Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 16 июня 2004 г. N 29-п
Стратегия развития строительного комплекса
Омской области до 2010 года
30 марта 2006 г.
1. Введение
Стратегия развития строительного комплекса Омской области до 2010 года (далее - Стратегия) определяет государственную политику Омской области в сфере строительства и направлена на повышение благосостояния населения, рост эффективности производства и производственных сил в указанной сфере, увеличение объемов строительной продукции и обеспечение высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности.
Стратегия разработана на основании Концепции развития жилищного строительства в Омской области на 2003-2010 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 30 июня 2003 года N 116 "О мерах по развитию жилищного строительства в Омской области на 2003-2010 годы", Основных направлений развития и модернизации отраслей жизнеобеспечения Омской области на 2001-2010 годы, утвержденных Указом Губернатора Омской области от 9 октября 2001 года N 213.
2. Современное состояние строительного комплекса
Омской области
В последние годы строительный комплекс Омской области развивается динамичными темпами. С 2001 года наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал, объемов подрядных работ и выпуска продукции предприятиями промышленности строительных материалов. Доля строительного комплекса в валовом региональном продукте составила в 2003 году 6%. В строительной отрасли занято более 53 тыс. человек (7,4% общей численности работников Омской области), задействовано 1637 строительных организаций, 96 проектно-изыскательских организаций, 120 организаций промышленности строительных материалов. Из общего количества организаций строительного комплекса Омской области - 95% частной формы собственности, 0,7% - государственной, 3,3% - смешанной, 1% - муниципальной. В организациях отрасли сосредоточено 1,1% основных производственных фондов. В 2003 году инвестиционные вложения в строительную отрасль составили около 700 млн. рублей.
Сохранилась сложившаяся в 2002 году тенденция роста объема жилищного строительства. Жилищный фонд Омской области составляет 39,6 млн. кв.м со следующей структурой: муниципальный жилищный фонд - 12,8%; государственный - 5%; частный - 81%; смешанный - 1%. В 2003 году организациями всех форм собственности введено в действие 318,2 тыс. кв.м общей площади жилых домов, что на 38% больше, чем за предыдущий год (для примера, максимальный ввод жилья по Омской области в 1988 году - 1380 тыс. кв.м). Почти 85% общего объема введенного жилья было построено за счет средств инвесторов, населения и с помощью кредитов. В то же время наблюдается рост ветхого и аварийного (с износом более 70%) жилья. Нуждается в реконструкции свыше 300 тыс. кв.м крупнопанельного жилья первых массовых серий.
Но несмотря на определенные сдвиги в сторону увеличения объемов подрядных и проектных работ, производства промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, увеличения ввода мощностей производственной и социальной инфраструктуры, в отрасли за годы рыночных реформ накопилось много проблем, требующих решения в ближайшие годы.
При неполной загрузке имеющихся мощностей предприятий строительной индустрии обозначился дефицит высококачественных строительных материалов, выпуск которых невозможен на старом, как правило, почти полностью изношенном технологическом оборудовании.
В целом же предприятия промышленности строительных материалов выпускают небольшой ассортимент продукции. Ощущается недостаток производств целого ряда номенклатуры строительных конструкций, изделий и материалов: полностью отсутствует производство широко используемых сегодня в строительстве гипсоволокнистых и гипсокартонных листов, всех видов штучных кровельных материалов, материалов для внутренней и наружной отделки зданий, предметов домоустройства, напольных покрытий.
Кроме того, отмечается перекос в размещении предприятий строительной индустрии, которые на 90% сосредоточены в городе Омске. После приватизации разрушены практически все существующие предприятия строительной индустрии в районах Омской области, за исключением Калачинского района.
Период спада производства в отрасли привел к снижению качества трудового потенциала, уходу профессиональных кадров в другие сферы деятельности. Увеличение объемов строительства, новые требования к качеству производимых работ, обновление предприятий строительной индустрии требует в настоящее время притока квалифицированных кадров. Дефицит высокопрофессиональных кадров в отрасли составляет более 1400 человек. В связи с повышением среднего возраста кадрового состава и уходом работников на пенсию ежегодная потребность на период до 2005 года составит свыше 1500 специалистов. В настоящее время наиболее актуальной проблемой становится подготовка кадров в профессионально-технических училищах, внутрипроизводственное обучение, профессиональная ориентация и переобучение кадров.
