Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Омской области от 28 марта 2007 г. N 35-п действие настоящего приложения приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.
Приложение N 1
Правительства Омской области
от 6 сентября 2006 г. N 118-п
Положение
о разработке перспективного финансового плана Омской области
1. Настоящее Положение разработано в целях создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Омской области, макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной и налоговой политики и политики управления государственным долгом Омской области, исполнения действующих и принимаемых обязательств Омской области.
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
текущий год - год, в котором осуществляется разработка документов и материалов в соответствии с настоящим Положением;
очередной год - год, следующий за текущим годом, на который осуществляется разработка проекта областного бюджета;
отчетный год - год, предшествующий текущему году;
отчетный период - отчетный год, текущий год и год, предшествующий отчетному году;
плановый период (среднесрочная перспектива) - очередной год и последующие 2 года;
сценарные условия социально-экономического развития Омской области - базовые условия, определяющие функционирование экономики Омской области в плановом периоде;
действующие обязательства - расходные обязательства Омской области, подлежащие исполнению в плановом периоде за счет средств областного бюджета в объеме, установленном в соответствии с действующими правовыми актами Омской области (за исключением правовых актов, действие которых истекает, будет приостановлено или предлагается к отмене, начиная с соответствующего года планового периода), договорами и соглашениями;
принимаемые обязательства - планируемое (предлагаемое) увеличение объема действующих обязательств в плановом периоде;
бюджет действующих обязательств - объем ассигнований, необходимых для исполнения действующих обязательств в плановом периоде (с распределением по годам);
бюджет принимаемых обязательств - объем ассигнований, необходимых для исполнения принимаемых обязательств в плановом периоде (с распределением по годам);
субъекты бюджетного планирования - органы государственной власти Омской области, являющиеся главными распорядителей средств областного бюджета в соответствии с областным законодательством;
бюджет субъекта бюджетного планирования - используемый для целей бюджетного планирования общий объем расходов субъекта бюджетного планирования, включая расходы подведомственных распорядителей и получателей средств областного бюджета;
ведомственная целевая программа - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач и функций субъекта бюджетного планирования;
доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования - сводная информация субъекта бюджетного планирования об основных направлениях и планируемых результатах деятельности подведомственных распорядителей и получателей средств областного бюджета на среднесрочную перспективу, а также ориентированных на их достижение ведомственных целевых программах субъекта бюджетного планирования и целевых программах Омской области;
расходы инвестиционного характера - расходы на строительство и реконструкцию объектов для государственных и муниципальных (финансируемых в порядке межбюджетных отношений) нужд (далее - муниципальные нужды) Омской области, финансирование (субсидирование) которых в плановом периоде будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
3. При формировании перспективного финансового плана Омской области (далее - перспективный финансовый план) Министерство финансов Омской области:
- организует разработку перспективного финансового плана;
- разрабатывает основные направления управления государственным долгом Омской области;
- совместно с Министерством экономики Омской области разрабатывает основные показатели перспективного финансового плана;
- определяет порядок применения при разработке перспективного финансового плана реестра расходных обязательств Омской области;
- определяет в соответствии с законодательством перечень документов и материалов, необходимых для формирования бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- устанавливает перечень и сроки представления в Министерство финансов Омской области субъектами бюджетного планирования отчетных и (или) прогнозных данных, необходимых для разработки и рассмотрения перспективного финансового плана и материалов к нему;
- разрабатывает и представляет в Комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу (далее - Бюджетная комиссия) предложения по распределению бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетного планирования;
- совместно с Министерством экономики Омской области готовит и представляет в Бюджетную комиссию заключения на предложения субъектов бюджетного планирования по распределению бюджета принимаемых обязательств между целевыми программами Омской области и ведомственными целевыми программами;
- определяет и представляет в Министерство экономики Омской области предельный объем расходов инвестиционного характера на среднесрочную перспективу.
