Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Основные положения концепции
3. Обоснование необходимости реформирования региональных финансов Омской области
Анализ состояния региональных финансов Омской области (далее - региональные финансы), несмотря на прогресс в направлении создания эффективной системы управления ими, показывает, что некоторые элементы функционируют с недостаточно высокой степенью эффективности и требуют разработки мероприятий по их совершенствованию.
Существуют проблемы повышения качества бюджетной политики Омской области:
- низкая эффективность государственного сектора экономики;
- неоптимальная структура сети бюджетных учреждений, являющихся получателями средств областного бюджета, финансирование которой осуществляется вне зависимости от количества и качества предоставляемых услуг, их общественной полезности; отсутствие в ряде случаев (в первую очередь в сфере межбюджетных отношений) объективных критериев при принятии финансовых решений;
- формальный подход к использованию программно-целевого метода при формировании областного бюджета. Несмотря на проделанную за последние годы в Омской области работу, пробелы в этих сферах до конца не ликвидированы.
В соответствии с принципом эффективности и экономности использования бюджетных средств, в условиях ограниченного объема бюджетных средств в Омской области начат поэтапный переход к новой системе построения бюджетного процесса.
Анализ финансово-экономического положения позволяет сформулировать основные проблемы, пути решения которых составляют главное содержание Концепции. Существующая в настоящее время система управления общественными финансами региона имеет значительные резервы повышения эффективности использования средств.
Основными проблемами в сфере управления финансами в Омской области можно обозначить следующие:
- использование низкоэффективных механизмов бюджетного планирования (исходя из объема профинансированных расходов прошлого периода без учета фактических результатов деятельности) без применения среднесрочного финансового планирования;
- низкая эффективность бюджетных расходов, обусловленная отсутствием системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах, установленных показателей эффективности предоставления бюджетных услуг населению Омской области (далее - стандарты качества), а также отсутствием мониторинга результативности бюджетных расходов, планируемой к достижению в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу;
- необходимость совершенствования инвестиционной политики Омской области в части принятия решений о реализации новых проектов и расчета эффективности их реализации в долгосрочной перспективе;
- необходимость в составлении плана действий по реорганизации сети бюджетных учреждений Омской области (реструктуризация сети бюджетных учреждений Омской области, перевод бюджетных организаций и учреждений Омской области, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций);
- необходимость развития малого и среднего бизнеса в регионе, увеличения объемов оказания государственной поддержки субъектам малого бизнеса.
Все вышеперечисленные проблемы негативным образом оказывают влияние на качество управления финансами в Омской области. Последовательное исполнение мероприятий реализации Концепции позволит создать эффективный механизм распределения ограниченных бюджетных средств по наиболее важным отраслям экономики Омской области и обеспечить качественное и своевременное предоставление бюджетных услуг населению Омской области.
Последовательная финансово-бюджетная политика позволит Омской области целевым образом расходовать имеющиеся бюджетные средства в целях повышения темпов роста экономики Омской области и обеспечения роста качества жизни населения Омской области. Проведение финансово-бюджетной политики Омской области будет направлено на:
- повышение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, стимулирование роста налогооблагаемой базы Омской области;
- повышение эффективности и адресности расходования средств областного бюджета;
- использование программно-целевого метода бюджетного планирования для решения важнейших вопросов социально-экономического развития Омской области.
4. Цели и задачи Концепции
Главной целью Концепции является повышение эффективности управления региональными финансами, выведение его в сжатые сроки на новый качественный уровень. Внедрение новых подходов к управлению региональными финансами должно максимально способствовать:
- совершенствованию бюджетной системы Омской области;
- обеспечению предоставления населению Омской области необходимого перечня бюджетных услуг;
- повышению качества бюджетных услуг;
- созданию благоприятных условий для экономического развития и привлечения инвестиций на территорию Омской области, в том числе для развития сферы по оказанию бюджетных услуг;
- обеспечению равномерного распределения финансовых средств и созданию стимулов и равных условий для развития муниципальных образований Омской области;
- созданию стимулов для органов исполнительной власти Омской области к обеспечению экономного и эффективного управления бюджетными средствами.
