Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Мэра города Омска
от 18 октября 2002 г. N 535-п
Концепция
вывода из кризиса организаций легкой промышленности города Омска
Введение
Настоящая Концепция вывода из кризиса организаций легкой промышленности города Омска (далее - Концепция) отражает собой систему взаимоотношений и процессов, происходящих в отрасли, и определяет стратегические цели и приоритеты, а также формы и методы взаимодействия администрации города Омска, организаций легкой промышленности, научных кругов и консалтинговых структур в отношении формирования условий стабилизации положения дел в отрасли и повышения инвестиционной привлекательности организаций легкой промышленности.
Разработка Концепции вывода из кризиса организаций легкой промышленности призвана способствовать улучшению ситуации в области предложения конкурентоспособных потребительских товаров и повышению занятости населения, созданию предпосылок для увеличения доходной части совокупного бюджета и, в конечном счете, улучшению экономического положения г. Омска.
Раздел 1. Состояние и роль организаций легкой промышленности в экономике города Омска. Проблемы и перспективы развития
В 2001 году темпы роста производства в российской легкой промышленности несколько замедлились: если в 2000 году, по данным Госкомстата, прирост производства составил 20,9%, то в 2001 году - всего 5%.
Вместе с тем, положительная динамика в российской легкой промышленности наблюдается уже четыре года. В сравнении с уровнем 1998 года, производство изделий легкой промышленности в России выросло на 52,5%. Особенно высокими темпами увеличивалось производство мужской одежды (брюки - на 236,0%, сорочки - на 246,2% к уровню 1998 года), а также хромовых и жестких кожтоваров (на 189,4% и 230,2% соответственно).
В отношении остальных номенклатурных групп рост производства наблюдался от 15 до 77,7% за аналогичный период.
Легкая промышленность как отрасль с импортозамещающим потенциалом имеет большие возможности для роста. В настоящее время общий объем продажи товаров легкой промышленности в России превышает 430 млрд. руб. в год, что соответствует примерно 19% объема розничной торговли. При этом только 16% проданных товаров выпускается российской легкой промышленностью.
Легкая промышленность России располагает значительными неиспользуемыми производственными мощностями, что позволило ей за два последних года увеличить выпуск продукции в полтора раза. Она отличается быстрой и эффективной отдачей на вложенные средства. Оборачиваемость оборотных средств, несмотря на отсутствие оптовой торговли, составляет 2-3 оборота в год. Каждые дополнительные 100 млн. рублей оборотных средств обеспечивают прирост объема производства в год на сумму 400-600 млн. рублей, в зависимости от скорости оборота. Это не только сберегает валютные средства, но и увеличивает поступления в бюджеты всех уровней. Легкая промышленность, и особенно ее подотрасли: швейная, трикотажная, чулочно-носочная, обувная и ряд других, отличается относительно небольшой капиталоемкостью. При этом сроки монтажа и освоения оборудования исчисляются несколькими месяцами.
Если проследить тенденции, сложившиеся в легкой промышленности города Омска, можно увидеть изменения, неадекватные российским.
Так, крупнейший производитель мужской одежды в городе Омске - ЗАО ОШФ "Большевичка" - признан банкротом. Решением арбитражного суда Омской области от 28.08.2001 в отношении ЗАО ОШФ "Большевичка" завершена процедура конкурсного производства. Ныне на его производственной базе действует несколько малых предприятий, выпускающих продукцию в незначительном количестве. И, если объем производства костюмов в целом по России в 2001 году составил 135,3% к уровню 2000 года, то в городе Омске за этот же период объем производства костюмов составил только 6,1% к уровню 2000 года.
Решением арбитражного суда Омской области от 29.05.2002 года начато конкурсное производство в отношении ЗАО "ОПХБО "Восток". Сейчас на его производственной базе функционирует несколько небольших структур (ООО "Прядильная фабрика", ООО "Ткацкая фабрика"). Остановки производства в течение 2001 года отмечались также в ЗАО "Омсккожа", ОАО "Текстильщик" и др.
Приведенные данные демонстрируют, что отрицательная динамика обусловлена не особенностями регионального рынка или уровнем покупательной способности населения (т.к. на этой же территории успешно реализуется продукция других российских и зарубежных производителей), а совершенно другими причинами.
Среди этих причин необходимо выделить следующие:
1. Преобладание производственной стратегии ведения бизнеса.
2. Низкий технический и технологический уровень производства.
3. Низкий уровень менеджмента на предприятиях отрасли.
4. Высокий уровень затрат на производство продукции.
