Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Мэра города Омске
от 30 января 2006 г. N 26-п
Концепция
развития взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями в городе Омске
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция (далее - Концепция) представляет собой систему принципов и механизмов взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями в городе Омске. Концепция разработана с целью формирования программы мероприятий по взаимодействию с некоммерческими организациями и направлена на создание системы привлечения некоммерческих организаций к решению общественно значимых и социально-экономических вопросов развития города Омска.
II. Действующее законодательство, регулирующее право граждан на объединение и взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, и условия его реализации Администрацией города Омска
2. Реализация прав граждан на объединение гарантируется:
1) Конституцией Российской Федерации, согласно которой:
- каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
- гарантируется свобода деятельности общественных объединений;
- граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
- каждый гражданин имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
- каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
2) Федеральным законом "Об общественных объединениях", согласно которому право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
3. Взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления регулируется:
1) Федеральным законом "Об общественных объединениях", согласно которому вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними;
2) Федеральным законом "О некоммерческих организациях", который предусматривает полное или частичное финансирование муниципальных учреждений органами местного самоуправления, а также размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе муниципальных социальных заказов;
3) Федеральным законом "О политических партиях", предусматривающим оказание поддержки на равных условиях политическим партиям органами местного самоуправления:
- обеспечение равных условий и гарантий доступа к муниципальным средствам массовой информации;
- создание равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления муниципальным учреждениям;
- обеспечение равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях;
4) Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы;
5) Бюджетным кодексом Российской Федерации, который допускает предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъекта Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
4. При разработке Концепции проведен анализ существующей нормативной правовой базы некоторых городов Российской Федерации: Перми, Новосибирска, Краснодара, Иркутска, Тюмени, Тольятти, Ярославля, Екатеринбурга, Москвы, а также изучены материалы международных фондов и грантодателей. Анализ документов проводился в трех направлениях:
- права и обязанности некоммерческих организаций;
- компетенция органов местного самоуправления;
- существующие формы взаимодействия и поддержки со стороны органов местного самоуправления.
III. Современное состояние общественно-политической деятельности на территории города Омска
5. При формировании Концепции учитывалось современное состояние общественно-политической деятельности на территории города Омска и общероссийские тенденции формирования гражданского общества и развития взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.
6. В настоящее время выполнение функций, возлагаемых на Администрацию города Омска, связанных с организацией взаимодействия с некоммерческими организациями, осложняется следующими проблемами:
- отсутствие приемов для отслеживания процессов, происходящих в системе общественных отношений, что осложняет процесс реагирования на различные (как позитивные, так и негативные) социальные тенденции;
- недостаточная ориентация граждан и некоммерческих организаций на самообеспечение и самореализацию;
- недостаточное использование добровольчества, как формы гражданской активности.
Перечисленные проблемы в большей, либо меньшей степени присутствовали в системе взаимоотношений Администрации города Омска с некоммерческими организациями в предыдущие годы.
7. В целях проведения анализа взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями в городе Омске в 2005 году были использованы следующие приемы:
- анкетирование и опрос руководителей некоммерческих организаций;
- опросы общественного мнения жителей города Омска о политических предпочтениях;
- расширение форм непосредственного взаимодействия с некоммерческими организациями и выявление наиболее активных некоммерческих организаций;
- анализ базы юридических лиц - общественных объединений, зарегистрированных в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области;
- формирование перечня организаций наиболее активно работающих и зарекомендовавших себя в предыдущие годы деятельности;
- анализ результатов взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска с некоммерческими организациями;
- анализ отчетов, информационных печатных материалов некоммерческих организаций и политических партий, сообщений средств массовой информации об их деятельности;
- регулярное посещение публичных мероприятий, организованных некоммерческими организациями, и мониторинг общественно-политической активности некоммерческих организаций;
- посещение и сбор информации на конференциях, съездах, семинарах, пресс-конференциях и других мероприятиях, организованных некоммерческими организациями;
- сбор данных о деятельности политических партий и подготовка выпуска справочника "Политические партии в городе Омске".
8. В государственном реестре юридических лиц на территории Омской области зарегистрированы более 2000 некоммерческих организаций. Около 80 процентов организаций действуют на территории города Омска, из них: более 800 профсоюзных, около 250 спортивных, 145 объединений инвалидов, более 50 организаций ветеранов, более 25 любительских, 20 женских, 22 правозащитных, около 20 объединений предпринимателей, 11 экологических, 6 творческих объединений, 11 научных и краеведческих, 61 национальный центр, а также 30 политических партий и 238 религиозных объединений. Большую часть составляют организации с численностью от 100 до 500 человек, около 15 процентов составляют организации с численностью более 5 тысяч человек, большинство жителей города Омска состоят в различных общественных объединениях.
9. Город Омск - полиэтнический и поликонфессиональный. В городе Омске проживают представители более 100 различных национальностей. Наиболее крупными этническими группами являются русские, казахи, украинцы и немцы. При украинском, немецком, еврейском, казахских и других культурных центрах работают творческие коллективы, в которых задействовано значительное количество активистов национально-культурных объединений.
На территории города Омска действует более ста религиозных организаций, представляющих двадцать три конфессиональных направления. Многообразие этноконфессиональной организаций города Омска, рост влияния ряда религиозных объединений на общественно-политическую ситуацию ставит перед Администрацией города Омска ряд вопросов, требующих соответствующего решения со стороны органов местного самоуправления города Омска.