В области градостроительства на территории Омской области необходимо продолжить совершенствование системы градостроительного регулирования застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с учетом охраны окружающей природной среды и обеспечения благоприятных условий проживания населения. Для исключения споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности, между жителями, с одной стороны, и застройщиками, с другой, обеспечения стабильного развития строительного комплекса Омской области необходимо совершенствовать базу правового регулирования отношений в области градостроительства и, в первую очередь, завершить разработку порядка подготовки и согласования исходно-разрешительной документации на территории Омской области, порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной и проектной документации.
Разработка градостроительной документации в течение последних 10 лет практически не велась. Отсутствуют в необходимом объеме картографические и топографические материалы на территории поселений Омской области. Большинство населенных пунктов Омской области имеют устаревшую градостроительную документацию, не отвечающую современным планировочным, социально-экономическим и инженерным требованиям. Схемы и проекты районной планировки, разработанные в 70-80-е годы, не могут являться основой для перспективного планирования развития территории Омской области. Назрела необходимость обновления документов, определяющих стратегию градостроительного развития территории Омской области и частей территории Омской области.
Проектные организации в недостаточной мере реагируют на изменения, происходящие на рынке проектных заказов. При увеличении объемов проектных работ происходит старение кадрового состава и увеличивается дефицит квалифицированных проектировщиков. Не все проектные организации отвечают сегодняшним требованиям уровня технической оснащенности. Остро стоит вопрос своевременной оплаты выполненных работ.
Территории застройки не в полном объеме обеспечены стабильно действующими инженерными коммуникациями. Из-за этого в Омской области существенно ограничена возможность проектирования и строительства в городах, особенно в городе Омске.
3. Основные цели и задачи стратегии
Целями Стратегии являются:
1) комплексное решение проблем устойчивого функционирования строительного комплекса Омской области на современном техническом и технологическом уровне, способном обеспечивать рост уровня благосостояния населения Омской области;
2) эффективное воспроизводство и модернизация производственного аппарата как на уровне комплекса, так и на уровне отраслей промышленности и экономики Омской области.
Основными задачами Стратегии являются:
1) определение порядка реализации государственной градостроительной политики Омской области;
2) наращивание объемов жилищного строительства и реконструкции жилья на основе развития ипотечного жилищного кредитования, государственной поддержки отдельных категорий граждан в строительстве жилья;
3) постепенная ликвидация ветхого и аварийного жилья;
4) обеспечение строительства объектов на основе современных строительных технологий с применением энергоэффективных материалов, выпускаемых из местного сырья;
5) дальнейшая структурная перестройка материально-технической базы строительной индустрии с развитием производства конкурентоспособной продукции, внедрением новой номенклатуры материалов изделий и конструкций;
6) разработка градостроительной документации на территории Омской области;
7) оказание содействия в формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию.
4. Сроки и этапы реализации стратегии
Реализация задач, определенных Стратегией, будет достигнута за счет обеспечения выполнения:
1) ожидаемых показателей объемов подрядных работ и ввода жилья в эксплуатацию в Омской области на период до 2010 года (приложение N 1);
2) прогнозируемых показателей по выпуску основных строительных материалов промышленными предприятиями Омской области на период до 2010 года (приложение N 2);
3) ожидаемых результатов при вводе в эксплуатацию новых мощностей предприятиями строительной индустрии Омской области в 2004-2006 годах (приложение N 3);
4) основных мероприятий в сфере архитектурно-строительной деятельности на территории Омской области на 2004-2010 годы (приложение N 4).
Выполнение мероприятий Стратегии намечено поэтапно в 2004-2005 годах и в 2006-2010 годах.
