Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Закону Омской области
"О целевой программе Омской
области "Об охране атмосферного
воздуха и мониторинговых исследованиях
в Омской области до 2015 года"
Целевая программа Омской области
"Об охране атмосферного воздуха и мониторинговых исследованиях в Омской области до 2015 года"
17 октября 2008 г., , 3 ноября 2009 г.
Законом Омской области от 3 ноября 2009 г. N 1200-ОЗ в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
целевой программы Омской области "Об охране атмосферного воздуха и мониторинговых исследованиях в Омской области до 2015 года"
Наименование | Целевая программа Омской области "Об охране атмосферного воздуха и мониторинговых исследованиях в Омской области до 2015 года" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке |
Постановление Правительства Омской области от 6 июня 2006 года N 63-п "О Концепции охраны атмосферного воздуха и развития мониторинговых исследований на территории Омской области до 2015 года", распоряжение Правительства Омской области от 28 декабря 2006 года N 257-рп "О Плане законопроектных работ Правительства Омской области на 2007 год" |
Государственный заказчик |
Правительство Омской области |
Исполнитель- координатор |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области) |
Исполнители | Минсельхозпрод Омской области, организации на конкурсной основе |
Разработчик | Минпром Омской области |
Основные целевые индикаторы |
1. Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 2. Увеличение количества пунктов наблюдения за качеством атмосферного воздуха. 3. Проведение научно-исследовательских работ по разработке методов, позволяющих увеличить перечень определяемых вредных примесей в атмосферном воздухе (далее - перечень определяемых примесей). 4. Увеличение количества мест и точек отбора проб при определении концентрации примесей в атмосферном воздухе |
Сроки и этапы реализации |
Реализация Программы осуществляется в течение 2008 - 2015 годов в 2 этапа: 1 этап (с 2008 по 2013 год): - формирование территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории города Омска; - проведение мониторинговых исследований состояния окружающей среды на территории Омской области, в том числе состояния атмосферного воздуха на территории города Омска; - обеспечение органов государственной власти Омской области, природопользователей, населения Омской области информацией о состоянии окружающей среды; 2 этап (с 2013 по 2015 год): - формирование территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях районов Омской области; - проведение мониторинговых исследований за состоянием окружающей среды на территории Омской области; - обеспечение органов государственной власти Омской области, природопользователей, населения Омской области информацией о состоянии окружающей среды |
Финансовое обеспечение |
Общие расходы областного бюджета на реализацию Программы составят 78249 тыс. руб., в том числе: в 2008 году - 13661 тыс. руб., в 2009 году - 1775 тыс. руб., в 2010 году - 12080 тыс. руб., в 2011 году - 8068 тыс. руб., в 2012 году - 9081 тыс. руб., в 2013 году - 12433 тыс. руб., в 2014 году - 10508 тыс. руб., в 2015 году - 10643 тыс. руб. Для финансирования мероприятий Программы наряду со средствами областного бюджета планируется привлечение средств из иных источников: 4028 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета, 4794129 тыс. руб. за счет средств местных бюджетов, 1286941,4 тыс. руб. за счет средств организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, которые в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух направляются в соответствии с федеральным законодательством на реализацию мероприятий в области охраны окружающей среды |
Основные ожидаемые конечные результаты |
Реализация Программы позволит: повысить уровень экологической безопасности населения Омской области, обеспечить развитие многофункциональной сети мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Омской области, снизить риски вредного влияния на здоровье населения Омской области и устранить факторы загрязнения окружающей среды |
1. Сущность решаемых Программой проблем
1. В Омской области на состояние атмосферного воздуха оказывают влияние следующие негативные факторы:
1) высокая техногенная нагрузка, обусловленная концентрацией на территории Омской области промышленных производств, включая преимущественно экологически опасные производства;
2) сосредоточение в жилой зоне городских и сельских поселений Омской области предприятий промышленного производства, в том числе топливно-энергетической, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической, оборонной, машиностроительной и металлообрабатывающей, лесной и деревообрабатывающей, строительной, легкой, пищевой, мукомольно-крупяной и иных отраслей промышленности, оказывающих существенное влияние на состояние атмосферного воздуха и на сокращение природно-ресурсного потенциала природных комплексов;
3) использование устаревших производственных технологий, значительный моральный и физический износ оборудования, высокая ресурсои энергоемкость производства, ухудшающие качество окружающей среды;
4) высокие темпы развития транспортной инфраструктуры, включая различные виды транспорта, в том числе речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, среди которых приоритетным источником загрязнения является автотранспорт.
