Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Омской области от 28 декабря 2005 г. N 714-ОЗ в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Закону Омской области
"О целевой программе Омской
области "Модернизация и развитие
автомобильных дорог Омской
области до 2025 года"
Целевая программа Омской области
"Модернизация и развитие автомобильных дорог
Омской области до 2025 года"
28 декабря 2005 г.
1. Сущность решаемых проблем
Бурная автомобилизация населения значительно оживила грузопассажирские перевозки. Данный фактор требует совершенствования дорожных услуг, завершения формирования сети автомобильных дорог, повышения их качественных характеристик и обеспечения круглогодичного, комфортного и безопасного движения. При этом совершенствование и модернизация автомобильных дорог Омской области должны обеспечивать поступательное экономическое развитие Омской области и решать общероссийские задачи.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Омской области (далее - автомобильные дороги), составляет 10574 км при расчетной потребности 15229 км, в том числе с твердым покрытием - 7258 км (из них 5946 км не соответствуют эксплуатационным показателям по причине необеспеченной прочности покрытия), остальные - грунтовые. 633 населенных пункта Омской области (из 1447) не имеют связи с районными центрами по дорогам с твердым покрытием. 30,4 процента мостов регионального значения (далее - мосты) относятся к временным и представлены деревянными и устаревшими конструкциями, не отвечающими современным требованиям по грузоподъемности, что существенно ограничивает возможности транспортных перевозок по автомобильным дорогам.
От 30 до 75 процентов дорожно-строительной техники государственных предприятий дорожно-строительного комплекса Омской области (далее - организации дорожного хозяйства) имеют 100-процентный износ. Из общего количества асфальтобетонных заводов только 5 процентов эксплуатируется менее 10 лет, остальные - около 30 лет и более.
В целом основными проблемами дорожного хозяйства являются:
- несоответствие существующих автомобильных дорог социально-экономическому и природно-ресурсному потенциалу Омской области, в том числе недостаток дорог, обеспечивающих кратчайшее автодорожное соединение районных центров Омской области и межрегиональные перевозки, а также объездных дорог (для вывода транзитного транспорта из городов и крупных населенных пунктов Омской области), что приводит к снижению скорости потока, значительным потерям времени пребывания в пути, ухудшению состояния окружающей среды;
- наличие на значительной части территории Омской области грунтовых автомобильных дорог с затрудненным, а в весенне-осенний период - практически невозможным проездом по ним;
- несоответствие значительной части мостов современным автотранспортным нагрузкам;
- низкий уровень обустройства автомобильных дорог и оснащения организаций дорожного хозяйства современной дорожно-строительной и эксплуатационной техникой.
По указанным причинам подавляющая часть автомобильных дорог не только не обеспечивает пропуск транспортных средств с заданными скоростями и нагрузками, но и создает угрозу безопасности перевозок, то есть не в состоянии обеспечить экономическое и социальное развитие Омской области.
Целевая программа Омской области "Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области до 2025 года" (далее - Программа) направлена на решение наиболее важных, приоритетных проблем модернизации и развития автомобильных дорог.
2. Основные цели, прогноз ожидаемых результатов
реализации Программы
Основными целями Программы являются:
- создание условий для улучшения социально-экономического положения Омской области, стимулирования экономического развития и повышения конкурентоспособности товаров и услуг за счет снижения транспортных издержек;
- эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов для поэтапного развития автомобильных дорог;
- обеспечение территориальной транспортной доступности на уровне, гарантирующем экономическую целостность и социальную стабильность Омской области, путем освоения и развития новых, в первую очередь северных территорий Омской области;
- интенсификация общественного производства и решение социальных проблем населения;
- обеспечение конституционных прав граждан на свободу передвижения и соблюдение интересов пользователей автомобильных дорог;
- создание оптимальных транспортных условий для развития внешних связей Омской области;
- снижение отрицательных воздействий на окружающую среду, здоровье населения и повышение безопасности дорожного движения на уровне, обеспечивающем устойчивую работу автомобильного транспорта;
- повышение качества дорожных работ и снижение их стоимости на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса;
- опережающее развитие дорожно-строительной индустрии и модернизация парка дорожно-строительных и дорожно-эксплуатационных машин и механизмов.