4. При формировании перспективного финансового плана Министерство экономики Омской области:
- разрабатывает предложения об основных направлениях налоговой политики Омской области;
- проводит оценку потерь бюджета в плановом периоде от предоставленных налоговых льгот;
- разрабатывает с участием заинтересованных органов исполнительной власти Омской области сценарные условия социально-экономического развития Омской области, прогноз социально-экономического развития Омской области, сводный финансовый баланс Омской области на плановый период;
- определяет приоритетные направления расходов инвестиционного характера на среднесрочную перспективу;
- разрабатывает и представляет в Бюджетную комиссию предложения по распределению предельного объема расходов инвестиционного характера по субъектам бюджетного планирования;
- устанавливает перечень и сроки представления в Министерство экономики Омской области субъектами бюджетного планирования отчетных и (или) прогнозных данных, необходимых для разработки сценарных условий социально-экономического развития Омской области, прогноза социально-экономического развития Омской области на плановый период;
- представляет в Министерство финансов Омской области на основании предельного объема расходов инвестиционного характера прогнозируемый на плановый период перечень строек и объектов для государственных и муниципальных нужд, финансирование (субсидирование) которых будет осуществляться за счет средств областного бюджета. При формировании указанного перечня учитывается необходимость обеспечения максимальной социально-экономической эффективности расходов инвестиционного характера, адресности принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов, инвестирования в объекты социальной сферы областного значения (образования, здравоохранения, культуры), модернизации коммунальной инфраструктуры.
5. При формировании перспективного финансового плана Министерство имущественных отношений Омской области:
- разрабатывает прогнозный план (программу) приватизации и план развития государственного сектора экономики Омской области на плановый период;
- устанавливает перечень и сроки представления в Министерство имущественных отношений Омской области субъектами бюджетного планирования отчетных и (или) прогнозных данных, необходимых для разработки проекта прогнозного плана (программы) приватизации и плана развития государственного сектора экономики Омской области на плановый период;
- представляет в Министерство финансов Омской области прогноз поступления в областной бюджет средств от использования и продажи имущества, находящегося в собственности Омской области, на среднесрочную перспективу;
- представляет в Министерство финансов Омской области предложения о размерах части прибыли государственных предприятий Омской области, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляемой в областной бюджет в плановом периоде, а также предложения по реализации имущества государственных унитарных предприятий Омской области;
- разрабатывает прогноз объема поступлений арендной платы за земли поселений, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, по категориям земель.
6. При формировании перспективного финансового плана субъекты бюджетного планирования:
- разрабатывают доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, в которых указываются постановочные цели и характеристики (качественные и количественные) деятельности субъекта бюджетного планирования в отчетном году и плановом периоде для оценки результативности бюджетных расходов, оценка результативности бюджетных расходов и тенденций ее изменения, обоснование мер, направленных на ее повышение. Основными направлениями по повышению результативности бюджетных расходов субъектов бюджетного планирования являются оптимизация бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между подведомственными распорядителями и получателями средств областного бюджета с учетом результатов их деятельности, совершенствование системы закупок для государственных нужд Омской области и другие мероприятия;
- представляют в Министерство финансов Омской области, Министерство экономики Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области в установленном порядке отчетные и прогнозные данные, необходимые для разработки перспективного финансового плана и материалов к нему;
- представляют в Министерство экономики Омской области предложения по формированию перечня строек и объектов для государственных и муниципальных нужд, финансирование (субсидирование) которых будет осуществляться за счет средств областного бюджета;
- представляют в Министерство имущественных отношений Омской области предложения о приватизации находящихся в ведении соответствующих главных распорядителей средств областного бюджета государственных унитарных предприятий Омской области и акций акционерных обществ, находящихся в собственности Омской области, и иного имущества, находящегося в собственности Омской области;
- разрабатывают и принимают ведомственные целевые программы;
- разрабатывают прогноз объемов поступлений в областной бюджет и консолидированный бюджет Омской области по соответствующим администраторам доходов областного бюджета, в том числе поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и согласовывают его с Министерством финансов Омской области;
- распределяют предельные объемы бюджетов субъектов бюджетного планирования по подведомственным распорядителям и получателям средств областного бюджета, целевым программам Омской области, ведомственным целевым программам, кодам, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации (с учетом распределенных Министерством экономики Омской области предельных объемов расходов инвестиционного характера);
- разрабатывают и представляют в Министерство финансов Омской области и Министерство экономики Омской области в установленном порядке предложения по распределению бюджета принимаемых обязательств между целевыми программами Омской области, ведомственными целевыми программами, а также стройками и объектами для государственных и муниципальных нужд Омской области.
7. Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа. Разработка перспективного финансового плана осуществляется Министерством финансов Омской области совместно с Министерством экономики Омской области одновременно с подготовкой проекта областного бюджета на очередной финансовый год в соответствии с планом согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
Для разработки перспективного финансового плана используются следующие данные и показатели:
- предварительный прогноз социально-экономического развития Омской области на плановый период;
- данные об исполнении консолидированного бюджета Омской области в последнем отчетном финансовом году;
- данные о консолидированном бюджете Омской области на текущий финансовый год;
- результаты мероприятий по мониторингу исполнения перспективного финансового плана;
- результаты и основные направления деятельности субъектов бюджетного планирования;
- оценка и анализ причин отклонений утвержденных на год доходов, расходов областного бюджета за последние три отчетных года;
- объемы привлечения и погашения государственных заимствований Омской области и предоставления государственных гарантий Омской области;
- данные об объеме расходов инвестиционного характера.
