Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Губернатора Омской области
от 30 июня 2003 г. N 116
Концепция
развития жилищного строительства в Омской области на 2003-2010 годы
Введение
Настоящая Концепция развития жилищного строительства в Омской области на 2003 - 2010 годы определяет стратегию действий Администрации Омской области, органов исполнительной власти Омской области по созданию благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере, увеличению объемов строительства доступного по стоимости жилья для населения с разным уровнем доходов, совершенствованию ипотечного жилищного кредитования на основе созданного в Омской области финансового механизма по государственной поддержке граждан в строительстве, достройке и приобретении жилья, строительству жилья для расселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
1. Содержание проблемы и состояние жилищной сферы Омской области
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Омской области. В настоящее время острый дефицит жилья существует как в городе Омске, так и районах Омской области.
Последние годы объемы инвестиций, направляемых в жилищное строительство Омской области, неуклонно снижаются. Практически прекратилось финансирование строительства жилья за счет средств федерального бюджета, местных бюджетов, не строят жилье для своих работников акционерные общества.
Уровень цен на жилье, недостаток бюджетных средств и отсутствие доступного финансово-кредитного механизма не позволяют населению с невысоким уровнем доходов самостоятельно решить свои жилищные вопросы Цена 1 кв.м общей площади жилья на рынке продолжает возрастать. Согласно данным Омского областного комитета государственной статистики в I квартале 2003 года средняя рыночная стоимость 1 кв.м на первичном рынке составила 10882 рубля (103 процента к уровню I квартала 2002 года), на вторичном - 9526 рублей (104 процента к уровню I квартала 2002 года). Среднемесячная начисленная заработная плата в марте 2003 года составила в промышленности - 4886 рублей, строительстве - 5220 рублей, сельском хозяйстве - 1673 рубля, отраслях социальной сферы - 2517 рублей.
Снижение инвестиций в жилищную сферу привело к уменьшению нормативного задела в строительстве жилья. По состоянию на 1 января 1996 года в городе Омске в незавершенном строительстве находилось 133 многоквартирных жилых дома, на 1 января 2002 года количество домов уменьшилось до 80, из них 60 с квартирами повышенной комфортности. Из этого следует, что если в течение 2003 2004 годов не начнется строительство новых домов в индустриальных, быстровозводимых системах домостроения с набором квартир, приближенных к социальной норме общей площади, то ввод жилья по Омской области будет продолжать снижаться.
Большой проблемой является ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда. Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 128,2 тыс. кв.м, переселению из ветхого и аварийного жилья подлежат 5,2 тыс. граждан, из них 3,8 тыс. проживающих в городе Омске.
Население Омской области по данным Омского областного комитета государственной статистики на 1 января 2002 года составляет 2127 тыс. человек. Население, проживающее в городах областного значения, составляет 1430,5 тыс. человек (б7 процентов), в сельской местности - 696,5 тыс. человек (33 процента).
Жилищный фонд Омской области на 2001 год составил 39652,6 тыс. кв.м общей площади, в том числе:
- в городе Омске-21190,6 тыс. кв.м (68 процентов),
- в районах Омской области - 18462,0 тыс. кв.м (32 процента).
В среднем на одного жителя Омской области приходится 18,6 кв.м.
Число семей, состоящих на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления Омской области на 1 января 2002 года, составляет 66700, из них:
- в городе Омске - 56400 (84,5 процента);
- в районах Омской области - 10300 (15,5 процента).
Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия за 2001 год, составляет 1230 (1,8 процента от всего количества семей, состоящих на учете), из них:
- в городе Омске - 740;
- в районах Омской области - 491.
Таким образом, сложилась ситуация, когда потребность в доступном жилье с каждым годом возрастает, а темпы жилищного строительства значительно отстают от увеличивающегося спроса.
2. Основные направления действий по развитию жилищного строительства
Основные направления действий Администрации Омской области, органов исполнительной власти Омской области, организации строительного комплекса Омской области по развитию жилищного строительства в Омской области на2003-2010 годы включают:
- совершенствование нормативно-правовой базы а жилищной сфере;
- формирование структуры жилищного строительства и обеспечение доступности жилья для граждан;
- создание условий для развития индивидуального жилищного строительства;
- модернизацию производственной базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов;
- переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- инженерное обеспечение площадок для жилищного строительства.