Следует выделить и еще одну тенденцию, характерную для организаций легкой промышленности города Омска - разукрупнение предприятий. С целью минимизации налогооблагаемой базы производители организуют несколько малых структур или проводят операции по реализации продукции через частных предпринимателей - своих же сотрудников.
Однако, реорганизация структур, основанная не на диверсификации производства или продуктовом принципе, а только на численных величинах налоговых сборов, не приводит к желаемым результатам. В связи с тем, что уровень затрат, производственные и сбытовые проблемы остаются на прежнем уровне, убытки организаций только увеличиваются, а объем производства - снижается.
В 2001 году омскими организациями легкой промышленности произведено промышленной продукции (работ, услуг) на сумму 302 млн. рублей, что ниже уровня предыдущего года на 28,4%. Индекс физического объема произведенной продукции по сравнению с 2000 годом равнялся 71,6 процента.
Предприятия легкой промышленности явились "рекордсменами" области по численности сокращенных работников. В 2002 году число работников легкой промышленности сократилось на 16,2 процента (при том, что среднесписочная численность занятых работников в промышленности города Омска в целом увеличилась на 2,3 процента).
Неконкурентоспособность продукции омских производителей, убыточность производства (17,5 млн. рублей убытков в 2001 году), высокая степень изношенности оборудования (более 70%), значительные долги перед кредиторами (более 80 процентов кредиторской задолженности на 1 января 2002 года являлось просроченной), отсутствие сырья обусловили значительный экономический спад в отрасли.
Раздел 2. Основные цели и задачи
Целью Концепции вывода из кризиса организаций легкой промышленности города Омска является определение и формирование условий для стабилизации и роста производства продукции организаций отрасли.
Для развития и увеличения промышленного и интеллектуального потенциала организаций, позволяющих им активно адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям внутреннего и внешнего рынков, для повышения экономической, социальной и бюджетной эффективности производства на основе оптимального использования местных ресурсов необходимо решение следующих задач:
- развитие действующих и новых промышленных производств на основе современных технологий;
- привлечение инвестиций;
- повышение конкурентоспособности омских товаров на местном и российском рынках;
- развитие информационного обеспечения предпринимательской и инвестиционной деятельности в отрасли.
Для достижения цели Концепции необходимо выделить следующие приоритетные направления деятельности:
1. восстановление, обновление промышленного потенциала легкой промышленности с использованием кооперации между предприятиями, максимальной загрузкой существующих мощностей, материальных, трудовых и сырьевых ресурсов;
2. финансовое оздоровление организаций легкой промышленности;
3. обеспечение эффективного использования и развития имеющейся в области сырьевой базы, научно-технического, производственного и кадрового потенциала легкой промышленности;
4. создание условий для обеспечения конкурентоспособности продукции, продвижение ее за пределы региона;
5. совершенствование мер по защите товаропроизводителей города;
6. интенсивное развитие инфраструктуры, включая рекламную и маркетинговую деятельность как основу для активизации инвестиционной деятельности предприятий;
7. создание механизма сотрудничества предприятий легкой промышленности с партнерами ближнего и дальнего зарубежья.
Реализация Концепции будет базироваться на следующих основных принципах:
1. Поэтапное повышение эффективности промышленной деятельности.
2. Применение современных технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции.
3. Содействие развитию кооперационных и интеграционных процессов с организациями легкой промышленности других регионов Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья.
4. Равенство прав и ответственности всех субъектов промышленной деятельности.
5. Принцип поддержки конкретных проектов развития (реформирования) организаций.
Основными формами реализации Концепции являются:
- принятие правовых актов администрации города Омска в целях регулирования и поддержки легкой промышленности (программа муниципальной поддержки развития организаций легкой промышленности; акты, регламентирующие предоставление инвестиционных налоговых кредитов, муниципальных гарантий для реализации программ развития организаций, передачу жилого фонда и объектов соцкультбыта на баланс муниципалитета);
- заключение соглашений о взаимодействии в вопросах содействия развитию легкой промышленности между администрацией города Омска и администрациями других городов;
- оказание содействия в привлечении консалтинговых структур к участию в подготовке программ инвестиционных проектов и программ реформирования организаций легкой промышленности.
- оказание содействия организациям легкой промышленности в привлечении инвестиций;
- подготовка программ обучения руководителей и персонала.
Раздел 3. Основные направления реализации Концепции
Принимая во внимание различные стадии развития организаций, а также наличие идентичных проблем у каждой группы и у всей совокупности организаций в целом, с целью оптимизации функционирования отрасли целесообразно применить матричный метод.