На первом этапе (2004-2005 годы) планируется осуществить:
1) нормативно-правовое обеспечение мероприятий, разработку основной градостроительной документации, проектной документации не менее чем на двухлетний период строительства объектов, финансируемых из областного бюджета;
2) комплекс мер по инвентаризации основных фондов в строительном комплексе, анализ возможностей их эффективного использования;
3) оказание содействия в привлечении необходимых инвестиций на модернизацию действующих производств, введению новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
4) комплексную оценку состояния жилищного фонда и завершение разработки проекта областной целевой программы "Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий в Омской области до 2010 года";
5) разработку схемы привлечения внебюджетных инвестиций для реализации проектов по реконструкции жилых домов первых массовых серий, не подлежащих сносу, включая средства собственников жилых помещений;
6) разработку мероприятий по вовлечению в строительное производство вторичных ресурсов.
На втором этапе (2006-2010 годы) планируется продолжить реализацию намеченных мероприятий Стратегии, внедрение организационных и финансовых механизмов реализации мероприятий по всем направлениям, совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы.
Постановлением Правительства Омской области от 30 марта 2006 г. N 30-п в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Система мероприятий, направленных на реализацию стратегии
5.1. Жилищное строительство
5.1.1. Строительство жилья для социально незащищенных, малообеспеченных слоев населения
В 2004-2010 годах в Омской области планируется значительное увеличение объемов строительства жилых домов, которые по стоимости более доступны для населения, с квартирами, приближенными к установленным нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, за счет всех источников финансирования (для сравнения: в 2003 году введено в эксплуатацию 65 тыс. кв.м общей площади жилья, в 2010 году планируется ввести в эксплуатацию 280 тыс. кв.м общей площади жилья). За счет бюджетных средств планируется осуществлять строительство многоквартирных жилых домов для ветеранов Великой Отечественной войны и труда. В соответствии с проводимой в Омской области политикой по обеспечению жильем малообеспеченных слоев населения за последние годы построен ряд домов для ветеранов Великой Отечественной войны и труда в городе Таре, городе Исилькуле, районном центре Азово, в городе Омске (Нежинский центр милосердия). В 2004-2005 годах намечен ввод в эксплуатацию таких жилых домов в городе Называевске, городе Таре, районных центрах Знаменское, Горьковское, Шербакуль, Муромцево, Кормиловка, Большеречье.
В районах Омской области предусматривается дальнейшее развитие форм государственной поддержки граждан в строительстве (реконструкции) индивидуальных жилых домов.
До 2010 года планируется довести объемы ввода в эксплуатацию жилья по Омской области за счет всех источников финансирования до 1 млн. кв.м в год, в том числе по районам Омской области до 250 тыс. кв.м. Из них объемы строительства жилья индивидуальными застройщиками планируется увеличить в 2005 году до 190 тыс. кв.м, а к 2010 году - до 340 тыс. кв.м.
В целом по Омской области удельный вес строительства жилья индивидуальными застройщиками в общем объеме прогнозируется к 2010 году до 42%, по районам Омской области до 95%.
5.1.2. Развитие ипотечного жилищного кредитования
В целях развития ипотечного жилищного кредитования в Омской области созданы областное государственное учреждение "Агентство жилищного строительства Омской области" и открытое акционерное общество "Омская региональная ипотечная корпорация". За три года выдано 236 ипотечных жилищных кредитов на сумму свыше 40 млн. рублей. Ведется работа по рефинансированию ипотечных жилищных кредитов с открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" города Москвы, привлечению средств коммерческих банков. Принят Закон Омской области "О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования в Омской области", в целях реализации которого из областного бюджета в 2004 году выделяется 90 млн. рублей.
Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области для дальнейшего развития ипотечного жилищного кредитования ведется работа по следующим направлениям:
1) увеличение уставного капитала открытого акционерного общества "Омская региональная ипотечная корпорация" (далее - Корпорация), привлечение в качестве учредителей Корпорации подрядных, проектных и иных организаций, что позволит увеличить объемы внебюджетных средств в развитие ипотеки;
2) создание жилищного фонда для обеспечения жильем неплатежеспособных заемщиков, разработка необходимой нормативно-правовой базы;
3) вовлечение банков в процесс ипотечного жилищного кредитования.
