Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению главы
городского самоуправления
от 18.06.01 г. N 236-п
Об итогах выполнения Соглашения о социальном партнерстве за 2000 г. между Федерацией Омских профсоюзов, Союзом товаропроизводителей и работодателей, Союзом предпринимателей и администрацией г. Омска
Соглашение о социальном партнерстве между Федерацией Омских профсоюзов, Союзом товаропроизводителей и работодателей, Союзом предпринимателей и администрацией города Омска позволило сохранить социальную стабильность и обеспечить конструктивный подход к решению общегородских проблем, развить и усовершенствовать систему социального партнерства.
1. В области экономической политики
Ситуация в промышленном секторе экономики города стабилизировалась и демонстрирует устойчивую тенденцию к росту.
Объем производства промышленной продукции по итогам 2000 года составил 111% по отношению к предыдущему году, значительного роста достигли отрасли химии и нефтехимии - 134,8%, машиностроения - 125,9%, пищевой - 111,7%. Произошло увеличение выпуска потребительских товаров. Производство пищевых продуктов (без алкоголя и пива) увеличилось на 27,9%, непродовольственных товаров - на 10,1%.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в отчетном году объем производства промышленной продукции составил 95% уровня 1997 года.
За отчетный период улучшилась эффективность работы большинства отраслей экономики по сравнению с итогами 1999 года. За 1999 год убыток составил 1596,2 млн. рублей, за 2000 год - прибыль 3940,4 млн. рублей. В целом по промышленности прибыль увеличилась в 18,9 раза, в том числе в машиностроении в 1,43 раза, пищевой в 1,9 раза.
По итогам 2000 года увеличили поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней отрасли химической и нефтехимической промышленности в 1,88 раза, машиностроения в 1,17 раза, пищевой в 1,32 раза.
При стабилизации положения в реальном секторе экономики, положение в социальной сфере также несколько стабилизировалось.
По состоянию на 01.01.2001 года на финансирование социально-культурной сферы, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрацией города, направлено 1738191 тыс. руб. при утвержденных бюджетных назначениях 1771238 тыс. руб., или исполнено на 98,1%. В том числе: образование - 95,2%, культура и искусство - 106%, здравоохранение - 94,7%, физическая культура и спорт - 94,1%, социальная политика - 100,6%, транспорт - 100,1%, ЖКХ - 105,8%.
Согласно постановлению правительства РФ от 15.12.00 г. N 965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы" федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2000 году составляет 70% от их стоимости. Указанный стандарт используется при определении бюджетных дотаций на компенсацию разницы в стоимости ЖКУ и их оплатой населением. Омским городским Советом установлены следующие уровни оплаты населением за жилищно-коммунальные услуги:
- тепловая энергия для отопления и горячего водоснабжения 45%;
- холодное водоснабжение и водоотведение 60%;
- содержание и текущий ремонт жилья 50%;
- капитальный ремонт жилья 10%;
- комплексное обслуживание лифтов 100%;
- вывоз мусора 100%.
С начала текущего отопительного сезона было обеспечено устойчивое снабжение муниципальных объектов города энергоресурсами и энергоносителями.
Согласно графику приемки ведомственного жилья в муниципальную собственность на 2000 г. - приемке подлежал жилой фонд 49 предприятий в количестве 495 жилых домов, общей площадью 1166,7 тыс. кв. метров. Весь жилой фонд обследован, выполнены расчеты суммы финансовых средств по передаче жилья с предприятиями, которые реально способны передать жилье, заключены договоры по передаче средств и приемке жилых домов в муниципальную собственность. В 2000 году принят жилой фонд от 5 предприятий в количестве 102 жилых домов общей площадью 421,0 тыс. кв. метров.
В целях стабилизации и поддержки промышленных предприятий г. Омска принято постановление главы городского самоуправления N 495-п от 08.11.2000 г. "О концепции муниципальной поддержки развития промышленности г. Омска на 2001-2003 гг.".