8. На первом этапе разрабатываются проекты основных направлений налоговой политики Омской области, сценарных условий социально-экономического развития Омской области, прогноза социально-экономического развития Омской области, а также сводного финансового баланса Омской области на плановый период.
Основные направления налоговой политики Омской области содержат обоснование предложений по совершенствованию законодательства Омской области о налогах и сборах, концепции проектов соответствующих правовых актов Омской области, расчеты влияния изменений в законодательстве Омской области о налогах и сборах на доходы бюджетов бюджетной системы Омской области в плановом периоде.
Сценарные условия социально-экономического развития Омской области разрабатываются на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации и служат базой для расчета вариантов прогноза социально-экономического развития Омской области на плановый период, содержат анализ социально-экономического развития Омской области в отчетном периоде и оценку влияния внешних и внутренних факторов социально-экономического развития Омской области в плановом периоде.
Сценарные условия социально-экономического развития Омской области содержат следующие показатели:
- объем, темпы роста валового регионального продукта;
- объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, производства продукции (услуг) по видам экономической деятельности в процентах к предыдущему году;
- индексы потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению и на отдельные виды платных услуг населению (уровень инфляции);
- оборот розничной торговли;
- объем платных услуг населению;
- численность занятых в экономике Омской области;
- инвестиции в основной капитал;
- фонд заработной платы;
- объем прибыли организаций для целей налогообложения;
- объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа;
- среднегодовой денежный доход на душу населения;
- среднемесячная и среднегодовая номинальная начисленная заработная плата;
- среднемесячная величина прожиточного минимума на душу населения;
- другие показатели по согласованному с Министерством финансов Омской области перечню.
На основании сценарных условий социально-экономического развития Омской области разрабатывается прогноз социально-экономического развития Омской области по вариантам на плановый период с выделением очередного года. Прогноз социально-экономического развития Омской области включает основные показатели социально-экономического развития Омской области и пояснительную записку о перспективах социально-экономического развития Омской области.
Основные показатели социально-экономического развития Омской области включают:
- объем, темпы роста произведенного валового регионального продукта;
- объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, производства продукции (услуг) по видам экономической деятельности в стоимостном выражении и в процентах к предыдущему году;
- индексы потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги населению, в том числе на отдельные виды платных услуг населению;
- производство важнейших видов продукции в натуральном и стоимостном выражении;
- стоимость основных фондов Омской области;
- стоимость вводимой жилой площади;
- оборот розничной торговли;
- объем платных услуг населению;
- численность занятых в экономике Омской области;
- инвестиции в основной капитал, в том числе по источникам финансирования;
- фонд заработной платы;
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;
- объем прибыли организаций, в том числе прибыльных организаций;
- объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов и газа;
- другие показатели по согласованному с Министерством финансов Омской области перечню.
Проекты основных направлений налоговой политики Омской области, сценарных условий социально-экономического развития Омской области, прогноза социально-экономического развития Омской области на плановый период, а также сводного финансового баланса Омской области разрабатываются Министерством экономики Омской области, согласовываются с Министерством финансов Омской области и представляются в Бюджетную комиссию на рассмотрение.
9. На втором этапе разрабатываются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления управления государственным долгом Омской области.
Основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению с целью определения общего объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на исполнение расходных обязательств Омской области в плановом периоде при заданных сценарных условиях социально-экономического развития Омской области.
Основные направления управления государственным долгом Омской области содержат анализ и прогноз объема и структуры государственного долга Омской области, обоснование предложений по объемам заимствований, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения государственного долга Омской области в плановом периоде.
10. Пояснительная записка к основным показателям перспективного финансового плана должна содержать:
- характеристику основных показателей перспективного финансового плана, анализ влияющих на них факторов и условий, их взаимосвязи со сценарными условиями;
- причины изменений ранее утвержденных основных показателей перспективного финансового плана;
- обоснование варианта, предлагаемого для формирования проекта перспективного финансового плана;
- обоснование приоритетных направлений распределения бюджета принимаемых обязательств, а также формирования расходов инвестиционного характера.
11. Основные показатели перспективного финансового плана и основные направления управления государственным долгом Омской области разрабатываются Министерством финансов Омской области, согласовываются с Министерством экономики Омской области по вопросам, относящимся к его компетенции, и представляются на рассмотрение в Бюджетную комиссию.
