Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Омской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области" (Ведомости Законодательного Собрания Омской области, 2003, N 2 (35), ст. 1955; N 3 (36), ст. 2005; 2004, N 4 (41), ст. 2439; Омский вестник, 2006, 13 января, N 13) следующие изменения:
1. В статье 14:
1) в пункте 1 слова "трех дней после образования избирательных участков" заменить словами "чем за 25 дней до дня голосования";
2) в пункте 2 абзац девятый изложить в следующей редакции:
"После опубликования списков избирательных участков (либо одновременно с их опубликованием) территориальная избирательная комиссия публикует в средствах массовой информации сообщение о предстоящем формировании участковых избирательных комиссий. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке предоставления предложений о кандидатурах для назначения в состав участковой избирательной комиссии, а также о количестве членов участковой избирательной комиссии. Срок приема предложений по составу участковых избирательных комиссий не может быть менее десяти дней. По истечении установленного территориальной избирательной комиссией срока предложения не рассматриваются.".
2. Пункт "д" статьи 17 изложить в следующей редакции:
"д) регистрирует доверенных лиц кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а также представителей указанных кандидатов по финансовым вопросам;".
3. Пункт 9 статьи 24 исключить.
4. Статью 27 изложить в следующей редакции:
"Статья 27. Выдвижение списка кандидатов по единому областному избирательному округу избирательным объединением
1. Выдвижение списка кандидатов избирательным объединением осуществляется не ранее чем за 70 дней до дня голосования.
2. Избирательное объединение вправе включать в список кандидатов лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, включенных в список кандидатов, не может превышать 40 человек.
3. При выдвижении списка кандидатов избирательное объединение вправе представить в Избирательную комиссию Омской области свою эмблему.
4. После представления списка кандидатов в Избирательную комиссию Омской области его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов.".
5. В статье 28:
1) в пунктах 1, 2 слова ", но не может быть менее 10 подписей" исключить;
2) в пункте 4 четвертое предложение изложить в следующей редакции:
"Кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей по форме, установленной Избирательной комиссией Омской области.".
6. В статье 29:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 40 дней до дня голосования представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) первый финансовый отчет кандидата;
2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
3) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 4 статьи 28 настоящего Закона (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
4) копия платежного документа о перечислении избирательного залога с отметкой филиала (отделения филиала) Сберегательного банка Российской Федерации (если выдвижение кандидата обеспечивается избирательным залогом);
5) решение избирательного объединения о выдвижении кандидата (если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи подписи избирателей не собираются и избирательный залог не вносится).
Для регистрации списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 40 дней до дня голосования представляет в Избирательную комиссию Омской области следующие избирательные документы:
1) первый финансовый отчет избирательного объединения;
2) сведения об изменениях в списке кандидатов, произошедших после его заверения Избирательной комиссией Омской области, и об изменениях в данных о каждом кандидате из списка кандидатов, ранее представленных в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
3) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 4 статьи 28 настоящего Закона, если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей;
4) копия платежного документа о перечислении избирательного залога с отметкой филиала (отделения филиала) Сберегательного банка Российской Федерации, если выдвижение списка кандидатов обеспечивается избирательным залогом;
5) решение избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи подписи избирателей не собираются и избирательный залог не вносится.";
2) в подпункте "н" пункта 15, подпункте "к" пункта 16 цифры "11" заменить цифрой "3".
7. Дополнить статьей 33.1 следующего содержания:
"Статья 33.1. Уполномоченные представители избирательных объединений
1. Избирательное объединение имеет право назначить не более 10 представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с его участием в выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области, в том числе представителей по финансовым вопросам (далее - уполномоченные представители).
2. Избирательное объединение назначает уполномоченных представителей по финансовым вопросам, наделенных полномочиями по распоряжению средствами избирательного фонда данного избирательного объединения и иными связанными с этим полномочиями.
3. Уполномоченные представители, указанные в пунктах 1, 2 настоящей статьи, назначаются решением уполномоченного органа избирательного объединения. В решении указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы род занятий), адрес места жительства каждого уполномоченного представителя, а также его полномочия. Для уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам указывается также, что он имеет право подписи платежных (расчетных) документов.