Продолжена работа по формированию благоприятного инвестиционного климата в г. Омске. Приняты решения Омского городского Совета "О внесении изменений и дополнений в решение Омского городского Совета "О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Омска", "О внесении изменений и дополнений в решение Омского городского Совета "О местных налогах и сборах", регламентирующие порядок предоставления налоговых льгот по платежам в городской бюджет предприятиям, реализующим инвестиционные проекты.
Сформирован раздел "Промышленность" на сайте администрации г. Омска в сети Internet.
Активно реализуется практика тематических "круглых столов" "Администрация города - предприниматель", на заседаниях которых, при активном участии общественных организаций предпринимателей, проходит обсуждение и поиск решений проблем, стоящих перед предпринимателями, таких как:
- Анализ и минимизация административно-разрешительной практики;
- О создании инфраструктуры содействия развитию предпринимательства;
- Разработка ускоренной процедуры землеотведения под жилищное и промышленное строительство, размещение других основных фондов малых предприятий;
- Формирование механизма льготирования деятельности малых предприятий;
- О применении и корректировке единого налога на вмененный доход, налога с продаж и другие.
Администрацией города организована общественная экспертиза нормативных и правовых актов регламентации деятельности предпринимательства, что очень наглядно проявилось в обсуждении вопроса по установлению величины коэффициентов дислокации с учетом ценового зонирования города. Неоднократно проводились совещания по данному вопросу с представителями общественных организаций предпринимателей, администраций округов и структурных подразделений администрации г. Омска, следствием этого стало принятое решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 299 "Об установлении коэффициентов дислокации для оценочных зон на территории города Омска".
В июле 2000 г. создана с участием муниципалитета лизинговая компания, как инструмент инвестиционного механизма, обеспечивающий малое предпринимательство оборудованием, технологиями и другим имуществом.
В течении 2000 года проводилась политика прямых контактов с сельскими товаропроизводителями и предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. В этих целях на рынках и ярмарочных комплексах создано более 240 мест для 50-ти хозяйств сельских товаропроизводителей, закреплено 150 мест для предприятий омской переработки. Ежемесячно на рынках города проводится около 3-х ярмарок с участием хозяйств районов области, где селяне, кроме продуктов питания, представляют и широкую культурную программу. Такое сотрудничество является не разовой акцией, а планомерным укреплением связей между районами области и города.
Важное направление в данной работе - развитие сети крытых мини-рынков социальной направленности, где также предоставляются места товаропроизводителям.
Для увеличения ассортимента и улучшения качества хлеба и хлебобулочных изделий, создания конкурентной среды в производстве этой продукции, а также в целях поддержки предпринимательства и малого бизнеса, создания их позитивного имиджа в июле 2000 года проведены конкурсы "Лучший пекарь" и "Лучшее предприятие по производству хлеба и хлебобулочных изделий".
Управлением потребительского рынка и услуг администрации г. Омска совместно с контрольно-надзорными органами проводится постоянная работа по контролю за качеством приготовления и доступностью питания в учебных заведениях.
Размещение муниципального заказа на организацию общегородских пассажирских перевозок муниципальным автотранспортом и электротранспортом осуществлено в соответствии с решением комиссии по размещению муниципального заказа, принятым на заседании 06.06.2000 года. Исполнителем муниципального заказа выступило управление транспорта в соответствии с договором N 166 от 30.06.2000., заказчиком - департамент муниципального заказа администрации г. Омска. Объем муниципального заказа на 2000 год (1041,95 тыс. машино-часов, выполняемый 435 единицами подвижного состава) определен в соответствии с размером бюджетного финансирования, определенного распоряжением главы городского самоуправления N 591-р от 08.06.2000 "Об утверждении перечня муниципальных заказов, принятых к финансированию из бюджета города Омска в 2000 году" в сумме 85,4 млн. рублей. Управлением транспорта заключены договоры на выполнение муниципального заказа с муниципальными транспортными предприятиями. Муниципальными предприятиями муниципальный заказ выполнен полностью.
