Решение Арбитражного суда Омской области
от 4 марта 2004 г. по делу N 18-849/03
(извлечение)
Инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации КФХ.
Решением Арбитражного суда Омской области по делу N 18-849/03 от 04.03.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2004 указанное решение оставлено без изменения.
Принятые судебные акты мотивированы отсутствием оснований для ликвидации крестьянского хозяйства.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как незаконные и необоснованные и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, КФХ, созданное на основании Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" до введения в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, наделялось правами юридического лица и автоматически не утратило своего статуса.
Заявитель считает, что крестьянское хозяйство должно быть ликвидировано в связи с нарушением им пункта 3 статьи 26 Закона Российской Федерации "О государственной регистрации юридических лиц".
Постановлением от 26.07.2004 года Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил без изменения состоявшиеся судебные акты. При этом суд кассационной инстанции в своем постановлении указал следующее.
Из материалов дела следует, что КФХ зарегистрировано постановлением главы администрации Кормиловского района Омской области от 03.02.1993 N 27-п.
В качестве правового основания требования о ликвидации КФХ истец указывает на грубое нарушение требований законодательства и обосновывает свои требования нормами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Поскольку, по мнению истца, требования пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ не выполнены, суд обязан по требованию налогового органа, изложенному в исковом заявлении, вынести решение о ликвидации юридического лица - ответчика.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что истец не вправе ссылаться на статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы которой не могут применяться по отношению к крестьянскому фермерскому хозяйству.
Материалами дела не подтверждено, что КФХ было создано как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.90 N 348-1.
На момент предъявления иска ответчик является крестьянским хозяйством, деятельность которого регулируется Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ, вступившим в силу с 17 июня 2003 года.
В соответствии со статьей 3 названного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ к предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Условия и порядок прекращения деятельности фермерского хозяйства предусмотрены Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Перечень оснований прекращения деятельности фермерского хозяйства является исчерпывающим (статья 21).
Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 22.11.90 N 348-1 также были предусмотрены условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства. Грубое нарушение закона в качестве основания прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не предусмотрено законом.
Нормы статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица к крестьянскому (фермерскому) хозяйству не применяются. Исходя из изложенного суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения иска о ликвидации КФХ.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции сделал аналогичные выводы.
Доводы кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке собранных по делу доказательств. Правовые основания для переоценки обстоятельств спора, установленных судом первой и апелляционной инстанций, у суда кассационной инстанции отсутствуют, так как статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции.
Доводов, опровергающих выводы судов, заявителем не приведено.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов арбитражный суд первой инстанции и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, не допустил нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения и постановления в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное решение от 04.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 18-849/03 (А-386/04) оставлено без изменения, кассационная жалоба межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Омской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Омской области от 4 марта 2004 г. по делу N 18-849/03 (извлечение)
Текст документа получен по рассылке
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании