Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Омской области
от 4 марта 2009 года N 27-рп
Проект ведомственной целевой программы
"Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год"
Паспорт Программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (уполномоченного органа исполнительной власти Омской области) |
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее - Главное управление) |
Наименование ведомственной целевой Программы |
Ведомственная целевая программа "Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы |
2009 год |
Цель Программы |
Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Омской области |
Задачи Программы |
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения. |
Основные мероприятия Программы |
1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 243411,0 тысяч рублей, в том числе: |
Целевой индикатор Программы |
Уровень регистрируемой безработицы |
Непосредственные результаты реализации Программы |
Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии) - 1000 работников организаций, находящихся под угрозой увольнения. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Уровень регистрируемой безработицы (не выше 1,9 процента от численности экономически активного населения, составляющей 1026 тысяч человек). |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации Программы
1. Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Омской области.
2. Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
3. Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;
2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
4. В Омской области за период с 2005 года по 2008 год отмечено улучшение основных макроэкономических показателей.
По данным Министерства экономики Омской области прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие Омской области, за четыре года (с учетом оценки 2007 и 2008 годов) составил 12,1 процента. Прирост объемов промышленного производства за этот же период составил 44,2 процента. Объем производства в сельском хозяйстве вырос на 1,7 процента в сопоставимых ценах. Возрастает экономическая и социальная роль малого бизнеса (доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта увеличилась с 7,5 процента в 2005 году до 10,2 процента в 2008 году).
Во втором полугодии 2008 года положительная динамика макроэкономических показателей, наблюдавшаяся в Омской области, сменилась замедлением темпов роста, что связано с влиянием негативных факторов, вызванных последствием мирового финансового кризиса. В результате, по данным Министерства экономики Омской области, прирост объемов промышленного производства в 2008 году оценивается только на уровне 3,5 процента к показателю 2007 года (в первом полугодии 2008 года индекс промышленного производства составил 108,5 процента к январю - июню 2007 года). Отрицательное влияние на общую динамику указанного показателя оказало снижение объемов выпускаемой продукции в обрабатывающих производствах по таким видам экономической деятельности, как: производство пищевых продуктов, химическое производство, производство строительных материалов, производство резиновых и пластмассовых изделий.
Объем сельскохозяйственного производства по итогам 2008 года снизился на 4,5 процента по сравнению с 2007 годом.
В 2009 году ожидаемый объем инвестиций в основной капитал и прирост промышленного производства составят 5 процентов к уровню 2008 года каждый, прирост продукции сельского хозяйства - 4 процента. Ожидается увеличение средней номинальной начисленной заработной платы работников организаций всех форм собственности на 15 процентов (16100 рублей).
Уровень занятости населения в Омской области за ноябрь 2007 года - август 2008 года, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, составил 61,3 процента к общей численности населения в возрасте 15 - 72 лет.
Численность работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в 2008 году, соответствовала показателю 2007 года и составила 6 тысяч человек.
Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации (в крупных и средних организациях), за январь - сентябрь 2008 года составила 1389 человек (0,3 процента от среднесписочной численности работников).
Начиная с четвертого квартала 2008 года наметились негативные тенденции развития ситуации на рынке труда Омской области.
Анализ данных, полученных в ходе еженедельного мониторинга планируемого увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (далее - мониторинг), по состоянию на 27 января 2009 года показывает:
1) 1070 организаций Омской области заявили о предстоящем увольнении 8,2 тысяч человек;
2) 15 организаций Омской области заявили о предстоящем массовом высвобождении 1,8 тысяч работников;
3) в период проведения мониторинга высвобождено 1288 человек;
4) численность работающих в режиме неполной занятости превысила 7 тысяч человек.
В структуре организаций, представивших информацию о планируемом увольнении работников, по видам экономической деятельности преобладают:
1) образовательные учреждения (39,3 процента);
2) учреждения сферы государственного управления и обеспечения безопасности (12,3 процента);
3) организации, предоставляющие коммунальные, социальные и персональные услуги (9,4 процента);
4) сельскохозяйственные организации и организации, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (7,3 процента);
5) обрабатывающие производства (5,9 процента);
6) учреждения здравоохранения (6,9 процента);
7) оптовая и розничная торговля (5,7 процента).
