Решение Омского областного суда от 23 мая 2002 г.
Омский областной суд в составе председательствующего - судьи Омского областного суда Ю.Г. Иваненко, при секретаре М.Г. Кирилловой с участием прокурора А.А. Полубоярова рассмотрел в открытом судебном заседании с участием представителя заявителя А.А. Полубоярова, представителя Губернатора Омской области Н.А. Рукавишниковой, представителя главного управления социальной защиты населения администрации Омской области А.В. Землякова дело по заявлению прокурора Омской области к Губернатору Омской области о признании противоречащими Федеральному закону абзацев 5, 6, 7 пункта 1 Указа Губернатора Омской области от 17 января 2001 г. N 10 "О предоставлении льгот по проезду на территории Омской области в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" установил:
Прокурор Омской области обратился в Омский областной суд с вышеназванным заявлением.
В обоснование своих требований, уточненных представителем в судебном заседании, указывал, что абзацами 5, 6, 7 пункта 1 оспариваемого Указа Губернатора Омской области ограничено право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутриобластных) маршрутов независимо от места жительства категориям ветеранов, предусмотренным Федеральным законом "О ветеранах", и лицам, сопровождающим инвалида войны I группы.
Такое ограничение установлено введением кратности проезда:
- один раз в квартал на основании удостоверения о праве на льготы или пенсионного удостоверения с отметкой о присвоении звания "Ветеран труда" и листа талонов на право бесплатного проезда в пределах Омской области (туда и обратно) категории ветеранов, проживающих в городе Омске и районах области;
- более одного раза в квартал в особых случаях: болезнь (при наличии направления в лечебно-профилактическое учреждение либо путевки в санаторий, дом отдыха), смерть родственника (при наличии письменного уведомления о смерти) на основании удостоверения о праве на льготы или пенсионного удостоверения с отметкой о присвоении звания "Ветеран труда" и дополнительно выданного органами социальной защиты населения Омской области листа талонов.
Установление кратности бесплатного проезда, по мнению прокурора, противоречит Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", поэтому абзацы 5, 6, 7 пункта 1 оспариваемого Указа Губернатора Омской области в указанной части просил признать недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания названного указа.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований.
Представитель Губернатора Омской области поддержал доводы письменных возражений, в которых указал на необоснованность заявления прокурора на тех основаниях, что согласно положениям подпункта 23 пункта 1 статьи 14, подпункта 16 пункта 1 статьи 15, подпункта 13 пункта 1 статьи 16, пункта 10 статьи 17, подпункта 12 пункта 1 статьи 18, подпункта 12 пункта 1 статьи 19, пункта 7 статьи 20, подпункта 4 пункта 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О ветеранах" всем категориям ветеранов предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспариваемые прокурором положения указа, касающиеся кратности поездок, относятся к названному в Федеральном законе определению порядка.
Определение порядка и условий предоставления ветеранам льгот по проезду, расходы на оплату которого возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, соответствует принципу самостоятельности бюджетов и принципу эффективности и экономности использования бюджетных средств (статей 31, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Просили отказать прокурору в удовлетворении его требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего прокурора отдела Омской областной прокуратуры Полубоярова А.А., нашедшего указ в оспариваемой части противоречащим федеральному закону, суд считает заявление прокурора Омской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 года N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" суд общей юрисдикции правомочен разрешать дела о проверке соответствия закона субъекта Российской Федерации федеральному закону и вправе признавать закон субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что 17 января 2001 года Губернатором Омской области принят Указ N 10 "О предоставлении льгот по проезду на территории Омской области в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", который был опубликован в областной газете "Омская правда" 24 января 2001 года.
Доводы заявителя о том, что абзацы 5, 6, 7 пункта 1 названного нормативного правового акта частично противоречат федеральному закону, суд считает обоснованными по следующим мотивам:
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г.) инвалидам войны и лицу, сопровождающему инвалида войны 1 группы, предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным федеральным законом аналогичное право предоставлено и для других категорий ветеранов:
- участников Великой Отечественной войны (подпункт 16 пункта 1 статьи 15);
- ветеранов боевых действий (подпункт 13 пункта 1 статьи 16);
- военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт 10 статьи 17);
- лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (подпункт 12 пункта 1 статьи 18);
- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог (подпункт 12 пункта 1 статьи 19);
- лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (подпункт 7 статьи 20);
- ветеранов труда (подпункт 4 пункта 2 статьи 22);
- ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 23).
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим федеральным законом, являются недействительными.