5.1.3. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Законом Омской области "Об областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Омской области" на 2004-2010 годы" утверждена областная целевая программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Омской области" на 2004-2010 годы. В ходе реализации мероприятий данной областной целевой программы планируется ликвидировать 347,3 тыс. кв.м ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе: на первом этапе (2004 год) - 68 тыс. кв.м, на втором этапе (2005-2010 годы) - 279,3 тыс. кв.м.
Переселению из ветхого и аварийного жилья подлежат 14 тыс. человек, из них: в городе Омске - 6 тыс. человек, в районах Омской области - 8 тыс. человек.
Для переселения граждан необходимо построить 251,9 тыс. кв.м жилищного фонда, в том числе: в городе Омске - 109,6 тыс. кв.м, в районах Омской области - 142,3 тыс. кв.м.
Затраты на строительство жилья для переселения граждан составят 1 млрд. 732 млн. рублей в ценах 2003 года.
Строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда планируется осуществлять по двум направлениям:
1) строительство многоквартирного социального жилья в городах и районных центрах Омской области (с квартирами в пределах установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма) с предоставлением квартир на условиях социального найма;
2) оказание государственной поддержки гражданам, проживающим в аварийном и ветхом жилищном фонде и пожелавшим своими силами построить индивидуальный жилой дом.
5.1.4. Реконструкция и модернизация жилищного фонда первого периода индустриального домостроения
В связи с тем что жилищный фонд 1960-х годов требует неотложных мер по обеспечению безопасных условий эксплуатации и повышению уровня комфортного проживания в нем населения, разработан проект областной целевой программы "Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий в Омской области на период до 2010 года", которым предусматривается к 2010 году в городах и сельских поселениях Омской области осуществить реконструкцию и модернизацию всего жилищного фонда серии 1.335 ПК с неполнокаркасной схемой, в том числе в городе Омске - до 30% данного жилищного фонда. Для финансирования указанной программы планируется обеспечить участие федерального бюджета в реконструкции жилищного фонда в объеме не менее 100 млн. рублей, а также создать условия для привлечения средств инвесторов в объеме не менее 400 млн. рублей.
5.1.5. Жилищно-коммунальное хозяйство
Недофинансирование строительной отрасли на протяжении многих лет привело к тому, что износ основных фондов коммунальной инфраструктуры превысил в среднем 60%, около четверти из них полностью отслужили свой срок. Срочной замены требуют свыше 30% тепловых и 25% водопроводных сетей.
Омская область - первая среди регионов России приступила к реализации комплексной программы развития и модернизации отраслей жизнеобеспечения.
Основной задачей строительного комплекса Омской области является выполнение следующих утвержденных целевых программ Омской области, направленных на повышение устойчивости функционирования жилищно-коммунального комплекса:
целевой программы энергоресурсосбережения Омской области на 2003 год и на период до 2010 года, предусматривающей широкий комплекс мероприятий по внедрению ресурсоэнергосберегающей техники и технологий в жилищно-коммунальном комплексе, направленной на разработку и внедрение оптимальных схем тепло-, водо- и газоснабжения населенных пунктов Омской области, модернизацию и реконструкцию действующих тепловых источников и тепловых сетей, перевод ТЭЦ-4 и отопительных котельных Омской области на природный газ, реконструкцию котельных с заменой устаревших и изношенных котлов на высокоэффективные котлы, в том числе котлы общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Октан", закрытие энергозатратных котельных с переводом потребителей на автономное теплоснабжение, применение ресурсо- и энергосберегающих технологий при строительстве и реконструкции жилых домов;
целевой программы Омской области "Обеспечение населения Омской области питьевой водой" на 2004-2010 годы, предусматривающей обеспечение качественной питьевой водой 555 тыс. человек за счет установки в 31 районе Омской области 177 локальных систем очистки воды, оборудование 853 пунктов раздачи питьевой воды;
целевой программы Омской области "Техническое перевооружение в жилищно-коммунальном комплексе Омской области" на 2004-2010 годы, которая по своей сути является всеобъемлющей и наиболее затратной. Реализация данной Программы позволит через модернизацию и техническое перевооружение отрасли существенно повысить качество услуг, гарантировать формирование только экономически обоснованных тарифов. В ходе реализации мероприятий Программы планируется обеспечить широкое внедрение новой техники, технологий и технических решений, использование нетрадиционных и ранее не использовавшихся источников энергии.