Ухудшение экономической ситуации в организациях Омской области привело к увеличению просроченной задолженности организаций по заработной плате, которая на 1 декабря 2008 года составила 52600 тысяч рублей (в 5,9 раза больше суммы задолженности по состоянию на 1 ноября 2008 года).
Регистрируемый рынок труда Омской области в 2008 году характеризовался следующими тенденциями.
Число обращений граждан в бюджетные учреждения службы занятости населения Омской области (далее - центры занятости) за содействием в трудоустройстве за 2008 год уменьшилось и составило 72,2 тысяч человек в сравнении с 73,2 тысяч человек в 2007 году.
В четвертом квартале 2008 года численность обратившихся в центры занятости за содействием в трудоустройстве выросла на 7 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, увеличилась с октября 2008 года по декабрь 2008 года на 36 процентов.
Уровень зарегистрированной безработицы по Омской области на конец 2008 года составляет 1,8 процента, что ниже показателей за 2005 (2,2 процента), 2006 (2,3 процента) годы и соответствует уровню 2007 года (1,8 процента).
Средняя продолжительность регистрируемой безработицы снизилась с 5,2 месяца в 2005 году до 3,7 месяца в 2008 году.
Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, на начало 2009 года составила 19 тысяч человек, что на 2,6 процента выше показателя на начало 2008 года.
Согласно прогнозу Главного управления, в 2009 году ожидается увеличение численности граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, до 78 тысяч человек (2005 год - 70 тысяч человек, 2006 год - 75 тысяч человек, 2007 год - 73 тысячи человек).
При этом в 2009 году в структурном составе обращающихся за содействием в трудоустройстве граждан увеличится до 20 процентов доля граждан, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников (в 2007 - 2008 годах - 8 процентов).
Численность граждан, признанных в качестве безработных, в 2009 году составит 40,5 тысяч человек (2008 год - 38 тысяч человек).
Одновременно уменьшение емкости рынка вакантных рабочих мест ограничит возможности трудоустройства граждан, ищущих работу, что потребует принятия дополнительных мер по регулированию рынка труда Омской области.
Уровень зарегистрированной безработицы в 2009 году составит 1,9 процента (от численности экономически активного населения 1026 тысяч человек).
Численность занятых в экономике Омской области в 2009 году составит 943 тысячи человек. Данные показатели представлены в балансе рабочих мест в Омской области на 2009 год и прогнозе трудовых ресурсов в Омской области на 2009 год (приложение N 1 к настоящей Программе).
5. Программа не дублирует мероприятия иных областных целевых программ и ведомственных целевых программ.
В настоящее время в Омской области действует ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Омской области" на 2008 - 2010 годы, утвержденная приказом Главного управления от 2 апреля 2008 года N 15-п (далее - ВЦП).
В рамках ВЦП осуществляется финансирование мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, а в соответствии с Программой - мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой массового увольнения.
В соответствии с ВЦП источником образования средств на организацию общественных работ и содействие самозанятости безработных граждан является субвенция, предоставляемая областному бюджету из Федерального фонда компенсаций, в соответствии с Программой - субсидия федерального бюджета, средства бюджета Омской области, средства бюджетов муниципальных образований Омской области, средства работодателей.
Расходование указанных средств ВЦП в части организации и финансирования проведения общественных работ осуществляется на предоставление гражданам материальной поддержки, компенсации затрат на оплату банковских услуг и информирование, в то время как целевым назначением финансирования соответствующего мероприятия Программы является частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату.
В соответствии с ВЦП финансирование мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан осуществляется на оплату расходов безработного гражданина, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной продукции, изготовление печатей и штампов, оплату затрат на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в соответствии с Программой - на выплату годового размера пособия по безработице, причитающегося безработному гражданину, на открытие собственного дела.
Сравнительная таблица показателей реализации Программы и ВЦП (в 2009 году) приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
В рамках ВЦП в течение 2009 года предполагается оказать государственные услуги в области содействия занятости населения не менее 100 тысяч человек, трудоустроить 48 тысяч граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (62 процента от численности граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве).
6. Основная потребность в кадрах для реализации в Омской области крупных инвестиционных проектов на 2009 год представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.
