Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Концепция лекарственного обеспечения населения Омской области на 2005-2010 годы

Приложение

к постановлению

Правительства Омской области

от 8 ноября 2005 г. N 123-п

 

Концепция
лекарственного обеспечения населения Омской области
на 2005-2010 годы

 

I. Состояние и проблемы лекарственного обеспечения

 

1. Уровень затрат на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Российской Федерации в расчете на одного жителя значительно ниже, чем в развитых странах, которые могут служить в определенной степени показателями верхней границы современных расходов на медикаментозное лечение.

В данный период предоставление квалифицированной медицинской помощи в значительной мере зависит от уровня обеспечения лекарственными средствами. Проблема рационального использования бюджетных средств, выделенных на предоставление лекарственной помощи, приобретает особую актуальность и значимость.

Лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений Омской области остается одной из самых острых социальных проблем в системе государственных интересов, влияющих на состояние здоровья населения региона, возможность активного участия людей в трудовой деятельности, увеличение продолжительности их жизни и облегчение страданий при болезнях.

Процесс обеспечения организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (далее - аптечные организации), и лечебно-профилактических учреждений Омской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляется организациями оптовой торговли на условиях товарного кредитования и сопровождается постоянной задолженностью аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений за медицинскую продукцию.

Остается острым вопрос соотношения стоимости лекарственных .средств, платежеспособности населения и финансовых ресурсов системы здравоохранения.

Имеют место факты нарушений законодательства в сфере обращения лекарственных средств, нерационального использования средств, выделяемых лечебно-профилактическим учреждениям на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а именно:

- закупка дорогостоящих лекарственных средств при наличии на фармацевтическом рынке Омской области эффективных, менее дорогих препаратов-синонимов,

- закупка лекарственных средств в объемах, превышающих полугодовую и более потребность учреждений,

- нарушение государственной дисциплины цен,

- осуществление фармацевтической деятельности при отсутствии лицензии,

- отсутствие сети аптечных организаций в сельских поселениях,

- необеспечение надлежащего качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, поступающих в лечебно-профилактические учреждения и аптечные организации, реализация фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств (за 2004 год на территории Российской Федерации зарегистрировано 246 серий фальсифицированных лекарственных средств, на территории Омской области - 126 серий).

Основными факторами, отрицательно влияющими на состояние лекарственного обеспечения населения Омской области, являются:

- несовершенство нормативной базы, регулирующей сферу обращения лекарственных средств;

- недостаточное финансирование лечебно-профилактических учреждений;

- отсутствие регуляторных механизмов по открытию и размещению фармацевтических организаций;

- нерациональное назначение лекарственных средств, без учета соотношения стоимости и фармако-экономической эффективности их применения;

- рост цен на импортные и отечественные лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

- снижение экономического потенциала аптечных организаций по причине недостатка оборотных средств из-за несвоевременных взаиморасчетов;

- значительный уровень износа основных средств аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений;

- недостаточный контроль за рациональным использованием денежных средств на лекарственное обеспечение со стороны органов государственной власти.

Существующая система производства, закупок и распределения лекарственных средств, поддерживавшая определенный уровень функционирования здравоохранения, оказалась неэффективной.

В настоящее время организации, действующие в сфере лекарственного обеспечения населения Омской области, разобщены между собой и не имеют информации о перспективах развития друг друга:

- лечебно-профилактические учреждения не имеют возможности использования современных высокоэффективных методик медикаментозного лечения, принятых в мировой медицинской практике, из-за отсутствия необходимых лекарственных препаратов или информации о наличии их в регионе;

- аптечные организации и организации оптовой торговли лекарственными средствами не имеют информации о потребности в этих препаратах из-за отсутствия практики применения в регионе и не заявляют их поставку;

- организации - производители лекарственных средств не имеют возможности расширить производство новых препаратов.