Целями реализации Концепции являются:
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- создание разветвленной инфраструктуры, обеспечивающей на основании инвестиционных и инновационных проектов предоставление качественных бюджетных услуг населению Омской области;
- обеспечение прозрачности при составлении и исполнении областного бюджета, информационная открытость деятельности органов государственной власти Омской области для жителей Омской области;
- повышение качества и доступности предоставления бюджетных услуг населению Омской области;
- развитие экономики Омской области в целях создания и накопления ресурсов для осуществления социальных функций;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Омской области;
- создание оптимальных предпосылок и возможностей для наращивания мер социальной защиты отдельных категорий граждан Омской области, нуждающихся в государственной поддержке, переход преимущественно к адресным формам социальной помощи.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
- использование программно-целевых методов бюджетного планирования;
- установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг населению Омской области;
- совершенствование процедур отбора инвестиционных проектов с учетом их эффективности в долгосрочном периоде;
- переход к формированию областного бюджета на среднесрочный период в составе перспективного финансового плана Омской области;
- проведение мониторинга качества предоставления бюджетных услуг путем прямого опроса жителей Омской области;
- совершенствование законодательства в сфере управления региональными финансами;
- оптимизация функций органов исполнительной власти Омской области;
- совершенствование системы контроля за эффективным и целевым расходованием средств областного бюджета в соответствии с кассовым обслуживанием исполнения бюджетов бюджетной системы Омской области.
Одной из основных задач Концепции является реформирование системы муниципальных финансов Омской области, совершенствование межбюджетных отношений Омской области, обеспечение прозрачности и подотчетности в распределении финансовых ресурсов между муниципальными образованиями Омской области.
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Обеспечение реализации целей Концепции осуществляется поэтапно в соответствии с планом мероприятий по реформированию региональных финансов.
Результаты реализации Концепции:
- совершенствование методологии бюджетного планирования;
- обеспечение доступности и качества предоставляемых бюджетных услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и др.;
- совершенствование долговой и инвестиционной политики Омской области;
- повышение прозрачности бюджетной системы Омской области;
- повышение эффективности управления собственностью Омской области;
- повышение квалификации государственных гражданских служащих Омской области;
- развитие системы социальных гарантий для отдельных категорий граждан Омской области.
Реализация на территории Омской области бюджетной реформы позволит обеспечить удовлетворение потребностей в бюджетных услугах населения Омской области, одновременно минимизируя расходы областного бюджета на их предоставление. Рациональное использование бюджетных средств позволит повысить качество предоставляемых бюджетных услуг и расширить их перечень.
Кроме того, переход от "управления затратами" к "управлению результатами" гарантирует адресное направление средств областного бюджета, что в свою очередь позволит расширить число потребителей бюджетных услуг.
6. Риски реализации Концепции
Условно риски, возможные при реализации Концепции, можно разделить на две группы:
- неуправляемые (внешние) риски - риски, не подлежащие контролю и регулированию со стороны органов исполнительной власти Омской области;
- управляемые (внутренние) риски - риски, минимизация последствий наступления которых возможна путем осуществления организационных мероприятий со стороны органов исполнительной власти Омской области.
1. Внешние (неуправляемые) риски:
- изменение законодательства, определяющего систему мероприятий по реформированию бюджетного процесса в Российской Федерации;
- форс-мажорные обстоятельства.
Минимизация последствий указанных рисков заключается в своевременном принятии мер по предупреждению наступления того или иного риска путем внесения изменений в план мероприятий по реформированию региональных финансов.
2. Внутренние (управляемые) риски:
- низкий уровень мотивации государственных гражданских служащих Омской области, что препятствует своевременной реализации плана мероприятий по реформированию региональных финансов;
- отсутствие межведомственного взаимодействия в ходе исполнения отдельных положений Концепции;
- степень квалификации кадров, не позволяющая им в полной мере осуществлять реализацию мероприятий Концепции;
- финансовые ограничения, связанные с нехваткой денежных средств на осуществление мероприятий, и др.;
- выявление в ходе реализации мероприятий проблем, влекущих за собой ухудшение социального положения отдельных категорий граждан Омской области.
Для снижения последствий наступления внутренних рисков необходимо проведение следующих организационных мероприятий, устраняющих источники их возникновения:
- разработка системы материального и нематериального стимулирования государственных гражданских служащих Омской области;
- детальная проработка схемы взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с перечнем функций, обязанностей и ответственности;
- создание межведомственных рабочих групп и координация их деятельности по реализации плана мероприятий по реформированию региональных финансов;
- осуществление информационной поддержки реализации плана мероприятий по реформированию региональных финансов;
- обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.