В соответствии с реальной потребностью в кадрах осуществляется плановое обучение специалистов, заключены договоры с ВУЗами г. Омска о подготовке специалистов. Повышение квалификации медицинских работников проводится с обязательной периодичностью не реже 1-го раза в 5 лет, ежегодно проходят последипломную подготовку 24-26% врачей и 16-19% специалистов со средним медицинским образованием. С начала года в региональном инновационном центре Главного управления культуры Омской области обучалось 30 человек.
Вызывает озабоченность ситуация сложившаяся с заключением коллективных договоров. Из 4098 организаций, входящих в Федерацию омских профсоюзов, в настоящее время, лишь в 2778 заключены коллективные договоры и 28 Соглашений. Проверки проведенные Федеральной инспекцией труда в Омской области на предприятиях г. Омска показали, что многие коллективные договора и соглашения заключены с нарушениями действующих законодательных актов. Эти договоры, в основном, заключаются на предприятиях и учреждениях, существующих более 10 лет. На предприятиях, образованных в 90-е годы (исключая созданные путем реорганизации), его заключение инициируется в единичных случаях.
Коллективный договор, по информации Федеральной инспекции труда в Омской области, в подавляющем большинстве проверенных предприятий и учреждений по своей сути является не правовым актом, регулирующим трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения, а неким документом, принятым лишь для проверяющих органов и профсоюзов. Преимущества коллективного договора, как дополнительного регулятора трудовых правоотношений, практически не используются.
По вопросу исполнения коллективных договоров проводятся совместные проверки специалистов органов по труду и обкомов профсоюзов. В феврале 2000 г. проведена проверка совместно с Гострудинспекцией соблюдения трудового законодательства в филиале ВНИИ "Энергопром". В результате выявленных нарушений и несоблюдения условий коллективного договора руководитель института освобожден от занимаемой должности.
Оказывается консультационная и юридическая помощь членским организациям профсоюзов. Проведено 96 семинаров, на которых прошли обучение около 4000 профсоюзных активистов, в ряде обкомов и на крупных предприятиях имеются свои постоянно-действующие семинары. Выпущено 7 методических пособий в помощь профсоюзному активу, в газете "Позиция" регулярно публикуются информационные материалы по вопросам экономики и защиты социально-экономических интересов трудящихся. Консультационная помощь оказана более 8 тысяч человек. В Федерации омских профсоюзов, обкомах профсоюзов разработаны планы обучения профсоюзного актива. На постоянно действующем семинаре прошли обучение 1200 человек профактива. Постоянно действующие семинары имеются в обкомах профсоюзов госучреждений общественного обслуживания, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, строительства, местной промышленности и коммунального хозяйства и в других обкомах профсоюзов. Обкомом профсоюза работников народного образования и науки регулярно выпускается экспресс-информация и настольная книга председателя профкома по организационно-правовым вопросам.
2. В области развития рынка труда и содействия занятости
За 2000 год на дополнительно введенные рабочие места трудоустроено 5128 человек. В течении 2000 года за счет приостановления массовых высвобождении совместными усилиями работников службы занятости, органов местного самоуправления и работодателей сохранено 854 рабочих мест. За счет опережающего обучения, проводимого при долевом финансировании службы занятости населения и работодателей, удалось трудоустроить 1726 работников, намеченных к высвобождению. Высвобождение работников осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. В частности, при реорганизации лечебно-профилактических учреждений города, высвобождаемые работники трудоустраиваются в этом же учреждении в поликлинику или отделения, либо в лечебно-профилактические учреждения города по своей специальности.
Вопросы, касающиеся трудовых отношений, обеспечения занятости, содействия в трудоустройстве включаются в коллективные договоры, отраслевые Соглашения специальным разделом. Федерацией омских профсоюзов проведен анализ заключения коллективных договоров в отдельных отраслях. Так, из 16 предприятий химической отрасли во всех действуют коллективные договоры. Заключены коллективные договоры на всех предприятиях связи, в 95,7% учреждений здравоохранения действуют коллективные договоры.
