Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Положение
об организации общественных работ в Омской области
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения РСФСР" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 года N 314 "Об организации общественных работ".
I. Общие положения
1.1. Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие специально-полезную направленность.
1.2. Общественные работы организуются специально для обеспечения временной занятости и материальной поддержки граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения (*) в качестве лиц, ищущих работу и испытывающих затруднение с подбором постоянного места работы.
Общественные работы выполняются гражданами по направлению органов службы занятости.
К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, кроме видов, не требующих специальной подготовки и квалификации, которые по решению местных органов исполнительной власти могут быть отнесены к категории общественных работ.
1.3. В комплексе мер государственной политики в области занятости населения общественные работы призваны обеспечивать:
- смягчение экономических и социальных последствий роста безработицы;
- создание условий для временной занятости безработных, прежде всего, не получающих пособие по безработице, и граждан, длительное время испытывающих затруднение с трудоустройством;
- предоставление временного заработка (трудового дохода) гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в качестве лиц, ищущих работу, в том числе, проходящим переобучение на новую профессию (специальность) по направлению органов службы занятости, с целью оказания им материальной поддержки в период поиска постоянного места работы;
- приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессий (специальности), в том числе, молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
- трудовую реабилитацию лиц, имеющих длительный (более одного года) перерыв в профессиональной деятельности).
________________________________________
* В дальнейшем именуется - органы службы занятости.
II. Порядок и условия организации общественных работ
2.1. На территории Омской области общественные работы организуются по решениям Советов народных депутатов по предложению и при участии органов службы занятости.
При подготовке этих решений определяются:
- приоритетные направления развития, объемы и виды общественных работ с учетом местных условий и состава незанятого населения;
- предприятия, организации, учреждения муниципальной собственности, которые привлекаются к организации и проведению общественных работ;
- льготы по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно содействующим организации и проведению общественных работ;
- права и обязанности сторон, участвующих в общественных работах;
- дополнительные льготы и социальные гарантии лицам, принимающим участие в общественных работах, за счет средств местного бюджета;
- порядок и условия решения организационно-технических вопросов по организации и проведению общественных работ.
2.2. В целях реализации задач по организации и проведению общественных работ органы службы занятости:
- ведут учет информации о возможности организации общественных работ, определяют виды, объемы и сроки выполнения работ, условия и формы оплаты труда, согласовывают требования, предъявляемые к работникам; достигнутые соглашения оформляются договорами;
- анализируют состояние рынка труда, прогнозируют состав населения для участия в общественных работах;
- составляют сводный баланс спроса и предложения на участие в общественных работах;
- содействуют гражданам, изъявившим желание участвовать в общественных работах, в выборе работ, исходя из их возрастных, физических и иных возможностей;
- подготавливают совместно с заинтересованными предприятиями и ведомствами проект решения местного органа исполнительной власти по вопросу организации общественных работ;
- подготавливают предложения местным органам исполнительной власти по созданию в районе специализированных предприятий для организации и проведения общественных работ (под специализированными предприятиями понимаются предприятия, выполняющие функции организаторов общественных работ);
- решают, совместно с органами исполнительной власти, вопросы финансирования общественных работ, и, в случае необходимости, вносят предложения в вышестоящие органы о необходимости выделения дотаций, субвенций и субсидий из соответствующих бюджетов (фондов);
- заключают с предприятиями договоры и соглашения о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ;
- обеспечивают широкую информацию населения и предприятий о порядке проведения в районе общественных работ, об оплате труда и льготах, предоставляемых при выполнении таких работ;
- участвуют, в пределах своей компетенции, в организации на предприятиях общественных работ.
2.3. Общественные работы организуются на предприятиях независимо от их форм собственности и хозяйствования. При этом приоритет отдается предприятиям муниципальной собственности, а на других предприятиях - видам работ, способствующим социальному развитию территорий.
К числу основных видов общественных работ могут быть отнесены:
- благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
- осуществление мер экологической защиты;
- реализация программ по строительству жилья, объектов социально-культурного назначения;
- развитие дорожных сетей и других инженерных коммуникаций;
- отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, подсобные работы на плодоовощных предприятиях и базах;
- уход за престарелыми и инвалидами;
- сбор и заготовка грибов и ягод, лекарственных растений; другие доступные виды трудовой деятельности.
2.4. Общественные работы могут формироваться за счет:
- выполнения на предприятиях отдельных видов трудоемких и неквалифицированных работ, в том числе, за пределами штатной численности и с учетом введения гибких форм организации труда;
- создания на предприятиях за счет средств местного бюджета и территориального фонда занятости видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите (*);
- организации на базе общеобразовательных школ специальных учебных заведений, межшкольных трудовых кабинетов, центров трудовой адаптации для учащейся и неучащейся молодежи.
Не рекомендуется, за исключением предприятий муниципальной собственности, использовать на общественных работах постоянные рабочие места и вакантные должности.
На предприятиях муниципальной собственности, имеющих жизненно важную социальную значимость, допускается, по решению органов исполнительной власти, использовать при проведении общественных работ только те свободные рабочие места и вакантные должности, длительная неукомплектованность которых отрицательно сказывается на решении социальных проблем района.