При разработке перспективного финансового плана Министерство финансов Омской области и Министерство экономики Омской области могут вносить в Бюджетную комиссию предложения по корректировке основных показателей перспективного финансового плана в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Омской области на плановый период.
12. На третьем этапе разрабатывается и утверждается Правительством Омской области проект перспективного финансового плана.
Проект перспективного финансового плана разрабатывается Министерством финансов Омской области исходя из утвержденных Бюджетной комиссией основных показателей перспективного финансового плана по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению в целях определения основных параметров областного бюджета и консолидированного бюджета Омской области, а также установления предельных объемов бюджетов субъектов бюджетного планирования в плановом периоде.
12.1. Министерство финансов Омской области доводит до субъектов бюджетного планирования предварительные проектировки предельных объемов их бюджетов.
Предварительные проектировки предельных объемов бюджетов субъектов бюджетного планирования в плановом периоде определяются с учетом выделения расходов инвестиционного характера, имеющих особый порядок планирования, в том числе расходов на реализацию:
- целевых программ Омской области;
- Адресной инвестиционной программы Омской области;
- мероприятий, финансируемых за счет средств областного фонда муниципального развития.
Планирование расходов на реализацию целевых программ Омской области производится с учетом предложений Министерства экономики Омской области и соответствующего субъекта бюджетного планирования, являющегося ответственным исполнителем по реализации мероприятий целевой программы Омской области, о приостановлении или прекращении действия целевых программ Омской области и (или) принятии новых целевых программ Омской области, соответствующих стратегическим приоритетам социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу.
Субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов Омской области предложения по распределению полученных предварительных проектировок предельных объемов бюджетов между подведомственными распорядителями и получателями средств областного бюджета по статьям классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Предельные объемы бюджетов субъектов бюджетного планирования в плановом периоде определяются раздельно по бюджету действующих обязательств и бюджету принимаемых обязательств.
Субъекты бюджетного планирования в сроки, установленные Министерством финансов Омской области, организуют работу по уточнению базовых объемов бюджетов субъектов бюджетного планирования для расчета бюджета действующих обязательств и определения перечня и параметров принимаемых обязательств.
12.2. Бюджет действующих обязательств субъектов бюджетного планирования определяется на основе реестра расходных обязательств Омской области в соответствии с ежегодно утверждаемой Министерством финансов Омской области методикой формирования областного бюджета на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, а также с учетом индексов-дефляторов.
Сокращение общего объема бюджета действующих обязательств субъектов бюджетного планирования по сравнению с ранее утвержденным в составе перспективного финансового плана объемом допускается только в случае изменения методики и (или) значений параметров, используемых при расчете ассигнований, необходимых для исполнения действующих обязательств, либо в соответствии с правовыми актами Омской области по изменению (отмене, прекращению действия) в плановом периоде отдельных видов действующих обязательств.
Предварительные проектировки предельных объемов бюджетов действующих обязательств на плановый период включают реализацию решений, принятых и планируемых к принятию в текущем году и подлежащих учету при уточнении областного бюджета на текущий финансовый год. По решениям, реализация которых осуществляется не с начала текущего года, производятся соответствующие корректировки объемов финансирования до годовой потребности.
Основанием для уточнения объемов действующих обязательств являются показатели областного бюджета на текущий год с учетом анализа изменений структуры расходов областного бюджета, которые осуществлялись по предложениям главных распорядителей средств областного бюджета в текущем году, в том числе изменений, вызванных уточнением структуры органов государственной власти Омской области.
Предварительные проектировки предельных объемов бюджетов по каждому субъекту бюджетного планирования уменьшаются на сумму расходов, производимых в текущем году в соответствии с разовыми расходными обязательствами, и расходов по реализации решений, срок действия которых ограничен текущим финансовым годом.
В случае необходимости для рассмотрения и согласования объемов действующих обязательств на плановый период субъекты бюджетного планирования в установленном порядке представляют в Министерство финансов Омской области дополнительные материалы для расчета расходов, направляемых на оплату труда, и полную расшифровку расходов на текущий год и на плановый период по статьям и подстатьям экономической классификации расходов, а также предложения по их использованию с учетом приоритетных направлений развития отраслей на среднесрочную перспективу.
12.3. Бюджет принимаемых обязательств субъектов бюджетного планирования распределяется между субъектами бюджетного планирования по результатам рассмотрения Бюджетной комиссией:
- предложений Министерства финансов Омской области и предложений Министерства экономики Омской области (в части расходов инвестиционного характера) по реализации правовых актов и поручений Правительства Омской области;
- предложений субъектов бюджетного планирования по дополнительному финансированию ведомственных целевых программ.
