Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 15 ноября 2002 г. N 269
Концепция
государственной политики развития пищевой и перерабатывающей
промышленности в Омской области
I. Введение
Настоящая Концепция государственной политики развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Омской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на стратегические цели и приоритеты экономической политики Администрации Омской области в сфере развития пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Омской области.
II. Необходимость развития пищевой и
перерабатывающей промышленности
Отраслевая и продуктовая специализация экономики Омской области базируется на ее природно-ресурсном и производственном потенциале.
Одним из важнейших стратегических ресурсов Омской области является земля. Степень освоенности и возобновляемый характер продуктивности делают землю уникальным для Омской области ресурсом, позволяющим успешно развивать все основные направления растениеводства и животноводства. Земля, как богатейший ресурсный источник, предоставляет все виды сырья для высокотехнологичного комплекса сельскохозяйственной переработки и конечного производства пищевых продуктов.
Агропромышленный комплекс и непосредственно связанная с ним пищевая и перерабатывающая промышленность являются исторически традиционными в структуре хозяйства Омской области. В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность занимает важное место в структуре региональной экономики, производя значительную часть валовой добавленной стоимости и промышленности Омской области (около 30 процентов) и создавая предпосылки для повышения благосостояния населения Омской области. По итогам последних лет пищевая и перерабатывающая промышленность не только являлась одним из центров притяжения значительных объемов инвестиций, но и стала одной из "точек роста" экономики Омской области.
Вместе с тем недостаточное использование экстенсивных и интенсивных методов повышения потенциала сырьевой составляющей пищевого производства, отсутствие взаимоувязанной системы "сырьевая экономика - глубокая переработка" приводят к недополучению Омской областью значительного прибавочного продукта и, как следствие, отставанию по темпам и уровню развития отраслей, связанных с производством продуктов питания, от соседних регионов. Происходит продуктовая экспансия на основе агрессивного маркетинга не только зарубежных производителей, но и соседних регионов Омской области. Эти факторы снижают эффективность пищевого комплекса и тормозят его развитие. Недостаточна не только социальная, но и бюджетная эффективность отдельных подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области.
Несмотря на это, ресурсная обеспеченность, высокая скорость оборота капитала, устойчивый и стабильный спрос, а также благоприятная конъюнктура рынка создают все необходимые предпосылки для превращения отрасли в ведущую отрасль экономики Омской области.
В пищевой и перерабатывающей промышленности основными направлениями, требующими оптимизации, являются:
1. Исходный продукт для глубокой переработки (сырье).
2. Конечный продукт (качество и выпуск максимально возможного на данных видах ресурсов товарного ассортимента, увеличение срока хранения, жизненного цикла продуктов и сокращение технологического цикла их производства).
3. Внешний вид продукта (дизайн упаковки, качество упаковки, обеспечивающее сохранность).
4. Инновации в технологию и организацию производства, маркетинговое сопровождение товара.
5. Транспортное обеспечение производственного цикла.
III. Стратегические цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является достижение конкурентных преимуществ Омской области в межрегиональном разделении труда на территории Сибири с помощью усиления продуктовой специализации в области пищевой и перерабатывающей промышленности на основе интеграции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственных товаропроизводителей, применения новых технологий и маркетинга.
В рамках реализации стратегической цели настоящей Концепции необходимо решить следующие задачи:
1. Увеличение регионального прибавочного продукта, получаемого в пищевой и перерабатывающей промышленности за счет увеличения глубины переработки сельскохозяйственного сырья.
2. Увеличение доли пищевой и перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта.
3. Производство продукции высокой степени переработки, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
4. Создание региональных торговых марок (брендов) в пищевой и перерабатывающей промышленности и активное их продвижение.
5. Интеграция пищевой и перерабатывающей промышленности с сельским хозяйством в целях повышения эффективности использования сельскохозяйственного потенциала и сырьевой базы Омской области.
6. Создание на базе объединений организаций пищевой и перерабатывающей промышленности системы универсальных торговых структур (сбытовых компаний) по продвижению продукции, произведенной на территории Омской области, на внешние по отношению к Омской области рынки (далее - экспорт).
7. Концентрация финансовых, технологических и организационных ресурсов с целью реализации стратегических задач настоящей Концепции.
IV. Направления реализации государственной политики развития
пищевой и перерабатывающей промышленности в Омской области
Потери регионального прибавочного продукта на вывозе трудоемкого и коммерчески низкоэффективного сельскохозяйственного сырья необходимо компенсировать созданием единого воспроизводственного цикла "сырье - переработка - производство готовой продукции - реализация" с концентрацией на данном направлении ресурсов: организационных, инфраструктурных, технологических, научных и инновационных, финансовых, сырьевых.
4.1. Организационные ресурсы
Основным организационным ресурсом реализации Концепции является развитие интеграционных процессов между организациями пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе за счет:
1. Создания условий образования территориальных вертикально интегрированных структур (холдингов) с объединением всех стадий производства пищевой продукции (от производства сельскохозяйственного сырья до его глубокой переработки с получением конечного продукта), а также сбытовых функций. Подобная интеграция гарантирует сбыт сельскохозяйственной продукции и одновременно решает проблему обеспечения промышленности сельскохозяйственным сырьем. Основные преимущества:
- экономия на транспортных и трансакционных затратах, снижение издержек производства;
- возможность концентрации ресурсов на "узких местах" в производственной цепочке;
- снижение рисков в снабжении сырьем и сбыте готовой продукции на всех этапах производственной цепочки;
- возможность сокращения расходов на продвижение и сбыт (в связи с тем, что приложение усилий требуется только для продвижения конечного продукта, а не отдельных его составляющих, т.е. сырья);
- возможность создания региональных торговых марок (брендов) и проведения агрессивной маркетинговой политики с высокой эффективностью ценообразования относительно затрат в связи с возникающим эффектом масштаба;
- возможность создания действенных механизмов для выхода на внешние относительно Омской области рынки и захвата их соответствующих сегментов.
