Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Администрации (Губернатора)
Омской области
от 19 июня 1998 г. N 240-п
Положение
о порядке организации и проведения
общественных работ в Омской области
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в РФ" от 19.04.91 N 1032-1 (с последующими дополнениями и изменениями, далее именуется - Закон о занятости), "Положением об организации общественных работ", утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.07.97 N 875, а также "Комплексной программой мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы", утвержденной Указом Президента РФ от 23.05.96 N 768.
I. Общие положения
1.1. Под оплачиваемыми общественными работами (далее именуются - общественные работы) понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующей предварительной профессиональной подготовки работников, имеющей социально полезную направленность и организуемой для обеспечения временной занятости населения.
1.2. Общественные работы организуются в целях обеспечения временной занятости и материальной поддержки населения.
1.3. По решению Главы Администрации (Губернатора) области и органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством статус общественных работ может быть присвоен работам, связанным с перепрофилированием и модернизацией убыточных организаций (в том числе, научно-исследовательским и проектно-технологическим работам временного характера, требующим привлечения квалифицированных специалистов).
Преимущественным правом при привлечении к участию в таких общественных работах пользуются работники, высвобождающиеся из этих организаций.
1.4. Общественные работы призваны обеспечивать решение следующих задач:
- предоставление гражданам возможностей временной занятости;
- расширение перспективы трудоустройства на постоянную работу;
- предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного дохода, прежде всего, для безработных граждан, не получающих пособие по безработице и длительное время испытывающих затруднение с трудоустройством;
- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих вынужденный перерыв в работе, длительно неработающих или не имеющих опыта работы;
- поддержание и развитие навыков работы и стимулов к труду у безработных, особенно, у молодежи и тех, кто впервые вступает на рынок труда;
- удовлетворение потребностей области и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых, областных и местных программ социально-экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ.
1.5. Организация общественных работ осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством по предложению и при участии органов службы занятости в целях обеспечения временной занятости населения.
Общественные работы организуются, исходя из ситуации на рынке труда и уровня безработицы на каждой территории, с учетом количества трудоспособного населения, а также из необходимости и целесообразности организации таких работ.
Общественные работы организуются в организациях, осуществляющих деятельность на территории области, независимо от форм собственности (далее именуются - организации). Перечень видов работ, которым присваивается статус "общественные работы", а также организаций, в которых они проводятся, утверждается ежегодно решениями Главы Администрации (Губернатора) области и органов местного самоуправления.
II. Порядок работы органов службы занятости
по направлению граждан на общественные работы
2.1. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, молодежь старше 16 лет, не имеющая профессионального образования, а также работники, высвобождающиеся в связи с сокращением численности или штатов. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, имеют право на участие в общественных работах по направлениям этих органов.
2.2. Направление граждан для участия в общественных работах осуществляется органами службы занятости на основании заявок работодателей.
2.3. Направление граждан на общественные работы производится на основании их добровольного согласия. Отказ гражданина от участия в общественных работах (за исключением категорий, определенных в п. 2.4 настоящего положения) не является основанием для признания, что ему предложена подходящая работа.
2.4. Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования трудового законодательства, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства, то она считается подходящей для следующих категорий граждан:
- впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);
- отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
- состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также не работавшие более 3 лет;
- обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
2.5. Безработные граждане, направленные на общественные работы, считаются занятыми и снимаются с учета в органах службы занятости как трудоустроенные. После окончания общественных работ гражданин вправе обратиться в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы на общих основаниях. При этом для регистрации в качестве безработных граждане предъявляют документы, предусмотренные ст. 3 Закона о занятости. При подборе подходящей работы участие в общественных работах не учитывается.
2.6. Участие в общественных работах включается в общий трудовой стаж.
2.7. Граждане, желающие принять участие в общественных работах, могут быть направлены работодателем на медицинский осмотр в соответствии с установленным порядком. Лица моложе 21 года принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра. Медицинские осмотры лиц моложе 21 года осуществляются за счет средств работодателя.
2.8. При направлении на общественные работы лица, изъявившего желание принять в них участие, специалист службы занятости, ответственный за проведение общественных работ, должен:
- подобрать (при наличии заявок, поступивших от работодателей, с которыми заключены договоры на организацию общественных работ) вариант временной работы;
- выдать гражданину направление для трудоустройства на общественные работы;
- подготовить документы для прекращения выдачи пособия по безработице гражданину, трудоустроенному на общественные работы, и назначения ему доплаты к заработку.
2.9. С лицами, направленными на общественные работы, работодатель заключает срочный трудовой договор с правом его продления по соглашению сторон. Период участия в общественных работах подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке или справкой установленного образца. Максимальный срок участия гражданина в общественных работах не должен превышать шести месяцев. Трудовой договор по выполнению общественных работ в каждом конкретном случае заключается между работодателем и гражданином, направленным на общественные работы, с учетом условий и срока действия двухстороннего договора по организации общественных работ между органом службы занятости и работодателем.
