредитация. На их основании выдаются лицензии с указанием видов разрешенной деятельности и сертификаты стандарта гарантий ее качества. Предусматривается переход на контрактные принципы подготовки и трудоустройства молодых специалистов, введение непрерывной системы заочно-очного последипломного обучения.
Необходимо принятие новой номенклатуры врачебных специальностей. Медицинскому институту формируется адресный социальный заказ и подготовку врачей общей, семейной практики.
Изменится система подготовки и переподготовки специалистов со средним медицинским образованием.
IV. Реформа финансирования здравоохранения
Переход к системе бюджетно-страхового финансирования позволит ввести новый механизм формирования и распределения средств для здравоохранения области.
Источниками финансовых ресурсов для здравоохранения станут:
- средства бюджета местных Советов;
- средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих объектов и субъектов (страховые взносы);
- личные средства граждан;
- безвозмездные или благотворительные взносы и пожертвования;
- кредиты банков, доходы от ценных бумаг.
Из этих средств организуются фонды здравоохранения и медицинского страхования. Страхователями выступают: государственные структуры, предприятия всех форм собственности, общественные организации и другие.
Введение обязательного медицинского страхования граждан, позволит обеспечить всем жителям области равные социальные гарантии на бесплатную медицинскую помощь. Для этих целей формируется базовая территориальная программа обязательного медицинского страхования и медико-экономические стандарты качества медицинской помощи в целях рационального использования средств страхового фонда создается система контроля качества медицинских услуг.
Активными источниками финансирования медицинских услуг, сверх определенного территориальной программой Минимума, могут быть взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан по принципу добровольного медицинского страхования. Все услуги, оказываемые сверх установленных территориальной программой, в соответствии с разработанным и утвержденным перечнем и прейскурантом, будут являться платными. Они будут служить дополнительным источником финансирования здравоохранения.
Новый механизм формирования и распределения финансовых средств на основе многоканальности источников, позволит извлечь в здравоохранение значительно больше финансовых средств и приблизить их уровень к реальным потребностям для реализации задач финансирования медицинских учреждений в условиях медицинского страхования граждан, создается областная больничная касса - государственное страховое учреждение, с филиалами и представительствами в районах г. Омска и области. Параллельно действуют другие страховые компании имеющие лицензии на право осуществления как обязательного, так и добровольного медицинского страхования граждан.
Нормативы финансирования программы обязательного медицинского страхования и объем финансирования социальных программ устанавливаются местными органами власти.
V. Реформа управления здравоохранением
В условиях перехода к медицинскому страхования граждан направлена на повышение самостоятельности медицинских учреждений, ужесточение контроля за качеством медицинской помощи на основе экономических методов. Оценка результатов и качества работы будет осуществляться по установленным стандартам и утвержденным критериям конечных результатов деятельности.
Деятельность органов управления всех уровней основывается на демократических принципах. Осуществляется тесное сотрудничество с медицинскими ассоциациями, профессиональными союзами медицинских работников, медицинскими страховыми компаниями, общественными организациями и другими.
Основные направления функциональной деятельности органов управления всех уровней будут определены специальными положениями. Деятельность Управления здравоохранения на уровне области сосредотачивается на:
- определении потребности населения в медицинской помощи и организации ее обеспечения;
- формировании фондов здравоохранения и организации мероприятий по их эффективному использованию;
- обеспечении профессиональной подготовки и переподготовки медицинских работников;
- формирование оптимальной структуры сети лечебно-профилактических учреждений и создания условий для ее развития, определении форм собственности в здравоохранении;
- оценка деятельности ЛПУ;
- разработка, совершенствование стандартов качества медицинской помощи и организации контроля их выполнения;
- разработка нормативов финансирования здравоохранения, размеров страховых взносов и цен на медицинские услуги;
- организации финансовых и статистических отчетов о деятельности учреждений здравоохранения и обеспечения ведомственного контроля за их точностью и достоверностью.
По всем разделам предполагаемой концепции разработаны нормативные и методические документы.
Излагаемая концепция и предусмотренный механизм ее реализации помогут не только сохранить достигнутый уровень медицинской помощи, но и предполагают создать предпосылки для качественной перестройки отрасли.