В результате реализации Программы планируется:
- к 2011 году довести транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог до требуемого уровня, при котором издержки на автомобильном транспорте будут иметь минимально возможную величину, что обеспечит повышение конкурентоспособности товаров и услуг, а следовательно, стабильное социально-экономическое развитие Омской области, создаст базу для дальнейшего развития и модернизации сети автомобильных дорог, позволит ликвидировать разрыв между фактическими и требуемыми расходами на ремонт автомобильных дорог. В дальнейшем их ремонт и содержание будут выполняться в соответствии с межремонтными сроками, что обеспечит сохранность существующей сети автомобильных дорог и соответствие их транспортно-эксплуатационных показателей нормативным требованиям;
- к 2025 году обновить парк дорожно-строительной и эксплуатационной техники, реконструировать 779 км и построить 3075 км автомобильных дорог, в том числе 387 км дороги Тобольск - Тара - Новосибирск (в пределах Омской области) и более 50 км Северного обхода города Омска, что обеспечит освоение новых территорий, улучшение их транспортной доступности и в целом - стимулирование экономического развития Омской области.
Для реализации мероприятий Программы потребуется 100747,47 млн. рублей, при этом будет достигнут:
- транспортный эффект в размере 139 млрд. рублей, характеризующий прямую выгоду пользователей дорог от улучшения дорожных условий в виде снижения себестоимости перевозок и сокращения потребности в транспортных средствах вследствие повышения их производительности;
- социально-экономический эффект в размере 86 млрд. рублей, в связи с повышением удобства и безопасности сообщения, сокращением времени пребывания пассажиров в пути, снижением потерь от дорожно-транспортных происшествий и сокращением экологического ущерба от воздействия автотранспорта на окружающую среду;
- внетранспортный экономический эффект в других отраслях экономики в размере 125 млрд. рублей, вследствие активизации предпринимательской деятельности, повышения сохранности и сокращения времени доставки грузов.
3. Технико-экономическое обоснование Программы
Автомобильные дороги - важнейшая составляющая часть инфраструктуры народно-хозяйственного комплекса, обеспечивающая его межотраслевое взаимодействие. От состояния и стабильного функционирования автомобильных дорог во многом зависит успешное развитие жизнедеятельности этого комплекса.
В течение ряда последних лет в дорожном хозяйстве практически не внедрялись новые прогрессивные технологии и методы производства работ.
Повсеместно проявляется тенденция к повышению степени износа техники и других основных фондов отрасли. Организационно-технологическая отсталость, постоянный рост цен на энергоносители во многом определяют высокую себестоимость работ. Все это отрицательно влияет на уровень рентабельности производства, не стимулирует организации дорожного хозяйства к достижению высоких показателей результатов труда.
Применение значительного количества специализированной техники, модернизация производственных баз организаций дорожного хозяйства возможны только при целевой поддержке отрасли финансовыми ресурсами областного бюджета, комплексном подходе к решению данной проблемы.
Программа направлена на создание условий для дальнейшего развития автомобильных дорог, решения комплекса названных проблем, в том числе социальной направленности и укрепления экономики Омской области.
4. Сведения об объемах и источниках финансирования Программы
Финансовые средства на реализацию Программы планируется формировать за счет областного бюджета, при этом общая сумма затрат на реализацию Программы составит 100747,47 млн. рублей (в ценах 2004 года), из них в: 2006-2010 гг. - 19247,16 млн. рублей, 2011-2015 гг. - 24177,12 млн. рублей, 2016-2020 гг. - 25514,64 млн. рублей и 2021-2025 гг. - 31808,55 млн. рублей.
Объемы затрат на финансирование Программы являются расчетными, конкретный размер средств, направляемых на модернизацию и развитие дорожного хозяйства Омской области, определяется в соответствии с объемом, утверждаемым на эти цели законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год, исходя из ожидаемого поступления доходов областного бюджета.
В целях привлечения средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы она представляется в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для обоснования объемов выделяемых на паритетных условиях субвенций и субсидий на государственную поддержку дорожного хозяйства Омской области на 2006 и последующие годы.
Органам местного самоуправления Омской области рекомендуется принять муниципальные программы по развитию автомобильных дорог на территории муниципальных образований Омской области.
5. Заказчик и исполнители Программы
Заказчик Программы - Правительство Омской области.
Исполнители Программы: Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области, государственное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области", подрядные организации на конкурсной основе.
6. Сроки и этапы реализации Программы
Выполнение Программы планируется осуществлять в течение 2006-2025 годов, в два этапа.