Для реализации намеченных Концепцией жилищного строительства Омской области на 2003-2010 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 30 июня 2003 года N 116, объемов строительства жилья необходимо свыше 15 млрд. рублей вложить в развитие инженерной инфраструктуры и около 5 млрд. рублей - в создание социальной инфраструктуры города Омска, где до 2010 года намечено построить не менее 3,5 млн. кв.м общей площади жилья.
На территории города Омска потребность в теплоснабжении нового жилья составит более 850 Гкал/час, при этом на Омских ТЭЦ резерв тепловых мощностей составляет до 1480 Гкал/час.
Передача этих мощностей потребует строительства новых дополнительных магистральных и распределительных теплосетей, общегородские затраты на их строительство составят около 800 млн. рублей на период до 2010 года.
Первоочередная задача - обеспечение теплом Левобережной части города Омска путем перераспределения тепла в системе теплоснабжения города.
На Левобережье планируется построить новые распределительные электрические подстанции стоимостью около 1,5 млрд. рублей (в первую очередь, связанные со строительством метродепо, а затем в районе левобережного центра города).
До 2010 года по Левобережной части города Омска затраты на реализацию первоочередных мер по развитию инженерной инфраструктуры составят около 5,8 млрд. рублей.
Свободные от застройки территории Амурского поселка города Омска расположены за железнодорожной веткой, и существующий железнодорожный переезд является главной проблемой освоения данных площадок. В настоящее время строительство автомобильного путепровода (тоннеля) вместо железнодорожного переезда через железнодорожные пути в створе ул. 21-я Амурская является главным сдерживающим фактором освоения свободных территорий под массовое жилищное строительство.
Для инженерного обеспечения этих площадок жилищного строительства необходимо около 4 млрд. рублей.
Для строительства капитального многоэтажного жилья в районе микрорайона "Московка-2" города Омска необходимо решать проблему сбора и перекачки канализационных стоков с расширением насосной станции в районе ул. Хабаровская - ул. 1-я Военная. Требуют решения проблемы развития автотранспортной сети, организации поверхностного водоотведения, теплоснабжения района застройки. Общие затраты на инженерное обеспечение этого района составляют около 3,3 млрд. рублей.
5.2. Социальная сфера
5.2.1. Здравоохранение
Планируется завершить строительство и реконструкцию трех роддомов в городе Тюкалинске, поселках Черлак, Москаленки, двух поликлиник в поселках Муромцево, Крутинка, терапевтических корпусов в районных центрах Большие Уки, Колосовка, других объектов здравоохранения в Калачинском, Таврическом, Павлоградском, Усть-Ишимском районах Омской области. Планируется осуществить реконструкцию Омской фармацевтической фабрики, стационара областного наркологического диспансера и других объектов.
5.2.2. Образование
Планируется завершить строительство школ в городе Калачинске, 14 военном городке города Омска, районном центре Знаменское, построить новую гимназию в городе Называевске, завершить строительство новых школ взамен ветхих и аварийных в 12 районах Омской области. Планируется завершить ремонтно-восстановительные работы по объектам Омского кадетского корпуса, построить новые школы в Левобережной части и Амурском поселке города Омска.
5.2.3. Социальная защита населения
Планируется построить, реконструировать учреждения социального обслуживания для лиц старшего поколения, инвалидов и детей в городе Омске и других поселениях Омской области.
5.2.4. Физкультура и спорт
Планируется реконструировать спортивные комплексы в городе Таре, городе Калачинске, поселках Муромцево, Крутинка, спортивный комплекс "Динамо" в городе Омске, а также с привлечением средств инвестора - осуществить строительство Ледового Дворца спорта на 10 тыс. зрителей в Левобережной части города Омска.