В 2009 году потребность в кадрах для реализации крупных инвестиционных проектов составляет более 6 тысяч работников. Будет наблюдаться потребность в кадрах инженерно-технического состава, рабочих профессий: станочники, мастера и слесари контрольно-измерительных приборов, электрокарщики, аккумуляторщики, транспортировщики шихты, слесари-ремонтники, монтажники, сварщики, машинисты подвижного оборудования, механизаторы производства.
7. Программа включает мероприятия по следующим направлениям:
1) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
2) организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения;
3) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;
4) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
8. Распределение объемов финансирования Программы приводится в приложении N 4 к настоящей Программе.
9. Эффективность реализации Программы оценивается по следующим показателям:
1) уровень регистрируемой безработицы (не выше 1,9 процента от численности экономически активного населения, составляющей 1026 тысяч человек);
2) уровень занятости населения Омской области (61,3 процента);
3) количество сохраненных рабочих мест (не менее 95 процентов от количества рабочих мест на конец 2008 года);
4) численность работников, находящихся под угрозой увольнения и направленных на опережающее профессиональное обучение (повышение квалификации, обучение новой профессии, стажировка на новом рабочем месте) - 2024 человек;
5) количество временных рабочих мест, созданных в рамках организации общественных работ (11500 временных рабочих мест), в том числе:
- количество временных рабочих мест, созданных в рамках организации общественных работ для безработных граждан, граждан ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения в организациях, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе, - 8100 временных рабочих мест;
- количество временных рабочих мест, созданных в рамках общественных работ, организуемых органами местного самоуправления Омской области для безработных граждан, граждан, ищущих работу, на территориях муниципальных образований Омской области, кроме временных рабочих мест, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе, - 3400 временных рабочих мест;
6) численность безработных граждан, которым оказано содействие в организации и развитии собственного дела (250 человек).
Реализация Программы позволит снизить численность привлекаемых иностранных граждан с 16,3 тысяч человек в 2008 году до 11,9 тысяч человек в 2009 году (на 26,4 процента).
В декабре 2008 года межведомственной комиссией Омской области по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы направлено в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложение по корректировке в сторону уменьшения квоты на привлечение иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности с 15,2 тысяч человек до 11,9 тысяч человек.
10. Взаимодействие Главного управления с органами местного самоуправления Омской области, образовательными учреждениями, а также работодателями Омской области в ходе реализации Программы осуществляется по основным мероприятиям:
1) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения.
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения будет организовано во взаимодействии Главного управления и центров занятости с органами местного самоуправления Омской области, работодателями, образовательными учреждениями, учебными центрами и организациями Омской области, имеющими лицензию на осуществление образовательных услуг.
По результатам мониторинга Главное управление составляет реестр организаций, в которых совместно с работодателями предполагается провести:
- анкетирование работников, предполагаемых к увольнению, с целью изучения численности и профессионально-квалификационного состава высвобождаемых работников, их потребности в прохождении опережающего профессионального обучения, занятости как в данной, так и в других организациях, исходя из потребности рынка труда;
- информирование о профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда, об условиях и возможностях их освоения и дальнейшего трудоустройства граждан, прошедших опережающее профессиональное обучение;
- групповые консультации с высвобождаемыми работниками по вопросам профессионального обучения и трудоустройства по полученной профессии (специальности);
- индивидуальное профессиональное консультирование высвобождаемых работников, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, с целью выбора сферы деятельности, профессии (специальности), рода занятий, видов и форм обучения, места учебы.
Главное управление осуществляет отбор организаций, работники которых в первоочередном порядке должны участвовать в опережающем профессиональном обучении, исходя из анализа предварительных заявок работодателей на опережающее обучение работников, их потребности в специалистах новых профессий.
Отношения центров занятости с работодателями и образовательными учреждениями строятся на основе трехсторонних договоров, которые определяют права и обязанности сторон с разграничением роли каждой из них в реализации программы опережающего обучения. При этом отбор образовательных учреждений осуществляет работодатель по согласованию с центром занятости в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Программой предусмотрено участие 99 образовательных учреждений, из них два образовательных учреждения являются победителями конкурсов в рамках национального проекта "Образование": федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Омский автотранспортный колледж" и государственное образовательное учреждение Омской области начального профессионального образования "Профессиональное училище N 58".