Более 90% промышленного производства сконцентрировано в городе Омске, что формирует наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с другими поселениями.
Отработавшие газы автотранспорта включают до 200 различных химических соединений и представляют особую опасность при длительном воздействии на организм человека, так как в них присутствуют канцерогенные соединения.
2. Существующая сеть стационарных постов наблюдений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, осуществляющая государственный экологический мониторинг на территории Омской области, не позволяет получать полную оперативную комплексную гидрометеорологическую информацию, достоверные данные о состоянии загрязнения окружающей среды и причинах ее загрязнения.
Работы по отдельным видам экологического мониторинга проводятся федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Омской области в пределах их компетенции.
Основными проблемами в сфере экологического мониторинга на территории Омской области являются:
- недостаточное количество пунктов наблюдения за качеством атмосферного воздуха в городе Омске и их отсутствие в городских поселениях;
- недостаточное количество контролируемых в атмосферном воздухе и поверхностных водах специфических примесей, присутствующих в выбросах и сбросах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области;
- отсутствие мониторинговых наблюдений за загрязнением почв.
3. По данным Всемирной организации здравоохранения болезни органов дыхания формируются факторами окружающей среды, в частности, загрязнением атмосферного воздуха.
Ухудшение качества окружающей среды оказывает негативное влияние на здоровье населения Омской области, вызывая:
- увеличение случаев возникновения злокачественных новообразований органов дыхания;
- увеличение случаев заболевания бронхиальной астмой детей, проживающих вдоль крупных автомагистралей и вблизи перекрестков дорог;
- увеличение заболеваемости детского населения города Омска болезнями крови и кроветворных органов, мочеполовой системы и другими заболеваниями;
- снижение показателей продолжительности жизни;
- рост уровня общей заболеваемости среди детей и взрослого населения Омской области.
2. Цели и задачи Программы
4. Целями Программы являются:
1) оздоровление окружающей среды и ее составной части - атмосферного воздуха, направленное на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, экологической безопасности, улучшение здоровья населения Омской области и демографической ситуации в Омской области;
2) формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды в Омской области, позволяющих получать достоверную информацию о новых источниках загрязнения и масштабах их негативного воздействия на окружающую среду для принятия наиболее эффективных решений по предотвращению ущерба, наносимого здоровью населения и окружающей среде;
3) привлечение общественных экологических организаций к решению экологических проблем;
4) совершенствование региональной системы экономического стимулирования, направленной на сокращение негативного воздействия на окружающую среду.
5. Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:
1) охрана атмосферного воздуха, в том числе:
- снижение показателей негативного воздействия на окружающую среду стационарных и передвижных источников загрязнения (в том числе объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) за счет применения природного газа и других альтернативных видов энергоресурсов;
- применение современных технологий, повышающих эффективность очистки отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания транспортных средств (далее - двигатели ВСТС);
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;
- планирование мероприятий, направленных на достижение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, контроль за их реализацией;
- обеспечение потребностей органов государственной власти Омской области, природопользователей, населения Омской области в гидрометеорологической информации и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
- снижение вредного влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения Омской области, в том числе снижение уровня экообусловленных патологических реакций;
2) формирование территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Омской области, позволяющей определить комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха, в том числе:
- создание стационарных, маршрутных и передвижных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха, а также за качеством поверхностных вод, почв, состоянием радиационного фона;
- развитие системы автоматизированного режима наблюдений;
- всесторонний анализ состояния и тенденции загрязнения окружающей среды;
- формирование материально-технического обеспечения для информационно-аналитической обработки результатов экологического мониторинга.
