Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Положение
по организации и проведению трудовых арбитражей
при урегулировании коллективных трудовых споров
(утв. постановлением Главы Администрации (Губернатора)
Омской области от 26 сентября 1997 г. N 416-п)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует процедуру разрешения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в случаях:
- необходимости разрешения коллективного трудового спора, возникшего по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений при недостижении сторонами спора согласия во время проведения примирительной комиссии и (или) рассмотрения спора с участием посредника;
- уклонения работодателя от работы в примирительной комиссии;
- проведения примирительных процедур на предприятиях, где реализация права на забастовку ограничена законодательством.
1.2. Настоящее Положение не регулирует процедуру разрешения коллективных трудовых споров, возникающих в связи с коллективной защитой индивидуальных прав работников.
1.3. Трудовой арбитраж - временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
1.4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже - добровольная процедура рассмотрения спора независимой стороной, которой субъекты спора передают полномочия на принятие решения.
1.5. Стороны спора - представительные органы работодателя (на уровне предприятия - администрация предприятия, совет директоров; на уровне отрасли - министерство, ведомство, союз предпринимателей) и трудового коллектива предприятия (профсоюз, объединение профсоюзов, стачком и пр.).
1.6. Арбитр - выборное лицо, которому спорящие стороны доверяют рассмотрение конфликта и его разрешение.
1.7. Основными принципами деятельности трудового арбитража признаются добровольность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора в формировании и организации трудовых арбитражей.
2. Участие органа по труду Администрации Омской
области в организации трудового арбитража
2.1. В соответствии с положением об органе по труду Администрации Омской области (в дальнейшем - комитет), он выполняет следующие функции:
- участвует в формировании трудового арбитража и организует его работу в объеме установленных федеральным законом полномочий;
- консультирует стороны спора по вопросам организации трудового арбитража;
- направляет своих представителей в трудовые арбитражи, если стороны достигли об этом соглашение;
- назначает трудовых арбитров при обращении одной из сторон спора в тех случаях, когда: стороны спора не могут достигнуть согласия относительно кандидатуры арбитров; сторона работодателя уклоняется от проведения примирительных процедур; примирительные процедуры проводятся на предприятии, где реализация права на забастовку ограничена законодательством;
- взаимодействует с представителями работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления по проблемам, связанным с работой трудового арбитража, реализацией его решения;
- формирует списки трудовых арбитров.
2.2. Формирование списка трудовых арбитров по области производится комитетом при содействии органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов и работодателей.
2.3. Работу по организации трудового арбитража на территориальном уровне (районах области, города) осуществляют местные органы по труду в соответствии с их Положениями.
3. Правовая база
3.1. Правовой базой проведения трудового арбитража при разрешении коллективных трудовых споров являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 года N 175-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.96 года N 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров";
- Указ Президента Российской Федерации от 21.01.97 года N 29 "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений";
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 17 "О предоставлении подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по урегулированию коллективных трудовых споров";
- коллективные договоры и тарифные (отраслевые) соглашения.
4. Состав трудового арбитража
4.1. Арбитром коллективного трудового спора может быть любое гражданское лицо, не представляющее стороны спора и не заинтересованное в его определенном решении.
4.2. Состав трудового арбитража в количестве трех человек формируется на основании протокольного соглашения сторон спора из лиц, выбранных сторонами самостоятельно или по рекомендации комитета, в сроки, установленные законодательством.
4.3. В состав трудового арбитража не могут входить лица, являющиеся непосредственными представителя сторон спора.
4.4. Включение кандидатур в список арбитров производится по предложениям комитета, профсоюзов, работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления.
4.5. Список кандидатур арбитров составляется с указанием их основных данных (пол, возраст, место работы, должность, образование, адрес, телефон).
4.6. В список арбитров включаются лица, обладающие специальными знаниями и практическим опытом в области социально-трудовых отношений, имеющие опыт общественной, юридической или управленческой деятельности. В состав кандидатур целесообразно включать работников органов по труду, ученых и общественных деятелей, имеющих опыт работы в области социологии, психологии, экономических и правовых аспектов трудовых отношений.
4.7. Списки кандидатур арбитров рассматриваются и утверждаются на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений соответствующих уровней. В этом случае они должны быть одобрены большинством голосов, присутствующих на заседаниях.
4.8. Кандидаты, включенные в список арбитров проходят специальную подготовку по программе, подготовленной комитетом и отражающей опыт отечественной и зарубежной конфликтологии.
5. Права и обязанности трудовых арбитров
5.1. Гражданское лицо приобретает статус трудового арбитра с момента подписания представителями сторон спора соглашения о формировании состава трудового арбитража.
5.2. Лица, утвержденные в качестве арбитров трудового арбитража имеют право:
- требовать от субъектов спора предоставления необходимой информации;
- приглашать на заседания экспертов;
- устанавливать процедурные правила ведения трудового арбитража;
- обращаться по принадлежности в Рострудинспекцию или в юрисдикционные органы с предложением о привлечении к ответственности должностных лиц;
- направлять в адрес работодателя частное определение по проблеме ликвидации причин коллективного трудового спора;
- доводить до сведения трудового коллектива порядок проведения трудового арбитража и принятые им решения.
