Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Мэра города Омска
от 3 августа 2006 г. N 236-п
Информация
о мероприятиях "Чистый город" на период до 2010 года
23 июля 2009 г.
I. Анализ исходного состояния
К твердым бытовым отходам (далее - ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых (включая отходы от текущего ремонта квартир) и общественных зданиях, зданиях торговых, досуговых, спортивных и других организаций, смет с автомобильных дорог, опавшие листья, крупногабаритные отходы.
Основными направлениями работы по сбору и вывозу ТБО являются:
- внедрение комплексной механизации санитарной очистки города Омска;
- максимально возможная утилизация и вторичное использование ТБО;
- развитие рынка вторичного сырья;
- оптимизация тарифов сбора, вывоза и утилизации ТБО;
- экологически безопасная переработка и складирование оставшейся части ТБО;
- повышение эффективности системы вывоза ТБО;
- внедрение системы учета и контроля сбора, транспортировки, обезвреживания и складирования ТБО.
Организация санитарной очистки города Омска от ТБО, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом определяются следующими конкретными условиями:
- численность и плотность населения города Омска;
- уровень благоустройства жилищного фонда;
- климатические и другие природные условия;
- архитектурно-планировочная композиция города Омска;
- экономические возможности.
Сложившаяся в Российской Федерации система обезвреживания ТБО основана на захоронении большинства отходов (почти 98 процентов) на полигонах и неорганизованных свалках. Почти все так называемые полигоны не соответствуют требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов: не имеют гидроизолирующего основания, выделяют газообразные продукты распада ТБО (аммиак, метан и т.п.).
Эксплуатируемые в Кировском и Ленинском административных округах города Омска полигоны ТБО не соответствуют требованиям законодательства: отсутствуют ограждения, обваловка, кольцевые каналы, не осуществляется ведомственный лабораторный контроль, не проводится мониторинг грунтовых вод и т.п. Из-за несоблюдения правил складирования ТБО имеют случаи самовозгорания отходов.
Основные характеристики муниципальных свалок
Наименование объекта размещения ТБО |
Санитарно- защитная зона, м |
Начало эксплуатации, год |
Площадь, га |
Свалка Кировского административного округа города Омска |
500 | 1952 | 125 |
Свалка Ленинского административного округа города Омска |
500 | 1959 | 110 |
Свалка Советского административного округа города Омска (закрыта в 2005 году) |
500 | 1986 | 10 |
Из-за отсутствия полигона в северной части города Омска возрастают затраты на вывоз отходов в среднем до 9 млн. руб. в год. Проектная мощность полигона ТБО в северной части города Омска - 120 тыс. тонн в год. В связи с отсутствием мусороперерабатывающих производств достаточной мощности в городе Омске должно быть, как минимум, три полигона ТБО.
Первым этапом вывоза ТБО является организация сбора в местах их образования. Сбор производится в металлические контейнеры. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам. Срок службы таких контейнеров не превышает 2-х лет, то есть почти в 3 раза меньше нормы.
Объемы вывоза ТБО на муниципальные свалки по годам,
тыс. куб.м
Наименование объекта размещения ТБО |
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год |
Свалка Кировского административного округа города Омска |
323 | 355,7 | 334,2 | 343,8 |
Свалка Ленинского административного округа города Омска |
595,6 | 460,7 | 967,9 | 899,0 |
Свалка Советского административного округа города Омска |
390,9 | 248,6 | 304,7 | 488,1 |
Итого | 1309,5 | 1065,0 | 1606,8 | 1730,9 |
Город Омск располагает следующими средствами сбора и транспортировки ТБО:
- 1368 площадок для размещения контейнеров;
- 5013 контейнеров для сбора ТБО емкостью 0,75 куб.м (расчетная потребность контейнеров для сбора ТБО - 7013 штук);
- 82 мусоровоза емкостью кузова 7,5 и 22 куб.м, 13 бункеровозов (потребность в мусоровозах составляет 170 единиц).
Вывоз ТБО осуществляется на основании утвержденных маршрутных графиков. Ежедневно вывозится от 4500 до 4700 куб.м ТБО.
В секторе индивидуальной жилой застройки обслуживание вывоза ТБО производится бункеровозами. В настоящее время в наличии имеется 13 бункеровозов и 86 бункеров.
