Основные положения
1. Бюджетная система района представляет собой совокупность районного и сельских бюджетов.
2. Бюджетный процесс - реламентированная законодательством деятельность районных органов самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между районным и сельскими бюджетами.
3. Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов местного самоуправления.
Консолидированный бюджет района - свод районного бюджета и бюджетов сельских формирований.
Продолжительность бюджетного процесса
Общая продолжительность бюджетного процесса составляет 2 года в том числе:
первая стадия: прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (май-июнь текущего года);
вторая стадия: формирование и утверждение бюджета (июль-декабрь текущего года);
третья стадия: исполнение бюджета (январь-декабрь текущего года);
четвертая стадия: завершение операции по исполнению бюджета за отчетный год (январь-апрель года, следующего за отчетным).
Формирование бюджета
1. Исполнительные органы местного самоуправления начинают работу над составлением проекта бюджета за 6 месяцев до начала финансового года, по решению главы районного самоуправления с учетом прогноза и экономического и социального развития и основных направлений бюджетно-финансовой политики.
2. Отделы и управления предоставляют в финансовый отдел администрации района бюджетные сметы, программы и заявки на ассигнования из районного бюджета не позднее 15 июня текущего года.
На основе методических рекомендации, и исходных данных полученных из администрации области:
- минимальные, социальные и финансовые нормативы;
- норматив среднеобластной обеспеченности на предстоящий год;
- проектируемые нормативы (проценты отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов);
- поправочные коэффициенты к минимальным, социальным и финансовым нормам.
Финансовый отдел администрации района высылает его в финансовое управление области не позднее 1 июля текущего года.
3. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов финансовый отдел совместно с экономическим комитетом, отделами и службами администрации представляют расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций, перечень доходов и расходов, подлежащих передаче из областного бюджета, а также данные об изменении состава объектов бюджетного финансирования.
Указанные расчеты представляются администрацией района в согласительную комиссию, образованную администрацией области не позднее 1 сентября текущего года.
4. Администрация района после рассмотрения смет расходов отделов и управлений и на основе, полученных от финансового управления нормативов отчислений от регулирующих доходов в бюджет района, а также сумм дотации бюджету района, разрабатывает проект бюджета района и предоставляет его для рассмотрения в депутатские комиссии.
5. Депутатские комиссии в течение недели рассматривают проект бюджета и готовят свои заключения с замечаниями и предложениями.
Финансово-бюджетная комиссия в недельный срок анализирует и обобщает заключения комиссий и готовит свободное заключение по проекту бюджета, которое направляется в администрацию района.
6. Глава администрации организует доработку проекта бюджета и вносит проект бюджета района на рассмотрение и утверждение сессии районного Совета.
Порядок рассмотрения бюджета района
Сессия районного Совета рассматривает проект бюджета района в одном чтении на одном или нескольких заседаниях.
1. При рассмотрении проекта бюджета района на первом заседании первого чтения сессия рассматривает концепцию, а также основные направления бюджетно-финансовой политики, заслушивает бюджетное послание, с которым выступает заведующий финансовым отделом по поручению главы администрации, содоклад председателя комиссии по финансам и бюджету и принимает по итогам обсуждения решение о принятии либо отклонении бюджета.
2. При отклонении проекта бюджета сессия на первом заседании первого чтения принимает одно из следующих решений:
- о возвращении указанного проекта бюджета администрации района на доработку. В течение 14 дней администрация района представляет новый проект бюджета с учетом рекомендаций, изложенных в свободном заключении, замечаний и предложений, высказанных на заседании сессии.
Возвращение данного проекта осуществляется один раз. В случае повторного его отклонения сессия районного Совета может принять решение о согласительной комиссии;
- о создании согласительной комиссии из представителей депутатов и администрации района по корректировке проекта бюджета района, исходя из рекомендаций изложенных в сводном заключении, а также предложений и замечаний, высказанных на заседании Совета.
Согласительная комиссия в течение последних 10 дней разрабатывает согласованный вариант уточненных показателей проекта бюджета района.
3. Уточненный проект бюджета администрация района вновь представляет на рассмотрение сессии районного Совета повторно.
