2. Экономическому комитету Администрации Омской области, Главному управлению сельского хозяйства Администрации Омской области обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти Омской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскими товаропроизводителями по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять меры по реализации Концепции на территории соответствующих муниципальных образований.
4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на заместителя Губернатора Омской области, начальника Главного управления сельского хозяйства Администрации Омской области Белевкина В.Я. и председателя Экономического комитета Администрации Омской области Евсеенко С.В.
Губернатор Омской области |
Л.К. Полежаев |
Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 15 ноября 2002 г. N 269
Концепция
государственной политики развития пищевой и перерабатывающей
промышленности в Омской области
I. Введение
Настоящая Концепция государственной политики развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Омской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на стратегические цели и приоритеты экономической политики Администрации Омской области в сфере развития пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Омской области.
II. Необходимость развития пищевой и
перерабатывающей промышленности
Отраслевая и продуктовая специализация экономики Омской области базируется на ее природно-ресурсном и производственном потенциале.
Одним из важнейших стратегических ресурсов Омской области является земля. Степень освоенности и возобновляемый характер продуктивности делают землю уникальным для Омской области ресурсом, позволяющим успешно развивать все основные направления растениеводства и животноводства. Земля, как богатейший ресурсный источник, предоставляет все виды сырья для высокотехнологичного комплекса сельскохозяйственной переработки и конечного производства пищевых продуктов.
Агропромышленный комплекс и непосредственно связанная с ним пищевая и перерабатывающая промышленность являются исторически традиционными в структуре хозяйства Омской области. В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность занимает важное место в структуре региональной экономики, производя значительную часть валовой добавленной стоимости и промышленности Омской области (около 30 процентов) и создавая предпосылки для повышения благосостояния населения Омской области. По итогам последних лет пищевая и перерабатывающая промышленность не только являлась одним из центров притяжения значительных объемов инвестиций, но и стала одной из "точек роста" экономики Омской области.
Вместе с тем недостаточное использование экстенсивных и интенсивных методов повышения потенциала сырьевой составляющей пищевого производства, отсутствие взаимоувязанной системы "сырьевая экономика - глубокая переработка" приводят к недополучению Омской областью значительного прибавочного продукта и, как следствие, отставанию по темпам и уровню развития отраслей, связанных с производством продуктов питания, от соседних регионов. Происходит продуктовая экспансия на основе агрессивного маркетинга не только зарубежных производителей, но и соседних регионов Омской области. Эти факторы снижают эффективность пищевого комплекса и тормозят его развитие. Недостаточна не только социальная, но и бюджетная эффективность отдельных подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области.
Несмотря на это, ресурсная обеспеченность, высокая скорость оборота капитала, устойчивый и стабильный спрос, а также благоприятная конъюнктура рынка создают все необходимые предпосылки для превращения отрасли в ведущую отрасль экономики Омской области.
В пищевой и перерабатывающей промышленности основными направлениями, требующими оптимизации, являются:
1. Исходный продукт для глубокой переработки (сырье).
2. Конечный продукт (качество и выпуск максимально возможного на данных видах ресурсов товарного ассортимента, увеличение срока хранения, жизненного цикла продуктов и сокращение технологического цикла их производства).
3. Внешний вид продукта (дизайн упаковки, качество упаковки, обеспечивающее сохранность).
4. Инновации в технологию и организацию производства, маркетинговое сопровождение товара.
5. Транспортное обеспечение производственного цикла.
III. Стратегические цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является достижение конкурентных преимуществ Омской области в межрегиональном разделении труда на территории Сибири с помощью усиления продуктовой специализации в области пищевой и перерабатывающей промышленности на основе интеграции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственных товаропроизводителей, применения новых технологий и маркетинга.
В рамках реализации стратегической цели настоящей Концепции необходимо решить следующие задачи:
1. Увеличение регионального прибавочного продукта, получаемого в пищевой и перерабатывающей промышленности за счет увеличения глубины переработки сельскохозяйственного сырья.
2. Увеличение доли пищевой и перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта.
3. Производство продукции высокой степени переработки, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
4. Создание региональных торговых марок (брендов) в пищевой и перерабатывающей промышленности и активное их продвижение.
5. Интеграция пищевой и перерабатывающей промышленности с сельским хозяйством в целях повышения эффективности использования сельскохозяйственного потенциала и сырьевой базы Омской области.