Приложение N 4
к постановлению Главы
Администрации области
от 8 декабря 1992 г. N 406-п
Временное положение
об организации деятельности и системы финансирования здравоохранения
Омской области в условиях введения Закона РСФСР "О медицинском
страховании граждан в РСФСР"
1. Общие положения
Настоящий документ разработан в соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и другими правительственными документами. Он определяет принципы организации деятельности и систему финансирования здравоохранения области в условиях перехода на медицинское страхование и является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в деятельности здравоохранения области или его финансирования.
Основной задачей здравоохранения (всех субъектов) Омской области остается содействие укреплению и сохранению здоровья населения, обеспечению активного долголетия. Здравоохранение области в новых условиях оказывает населению весь спектр возможных медицинских услуг (за исключением уникальных), а также осуществляет профилактическую деятельность.
В соответствии с принятой концепцией развития здравоохранения области первичная и профилактическая медицинская помощь населению оказывается сетью амбулаторно-поликлинических и диагностических учреждений, специалисты которых объединены в микроколлективы и организуют свою работу по принципам акушерско-терапевтического-педиатрического участка (АТП-участка). Высококвалифицированная амбулаторно-поликлиническая и госпитальная медицинская помощь оказывается населению специалистами амбулаторно-поликлинической и госпитальной сети.
Как первичная и профилактическая медицинская помощь, так и высококвалифицированная амбулаторно-поликлиническая и госпитальная помощь населению, на первые годы (5-6 лет) после перехода на медицинское страхование предоставляется в порядке выполнения обязательств по медицинскому страхованию. В дальнейшем после подготовки кадров первичная и профилактическая медицинская помощь должна, в основном, осуществляться независимыми врачами общей практики (семейными врачами) по контрактам с местной администрацией (муниципальными властями), а высококвалифицированная медицинская помощь (госпитальная и амбулаторно-поликлиническая) в порядке выполнения страховых медицинских программ. Таким образом, через несколько лет в Омской области будет создана муниципально-страховая система здравоохранения.
Медицинское страхование населения области осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и вводится в действие на территории Омской области специальным решением сессии областного Совета народных депутатов.
Во всех лечебно-профилактических учреждениях области населению гарантируется оказание медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также услуг по программам добровольного медицинского страхования.
Медицинское страхование населения области предусматривает оказание медицинской помощи в порядке выполнения обязательных и добровольных страховых программ, определяющих виды медицинской помощи, оказываемых застрахованным и условия получения этой помощи.
Медицинская помощь, полученная застрахованными гражданами в рамках страховых программ, оплачивается ЛПУ (лечебно-профилактическому учреждению) страховыми организациями (страховщиками) из созданных и принадлежащих им финансовых фондов медицинского страхования, формируемых за счет взносов на обязательное и добровольное медицинское страхование страхователей - предприятий, организаций, коммерческих структур, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, областной и местной администрации, граждан.
Все население области подлежит обязательному медицинскому страхованию, обеспечивающему равное право на медицинскую помощь. Каждому гражданину области выдается страховой медицинский полис. В соответствии с Законом равное право достигается:
- обеспечением равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории области в реализации прав на получение медицинской помощи;
- установлением на всей территории Омской области гарантированного объема медицинской помощи равной территориальной программе обязательного медицинского страхования, а также отдельных уникальных видов медицинской помощи в специализированных клиниках страны и за рубежом по медицинским и жизненным показаниям;
- обеспечением граждан медицинской помощью на всей территории области, в том числе за пределами постоянного местожительства;
- предоставлением жителям области права выбора лечебно-профилактического учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.
Все жители области имеют право на добровольное медицинское страхование и при страховании (наличии полиса) каждому гарантируются получение медицинских услуг в объеме программы добровольного медицинского страхования, сверх объема территориальной медицинской программы обязательного медицинского страхования.
Органы управления здравоохранения несут ответственность за организацию медицинской помощи населению соответствующей территории, осуществляют оперативное руководство лечебно-профилактическими учреждениями, разрабатывают и реализуют стратегические вопросы и направления развития здравоохранения, ведут подготовку и переподготовку медицинских кадров и др.
