Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Мэра города Омска
от 13 апреля 2007 г. N 255-п
Информация
о декоративно-прикладном искусстве в городе Омске и организации мероприятий по поддержке декоративно-прикладного искусства на период до 2010 года
I. Анализ исходного состояния проблемы
В современных условиях традиционное декоративно-прикладное искусство по-прежнему является важнейшим компонентом культурного развития человека.
Обучение различным видам прикладного творчества прививает эстетический бытовой вкус, что позволяет воспитывать в человеке традиционные взгляды на эстетику быта, а также формировать новые взгляды на дизайнерское исполнение окружающей среды. Полученные навыки в различных техниках прикладного искусства позволяют не только самостоятельно создавать новые вещи в традиционных ремеслах, но и вносить нечто новое, основываясь на исторических традициях, приближая их к современности, тем самым обогащая нашу среду обитания.
Один из способов сохранения ремесла, традиций, культуры - придать импульс к развитию декоративно-прикладного искусства, приобщая детей и подростков к наследию народной культуры, что будет способствовать расширению их эстетического воспитания.
В настоящее время декоративно-прикладным искусством в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских школах искусств и детских художественных школах (далее - школы искусств) занимаются свыше 2,5 тысяч детей и подростков. С данным контингентом обучающихся работают 102 преподавателя с высшим профильным образованием. Декоративно-прикладное искусство является одним из составляющих единого образовательного процесса школ искусств и остается для них притягательным и востребованным. Обучающиеся имеют возможность заниматься резьбой по дереву, изготовлением изделий из керамики, плетением на коклюшках, выполнением работ в технике батик, изготовлением гобеленов, лоскутным шитьем, вышивкой и другими видами декоративно-прикладного искусства.
Успешно осваивается изготовление керамических изделий в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей (далее - МОУ ДОД) "Детская художественная школа N 1", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 2", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 14", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 15", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 16", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 17".
В МОУ ДОД "Детская художественная школа N 3" и МОУ ДОД "Детская школа искусств N 19" получило развитие искусство резьбы по дереву. В МОУ ДОД "Детская школа искусств N 16", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 9", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 17", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 18 "Школьные годы" и МОУ ДОД "Детская художественная школа N 2" детей обучают ручному ткачеству, росписи по ткани, вязанию и вышивке.
Работы обучающихся школ искусств ежегодно демонстрируются на выставках городского, регионального и международного уровней, неизменно удостаиваясь высокой оценки специалистов и жюри. Достаточно высокий уровень работ по декоративно-прикладному искусству говорит о наличии необходимых первоначальных условий для обучения детей и подростков, а высококвалифицированный педагогический состав школ искусств дает уверенность в дальнейшем развитии и пропаганде декоративно-прикладного искусства.
Наряду с положительными результатами в работе с детьми и подростками в сфере декоративно-прикладного искусства существует ряд проблем, которые необходимо решить. К сожалению, недостаточная материальная база и отсутствие финансирования на приобретение расходных материалов (глины, глазури, тканей, ниток) не дают возможности многим школам искусств дополнительно освоить прикладные техники. Такие школы искусств, как МОУ ДОД "Детская художественная школа N 2", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 6", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 9" не в состоянии заниматься изготовлением изделий из керамики ввиду отсутствия муфельных печей, гончарных кругов и вытяжной вентиляции, в МОУ ДОД "Детская школа искусств N 19" отсутствуют деревообрабатывающие станки и инструментарий. На базе керамических мастерских возможно развитие эмальерного искусства (используются те же муфельные печи), но необходимо приобретение эмали и листовой меди.
Преподаватели большинства школ искусств хотели бы ввести в образовательный процесс такой предмет как "Керамика". Для этого необходимо приобрести муфельные печи различного объема (от 6 до 50 литров), гончарные круги, глиномялки (вальцы), сушильные шкафы, оборудовать классы вентиляцией. Примерные затраты на оборудование одной мастерской составляют около 150-200 тыс. руб. Для ритмичной работы мастерских в технике горячей эмали нужно систематическое снабжение школ эмалями и листовой медью, для выполнения работ в технике батик, лоскутное шитье школы искусств должны быть обеспечены пряжей различных оттенков, нитями основы, анилиновыми красителями и другими материалами.
Обеспечение учебного процесса необходимыми материалами, усиление и обновление материально-технической базы школ искусств, создание специализированного центра декоративно-прикладного искусства станет основой для развития декоративно-прикладного искусства.
В условиях динамично развивающихся образовательных и культурных процессов остро обозначилась проблема повышения профессиональной квалификации и переподготовки кадров, занимающихся обучением декоративно-прикладному творчеству. Проведение курсов, семинаров-практикумов, мастер-классов по проблемным вопросам с привлечением ведущих специалистов будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, специалистов, работающих в области декоративно-прикладного искусства.