Изменения в состоянии общественного здоровья, попытки адаптировать имеющуюся систему лекарственного обеспечения населения Омской области к реалиям современной жизни потребовали принятия Концепции лекарственного обеспечения населения Омской области на 2005-2010 годы (далее - Концепция), как концептуального документа, в котором были бы отражены стратегические принципы организации дальнейшего развития лекарственного обеспечения в регионе.

 

II. Цель и задачи Концепции

 

2. Основной целью Концепции является определение стратегии по совершенствованию деятельности субъектов обращения лекарственных средств независимо от форм собственности, рациональному использованию финансовых ресурсов, создание современной высокоэффективной, конкурентоспособной территориальной системы лекарственного обеспечения, позволяющей максимально удовлетворять потребности здравоохранения и населения региона.

3. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:

- совершенствование регионального правового регулирования системы организации лекарственной помощи, направленной на обеспечение гарантий качества, повышение структурной эффективности субъектов фармацевтической деятельности;

- обеспечение качества, эффективности, безопасности и доступности лекарственных средств для населения, в том числе для лиц, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно или с 50-процентной скидкой;

- изыскание возможности производства лекарственных средств с учетом использования местных сырьевых и природных ресурсов на промышленных предприятиях Омской области;

- привлечение дополнительных источников финансирования, в частности, средств коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур (далее - инвестиции) для инвестирования нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения помещений, приобретения автотранспорта, оборудования, инвентаря, необходимых для качественного и эффективного функционирования аптечных организаций государственной формы собственности;

- внедрение новых форм работы по лекарственному обеспечению сельского населения Омской области во взаимодействии с органами местного самоуправления;

- деятельность по подготовке кадров, способных эффективно работать в современных рыночных условиях;

- формирование единого информационного пространства на основе использования современных информационных технологий и средств связи;

- совершенствование системы внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в сфере обращения лекарственных средств.

 

III. Принципы организации лекарственного обеспечения

 

4. Основными принципами организации лекарственного обеспечения населения Омской области являются:

- социальная справедливость;

- наличие баланса между имеющимися ресурсами и объектами лекарственной помощи;

- обеспечение качества, доступности, эффективности и безопасности лекарственных средств;

- соответствие объема и качества лекарственного обеспечения потребностям населения и лечебно-профилактических учреждений, а также финансовым ресурсам;

- устранение противоречий между социальной значимостью, доступностью лекарственной помощи и финансовой эффективностью аптечных организаций;

- оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств;

- организация лекарственного обеспечения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на конкурсной основе;

- выделение приоритетов в организации лекарственного обеспечения и финансирования;

- разумное сочетание процессов централизации и децентрализации в организации управления системой лекарственного обеспечения.

 

IV. Фармацевтический рынок Омской области

 

5. Фармацевтический рынок Омской области представлен тремя звеньями - производственным, оптовым и розничным.

6. По состоянию на начало 2005 года на территории Омской области производство лекарственных средств осуществляет областное государственное унитарное предприятие "Омская Фармацевтическая Фабрика".

Основная тенденция развития производства лекарственных средств по России - переход от количества организаций - производителей лекарственных средств к качеству произведенной продукции. В связи с чем особое значение приобретает проблема поддержки местных производителей медицинской продукции, для решения которой необходимо:

- создание условий для более полного использования и расширения производственных мощностей действующих производств в соответствии с международными стандартами "Надлежащая производственная практика" (далее - GMP);

- создание условий для развития фармацевтической промышленности, включающих формы государственной поддержки в соответствии с законодательством;

- привлечение инвестиций для:

внедрения передовых технологий и современного оборудования в целях снижения себестоимости производства и обеспечения высокого качества лекарственных средств;

поддержания оригинальных торговых марок (брендов) лекарственных средств местных производителей и продвижения на российском рынке;

разработки новых эффективных лекарственных средств.

7. По состоянию на начало 2005 года на территории Омской области оптовую реализацию лекарственных средств осуществляют государственное Омское оптово-розничное производственное предприятие "Фармация" и 15 организаций оптовой торговли негосударственной формы собственности.

