Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Потребительский рынок
Потребительский рынок города Омска характеризуется высоким уровнем товарного насыщения и широким спектром услуг. Оборот розничной торговли в городе за 2002-2005 годы имел положительные темпы роста и составил за 2005 год 74,8 млрд. руб. (117,2 процента к 2004 году).
В структуре формирования оборота розничной торговли отмечается значительное опережение темпов роста оборота торгующих организаций. Объем розничного оборота торгующих организаций в период с 2002 по 2004 год вырос с 23,3 млрд. руб. до 40,9 млрд. руб. Оборот розничной торговли на 70 процентов формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Расширение сети розничной торговли характеризуется масштабным распространением сетевого принципа создания крупных продовольственных магазинов, супермаркетов, осуществляющих продажу товаров методом самообслуживания с применением компьютерных касс и штрихового кодирования товаров. Высокая конкурентная среда в торговле обеспечивает внедрение новых форм обслуживания потребителей: сезонные распродажи, обслуживание по дисконтным картам, создание собственного производства полуфабрикатов и т.д. Актуальной и приоритетной формой обслуживания является предоставление товаров в кредит.
На территории города Омска произошли значительные изменения в структуре предприятий общественного питания. Ежегодно открываются новые кафе и рестораны, темпы прироста ресторанного бизнеса достигают 20 процентов в год. Действующие предприятия общественного питания переходят в новые форматы. Появились предприятия общественного питания в структуре вновь открывающихся торгово-развлекательных комплексов. Ежегодно по итогам проведенных аукционов формируется сеть сезонных предприятий общественного питания. В 2005 году на территории города Омска функционировало 67 летних кафе и 17 летних веранд.
Сеть бытового обслуживания населения города Омска включает около 1000 предприятий. Каждое четвертое предприятие бытового обслуживания расположено в некапитальном строении. Обеспеченность города Омска предприятиями бытового обслуживания населения составляет менее 50 процентов от нормативной. На долю индивидуальных предпринимателей приходится 27 процентов объема бытовых услуг, на долю юридических лиц - 73 процента.
Механизмы рыночного саморегулирования эффективны для покрытия спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, в отношении малообеспеченных категорий граждан необходимо реализовать меры социальной поддержки, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания.
В области потребительского рынка наиболее острыми являются следующие проблемы:
- неравномерность распределения объектов торговли и услуг на территории города Омска;
- торговля в неустановленных местах;
- проблема обеспечения качества и безопасности товаров в сфере мелкорозничной торговли;
- недостаточное обеспечение потребностей населения города Омска бытовыми услугами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.