Органы управления осуществляют: на областном уровне - разработку общей программы по охране здоровья населения и целевых программ, определение размеров дотаций территориям со слабой материально-технической и финансовой базой и оказывают этим территориям финансовую поддержку с целью выравнивания возможностей, определение территориальной программы обязательного медицинского страхования, разработку и утверждение медико-экономических стандартов, цен на медицинские услуги, общее руководство системами контроля качества медицинской помощи, участие в подготовке и проведении лицензирования и аккредитации учреждений здравоохранения и медицинских работников, организуют подготовку и переподготовку кадров, финансирование научных и целевых медицинских программ, ряда учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, устанавливают условия деятельности и развитие материально-технической базы этих учреждений, оплату дорогостоящего медицинского оборудования и уникальных видов медицинской помощи, финансирование медицины катастроф и оплату работ по ликвидации стихийных бедствий и катастроф.
На уровне города (сельского района) осуществляют:
- разработку и реализацию целевых программ по охране здоровья населения на своей территории, подготовку и участие в лицензировании и аккредитации учреждений здравоохранения и медицинских работников своей территории, координацию деятельности лечебно-профилактических учреждений, независимо от форм собственности с использованием экономических методов, определение условий деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, решение вопросов развития материально-технической базы таких учреждений и развитие сети этих учреждений, участие в расчете и определении цен и тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.
Органы управления здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями устанавливают требования к качеству медицинской помощи для всех учреждений с различными формами собственности, оказывающих медицинскую помощь населению и организуют контроль за выполнением этих требований.
Страховые организации осуществляют медицинское страхование граждан, организуют оказание медицинской помощи застрахованным в лечебно-профилактических учреждениях города и области в соответствии с заключенными договорами в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, контролируют качество оказанных медицинских услуг. Оплачивают стоимость выполненных ЛПУ услуг из фонда обязательного медицинского страхования.
Лечебно-профилактические учреждения оказывают медицинскую помощь застрахованным (гражданам) в соответствии с имеющейся государственной лицензией, сертификатами, договорами со страховщиками, медико-экономическими стандартами и ценами на услуги, предъявляют страховщикам счета на оплату выполненных медицинских услуг.
2. Организация медицинского страхования
2.1. Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает государственные гарантии в области медицинской помощи населению и распространяется на всех граждан РФ, проживающих в Омской области. Для реализации территориальной программы ОМС создана государственная областная медицинская касса "Пульс" (ОМК "Пульс), гарантирующая всеобщность и равную доступность медицинской помощи установленного органами государственного управления, местной администрацией объема и качества для всех слоев населения.
2.2. На территории Омской области ОМК "Пульс" осуществляет: сбор страховых взносов на ОМС со всех страхователей, формирование областного фонда ОМС, его распределение между представительствами и страховыми медицинскими организациями.
2.3. Страховые медицинские организации, имеющие лицензию, вправе осуществлять на территории области ОМС населения при условии получения ими страховых средств от ОМК "Пульс". Эти средства распределяются ОМК в соответствии с численностью застрахованных страховыми организациями контингентов по подушевому нормативу, дифференцированному по полу и возрасту. Методика определения подушевого норматива разрабатывается и утверждается ОМК "Пульс" совместно с Управлением здравоохранения администрации области для сельской местности и отделом здравоохранения при администрации города для г. Омска - ежегодно. На проведение работ по сбору и перераспределению фонда ОМС ОМК "Пульс" вправе расходовать 0,1% собранного фонда ОМС.
2.4. ОМК "Пульс" осуществляет перестрахование всех страховых медицинских организаций, ведущих ОМС на территории области для обеспечения устойчивости системы и реальных гарантий оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
2.5. Добровольное медицинское страхование осуществляется страховыми организациями на коммерческой основе. Страховщики самостоятельно разрабатывают программы, правила и условия добровольного медицинского страхования. Ставки страховых взносов, тарифы на медицинские услуги являются договорными.