Федерацией омских профсоюзов, отраслевыми обкомами профсоюзов организована бесплатная консультационная помощь членским организациям по вопросам занятости и трудового законодательства. В Федерации омских профсоюзов создан правовой отдел. За 2000 год оказана юридическая помощь более 8 тысяч членам профсоюзов. В газете "Позиция" продолжает работать "Юридическая рубрика". В апреле 2000 года проведен семинар по основам законодательства о занятости населения в обкоме профсоюза работников связи. Проведена учеба с профактивом предприятий ОАО "Омскшина" и ОАО "Сибнефть-Омскнефтепродукт". Работает постоянно действующий семинар для профактива и руководителей образовательных учреждений, где за полугодие обучено более 850 человек. На постоянно-действующих семинарах прошли обучение около 4 тысяч человек профактива по вопросам трудового законодательства.
С целью дальнейшей реализации Постановления главы местного самоуправления от 29.12.99. N 492-п "Основные направления содействия развитию малого предпринимательства в г. Омске на 2000-2004 годы" в 2000 году проводилась работа по двум основным направлениям: информационная и кадровая политика, предусматривавшим ряд конкретных мероприятий:
- разработка программы привлечения существующих в городе юридических, консалтинговых, образовательных учреждений к предоставлению правовых, информационных и образовательных услуг субъектам малого предпринимательства;
- организация информационного обмена в системе технического, правового консалтинга, в т.ч. по международному праву, между субъектами малого предпринимательства.
С целью формирования позитивного отношения к предпринимательской деятельности, укрепления социального статуса и престижа предпринимателя, а также для популяризации опыта работы передовых предприятий, обеспечивающих социальные гарантии работникам, а также пропаганды предпринимательской деятельности в г. Омске Постановлением главы городского самоуправления от 06.07.2000 N 292-П утверждено "Положение о проведении конкурса на лучшее малое предприятие по эффективности работы в рыночных условиях" по 5-ти номинациям с награждением победителей конкурса в рамках праздничных мероприятий посвященных Дню Города.
Администрацией города осенью 2000 г. поддержана инициатива создания общественной организации "Попечительский Совет центра развития предпринимательства", в состав учредителей которой вошли общественные организации предпринимателей, Омская торгово-промышленная палата, а также другие участники, заинтересованные в вопросах развития предпринимательства.
Администрацией города также поддержана инициатива по созданию общественной организации Клуба деловых и активных женщин, определяющей в качестве своих целей социальную и экономическую адаптацию женщины в современных рыночных условиях.
3. В области защиты социально-экономических интересов и гарантий работников
По состоянию на 01.01.2001 г. кредиторская задолженность по заработной плате по отраслям: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальная политика, молодежная политика полностью ликвидирована. Заработная плата работникам образования выплачивается вовремя. На сегодняшний день задолженность по заработной плате за 1999-2000 гг. отсутствует.
Социальные гарантии для работников здравоохранения обеспечиваются в рамках установленного законодательства Российской Федерации в объеме в соответствии с утвержденным бюджетом на 2000 год.
В 2000 году размер заработной платы работников муниципального транспорта увеличен в среднем на 31,7%, в том числе водителям - на 38,9%. Выплата заработной платы осуществляется ежемесячно в запланированные сроки.
Отраслевым Соглашением предусмотрены дополнительные социальные гарантии для водителей пригородных маршрутов: за счет средств предприятий им выплачивается пенсия по достижении 55-летнего возраста.
Минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне, составил 16% от величины прожиточного минимума. Отраслевым соглашением, заключенным управлением транспорта с обкомами профсоюзов предусмотрено повышение заработной платы в 1,4 раза по сравнению с заработной платой, сложившейся на 01.04.2000 года.
В большинстве организаций работодателями не рассматривается вопрос по приближению минимальной оплаты труда к величине прожиточного минимума. Информации об установлении в организациях минимального размера оплаты труда на уровне 50% величины прожиточного минимума нет.