2.1. Совершенствование нормативно-правовой базы в жилищной сфере
Необходимо разработать нормативные правовые акты Омской области, направленные на упорядочение и упрощение порядка согласования и реализации инвестиционных проектов, регулирование отношений субъектов градостроительной деятельности, сокращение инвестиционного цикла в жилищном строительстве.
Намечена подготовка положений о порядке финансирования строительства социального жилья за счет бюджетных средств, приемке в эксплуатацию индивидуальных жилых домов и нормативных правовых актов, обеспечивающих единые основания признания граждан нуждающимися в получении жилья или улучшении жилищных условий при содействии органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области. Будет создана нормативно-правовая база для формирования единых объектов недвижимости, включающих земельный участок и расположенные на нем здания, строения и сооружения после принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.
В целях обеспечения доступности жилья для граждан намечено дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы Омской области:
разработка положения о накопительных жилищных вкладах, положения, определяющего условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, положения о порядке государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования в Омской области, в котором будут определены стандарты ипотечного жилищного кредитования для граждан с разным уровнем доходов,
Запланирована разработка территориальных строительных норм, направленных на снижение стоимости строительства жилых домов, сокращение энергозатрат при строительстве зданий и сооружений, проведение реконструкции жилых зданий первого периода индустриального домостроения и других.
2.2. Формирование структуры жилищного строительства
и обеспечение доступности жилья для граждан
Наиболее реальными факторами, способными решить жилищную проблему, являются: увеличение объемов строительства жилых домов с квартирами, приближенными к установленным социальным нормам общей площади жилья - однокомнатные квартиры 36-42 кв.м, двухкомнатные - 54-60 кв.м, трехкомнатные - 64-72 кв.м общей площади (далее - социальное жилье) в городе Омске, с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования, и развитие индивидуального усадебного жилищного строительства в районах Омской области.
Начиная с 1998 года в структуре введенного в эксплуатацию жилья в городе Омске преобладает дорогостоящее жилье с квартирами повышенной комфортности.
Средняя площадь квартир по введенным в эксплуатацию многоквартирным жилым домам возросла с 63 кв. м общей площади (1997 год) до 73 кв.м (2002 год). Таким образом, наряду с ростом стоимости жилья, происходит увеличение площадей квартир и практически не строится социальное жилье.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, доступность приобретения жилья определяется стандартной квартирой размером 54 кв.м, стоимость которой будет равна среднему совокупному доходу семьи из трех человек за три года.
Анализ показывает, что в настоящее время жилье, приближенное к социальным нормам, пользуется большим спросом, так как по стоимости эти квартиры более доступны для населения со средним уровнем доходов
В настоящее время в структуре незавершенного жилищного строительства по городу Омску 65 процентов составляют кирпичные жилые дома с квартирами повышенной комфортности.
Основным принципом формирования жилой застройки в городе Омске является сочетание жилых домов различных типов в составе смешанной застройки с повышением ее плотности и компактности. Изменения в структуре строительства многоквартирного жилья по городу Омску должны произойти за счет увеличения объемов монолитных жилых домов в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 9 сентября 2002 года N 231 "О развитии монолитного домостроения в Омской области", которые должны составить к 2010 году не менее 30 процентов общего объема строительства. Крупнопанельное домостроение сохранится на уровне 30-40 процентов с последующей модернизацией в комбинированные системы со сборным каркасом и самонесущими стенами из мелкоштучных материалов.
Продолжится строительство кирпичных жилых домов с использованием эффективные мелкоштучных блоков, доля которых в общем объеме будет составлять 20 процентов. Доля полнокаркасных жилых домов составит около 20 процентов
К 2010 году удельный вес малоэтажного и усадебного строительства жилья по городу Омску возрастет с 12 до 20 процентов, по районам Омской области составит не менее 80 процентов.
Объемы ввода в эксплуатацию социального жилья к 2010 году возрастут до 280 тыс. кв.м в год.
Стоимость 1 кв.м общей площади жилья в перечисленных системах строительства социального жилья составит в ценах 2002 года 7,5-8,5 тыс. рублей.