6. Создание на базе объединений организаций пищевой и перерабатывающей промышленности системы универсальных торговых структур (сбытовых компаний) по продвижению продукции, произведенной на территории Омской области, на внешние по отношению к Омской области рынки (далее - экспорт).
7. Концентрация финансовых, технологических и организационных ресурсов с целью реализации стратегических задач настоящей Концепции.
IV. Направления реализации государственной политики развития
пищевой и перерабатывающей промышленности в Омской области
Потери регионального прибавочного продукта на вывозе трудоемкого и коммерчески низкоэффективного сельскохозяйственного сырья необходимо компенсировать созданием единого воспроизводственного цикла "сырье - переработка - производство готовой продукции - реализация" с концентрацией на данном направлении ресурсов: организационных, инфраструктурных, технологических, научных и инновационных, финансовых, сырьевых.
4.1. Организационные ресурсы
Основным организационным ресурсом реализации Концепции является развитие интеграционных процессов между организациями пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе за счет:
1. Создания условий образования территориальных вертикально интегрированных структур (холдингов) с объединением всех стадий производства пищевой продукции (от производства сельскохозяйственного сырья до его глубокой переработки с получением конечного продукта), а также сбытовых функций. Подобная интеграция гарантирует сбыт сельскохозяйственной продукции и одновременно решает проблему обеспечения промышленности сельскохозяйственным сырьем. Основные преимущества:
- экономия на транспортных и трансакционных затратах, снижение издержек производства;
- возможность концентрации ресурсов на "узких местах" в производственной цепочке;
- снижение рисков в снабжении сырьем и сбыте готовой продукции на всех этапах производственной цепочки;
- возможность сокращения расходов на продвижение и сбыт (в связи с тем, что приложение усилий требуется только для продвижения конечного продукта, а не отдельных его составляющих, т.е. сырья);
- возможность создания региональных торговых марок (брендов) и проведения агрессивной маркетинговой политики с высокой эффективностью ценообразования относительно затрат в связи с возникающим эффектом масштаба;
- возможность создания действенных механизмов для выхода на внешние относительно Омской области рынки и захвата их соответствующих сегментов.
2. Создания условий образования горизонтально интегрированных структур (холдингов) для решения задач концентрации ресурсов (мощностей) в рамках одного из звеньев производственной цепочки. Эффективность горизонтально интегрированного холдинга позволяет получать преимущества от эффекта масштаба. Горизонтально интегрированный холдинг позволяет снижать себестоимость производимой продукции за счет:
- централизации управленческих и коммерческих расходов;
- равномерной загрузки мощностей;
- централизации заготовки сырья и сбыта выпускаемой продукции;
- повышения объема и качества производимой продукции;
- усиления специализации и глубины переработки в рамках данного звена производственной цепочки.
3. Совершенствования договорных отношений между организациями пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственными товаропроизводителями (создания системы опционов).
Указанное совершенствование будет способствовать упорядочению сбыта сельскохозяйственной продукции и закупа ее организациями пищевой и перерабатывающей промышленности. Данные договорные отношения будут способствовать формированию заказа пищевой и перерабатывающей промышленности на продукцию сельского хозяйства, что позволит снизить зависимость пищевой и перерабатывающей промышленности от ввозимого в Омскую область сельскохозяйственного сырья, снизить сбытовые риски сельскохозяйственных товаропроизводителей и развить новые направления в сельскохозяйственном производстве Омской области.
Гарантированный сбыт (договор опциона) позволит сельскохозяйственной организации:
- привлечь дополнительные ресурсы для производства продукции;
- снизить риск перепроизводства продукции;
- планировать товарную структуру и продуктовую специализацию сельскохозяйственного производства.
4.2. Инфраструктурные ресурсы
1. Создание условий для организации закупочной сети организаций пищевой и перерабатывающей промышленности.
Создание разветвленной закупочной сети организаций пищевой и перерабатывающей промышленности у мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей позволит сконцентрировать производимую продукцию в рамках единой технологической цепочки. Такая сеть будет способствовать максимальному использованию сельскохозяйственных ресурсов Омской области и позволит наращивать ее ресурсный потенциал.