Доля тарифной части заработка в общем его размере составляет от 15 до 40%. Более высокий уровень тарифной части в заработке в организациях: АК "Омскэнерго" - 64%, ОАО "Омскшина" - 60%, ГУП "ОмПЗ им. Козицкого" - 46% и ряде других. В лечебно-профилактических учреждениях города, оплата труда осуществляется по единой тарифной сетке.
В области образования, согласно постановлению Главы городского самоуправления от 19.11.99 г. N 429-п, осуществляется доплата к должностным окладам (тарифным ставкам) старшим вожатым 50%, социальным педагогам - 50%, педагогам-психологам - 50%, учителям начальных классов - 15%, учителям за классное руководство - 10%. Ежемесячно Управлением образования, в размере 100 рублей, осуществляется доплата молодым учителям (постановление Главы городского самоуправления от 22.01.99 г. N 18-п).
В сфере муниципального транспорта доплаты, предусмотренные действующим законодательством, выплачиваются в полном объеме.
По итогам 2000 года по производственным отраслям задолженность по заработной плате сократилась на 278,9 млн. рублей или в 1,47 раза, в том числе, в промышленности на 144 млн. рублей (47%), в строительстве на 81,7 млн. рублей или 2,54 раза.
Принято постановление главы городского самоуправления "О направлениях решения проблемы муниципального жилищного фонда в г. Омске" во исполнение которого подготовлен проект концепции программы строительства социального жилья на 2001-2002 гг. Создана рабочая группа по разработке Комплексной программы развития жилищного строительства в г. Омске.
Количество квартир, полученных в домах, введенных в эксплуатацию за 10 месяцев 2000 г. составило 39; распределено квартир по социальному найму - 30, из них для граждан, имеющих право на льготное предоставление жилья - 23 или 76,7%.
По состоянию на 01.01.2001. на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральными Законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов", направлено 93013,4 тыс. рублей при утвержденных ассигнованиях в сумме 88000 тыс. руб. или 105,7%. Предусмотренный Соглашением объем муниципального заказа на маршрутную перевозку пассажиров выполняется в полном объеме.
Федерацией омских профсоюзов, обкомами профсоюзов в 2000 году направлены предложения в Государственную Думу РФ и Правительство РФ:
- к проекту Налогового Кодекса РФ об исключении из него социального налога с целью сохранения действующей системы гарантированного пенсионного обеспечения и социального страхования (предложения утверждены постановлением президиума Федерации омских профсоюзов N 39 от 31.05.2000 г.);
- к проекту Трудового Кодекса РФ (предложения и позиция Федерации омских профсоюзов утверждены Собранием представителей трудовых коллективов области 23.11.00 г.);
- по повышению размеров оплаты труда работникам бюджетных организаций, оплачиваемых на основе ЕТС;
- об установлении права на получение пенсии за выслугу лет работникам, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья в городах и поселках городского типа при продолжении работы, с учетом которой установлена указанная пенсия;
- по установлению дополнительных льгот работникам социального обслуживания граждан с внесением изменений в Закон РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.98 г. N 122-ФЗ.
Федерацией омских профсоюзов, областными комитетами профсоюзов были внесены предложения в органы исполнительной власти:
- Омской области, г. Омска по повышению с 01.04.2000 г. заработной платы работникам организаций, оплата которых производится на основе ЕТС.
Федерацией омских профсоюзов направлены письма о принятии необходимых мер, направленных на повышение зарплаты с 01.04.2000 г. работникам бюджетных организаций:
- Президенту РФ, полномочному представителю Президента РФ по Сибирскому Федеральному округу;
- в Правительство РФ;
- в прокуратуру Омской области;
Областными комитетами профсоюзов, координационными комитетами направлялись обращения с просьбами и требованиями по вопросам погашения задолженности по зарплате и увеличения зарплаты работникам организаций, финансируемых из местных бюджетов:
- в Законодательное Собрание Омской области;
- в соответствующие Министерства и ЦК профсоюзов;
- к депутатам Государственной Думы от Омской области;
Федерацией омских профсоюзов на семинарах, проведенных в 2000 г., обучен профсоюзный актив по вопросу создания и деятельности комиссий по трудовым спорам. Обкомы и профкомы обеспечивались методическими пособиями по этому вопросу. Отраслевые профсоюзы на семинарах проводят обучение по деятельности КТС. Систематически оказывается юридическая помощь председателям и членам КТС по рассматриваемым комиссиями вопросам.
