Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Омской области
от 22 февраля 2006 г. N 29-рп
Основные направления
демографической политики Омской области на период
до 2015 года
I. Общие положения
1. Основные направления демографической политики Омской области на период до 2015 года разработаны на основе Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, и представляют собой систему мер по регулированию демографических процессов на территории Омской области на период до 2015 года.
2. Целями демографической политики Омской области (далее - политика) являются постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
3. Задачи политики:
- повышение реальных доходов и благосостояния населения;
- улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и стимулирование рождаемости;
- создание полноценных условий жизнедеятельности для семьи, детей, молодежи, престарелых и инвалидов.
4. Приоритетами политики на современном этапе являются улучшение качества жизни населения, обеспечение прав и социальных гарантий трудоспособным гражданам, семье, женщинам, детям и молодежи, а также пенсионерам и другим социально незащищенным группам населения.
5. Основные принципы политики:
- предоставление равных возможностей самореализации гражданам во всех сферах деятельности;
- обеспечение доступности и высокого качества основных социальных услуг: медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения, адресных форм социальной поддержки населения, строительства жилья для широких слоев населения;
- межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, формирования здорового образа жизни.
II. Направления политики
1. Повышение доходов работающего населения
6. Одним из существенных факторов, влияющих на динамику демографических показателей, является уровень доходов населения.
За годы реформирования экономики значительно снизились реальные доходы населения. Только с 2000 года наметился их рост.
Численность населения, имеющего денежные доходы ниже прожиточного минимума, несмотря на снижение в последние годы, остается достаточно высокой.
1.1. Политика в сфере занятости населения и оптимизация рынка труда
7. В целом положение с занятостью населения Омской области в последние годы стабильно. Продолжается снижение общей и регистрируемой безработицы, растет количество вакантных рабочих мест. Вместе с тем наблюдается дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий. Высока доля незанятого населения в сельской местности, среди молодежи, женщин с детьми, инвалидов, граждан предпенсионного возраста.
8. В соответствии с положениями Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" с 1 января 2007 года Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельные полномочия в сфере занятости населения.
В связи с этим необходимо осуществить комплекс мер по:
- разработке и внедрению механизмов социально-экономической поддержки неконкурентоспособной на рынке труда рабочей силы (женщин, одиноких родителей с детьми, семей, имеющих инвалидов, выпускников учреждений профессионального образования, молодежи, не имеющей профессионального образования, и т.д.);
- поддержке самозанятости и личных подсобных хозяйств, содействию в организации закупок продукции, произведенной на личном подворье, для регионального продовольственного фонда;
- усилению трудовой мотивации учащейся молодежи, содействию незанятой молодежи в получении профессионального образования до начала трудовой деятельности;
- созданию условий для сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, координации профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней в соответствии с потребностями рынка труда;
- повышению конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного развития системы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации, разработки среднесрочных и долгосрочных прогнозов профессионально-квалификационной структуры работников, занятых в отраслях экономики Омской области;
- расширению механизмов социального партнерства и договорного регулирования в вопросах содействия работе по совместительству.
1.2. Политика в области оплаты труда
9. Заработная плата является основным, а для подавляющего большинства работающих - единственным источником доходов.
10. Политика в области оплаты труда направлена на создание условий для:
- повышения реальной заработной платы работающего населения (с учетом результатов их труда, квалификации и профессионализма) и на этой основе сокращения численности граждан, имеющих низкие доходы.
Оказание государственной социальной помощи населению с доходами ниже прожиточного минимума;
- снижения уровня скрытой заработной платы во всех сферах экономики Омской области, погашения задолженности по выплате заработной платы во внебюджетном секторе экономики;
- личного участия работников в решении социальных проблем через внедрение тарифного регулирования оплаты труда, включение в коллективные договоры и соглашения обязательств по условиям оплаты труда, установление тарифных ставок и их повышение в зависимости от роста производительности труда.
1.3. Повышение доходов малоимущих граждан
11. Несмотря на отмечаемое в последние годы улучшение ситуации с доходами населения, малообеспеченность остается наиболее острым фактором, влияющим на демографическую ситуацию.
12. Основными направлениями политики с целью повышения доходов малоимущих граждан являются:
- усиление адресности социальной поддержки населения;
- формирование бюджетных средств для оказания адресной социальной помощи;
- социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения
13. Одним из существенных источников сохранения численности населения должно стать укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.
2.1. Укрепление здоровья населения
14. Основными направлениями политики в сфере укрепления здоровья населения являются:
- повышение роли первичной медико-санитарной помощи, развитие межрайонных специализированных центров на базе крупных областных лечебно-профилактических учреждений;
- улучшение качества предоставляемой населению психиатрической помощи, увеличение сети телефонов доверия;
- развитие учреждений здравоохранения Омской области;
- профилактика инфекционных (туберкулез) и паразитарных заболеваний, отставания детей в физическом и умственном развитии, социальных девиаций (убийства, суициды, несчастные случаи);
- совершенствование системы профилактики, раннего выявления и лечения основных групп заболеваний, влияющих на продолжительность жизни и смертность, улучшение качества жизни больных с хроническими заболеваниями;
- защита здоровья социально уязвимых групп населения, определяемых по признакам низких доходов и социального неблагополучия;
- укрепление здоровья пожилых граждан (создание геронтологических центров в целях комплексного социально-медицинского обслуживания, развитие сети специальных жилых домов для одиноких престарелых и улучшение условий их проживания);
- обеспечение социально-гигиенического благополучия населения.