3. Сроки реализации Программы в целом и по этапам
6. Реализация Программы осуществляется в течение 2008 - 2015 годов в 2 этапа:
1 этап (с 2008 по 2013 год):
- формирование территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории города Омска;
- проведение мониторинговых исследований состояния окружающей среды на территории Омской области, в том числе состояния атмосферного воздуха на территории города Омска;
- обеспечение органов государственной власти Омской области, природопользователей, населения Омской области информацией о состоянии окружающей среды;
2 этап (с 2013 по 2015 год):
- формирование территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях районов Омской области;
- проведение мониторинговых исследований за состоянием окружающей среды на территории Омской области;
- обеспечение органов государственной власти Омской области, природопользователей, населения Омской области информацией о состоянии окружающей среды.
4. Технико-экономическое обоснование Программы
7. Программой предусматриваются организация на территории Омской области многофункциональной сети мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды с финансовым, техническим обеспечением их внедрения, улучшение качества атмосферного воздуха за счет сокращения объемов валовых выбросов загрязняющих веществ.
Организация сети мониторинговых наблюдений позволит получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды на территории Омской области, в том числе в городе Омске. На основании полученных данных мониторинговых наблюдений в ходе реализации Программы возможно обеспечить наиболее эффективное использование направляемых на улучшение экологического состояния атмосферного воздуха средств областного бюджета, средств природопользователей.
Законом Омской области от 3 ноября 2009 г. N 1200-ОЗ в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Сведения о распределении объемов финансирования Программы по годам
Источник финансирования |
Объемы финансирования Программы, тыс. руб. |
В том числе | |||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Областной бюджет |
78249,0 | 13661,0 | 1775,0 | 12080,0 | 8068,0 | 9081,0 | 12433,0 | 10508,0 | 10643,0 |
Для финансирования мероприятий Программы наряду со средствами областного бюджета планируется привлечение средств из иных источников.
Общий прогнозный уровень дополнительных поступлений на финансирование мероприятий Программы составит:
4028 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета,
4794129 тыс. руб. за счет средств местных бюджетов,
1286941,4 тыс. руб. за счет средств организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, которые в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух направляются в соответствии с федеральным законодательством на реализацию мероприятий в области охраны окружающей среды.
6. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
8. Реализация Программы позволит:
1) повысить уровень экологической безопасности населения Омской области;
2) улучшить качество атмосферного воздуха за счет сокращения объемов валовых выбросов загрязняющих веществ;
3) обеспечить развитие многофункциональной сети мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Омской области;
4) снизить показатели смертности и заболеваемости населения Омской области;
5) снизить риски вредного влияния на здоровье населения Омской области и устранить факторы загрязнения окружающей среды;
6) расширить использование природных объектов, имеющих рекреационное значение, в целях организации оздоровления и отдыха населения Омской области.
9. По сравнению с начальным периодом реализации Программы произойдет:
1) снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 87,5 тыс. т;
2) увеличение количества пунктов наблюдения за качеством атмосферного воздуха на 5 постов;
3) увеличение перечня определяемых примесей на 17 наименований;
4) увеличение на 75% мест и точек отбора проб при определении концентрации примесей в атмосферном воздухе.