По итогам опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения центрами занятости будет осуществляться мониторинг трудоустройства завершивших профессиональное обучение и их закрепления на рабочих (учебных) местах на срок свыше трех месяцев. Обобщение данных, а также анализ эффективности опережающего профессионального обучения осуществляет Главное управление;
2) организация общественных работ в организациях Омской области и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения, предполагает два механизма взаимодействия с органами местного самоуправления Омской области и работодателями.
Первый механизм предполагает взаимодействие с работодателями и органами местного самоуправления Омской области, указанными в приложении N 6 к настоящей Программе, в целях трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения.
Организация общественных работ в организациях Омской области и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий, средств бюджета Омской области, средств бюджетов муниципальных образований Омской области, средств работодателей.
Перечень организаций и объемы общественных работ определяются Главным управлением на основании предложений органов местного самоуправления Омской области с учетом экономической ситуации в муниципальных образованиях Омской области. Для реализации мероприятия органы местного самоуправления Омской области принимают муниципальные правовые акты об организации общественных работ, временных работ.
В Программу включены организации, работники которых находятся под угрозой увольнения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, и организации, имеющие возможность создать временные рабочие места в рамках общественных работ за счет собственных средств.
Второй механизм предполагает взаимодействие с органами местного самоуправления Омской области в целях трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу на временные рабочие места в рамках общественных работ, организуемых органами местного самоуправления Омской области, кроме временных рабочих мест, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе.
Организация общественных работ органами местного самоуправления Омской области для трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу на временные рабочие места, кроме временных рабочих мест, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе.
Перечень муниципальных учреждений, городских (сельских) поселений Омской области и объемы общественных работ определяются органами местного самоуправления муниципальных районов (городского округа) Омской области в соответствии с приказом Главного управления от 24 февраля 2009 года N 6-п "О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Омской области на участие в организации и финансировании проведения общественных работ в 2009 году".
Оба механизма предполагают организацию общественных работ на условиях софинансирования в соответствии с видами общественных работ, утвержденными приказом Главного управления от 26 декабря 2008 года N 31-п "О видах общественных работ в Омской области в 2009 году";
3) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы.
Стажировка выпускников образовательных учреждений будет организована во взаимодействии Главного управления и центров занятости с работодателями, образовательными учреждениями и центрами содействия занятости выпускников образовательных учреждений.
С целью выработки согласованных действий по обеспечению занятости выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, входящих в состав Омского совета ректоров образовательных учреждений, заключено соглашение о централизации функций, способствующих объединению усилий центров содействия занятости образовательных учреждений.
Методическое обеспечение, координацию и анализ работы, направленные на решение вопросов трудоустройства выпускников, в рамках имеющейся компетенции будет осуществлять Региональный центр содействия трудоустройству выпускников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный технический университет".
Отношения центров занятости с работодателями и выпускниками, ищущими работу, по организации и проведению стажировки строятся на основе трехсторонних договоров, которые определяют права и обязанности сторон с разграничением роли каждой из них в реализации программы стажировки.
По завершении выпускниками стажировки центры занятости будут осуществлять мониторинг их трудоустройства и закрепления на рабочих местах на срок свыше трех месяцев. Обобщение данных, а также анализ эффективности стажировки осуществляет Главное управление;
4) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Главное управление на основании предложений органов местного самоуправления Омской области, представленных по результатам анализа социально-экономического развития муниципальных районов Омской области и города Омска, определяет объемы организации собственного дела и основных видов предпринимательской деятельности.
Оказание организационно-консультационных услуг гражданам, желающим организовать собственное дело, осуществляется центрами занятости, бизнес-консультационными пунктами в муниципальных районах Омской области при взаимодействии с органами местного самоуправления Омской области и государственным учреждением Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор".
Взаимодействие осуществляется на основании соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления Омской области, центрами занятости и государственным учреждением Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор".
В настоящее время законодательством Омской области не предусмотрено предоставление грантов на открытие собственного дела.
11. Показатели мероприятий Программы приведены в приложениях NN 5 - 9 к настоящей Программе.
Предприятия, включаемые в перечень организаций, в которых будет реализовываться Программа, определяются, прежде всего, исходя из результатов мониторинга.