Появление на фармацевтическом рынке такого количества организаций оптовой торговли позволяет аптечным организациям иметь наиболее полный ассортимент лекарственных средств по всем фармакологическим группам. Конкуренция среди них сыграла положительную роль в выравнивании оптовых цен и приближении их к ценам организаций - производителей лекарственных средств.

К мерам, регулирующим Деятельность оптового звена государственной формы собственности, следует отнести:

- привлечение инвестиций для создания конкурентоспособного оптового звена на базе государственного имущественного комплекса, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным Омским оптово-розничным производственным предприятием "Фармация", обеспечивающего реализацию федеральных и областных программ в области охраны здоровья населения Омской области;

- создание условий для обеспечения государственным Омским оптово-розничным производственным предприятием "Фармация" следующих функций:

гарантированной поставки лечебно-профилактическим учреждениям жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

создания и обслуживания регионального оперативного резерва жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств Министерства здравоохранения Омской области;

хранения и обеспечения пополнения резерва медикаментов государственного учреждения здравоохранения Омской области "Территориальный центр медицины катастроф";

поставки, хранения и реализации сильнодействующих, наркотических и психотропных лекарственных средств;

закупки, поставки, хранения и реализации иммунобиологических препаратов с регулируемым температурным режимом;

регионального аптечного склада по обеспечению реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в рамках обязательного медицинского страхования.

8. Розничная торговля лекарственными средствами представлена аптечными организациями всех форм собственности и ведомственной принадлежности, государственный сектор на фармацевтическом рынке Омской области составляет 42%.

Деятельность государственных аптечных организаций как самостоятельных юридических лиц, осуществляющих весь спектр социальных услуг в сфере лекарственного обращения, в настоящее время оказалась экономически несостоятельной. Основным препятствием в развитии государственных аптечных организаций является децентрализация их финансового, технологического и кадрового потенциала. По сравнению с единичными аптеками сетевые структуры обладают следующими преимуществами:

- возможность для снижения себестоимости товаров и услуг.

Наиболее привлекателен ценовой фактор для аптечных организаций, расположенных внутри жилых массивов, где мало транзитных посетителей, основными покупателями являются местные жители с низкой и средней платежеспособностью. Как раз эти аптеки не располагают достаточными финансами для приобретения более привлекательного по ценовым параметрам товара. Поэтому целесообразно объединить финансовые возможности таких аптек с более благополучными, в которых разница в ценах не отражается на покупательной способности ее клиентов, что указывает на феномен относительной неэластичности спроса у высокодоходных групп населения. При определении ценовой политики будут учены все особенности местонахождения и контингента обслуживаемого населения и оптовых покупателей;

- организация бизнес-процессов на современном уровне (техническое оснащение), внедрение системы маркетинговой информации, включающей изучение спроса и управление рынком, рекламу и менеджмент.

Создание единой системы логистики позволит исключить дублирующие функции, обеспечить управленческий учет на высоком профессиональном уровне, что скажется на снижении затрат. Недостаточная техническая оснащенность аптек и отсутствие надежных каналов связи являются факторами, затрудняющими эффективное взаимодействие аптек, что особенно актуально для аптек, расположенных на территориях муниципальных образований Омской области.

Для получения своевременной информации, необходимой для успешного управления аптечными организациями Омской области, взаимодействия с другими организациями и ведомствами, необходимо создание единого информационного пространства в режиме "on-line". Это позволит оперативно принимать административные решения вне зависимости от удаленности аптечных организаций.

Для государственной аптечной сети требуется разработать и применить единую торговую марку (бренд): единый стиль оформления вывесок и торговых залов, единый логотип, единую форму персонала и т.д.