Законом Омской области от 3 ноября 2009 г. N 1200-ОЗ в раздел 7 настоящей программы внесены изменения
7. Перечень мероприятий Программы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Общая стоимость работ, тыс. руб. |
Сроки реализации мероприятий Программы и объемы финансирования по годам, тыс. руб. (в ценах 2006 года) |
Исполнители | |||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Участие в осуществлении государственного экологического мониторинга на территории Омской области в порядке, установленном федеральным законодательством |
70374,0 | 12611,0 | 1695,0 | 11135,0 | 7058,0 | 7996,0 | 11273,0 | 9273,0 | 9333,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.1 | Проведение мониторинговых исследований загрязнения атмосферного воздуха в районе расположения открытого акционерного общества "Омский аэропорт" (Кировский административный округ города Омска) на стационарном посту наблюдений N 1 |
5641,0 | 583,0 | 250,0 | 688,0 | 738,0 | 788,0 | 818,0 | 863,0 | 913,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.2 | Проведение мониторинговых исследований загрязнения атмосферного воздуха в поселке 40 лет Октября (Октябрьский административный округ города Омска) на стационарном посту наблюдения N 28 |
7049,0 | 658,0 | 355,0 | 796,0 | 870,0 | 945,0 | 1025,0 | 1200,0 | 1200,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.3 | Организация системы автоматизированных стационарных постов наблюдения |
13170,0 | 1250,0 | 700,0 | 7000,0 | 700,0 | 770,0 | 850,0 | 950,0 | 950,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.4 | Организация мониторинговых исследований загрязнения атмосферного воздуха в Омской области (городе Таре), в том числе |
3100,0 | - | - | - | - | - | 2000,0 | 550,0 | 550,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.4.1 | Подготовительные работы, приобретение оборудования и расходных материалов для организации мониторинговых исследований |
2000,0 | - | - | - | - | - | 2000,0 | - | - | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.4.2 | Проведение мониторинговых исследований |
1100,0 | - | - | - | - | - | - | 550,0 | 550,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.5 | Организация мониторинговых исследований загрязнения атмосферного воздуха в Омской области (городе Исилькуле), в том числе |
3100,0 | - | - | - | - | - | 2000,0 | 550,0 | 550,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.5.1 | Подготовительные работы, приобретение оборудования и расходных материалов для организации мониторинговых исследований |
2000,0 | - | - | - | - | - | 2000,0 | - | - | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной конкурсной |
1.5.2 | Проведение мониторинговых исследований |
1100,0 | - | - | - | - | - | - | 550,0 | 550,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.6 | Организация мониторинговых исследований загрязнения атмосферного воздуха по ул. Лукашевича, 17 (Кировский административный округ города Омска) на стационарном посту наблюдений N 12, в том числе |
5250,0 | - | - | - | 1850,0 | 750,0 | 850,0 | 900,0 | 900,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.6.1 | Подготовительные работы, приобретение оборудования и расходных материалов для организации мониторинговых исследований |
1850,0 | - | - | - | 1850,0 | - | - | - | - | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.6.2 | Проведение мониторинговых исследований |
3400,0 | - | - | - | - | 750,0 | 850,0 | 900,0 | 900,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.7 | Организация мониторинговых исследований загрязнения атмосферного воздуха по ул. Челюскинцев - 24 Северная (Центральный административный округ города Омска) на стационарном посту наблюдений N 3, в том числе |
4770,0 | - | - | - | - | 2120,0 | 850,0 | 900,0 | 900,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.7.1 | Подготовительные работы, приобретение оборудования и расходных материалов для организации мониторинговых исследований |
2120,0 | - | - | - | - | 2120,0 | - | - | - | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.7.2 | Проведение мониторинговых исследований |
2650,0 | - | - | - | - | - | 850,0 | 900,0 | 900,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.8 | Организация мониторинговых исследований окружающей среды в Омской области. Приобретение передвижного поста наблюдения за загрязнением окружающей среды для экспедиционного отбора проб окружающей среды, в том числе |