4. Списки уполномоченных представителей, указанных в пунктах 1, 2 настоящей статьи, представляются при выдвижении списка кандидатов в Избирательную комиссию Омской области на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по установленной ею форме. В списках указываются сведения об уполномоченных представителях, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, номер телефона каждого уполномоченного представителя, а для уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам - также сведения о том, что они являются соответствующими уполномоченными представителями по финансовым вопросам, и объем их полномочий. К списку прилагается письменное заявление каждого из перечисленных в данном списке лиц о согласии быть уполномоченным представителем.
Избирательная комиссия Омской области заверяет список уполномоченных представителей избирательного объединения.
5. Уполномоченные представители избирательного объединения осуществляют свои полномочия на основании решения, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, а уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам также на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, в которой указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, полномочия указанного лица и приводится оттиск печати для финансовых документов избирательного объединения.
6. Уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам подлежат регистрации в Избирательной комиссии Омской области. Регистрация производится в трехдневный срок на основании решения и доверенности, предусмотренных соответственно пунктами 3 и 5 настоящей статьи, и при предъявлении уполномоченным представителем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
7. Избирательное объединение по решению его уполномоченного органа вправе в любое время прекратить полномочия назначенного ею уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в Избирательную комиссию Омской области. Копия решения о прекращении полномочий уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам направляется также в филиал Сберегательного банка Российской Федерации, в котором избирательное объединение открыло специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда.
8. Уполномоченные представители, указанные в пунктах 1, 2 настоящей статьи, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
9. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения начинается со дня их регистрации Избирательной комиссией Омской области и истекает с момента утраты своего статуса всеми кандидатами, включенными в список кандидатов, выдвинутый этим избирательным объединением, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Омской области. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае если ведется судебное разбирательство с участием назначившего их избирательного объединения, со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения.".
8. В статье 38:
1) пункт 11 дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
"Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени представляется в филиал Сберегательного банка Российской Федерации уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам, кандидатом не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации представляется уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам, кандидатом в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения этого условия предоставление эфирного времени не допускается.";
2) пункт 17 дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:
"Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади представляется в филиал Сберегательного банка Российской Федерации уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам, кандидатом не позднее чем за два дня до дня публикации предвыборного агитационного материала. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации представляется уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам, кандидатом в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.".
9. В статье 43:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе, а избирательное объединение обязано назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется соответствующей избирательной комиссией в соответствии со статьей 33.1 настоящего Закона.";
2) пункты 6-10 изложить в следующей редакции:
"6. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата не может превышать 3 млн. рублей. Предельный размер расходования средств избирательного фонда избирательного объединения не может превышать 15 млн. рублей.
7. Размер собственных средств кандидата, избирательного объединения, внесенных в избирательный фонд соответственно кандидата, избирательного объединения, не может быть более 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда.
8. Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата не может быть более 1 процента от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.
9. Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд избирательного объединения не может быть более 0,2 процента от предельного размера расходования средств избирательного фонда избирательного объединения.
10. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения не может превышать 10 процентов от предельного размера расходования средств соответствующего избирательного фонда. Размер средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, не может превышать 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.".
10. В пункте 4 статьи 47 цифры "500" заменить цифрами "5000", цифры "150" заменить цифрами "1500".
11. Статьи 53, 54 изложить в следующей редакции:
"Статья 53. Протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования
1. Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования:
1) по одномандатному избирательному округу протоколом N 1 (далее - протокол N 1);
2) по единому областному избирательному округу протоколом N 2 на соответствующем избирательном участке (далее - протокол N 2).
2. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Каждый из указанных в пункте 1 настоящей статьи протоколов должен содержать:
1) номер экземпляра;
2) название выборов, дату голосования, наименование и номер избирательного округа;
3) слово "Протокол";
4) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка;
5) следующие строки протокола:
а) строка 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
в) строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
г) строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
д) строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней;
е) строка 6: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
ж) строка 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
з) строка 8: число недействительных избирательных бюллетеней;
и) строка 9: число действительных избирательных бюллетеней;
к) строка 10: число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;
л) строка 11: число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
м) строка 12: число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
н) строка 13: число погашенных не использованных на избирательном участке открепительных удостоверений;
о) строка 14: число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией;
п) строка 15: число утраченных избирательных бюллетеней;
р) строка 16: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении;
с) строка 17: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию "Против всех кандидатов" протокола N 1, позицию "Против всех списков кандидатов" протокола N 2.