По состоянию на 27 января 2009 года в результате мониторинга получены сведения о 1070 организациях, в которых мероприятия программы будут реализовываться в первую очередь:
1) 48 организаций из 135 (35,6 процента) - в рамках мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
2) 231 организация из 378 (61,1 процента) - в рамках мероприятий по организации общественных работ в организациях Омской области и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения;
3) 32 организации из 248 (12,9 процента) - в рамках мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы.
Всего в мероприятиях Программы примут участие 645 организаций, из них включены по результатам мониторинга 387 организаций (60 процентов). Иные организации участвуют в реализации Программы в связи со сложной финансово-экономической ситуацией.
Показатели мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях Омской области.
2. Цель и основные задачи Программы
12. Цель Программы: принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Омской области.
13. Задачи Программы:
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;
2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы Программы
14. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) уровень регистрируемой безработицы (не выше 1,9 процента от численности экономически активного населения, составляющей 1026 тысяч человек);
2) уровень занятости населения Омской области (61,3 процента);
3) количество сохраненных рабочих мест (не менее 95 процентов от количества рабочих мест на конец 2008 года).
15. Непосредственные результаты реализации Программы:
1) прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии) - 1000 работников организаций, находящихся под угрозой увольнения;
2) создание 11500 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, в том числе:
- 8100 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе;
- 3400 временных рабочих мест в рамках общественных работ, организуемых органами местного самоуправления Омской области для трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу на территориях муниципальных образований Омской области, кроме временных рабочих мест, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе;
3) прохождение стажировки 1024 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;
4) создание 488 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса, включая 250 рабочих мест для безработных граждан.
16. Целевой индикатор Программы - уровень регистрируемой безработицы.
4. Система мероприятий Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения | |||
1 |
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), в том числе: |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости, образовательные учреждения, учебные центры, организации, имеющие лицензию на осуществление образовательных услуг, работодатели |
1.1 |
Определение объемов и направлений опережающего профессионального обучения, включая организацию стажировки на рабочем месте, с учетом профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых работников и приоритетов социально-экономического развития Омской области |
1 квартал 2009 года (может уточняться в течение 2009 года) |
Главное управление, центры занятости, работодатели |
1.2 |
Оценка возможностей системы профессионального образования Омской области в организации опережающего профессионального обучения высвобождаемых граждан, включая возможности самих организаций и предприятий (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другие виды) по профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой массового увольнения |
1 квартал 2009 года |
Главное управление, Министерство образования Омской области, центры занятости, работодатели |
1.3 |
Подготовка перечня образовательных учреждений, на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другие виды) работников, находящихся под угрозой массового увольнения |
1 квартал 2009 года (данный перечень может уточняться в течение 2009 года) |
Главное управление, Министерство образования Омской области, центры занятости, работодатели |
1.4 |
Формирование перечня организаций, в которые будут трудоустроены высвобождаемые работники после окончания опережающего профессионального обучения, в том числе для кадрового обеспечения инвестиционных проектов |
1 квартал 2009 года (данный перечень может уточняться в течение 2009 года) |
Главное управление, центры занятости, работодатели, образовательные учреждения |
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | |||
2 |
Организация общественных работ, временного трудоустройства в организациях и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения, в том числе: |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости, органы местного самоуправления Омской области, работодатели |
2.1 |
Формирование прогноза потребности дополнительного финансирования организации оплачиваемых общественных работ, временных работ в муниципальных образованиях Омской области с высоким уровнем безработицы из средств федерального бюджета и бюджета Омской области для безработных и ищущих работу граждан, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения |
Февраль 2009 года |
Главное управление, центры занятости, органы местного самоуправления Омской области, работодатели |
2.2 |
Организация общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения, в соответствии с предложениями, разработанными органами местного самоуправления Омской области, по перечню организаций, численности участников мероприятий, объемам и видам общественных работ |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости, органы местного самоуправления Омской области, работодатели |
2.3 |
Организация общественных работ в муниципальных образованиях Омской области для безработных граждан и граждан, ищущих работу, с учетом предложений центров занятости по перечню муниципальных учреждений, городских (сельских) поселений Омской области, численности участников мероприятий, объемам и видам общественных работ |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости, органы местного самоуправления Омской области, работодатели |
3 |
Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы, в том числе: |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости, работодатели |
3.1 |
Оценка численности выпускников образовательных учреждений, выходящих на рынок труда Омской области в 2009 году |
1 - 2 кварталы 2009 года |