Востребованность продукции мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- создаст стимул для развития личных подсобных хозяйств и мелких крестьянско-фермерских хозяйств;
- вовлечет мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей в воспроизводственный процесс;
- позволит повысить заинтересованность сельского населения Омской области в продуктах своего труда;
- повысит доходы и жизненный уровень сельских жителей.
Концентрация сельскохозяйственной продукции в рамках закупочной сети позволит:
- повысить степень "прозрачности" и регулируемости товарных потоков;
- ускорить денежный и товарный оборот;
- снизить затраты на поиск и приобретение сельскохозяйственного сырья;
- сократить транспортные расходы на перевозку сельскохозяйственного сырья до перерабатывающих организаций;
- привлечь в сферу закупки дополнительные финансовые ресурсы.
2. Формирование условий для создания единых сбытовых компаний.
Создание объединениями организаций пищевой и перерабатывающей промышленности единых сбытовых компаний позволит сконцентрировать усилия организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области в следующих направлениях:
- интенсификация коммерческих (сбытовых и маркетинговых) усилий;
- продвижение (различного рода реклама) и сбыт продукции;
- создание и маркетинговое сопровождение торговых марок (брендов);
- проведение маркетинговых исследований целевых рынков сбыта;
- проведение единой ценовой и рекламной политики;
- создание в других регионах оптовых площадок по продвижению производимой в Омской области продукции;
- создание фирменных розничных сетей на территории Омской области, гарантирующих высокое качество продукции и низкие цены за счет исключения цепочек посредников.
4.3. Технологические, научные и инновационные ресурсы
В настоящее время изменились условия конкурентной борьбы. На смену ценовой конкуренции, основанной на максимальном снижении себестоимости и цены продукции, приходит конкуренция, связанная с созданием уникального по своим качествам продукта с высокими потребительскими свойствами.
Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности усложняется, расширяется ее ассортимент и разнообразие потребительских свойств выпускаемых товаров. Устаревшие технологии оказываются не в состоянии производить востребованный на рынке продукт. Для поддержания конкурентоспособности товара необходимо постоянно совершенствовать процесс его производства, углубляя степень переработки продукции и создавая новые потребительские качества.
Совершенствование технологического процесса возможно на следующих стадиях:
1. Производство и заготовка сельскохозяйственного сырья.
Повышение культуры сельскохозяйственного производства приведет к повышению его эффективности. Использование высокопродуктивных сортов растений и племенного поголовья скота и птицы позволит повысить их отдачу.
2. Первоначальная переработка сельскохозяйственного сырья.
Первоначальная переработка сельскохозяйственного сырья должна производиться в непосредственной близости от места его производства. Первоначальная переработка сельскохозяйственного сырья (сушка зерновых, охлаждение молока, заморозка и разделка мяса и т.д.) позволит значительно снизить потери продукции на стадии перевозки сельскохозяйственного сырья от производящей к перерабатывающей организации.
3. Глубокая переработка сельскохозяйственного сырья и получение готовой продукции.
Глубокая переработка сельскохозяйственного сырья производится непосредственно в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности. Новые технологии переработки сырья и непрерывное совершенствование готовой продукции позволят организациям пищевой и перерабатывающей промышленности повышать качество и снижать себестоимость готовой продукции, создавать уникальные потребительские свойства товаров.
Инновации в производственном процессе и совершенствование потребительских свойств товара позволят создать устойчивое конкурентное преимущество и гарантировать сбыт готовой продукции с получением высокого уровня рентабельности.
4. Упаковка готовой продукции.
Основным требованием повышения эффективности технологического процесса при упаковке готовой продукции является увеличение сроков хранения готовой продукции. Продукция длительного срока хранения меньше подвержена влиянию сезонных ценовых колебаний, позволяет сглаживать колебания конъюнктуры рынка и спроса, а значит, ее производство приведет к повышению прибыльности всей технологической цепочки.
Современный дизайн упаковки и ее качественная полиграфия, применение торговых марок (брендов) позволят резко повысить узнаваемость продукции и ее привлекательность для потребителя.
Использование научного потенциала позволит непрерывно и целенаправленно совершенствовать производственный процесс на всех стадиях - от заготовки сельскохозяйственного сырья до реализации готовой продукции.
Привлечение научного потенциала позволит совершенствовать систему подготовки кадров для пищевой и перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, которая бы отвечала постоянно возрастающим требованиям технического прогресса и усиливающейся конкуренции.