На первом этапе реализации Программы (2006-2010 гг.) приоритетным направлением является сохранение существующих автомобильных дорог и доведение их транспортно-эксплуатационного состояния до нормативного уровня. Одновременно с этим предусматриваются мероприятия по модернизации мостов и производственной базы организаций дорожного хозяйства в целях создания условий для масштабного развития и модернизации автомобильных дорог на втором этапе реализации Программы.
Учитывая важность развития северных территорий Омской области, на этом этапе предусматривается строительство автомобильных дорог Самсоново - Екатерининское, Большие Уки - Тевриз и Тевриз - Усть-Ишим. Кроме того, предусматривается продолжение строительства дороги Тобольск - Тара - Новосибирск и Северного обхода города Омска.
На втором этапе (2011-2025 гг.) основные мероприятия Программы направлены на реконструкцию существующих автомобильных дорог и их дальнейшее развитие. Вместе с модернизацией и развитием автомобильных дорог предусматривается продолжить работы по модернизации мостов, производственной базы, обновлению парка машин и механизмов организаций дорожного хозяйства, повышению безопасности дорожного движения и охране окружающей среды.
7. Мероприятия Программы
Достижение основных целей Программы предусматривается осуществлять путем реализации ряда мероприятий. Расстановка приоритетов в реализации этих мероприятий в Программе осуществлена на основе понимания того, что вклад автомобильных дорог в стабилизацию и подъем экономики Омской области, повышение уровня и условий жизни населения достигается прежде всего за счет снижения издержек на автомобильном транспорте и, в первую очередь, за счет повышения транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог. Перечень и стоимость реализации мероприятий приведены в приложении к настоящей Программе.
7.1. Содержание и ремонт автомобильных дорог и сооружений
Наибольший эффект от вклада автомобильных дорог в снижение себестоимости внутреннего валового продукта можно достичь путем одномоментного (в течение одного года) приведения существующего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог к нормативному уровню. Но в связи с крайне неудовлетворительным состоянием автомобильных дорог на это потребовалась бы значительная часть средств областного бюджета. Поэтому оптимизация инвестиций на выполнение мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог выполнялась из условия их вложения в течение пяти лет (2006-2010 гг.), что соответствует общероссийской стратегии развития и модернизации автомобильных дорог.
В качестве критерия сохранности дорог принят процент отказа автомобильной дороги, при котором не удовлетворяются требования по прочности дорожной конструкции. Отказ рассчитан при коэффициенте запаса прочности равном 0,5, так как при достижении этого значения начинается обвальное разрушение дорожной одежды. При расчете учтено не только повышение коэффициента в результате выполнения ремонтных мероприятий, но и его снижение на той части автомобильных дорог, которая не входит в план ремонта текущего года, и ее ремонт переходит на последующие годы.
Программой предусматривается осуществить ремонт и содержание имеющихся мостов с учетом увеличения грузоподъемности до современных требований. При расчете инвестиций на ремонт и содержание мостов учитывались: периодичность покраски стальных конструкций (через 10 лет при затратах 20 тыс. рублей на 1 п.м), периодичность ремонта проезжей части капитальных мостов (через 8-10 лет при затратах 70 тыс. рублей за 1 п.м), выполнение капитального ремонта мостов (через 20-25 лет при затратах 150 тыс. рублей за 1 п.м), периодичность реконструкции (через 40-50 лет при затратах 300 тыс. рублей за 1 п.м). На содержание всех мостов предусматривается ежегодное выделение средств в размере 60-80 млн. рублей.
Для существенного снижения воздействия автомобильных дорог на окружающую среду и здоровье населения Омской области в Программе предусматривается:
- строительство обходов городов и крупных сельских поселений Омской области, улучшение состояния улично-дорожной сети, используемой для пропуска транзитного транспорта, создание условий для улучшения режима движения;
- внедрение современных инженерных средств защиты окружающей среды от вредных воздействий, в том числе: применение организациями дорожного хозяйства экологически безопасных видов топлива (газа) и совершенствование системы очистки выбросов, использование искусственных растительных барьеров, устройство на автомобильных дорогах очистных сооружений и сооружений для пропуска животных;
- внедрение средств, снижающих уровень шума (путем устройства растительных и искусственных шумозащитных экранов и дорожных покрытий с уменьшенным шумообразованием);
- разработка и внедрение новых методов и способов зимнего содержания автомобильных дорог, позволяющих уменьшить отрицательное влияние противогололедных материалов.
Расчетный объем финансирования мероприятий по содержанию и ремонту автом
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.