При рассмотрении Бюджетной комиссией указанных предложений определяются принимаемые обязательства, которые могут быть дополнительно включены в бюджет принимаемых обязательств либо исключены из бюджета принимаемых обязательств в случае корректировки ранее утвержденных основных показателей перспективного финансового плана и (или) проекта областного бюджета.
Сумма бюджетов принимаемых обязательств субъектов бюджетного планирования на второй и третий годы планового периода не может превышать общего объема бюджета принимаемых обязательств на соответствующие годы, определенного в соответствии с базовым вариантом основных показателей перспективного финансового плана.
Предложения по объемам бюджетного финансирования по принимаемым обязательствам формируются на основании и во исполнение федеральных законов и законов Омской области, правовых актов (поручений) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Омской области, Правительства Омской области, принятых в текущем году и вступающих в силу с 1 января очередного финансового года, а также планируемых к принятию в среднесрочной перспективе. При этом субъекты бюджетного планирования представляют расчеты и документы, подтверждающие возможность выполнить эти обязательства.
По представленным материалам и предложениям Министерство финансов Омской области проводит предварительные согласительные совещания с субъектами бюджетного планирования.
При проведении согласительных совещаний должны быть рассмотрены и протокольно зафиксированы:
распределение доведенных предельных объемов бюджетного финансирования по действующим обязательствам на плановый период;
разногласия по доведенным предельным объемам на плановый период в рамках действующих обязательств;
перечень и параметры принимаемых обязательств на плановый период.
12.4. Пояснительная записка к проекту перспективного финансового плана составляется Министерством финансов Омской области и Министерством экономики Омской области в пределах их компетенции.
Пояснительная записка к проекту перспективного финансового плана должна характеризовать состояние, факторы и тенденции развития бюджетной системы Омской области, цели, задачи и основные направления бюджетной политики Омской области, основные параметры перспективного финансового плана, основные результаты использования средств областного бюджета в отчетном и плановом периодах, содержать обоснование распределения бюджета принимаемых обязательств и формирования расходов инвестиционного характера в плановом периоде.
13. Министерство финансов Омской области представляет в Бюджетную комиссию материалы, содержащие оценку изменения доходов областного бюджета, а также изменения бюджета принимаемых обязательств Омской области, в соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу.
14. Разработка проекта перспективного финансового плана осуществляется посредством корректировки основных параметров этого плана за последние два года и разработки основных параметров на третий год планового периода исходя из новых сценарных условий социально-экономического развития Омской области с учетом изменений объема и структуры доходов бюджетной системы Омской области и расходных обязательств Омской области в текущем году и плановом периоде.
15. Параметры проекта областного бюджета должны соответствовать параметрам перспективного финансового плана.
При необходимости корректировки утвержденных параметров перспективного финансового плана Министерство финансов Омской области совместно с Министерством экономики Омской области разрабатывает проект о внесении изменений в перспективный финансовый план и представляет его на утверждение в Правительство Омской области.
16. Мониторинг исполнения перспективного финансового плана осуществляется в целях выявления отклонений фактических параметров областного бюджета и консолидированного бюджета Омской области от утвержденных в перспективном финансовом плане, установления причин отклонений и принятия мер для улучшения качества планирования.
Мероприятия по мониторингу исполнения перспективного финансового плана проводятся Министерством финансов Омской области по следующим направлениям:
- не позднее чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года проводится проверка утвержденного перспективного финансового плана на соответствие с прогнозом социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу, законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год и иными правовыми актами Омской области;
- не позднее чем за 7 месяцев до начала очередного финансового года перспективный финансовый план сопоставляется с двумя предыдущими перспективными финансовыми планами в части совпадающих периодов.
17. Мониторинг исполнения перспективного финансового плана проводится по следующим направлениям:
- выявление отклонений фактических параметров областного бюджета и консолидированного бюджета Омской области от утвержденных в перспективном финансовом плане и их причин;
- группировка причин отклонений;
- анализ последствий невыполнения показателей перспективного финансового плана;
- подготовка предложений о внесении изменений в правовые акты Омской области.
18. Результаты мониторинга исполнения перспективного финансового плана выносятся на рассмотрение Бюджетной комиссии и учитываются при разработке и утверждении перспективного финансового плана на плановый период.
По результатам мониторинга исполнения перспективного финансового плана обеспечивается внесение изменений в правовые акты Омской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.