В настоящее время на территории города Омска действует около 40 организаций легкой промышленности. В ходе анализа отрасли оценивалось развитие организаций в следующих подсистемах:
- Маркетинг;
- Производство;
- Научно-исследовательские разработки;
- Финансы;
- Персонал;
- Менеджмент.
По состоянию данных подсистем все организации легкой промышленности города Омска можно условно разделить на три группы (приложение N 1):
- Стабильно действующие (развивающиеся) организации (например, ООО "Милори", ООО "Лидер-97", фирма "Алиса-миниледи");
- Организации, находящиеся в состоянии реформирования (ЗАО "Омсктрикотаж", ЗАО "Сибшерсть", ЗАО "Сибирь", ООО "Комбинат валяной обуви");
- Организации легкой промышленности, находящиеся в кризисном состоянии (ЗАО "Омсккожа", ПХБО "Восток", ЗАО "Большевичка" и т.д.).
Используя матричный метод, можно выделить три следующих уровня:
Уровень I:
1. Комплексная оценка состояния организации
2. Разработка программ реформирования
3. Реализация программ реформирования
Уровень II:
1. Выделение перспективных направлений бизнеса
2. Внедрение эффективных систем управления
3. Подготовка инвестиционных проектов и привлечение инвестиций
Уровень III:
1. Развитие технической базы организации
2. Создание Омского промышленного Дизайн-Центра
3. Совершенствование межрегиональных связей, расширение рынков сбыта продукции омских организаций легкой промышленности.
Каждая группа в зависимости от стадии развития проходит различное количество этапов.
Организации, относящиеся к третьей группе (находящиеся в кризисном состоянии), в начале первого уровня совместно в консалтинговыми фирмами проводят комплексную диагностику организации (аудит, анализ ресурсов, оценку инновационного потенциала, SWOT-анализ), вырабатывают стратегию деятельности организации с учетом изменений внешней конкурентной среды и в соответствии с выбранной стратегией формируют программу реструктуризации (реформирования).
Процессы реформирования организаций должны поддерживаться обеспечением необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности путем проведения имущественной, финансовой, технологической и управленческой реструктуризации, развития корпоративного управления, информационного обеспечения и мониторинга указанных процессов в отрасли и регионе.
В ходе реализации программ реформирования формируется комплекс мероприятий направленных на:
1. Совершенствование организационной структуры предприятия.
В настоящее время большинство компаний в мире стремится к горизонтальной организации управления с небольшим уровнем руководства. Организации легкой промышленности также используют горизонтальную структуру, но главное отличие состоит в том, что у них слабо разработаны принципы делегирования полномочий. Такая практика принятия решений имеет своим следствием целый ряд негативных моментов:
- стремление руководителей переложить принятие решения на высшее звено;
- недостаточная оперативность принятия решения;
- слабая взаимосвязь между различными функциональными службами;
- недостаточная информированность части руководителей о проблемах и задачах, стоящих перед предприятием в данный период, и отсутствие инициативы.
Выбор организационной структуры организации должен быть спроектирован так, чтобы наилучшим образом соответствовать долгосрочной стратегии предприятия. Тем не менее, даже не имея еще сформулированного стратегического плана, возможно определить следующие приоритеты для построения организационной структуры:
1. Гибкость в принятии бизнес-решений через делегирование ответственности и полномочий.
2. Усиление коммерческой активности должно быть направлено на покупку сырьевых ресурсов и продажу готовой продукции.
3. Изменение основы принятия бизнес-решений от производственных к экономическим соображениям.
Эффективная организационная структура в современных условиях должна быть персонифицирована. Путь, ведущий предприятие к более гибкой организации и делающий его более отзывчивым на внешние изменения, заключается в децентрализации процесса принятия решений. Децентрализация должна базироваться на процессах подготовки планов и бюджетов и контроле над расходами в соответствии с утвержденными бюджетами.
2. Реформирование систем управления финансами.
Оздоровление финансового состояния организации является одним из основополагающих пунктов программы реформирования, качественная реализация которого способствует улучшению обеспечения оборотными средствами, оптимизации учета затрат на предприятии. Однако, реструктуризация задолженности по платежам в бюджеты различных уровней и фонды, не подкрепленная мероприятиями по финансовому оздоровлению организаций, реальных результатов не принесет. Наиболее действенными методами, используемыми при реформировании процесса управления финансами организации, являются метод бюджетирования (оптимизация затрат в разрезе функций каждого подразделения) и функционально-стоимостной анализ (оптимизация затрат в разрезе ассортиментного ряда), которые позволяют минимизировать и упорядочить издержки организации.