2.2. Улучшение репродуктивного здоровья населения
15. Низкий уровень здоровья населения в репродуктивном возрасте, высокое распространение абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской, перинатальной смертности и мертворождаемости.
16. Основными направлениями политики с целью улучшения репродуктивного здоровья населения являются:
- внедрение новых методов молекулярно-генетической диагностики наследственных и социально значимых заболеваний;
- широкое использование медико-генетического консультирования супружеских пар;
- совершенствование системы поэтапного оказания медицинской помощи беременным женщинам (в том числе системы денежных выплат в период беременности и по рождению ребенка);
- улучшение социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей из социально незащищенных семей, организация бесплатного обеспечения беременных женщин и кормящих матерей медикаментами;
- охрана репродуктивного здоровья населения и улучшение качества потомства, снижение младенческой смертности и охрана здоровья женщин, матерей и новорожденных, профилактика детской инвалидности, поддержка и расширение деятельности центров планирования семьи.
2.3. Укрепление здоровья детей
17. Основными направлениями политики в области укрепления здоровья детей являются:
- совершенствование системы медицинского обслуживания, организация диспансеризации детей и подростков, своевременная вакцинация детей и подростков для предупреждения инфекционных заболеваний;
- выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности;
- активизация работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних;
- организация круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей;
- обеспечение доступности медицинских услуг детям из малообеспеченных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам.
2.4. Улучшение условий и охраны труда
18. Состояние охраны труда в организациях, несмотря на некоторую стабилизацию производственного травматизма, из-за несоблюдения работодателями соответствующих требований, не обеспечивает должных условий сохранения жизни и здоровья работающих.
19. Основными направлениями политики с целью улучшения условий и охраны труда являются:
- разработка и утверждение областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их реализацией;
- определение расходов на охрану труда за счет средств областного бюджета;
- организация обучения специалистов по охране труда. государственной экспертизы условий труда работников и сертификации работ по охране труда.
3. Укрепление семьи и стимулирование рождаемости
20. Развитие новых методов социальной поддержки, расширение спектра социальных услуг, предоставляемых семье, не обеспечивают достаточную защиту семей, так как направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
21. Основными направлениями политики в области поддержки семьи являются:
- развитие сети государственных центров по планированию семьи, расширение консультационной и медицинской помощи семьям, содействие молодым семьям в решении жилищных проблем, развитие молодежного жилищного строительства с введением льготных условий кредитования;
- разработка и реализация мер социальной поддержки семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, развитие системы государственных социальных гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей и стимулирующих рождение второго и третьего ребенка;
- формирование идеологии крепких семейных отношений, усиление пропаганды семейных ценностей и семейного образа жизни в целях повышения престижа и статуса семьи в обществе;
- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей;
- разработка и осуществление мер, направленных на устранение детской безнадзорности, социального сиротства, профилактика асоциальных явлений среди подростков;
- создание новых и укрепление существующих центров социальной помощи семье и детям, отделений по оказанию помощи семье, центров социального обслуживания населения;
- создание условий для развития сети учреждений, в том числе негосударственных, оказывающих консультационные услуги по социально-психологической адаптации молодых семей.
4. Формирование здорового образа жизни
22. Сохранение имеющегося демографического потенциала невозможно без внедрения здорового образа жизни, возрождения духовных и нравственных ценностей.
23. Основными направлениями политики в области формирования здорового образа жизни являются:
- просвещение населения в целях повышения роли семьи в формировании здорового образа жизни;
- разработка и реализация образовательных и информационных программ Омской области, адаптированных к определенным группам населения, с учетом возраста, образования, социального положения и других характеристик, по формированию мотиваций к позитивным изменениям в образе жизни;
- создание условий, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся;
- воспитание культуры здорового образа жизни.
5. Развитие физической культуры, спорта, отдыха
24. Формирование механизмов, позволяющих позитивно воздействовать на демографическую ситуацию средствами физической культуры и спорта, осуществляется по следующим направлениям:
- создание экономических условий для развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных подразделений, учреждений образования;
- формирование информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, способствующей привлечению граждан к активным занятиям физической культурой и спортом, особенно подрастающего поколения;
- расширение и модернизация физкультурно-оздоровительных объектов массового посещения с предоставлением льготных и бесплатных услуг, в первую очередь молодежи, детям и подросткам из малоимущих семей.