2.6. Страховые взносы страхователей при ОМС устанавливаются на 1993 год в размерах, обеспечивающих выполнение территориальной программы ОМС. Расходы на ведение дела страховыми медицинскими организациями устанавливаются в размере 3,4% от собственного фонда ОМС (страховой тариф). Экономия средств страхового тарифа является прибылью страховой медицинской организации и расходуется ею по собственному усмотрению.
2.7. Страховые взносы на ОМС перечисляются страхователями на собирательные счета ОМК "Пульс", ее филиалов и др. учреждений системы областной медицинской кассы ежемесячно. Первое перечисление страхователь производит за 15 дней до начала действия договора страхования (до 15 декабря 1992 г.) в объеме не менее 1/12 годового взноса на обязательное медицинское страхование. В дальнейшем перечисление страховых взносов на собирательный счет областной медицинской кассы производится страхователями не позднее 10 числа каждого месяца (до 10 января 1993 г.) в объеме не менее 1/12 годового взноса с учетом индексации. Перерасчеты между всеми субъектами медицинского страхования производятся ежеквартально до 20 числа следующего месяца.
2.8. Страхователь уплачивает учреждению системы ОМК за несвоевременное перечисление страховых взносов пеню в размере 0,5% несвоевременно уплаченной суммы за каждый день просрочки, что не освобождает его от уплаты страхового взноса.
2.9. Страховая медицинская организация (системы ОМК "Пульс" или независимый страховщик) вправе приостановить действие договора при истечении 20 дней просрочки очередного взноса страхователя, уведомив об этом страхователя и ОМК "Пульс".
2.10. Сумма взносов подушевых нормативов в зависимости от численности застрахованных перечисляется учреждениями системы ОМК "Пульс" на счета независимых страховщиков за 5 дней до начала действия договора страхования и не позднее 15 числа каждого последующего месяца.
2.11. Учреждение системы ОМК "Пульс" уплачивает независимому страховщику за несвоевременное перечисление страховых взносов по подушевому нормативу пеню в размере 0,4% несвоевременно уплаченной суммы за каждый день просрочки, что не освобождает его от перечисления страхового взноса.
2.12. В случае отказа страховой медицинской организации в предоставлении застрахованному предусмотренной территориальной программой ОМС медицинской услуги, а также неполного или не качественного оказания такой услуги, страхователю возвращается 50% индивидуального (подушевого) ежемесячного взноса данного застрахованного.
2.13. Фонды обязательного медицинского страхования.
2.13.1. ОМК "Пульс" сумму всех взносов на ОМС распределяет на:
- создание фонда перестрахования в размере 20% от собранных средств;
- средства, передаваемые учреждениям системы ОМК "Пульс" для непосредственного обязательного медицинского страхования граждан по их договорам. Размер этих средств определяется в зависимости от численности застрахованного контингента и утвержденного подушевого норматива;
- средства, передаваемые независимым страховщикам для обязательного медицинского страхования граждан по их договорам. Размер этих средств определяется в зависимости от численности застрахованного контингента и утвержденного подушевого норматива;
- средства на ведение дел в ОМК "Пульс".
2.13.2. В страховых медицинских организациях (ОМК "Пульс", учреждения ее системы, независимые страховщики) средства фонда ОМС используются для создания:
- фонда финансирования медицинской помощи и иных услуг, оказываемых в соответствии с территориальной программой ОМС;
- резервного фонда в соответствии с нормативными документами Правительства РФ, областной администрации, собственных Уставов или Положений о деятельности;
- фонда профилактических мероприятий;
- фонда содержания страховой организации (п. 1.6). Размер ассигнований на содержание страховой организации устанавливается в виде средств, привлекаемых организацией по собственным договорам ОМС.