3. Внедрение и упорядочение технологии управленческого учета.
Как показала практика, 100% организаций легкой промышленности города Омска не применяют технологии управленческого учета в своей деятельности. Однако, этот пункт является важным не только при достижении, но и при закреплении результата, достигнутого в ходе реализации программ реформирования организации, т.к. в немалой степени способствует поддержанию в оптимальном состоянии трех основных сфер деятельности:
- Производство;
- Финансы;
- Сбыт и снабжение.
4. Реорганизация системы маркетинга на предприятии.
Этот раздел определяет одно из направлений взаимодействия организации с субъектами внешней среды (потребителями, конкурентами, партнерами).
Цель реорганизации системы маркетинга в организациях легкой промышленности в настоящее время состоит в том, чтобы изменить стратегию организации, переместить точку приложения сил маркетинговых подразделений от верхней ступени бизнес-процессов (продвижение произведенной продукции) к одной из начальных стадий (проектирование изделий). Вопрос "что предприятие может производить" становится второстепенным. Основной вопрос - "что потребитель готов покупать и по какой цене". В этой связи практически все организации легкой промышленности города Омска нуждаются в проведении мероприятий по повышению эффективности системы маркетинга за счет:
- Оптимизации структуры маркетинговых исследований, процессов изучения потребителей, разработка новых видов продукции, ее продвижения на рынок и планирования ценообразования с точки зрения конкурентов, возможностей и угроз в окружающей среде.
- Создания основы для распределения ресурсов и планирования объемов производства.
Учитывая, что реформирование систем маркетинга способствует появлению в организациях специалистов нового уровня, сочетающих знания и умения разного профиля (например, модельер-маркетолог), особое значение приобретает изменение кадровой политики организации.
5. Создание системы переподготовки кадров.
Реализация программ реформирования организаций легкой промышленности ставит на первое место проблему "качества рабочей силы", причем этот вопрос касается всех слоев: от высшего менеджмента до технических сотрудников. Этот процесс, с одной стороны, требует привлечения кадров, владеющих умениями и навыками использования прогрессивных методов управления, организации бизнес-процессов, новых технологий производства продукции. С другой стороны - возникает проблема трудоустройства высвобождаемой вследствие реформирования рабочей силы (учитывая специфику отрасли - женщин).
В качестве мероприятий данного раздела можно выделить:
1) Совместные программы переподготовки кадров с высшими и среднеспециальными учебными заведениями города Омска;
2) Специальные отраслевые семинары;
3) Внутрифирменные тренинги и семинары для сотрудников;
4) Стажировки специалистов на передовых предприятиях отрасли.
6. Оптимизация бизнес-процессов.
Цель данного раздела - сокращение производственных и сбытовых издержек за счет оптимизации технологической цепочки (начиная от процессов снабжения до процессов доставки продукции потребителю). Оптимизация бизнес-процессов (реинжиниринг) позволяет четко разграничить функции подразделений и отделов, выделить основные зоны ответственности, описать связи между подразделениями, формализовать информационные потоки внутри организации, определить соответствие организационной структуры и материальных ресурсов компании ее бизнес-процессам, обозначить основные точки контроля.
Дальнейшие преобразования в организации осуществляются на базе модели бизнес-процессов по следующим направлениям:
- формализация финансово-хозяйственной деятельности (определение оптимальных внешних и внутренних схем движения материалов, полуфабрикатов, продуктов; выделение стратегических хозяйственных единиц);
- унификация операций производственного и технологического цикла;
- внедрение принципов эффективности и бюджетирования в оперативную деятельность;
- определение ключевой компетенции организации.
7. Внедрение эффективной информационной системы управления.
Банк, соответствующие базы данных, используемый язык как совокупность знаков и классификаторов, а также комплекс моделей и программ, обеспечивающих работу с данными, являются компонентами информационной системы организации как основы для принятия управленческих решений.
От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления производством.
8. Разработка идеологии компании для формирования внутреннего и внешнего имиджа.
Для формирования положительного имиджа внутри организации необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, к прибыли, к инициативности. Также данный раздел предполагает формирование положительного внешнего имиджа организации путем участия в городских социальных проектах и программах.
Данный комплекс мероприятий программ реформирования подготавливает организации к переходу ко второму этапу. Состав организаций, принимающих участие в реализации мероприятий второго этапа, формируется за счет организаций третьей группы, прошедших первый этап, а также за счет организаций, относящихся ко второй группе.