Главное управление, Министерство образования Омской области, образовательные учреждения |
3.2 |
Определение объема расходов на реализацию мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы (приложение N 7 к настоящей Программе) |
1 квартал 2009 года |
Главное управление, центры занятости, работодатели |
3.3 |
Формирование перечня предприятий для организации стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений (приложение N 7 к настоящей Программе) |
1 квартал 2009 года (данный перечень может уточняться в течение 2009 года) |
Главное управление, центры занятости, работодатели |
4. |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в том числе: |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости |
4.1 |
Оказание информационных и консультационных услуг безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости |
В течение 2009 года |
Центры занятости |
4.2 |
Обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности и профессиям для организации самозанятости |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости, работодатели, образовательные учреждения |
4.3 |
Предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета безработным гражданам на развитие предпринимательской деятельности и самозанятости |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости |
4.4 |
Перечень мероприятий по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
1 квартал 2009 года |
Главное управление, центры занятости |
4.5 |
Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан на основе сверки реестра малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения |
В течение 2009 года |
Главное управление, Министерство экономики Омской области, центры занятости |
3. Общепрограммные мероприятия | |||
5.1 |
Ведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости |
5.2 |
Анализ данных мониторинга, подготовка прогнозных расчетов по дальнейшей реализации Программы |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости |
5.3 |
Организация трудоустройства выпускников образовательных учреждений |
3 - 4 кварталы 2009 года |
Главное управление, центры занятости, работодатели, образовательные учреждения |
5.4 |
Развитие кадрового потенциала учреждений образования за счет подготовки высвобождаемых работников из других сфер деятельности |
2 - 3 кварталы 2009 года |
Главное управление, Министерство образования Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, центры занятости |
5.5 |
Организация взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с работодателями по замещению иностранной рабочей силы российскими гражданами |
В течение 2009 года |
Главное управление, Министерство труда и социального развития Омской области, центры занятости |
5.6 |
Информирование населения о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, и дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Омской области |
В течение 2009 года |
Главное управление, центры занятости |
5. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения
17. Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, ответственным за реализацию Программы, является Главное управление.
Иные органы исполнительной власти Омской области, образовательные учреждения, учебные центры организаций Омской области, органы местного самоуправления Омской области, работодатели участвуют в реализации Программы по согласованию.
18. Финансовое обеспечение Программы осуществляется в пределах выделенной субсидии из федерального бюджета, перечисленной на счет областного бюджета, открытый Главному управлению в Управлении федерального казначейства по Омской области в установленном порядке, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, местных бюджетов, а также за счет средств работодателей.
19. Главное управление является главным распорядителем бюджетных средств на реализацию Программы.
Средства на реализацию Программы (далее - средства) планируется расходовать по следующей схеме:
1) Главное управление в случае, когда финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств субсидии федерального бюджета и средств областного бюджета, доводит бюджетные средства до получателей бюджетных средств - центров занятости на реализацию мероприятий Программы по:
- опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
- организации и проведению общественных работ в Омской области для безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения в организациях, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе;
- организации и проведению стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;
- содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;
2) Главное управление доводит бюджетные средства бюджетам муниципальных образований Омской области на реализацию мероприятия по организации и проведению общественных работ для трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, на территориях муниципальных образований Омской области, кроме временных рабочих мест, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе, в виде иных межбюджетных трансфертов в случае, когда финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета Омской области.
20. Реализация мероприятий Программы потребует принятия следующих нормативных правовых актов Омской области:
1) приказ Главного управления "Об организации деятельности по оказанию содействия работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости в рамках реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год";
2) приказ Главного управления "Об организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения в рамках реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год";
3) приказ Главного управления "Об организации деятельности по оказанию содействия гражданам, зарегистрированным в качестве безработного, на открытие собственного дела в рамках реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год".
21. Механизм реализации мероприятий Программы по организации и проведению опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) предусматривает доведение бюджетных средств до центров занятости.
Центр занятости производит оплату образовательному учреждению за опережающее профессиональное обучение работника на основании трехстороннего договора, заключенного с работодателем, планирующим высвобождение работников, и образовательным учреждением, на базе которого будет организовано опережающее профессиональное обучение.