7482,0 | 5680,0 | 100,0 | 218,0 | 240,0 | 264,0 | 290,0 | 345,0 | 345,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.8.1 | Подготовительные работы, приобретение передвижного поста, оборудования и расходных материалов для организации мониторинговых исследований |
5500,0 | 5500,0 | - | - | - | - | - | - | - | Минпром Омской области, организации на конкурсной основе |
1.8.2 | Проведение мониторинговых исследований |
1982,0 | 180,0 | 100,0 | 218,0 | 240,0 | 264,0 | 290,0 | 345,0 | 345,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.9 | Проведение мониторинговых исследований рек и озер, расположенных в Омской области, на наличие комплекса загрязняющих веществ, включая органические соединения с экспедиционным отбором проб поверхностных вод суши |
8312,0 | 690,0 | 100,0 | 928,0 | 1040,0 | 1174,0 | 1290,0 | 1545,0 | 1545,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.10 | Проведение мониторинговых исследований загрязнения почв Омской области тяжелыми металлами, в том числе |
4050,0 | 450,0 | 90,0 | 465,0 | 510,0 | 555,0 | 600,0 | 690,0 | 690,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.10.1 | Приобретение оборудования и расходных материалов для подготовки образцов проб |
320,0 | 90 | - | 25 | 30 | 35 | 40 | 50 | 50 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.10.2 | Проведение мониторинговых исследований |
3730,0 | 360,0 | 90,0 | 440,0 | 480,0 | 520,0 | 560,0 | 640,0 | 640,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.11 | Создание информационной базы аналитических материалов, полученных в ходе мониторинговых исследований, создание электронного атласа "Атмосферный воздух и здоровье населения" |
1900,0 | 100,0 | 100,0 | 200,0 | 250,0 | 250,0 | 300,0 | 350,0 | 350,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.12 | Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами предприятий промышленного производства и автотранспорта города Омска (расчетный мониторинг загрязнения воздушного бассейна) |
1600,0 | 1000,0 | - | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.13 | Организация мониторинговых исследований влияния локальных выбросов предприятий промышленного производства на уровень загрязнения атмосферного воздуха в целях выявления приоритетных загрязнителей |
3000,0 | 2000,0 | - | 500,0 | 500,0 | - | - | - | - | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.14 | Отбор проб и проведение исследований выбросов автотранспортных средств в окружающую среду в целях введения ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях Омской области |
1950,0 | 200,0 | - | 240,0 | 260,0 | 280,0 | 300,0 | 330,0 | 340,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
1.15 |
Исключена См. текст строки 1.15 |
||||||||||
2 | Мероприятия по охране атмосферного воздуха и обеспечению информацией о состоянии окружающей среды |
7875,0 | 1050,0 | 80,0 | 945,0 | 1010,0 | 1085,0 | 1160,0 | 1235,0 | 1310,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
2.1 | Отбор проб и выполнение анализов на источниках сбросов и выбросов предприятий промышленного производства при осуществлении государственного контроля в сфере охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Омской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, в том числе |
3525,0 | 550,0 | 80,0 | 385,0 | 420,0 | 455,0 | 500,0 | 545,0 | 590,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
2.1.1 | Приобретение приборов экспресс- анализа для контроля за атмосферным воздухом и контроля качества расходных материалов и отработавших газов от двигателей ВСТС |
2560,0 | 250,0 | - | 300,0 | 330,0 | 360,0 | 400,0 | 440,0 | 480,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
2.1.2 | Отбор проб и выполнение анализов на источниках сбросов и выбросов предприятий промышленного производства при осуществлении государственного контроля в сфере охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Омской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности |
965,0 | 300,0 | 80,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100,0 | 105,0 | 110,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
2.2 | Мероприятия в сфере обеспечения населения Омской области информацией о состоянии окружающей среды, в том числе |
4350,0 | 500,0 | - | 560,0 | 590,0 | 630,0 | 660,0 | 690,0 | 720,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
2.2.1 | Ежегодное издание сборника информации о состоянии и охране окружающей среды в Омской области |
1320,0 | 150,0 | - | 170,0 | 180,0 | 190,0 | 200,0 | 210,0 | 220,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