Согласно абзацам 5, 6, 7 пункта 1 оспариваемого указа Губернатора Омской области всем категориям ветеранов и лицам, сопровождающим инвалида войны I группы, предоставлен бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутриобластных) маршрутов независимо от места жительства:
- один раз в квартал, на основании удостоверения о праве на льготы или пенсионного удостоверения с отметкой о присвоении звания "Ветеран труда" и листа талонов на право бесплатного проезда в пределах Омской области (туда и обратно) категории ветеранов, проживающих в городе Омске и районах области (далее - лист талонов) (прилагается);
- более одного раза в квартал - в особых случаях: болезнь (при наличии направления в лечебно-профилактическое учреждение либо путевки в санаторий, дом отдыха), смерть родственника (при наличии письменного уведомления о смерти) на основании удостоверения о праве на льготы или пенсионного удостоверения с отметкой о присвоении звания "Ветеран труда" и дополнительно выданного органами социальной защиты населения Омской области листа талонов.
Установленная областным нормативным правовым актом кратность бесплатного проезда ветеранов и лица, сопровождающего инвалида войны I группы, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутриобластных) маршрутов не соответствует вышеназванным положениям Федерального закона "О ветеранах", который не предусматривает подобного ограничения предоставляемых данным лицам прав (льгот).
Поэтому данные положения указа противоречат Федеральному закону "О ветеранах" и с учетом требований пункта 4 статьи 11 этого Федерального закона в части установленных ограничений указ не может действовать.
Доводы представителя Губернатора Омской области о том, что установленная кратность поездок на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутриобластных) маршрутов относится к порядку и условиям реализации такого права (льготы), определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, следует признать необоснованными, так как они основаны на неправильном толковании норм федерального закона.
Определяемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядок и условия реализации предоставленного Федеральным законом права бесплатного проезда на указанном выше транспорте и маршрутах ветеранам и лицу, сопровождающему инвалида войны 1 группы, не могут ограничивать такое право в зависимости от периода времени и количества поездок.
Упоминаемый порядок и условия относятся к реализации самого права и определяют, что необходимо для этого, а именно:
- на основании каких удостоверений или иных подтверждающих документов (свидетельств) предоставляется право (льгота);
- какие органы и где осуществляют выдачу необходимых документов (удостоверений);
- где проставляется отметка о праве на льготы;
- в каком порядке происходит выдача удостоверений (свидетельств), а в случае утраты - их дубликатов.
Такой вывод следует из анализа содержания "Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, которая не предусматривает возможности введения кратности предоставления названного права бесплатного проезда в качестве порядка или условия его реализации.
Возражения представителя Губернатора Омской области со ссылкой на принципы самостоятельности бюджетов, эффективности и экономности использования бюджетных средств (статьи 31, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации) также являются несостоятельными, поскольку указанные бюджетные нормы не регулируют отношения социальной защиты граждан и не опровергают доводов заявителя о противоречии положений оспариваемого указа Федеральному закону "О ветеранах".
С учетом сказанного заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" (в редакции от 21 декабря 1993 г., с изменениями от 25 октября 1996 г., 25 мая 2000 г., 24 апреля 2002 г.), при удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации либо заявления о признании противоречащим закону иного нормативного правового акта в резолютивной части решения должно быть указано на это, а также на то, что закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт считаются недействующими со дня вступления решения в законную силу (ч. 3 ст. 239-8 ГПК РСФСР).
Учитывая, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий главы исполнительного органа государственной власти области, но его содержание в проверенной судом части противоречит федеральному закону, в этой части данный акт должен считаться недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь Федеральным законом "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г)., Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", ст.ст. 191-197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Омский областной суд решил:
Удовлетворить заявление прокурора Омской области.
Признать противоречащим Федеральному закону "О ветеранах" положения абзацев 5, 6, 7 пункта 1 Указа Губернатора Омской области от 17 января 2001 г. N 10 "О предоставлении льгот по проезду на территории Омской области в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в части установления кратности бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутриобластных) маршрутов независимо от места жительства категориям ветеранов, предусмотренным Федеральным законом "О ветеранах", и лицам, сопровождающим инвалида войны I группы.
В названной выше части положения абзацев 5, 6, 7 пункта 1 Указа Губернатора Омской области от 17 января 2001 г. N 10 "О предоставлении льгот по проезду на территории Омской области в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" считаются недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение по делу или сообщение о таком решении в соответствии со статьей 35 закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" подлежит опубликованию в средстве массовой информации (газете "Омская правда"), в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.
Председательствующий |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 23 мая 2002 г.
Текст решения опубликован в газете "Омская правда" от 12 июля 2002 г. N 50