В строку 17 и последующие строки протокола N 1 дополнительно вносятся в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата.
В строку 17 и последующие строки протокола N 2 дополнительно вносятся наименования избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене и число голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов;
6) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
7) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи;
8) дату и время подписания протокола;
9) печать участковой избирательной комиссии.
3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол N 1 и протокол N 2 цифрами и прописью.
Статья 54. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией
1. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 5 соответствующего протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенную форму число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при голосовании. После этого члены участковой избирательной комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с пунктом 8 статьи 49 настоящего Закона. Это число вносится в строки 13 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 соответствующего протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, а также оглашает и вносит в строку 10 соответствующего протокола и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей по единому областному и одномандатному избирательным округам соответственно следующие суммарные данные по этой странице:
1) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также избирателей, выбывших по другим причинам);
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей). При установлении числа избирателей, включенных в список по одномандатному избирательному округу, не учитываются избиратели, включенные в список избирателей на основании открепительных удостоверений, если они получили избирательные бюллетени только по единому областному избирательному округу;
3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
5) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
6) число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует по подписанным им страницам списка избирателей, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, по всем страницам списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм:
1) в строку 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
2) в строку 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
3) в строку 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
4) в строку 11: число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
5) в строку 12: число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
6) в строку 14: число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.
7. После осуществления действий, указанных в пункте 6 настоящей статьи, со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
8. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи. Список избирателей на это время убирается в сейф либо в иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.
9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
10. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
11. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13 и 16 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.
12. При сортировке бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.
13. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 6 соответствующего протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, на именований избирательных объединений, позиций "Против всех кандидатов", "Против всех списков кандидатов", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.
14. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
15. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, за каждый из зарегистрированных списков кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов (всех списков кандидатов), одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
16. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, позиций "Против всех кандидатов", "Против всех списков кандидатов", или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 13 настоящей статьи) заносится в строку 8 соответствующего протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
17. После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным за каждого кандидата, список кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов, против всех списков кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после их оглашения вносятся в строку 17 и последующие строки соответствующего протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенную форму.
18. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число действительных избирательных бюллетеней путем суммирования данных, содержащихся в строке 17 и последующих строках соответствующего протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, оглашают его и вносят в строку 9 данного протокола и его увеличенной формы.
19. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и вносят в строку 7 соответствующего протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенную форму.
20. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
21. После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, утвержденных Избирательной комиссией Омской области. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете данных по всем или отдельным строкам соответствующего протокола, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5 протокола контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола: в строку 15 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 16 "Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении". Если число, указанное в строке 2, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5, вносится в строку 15, при этом в строке 16 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5, больше числа, указанного в строке 2, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 16, при этом в строке 15 проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в соответствующий протокол, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 15 и 16 проставляется цифра "0".
22. Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, спискам кандидатов, за которые поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются бюллетени, поданные против всех кандидатов и против всех списков кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени по единому областному и по одномандатному избирательным округам. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, наименование избирательного объединения, отмеченные в соответствующих бюллетенях, либо ставится отметка "Недействительные бюллетени по единому областному избирательному округу", "Недействительные бюллетени по одномандатному избирательному округу", "Против всех кандидатов" или "Против всех списков кандидатов". Сложенные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящей статьи, упакованные открепительные удостоверения складываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, номер (наименование) избирательного округа, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
23. После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящего Закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Протокол, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после подписания его указанными лицами. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей.
24. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в соответствующем протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
25. При подписании протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с протоколом (протоколами) в целом или с его (их) отдельными положениями, вправе приложить к протоколу (протоколам) особое мнение, о чем в протоколе (протоколах) делается соответствующая запись.
26. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
27. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первому экземпляру протокола прилагаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящего Закона, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола с приложенными к нему документами доставляется в территориальную избирательную комиссию председателем, секретарем или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию.
28. Вторые экземпляры протоколов об итогах голосования предоставляются для ознакомления лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, после чего вторые экземпляры протоколов об итогах голосования вместе с предусмотренной настоящим Законом избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени и списки избирателей, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также печать участковой избирательной комиссии передаются для хранения в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через 5 дней после официального опубликования результатов выборов. За 2 дня до истечения срока полномочий участковой избирательной комиссии копии вторых экземпляров протоколов, имеющиеся в участковой избирательной комиссии, уничтожаются с составлением акта.
29. Данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.".
12. Статью 55 изложить в следующей редакции:
"Статья 55. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией
1. На основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех указанных в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Прием протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протоколов территориальной избирательной комиссии об итогах голосования осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов территориальной избирательной комиссии по приему протоколов участковых избирательных комиссий, суммированию содержащихся в них данных и составлению протоколов территориальной избирательной комиссии об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов территориальной избирательной комиссии, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В указанном помещении должны находиться увеличенные формы соответствующих сводных таблиц территориальной избирательной комиссии.
3. Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования с приложенными к ним документами члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность составления протоколов и полноту приложенных к ним документов.
4. Если протокол (протоколы) участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен (составлены) с нарушением предъявляемых к составлению протокола требований, предусмотренных настоящим Законом, участковая избирательная комиссия обязана составить повторный протокол (повторные протоколы) в соответствии с требованиями настоящего Закона, а первоначально представленный протокол (протоколы) остается (остаются) в территориальной избирательной комиссии.
5. Если протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с предъявляемыми к составлению протокола требованиями, предусмотренными настоящим Законом, член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно вносит данные, содержащиеся в каждом протоколе, в соответствующую сводную таблицу территориальной избирательной комиссии. Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену территориальной избирательной комиссии протоколы, подписывается в каждой из увеличенных форм сводной таблицы территориальной избирательной комиссии под данными, содержащимися в соответствующем протоколе.
6. Данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, по мере их введения в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы", но не позднее чем через одни сутки со дня голосования (для протоколов с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" - не позднее чем через одни сутки со дня составления соответствующего протокола) размещаются Избирательной комиссией Омской области в сети Интернет и содержатся там не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов.
7. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования по одномандатному избирательному округу протоколом N 1, по единому областному избирательному округу протоколом N 2, в которые вносятся следующие данные:
1) число участковых избирательных комиссий на соответствующей территории;
2) число поступивших протоколов N 1, число поступивших протоколов N 2 участковых избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составляется соответствующий протокол;
3) число избирательных участков, итоги голосования по которым были признаны недействительными, и суммарное число избирателей, включенных в списки избирателей по данным избирательным участкам на момент окончания голосования;
4) суммарные данные по всем строкам протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, предусмотренным пунктом 2 статьи 53 настоящего Закона.
8. Перед подписанием протоколов об итогах голосования территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения закона, допущенные при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования. После этого территориальная избирательная комиссия подписывает протоколы N 1 и N 2 об итогах голосования и выдает их заверенные копии лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Каждый протокол территориальной избирательной комиссии об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Подписание протокола с нарушением указанного порядка является основанием для признания данного протокола недействительным. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к соответствующему протоколу особое мнение, о чем в данном протоколе делается соответствующая запись.
9. К каждому экземпляру соответствующего протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования прилагаются:
1) сводная таблица территориальной избирательной комиссии, включающая в себя полные данные, содержащиеся во всех поступивших в территориальную избирательную комиссию протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования по соответствующему избирательному округу;
2) акты о передаче территориальной избирательной комиссией избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям, а также о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, хранившихся в территориальной избирательной комиссии, с указанием количества этих бюллетеней;
3) акты о выдаче территориальной избирательной комиссией избирателям открепительных удостоверений, о передаче открепительных удостоверений участковым избирательным комиссиям, а также о погашении неиспользованных открепительных удостоверений, хранившихся в территориальной избирательной комиссии, с указанием количества этих удостоверений.