4.4. Финансовые ресурсы
Учитывая высокую рентабельность и скорость оборота капитала в пищевой и перерабатывающей промышленности, быструю окупаемость инвестиций, данная отрасль является привлекательной для банковского и инвестиционного капитала. Именно указанные условия создают возможность для классического слияния промышленного и банковского капитала с быстрой капитализацией отрасли и создания финансовых предпосылок дальнейшего развития отрасли и увеличения объемов производства.
Создание замкнутых производственных цепочек с привлечением финансовых ресурсов для постепенной модернизации всех стадий производственного процесса станет основой для интенсивного развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области.
4.5. Сырьевые ресурсы
Развитие собственной сырьевой базы Омской области должно происходить в следующих направлениях:
- повышение продуктивности земель за счет повышения агрокультуры и рационального внесения удобрений;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот брошенных и неиспользуемых земель;
- селекционная работа по улучшению сортов сельскохозяйственных культур;
- расширение товарной специализации растениеводства;
- развитие животноводства за счет повышения продуктивности улучшения племенного состава скота и птицы;
- восстановление производственных объектов (фермы, птицефабрики) для увеличения поголовья скота и птицы;
- вовлечение продукции, производимой мелкими сельскохозяйственными товаропроизводителями, в сырьевую базу Омской области (продукция личных подсобных хозяйств, мелких крестьянско-фермерских хозяйств, излишки продукции садоводческих товариществ) через совершенствование системы закупочных пунктов.
V. Приоритеты и механизмы реализации государственной политики
развития пищевой и перерабатывающей промышленности
Приоритетами государственной политики развития пищевой и перерабатывающей промышленности являются:
1. Техническое перевооружение.
2. Селекционная работа с посевным и животноводческим материалом.
3. Повышение качества агротехники и агрохимии.
4. Распространение и внедрение передовых форм ведения хозяйства.
5. Кадровая политика и повышение культуры управления.
6. Сохранение и повышение плодородия почв.
Государственная политика развития пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется посредством проведения:
1. Налоговой, инвестиционной политики, ориентирующихся на максимально возможный льготный режим и поддержку вновь создаваемых и модернизируемых в соответствии с целями и задачами настоящей Концепции производств.
2. Бюджетной и промышленной политики через выделение в бюджетах всех уровней бюджетной системы Омской области средств на разработку и реализацию областных целевых программ, соответствующих приоритетам настоящей Концепции, на основе выделяемой в структуре бюджета статьи бюджета развития.
Механизмами реализации настоящей Концепции являются:
1. Областные целевые программы; административные и экономические (включая налоговые) преференции.
2. Отраслевые соглашения (соглашения между сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, органами государственной власти и местного самоуправления), направленные на достижение целей Концепции.
3. Информационное обеспечение процесса реализации Концепции.
Заключение
Реализация настоящей Концепции позволит Омской области добиться конкурентных преимуществ в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности в межрегиональном разделении труда, реализовать свой сельскохозяйственный потенциал, увеличить валовой региональный продукт и занять достойное место в экономической специализации регионов России.
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности повысит уровень жизни населения Омской области, создаст высокооплачиваемые рабочие места и обеспечит поступление дополнительных доходов в бюджетную систему Омской области.
Приложение N 1
к Концепции государственной
политики развития пищевой и
перерабатывающей промышленности
в Омской области
Анализ состояния, тенденции развития пищевой промышленности
на территории Омской области
Пищевая промышленность по объемам производства является ведущей отраслью промышленности Омской области. Структурные изменения, произошедшие в промышленном комплексе Омской области, привели к тому, что доля пищевой промышленности в объемах производства промышленности в целом по Омской области возросла с 15 процентов (1997 год) до 32 процентов (2001 год). В производстве валовой добавленной стоимости промышленности в Омской области пищевая промышленность составляет порядка 30 процентов. Удельный вес пищевой промышленности в сумме налогов, поступивших в бюджет Омской области от организаций промышленности, - на уровне 28 процентов. Порядка 40 процентов в сумме прибыли организаций промышленности в целом приходится на организации пищевой промышленности.
Существенна доля пищевой промышленности Омской области в объеме производства продукции этой отрасли, выпускаемой в Сибирском федеральном округе, порядка 17 процентов.