II. Цель и задачи мероприятий по поддержке декоративно-прикладного искусства на период до 2010 года
Целью мероприятий по поддержке декоративно-прикладного искусства на период до 2010 года (далее - мероприятия) является создание благоприятных условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов.
Задачи мероприятий:
- сохранение и возрождение декоративно-прикладного искусства;
- создание необходимой материально-технической базы;
- повышение профессионализма педагогических работников сферы декоративно-прикладного искусства;
- социальная поддержка детей, особо отличившихся в декоративно-прикладном искусстве;
- информационная поддержка декоративно-прикладного искусства.
III. Технико-экономическое обоснование мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия | Срок исполнения, год |
Технико-экономическое обоснование затрат |
1. Осуществление поддержки и развития декоративно-прикладного искусства | |||
1.1 | Выплата премий Администрации города Омска особо отличившимся обучающимся муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей - детских школ искусств и детских художественных школ в декоративно-прикладном искусстве |
2008-2010 | Всего 120,0 тыс. руб.; ежегодно по 40,0 тыс. руб. (4,0 тыс. руб. x 10 человек) |
1.2 | Целевая поддержка участия детей в международных, всероссийских, региональных, городских выставках, конкурсах |
2008 | 50,0 тыс. руб. на проезд участников и их сопровождающих к месту проведения мероприятий (10,0 тыс. руб. x 5 человек) |
2009 | 50,0 тыс. руб. на проезд участников и их сопровождающих к месту проведения мероприятий (10,0 тыс. руб. x 5 человек) |
||
2010 | 50,0 тыс. руб. на проезд участников и их сопровождающих к месту проведения мероприятий (10,0 тыс. руб. x 5 человек) |
||
1.3 | Городская выставка декоративно-прикладного искусства "Кладовая радости" |
2008 | 20,0 тыс. руб., в том числе: - призовой фонд - 5,0 тыс. руб.; - оплата работы выставочного комитета - 3,2 тыс. руб.; - транспортные расходы - 4,8 тыс. руб. (300 руб. в час x 16 часов); - приобретение дипломов, благодарственных писем - 2,0 тыс. руб.; - аренда помещения - 5,0 тыс. руб. |
2009 | 20,0 тыс. руб., в том числе: - призовой фонд - 5,0 тыс. руб.; - оплата работы выставочного комитета - 3,2 тыс. руб.; - транспортные расходы - 4,8 тыс. руб. (300 руб. в час x 16 часов); - приобретение дипломов, благодарственных писем - 2,0 тыс. руб.; - аренда помещения - 5,0 тыс. руб. |
||
2010 | 20,0 тыс. руб., в том числе: - призовой фонд - 5,0 тыс. руб.; - оплата работы выставочного комитета - 3,2 тыс. руб.; - транспортные расходы - 4,8 тыс. руб. (300 руб. в час x 16 часов); - приобретение дипломов, благодарственных писем - 2,0 тыс. руб.; - аренда помещения - 5,0 тыс. руб. |
||
1.4 | Городская отчетная выставка по декоративно-прикладному искусству |
2008 | 20,0 тыс. руб., в том числе: - призовой фонд - 5,0 тыс. руб.; - оплата работы выставочного комитета - 3,2 тыс. руб.; - транспортные расходы - 4,8 тыс. руб. (300 руб. в час x 16 часов); - приобретение дипломов, благодарственных писем - 2,0 тыс. руб.; - аренда помещения - 5,0 тыс. руб. |
2009 | 20,0 тыс. руб., в том числе: - призовой фонд - 5,0 тыс. руб.; - оплата работы выставочного комитета - 3,2 тыс. руб.; - транспортные расходы - 4,8 тыс. руб. (300 руб. в час x 16 часов); - приобретение дипломов, благодарственных писем - 2,0 тыс. руб.; - аренда помещения - 5,0 тыс. руб. |
||
2010 | 20,0 тыс. руб., в том числе: - призовой фонд - 5,0 тыс. руб.; - оплата работы выставочного комитета - 3,2 тыс. руб.; - транспортные расходы - 4,8 тыс. руб. (300 руб. в час x 16 часов); - приобретение дипломов, благодарственных писем - 2,0 тыс. руб.; - аренда помещения - 5,0 тыс. руб. |
||
1.5 | Информационная поддержка творчества в области декоративно-прикладного искусства: издание каталогов, альбомов по итогам выставок |
2008 | 20,0 тыс. руб., в том числе: - оплата работы экспертов - 5,0 тыс. руб. (1 тыс. руб. x 5 человек); - издание сборников - 15,0 тыс. руб. |
2009 | 20,0 тыс. руб., в том числе: - оплата работы экспертов - 5,0 тыс. руб. (1 тыс. руб. x 5 человек); - издание сборников - 15,0 тыс. руб. |
||
2010 | 20,0 тыс. руб., в том числе: - оплата работы экспертов - 5,0 тыс. руб. (1 тыс. руб. x 5 человек); - издание сборников - 15,0 тыс. руб. |
||
2. Развитие и поддержка муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства |
|||
2.1 | Приобретение учебного оборудования для школ искусств |
2008 | 100,0 тыс. руб. на оснащение вытяжной вентиляцией керамических мастерских МОУ ДОД "Детская художественная школа N 2", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 3", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 14" |
2009 | 100,0 тыс. руб., в том числе: - приобретение муфельных печей для МОУ ДОД "Детская школа искусств N 15" - 30,0 тыс. руб.; - приобретение гончарных кругов для МОУ ДОД "Детская школа искусств N 9", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 1", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 2", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 3" - 40,0 тыс. руб.; - приобретение расходных материалов для МОУ ДОД "Детская художественная школа N 1", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 2", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 3", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 3" - 30,0 тыс. руб. |