10. Сводные таблицы и акты, указанные в пункте 9 настоящей статьи, подписываются председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии.
11. К первому экземпляру каждого протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования прилагаются особые мнения членов территориальной избирательной комиссии, а также жалобы (заявления) на нарушения закона, допущенные при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования, поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления территориальной избирательной комиссией соответствующего протокола об итогах голосования, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения территориальной избирательной комиссии. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру соответствующего протокола.
12. Первые экземпляры протоколов территориальной избирательной комиссии об итогах голосования после их подписания всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса вместе с приложенными к ним документами и протоколами участковых избирательных комиссий об итогах голосования незамедлительно направляются в соответствующую избирательную комиссию и возврату не подлежат.
13. Второй экземпляр каждого протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования, вторые экземпляры сводных таблиц и актов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, предоставляются для ознакомления членам территориальной избирательной комиссии, членам вышестоящих избирательных комиссий с правом совещательного голоса, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном территориальной избирательной комиссией.
14. Вторые экземпляры протоколов территориальной избирательной комиссии об итогах голосования вместе со вторыми экземплярами сводных таблиц и актов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранятся секретарем территориальной избирательной комиссии.
15. Если после подписания протоколов территориальной избирательной комиссии об итогах голосования и (или) сводных таблиц территориальной избирательной комиссии и направления их первых экземпляров в вышестоящую окружную избирательную комиссию территориальная избирательная комиссия, составившая протоколы и сводные таблицы, либо вышестоящая избирательная комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования), территориальная избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол (протоколы) и (или) сводную таблицу (сводные таблицы). Территориальная избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и присутствовавших при составлении ранее утвержденного соответствующего протокола территориальной избирательной комиссии. В этом случае территориальная избирательная комиссия составляет протокол (протоколы) об итогах голосования и (или) сводную таблицу (сводные таблицы), на которых делается отметка "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол (протоколы) и (или) сводная таблица (сводные таблицы) незамедлительно направляются в вышестоящую избирательную комиссию. Ранее представленные территориальной избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию протокол (протоколы) об итогах голосования и (или) сводная таблица (сводные таблицы) приобщаются к соответствующему повторному протоколу и (или) соответствующей повторной сводной таблице. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и (или) повторной сводной та блицы является основанием для признания повторного протокола недействительным.
16. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе (протоколах) об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протокола (протоколов), поступившего (поступивших) из участковой избирательной комиссии, территориальная избирательная комиссия как в ходе предварительной проверки правильности составления протокола (протоколов), так и после приема протокола (протоколов) участковой избирательной комиссии об итогах голосования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке. Указанный повторный подсчет может проводиться до установления территориальной избирательной комиссией итогов голосования и составления ею протокола об итогах голосования.
17. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или территориальной избирательной комиссией, принявшей решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей участковой избирательной комиссии, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет соответствующий протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Если такой протокол составляется участковой избирательной комиссией, он незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. К этому протоколу приобщается ранее представленный в территориальную избирательную комиссию протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Нарушение избирательной комиссией, проводившей повторный подсчет голосов избирателей, указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным.".
13. Дополнить статьей 55.1 следующего содержания:
"Статья 55.1. Определение результатов выборов по одномандатному избирательному округу и установление итогов голосования по единому областному избирательному округу
1. На основании данных первых экземпляров протоколов территориальных (участковых) избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу, а также устанавливает итоги голосования по единому областному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа. Суммирование данных, содержащихся в протоколах территориальных (участковых) избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. Прием протоколов территориальных (участковых) избирательных комиссий, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протоколов об итогах голосования, о результатах выборов осуществляется в одном помещении, при этом все действия членов окружной избирательной комиссии по приему протоколов, суммированию содержащихся в них данных и составлению протоколов об итогах голосования, о результатах выборов должны находиться в поле зрения членов окружной избирательной комиссии, наблюдателей, а также лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В указанном помещении должны находиться увеличенные формы сводных таблиц по соответствующему избирательному округу.
