2. Руководителям предприятий, учреждений, организаций области и их объединений независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности работу по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на производстве проводить с учетом положений настоящей "Системы..." и действующего законодательства об охране труда.
3. Главному управлению труда и занятости населения администрации области (Покровский Г.Е.), главам администраций районов области и г. Омска обеспечить выполнение районными органами по труду функций, связанных с их участием в реализации государственной политики в области охраны труда. Рассматривать работу по охране труда, как один из важных участков своей деятельности в сфере снижения социальной напряженности в коллективах предприятий области.
4. Управлению охраны труда области (Баранов Ю.В.) совместно со всеми органами, участвующими в реализации государственной политики по охране труда, обеспечить эффективное функционирование системы управления охраной труда, своевременное исполнение решений правительства и администрации области по этим вопросам.
5. В целях координации действий органов местной власти, хозяйствующих субъектов и профессиональных союзов области образовать Межведомственную комиссию по охране труда.
Утвердить прилагаемые "Положение о Межведомственной комиссии по охране труда Омской области" и ее структуру.
Председателем комиссии назначить заместителя Главы администрации области Малицкого Г.А. и поручить ему формирование ее персонального состава.
6. Рекомендовать Федерации Омских Профсоюзов, в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране труда" и "Системой управления охраной труда в Омской области", ускорить создание общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников по охране их труда. Совместно с управлением охраны труда области оказать вновь созданным общественным структурам методическую и иную практическую помощь в организации их работы.
7. Обязать начальника Главного управления труда и занятости населения администрации области Покровского Г.Е. с вводом в действие правительственных и иных актов об охране труда своевременно вносить предложения по корректировке настоящей "Системы...".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Малицкого Г.А.
Глава Администрации |
Л.К. Полежаев |
Система управления охраной труда в Омской области
(утв. постановлением Главы Администрации Омской области
от 23 января 1995 г. N 34-п)
I. Общие положения
Система управления охраной труда в Омской области разработана в соответствии с "Соглашением администрации Омской области и совета федерации Омский профсоюзов по вопросам социально-экономической защиты населения на 1994 год", утвержденным постановлением Главы администрации области N 63-п от 08.02.94.
Нормативными документами для ее создания являются "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда", постановление Правительства РФ от 10 ноября 1993 года N 1145 "О государственном управлении охраной труда" и постановление Главы администрации Омской области от 8 февраля 1994 года N 65-п "О создании управления охраны труда области и формирования государственной инспекции по охране труда".
Настоящая система устанавливает порядок подготовки, принятия и выполнения на территориальном уровне мер, направленных на реализацию Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.
Объектом управления является деятельность работодателей по выполнению законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности, находящихся на территории области.
Система управления предусматривает сочетание административных и экономических методов с преимущественным развитием последних по мере формирования соответствующей законодательной базы.
Схема управления охраной труда в Омской области приведена в приложении 1.
II. Задачи системы управления охраной труда
Задачами системы управления охраной труда, в соответствии с направлениями государственной политики в области охраны труда, являются:
- осуществление государственного управления деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных актов об охране труда;
- обеспечение общественного контроля за соблюдением законных прав работников на охрану труда;
- организация взаимодействия и сотрудничества органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
- обеспечение внедрения экономических мер, стимулирующих создание здоровых и безопасных условий труда;
- информирование органов государственной власти о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;
- обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также их семей;
- контроль за обеспечением работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами и наглядной агитацией за счет средств работодателей. Оказание практической помощи работодателями в организации этой работы;
- выработка мер по подготовке специалистов по охране труда;
- обобщение и пропаганда передового опыта в области охраны труда.
III. Органы управления охраной труда
в Омской области
Областным государственным органом управления охраной труда в Омской области является управление охраны труда Омской области, осуществляющее свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным постановлением Главы администрации области N 65-п от 08.02.94.
Управление охраны труда области является структурным подразделением Главного управления труда и занятости населения администрации области. В его состав включены государственная экспертиза условий труда, государственная инспекция по охране труда, санитарно-промышленная лаборатория.
Основными задачами управления охраны труда области являются:
- подготовка во взаимодействии с государственными органами надзора и контроля, работодателями и соответствующими заинтересованными органами профсоюзов и других общественных организаций предложений, направленных на реализацию законодательства об охране труда на территории области, организация выполнения принимаемых мер;
- оказание методической помощи работодателями и общественным организациям в разработке и реализации мер по созданию здоровых и безопасных условий труда;
- экспертиза условий труда на предприятиях области и объективная оценка их состояния;
- контроль за соблюдением на предприятиях и в организациях области, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
В районах города и области функции участия в реализации государственной политики в области охраны труда на территории района, в соответствии с утвержденным положением, выполняет отдел труда и занятости населения администрации района.