Количество бункеровозов и бункеров для сбора ТБО
в секторе индивидуальной жилой застройки
Наименование административного округа города Омска |
Количество бункеровозов |
Количество бункеров |
Потребность в бункеровозах |
Потребность в бункерах |
Кировский | 2 | 14 | 4 | 28 |
Ленинский | 3 | 16 | 5 | 26 |
Октябрьский | 2 | 10 | 3 | 15 |
Советский | 1 | 10 | 3 | 20 |
Центральный | 5 | 36 | 8 | 72 |
Итого | 13 | 86 | 23 | 161 |
В городе Омске сбором и вывозом ТБО с территории многоэтажной застройки занимаются следующие организации:
- Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" с 1 июня 2004 года - с территории Ленинского административного округа города Омска, с 1 декабря 2004 года - с территории Центрального административного округа города Омска;
- Общество с ограниченной ответственностью "Скат" с декабря 2004 года - с территории Кировского административного округа города Омска и с мая 2005 года - с территории Советского административного округа города Омска.
Анализ существующей схемы санитарной очистки города Омска от ТБО выявил следующее:
- недостаточное количество контейнеров и спецавтотранспорта по вывозу ТБО (69 процентов контейнеров и спецавтотранспорта выработало свой ресурс);
- несвоевременный вывоз ТБО из сектора индивидуальной жилой застройки;
- неэффективный контроль за соблюдением санитарно-экологических правил при эксплуатации свалок ТБО;
- отсутствие возможности захоронения ТБО;
- отсутствие системы сортировки и переработки ТБО.
II. Цель и задачи мероприятий "Чистый город" на период до 2010 года
Цель мероприятий "Чистый город" на период до 2010 года (далее - мероприятия) - формирование правовых, социально-экономических, организационных и информационных условий, способствующих совершенствованию и повышению эффективности системы санитарной очистки от ТБО территории города Омска.
Задачи мероприятий:
- совершенствование организационных мер по повышению эффективности системы очистки территории города Омска от ТБО;
- укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих вывоз, утилизацию и захоронение ТБО;
- строительство нового полигона ТБО и рекультивация закрытых свалок ТБО;
- организация раздельного сбора ТБО;
- расширение сети приемных пунктов вторичного сырья от населения города Омска;
- ликвидация несанкционированных свалок ТБО на территории города Омска.
III. Технико-экономическое обоснование мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения, год |
Технико-экономическое обоснование затрат, тыс. руб. |
1. Мероприятия по укреплению материально-технической базы | |||
1.1 | Приобретение бункеровозов |
2009-2010 | 10 бункеровозов x 1000,0 = 10000,0 |
1.2 | Приобретение контейнеров |
2008-2010 | 50 контейнеров x 20,0 = 1000,0 |
1.3 | Создание единой локальной автоматизированной компьютерной системы "Отходы" |
2010 | Создание единой локальной автоматизированной компьютерной системы "Отходы": - приобретение компьютеров: 2 штуки x 20,0 = 40,0; - приобретение принтера - 8,0; - приобретение программного обеспечения - 2,0 (итого: 50,0) |
2. Строительство полигонов ТБО и рекультивация свалок ТБО | |||
2.1 | Проектирование и строительство полигона ТБО "Советский-2": |
2006-2010 | Проектирование и строительство полигона ТБО "Советский-2": - разработка проектно-сметной документации - 450,0; - строительство биотермического утилизатора - 200,0 (итого: 650,0) |
2.2 | Рекультивация свалки ТБО "Советский-1" (закрыта в 2005 году) |
2007-2010 | Рекультивация свалки ТБО "Советский-1": - приобретение и завоз грунта на территорию свалки - 300,0; - разравнивание грунта - 80,0; - мониторинг подземных вод - 10,0; - мониторинг воздуха - 10,0 (итого: 400,0) |
IV. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации мероприятий
В результате реализации мероприятий планируется достижение следующих результатов:
1) совершенствование организационных мер по повышению эффективности системы очистки территории города Омска от ТБО;
2) укрепление материально-технической базы организаций, занимающихся вывозом, утилизацией и захоронением ТБО;
3) внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий по утилизации и переработке ТБО с получением из них вторичного сырья;
4) строительство полигона ТБО "Советский-2" и проведение рекультивации закрытой свалки ТБО "Советский-1".
Реализация мероприятий позволит обеспечивать в течение 50 лет безопасное захоронение и обезвреживание не менее 90 процентов ТБО, образующихся на территории города Омска.
Выполнение мероприятий позволит ежегодно вывозить и утилизировать 1900 тыс. куб.м ТБО на санкционированных полигонах.
При достижении данного уровня обращения с ТБО на территории города Омска существенно уменьшится воздействие ТБО на окружающую среду, а значит и на человека.
Постановлением Администрации города Омска от 23 июля 2009 г. N 578-п в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Контроль за реализацией мероприятий
Мониторинг мероприятий и контроль за их реализацией осуществляет департамент городской экономической политики Администрации города Омска.
Контроль за расходованием бюджетных средств на реализацию мероприятий осуществляет департамент финансов и контроля Администрации города Омска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.