2. Создания условий образования горизонтально интегрированных структур (холдингов) для решения задач концентрации ресурсов (мощностей) в рамках одного из звеньев производственной цепочки. Эффективность горизонтально интегрированного холдинга позволяет получать преимущества от эффекта масштаба. Горизонтально интегрированный холдинг позволяет снижать себестоимость производимой продукции за счет:
- централизации управленческих и коммерческих расходов;
- равномерной загрузки мощностей;
- централизации заготовки сырья и сбыта выпускаемой продукции;
- повышения объема и качества производимой продукции;
- усиления специализации и глубины переработки в рамках данного звена производственной цепочки.
3. Совершенствования договорных отношений между организациями пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственными товаропроизводителями (создания системы опционов).
Указанное совершенствование будет способствовать упорядочению сбыта сельскохозяйственной продукции и закупа ее организациями пищевой и перерабатывающей промышленности. Данные договорные отношения будут способствовать формированию заказа пищевой и перерабатывающей промышленности на продукцию сельского хозяйства, что позволит снизить зависимость пищевой и перерабатывающей промышленности от ввозимого в Омскую область сельскохозяйственного сырья, снизить сбытовые риски сельскохозяйственных товаропроизводителей и развить новые направления в сельскохозяйственном производстве Омской области.
Гарантированный сбыт (договор опциона) позволит сельскохозяйственной организации:
- привлечь дополнительные ресурсы для производства продукции;
- снизить риск перепроизводства продукции;
- планировать товарную структуру и продуктовую специализацию сельскохозяйственного производства.
4.2. Инфраструктурные ресурсы
1. Создание условий для организации закупочной сети организаций пищевой и перерабатывающей промышленности.
Создание разветвленной закупочной сети организаций пищевой и перерабатывающей промышленности у мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей позволит сконцентрировать производимую продукцию в рамках единой технологической цепочки. Такая сеть будет способствовать максимальному использованию сельскохозяйственных ресурсов Омской области и позволит наращивать ее ресурсный потенциал.
Востребованность продукции мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- создаст стимул для развития личных подсобных хозяйств и мелких крестьянско-фермерских хозяйств;
- вовлечет мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей в воспроизводственный процесс;
- позволит повысить заинтересованность сельского населения Омской области в продуктах своего труда;
- повысит доходы и жизненный уровень сельских жителей.
Концентрация сельскохозяйственной продукции в рамках закупочной сети позволит:
- повысить степень "прозрачности" и регулируемости товарных потоков;
- ускорить денежный и товарный оборот;
- снизить затраты на поиск и приобретение сельскохозяйственного сырья;
- сократить транспортные расходы на перевозку сельскохозяйственного сырья до перерабатывающих организаций;
- привлечь в сферу закупки дополнительные финансовые ресурсы.
2. Формирование условий для создания единых сбытовых компаний.
Создание объединениями организаций пищевой и перерабатывающей промышленности единых сбытовых компаний позволит сконцентрировать усилия организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области в следующих направлениях:
- интенсификация коммерческих (сбытовых и маркетинговых) усилий;
- продвижение (различного рода реклама) и сбыт продукции;
- создание и маркетинговое сопровождение торговых марок (брендов);
- проведение маркетинговых исследований целевых рынков сбыта;
- проведение единой ценовой и рекламной политики;
- создание в других регионах оптовых площадок по продвижению производимой в Омской области продукции;
- создание фирменных розничных сетей на территории Омской области, гарантирующих высокое качество продукции и низкие цены за счет исключения цепочек посредников.
4.3. Технологические, научные и инновационные ресурсы
В настоящее время изменились условия конкурентной борьбы. На смену ценовой конкуренции, основанной на максимальном снижении себестоимости и цены продукции, приходит конкуренция, связанная с созданием уникального по своим качествам продукта с высокими потребительскими свойствами.
Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности усложняется, расширяется ее ассортимент и разнообразие потребительских свойств выпускаемых товаров. Устаревшие технологии оказываются не в состоянии производить востребованный на рынке продукт. Для поддержания конкурентоспособности товара необходимо постоянно совершенствовать процесс его производства, углубляя степень переработки продукции и создавая новые потребительские качества.
Совершенствование технологического процесса возможно на следующих стадиях:
1. Производство и заготовка сельскохозяйственного сырья.
Повышение культуры сельскохозяйственного производства приведет к повышению его эффективности. Использование высокопродуктивных сортов растений и племенного поголовья скота и птицы позволит повысить их отдачу.
2. Первоначальная переработка сельскохозяйственного сырья.
Первоначальная переработка сельскохозяйственного сырья должна производиться в непосредственной близости от места его производства. Первоначальная переработка сельскохозяйственного сырья (сушка зерновых, охлаждение молока, заморозка и разделка мяса и т.д.) позволит значительно снизить потери продукции на стадии перевозки сельскохозяйственного сырья от производящей к перерабатывающей организации.
3. Глубокая переработка сельскохозяйственного сырья и получение гот
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.