По согласованию с главами администраций районов в штаты отделов труда и занятости населения может вводится специалист по охране труда, выполняющий эти функции. Специалист по охране труда, является представителем администрации района в решении вопросов охраны труда, находящихся в ее компетенции, оказывает помощь предприятиям района и координирует их работу по реализации мер, направленных на выполнение законодательных и иных нормативных актов по охране труда. Его конкретные обязанности, права и другие положения устанавливаются должностной инструкцией, утверждаемой Главой администрации района. (Основание: постановление Главы администрации Омской области N 65-п от 08.02.94).
В объединениях предприятий органом управления охраной труда в соответствии со ст. 8 "Основ законодательства РФ об охране труда" являются создаваемые в обязательном порядке службы охраны труда.
Организация работы по охране труда на предприятиях осуществляется создаваемыми в случае необходимости службами охраны труда или привлекаемыми на договорной основе специалистами. Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.
Ответственность за сохранение условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.
IV. Надзор и контроль в системе
управления охраной труда
Надзор и контроль за состоянием охраны труда направлен на выявление отклонений от требований нормативных актов по охране труда, проверку выполнения работодателями обязанностей по обеспечению охраны труда на предприятиях и принятие в пределах предоставленных прав эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда в Омской области осуществляется государственной инспекцией по охране труда, включенной в состав управления охраны труда области, и территориальными органами федеральных надзоров России (госгортехнадзор, госэнергонадзор, госкомсанэпиднадзор, госстандарт и др.), действующими с положениями, утвержденными в установленном порядке.
С целью координации деятельности территориальных органов, непосредственно выполняющих функции контроля и надзора за состоянием охраны труда, действует Координационный совет инспекций, созданный в соответствии с постановлением Главы администрации области N 121-п от 6 апреля 1993 года.
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют соответствующие органы профессиональных союзов и иные уполномоченные работниками представительные органы. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда.
В системе управления охраной труда осуществляется постоянное взаимодействие органов управления и органов надзора и контроля. При таком взаимодействии информация, полученная в процессе выполнения контрольных функций, обобщается, анализируется и используется органом управления для выработки управленческих решений. В свою очередь органами надзора и контроля используется в работе информация, полученная от органа управления, в том числе результаты обследований состояния условий труда, проводимых государственной экспертизой условий труда. Такой порядок позволяет повысить качество и эффективность контроля и обеспечивает объективность в оценке состояния условий и охраны труда на предприятиях.
V. Обеспечение взаимодействия и социального
партнерства в системе управления охраной труда
Взаимодействие и сотрудничество органов законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляется при их участии в работе комиссий по охране труда различных уровней.
В этих целях и в соответствии с действующим законодательством на предприятиях всех форм собственности с численностью работников более 10 человек создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. На областном уровне создается Межведомственная комиссия по охране труда. Такие же комиссии могут создаваться по решению местных органов государственной власти в районах города и области. Межведомственные областная и районные комиссии создаются постановлениями коллегий администраций и работают по утвержденным соответствующими главами администраций положениям.
Основные задачи комиссий заключаются в совместной разработке предложений по реализации единой государственной политики в области охраны труда и определении приоритетных направлений этой работы, рассмотрении методических и организационных вопросов и предложений, направленных на совершенствование управления охраной труда в области, улучшение условий труда, предупреждение аварийности и производственного травматизма.
Кроме совместной работы в Межведомственной комиссии сотрудничество управления труда области, включая государственную инспекцию по охране труда, с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных надзоров России, объединениями профсоюзов и предпринимателей происходит и по другим направлениям.
С органами местного самоуправления:
- предоставление администрациям районов области и города Омска информации: оперативной - о несчастных случаях со смертельным исходом и групповых (два или более пострадавших), происшедших на предприятиях района, по окончании расследования - акт специального расследования случаев;
- не реже одного раза в год - о состоянии охраны труда на предприятиях района и предложений по его улучшению (аналитическая справка).
Обстоятельства и причины несчастных случаев со смертельным исходом и групповых, итоги работы предприятий по охране труда за год рассматриваются на коллегиях администраций районов области и города Омска с принятием мер по устранению недостатков.