||
2010 | 200,0 тыс. руб., в том числе: - приобретение расходных материалов для изготовления изделий из керамики (глина, глазурь) для МОУ ДОД "Детская художественная школа N 1", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 2", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 3", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 3", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 9", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 14", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 15", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 16", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 17" - 100,0 тыс. руб.; - приобретение расходных материалов для изготовления гобеленов, батиков, изделий из лоскутного шитья для МОУ ДОД "Детская художественная школа N 1", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 2", МОУ ДОД "Детская художественная школа N 3", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 3", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 6", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 9", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 10", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 12", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 14", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 15", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 16", МОУ ДОД "Детская школа искусств N 18 "Школьные годы" - 100,0 тыс. руб. |
||
3. Информационно-организационное обеспечение мероприятий | |||
3.1 | Создание банка авторских, экспериментальных, инновационных методик и перспективных технологий обучения декоративно- прикладному искусству |
2008-2010 | 60,0 тыс. руб. на приобретение аудио-, видео-, инновационных образовательных программ по декоративно-прикладному искусству, перспективных технологий обучения |
4. Повышение профессионализма педагогических работников сферы декоративно-прикладного искусства |
|||
4.1 | Издание методических сборников, учебных пособий по декоративно-прикладному искусству |
2008-2010 | Всего 60,0 тыс. руб.; ежегодно по 20,0 тыс. руб., в том числе: - оплата труда ведущих специалистов - 10,0 тыс. руб.; - транспортные расходы - 5,0 тыс. руб.; - издание методических пособий - 5,0 тыс. руб. |
4.2 | Проведение мастер-классов, семинаров-практикумов для педагогов с участием ведущих специалистов в области декоративно- прикладного искусства |
2008-2010 | Всего 120,0 тыс. руб.; ежегодно по 40,0 тыс. руб., в том числе: - оплата услуг ведущих специалистов - 20,0 тыс. руб.; - транспортные расходы по доставке специалистов к местам проведения мероприятий - 5,0 тыс. руб.; - издание методических пособий - 15,0 тыс. руб. |
5. Информационная деятельность по освещению реализации мероприятий | |||
5.1 | Регулярное освещение в средствах массовой информации хода реализации мероприятий |
2008-2010 | Всего 30,0 тыс. руб.; ежегодно по 10,0 тыс. руб. на изготовление информационных листовок, щитов, афиш и их размещение |
5.2 | Издание альбомов, каталогов работ обучающихся школ искусств |
2008-2010 | Всего 60,0 тыс. руб.; ежегодно по 20,0 тыс. руб. |
IV. Прогноз ожидаемых результатов
Решение обозначенных проблем будет способствовать:
- творческому развитию детей и подростков через вовлечение их в процесс сохранения и укрепления сложившихся культурно-исторических традиций, самодеятельного творчества в городе Омске;
- увеличению количества детей и подростков, занимающихся декоративно-прикладным творчеством;
- осуществлению социальной поддержки обучающихся школ искусств через учреждение премии Администрации города Омска особо отличившимся обучающимся муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей - детских школ искусств и детских художественных школ в декоративно-прикладном искусстве;
- участию детей и подростков в международных, региональных, всероссийских выставках, мастер-классах, научно-практических конференциях;
- улучшению материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей - детских школ искусств и детских художественных школ, реализующих образовательные программы по декоративно-прикладному искусству.
V. Контроль за ходом реализации мероприятий
Оперативное управление реализацией мероприятий осуществляет департамент культуры Администрации города Омска, который:
- несет ответственность за целевое и эффективное использование средств;
- обеспечивает размещение информации об основных итогах реализации мероприятий в средствах массовой информации;
- при необходимости вносит предложения о корректировке мероприятий.
Мониторинг и контроль за реализацией мероприятий осуществляет департамент городской экономической политики Администрации города Омска.
Контроль за расходованием бюджетных средств на реализацию мероприятий осуществляет департамент финансов и контроля администрации города Омска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.