4. При рассмотрении проекта бюджета района на втором заседании первого чтения сессия утверждает основные характеристики бюджета, к которым относятся:
- распределение доходов между бюджетами, размер дотаций;
- защищенные статьи бюджета, в том числе по выплате заработной платы, на обеспечение питанием, медикаментами;
- сбалансированность бюджета, в том числе дефицит бюджета и его предельный процент по расходам;
- оборотная кассовая наличность;
- ассигнования по статьям и разделам районного бюджета, распределение ассигнований по кварталам, определяет верхний предел по защищенным статьям.
5. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом (превышением расходов бюджета над его доходами) утверждаются источники финансирования дефицита бюджета района. Размер дефицита районного бюджета, утвержденного сессией районного Совета, не может превышать 3 процента объема доходов без учета финансовой поддержки из областного бюджета.
6. В целях сбалансированности бюджета устанавливается предельный уровень дефицита бюджета и условия введения механизма секвестра расходов.
7. На втором заседании проект бюджета района выносится на голосование в целом.
8. После принятия районного бюджета сессия районного Совета рассматривает и утверждает районный бюджет, отчет об исполнении бюджета за предыдущий год. Принятый в целом районный бюджет опубликовать в районной газете "К новым рубежам" в течение 7 дней с момента утверждения его сессией районного Совета.
9. В случае непринятия бюджета до начала финансового года финансовый отдел администрации района в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, предусмотренные бюджетным законодательством, не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал не более одной двенадцатой - в расчете на месяц.
Исполнение бюджетов и контроль
1. После принятия решения об утверждении бюджета района администрация района организует исполнение бюджета района.
2. Исчисление сумм налогов и их внесение в доход соответствующих бюджетов производится в порядке, установленном действующими законами Российской Федерации и областными законами.
3. В случаях, когда при исполнении бюджета фактический дефицит бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений доходов, районный Совет по инициативе администрации принимает решение о введении секвестра расходов.
4. В ходе исполнения бюджета администрация района вправе принимать решения о частичном перераспределений ассигнований по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований без согласования с районным Советом.
В случае необходимости внесения изменений в бюджет, влияющих на предельный дефицит, администрация района вправе внести предложения по изменениям с утверждением их районным Советом.
5. Решения администрации района, принятые в пределах компетенции, в том числе по изменениям цен и тарифов, влияющих на уменьшение доходной части бюджета или на увеличение расходной части бюджета, если размер изменений приводит к увеличению, установлению предельного дефицита, подлежат утверждению районным Советом.
6. Свободные бюджетные средства не подлежат изъятию. Решение об их использовании, в том числе о вложении этих средств в хозяйственные мероприятия, в акции и другие ценные бумаги, а также о предоставлении процентных ссуд принимает представительный орган по предложению соответствующей администрации и только при условии обеспечения финансирования плановых расходов.
7. Администрация района ежеквартально информирует население через средства массовой информации об исполнении бюджета района.
Текущий контроль за исполнением бюджета
1. Контроль за исполнением районного бюджета, целевым использованием бюджетных средств осуществляет районный Совет.
Районный финансовый отдел и централизованные бухгалтерии сельских администраций представляют ежемесячно необходимую информацию в представительные органы власти о состоянии бюджета и его исполнении.
2. Районный Совет вправе запрашивать от администрации, ее структурных подразделений и других органов любую информацию, связанную с исполнением бюджета.
Представительные органы могут заслушать информацию администрации об исполнении бюджета за определенный срок.
3. Администрация района вправе осуществлять контроль за ходом исполнения районного бюджета, формирований в части использования дотации, выделяемой из районного бюджета.
В случае нецелевого использования средств, выделенных из районного бюджета по решению администрации, согласованному с районный Советом, финансирование распорядителей бюджетных средств прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в районный бюджет.
Отчетность об исполнении бюджета
Администрация района составляет отчет об исполнении бюджета и по всем основным показателям по установленной форме, отчеты об исполнении бюджета и внебюджетных фондов рассматриваются до 30 марта года, следующего за отчетным.
Районный совет по результатам рассмотрения принимает решение об их утверждении.
Отчет об исполнении бюджета района, утвержденный районным Советом направляется в администрацию области по 30 марта года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о бюджетном процессе в Саргатском районе (утв. Саргатским районным Советом Омской области)
Текст Положения опубликован в газете "К новым рубежам" от 11 апреля 2001 г. N 27