С территориальными органами федеральных надзоров:
- организация совместных целевых и комплексных обследований предприятий (преимущественно имеющих высокий уровень производственного травматизма, аварийности и профзаболеваний) по согласованному графику или в порядке, установленном Координационным советом инспекций;
- совместное участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (со смертельным исходом и групповых), происшедших на объектах, подконтрольных органам надзора, и разработка согласованных мероприятий по устранению их причин;
- организация совместной работы по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие их требованиям охраны труда;
- участие управления охраны труда в проведении органами Госстроя России, Госстандарта России, федеральных надзоров России экспертизы проектов на строительство новых и реконструкцию действующих производственных объектов, технологий, оборудования, приборов, средств защиты на их соответствие требованиям охраны труда, совместная работа в комиссиях по вводу их в эксплуатацию и при выдаче лицензий на производственную либо другую хозяйственную деятельность;
- взаимный обмен информацией о состоянии безопасности и условий труда.
С объединениями профсоюзов:
- оказание управлением охраны труда методической помощи профсоюзным организациям в осуществлении общественного контроля за охраной труда, в том числе в разработке и реализации мер по созданию здоровых и безопасных условий труда, организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза, комитетов (комиссий) по охране труда и т.д.;
- совместной участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушениями законодательства об охране труда и обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- организация совместных проверок состояния охраны труда;
- взаимодействие при остановке производственных объектов в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- привлечение профессиональных союзов к участию в реализации экономического механизма обеспечения охраны труда;
- совместный контроль за заключением и выполнением коллективных договоров и соглашений.
В соответствии с действующим положением управление охраны труда Омской области осуществляет непосредственные контакты с предприятиями и предпринимателями, оказывает им организаторскую и методическую помощь, в том числе:
- принимает меры по обеспечению предприятий правилами и другими нормативными актами по охране труда;
- проводит экспертизу условий труда на предприятиях области и классификацию этих предприятий по классам производственного риска;
- анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, готовит предложения (в том числе и руководителям предприятий) по устранению этих причин;
- осуществляет методическое руководство работой служб охраны труда концернов, других объединений предприятий;
- оказывает помощь предприятиям в размещении заказов на проведение научных исследований по проблемам обеспечения для работающих здоровых и безопасных условий труда, а также осуществляет контроль за реализацией результатов исследований;
- изучает потребность предприятий в средствах индивидуальной защиты, приборах контроля производственной среды и другой измерительной аппаратуре по охране труда и оказывает предприятиям помощь в размещении заказов на их изготовление;
- оказывает помощь предприятиям в организации деятельности комитетов (комиссий) по охране труда.
Управление охраны труда области организует систему повышения квалификации работников по охране труда, проверку знаний по охране труда руководителей предприятий, не имеющих вышестоящих хозяйственных органов, изучает и распространяет передовой опыт работы по охране труда.
VI. Экономический механизм в системе
управления охраной труда
Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:
- планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
- обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;
- обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда на предприятии; за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
- предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Экономический механизм в системе управления охраной труда области формируется по мере расширения нормативной базы.
Задача органов управления охраной труда в области состоит в подготовке совместно с другими заинтересованными органами предложений по введению экономических методов управления охраной труда и их совершенствованию на региональном уровне, а также в реализации мер экономического обеспечения охраны труда, предусмотренных в федеральных и местных нормативных актах.
VII. Информация в системе управления охраной труда
Обязательным условием эффективного функционирования системы управления охраной труда является обеспечение органов управления достоверной и своевременной информацией.
В системе управления охраной труда в Омской области сбор, обработку и анализ информации обеспечивает областное управление охраны труда. Управление использует информацию, которая состоит из установленной статистической отчетности и оперативной информации, получаемой от органов государственного надзора и контроля, государственной экспертизы условий труда, органов управления охраной труда предприятий и их объединений, других заинтересованных органов.
Полученная информация после обработки и анализа предоставляется местным органам государственной власти и используется при разработке мер по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, подготовке предложений для органов государственной власти по реализации на территории области государственной политики по охране труда.
В целях реализации права работников на получение достоверной информации о состоянии условий и охраны труда, существующем риске повреждения здоровья, а также привлечения внимания к проблемам охраны труда населения, управление охраны труда организует систематическое размещение в средствах массовой информации материалов, освещающих опыт работы предприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, периодические обзоры несчастных случаев, происшедших на предприятиях области, публикует аналитические и информационные материалы.
Развитие информационного обеспечения системы управления охраны труда в области связано с созданием федерального и областного автоматизированных банков данных, дальнейшим совершенствованием статистической отчетности по охране труда.
VIII. Заключительные положения
Настоящая "Система управления охраной труда в Омской области" разработана в начальный период формирования государственной системы управления охраной труда при отсутствии ряда важных законодательных актов по реализации "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда".
По мере накопления опыта работы, анализа недостатков, расширения нормативной и законодательной базы система управления охраной труда в области в целом и ее отдельные элементы будут изменяться и дополняться в рамках принципов государственной политики и, прежде всего, в направлении, связанном с экономическими принципами управления.