В рамках данного этапа происходит подготовка организаций к привлечению инвестиций (выделение перспективных направлений бизнеса, внедрение эффективных систем управления, подготовка инвестиционных проектов).
Мероприятия, проводимые в рамках реализации второго этапа, призваны обозначить "точки роста", выделить потенциальные возможности повышения инвестиционной привлекательности организаций и источники пополнения ресурсов организации.
Выделение перспективных направлений бизнеса целесообразно проводить в большинстве реформируемых организаций. Необходимость таких мероприятий продиктована тем, что производственный процесс организаций часто построен по принципу "натурального хозяйства", т.е. содержит множество неэффективных производственных циклов или отдельных производств. Общий итог от хозяйственной деятельности организации в данном случае формируется как сумма прибыли от функционирования эффективных производств и убытков неэффективных. Цель процесса выделения перспективных направлений бизнеса - оптимизация деятельности организации, более рациональное использование ресурсов за счет концентрации на более рентабельных направлениях деятельности, оптимизации бизнес-процессов. В конечном счете, это приводит к повышению "прозрачности" управленческого и бухгалтерского учета (т.к. в данном случае учет происходит не по всей совокупности процессов, а по каждому направлению), снижению уровня неэффективных затрат и, следовательно, способствует повышению инвестиционной привлекательности организации.
Построение третьего уровня Концепции основано на идентификации проблем общих для всей совокупности организаций легкой промышленности города Омска.
Как отмечалось ранее, большинство проблем, стоящих перед легкой промышленностью, так или иначе замыкаются на два главных вопроса:
- недостаток оборотных средств;
- слабое развитие технической базы большинства предприятий.
Только современная техника и высокие технологии могут обеспечить повышение производительности труда и качества продукции и снижение себестоимости, что сделает продукцию отрасли конкурентоспособной.
Анализ развития организаций легкой промышленности в разрезе регионов, показал, что наиболее быстрые темпы роста производства наблюдаются в регионах, где развиты коммуникации между организациями легкой промышленности и научно-исследовательскими институтами, технологическими центрами.
Способствовать привлечению передовых технологий легкой промышленности, внедрению этих технологий в организациях, действующих на территории города Омска призван Омский промышленный Дизайн-Центр.
Цели создания Омского промышленного Дизайн-Центра:
- Разработка моделей одежды для организаций легкой промышленности города Омска, разработка эскизной и проектной документации.
- Создание опытно-промышленной базы для внедрения новых технологий и дизайнерских разработок производства одежды.
- Оказание консультационно-методической помощи организациям легкой промышленности.
- Изучение перспективных технологий и конкурентоспособных материалов для создания новых видов (моделей) одежды функционального назначения.
- Испытания материалов с оценкой целесообразности их применения для новых видов (моделей) одежды.
- Сопоставительный анализ и квалифицированный выбор технических решений по технологиям получения, цветовой гамме и стоимости тканей и трикотажных полотен для производства новых видов одежды заданного направления.
- Содействие организациям легкой промышленности города Омска в оформлении патентной документации.
Следующим направлением стабилизации и развития производства организаций легкой промышленности является совершенствование межрегиональных связей организаций и расширение рынков сбыта.
В соответствии с данной Концепцией для каждой организации легкой промышленности будет разработан индивидуальный план мероприятий, исходя из особенностей развития организации и проблем, выявленных в ходе проведения комплексного анализа. Примерный план мероприятий приведен в приложении N 2 к данной Концепции.
Раздел 4. Ресурсы реализации Концепции
К ресурсам, которыми располагают участники реализации концепции организации, можно отнести:
- финансовые (внутренние инвестиции организаций, инвестиции собственников, кредитные ресурсы, средства бюджетов всех уровней, направленные на финансирование целевых программ);
- организационные (проведение выставок, конкурсов инвестиционных проектов, семинаров, торгово-экономических миссий, использование межрегиональных связей);
- информационные (базы данных, организация web-представительств в сети Интернет);
- трудовые (привлечение научного потенциала г. Омска для подготовки и повышения квалификации кадров);
- материальные (временно свободные основные фонды);
- геополитические (использование преимуществ географического положения для формирования благоприятного имиджа и развития легкой промышленности города Омска).
Существенным моментом при планировании использования бюджетных и привлеченных ресурсов является понимание приоритета мобилизации собственных ресурсов предприятий и собственников, принцип эффективности использования бюджетных ресурсов, а также необходимость выполнения комплекса мер по подготовке к использованию привлеченных ресурсов.
Управляющий делами |
Г.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.