5.2.5. Культура
Планируется завершить реставрационно-восстановительные работы здания Омского академического театра драмы, построить Северный драматический театр в городе Таре, завершить реконструкцию кинотеатра "Художественный" и театра кукол в городе Омске, школы искусств в поселке Саргатское, построить филиал областного государственного Большереченского зоопарка в городе Омске.
5.3. Строительство промышленных объектов
Одним из важных направлений работы является оказание содействия организациям строительного комплекса Омской области в строительстве объектов производственного назначения и непроизводственной сферы, начиная с выдачи архитектурно-планировочного задания на начальном этапе и заканчивая участием в приемочных комиссиях, а также передаче на баланс собственникам.
Строительному комплексу Омской области предстоит выполнить большой комплекс работ по модернизации и техническому перевооружению предприятий нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, по реализации инвестиционных проектов в организациях машиностроительного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществить строительство и реконструкцию генерирующих электрических и тепловых мощностей открытого акционерного общества "Акционерная компания "Омскэнерго" в целях ликвидации дефицита электрической энергии.
Для решения наиболее острых экологических и транспортных проблем необходимо завершить строительство нового международного аэропорта, подготовить к пуску первую очередь метрополитена в городе Омске с вводом в эксплуатацию мостового перехода через реку Иртыш.
5.4. Градостроительная политика
5.4.1. Разработка нормативных правовых актов в целях регулирования градостроительной деятельности на территории Омской области
В соответствии с Градостроительным кодексом Омской области разрабатываются проекты нормативных правовых актов, направленных на совершенствование регулирования градостроительной деятельности в Омской области.
Подготовка порядка разработки и согласования исходно-разрешительной документации на территории Омской области, порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной и проектной документации является первоочередной задачей. В 2004-2005 годы также планируется разработка и утверждение 23 нормативных правовых актов, направленных на регулирование градостроительной деятельности на территории Омской области.
5.4.2. Разработка градостроительной документации на территории Омской области
В Плане законопроектных работ Правительства Омской области на 2004 год, утвержденном распоряжением Правительства Омской области от 25 марта 2004 года N 22-рп, определена задача по разработке проекта областной целевой программы формирования градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Омской области и частей территории Омской области на 2005-2010 годы и проекта областной целевой программы по ведению государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Омской области.
В 2004 году планируется разработка основного градостроительного документа, касающегося территориального развития Омской области, - территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Омской области и частей территории Омской области, разработка генеральных планов города Омска, города Тары.
5.4.3. Формирование территориальной информационной системы государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Омской области
В целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией об ограничениях использования территорий и объектов недвижимости в градостроительной деятельности, принятия эффективных решений по управлению развитием территории Омской области необходимо продолжить работы по созданию государственного градостроительного кадастра Омской области. Для этого необходимо:
1) изготовить в цифровом виде топографические материалы в масштабе 1:1000000, 1:100000, 1:25000;
2) изготовить в цифровом виде топографические планы в масштабе 1:10000, 1:5000, 1:2000 для разработки генерального плана города Омска;
3) обеспечить службы ведения государственного градостроительного кадастра и формирования топографо-геодезического фонда Омской области необходимым техническим оборудованием и программным обеспечением, с учетом защиты информации от несанкционированного доступа;
4) обеспечить непрерывный мониторинг изменения среды жизнедеятельности в части градостроительного развития территорий поселений, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, изменения существующих и создания новых объектов недвижимости в Омской области;
5) оказать содействие в создании единой информационной системы на базе компьютерных интернет-технологий с учетом реформирования и регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений, государственного учета и оценки недвижимости в целях повышения инвестиционной привлекательности Омской области.
5.5. Представительская политика
Представительская политика в отрасли должна формироваться на создании в других регионах России имиджа омских строителей и архитекторов, способных в кратчайшие сроки организовать выполнение любого по сложности строительного подряда.
