Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 19. Порядок сбора и проверки подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума
1. Со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума, инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума в порядке, установленном настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы.
Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа по проведению референдума.
2. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (вносимых) на референдум. В случае вынесения на референдум проекта правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта гражданину, проставляющему свою подпись.
3. Подписи могут собираться только среди участников референдума. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
4. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума, созданный инициативной группой по проведению референдума.
5. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. Участники референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
6. Каждый подписной лист должен быть удостоверен подписью лица, собиравшего подписи граждан, и уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт, каждого из этих лиц.
7. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума, составляет 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных на территории муниципального образования. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или на 1 июля соответствующего года. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой по проведению референдума в течение 30 дней со дня выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства. В случае если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.
8. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, и составляет итоговый протокол.
9. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимых для регистрации, но не более чем на 25 процентов. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума в избирательную комиссию муниципального образования, которая в течение 10 дней проверяет соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка сбора подписей, оформления подписных листов, установленного Федеральным законом и настоящим Законом, в том числе проверяет достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.
10. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для назначения референдума количества подписей. Подписные листы отбираются для выборочной проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании избирательной комиссии муниципального образования. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии муниципального образования вправе присутствовать члены инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое число подписей, или ее уполномоченные представители. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
11. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума до представления подписей в избирательную комиссию муниципального образования, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей.
12. По результатам проверки, указанной в настоящей статье, подпись участника референдума может быть признана недостоверной или недействительной.
13. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
14. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. О соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
15. Избирательная комиссия муниципального образования для проведения проверки достоверности подписей участников референдума и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, вправе обращаться в органы внутренних дел Российской Федерации, иные государственные органы, а также использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей и участников референдума.
16. Недостоверными являются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи.
Недействительными подписями являются:
подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме, а также указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, - на основании официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации;
подписи участников референдума, не указавших каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом сведений или не указавших даты проставления своей подписи;
подписи участников референдума, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист или с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы, в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума до их представления в избирательную комиссию муниципального образования;
все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума до их представления в избирательную комиссию муниципального образования;
подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня получения инициативной группой по проведению референдума регистрационного свидетельства;
подписи участников референдума, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций и учреждений всех форм собственности, членов комиссий референдума с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума и не лицами, осуществлявшими сбор подписей, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
все, кроме одной, подписи участника референдума, неоднократно поставившего свою подпись в поддержку инициативы проведения референдума;
все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном с нарушением требований настоящего Закона.
17. В случае обнаружения среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или количества достоверных подписей, недостаточного для назначения референдума, избирательная комиссия муниципального образования выносит решение об отказе в проведении референдума. Копия указанного решения направляется инициативной группе по проведению референдума и в представительный орган местного самоуправления. Члены данной инициативной группы по проведению референдума не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по аналогичному вопросу.
18. О результатах проверки подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для назначения референдума или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
19. В случае отказа в проведении референдума избирательная комиссия муниципального образования обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в проведении референдума выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в проведении референдума могут быть:
а) отсутствие среди представленных документов, необходимых для назначения референдума;
б) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом сбор подписей запрещен, если представленные в поддержку инициативы проведения референдума подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных в поддержку инициативы проведения референдума подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
в) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, или превышение установленной Федеральным законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
г) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума;
д) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
е) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, размера расходования из фонда референдума более чем на 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
ж) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода инициативной группой по проведению референдума пункта 1 статьи 56 Федерального закона;
з) использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ должностного или служебного положения.
20. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям федеральных законов, законов Омской области, устава муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола инициативной группы об итогах сбора подписей и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия решения избирательной комиссии муниципального образования направляется также инициативной группе по проведению референдума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.