С 1997 года отмечается тенденция увеличения доли производства отдельных видов продукции пищевой промышленности, производимой в Омской области, в объеме аналогичной продукции в целом по Сибирскому федеральному округу. Среди них - мясо, включая субпродукты 1 категории (34 процента), цельномолочная продукция (15 процентов) и ликероводочные изделия (15 процентов). По производству мясной продукции, пиву, макаронным изделиям, крупе также отмечается рост доли омской продукции в объемах производства по Российской Федерации.
За 1997-2001 годы организациями пищевой промышленности Омской области увеличен выпуск продукции на 33 процента, в целом по Российской Федерации - на 25 процентов.
Еще одной позитивной тенденцией развития пищевой промышленности Омской области является сокращение степени износа основных фондов (1997 год - 43 процента, 2001 год - 31 процент). Ввод их в действие в пищевой промышленности за период 1997-2001 годов достигал 20 процентов общей стоимости фондов (в ликероводочной - 49 процентов). Тогда как в целом по промышленности за этот период ежегодный ввод не превышал 4 процентов.
Инвестиции в основной капитал в пищевой отрасли промышленности за последние пять лет составили 2,6 млрд. рублей (33 процента всех инвестиций в промышленность области), из них более 60 процентов - собственные средства организаций.
В пищевой промышленности рентабельность произведенной продукции (работ, услуг) значительно выше, чем в промышленности в целом. В 2001 году этот показатель в пищевой промышленности составлял 9,2 процента, в то время как в промышленности в целом - только 4,6 процента.
Пищевая промышленность Омской области включает около 30 отраслей и подотраслей, 1357 организаций, из которых 111 - крупные и средние промышленные организации, 956 - промышленные производства при непромышленных организациях, 290 - малые промышленные организации.
В крупных и средних организациях производится около 70 процентов всей продукции отрасли.
По итогам 2001 года в структуре продукции пищевой промышленности 38 процентов занимает пищевкусовая промышленность (из нее - пивоваренная - 31 процент, ликероводочная - 18 процентов, хлебопекарная - 16 процентов), 34 процента - мясная промышленность, 18 процентов - маслосыродельная и молочная промышленность, 10 процентов - мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. За последние пять лет произошли структурные изменения. Доля мясной промышленности возросла с 32 до 34 процентов, пищевкусовой - с 30 до 38 процентов.
В мясной промышленности действует 13 крупных и средних организаций и около 200 производств при непромышленных организациях и малых предприятий.
В 2001 году производственные мощности этих организаций использовались на 50-64 процента.
В 1997-2001 годы прирост производства в мясной промышленности составил 20 процентов. Причем объем производства свинины за последние три года увеличился почти на 20 процентов при сокращении производства мяса крупного рогатого скота на 6 процентов.
В мясной промышленности в настоящее время сильнее, чем в других отраслях пищевой промышленности, проявились интеграционные процессы.
По схеме холдинга сегодня работает ОАО "Омский бекон" - крупнейший в России производитель свинины, возглавляющий список 300 лучших сельскохозяйственных предприятий страны, вошедших в Клуб "Агро-300". Он объединяет ОАО "Мясокомбинат "Омский", ОАО "Лузинский комбикормовый завод", ЗАО "Птицефабрика "Сибирская" и сеть фирменных магазинов. Такая схема организации позволяет наращивать объемы производства и реализации колбасных изделий и мясных деликатесов, обеспечивая ими не только Омскую область, но и другие регионы.
В маслосыродельной и молочной промышленности насчитывается 38 крупных и средних предприятий и более 60 мелких цехов и производств при непромышленных организациях.
Мощности по переработке молока используются на 33 процента.
За период 1997-2001 годов отмечено снижение объемов производства в маслосыродельной и молочной промышленности на 9 процентов. Вместе с тем в 2000 году рост выпуска продукции в отрасли составил 11 процентов, в 2001 году - 6 процентов соответственно к предыдущему году.
Пивоваренная промышленность - одна из самых динамично развивающихся отраслей пищевой промышленности. В развитие отрасли привлекаются значительные инвестиции, в организациях внедряются новейшие технологии и современные методы организации производства.