Представительская политика формируется через:
1) взаимодействие с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по важнейшим направлениям инвестиционно-строительной, архитектурной и градостроительной деятельности;
2) создание в информационной сети Интернет единого сайта Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, составление интернет-паспортов строительных организаций и предприятий Омской области с автоматизированным заполнением заявок на участие в конкурсах и торгах на получение строительных подрядов и подрядов на поставку строительных материалов, прайс-листов на продукцию омских предприятий;
3) разработку и реализацию единой концепции в представлении омских строительных организаций за пределами Омской области;
4) разработку и изготовление выставочных стендов и каталогов продукции для участия в региональных и всероссийских строительных выставках;
5) составление и прокат рекламных видеороликов о возможностях омских строителей и архитекторов, разработанных ими проектах и построенных объектах, в том числе участие в выставках "Зодчество", "Золотая капитель";
6) участие в создании централизованной службы маркетинга и открытии представительских офисов в других регионах Российской Федерации совместно с Омской региональной общественной организацией "Союз строителей".
5.6. Взаимодействие организаций строительного комплекса с научными организациями
Объединение научного потенциала, материально-технических и информационных ресурсов организаций строительного комплекса Омской области для решения поставленных перед строительным комплексом задач планируется по следующим направлениям:
1) оказание содействия в создании научно-исследовательских, архитектурных, градостроительных, конструкторских разработок, включая производство и применение местных строительных материалов и изделий при выполнении программ развития жилищного строительства;
2) научно-исследовательское и проектное сопровождение перспективных инновационных проектов, освоение новых технологий в строительстве и производстве строительных материалов, конструкций и изделий;
3) выработка научно обоснованных рекомендаций по разработке проектов целевых программ Омской области в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; подготовка аналитических прогнозов развития строительства в Омской области;
4) участие в разработке рекомендаций по подготовке территориальных строительных норм и правил, реализации Федерального закона "О техническом регулировании";
5) содействие в разработке и внедрении информационных баз данных, обеспечивающих формирование и выход на товарные рынки, рынки услуг и инноваций в строительном комплексе;
6) участие в разработке и внедрении в организациях строительного комплекса систем стратегического планирования, маркетинга и финансового менеджмента;
7) подготовка специалистов в области монолитного домостроения, технологий производства строительных материалов и конструкций, других отраслей строительного комплекса Омской области.
5.7. Ресурсоэнергосбережение
Первоочередными задачами реформирования и модернизации жилищного строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области до 2010 года в сфере ресурсоэнергосбережения являются:
1) снижение энергозатрат по теплоснабжению зданий и сооружений в жилищно-коммунальном хозяйстве и производственной сфере в 1,5-2 раза за счет инновационного подхода: внедрения принципиально новых технологий, использования нетрадиционных источников энергии, перевода потребителей на более экономичные локальные источники тепла;
2) реконструкция производственной базы строительного комплекса с переориентацией ее на обеспечение материалами, изделиями и конструкциями, соответствующими современным стандартам, включая модернизацию производственной базы домостроения в целях использования ее мощностей для выпуска внутренней "начинки" жилых домов с переходом на энергосберегающие технологии;
3) энергосбережение в эксплуатируемых зданиях за счет утепления зданий, реконструкции и автоматизации систем теплоснабжения, установки приборов учета тепла, так как объемы энергопотребления вновь строящихся зданий и существующего фонда жилых и общественных зданий несопоставимы;
4) изменение подходов к проектированию систем теплоснабжения зданий с устройством поквартирных вводов и установкой поквартирных приборов учета расхода тепла, а также применение ограждающих конструкций с повышенным сопротивлением теплопередачи.
Решение вышеуказанных задач позволит снизить расход топливно-энергетических ресурсов в жилищной сфере за счет:
- создания новых типов зданий на 30%;
- совершенствования инженерного оборудования на 25%;
- применения прогрессивных технологий на 20%;
- применения эффективных ограждающих конструкций на 10%.
Проводимая модернизация строительного комплекса и объектов жилищно-коммунального хозяйства Омской области даст возможность сократить стоимость коммунальных услуг в среднем на 20%.
5.8. Пути повышения качества строительства
Для повышения качества строительной продукции и устранения негативных тенденций в строительстве Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области планируется работа по следующим направлениям:
1) содействие в подготовке специалистов по международной системе качества, а также содействие ее внедрению на предприятиях строительного комплекса Омской области;
2) внедрение прогрессивных технологий.