2.2.2 | Издание массовых печатных публикаций на экологические темы и тиражирование методических пособий для природопользователей по охране окружающей среды |
1940,0 | 200,0 | - | 240,0 | 260,0 | 280,0 | 300,0 | 320,0 | 340,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
2.2.3 | Проведение конференции "Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха и перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области" |
1090,0 | 150,0 | - | 150,0 | 150,0 | 160,0 | 160,0 | 160,0 | 160,0 | Минсельхоз- прод Омской области, организации на конкурсной основе |
Итого по Программе | 78249,0 | 13661,0 | 1775,0 | 12080,0 | 8068,0 | 9081,0 | 12433,0 | 10508,0 | 10643,0 |
Законом Омской области от 3 ноября 2009 г. N 1200-ОЗ в раздел 8 настоящей программы внесены изменения
8. Система индикаторов, характеризующих ход реализации Программы
N п/п |
Целевое назначение индикатора |
Индикаторы (целевое значение) |
Текущее значение |
Целевое значение | |||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Снижение показателей негативного воздействия на окружающую среду от стационарных и передвижных источников загрязнения (в том числе объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) за счет: - применения природного газа и других альтернативных видов энергоресурсов; - применения современных технологий, повышающих эффективность очистки отработавших газов от двигателей ВСТС; - внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий во всех сферах хозяйственной деятельности; - планирования мероприятий, направленных на достижение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, контроль за их реализацией |
Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ, тыс. тонн (показывает, на сколько снизятся объемы выбросов загрязняющих веществ) |
586,5 | 4,23 | 8,9 | 17,5 | 28,5 | 39 | 52,4 | 66,4 | 87,7 |
2 | Планирование и реализация мероприятий, направленных на достижение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
Сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, % (показывает, насколько снизятся объемы выбросов загрязняющих веществ) |
100 | 0,7 | 0,7 | 3,0 | 4,9 | 6,6 | 8,9 | 11,3 | 15,0 |
3 | Снижение вредного влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения Омской области |
Популяционный канцерогенный риск здоровью от загрязнения атмосферного воздуха (случаи патологии) (показывает количество человек с выявленными случаями патологии канцерогенного характера) |
587 на 1 млн. населения |
583 | 578 | 569 | 558 | 548 | 535 | 521 | 499 |
Популяционный неканцерогенный риск здоровью от загрязнения атмосферного воздуха (случаи патологии) (показывает количество человек с выявленными случаями патологии неканцерогенного характера) |
399 на 1000 населения |
396 | 393 | 387 | 380 | 372 | 363 | 354 | 339 | ||
Популяционный рефлекторный риск здоровью от загрязнения атмосферного воздуха (случаи рефлекторных реакций) (показывает количество человек с выявленными рефлекторными реакциями на загрязнение атмосферного воздуха) |
448 на 1000 населения |
445 | 441 | 435 | 426 | 418 | 408 | 397 | 381 | ||
4 | Снижение уровня экообусловленных патологических реакций |
Заболеваемость органов дыхания у взрослых (показывает количество заболеваний органов дыхания у взрослых) |
15366,5 на 100 тыс. населения |
15259 | 15133 | 14908 | 14620 | 14345 | 13994 | 13627 | 13069 |
Заболеваемость органов дыхания у детей (показывает количество заболеваний органов дыхания у детей) |
93261,5 на 100 тыс. населения |
92609 | 91846 | 90479 | 88730 | 87060 | 84929 | 82703 | 79316 | ||
5 | Обеспечение потребностей органов государственной власти Омской области, природопользователей в гидрометеорологической информации и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении для обеспечения безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования, а также обеспечение населения Омской области информацией о состоянии атмосферного воздуха |
Разработка и тиражирование информационных материалов и периодического печатного издания в сфере охраны окружающей среды (показывает количество печатной продукции по вопросам охраны окружающей среды) |
25 | 150 | - | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Участие населения Омской области в реализации мероприятий по экологической безопасности (показывает количество населения Омской области, участвующего в реализации мероприятий по экологической безопасности) |