В настоящее время в Омской области выпуском пива занимаются четыре организации. Лидером промышленности области является ЗАО "Росар", доля в объеме продукции отрасли составляет более 90 процентов. Инвестиционных вложений произведено ЗАО "Росар" за период 2000-2001 годов на сумму 606,4 млн. рублей, что составляет половину всех инвестиций в пищевую промышленность Омской области.
Производственные мощности по выпуску пива в области сегодня позволяют выпускать до 22,3 млн. дкл пива. Фактически за 2001 год произведено 19,1 млн. дкл.
За последние пять лет объемы производства пива выросли более чем в 3 раза. Ежегодный темп роста производства значительно превышает среднероссийский показатель (в 2001 году - 23 процента против 15 процентов).
Несмотря на прирост объемов, доля местных производителей пива на омском рынке уменьшается. В целом она составляет около 65 процентов.
Пивоваренная промышленность является наиболее рентабельной, рентабельность производства - на уровне 20-30 процентов.
Организации отрасли являются крупнейшими налогоплательщиками, в том числе в бюджет Омской области. В целом по Омской области по отрасли уплачено налогов в бюджеты всех уровней в 2001 году 491,5 млн. рублей (в том числе в территориальный бюджет 224 млн. рублей), что больше, чем в предыдущем году на 21 процент и больше, чем в 1999 году, в 2,2 раза.
В хлебопекарной промышленности производством хлеба и хлебобулочных изделий в Омской области занимается более 300 организаций, из которых 30 - крупные и средние, 276 - мини-пекарни.
Загрузка мощностей крупных и средних организаций составляет 55 процентов.
В отрасли имеет место тенденция к снижению объемов производства. За период 1997-2001 годов выпуск хлеба и хлебобулочных изделий в Омской области сократился на 32 процента (по крупным и средним организациям - на 10 процентов, по малым - на 53 процента).
В 2000 году наблюдался пик развития мини-пекарен, когда ими выпекалась почти половина всех объемов производства хлеба в Омской области. Однако впоследствии многие мини-пекарни прекратили свою деятельность, главным образом, по причине низкого качества продукции и работы их вне рамок правового поля.
Ликероводочная промышленность занимает всего 6 процентов объемов производства пищевой промышленности. Однако 40 процентов уплаченных налогов в бюджеты всех уровней от всех отраслей пищевой промышленности поступает именно от этой отрасли.
Производством, розливом и реализацией алкогольной продукции в 2001 году занимались только три организации: ООО ЛВЗ "Оша", ООО "Омсквинпром" и ООО ВКЗ "Сибирь". В текущем году появилась еще одна организация - областное государственное унитарное предприятие "Омскликероводка".
Загрузка мощностей в отрасли составляет 53 процента.
За последние пять лет по Омской области объемы выпуска алкогольной продукции (включая слабоалкогольную продукцию) возросли в 1,8 раза. Немалую роль в увеличении объемов производства алкогольной продукции сыграл выпуск нового напитка - слабоалкогольного коктейля, доля которого в объеме выпуска алкогольной продукции занимает уже 46 процентов.
На предприятиях ликероводочной промышленности постоянно расширяется ассортимент, осваиваются новые виды продукции.
Макаронная промышленность представлена ОАО "Омская макаронная фабрика", продукция которого занимает более 90 процентов всего производства макаронных изделий по Омской области. Кроме того, на территории Омской области функционирует более 40 мини-цехов по выработке этой продукции.
Загрузка производственных мощностей ОАО "Омская макаронная фабрика" составляет более 80 процентов (в 1997 году - 38 процентов). После проведенной реконструкции в 1998 году объемы выпуска продукции увеличились в два раза.
В мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности на территории Омской области действуют три крупных мукомольных комбината, суточной производительностью по переработке зерна 1,3 тыс. тонн. На 14 хлебоприемных предприятиях (элеваторах) действуют мельницы общей мощностью более 500 тонн переработки зерна в сутки. Кроме этого функционирует более 100 мини-мельниц по переработке зерна и около 40 комбикормовых цехов.
Мощности крупных мукомольных предприятий загружены на 47-50 процентов, крупозаводов и комбикормовых заводов соответственно на 53 и 46 процентов.