5.9. Подготовка кадров для отрасли
Стратегия предусматривает ежегодную необходимую для отрасли подготовку специалистов в профессионально-технических училищах, техникумах, университетах.
В связи с возрастающими задачами строительного комплекса Омской области необходимо проанализировать реальную потребность отрасли в специалистах, оценить их требуемое количество и квалификацию по видам деятельности.
Предусматривается возрождение системы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по типу предприятие - учебное заведение, с возвращением специалистов на предприятия. Необходимо восстановить ранее действующую систему наставничества, обеспечить для промышленности строительных материалов ежегодный выпуск рабочих следующих специальностей по годам:
Профессия | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Электромонтер по обслуживанию технологического оборудования |
25 | 25 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Слесарь-ремонтник технологического оборудования |
30 | 30 | 30 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Газоэлектросварщик по изготовлению арматурных сеток и каркасов |
20 | 25 | 30 | 40 | 40 | 50 | 50 |
Формовщик железобетонных изделий и конструкций |
30 | 30 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Крановщик мостового крана | 20 | 25 | 30 | 30 | 40 | 40 | 50 |
Оператор смесительной установки | 20 | 25 | 30 | 30 | 40 | 40 | 50 |
Кроме того, на основании возросших требований к качественным показателям выпускаемой продукции предусматривается осуществление с помощью высших и средних учебных заведений мероприятий по профессиональной переподготовке кадров организаций в целях повышения их профессионального уровня. Необходимо организовать регулярное повышение квалификации и переподготовку всех работников организаций строительного комплекса с периодичностью один раз в 3-5 лет.
Подготовку специалистов необходимо вести в соответствии с современными программами как по содержанию, так и по номенклатуре специальностей.
В результате принимаемых мер образуется система подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и специалистов строительных профессий в рамках образовательной инфраструктуры, существующей в Омской области.
5.10. Вопросы регулирования ценообразования в строительстве
Ценообразование и сметное нормирование являются основными составными частями системы управления стоимостью строительной продукции в рыночных условиях. На территории Омской области сформирована новая сметно-нормативная база ценообразования в строительстве. Строительный комплекс готов к переходу на новую нормативную базу, проектные организации приступили к выпуску сметной документации на основании сборников территориальных единичных расценок.
В сфере ценообразования в строительстве планируется решение следующих задач:
1) переход организаций строительного комплекса Омской области к определению стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта в текущем уровне цен на основе сметно-нормативной базы 2001 года;
2) внедрение автоматизированных программных комплексов сметных расчетов, сертифицированных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, для определения стоимости строительства проектными и строительными организациями;
3) разработка территориальных сметных документов по формированию отпускных цен предприятиями строительной индустрии, индивидуальных нормативов по видам работ;
4) формирование укрупненных нормативов, прейскурантов цен при строительстве жилых домов по типовым сериям;
5) разработка территориального каталога бетонных и железобетонных конструкций и изделий, изготавливаемых предприятиями строительной индустрии Омской области в четырех томах: изделия универсальные для гражданского и промышленного строительства; изделия для промышленного строительства; изделия для жилищно-гражданского строительства; изделия для инженерных сетей и благоустройства;
6) разработка территориальных поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия строительства;
7) мониторинг цен на строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, отслеживание уровня оплаты труда, стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, автотранспортных средств с публикацией в ежеквартальном Бюллетене информационных материалов для строителей (издается с 1996 года);
8) оптимизация стоимости строительства при проведении подрядных торгов, а также обеспечения участников торгов информацией о ценовых показателях на строительную продукцию, укрупненными сметными нормативами.
Для решения вопросов ценообразования в строительстве в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 10 октября 2002 года N 252 "О создании региональной системы ценообразования в строительстве" создана комиссия по рассмотрению и согласованию нормативов и сметных цен в строительстве. Планируется регулярное проведение семинаров для специалистов строительного комплекса, курсов для инженеров-сметчиков по професс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.