Основанием для оплаты опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения образовательному учреждению являются акты выполненных работ с приложением справки о посещении занятий и копий документов о завершении обучения (свидетельство, диплом и т.п.).
22. Механизм реализации мероприятий Программы по организации и проведению общественных работ предусматривает:
1) доведение бюджетных средств через центры занятости, распределяющие средства организациям, указанным в приложении N 6 к настоящей Программе, в соответствии с приказом Главного управления "Об организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения в рамках реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год".
Центр занятости на основании договора между центром занятости и организацией ежемесячно возмещает организации часть расходов на оплату труда участника общественных работ при условии соблюдения организацией доли софинансирования расходов средств на оплату труда участника общественных работ. Средняя продолжительность участия в общественных работах составляет 3 месяца.
Основанием для возмещения расходов является платежное поручение организации о перечислении заработной платы участнику общественных работ с приложением реестра;
2) доведение средств бюджета Омской области бюджетам муниципальных образований Омской области на реализацию мероприятия по организации и проведению общественных работ для трудоустройства на временные рабочие места безработных граждан, граждан, ищущих работу, на территориях муниципальных образований Омской области, кроме временных рабочих мест, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе, в виде иных межбюджетных трансфертов планируется в соответствии с приказом Главного управления от 24 февраля 2009 года N 6-п "О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Омской области на участие в организации и финансировании проведения общественных работ в 2009 году".
Межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных образований Омской области, имеющим статус муниципального района (городского округа), на организацию и проведение общественных работ при условии соблюдения органами местного самоуправления установленной доли софинансирования расходов средств на оплату труда участникам общественных работ. Финансирование осуществляется Главным управлением ежемесячно на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований Омской области, имеющих статус муниципального района (городского округа). Средняя продолжительность участия в общественных работах составляет 1 месяц.
23. Механизм реализации мероприятий Программы по организации и проведению стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы предусматривает доведение бюджетных средств центрам занятости.
Центр занятости ежемесячно возмещает организации расходы на оплату труда выпускника, проходящего стажировку, на основании договора, заключенного между центром занятости, работодателем и выпускником.
Центр занятости направляет выпускника образовательного учреждения на стажировку к работодателю (средняя продолжительность стажировки составляет 3 месяца) и ежемесячно возмещает работодателю расходы. Основанием для возмещения расходов является платежное поручение работодателя о перечислении заработной платы участнику стажировки с приложением реестра.
24. Механизм реализации мероприятий Программы по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан предусматривает доведение бюджетных средств центру занятости.
Основанием для оплаты центром занятости затрат являются документы, подтверждающие факт оплаты основных средств, сырья и материалов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, или кредитный договор с кредитной организацией на развитие бизнеса.
Участники мероприятия определяются из числа граждан, уволенных из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников. Учитывая размер средней заработной платы данной категории граждан, указанный в справке за последние три месяца, предшествующие увольнению, объемы финансирования мероприятий Программы по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитаны исходя из максимального размера пособия по безработице.
Средства безработному гражданину выделяются в размере годового пособия по безработице, причитающегося данному безработному гражданину, при условии положительной оценки независимой экспертизы бизнес-плана.
Программой предусмотрено формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан на основе сверки реестра малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, что позволит исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
6. Обоснование потребности в необходимых ресурсах (финансирование Программы)
25. Источниками финансирования Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии бюджету Омской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, средства бюджета Омской области, средства бюджетов муниципальных образований Омской области, средства работодателей.
26. Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 243411,0 тысяч рублей, в том числе:
1) средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субсидии на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в сумме 201315,6 тысяч рублей (82,7 процента от общего объема финансирования);
2) средства бюджета Омской области в сумме 25000,0 тыс. рублей (10,3 процента от общего объема финансирования), в том числе:
- на условиях софинансирования дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда - 7737,1 тыс. рублей;
- дополнительно на реализацию мероприятия по организации общественных работ органами местного самоуправления Омской области для трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу на временные рабочие места, кроме временных рабочих мест, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе, - 17262,9 тыс. рублей;
3) средства местных бюджетов - 8333,3 тыс. рублей (3,4 процента от общего объема финансирования), в том числе:
- на условиях софинансирования дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в качестве работодателей для безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения в организациях, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе, - 2328,7 тыс. рублей;
- дополнительно на реализацию мероприятия по организации общественных работ органами местного самоуправления Омской области для трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу на временные рабочие места, кроме временных рабочих мест, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе, - 6004,6 тыс. рублей;
4) средства работодателей - 8762,1 тыс. рублей (3,6 процента от общего объема финансирования), в том числе на условиях софинансирования:
- мероприятия по организации общественных работ - 8037,1 тыс. рублей;
- мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения - 725 тыс. рублей.