Юридическая консультационная помощь по вопросам оплаты труда, по трудовым, жилищным и социальным вопросам оказывалась членам профсоюзов на личных приемах руководителями и специалистами Федерации омских профсоюзов, обкомов профсоюзов, в профкомах организаций, по письмам граждан. Продолжает работать страница "Юридическая служба" в газете "Позиция", на которой оказывается заочная консультационная помощь членам профсоюзов.
4. В области развития отраслей социальной сферы
В целях совершенствования деятельности в сфере оздоровления и отдыха молодежи, контроля за использованием средств, внедрения новых форм проведения оздоровления и отдыха, Федерация омских профсоюзов участвует в разработке Закона Омской области "О государственном регулировании в сфере санаторно-курортного дела, туризма, детского оздоровления".
Администрациями и профкомами предприятий балансодержателей загородных оздоровительных лагерей совместно с администрацией г. Омска проведена работа по подготовке и организации функционирования детских оздоровительных лагерей в летний период. На подготовку загородных оздоровительных лагерей, находящихся в трудном финансовом положении, региональным Фондом социального страхования выделено 6 млн. рублей.
Всего для детей работников различных отраслей промышленности города в летний период открылись и действовали 29 стационарных загородных оздоровительных лагерей в которых отдохнули и поправили свое здоровье 29294 ребенка в т.ч. 6704 ребенка работников бюджетной сферы. Кроме того, в 160 городских лагерях с дневным пребыванием, организованных на базе общеобразовательных школ, отдохнули 20386 детей.
Управление здравоохранения администрации города Омска проводит организацию неотложной медицинской помощи в загородных оздоровительных лагерях, развертывает межлагерную поликлинику во время оздоровления детей. Комплектует поликлинику и оздоровительные лагеря специалистами. Осуществляет текущий контроль за их деятельностью.
В управлении культуры за 3 сезона 2000 года в загородных оздоровительных лагерях побывало 116 детей работников культуры и 5 детей - на санаторном лечении.
В начале 2000 года управлением молодежной политики администрации г. Омска были разработаны и на первом заседании Муниципального Совета утверждены положения о муниципальной поддержке проектов и программ, представленных детскими и молодежными общественными объединениями, учреждениями образования, клубами по месту жительства, молодежными социальными центрами по работе с детьми и молодежью.
В течение 2000 года в городе Омске управлением молодежной политики администрации г. Омска и Муниципальным Советом из 61 представленной программы, поддержан - 41 проект на общую сумму 166 тыс. руб. Вместе с дополнительными средствами выделенных из ассигнований городской межведомственной оздоровительной комиссии поддержано 47 программ на общую сумму 345,8 тыс. руб. В поддержанных программах приняло участие 58769 подростков и молодежи города. Проведение данных проектов направлены на организацию отдыха и оздоровление детей, подростов и молодежи в г. Омске.
В целом реализованные программы разнообразны по своему содержанию: профильные лагеря, экспедиции, экскурсии, организация работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, организация спортивной и трудовой занятости.
На реализацию проектов летнего оздоровления были выделены дополнительные ассигнования из средств городской межведомственной оздоровительной комиссии в размере 179750 рублей.
Из полученных средств муниципальную поддержку получили 6 проектов организации летних профильных лагерей, в реализацию которых были включены 750 человек в возрасте от 10 до 20 лет. Затраты на 1 участника проектов в среднем составили 240 рублей.
В соответствии с Постановлением главы городского самоуправления от 10.04.1996 N 290-п (в редакции от 05.11.98 г.) "Об организации питания студентов высших и среднеспециальных учебных заведений" специалисты управления молодежной политики администрации г. Омска и отделов по делам молодежи в составе городской и окружных комиссий по контролю за организацией питания студентов, обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.