2.14. Чистая прибыль, полученная от использования временно свободных средств перестраховочного и резервных фондов ОМС, остаток средств фонда ОМС - учитываются по каждому страхователю страховыми медицинскими организациями по собственным договорам и по согласованию со страхователями используются:
- на пополнение перестраховочного и резервных фондов;
- засчитывается в счет будущих страховых взносов;
- для благотворительного добровольного страхования малоимущих слоев населения;
- на добровольное страхование застрахованных по обязательному страхованию;
- на улучшение материально-технической базы медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования;
- на экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений;
- на другие цели, связанные с охраной здоровья;
- на формирование прибыли медицинской страховой организации (в соответствии с нормативными документами Правительства РФ и областной администрации, собственным Уставом). Процент от суммы остатка финансовых средств на конец договора и дохода от коммерческого использования временно свободных средств запасного фонда, направляемый на формирование собственной прибыли страховщика, согласуется со страхователем при заключении договора.
2.15. В медицинских страховых организациях финансовые средства должны учитываться отдельно по обязательному и основным видам добровольного страхования (коллективное, индивидуальное и др.) по следующим направлениям:
- поступление страховых взносов;
- оплата медицинской помощи и иных услуг, предусмотренных договорами страхования, выплаты возвратных сумм и другие отложенные выплаты;
- пополнение и расходование резервных и иных фондов;
- доходы от коммерческого использования временно свободных финансовых средств и их расходование;
- использование остатков платежей, предназначенных на оплату медицинских услуг;
- содержание организации;
- формирование прибыли.
По обязательному страхованию и возвратному добровольному страхованию этот учет ведется по каждому страхователю.
3. Фонд здравоохранения
3.1. Фонд здравоохранения предназначен для финансирования решения стратегических задач в области охраны здоровья населения Омской области, осуществления Советами народных депутатов и органами исполнительной власти государственной и муниципальной политики по организации оказания медицинской помощи. Фонд здравоохранения образуется, управляется и расходуется в соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
3.2. Создаются: областной фонд здравоохранения, фонд здравоохранения г. Омска, районные фонды здравоохранения из средств соответствующих бюджетов.
3.3. Объем бюджетных ассигнований, направляемых на образование фондов здравоохранения, определяется Советом народных депутатов соответствующего уровня.
Управление фондом здравоохранения осуществляется органом управления здравоохранения соответствующего уровня.
3.4. Средства фондов здравоохранения могут быть использованы для оплаты труда по контрактам ведущих специалистов и руководителей здравоохранения.
3.5. Временно свободные средства фондов здравоохранения могут быть использованы на коммерческой основе. Доходы от коммерческого использования средства используются в соответствии с задачами фондов здравоохранения.
4. Финансирование учреждений здравоохранения
4.1. Источниками финансирования деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) являются:
- средства, получаемые по договору от страховой организации за медицинские услуги, оказанные в рамках выполнения страховых программ обязательного и добровольного медицинского страхования;
- средства, получаемые от территориальных органов управления для целевого использования в соответствии с задачами фонда здравоохранения;
- средства, получаемые от предприятий, организаций и населения за оказание дополнительной платной медицинской помощи и услуг;
- средства, получаемые от разрешенной по Уставу коммерческой деятельности;
- добровольные взносы предприятий, граждан и пр.
4.2. Платная медицинская помощь работникам предприятий и организаций оказывается по договорным ценам. Цены на платную помощь населению устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
4.9. Финансирование деятельности ЛПУ, оказывающих помощь социально незащищенным контингентам населения, оказывающих социально обусловленные виды помощи, осуществляется непосредственно из соответствующего фонда здравоохранения с учетом объемов и качества работы. За счет этих фондов финансируются учреждения по перечню, утвержденному органами управления здравоохранения местных Советов.
5. Органы управления здравоохранения могут финансировать учреждение любого типа, независимо от формы собственности, их участие в целевых программах, покупку дорогостоящего оборудования, представлять ссуды и, в необходимых случаях, по решению местного Совета дотировать ЛПУ за счет территориального фонда здравоохранения.
5.1. Разрешение споров между ЛПУ и страховыми медицинскими организациями по вопросам объемов и качества медицинской помощи, осуществляется в областной лицензионно-аккредитационной комиссии. Выводы комиссии являются обязательными для сторон.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Омской области от 8 декабря 1992 г. N 406-п "О мерах по подготовке к переходу на медицинское страхование населения области"
Текст документа получен по рассылке
Указом Губернатора Омской области от 15 января 2002 г. N 12 настоящее постановление признано утратившим силу