27. Распределение объемов финансирования Программы приводится в приложении N 4 к настоящей Программе.
7. Система управления реализацией Программы
28. В целях реализации Программы Главное управление:
1) ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Министерство финансов Омской области отчет об использовании средств бюджета Омской области, доведенных муниципальным образованиям Омской области на участие в организации и финансировании проведения общественных работ;
2) ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета по установленной форме.
29. Система управления Программой предполагает возможность ее корректировки.
Корректировка Программы в части изменения необходимых объемов финансирования Программы осуществляется по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Корректировка Программы в части изменения перечня получателей государственной поддержки, перечня организаций или состава мероприятий Программы осуществляется Главным управлением по согласованию с Министерством экономики Омской области, Министерством труда и социального развития Омской области.
30. Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Омской области.
31. Главное управление осуществляет:
1) обеспечение реализации Программы за счет финансирования из федерального бюджета и бюджета Омской области;
2) подготовку информации и отчетов о выполнении Программы;
3) подготовку предложений по корректировке Программы;
4) совершенствование механизма реализации мероприятий Программы;
5) контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным и в полном объеме выполнением Программы.
8. Социальные, экономические и иные последствия реализации Программы, оценка рисков ее реализации
32. Реализация Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под угрозой увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
33. В результате реализации Программы будет:
1) обеспечена занятость:
- после прохождения опережающего профессионального обучения - 1000 человек;
- после прохождения стажировки - 1024 человек из числа выпускников образовательных учреждений;
- в сфере малого бизнеса и самозанятости - 488 человек (в том числе 250 человек - безработные граждане, открывшие собственное дело);
2) создано 11500 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, в том числе:
- созданных для трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения в организациях, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе, - 8100 временных рабочих мест;
- количество временных рабочих мест, созданных в рамках общественных работ, организуемых органами местного самоуправления Омской области для трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе, - 3400 временных рабочих мест.
34. Реализация Программы позволит сдержать рост безработицы в Омской области (уровень регистрируемой безработицы в 2009 не превысит 1,9 процента от численности экономически активного населения).
35. Риски при реализации Программы связаны со следующими факторами:
1) изменение федерального законодательства, оказывающего влияние на состояние занятости и рынок труда, объемы финансирования мероприятий;
2) отклонение темпов инфляционных процессов от прогнозируемых, что может оказать отрицательное влияние на качество рабочих мест (свободных) вакансий.
9. Сроки и этапы реализации Программы
36. Реализация Программы осуществляется в течение 2009 года.
37. Программа будет реализовываться поэтапно:
N п/п |
Мероприятие |
Этапы реализации Программы |
|||
1 этап |
2 этап |
||||
Численность участников, человек |
Финансирование, тысяч рублей |
Численность участников, человек |
Финансирование, тысяч рублей |
||
1 |
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
100 |
1240,2 |
900 |
12506,7 |
2 |
Организация общественных работ в организациях Омской области и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения, из них: |
2000 |
25240,5 |
9500 |
166403,6 |
|
- организация общественных работ, временного трудоустройства для безработных граждан, граждан, ищущих работу, в том числе работников в случае угрозы массового увольнения в организациях, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе; |
1000 |
20132,1 |
7100 |
148244,5 |
|
- организация временных рабочих мест, созданных в рамках общественных работ, организуемых органами местного самоуправления Омской области для безработных граждан, граждан, ищущих работу, на территориях муниципальных образований Омской области, кроме временных рабочих мест, указанных в приложении N 6 к настоящей Программе |
1000 |
5108,4 |
2400 |
18159,1 |
3 |
Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы |
124 |
2337,7 |
900 |
17932,0 |
4 |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
5 |
338,1 |
245 |
17412,2 |
|
Итого |
2229 |
29156,5 |
11545 |
214254,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.