Намечается создание информационно-аналитической системы рынка жилья, которая позволит обеспечить заинтересованные органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие организации и население достоверной информацией о спросе и предложениях на рынке жилья, о состоянии и тенденциях его развития, ценовой ситуации, другой информацией, необходимой для формирования жилищной политики, развития ипотечного жилищного кредитования и решения других вопросов в жилищной сфере.
2.3. Создание условий для развития индивидуального
жилищного строительства
В последние годы недостаточное внимание уделялось строительству жилья индивидуальными застройщиками. Особенно снизились объемы строительства индивидуальных жилых домов в городе Омске, Русско-Полянском, Полтавском, Одесском, Оконешниковском муниципальных образованиях. В 2002 году в целом по Омской области введено в эксплуатацию 67,6 тыс. кв.м общей площади индивидуальных жилых домов, из них только 12,8 тыс. кв.м по городу Омску. В районах Омской области имеются 3,8 тысячи недостроенных индивидуальных жилых домов общей площадью 368 тыс. кв.м. Для решения жилищной проблемы сельских жителей Омской области намечено разработать а 2003 году программу по увеличению объемов индивидуального усадебного жилищного строительства, в которой будут предусмотрены:
- оказание поддержки застройщикам в виде субсидий и льготных ипотечных кредитов;
- расширение на селе жилищного фонда социального использования для молодых специалистов, малоимущих слоев населения;
- содействие сельским застройщикам в проиводстве и реализации продукции личного подсобного хозяйства в целях получения дополнительного дохода для своевременного возврата заемных средств на строительство жилых домов;
- удешевление стоимости строительства индивидуальных жилых домов в муниципальных образованиях Омской области путем внедрения быстровозводимых систем домостроения из эффективных строительных материалов и материалов, выпускаемых из местного сырья, содействия в обеспечении застройщиков дешевыми отечественными строительными материалами и оборудованием;
- разработка и внедрение в производство энергоэкономичных домов, позволяющих за счет применения эффективных конструктивных решений сократить затраты на отопление.
Привлечение средств федерального бюджета на строительство индивидуального усадебного жилья в сельской местности планируется в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858.
В соответствии с прогнозными объемами планируется увеличить количество жилых домов, ежегодно вводимых индивидуальными застройщиками, в районах Омской области с 545 единиц (2002 год) до 1100 единиц в 2005 году и к 2010 году до 1800-2000 единиц.
2.4. Модернизация производственной базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов
Среди мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства в Омской области, важным является разработка основных направлений модернизации производственной базы жилищного строительства, развития промышленности строительных материалов, производства инженерного оборудования для жилья.
Мощности производственной базы жилищного строительства и основных строительных материалов в Омской области приведены в таблице.
N п/п |
Наименование систем домостроения и основных строительных материалов |
Единицы измерения |
Существующие производст- венные мощности |
Прогноз выпуска на 2003 год |
1 | Крупнопанельное домостроение | тыс. кв.м | 340 | 140 |
2 | Каркасной домостроение | тыс. кв.м | 30 | 20 |
3 | Строительство жилья в кирпичном варианте |
тыс. кв.м | 150 | 70 |
4 | Монолитное домостроение | тыс. кв.м | 20 | 15 |
5 | Строительный кирпич | млн. шт. условного кирпича |
127 | 100 |
6 | Ячеистый бетон | тыс. куб.м |
45 | 25 |
7 | Керамзит | тыс. куб.м |
240 | 120 |
Совершенствование структуры производства строительных конструкций и материалов, прежде всего, связано с реализацией новых проектов жилых домов, переходом к монолитным, комбинированным и каркасным системам домостроения.
Для решения проблемы обеспечения строек качественным облицовочным кирпичом завершается строительство кирпичного завода на импортном оборудовании в с. Звонарев-Кут муниципального образования "Азовский немецкий национальный район".
Предусматривается реконструкция кирпичного завода в городе Омске, восстановление кирпичных заводов в Крутинском муниципальном образовании, Саргатском муниципальном образовании, муниципальном образовании "Тенризский район", Тарском муниципальном образовании. Намечено создание крупных производств по выпуску эффективного силикатного кирпича и газозолобетонных блоков с использованием золошлаковых отходов омских ТЭЦ, развитие производства строительных материалов с использованием местных сырьевых ресурсов,
Планируется создание производств эффективных негорючих утеплителей, кровельных материалов, современных столярных изделий, новых отделочных материалов, развитие мощностей для выпуска оборудования для домоустройства.