Приложение N 2
к Концепции государственной
политики развития пищевой и
перерабатывающей промышленности
в Омской области
Схема воспроизводственного цикла сельского хозяйства, пищевой
и перерабатывающей промышленности (товарный цикл)
/---------------------------------------\
| сельское хозяйство |
\---------------------------------------/
V
/---------------------------------------\
| пищевая и перерабатывающая |
| промышленность |
\---------------------------------------/
V
/---------------------------------------\
| производство тары и упаковки |
\---------------------------------------/
V
/---------------------------------------\
| транспорт |
\---------------------------------------/
V
/---------------------------------------\
| консалтинговые и маркетинговые услуги |
\---------------------------------------/
V
/---------------------------------------\
| сбытовые системы |
| (Омская область и другие регионы) |
\---------------------------------------/
V
/---------------------------------------\
| оптовая торговля |
\---------------------------------------/
V
/---------------------------------------\
| розничная торговля |
\---------------------------------------/
Приложение N 3
к Концепции государственной
политики развития пищевой и
перерабатывающей промышленности
в Омской области
Схема воспроизводственного цикла сельского хозяйства,
пищевой и перерабатывающей промышленности
(цикл создания добавленной стоимости)
/------------------------------------\
| Максимизация добавленной стоимости |
| на территории Омской области |
\------------------------------------/
V
/------------------------------------\
| рост валового дохода предприятий |
\------------------------------------/
V
/------------------------------------\
| сокращение доли расходов |
\------------------------------------/
V
/------------------------------------\
| сокращение доли косвенных расходов |
\------------------------------------/
V
/------------------------------------\
| сокращение себестоимости |
\------------------------------------/
V
/------------------------------------\
| рост прибыли |
\------------------------------------/
V
/------------------------------------\
| инвестирование в развитие |
| производства |
\------------------------------------/
Приложение N 4
к Концепции государственной
политики развития пищевой и
перерабатывающей промышленности
в Омской области
Схема воспроизводственного цикла сельского хозяйства,
пищевой и перерабатывающей промышленности
(цикл создания прибыли)
/-------------------------------\
| Рост прибыли |
\-------------------------------/
V
/-------------------------------\
| рост заработной платы |
\-------------------------------/
V
/-------------------------------\
| рост платежеспособного спроса |
\-------------------------------/
V
/-------------------------------\
| рост объемов сбыта |
\-------------------------------/
V
/-------------------------------\
| рост прибыли |
\-------------------------------/
Приложение N 5
к Концепции государственной
политики развития пищевой и
перерабатывающей промышленности
в Омской области
Схема воспроизводственного цикла сельского хозяйства, пищевой
и перерабатывающей промышленности (точки концентрации ресурсов
для достижения максимальной эффективности производства)
/--------------------------------------\
| Концентрация финансовых ресурсов |
\--------------------------------------/
V
/--------------------------------------\
| возможность развития элементов |
| производственной цепочки |
\--------------------------------------/
V
/--------------------------------------\
| возможность совершенствовать продукт |
\--------------------------------------/
V
/--------------------------------------\
| концентрация ресурсов на маркетинге: |
| создание брендов, продвижение, сбыт |
\--------------------------------------/
V
/--------------------------------------\
| сокращение себестоимости |
\--------------------------------------/
V
/--------------------------------------\
| повышение конкурентоспособности |
\--------------------------------------/
Приложение N 6
к Концепции государственной
политики развития пищевой и
перерабатывающей промышленности
в Омской области
Схема
производства продукции пищевой и перерабатывающей
промышленности Омской области
(растениеводство)
/---\ /--------------------\ /---------\
| | /->|Хлеб и хлебобулочные|------------->| |
| | | |изделия | | |
| | /---------\ | \--------------------/ | |
| | | |-/ /--------------------\ | |