2.5. Правовые отношения сторон, участвующих в организации и проведении общественных работ, регламентируются на основе заключенных договоров и соглашений.
Правовые отношения (права, обязанности, ответственность) могут устанавливаться:
- между органами службы занятости и предприятиями района;
- между предприятиями и лицами, выполняющими отдельные виды и объемы общественных работ по направлению органов службы занятости;
- между специализированными предприятиями по организации общественных работ и предприятиями района;
- между органами службы занятости, специализированными предприятиями и предприятиями района.
________________________________________
* Категория населения, особо нуждающаяся в социальной защите, определена статьей 13 Закона "О занятости населения в РСФСР".
III. Направление граждан на общественные работы
3.1. На общественные работы направляются только те граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве лиц, ищущих работу.
3.2. Участие граждан в общественных работах допускается только на основании их добровольного согласия и на приемлемых для них условиях, при соблюдении норм трудового законодательства. При этом органы службы занятости должны предоставлять максимально широкий выбор видов общественных работ, исходя из интересов гражданина.
3.3. Преимущественным правом участия в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие по различным причинам пособия по безработице, а также граждане, длительное время испытывающие затруднения с трудоустройством.
3.4. Граждане, направляемые на виды работ с неблагоприятными производственными условиями труда, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в установленном порядке.
3.5. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор (приложение N 1) с правом его продления по соглашению сторон.
Трудовой договор заключается на основе соблюдения принципов и норм, установленных действующим законодательством о труде Российской Федерации. При заключении трудового договора следует учитывать:
- период проведения работ и режим труда;
- условия труда и обеспечение необходимыми средствами труда;
- оплату труда и возможность распространения на временных работников льгот и преимуществ, действующих на предприятиях;
- ответственность, права и обязанности сторон; условия расторжения договора.
В случае предложения работника постоянной работы, указанный договор подлежит расторжению. Вопрос о сроках расторжения договора решается, при необходимости, при участии органов службы занятости в интересах гражданина.
3.6. Отказ гражданина от участия в общественных работах не является основанием для признания, что ему предложена "подходящая" работа.
3.7. Предприятия не вправе отказывать лицам, направленным органами службы занятости, в приеме на общественные работы, организация и проведение которых финансируется за счет средств местного бюджета или привлечения средств фонда занятости населения.
IV. Оплата труда на общественных работах
4.1. Гражданам, занятым на общественных работах, оплата труда производится за фактически выполненный объем работ в соответствии с действующими на предприятии условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством, при условии полного рабочего дня.
Предприятия вправе устанавливать доплаты к заработной плате, а также представлять таким работникам иные льготы и преимущества.
4.2. При использовании гибких форм организации труда, неполного рабочего времени, работы в ночное время оплата труда производится в соответствии с действующим законодательством о труде.
4.3. Время и место получения заработной платы, временно занятого на общественных работах, оговариваются в договорах, заключаемых между предприятиями, районными отделами труда и занятости и гражданами.
4.4. Со всех видов выплат осуществляют удержания, предусмотренные законодательством.
V. Порядок финансирования общественных работ
5.1. Финансирование общественных работ производится за счет средств предприятий, для которых выполняются эти работы, а также за счет средств соответствующего местного бюджета и привлечения средств фонда занятости населения.
5.2. Основным источником финансирования общественных работ являются средства предприятий, для которых выполняются эти работы.
Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социального и экономического развития территорий, а также за счет целевого финансирования.
В необходимых случаях к финансированию общественных работ привлекаются средства фонда занятости населения в размерах, определяемых сметами расходов органов службы занятости по статье "Общественные работы".
5.3. Средства фонда занятости населения рекомендуется привлекать для финансирования общественных работ, организуемых для безработных граждан, не получающих пособие по безработице или длительное время испытывающих затруднения с трудоустройством.
Финансирование общественных работ в сфере развития социальной инфраструктуры может также строиться на основе добровольного объединения средств предприятий, местного бюджета, пожертвований граждан, благотворительных взносов. Такое объединение средств и возможностей оформляется соответствующим решением органа исполнительной власти, либо договором.
5.4. При выделении предприятиям на организацию и проведение общественных работ средств из местного бюджета фонда занятости населения необходимо предусматривать возврат вложенных средств. Условия возврата средств регламентируются заключенными договорами.
VI. Социальные гарантии граждан, занятых на общественных работах
6.1. На граждан, занятых на общественных работах, распространяются нормы законодательства о труде и социальном страховании, а также сохраняется право на получение пособия по безработице.
Время участия граждан в общественных работах включается в общий трудовой стаж на условиях, предусмотренных законодательством.
По согласованию с администрацией предприятий работникам, занятым на общественных работах, может предоставляться возможность поиска в рабочее время постоянного места работы (без сохранения оплаты труда за время отсутствия).
VII. Органы, осуществляющие контроль
за организацией общественных работ
7.1. Контроль за соблюдением предприятиями и гражданами условий трудовых договоров по выполнению общественных работ осуществляется органами исполнительной власти и органами службы занятости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.