2.5. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Крайне актуальной является проблема обеспечения жильем граждан, проживающих в условиях, не пригодных для постоянного проживания.
Предлагается осуществлять расселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с предоставлением социального жилья. Для переселения граждан и предоставления социального жилья необходимо разработать реестры расселяемых ветхих и аварийных жилых домов с учетом площадок строительства социального жилья в городе Омске и районах Омской области.
2.6. Инженерное обеспечение площадок для жилищного строительства
В первую очередь планируется проведение анализа и разработка предложений по строительству первоочередных объектов инженерного обеспечения для планируемых площадок строящегося жилья в городе Омске и в районных центрах Омской области.
Анализ показывает, что по городу Ор.гску имеется возможность размещения площадок жилищного строительства под многоэтажное жилье - в объеме 2,7 млн. кв.м. Это площадки микрорайонов "Кристалл", "Садовый", "Прибрежный", по ул. Волгоградской и пр. Комарова. Индивидуальное жилье в объеме 600 тыс. кв.м - площадки по ул. Молодова, Волгоградской, в поселке "Светлый" .
Инженерное обеспечение площадок жилищного строительства в городе Омске и муниципальных образованиях Омской области будет осуществляться как от централизованных источников, так и от автономных инженерных систем (газовые котельные, подземные источники водоснабжения, локальные очистные сооружения канализации).
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 9 октября 2001 года N 213 "Об основных направлениях развития и модернизации отраслей жизнеобеспечения Омской области на 2001 - 2010 годы" намечен ряд мероприятий, направленных на:
- внедрение альтернативных локальных источников тепловой энергии,
- разработку и внедрение оптимальных схем тепло-, водо- и газоснабжения населенных пунктов Омской области,
закрытие энергозатратных котельных с переводом потребителей жилых домов на автономное теплоснабжение или переключением их на другие тепло источники.
3. Ресурсное обеспечение развития жилищного строительства
Для достижения расчетных объемов ввода жилья в целом по Омской области необходимо значительное увеличение инвестиционных вложений в жилищное строительство. За счет всех источников финансирования в 2003 - 2010 годах потребуется 21250 млн. рублей (в ценах 2003 года),
В 2002 году на строительство жилья направлено 680 млн. рублей. Для обеспечения роста ввода в эксплуатацию жилья в соответствии с прогнозируемыми объемами необходимо увеличить размеры инвестиций в жилищное строительство к 2005 году до 1,5 млрд. рублей, а к 2010 году до 5,7 млрд. рублей в ценах 2003 года. Такого уровня инвестиций можно добиться только при значительном увеличении вложений за счет средств населения, акционерных обществ, коммерческих банков, других внебюджетных источников, областного и местных бюджетом
Потребность инвестиций в 2003 - 2010 годах по источникам финансирования составляет:
- средства федерального бюджета - 355 млн. рублей (1,7 процента),
- средства областного бюджета - 3450 млн. рублей (16.2 процента).
- средства местных бюджетов - 635 млн. рублей (3 процента),
- средства организаций, банковские кредиты и прочие источники -13085 млн. рублей (61,6 процента);
- средства населения - 3725 млн. рублей (17,5 процента). Объемы и источники финансирования будут корректироваться и уточняться с учетом средств, утверждаемых в областном бюджете на каждый последующий год по отрасли "Государственные капитальные вложения" на жилищное строительство.
Привлечение инвестиций предполагается за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и подпрограмм, а также за счет средств открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва), направленных на выкуп закладных, выпущенных в Омской области по стандартам указанного Агентства.
4. Заключение
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит:
- обеспечить увеличение объемов ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования К 2005 году до 500 тыс. кв.м, и в 2010 году выйти на уровень 800 тыс. кв.м жилья в год;
- предоставить социальное жилье 21 тыс. семей со средним и ниже среднего уровнем доходов;
осуществить строительство и достройку индивидуальными застройщиками 16 тыс. индивидуальных жилых домов, к 2005 году увеличить ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов до 1200-1500 единиц в год, к 2010 году - до 2000-2300 единиц в год;
- обеспечить подъем строительной индустрии, промышленности строительных материалов, повысить занятость населения, увеличить доходы от деятельности строительного комплекса Омской области и смежных отраслей экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.