Для этого необходимо произвести ремонт помещений и заменить торговое оборудование большинства аптечных организаций. Часть аптечных организаций необходимо перевести в аптеки открытой формы торговли, что позволит увеличить посещаемость данных аптек и, соответственно, повысить объемы реализации.

Целесообразны создание центра единого заказа, выбор поставщиков методом проведения электронных торгов, единая логистика, автоматизированная система заявок, что предоставит возможность оптимизировать объем товарных запасов, оперативно перераспределять их и позволит производить своевременный расчет с поставщиками продукции. Упорядочение системы расчетов в свою очередь скажется на ценовой политике.

Социальные функции аптечных организаций по льготному лекарственному обеспечению граждан, по изготовлению лекарственных форм по индивидуальным прописям врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений из-за недостаточных объемов являются на сегодня либо убыточными, либо приносящими минимальный доход, что препятствует развитию отрасли.

Концентрация этих видов деятельности, специализация аптек с учетом критериев доступности для населения по местонахождению, экономической целесообразности, технологического соответствия всем установленным нормам позволит оказывать эти услуги на высоком качественном уровне и в необходимых объемах. В настоящее время производственная база государственных аптечных организаций характеризуется значительным износом оборудования.

Вышеуказанные проблемы и пути их решения требуют значительных финансовых вложений, которые возможно получить путем привлечения инвестиций.

Анализ ситуации показывает, что меры регулирования деятельности розничного звена должны быть нацелены на:

- определение нормативов и принципов рационального размещения аптек и мелкорозничной сети с учетом особенностей Омской области;

- организацию качественного и доступного лекарственного обеспечения населения, в том числе проживающего в отдаленных муниципальных образованиях Омской области;

- участие аптечных организаций государственной и негосударственной форм собственности в программах по обеспечению государственных нужд на конкурсной основе;

- создание специализированных аптек по изготовлению лекарственных средств и обеспечению бесплатными и льготными лекарственными средствами;

- создание новых форм, технологий розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения путем привлечения инвестиций.

 

V. Механизм реализации Концепции

 

9. Механизм реализации Концепции представляет собой систему мероприятий, включающую разделы:

1) создание единой системы заказа, оптимизирующей объем, ассортимент и ценовой фактор на стадии формирования заявки.

Оперативность и эффективность использования финансовых ресурсов достигается путем проведения электронных торгов и позволяет формировать единые цены для всех участников фармацевтического рынка.

Информационной базой для организации электронных торгов выступает компьютерная база данных о состоянии фармацевтического рынка Омской области, прайс-листы организаций - производителей лекарственных средств и организаций оптовой торговли;

2) создание сети специализированных аптек по изготовлению лекарственных средств и, обеспечению бесплатными и льготными лекарственными средствами позволит приблизить лекарственное обеспечение к населению, расширить ассортимент, вести персонифицированный учет предоставленных на льготных условиях лекарственных средств;

3) создание эффективной информационной системы, обеспечивающей взаимодействие субъектов сферы обращения лекарственных средств (производителей, поставщиков, потребителей), и способствующей устранению дефицита лекарственных средств.

Для создания единой информационной системы необходимо:

- проведение анализа имеющихся технических возможностей будущих партнеров (организации - производители лекарственных средств, организации оптовой торговли, лечебно-профилактические учреждения, аптечные организации, органы государственной власти) и максимальное использование их при создании системы;

- наличие необходимых программных продуктов.

Создание единой информационной системы позволит субъектам лекарственного обращения и населению Омской области получать бесплатную информацию о лекарственных средствах, их наличии и ценах, а органам государственной власти - оказывать влияние на процессы, связанные с улучшением здоровья населения;

4) гарантирование безопасности лекарственного обеспечения путем:

- сохранения службы контроля качества лекарственных средств, осуществляющей на территории Омской области:

регистрацию побочных эффектов лекарственных средств и парафармацевтической продукции для обеспечения безопасности населения Омской области,