10. К участию в опросе с целью выявления основных проблем, приоритетов в деятельности организаций и определения перспективных направлений сотрудничества были приглашены некоммерческие организации. Приняли участие более 200 организаций. Наиболее активно - ветеранские, спортивные, просветительские, организации инвалидов и другие крупные организации (опросом охвачено примерно 15 процентов некоммерческих организаций города Омска). По результатам опроса поиск финансовых средств актуален для 78 процентов организаций, для 75 процентов опрошенных важно сотрудничество с органами местного самоуправления.
Практически все руководители некоммерческих организаций отметили, что могут принять участие в решении общегородских проблем: патриотическом воспитании молодежи, в работе по снижению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, в защите интересов детей, в работе по социальной поддержке инвалидов, ветеранов. Руководители некоммерческих организаций выразили готовность проводить семинары, тренинги, организовывать тематические конкурсы, встречи с молодежью, привлекать добровольцев для проведения субботников по очистке и благоустройству территорий, ухаживать за пожилыми людьми, инвалидами, проводить консультации для населения и другие благотворительные мероприятия.
По результатам опроса руководителей организаций 75 процентов считают наиболее перспективными формами взаимодействия принятие участия в работе Координационного общественного Совета при Мэре города Омска и участие в конкурсе муниципальных грантов для поддержки общественно полезных проектов некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления.
11. В ходе работы были выявлены существующие формы взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организации города Омска. Изучение опыта взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями за последние годы позволит выстроить принципиально новую, современную систему взаимодействия, основанную на поддержке гражданской инициативы и обозначить основные принципы необходимые для успешного формирования и реализации Концепции.
IV. Основные принципы Концепции
12. В основу Концепции положены следующие принципы:
1) социальное развитие (социальное инвестирование) - направление усилий на развитие способностей граждан к самообеспечению и самореализации;
2) толерантность - выстраивание межгруппового сотрудничества, формирование культуры ненасильственного решения проблем;
3) прозрачность и открытость:
- прозрачность использования финансовых ресурсов в работе некоммерческих организаций и Администрации города Омска;
- обеспечение возможности доступа к процессу разработки, обсуждения, принятия и реализации административных решений;
4) публичная конкурентность:
- организация системы конкурсов на поддержку общественных инициатив;
- обеспечение равных возможностей для конкурирующих субъектов;
- повышение эффективности оказываемых социальных услуг;
5) договорное партнерство (поддержка гражданских инициатив) - выстраивание нормативно регламентированной системы поддержки гражданских инициатив.
V. Цели и задачи развития взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями
13. Целью развития взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями является формирование системы сотрудничества по важнейшим общественно-значимым, социально-экономическим и культурным направлениям для реализации прав и законных интересов граждан города Омска.
14. Для развития взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями необходимо решить следующие задачи:
1) разработать и организовать реализацию правовых документов, регламентирующих вопросы взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями;
2) разработать систему координации деятельности структурных подразделений Администрации города Омска по взаимодействию с некоммерческими организациями на основе программно-целевого подхода;
3) разработать механизм контроля процессов, происходящих в системе общественных отношений;
4) сформировать систему экспертной и оценочной деятельности в период реализации некоммерческими организациями проектов и целевых программ, систему мониторинга на всех этапах их реализации и оценки их эффективности по итогам исполнения;
5) разработать механизм привлечения некоммерческих организаций к публичному обсуждению и участию в реализации общегородских целевых программ, разработанных Администрацией города Омска;
6) регулярно поощрять благодарственными письмами Администрации Города Омска представителей бизнеса, уделяющих внимание вопросам милосердия, меценатства и поддержки гражданских инициатив, а также руководителей и представителей некоммерческих организаций, активно действующих в какой-либо социально значимой сфере деятельности;
7) содействовать сохранению этноконфессиональной стабильности на территории города Омска и обеспечению условий реализации конституционного права граждан города Омска на свободу совести и свободу вероисповедания, на равенство перед законом независимо от отношения к религии, убеждениям и национальной принадлежности;
8) сформировать систему оказания консультативной, методической и организационной помощи некоммерческим организациям по вопросам взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями.
VI. Механизмы реализации Концепции
15. Для успешной реализации Концепции необходимо подготовить и принять ряд управленческих решений в системе взаимодействия Администрации города Омска с некоммерческими организациями:
1) оказать содействие в формировании развитых, профессионально работающих некоммерческих организаций, способных эффективно и в соответствии с требованиями бюджетного, налогового и гражданского законодательства выполнять социальные, общественно значимые проекты и программы через участие в конкурсе муниципальных грантов;
2) организовать работу Координационного общественного Совета при Мэре города Омска, предусматривающего:
- работу по секциям (спортивная, ветеранская, молодежная, экологическая и другие) с участием руководителей некоммерческих организаций, представителей структурных подразделений Администрации города Омска;
- изучение и учет мнения общественности по проблемам, наиболее часто встречающимся в работе некоммерческих организаций;
3) стимулировать добровольческую деятельность;
4) организовать образовательно-просветительскую деятельность:
- проведение семинаров по заявкам от некоммерческих организаций, подаваемым в департамент информационной политики и общественных отношений администрации города Омска;
- оказание организационной и методической помощи в совершенствовании стиля, форм и методов организации работы, способствующих повышению компетентности руководителей и актива некоммерческих организаций;
- выпуск методических пособий для некоммерческих организаций по направлениям, выявленным по результатам опроса;
5) организовать работу по сбору, обработке, систематизации и распространению информации о некоммерческих организациях, выпуску информационных материалов, буклетов, сборников.
Механизмы реализации Концепции будут отражены в программе реализации Концепции.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэра города Омска от 30 января 2006 г. N 26-п "Об утверждении Концепции развития взаимодействия Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.