6. Развитие системы образования
25. Основными направлениями политики с целью развития системы образования являются:
- сохранение и развитие сети учреждений образования всех типов и видов для обеспечения потребностей общества в качественных образовательных услугах, создание условий для развития творческих и индивидуальных способностей подрастающего поколения, доступности получения профессионального образования;
- формирование воспитательных систем разного уровня, ориентированных на обеспечение условий для развития духовности детей и молодежи на основе общечеловеческих и национальных ценностей, содействующих становлению гражданина, семьянина, профессионала;
- расширение доступности дошкольного и внешкольного образования за счет обеспечения вариативности программ развития детей и подростков, многообразия форм их реализации, повышения качества, развития материально-технической базы.
7. Поддержка социально-уязвимых групп населения
26. В области проводится целенаправленная работа по государственной социальной поддержке социально-уязвимых групп населения. Внедряются новые, более эффективные технологии социального обслуживания. Несмотря на совершенствование нормативной правовой базы социальной поддержки населения, введение в эксплуатацию новых учреждений реабилитации инвалидов, профилактику безнадзорности несовершеннолетних и других мер, положение детей, инвалидов и молодежи остается достаточно сложным.
7.1. Поддержка детей
27. В области гарантируется защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особое внимание уделяется социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.
28. Основными направлениями социальной поддержки детей являются:
- расширение сети специализированных учреждений в муниципальных образованиях Омской области в целях сокращения и профилактики безнадзорности детей, реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении;
- организация работы по оказанию помощи в социальной адаптации детям с ограниченными возможностями, выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, организация надомного обслуживания детей данной категории;
- разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот и детей-инвалидов;
- оказание помощи органам опеки и попечительства в решении судьбы детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка и развитие семейных воспитательных групп;
- осуществление мониторинга причин инвалидности и профилактических мероприятий, использование методов ранней диагностики заболеваний для предотвращения детской инвалидности;
- профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, воспитание культуры здоровья и содействие здоровому образу жизни детей.
7.2. Социальная поддержка инвалидов
29. Существующая на сегодняшний день социальная, транспортная и инженерная инфраструктура Омской области слабо приспособлена к потребностям инвалидов и тем самым лишает их возможности для полноценной интеграции в общество,
30. Основными направлениями социальной поддержки инвалидов являются:
- обеспечение условий для реализации возможностей инвалидов на объектах социального и производственного назначения, на средствах транспорта, в области связи и информатизации, а также создание оптимальных условий для самообслуживания инвалидов;
- развитие лечебно-диагностической базы стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов;
- проведение мониторинга влияния реабилитационных мероприятий на жизнедеятельность инвалидов;
- создание условий для трудоустройства лиц, имеющих ограничения в труде, дальнейшее осуществление реабилитационных мероприятий, способствующих максимальной реализации потенциала лиц с ограниченными возможностями.
7.3. Социальная поддержка молодежи
31. Основными проблемами социальной поддержки молодежи являются трудоустройство по специальности и ее закрепление на предприятиях и в организациях области и низкая обеспеченность жильем.
32. Основными направлениями социальной поддержки молодежи являются:
- развитие системы социальных служб по оказанию образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан;
- формирование условий для трудоустройства и закрепления выпускников учреждений профессионального образования в организациях;
- разработка и внедрение различных форм долгосрочного кредитования молодежи и молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, решения первоочередных жилищно-бытовых проблем.
8. Регулирование миграционных процессов
33. Характер миграционных процессов в значительной степени обусловливает течение общих демографических процессов, влияя на режим воспроизводства населения.
34. Основными направлениями политики в области регулирования миграционных процессов являются:
- использование миграционного потенциала Омской области с целью ее демографического развития, привлечение легальных мигрантов, содействие их обустройству и занятости;
- создание условий для наиболее эффективного решения проблем трудовой миграции на территории Омской области;
- создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока из Омской области, активизация сотрудничества по вопросам миграции с руководством приграничных областей Республики Казахстан (организация двухсторонних встреч, информирование о наличии рабочих мест, условиях переезда, возможностях обустройства и проживания на территории области, осуществление совместных экономических и культурных проектов).
III. Механизм реализации Основных направлений
демографической политики Омской области
35. Реализация Основных направлений демографической политики на территории Омской области предполагает:
- дальнейшее укрепление взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных и других общественных организаций, религиозных объединений по формированию и реализации комплексных программ, направленных на стабилизацию демографической ситуации;
- активизацию работы областной межведомственной комиссии по вопросам демографии, семьи, женщин и детей;
- организацию постоянно действующего мониторинга изменений в демографической ситуации на территории Омской области, в социальной и экономической политике Омской области;
- регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, недопустимость пьянства, курения, наркомании, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи.
36. Механизм реализации Основных направлений демографической политики Омской области включает:
- разработку целевых программ Омской области и иных правовых актов Омской области, направленных на поддержку семей с детьми, обеспечение населения жильем, сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, обеспечение занятости населения, повышение качества жизни, охрану труда работающих и улучшение окружающей среды;
- заключение областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости населения, сохранению и созданию рабочих мест, улучшению условий и охраны труда.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Омской области от 22 февраля 2006 г. N 29-рп "О демографической ситуации в Омской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.