Схема
управления охраной труда в Омской области
/---------------\ /----------------\
| Министерство | | Администрация |
| труда РФ | | Омской обл. |
\---------------/ \----------------/
/----------------------\ |
| Главное управление | |
| труда и занятости | |
| населения | /---------------\
|----------------------| |Межведомств. |
| Управление | |комиссия по |
._. | охраны труда |--|охране труда |
! \----------------------/ \---------------/
! | ! | |
! | ! - - - - - - - - - -
/-----------------\ | ! /----------\ /----------\ /---------\
| Специалисты по | | ! | Территор.| | Объедин. | | Объедин.|
| охране труда | | ! | органы | | работо- | | проф- |
| райотделов труда| | ! | фед. | | дателей | | союзов |
| и занятости | | ! | надзоров | | | | |
\-----------------/ | ! \----------/ \----------/ \---------/
! | ! | | |
ОБЪЕКТ Деятельность предприятий, учреждений и УПРАВЛЕНИЯ: организаций по выполнению законодательства об охране труда. |
______ руководство и (или) контроль
._._._ методическое руководство
- - - взаимодействие
Положение
о Межведомственной комиссии по охране труда Омской области
(утв. постановлением Главы Администрации Омской области
от 23 января 1995 г. N 34-п)
1. Межведомственная комиссия по охране труда Омской области (далее именуется - Комиссия) создана для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по проблемам в области охраны труда, координации деятельности всех органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов и профессиональных союзов, находящихся на территории области, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.
Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с местными органами исполнительной власти, объединениями профсоюзов и предпринимателей, предприятиями, учреждениями, организациями и их объединениями, действующими на территории Омской области, а также территориальными органами федеральных надзоров.
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Главы администрации Омской области, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Комиссии являются:
- разработка предложений по реализации на территории области государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия органов государственной власти, объединений профсоюзов и работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- определение при разработке областных программ приоритетных направлений работы по охране труда;
- рассмотрение проектов постановлений Главы администрации области по вопросам охраны труда и их оценка;
- рассмотрение методических и организационных вопросов и предложений территориальных органов государственной власти, объединений профсоюзов и работодателей по вопросам охраны труда;
- рассмотрение представляемых Главе администрации области ежегодных материалов (отчетов, справок) о состоянии охраны труда;
- разработка предложений по межрегиональному и международному сотрудничеству области в программах по охране труда.
4. Комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач:
- рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда;
- координирует разработку региональных программ по охране труда, организует при необходимости рабочие группы для разработки концепций этих программ, а также проведения обследований и изучения вопросов, связанных с охраной труда, привлекая для этих целей, по согласованию с соответствующими ведомствами, высококвалифицированных специалистов и научных работников;
- представляет, по поручению администрации области, интересы региона при сотрудничестве с республиканскими, международными и зарубежными организациями.
По вопросам, требующим решения коллегии областной администрации, Комиссия вносит в установленном порядке соответствующие предложения.
5. В рамках Комиссии могут создаваться из числа ее членов, объединенных общими задачами и интересами, секции (советы, подкомиссии) для выработки и координации совместных предложений и действий.
6. Структура Комиссии утверждается Главой администрации области.
Председателем Комиссии является заместитель Главы администрации области.
Персональный состав Комиссии определяется по согласованию с представленными органами и утверждается ее председателем.
7. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании Комиссии и утверждается ее председателем.
Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов.
Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии путем открытого голосования. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
8. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется управлением охраны труда области.
Структура
Межведомственной комиссии по охране труда Омской области
(утв. постановлением Главы Администрации Омской области
от 23 января 1995 г. N 34-п)
Председатель комиссии:
Заместитель Главы администрации Омской области
Зам. председателя комиссии:
Начальник управления охраны труда, главный государственный инспектор по охране труда Омской области.
Члены комиссии:
(представители органов)
Управление охраны труда Омской области
Омский областной Центр стандартизации, метрологии и сертификации
Омский областной Центр санитарно-эпидемиологического надзора
Омская областная горнотехническая инспекция
Омская областная инспекция Госатомнадзора России
Энергонадзор АК "Омскэнерго"
Государственная противопожарная служба Омской области
Государственная автомобильная инспекция
Омское областное отделение Российской транспортной инспекции
Комитет по охране природы
Экономический комитет администрации Омской области
Управление социальной защиты населения администрации Омской области
Управление статистики Омской области
Лицензионная палата Омской области
Омская региональная ассоциация промышленников и предпринимателей
Совет федерации Омских профсоюзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Омской области от 23 января 1995 г. N 34-п "О Системе управления охраной труда в Омской области"
Текст документа получен по рассылке
Указом Губернатора Омской области от 9 августа 2007 г. N 95 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 11 февраля 1999 г. N 40-п