5.3. Лица, утвержденные в качестве арбитров трудового арбитража обязаны:
- в принятии решения опираться на принцип законности;
- разъяснять представителям сторон спора их права, обязанности и предупреждать их о возможных последствиях забастовки;
- рассматривать варианты разрешения коллективного трудового спора;
- принимать рекомендации, обязывающие одну или обе стороны спора предпринять конкретные меры по разрешению спора;
- соблюдать конфиденциальность информации, полученной от сторон трудового спора;
- соблюдать срок трудового арбитража, установленный действующим законодательством, и процедурные правила ведения дела, установленные в начале работы.
5.4. Лицо, утвержденное в качестве трудового арбитра, на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождается от работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
6. Формирование трудового арбитража
6.1. Трудовой арбитраж создается сторонами спора и комитетом в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
6.2. Персональный состав арбитров по каждому коллективному трудовому спору устанавливается в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
6.3. Комитет предлагает сторонами спора кандидатуры арбитров из списка, утвержденного областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Полномочия трудовых арбитров подтверждаются соответствующим письмом комитета (местного органа по труду).
6.4. Председатель трудового арбитража избирается из числа членов данного трудового арбитража.
7. Обеспечение деятельности трудового арбитража
7.1. Стороны трудового спора обеспечивают работу трудового арбитража в организационно-техническом отношении и помещением.
8. Правила процедуры рассмотрения спора в трудовом арбитраже
8.1. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
8.2. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения трудового арбитража, могут быть продлены по соглашению сторон.
8.3. Правила процедуры рассмотрения спора вырабатываются и утверждаются соответствующим решением представителей сторон спора при участии представителя комитета и включают в себя положения о регламенте работы трудового арбитража (начало, окончание работы и порядок проведения трудового арбитража).
8.4. По вопросам, переданным на рассмотрение трудового арбитража, стороны представляют аргументированные предложения (варианты решения спора), а также необходимые для рассмотрения и урегулирования спора материалы.
8.5. Правилами проведения заседаний трудового арбитража должна быть предусмотрена правомерность работы арбитража в случаях:
- ведение заседания арбитража в случае отсутствия одного из арбитров по уважительной причине и его замене;
- дальнейшей работы трудового арбитража, если выбранный состав отказывается рассматривать спор;
- начало ведения заседания арбитража в случае отсутствия представителей сторон (представитель стороны может отсутствовать на заседании при наличии у председателя арбитража письменного объяснения).
9. Процессуально-обязательные действия трудовых
арбитров при разрешении коллективного трудового спора
9.1. Определение соотношения сути спора с нормами Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (пункта 3 статьи 1 и пункта 1 статьи 2).
9.2. Ознакомление с коллективным договором или соглашением на предмет подтверждения положений, по которым стороны спора имеют неурегулированные разногласия.
9.3. Проверка соответствия требований в адрес работодателя, нормам действующего законодательства, полномочности представительного органа работников на выдвижение этих требований.
9.4. Проведение заслушивания представителей каждой из сторон, выработка вариантов возможных действий для разрешения коллективного трудового спора на основе их целесообразности и возможностей работодателя.
10. Рекомендации трудового арбитража
10.1. Рекомендации трудового арбитража принимаются большинством голосов арбитров и оформляются в письменной форме в течение срока работы арбитража, установленного в соответствии с действующим законодательством.
10.2. Рекомендации трудового арбитража могут иметь следующие виды:
- рекомендации, обязательные к исполнению сторонами спора, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении;
- просто рекомендации;
- решение о прекращении трудового спора, если в ходе работы трудового арбитража стороны пришли к соглашению;
- решение о том, что данный спор не является трудовым.
10.3. Рекомендации трудового арбитража излагаются в письменной форме, подписываются всеми арбитрами, объявляются на последнем заседании в присутствии представителей сторон.
10.4. После окончания работы трудового арбитража каждой стороне спора передается экземпляр принятых рекомендаций, подписанных всем составом трудового арбитража.
10.5. В заключительном протоколе трудового арбитража должны быть отражены и зафиксированы:
- дата образования трудового арбитража и основание (соглашение или выписка из протокола коллективных переговоров сторон спора);
- состав трудового арбитража;
- место и время проведения трудового арбитража;
- рекомендации по устранению причин спора;
- основание для принятия рекомендаций.
11. Порядок обжалования действий трудовых арбитров сторонами спора
11.1. Стороны коллективного трудового спора имеют право обжаловать действия трудовых арбитров.
11.2. Обжалование действий арбитров направляется в адрес комитета в течение месяца со дня прекращения деятельности трудовых арбитров.
11.3. Комитет при получении письменного заявления одной из сторон по обжалованию действий трудовых арбитров принимает решение об участии (или отстранении в дальнейшем от участия) в арбитражном процессе арбитров, действия которых обжалованы и в течение месяца направляет ответ в адрес заявителя.
12. Информация о работе трудового арбитража
12.1. Трудовой арбитраж может принять решение об информировании органов исполнительной власти о начале своей деятельности, выявлении обстоятельств, которые могут способствовать снятию социальной напряженности в районе, городе, области.
12.2. Трудовой арбитраж направляет в комитет и другие организации извещение об окончании своей работы и о принятом решении по конкретному спору.
12.3. Комитет освещает деятельность трудовых арбитражей в докладах Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Администрации области, областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.