3. Председатель, секретарь или иной член территориальной (участковой) избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первые экземпляры протоколов территориальной (участковой) избирательной комиссии об итогах голосования с приложенными к ним документами члену окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность их заполнения, полноту приложенных к ним документов и выполнение контрольных соотношений.
4. Если протокол (протоколы) и (или) сводная таблица (сводные таблицы) территориальной (участковой) избирательной комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований, предъявляемых к составлению протокола и (или) сводной таблицы, территориальная (участковая) избирательная комиссия обязана составить повторный протокол (протоколы) и (или) сводную таблицу (сводные таблицы) в соответствии с требованиями пункта 15 статьи 55 настоящего Закона, а первоначально представленные протокол (протоколы) и (или) сводная таблица (сводные таблицы) остаются в окружной избирательной комиссии.
5. Если протоколы и сводные таблицы территориальной (участковой) избирательной комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями настоящего Закона, предъявляемыми к составлению протокола и сводной таблицы, член окружной избирательной комиссии незамедлительно вносит данные каждого из протоколов в соответствующую сводную таблицу окружной избирательной комиссии. Председатель, секретарь или иной член территориальной (участковой) избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену окружной избирательной комиссии протоколы об итогах голосования, подписывается в каждой из увеличенных форм сводной таблицы под данными соответствующего протокола территориальной (участковой) избирательной комиссии об итогах голосования.
6. О результатах выборов по одномандатному избирательному округу на основании протоколов N 1 территориальных (участковых) избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия составляет протокол N 1 и сводную таблицу.
В протокол N 1 вносятся следующие данные:
1) число территориальных (участковых) избирательных комиссий в одномандатном избирательном округе;
2) число протоколов N 1 территориальных (участковых) избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;
3) число избирательных участков, итоги голосования по которым были признаны недействительными, и суммарное число избирателей, внесенных в списки избирателей по данным избирательным участкам на момент окончания голосования;
4) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах N 1 территориальных (участковых) избирательных комиссий об итогах голосования;
5) доля голосов (в процентах), поданных за каждого кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, и против всех кандидатов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
6) число избирателей, принявших участие в выборах, и доля (в процентах) этого числа от числа избирателей, включенных в списки избирателей;
7) фамилия, имя и отчество зарегистрированного кандидата, избранного депутатом.
7. На основании протокола о результатах выборов окружная избирательная комиссия принимает решение о результатах выборов по соответствующему одномандатному избирательному округу.
8. Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
9. Окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу несостоявшимися в случае, если:
1) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;
2) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
10. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списке избирателей, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования, и равно сумме чисел, проставленных в строках 3, 4 протокола N 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
11. Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов по одномандатному избирательному округу недействительными:
1) в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) в случае если итоги голосования по одномандатному избирательному округу признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;
3) по решению суда.
12. Для подписания протоколов окружной избирательной комиссии о результатах выборов, об итогах голосования комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого окружная избирательная комиссия подписывает протоколы о результатах выборов, об итогах голосования и выдает их заверенные копии лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Протоколы о результатах выборов, об итогах голосования составляются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (час с минутами) их подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания его недействительным. Член окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласный с протоколом (протоколами) в целом или с отдельными его (их) положениями, вправе приложить к протоколу (протоколам) особое мнение, о чем в соответствующем протоколе делается запись.
13. К каждому экземпляру соответствующего протокола прилагаются:
1) сводная таблица о результатах выборов по одномандатному избирательному округу, об итогах голосования по единому областному избирательному округу соответственно, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов территориальных (участковых) избирательных комиссий об итогах голосования;
2) акты о получении окружной избирательной комиссией избирательных бюллетеней, о передаче их территориальным и участковым избирательным комиссиям, а также о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, хранившихся в окружной избирательной комиссии, с указанием числа этих бюллетеней;
3) акты о передаче территориальным избирательным комиссиям открепительных удостоверений, а также о погашении неиспользованных открепительных удостоверений с указанием числа этих удостоверений.
14. Сводные таблицы и акты, указанные в пункте 13 настоящей статьи, подписываются председателем, заместителем председателя и секретарем окружной избирательной комиссии.