мониторинг лекарственных препаратов при поступлении в регион (сбор и обработка информации, взаимосвязь с поставщиками и организациями - производителями лекарственных средств по наличию недоброкачественной и фальсифицированной продукции),

услуги по проведению анализов лекарственных препаратов по обращениям населения Омской области в случае сомнения в качестве лекарственных средств;

- разработки целевых программ Омской области, направленных на приведение в соответствие с требованиями GMP производимой фармацевтической продукции для удовлетворения потребностей населения региона в лекарственных средствах по доступным ценам надлежащего качества;

5) разработка мероприятий по лекарственному обеспечению сельского населения, в том числе проживающего в отдаленных сельских поселениях.

На территории Омской области расположено 391 сельское поселение и около 1500 сельских населенных пунктов. Государственная политика в области лекарственного обеспечения населения должна быть направлена на внедрение новых форм доставки лекарственных средств жителям сельских поселений;

6) деятельность по подготовке кадров, способных эффективно работать в рыночных условиях.

Усиление коммерческих функций аптечных организаций в условиях перехода к современному фармацевтическому рынку, к получению экономической самостоятельности, к насыщению рынка новыми и впервые закупаемыми лекарственными средствами, необходимость прохождения лицензирования, а также появление конкуренции на рынке занятости обусловливают новые, более высокие требования к профессиональному уровню фармацевтических работников. Это требует совершенствования системы подготовки, стажировки, аттестации и повышения квалификации работников, в связи с чем необходимо проведение следующих мероприятий:

- разработка комплексной программы и плана подготовки, стажировки, аттестации и повышения квалификации фармацевтических работников аптечных организаций, основанных на анализе фактического состояния фармацевтического рынка Омской области;

- разработка образовательных программ с учетом поэтапного обучения специалистов;

- разработка критериев объективных методов оценки уровня квалификации специалистов;

- расширение возможностей прохождения повышения квалификации на базе образовательных учреждений за счет очной и очно-заочной форм обучения;

7) совершенствование системы взаимодействия научно-исследовательской деятельности с практической фармацией.

Необходимость проведения мероприятий по совершенствованию лекарственного обеспечения населения Омской области увеличивает роль научных исследований в сфере организации и экономики фармации, технологии лекарств, фармацевтического анализа, ресурсоведения.

Для повышения эффективности инновационной политики необходимы:

- более широкое привлечение медицинских и фармацевтических высших учебных учреждений к решению вопросов практического здравоохранения;

- взаимодействие с научно-исследовательскими коллективами и практическими работниками на этапе планирования научных исследований, направленных на решение первоочередных задач лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений;

8) решение вопроса о финансовом обеспечении создания регионального оперативного резерва жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, что позволит гарантировать лекарственное обеспечение населения при экстремальных и чрезвычайных ситуациях. В число социально значимых лекарственных препаратов входят инсулины, вакцины, сыворотки, онкологические и противотуберкулезные лекарственные препараты, лекарственные средства для оказания неотложной медицинской помощи.

 

VI. Заключение

 

10. При оценке социально-экономического эффекта от реализации Концепции наиболее значимыми являются следующие аспекты:

- формирование сбалансированного фармацевтического рынка, способствующего реализовать принципы социального равенства и доступности лекарственных средств для населения Омской области;

- устранение диспропорции между финансовым обеспечением и объемом продекларированных государственных гарантий в сфере лекарственного обеспечения;

- разумное сочетание объема социальных услуг и сохранения экономической эффективности аптечных организаций;

- увеличение спроса на продукцию местного производства;

- привлечение инвестиций для развития и модернизации фармацевтического рынка Омской области.

11. Выполнение намеченных Концепцией мероприятий в совокупности со своевременными, адекватными мерами государственного управления и контроля позволит осуществить наиболее полное удовлетворение потребности населения Омской области в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, обеспечить доступность лекарственных средств для социально незащищенных групп населения и сформировать цивилизованный фармацевтический рынок Омской области, а также систему управления им.