| | /->|Мука |--->|Кондитерские изделия|------------->| |
| | | | |-\ \--------------------/ | |
| | | \---------/ | /--------------------\ | |
| | | \->|Макаронные изделия |------------->| |
| | | \--------------------/ | |
| | | /---------\ | |
| | |->|Крупа |--------------------------------------->| |
| | | \---------/ | |
| | | /---------\ | |
| | |->|Комбикорм|-\ /--------------\ | |
| | | \---------/ \->|Животноводство| | |
| | /-------------\ | /->| | | |
| |->|Зерно |-| /---------\ | \--------------/ | |
| | \-------------/ |->|Дробленое|-/ | |
| Р | | |зерно | | |
| А | | \---------/ /----------------------\ | |
| С | | /->|Лекарственные средства|----------->|Упаковка,|
| Т | | /---------\ | \----------------------/ |розлив |
| Е | |->|Спирт |-/ /---------------------\ | |
| Н | | | |--->|Алкогольная продукция|------------>|Маркетин-|
| И | | \---------/ \---------------------/ |говое |
| Е | | /---------\ /----\ |сопровож-|
| В | \->|Солод |--->|Пиво|----------------------------->|дение |
| О | \---------/ \----/ |и сбыт |
| Д | /-------------\ /---------------------\ |(в т.ч. |
| С |->|Картофель |--->|Продукты из картофеля|--------------------------->|экспорт) |
| Т | \-------------/ \---------------------/ | |
| В | /-------------\ /-----------------------\ | |
| О |->|Овощи |--->|Овощные консервы, соки,|------------------------->| |
| | \-------------/ |полуфабрикаты | | |
| | \-----------------------/ | |
| | /-------------\ /------------------------\ | |
| |->|Плоды и ягоды|--->|Соки, нектары, консервы,|------------------------>| |
| | \-------------/ |вино | | |
| | \------------------------/ | |
| | /------------------\ | |
| | /-------------\ /->|Растительное масло|------------------------------>| |
| |->|Масличные |-| \------------------/ | /--------------\ | |
| | |культуры | | /----\ /--------------\\->|Пищевкусовая |------->| |
| | \-------------/ \->|Жмых|->|Животноводство| |промышленность| | |
| | \----/ \--------------/ \--------------/ | |
| | /------\ /-------------\ | |
| | />|Пакля |-------->|Строительство| | |
| | /-------------\ /-----------\ | \------/ \-------------/ | |
| |->|Лен |--->|Льноволокно|-| /-------------\ /--------------\ | |
| | \-------------/ \-----------/ \>|Пряжа, ткань |->|Товары легкой |->| |
| | \-------------/ |промышленности| | |
\---/ \--------------/ \---------/
Приложение N 7
к Концепции государственной
политики развития пищевой и
перерабатывающей промышленности
в Омской области
Схема
производства продукции пищевой и перерабатывающей
промышленности Омской области
(животноводство)
/---\ /-----------------------\ /---------\
| | |Мясо, колбасные | | |
| | />|изделия, полуфабрикаты,| | |
| | | |мясные консервы, |-------------------->| |
| | /--------------\ | |другие мясопродукты | | |
| | | | | \-----------------------/ | |
| |->| Скот и птица |-| /-----------------------\ | |
| | | | |>|Медпрепараты |-------------------->| |
| | \--------------/ | \-----------------------/ | |
| | | /--------\ /---------\ | |
| | \>|Кожсырье|-->|Кожтовары|--------------------->| |
| Ж | \--------/ \---------/ | |
| И | |Упаковка,|
| В | /----------\ /------------------------\ |розлив |
| О | | | |Цельномолочная | | |
| Т |->| Молоко |------>|продукция, сухое молоко,| |Маркетин-|
| Н | | | |молочные консервы, масло| |говое |
| О | \----------/ |животное, сыр, казеин, |------------------->|сопровож-|
| В | |другие молокопродукты | |дение |
| О | |(в т.ч. длительного | |и сбыт |
| Д | |хранения) | |(в т.ч. |
| С | \------------------------/ |экспорт) |
| Т | | |
| В | /--------------\ /--------------\ | |
| О | /----------\ /->|Яичный порошок|->|Пищевкусовая |----------->| |
| | | |----/ \--------------/ |промышленность| | |
| |->| Яйцо | \--------------/ | |
| | | |---------------------------------------------------->| |
| | \----------/ | |
| | | |
| | /----------\ /-------\ /-------------\ /--------------\ | |
| | | |------>| Пряжа |->|Ткань, войлок|->|Товары легкой |->| |
| |->| Шерсть | \-------/ \-------------/ |промышленности| | |
| | | | \--------------/ | |
\---/ \----------/ \---------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Омской области от 15 ноября 2002 г. N 269 "О Концепции государственной политики развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Омской области"
Текст Указа опубликован в газете "Омская правда" от 22 ноября 2002 г. N 86, "Омский вестник" от 29 ноября 2002 г. N 54
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Омской области от 28 января 2003 г. N 19