15. К первым экземплярам протоколов окружной избирательной комиссии о результатах выборов приобщаются особые мнения членов окружной избирательной комиссии, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления окружной избирательной комиссией протоколов об итогах голосования о результатах выборов, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
16. Первые экземпляры каждого протокола окружной избирательной комиссии с приобщенными к ним документами незамедлительно после подписания протоколов и сводных таблиц направляются в Избирательную комиссию Омской области и возврату в окружную избирательную комиссию не подлежат.
17. Вторые экземпляры протоколов окружной избирательной комиссии, вторые экземпляры сводных таблиц и актов, указанных в пункте 13 настоящей статьи, предоставляются для ознакомления членам окружной избирательной комиссии и членам вышестоящей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего обозрения в месте, установленном окружной избирательной комиссией. Через 30 дней после дня голосования копии вторых экземпляров протоколов, имеющиеся в окружной избирательной комиссии, уничтожаются с составлением акта.
18. Вторые экземпляры протоколов окружной избирательной комиссии вместе со вторыми экземплярами сводных таблиц и актов, указанных в пункте 8 настоящей статьи, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", присутствовавших при установлении итогов голосования, определении результатов выборов и составлении соответствующих протоколов, а также с другими документами, предусмотренными настоящим Законом, хранятся секретарем окружной избирательной комиссии.
19. Если после подписания окружной избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, о результатах выборов и сводных таблиц и направления их первых экземпляров в Избирательную комиссию Омской области окружная избирательная комиссия, составившая протоколы, сводные таблицы, либо Избирательная комиссия Омской области в ходе предварительной проверки выявят в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку в сложении данных протоколов территориальных (участковых) избирательных комиссий), окружная избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол (протоколы) и (или) сводную таблицу (сводные таблицы). Окружная избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении окружная избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае окружная избирательная комиссия составляет соответствующий протокол и (или) сводную таблицу, на котором делается отметка "Повторный" или "Повторная". Указанные протокол (протоколы) и (или) сводная таблица (сводные таблицы) незамедлительно направляются в Избирательную комиссию Омской области. Ранее представленные в Избирательную комиссию Омской области протокол (протоколы) и (или) сводная таблица (сводные таблицы) приобщаются к повторному протоколу (протоколам) и (или) сводной таблице (сводным таблицам). Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и (или) повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным.
20. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории.
21. В случае, указанном в пункте 20 настоящей статьи, повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, либо вышестоящей избирательной комиссией. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет соответствующий протокол, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Заверенные копии такого протокола выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Если такой протокол составляется нижестоящей избирательной комиссией, он незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию. Ранее представленный протокол (протоколы) территориальной (участковой) избирательной комиссии приобщается к протоколу (протоколам), составленному (составленным) по итогам повторного подсчета голосов избирателей.".
14. Статью 56 изложить в следующей редакции:
"Статья 56. Определение результатов выборов в едином областном избирательном округе
1. На основании данных первых экземпляров протоколов N 2 территориальных избирательных комиссий об итогах голосования по единому областному избирательному округу Избирательная комиссия Омской области после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 7 дней после дня голосования определяет результаты выборов по единому областному избирательному округу. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены Избирательной комиссии Омской области с правом решающего голоса.
2. Избирательная комиссия Омской области составляет протокол о результатах выборов по единому областному избирательному округу, в который вносятся следующие сведения:
1) число территориальных избирательных комиссий в Омской области;
2) число протоколов территориальных избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
3) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах N 2 территориальных избирательных комиссий об итогах голосования;
4) доля голосов (в процентах), поданных за каждый список кандидатов и против всех списков кандидатов, от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
5) число избирателей, принявших участие в выборах, и доля (в процентах) этого числа от числа избирателей, включенных в списки избирателей;
6) наименования избирательных объединений, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из них;
7) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами, из каждого списка кандидатов.
3. Число избирателей, принявших участие в выборах, число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется в соответствии с пунктом 10 статьи 55.1 настоящего Закона.
4. На основании протокола о результатах выборов Избирательная комиссия Омской области принимает решение о результатах выборов.