Трудовой договор заключается на основе соблюдения принципов и норм, установленных действующим законодательством о труде Российской Федерации.
Условия договора должны определять:
- период проведения работ и режим труда;
- условия труда и обеспечения необходимыми средствами труда;
- условия, порядок оплаты труда и распространения на лицо, направленное на общественные работы, социальных льгот, действующих в организации;
- ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.
Договор гражданина на участие в общественных работах расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное подходящее рабочее место и по другим уважительным причинам. Факт прекращения срочного трудового договора подтверждается представлением в органы службы занятости копии приказа о расторжении срочного трудового договора.
III. Оплата труда участников общественных работ
3.1. Гражданам, занятым на общественных работах, оплата труда производится за фактически выполненный объем работ или за отработанное время в соответствии с действующими в организации условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
При использовании гибких форм организации труда, неполного рабочего времени, работы в ночное время оплата труда производится в соответствии с действующим законодательством о труде.
Работодатель вправе устанавливать доплаты к заработной плате, а также предоставлять участникам общественных работ иные льготы и преимущества.
Время и место получения заработной платы участником общественных работ оговариваются в срочном трудовом договоре.
3.2. В период участия в общественных работах гражданам из числа безработных за счет средств фонда занятости устанавливаются доплаты к заработку в размере причитавшегося пособия по безработице (в суммарном исчислении на срок не более 6 месяцев с момента заключения срочного трудового договора). Изменение размера доплат осуществляется в порядке, установленном для определения размера и условий выплаты пособия по безработице.
Основанием для установления к заработку гражданина доплаты в размере причитавшегося ему пособия по безработице является уведомление работодателя о приеме на работу этого гражданина.
Доплаты в размере причитавшегося пособия гражданам, участвующим в общественных работах, производятся территориальными органами службы занятости на основании предоставленного работодателем табеля учета рабочего времени (справки об отработанном времени), выданного организацией, заключившей срочный трудовой договор с гражданином на участие в общественных работах. Табель (справка) заверяется руководителем и главным бухгалтером организации, в которой проводятся общественные работы, подписи которых заверены печатью.
Доплаты в размере пособия безработным гражданам, не получающим пособие по безработице по любым основаниям на момент заключения срочного трудового договора с работодателем, а также гражданам, не имеющим статуса безработного, не производятся.
3.3. Оплата периода временной нетрудоспособности участника общественных работ производится работодателем в соответствии с действующим трудовым законодательством. Доплата в размере причитавшегося пособия к заработной плате за дни нетрудоспособности не производится.
3.4. В период участия гражданина в общественных работах доплата в размере пособия производится по окончании каждого месяца в 5-ти дневный срок после представления в районное (окружное) управление труда и занятости табеля учета рабочего времени (справки об отработанном времени) за предыдущий месяц, подтверждающего период участия гражданина в работах в соответствии с заключенным с работодателем срочным трудовым договором.
3.5. При предоставлении справки с места выполнения общественных работ о средней заработной плате (при постановке на учет в органах службы занятости после завершения общественных работ) доплата в размере пособия, производимая из средств фонда занятости, не учитывается. Размер пособия исчисляется в соответствии со ст. 30 Закона о занятости, при этом период участия в общественных работах включается в период оплачиваемой работы.
IV. Механизм взаимодействия структур, участвующих
в организации общественных работ
4.1. На территории области общественные работы организуются решениями Главы Администрации (Губернатора) области, органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. В рамках организации общественных работ комитетом труда и занятости совместно с органами исполнительной власти (комитетами Администрации области: экономическим, по молодежной политике и туризму, по образованию, по культуре и искусству, Главным управлением здравоохранения Администрации области, управлениями Администрации области: финансовым, социальной защиты и др.) на основании предложений органов местного самоуправления и заявок работодателей ежегодно разрабатывается областная программа организации общественных работ.
4.2. В рамках подготовки программ организации общественных работ органами исполнительной власти, указанными в п. 4.1, и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством определяются:
- совместно с органами службы занятости приоритетные направления развития, объемы и виды общественных работ с учетом необходимости развития производственной и социальной инфраструктуры, масштабов безработицы и состава незанятого населения в конкретном регионе и разрабатываются специальные программы организации общественных работ;
- организации, которые привлекаются к проведению общественных работ, порядок и условия их участия;
- предполагаемые объемы и источники финансирования общественных работ, бюджетные ассигнования на финансирование общественных работ;
- права и обязанности сторон, участвующих в организации общественных работ;
- возможные меры для стимулирования организаций, принимающих участие в проведении общественных работ, за счет средств местного бюджета;
- дополнительные льготы и гарантии, устанавливаемые за счет средств местного бюджета, лицам, принимающим участие в общественных работах;
- мероприятия по правовому, информационному, организационно-методическому, материально-техническому и финансовому обеспечению организации общественных работ.
4.3. В целях реализации задач по организации общественных работ органы службы занятости:
- анализируют состояние рынка труда, прогнозируют число участников и состав населения для участия в общественных работах;
- принимают участие в подготовке проектов решений Главы Администрации (Губернатора) области и глав местного самоуправления по вопросу организации общественных работ;
- вносят предложения в органы местного самоуправления по созданию специализированных структур для организации общественных работ;
- ведут учет информации о проведении общественных работ (объектах, видах, объемах, сроках, требованиях к участникам, условиях и оплате труда);
- вносят при необходимости в органы исполнительной власти, определенные в п. 4.1, и органы местного самоуправления предложения о корректировке перечня и объемов проведения общественных работ, источников и объемов их финансирования;
- решают вопрос о необходимости и возможности привлечения средств Государственного фонда занятости населения (далее именуется - ГФЗН) для финансирования общественных работ (помимо доплат участникам из числа безработных, производимых в размере причитавшегося пособия);
- заключают договоры на проведение общественных работ с работодателями, осуществляют контроль за выполнением условий заключенных договоров;
- информируют безработных граждан о порядке проведения работ и порядке участия в них;
- содействуют гражданам, изъявившим желание участвовать в общественных работах, в выборе вида работ, исходя из их возрастных, физических возможностей, с учетом квалификации и опыта работы;
- направляют граждан для участия их в общественных работах.
4.4. В целях рациональной организации общественных работ по решению органов местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости могут создаваться специализированные структуры по организации и проведению общественных работ.
4.5. Общественные работы могут проводиться за счет:
- выполнения работ, связанных с развитием инфраструктуры территории (в соответствии с заявками органов исполнительной власти, органов местного самоуправления), содержанием жилищного фонда, оказанием социальных услуг населению;
- выполнения в организациях отдельных видов временных работ;
- выполнения работ, связанных с перепрофилированием и модернизацией организаций.
По решению Главы Администрации (Губернатора) области и органов местного самоуправления статус общественных работ может быть присвоен следующим видам работ:
- экологическое оздоровление городов, районов, населенных пунктов;
- благоустройство территории области;
- работы по оказанию социальных услуг населению;
- участие в сельскохозяйственных работах;
- работы по перепрофилированию организаций;
- другие работы.
Примерный перечень видов работ, которым может быть присвоен статус общественных, приведен в Приложении 1.
В качестве основных направлений проведения общественных работ предполагается организация работ, способствующих социальному развитию территорий.
4.6. К общественным работам не могут быть отнесены работы, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, требующие специальной подготовки работников.
4.7. Правовые отношения (права, обязанности, ответственность) между органами службы занятости и организациями, в которых проводятся общественные работы, регламентируются на договорной основе. Примерная форма договора приведена в Приложении 2.
Работодатель не вправе отказывать в приеме на работу лицам, направленным органами службы занятости на общественные работы, для финансирования которых привлекались средства ГФЗН и бюджетные средства.
V. Финансирование общественных работ
5.1. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости бюджетных средств и средств ГФЗН.
5.2. Основным источником финансирования общественных работ являются средства организаций, для которых выполняются работы.
Привлечение бюджетных средств для финансирования общественных работ осуществляется в соответствии с бюджетными ассигнованиями на финансирование этих работ.
5.3. Средства ГФЗН привлекаются на финансирование общественных работ в размерах, определяемых бюджетом ГФЗН, в следующих случаях:
на доплаты, производимые участникам общественных работ из числа безработных граждан в размере пособия, причитавшегося на момент заключения трудового договора на участие в общественных работах;
на финансирование мероприятий, связанных с созданием специализированных структур по организации и проведению общественных работ, с созданием участков для общественных работ;
для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда участников общественных работ из числа граждан, имеющих статус безработного.
VI. Учет и отчетность по общественным работам.
Органы, осуществляющие контроль за организацией
общественных работ
6.1. Органы службы занятости при организации общественных работ осуществляют учет граждан, направленных на общественные работы.
6.2. Отчетность по общественным работам осуществляется по установленной государственной статистической отчетности о занятости населения.
6.3. Контроль за организацией общественных работ осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления при участии органов службы занятости.
6.4. Контроль за целевым использованием бюджетных средств, привлекаемых для финансирования общественных работ, осуществляется соответствующими финансовыми органами.
6.5. Целевое использование средств областного бюджета, выделенных для финансирования общественных работ, подлежит постоянному контролю со стороны финансового управления и комитета труда и занятости населения Администрации области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.