5. Избирательная комиссия Омской области признает выборы по единому областному избирательному округу несостоявшимися, если:
1) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;
2) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;
3) если за списки кандидатов, получившие согласно настоящему Закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу.
6. Избирательная комиссия Омской области признает результаты выборов по единому областному избирательному округу недействительными:
1) в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2) в случае если итоги голосования по единому областному избирательному округу признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;
3) по решению суда.
7. Списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной статьей 65 настоящего Закона. При этом до применения указанной методики из каждого списка кандидатов исключаются зарегистрированные кандидаты, избранные в Законодательное Собрание Омской области по одномандатным избирательным округам.
8. Зарегистрированный кандидат, который вправе получить депутатский мандат в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке кандидатов, может отказаться от получения депутатского мандата в течение трех дней со дня голосования. Заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву. В этом случае депутатский мандат передается следующему зарегистрированному кандидату из того же списка в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 64 настоящего Закона.
9. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Избирательной комиссией Омской области и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов.
10. Протокол о результатах выборов по единому областному избирательному округу составляется Избирательной комиссией Омской области и подписывается всеми присутствующими членами Избирательной комиссии Омской области с правом решающего голоса. К протоколу прилагается сводная таблица о результатах выборов по единому областному избирательному округу, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования.
11. Член Избирательной комиссии Омской области с правом решающего голоса, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу также прилагаются поступившие в Избирательную комиссию Омской области в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения Избирательной комиссии Омской области.
12. Заверенные копии протокола и сводной таблицы предоставляются всем членам Избирательной комиссии Омской области, лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", представителям средств массовой информации, присутствовавшим при определении результатов выборов в едином областном избирательном округе.
13. Если после подписания протокола о результатах выборов по единому областному избирательному округу и сводной таблицы Избирательная комиссия Омской области выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий), Избирательная комиссия Омской области обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Избирательная комиссия Омской области, информируя о проведении указанного заседания, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении Избирательная комиссия Омской области в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации.
14. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из избирательных комиссий, Избирательная комиссия Омской области вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории.
15. В случае, указанном в пункте 14 настоящей статьи, повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) Избирательной комиссии Омской области с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, о результатах выборов, который подлежит проверке, либо вышестоящей по отношению к этой комиссии избирательной комиссией. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Ранее представленный протокол об итогах голосования приобщается к протоколу, составленному по итогам повторного подсчета голосов избирателей. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным.".
15. Дополнить статьей 56.1 следующего содержания:
"Статья 56.1. Установление общих результатов выборов
На основании протокола Избирательной комиссии Омской области о результатах выборов по единому областному избирательному округу и на основании протоколов N 1 окружных избирательных комиссий о результатах выборов по одномандатным избирательным округам Избирательная комиссия Омской области не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов.".
16. Статью 64 изложить в следующей редакции:
"Статья 64. Замещение вакантных депутатских мандатов
1. Избирательная комиссия Омской области передает депутатский мандат первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов в случае:
1) досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов по списку кандидатов, выдвинутому избирательным объединением;
2) непредставления зарегистрированным кандидатом документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 58 настоящего Закона;
3) подачи зарегистрированным кандидатом заявления, предусмотренного пунктом 8 статьи 56 настоящего Закона.
2. Если в списке кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов Законодательного Собрания Омской области.".
17. Статью 65 изложить в следующей редакции:
"Статья 65. Методика распределения депутатских мандатов
1. К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
Если за списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей за списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если за один список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, а остальные списки кандидатов не были допущены к распределению депутатских мандатов, к участию в указанном распределении допускается также список кандидатов, который получил наибольшее среди остальных списков кандидатов число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому областному избирательному округу.
2. Избирательная комиссия Омской области подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Эта сумма голосов избирателей делится на 22 - число депутатских мандатов, распределяемых по единому областному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между списками кандидатов.
3. Число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
4. Если после проведенного первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей. При равенстве голосов избирателей преимущество отдается списку кандидатов, зарегистрированному раньше.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Омской области от 24 июля 2006 г. N 774-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О выборах депутатов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.