2500 | 17500 | - | 47500 | 62500 | 77500 | 92500 | 107500 | 122500 | ||
6 | Формирование территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Омской области, позволяющей определить комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха |
Увеличение количества пунктов наблюдения за качеством атмосферного воздуха (показывает количество пунктов наблюдения за качеством атмосферного воздуха) |
7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 11 | 11 | 12 | 13 |
Увеличение перечня определяемых примесей (показывает количество определяемых примесей) |
71 | 71 | 71 | 71 | 71 | 88 | 88 | 88 | 88 | ||
Увеличение количества мест и точек отбора проб при определении концентрации примесей в атмосферном воздухе (показывает количество мест и точек отбора проб при определении концентрации примесей в атмосферном воздухе) |
7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 20 | ||
Характеристика уровня загрязнения атмосферного воздуха (показывает комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха) |
13 | 10 - 13 | 10 - 13 | 10 - 13 | 10 - 13 | 10 - 13 | 10 - 12 | 10 - 12 | 9 - 10 |
9. Методика оценки эффективности Программы
10. Оценка эффективности Программы будет ежегодно производиться на основе использования системы целевых индикаторов, путем сравнения текущих значений целевых индикаторов с установленными индикаторами Программы на 2008 - 2015 годы. В случае превышения установленных индикаторов Программы будут предложены дополнительные мероприятия, реализация которых обеспечит изменения состояния окружающей среды.
9.1. Методика оценки сокращения объемов выбросов загрязняющих веществ
Законом Омской области от 3 ноября 2009 г. N 1200-ОЗ в пункт 11 раздела 9 настоящей программы внесены изменения
11. Исходные данные.
При расчете значения данного целевого индикатора применяются показатели объемов выбросов загрязняющих веществ и данные Минсельхозпрода Омской области, представляемые совместно с Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Омской области. Данные показатели передаются в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Законом Омской области от 3 ноября 2009 г. N 1200-ОЗ в пункт 12 раздела 9 настоящей программы внесены изменения
12. Алгоритм расчета значения целевого индикатора по снижению объемов выбросов загрязняющих веществ.
Значение целевого индикатора рассчитывается по каждому источнику выбросов. Значение целевого индикатора уточняется ежегодно Минсельхозпродом Омской области на основании сведений об охране атмосферного воздуха, представляемых природопользователями.
Алгоритм расчета значения целевого индикатора по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух приводится в процентном соотношении от уровня снижения объемов выбросов загрязняющих веществ.
Показатель целевого индикатора определяется по формуле:
Сн x 100
Х = ---------,
Снн
где:
Снн - начальный показатель объема выбросов загрязняющих веществ за 2005 год;
Сн - показатель объема снижения выбросов загрязняющих веществ за соответствующий год реализации Программы;
100 - процентный показатель.
13. Значение целевого индикатора.
К концу 2008 года объем выбросов загрязняющих веществ по Омской области будет снижен на 4,23 тыс. тонн, к концу 2015 года на 87,7 тыс. тонн. К концу 2015 года уровень снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составит 15% по сравнению с 2005 годом.
9.2. Методика оценки рисков здоровью населения Омской области от загрязнения атмосферного воздуха
Законом Омской области от 3 ноября 2009 г. N 1200-ОЗ в пункт 14 раздела 9 настоящей программы внесены изменения
14. Исходные данные.
При расчете значения целевого индикатора применяются показатели влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения Омской области, предоставляемые Минсельхозпродом Омской области совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области) согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10 октября 1997 года N 25, 03-19/24-3483 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации".
В соответствии с данными показателями определяются:
- популяционный канцерогенный риск здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха (случаи патологии);
- популяционный неканцерогенный риск здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха (случаи патологии);
- популяционный рефлекторный риск здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха (случаи рефлекторных реакций).
Законом Омской области от 3 ноября 2009 г. N 1200-ОЗ в пункт 15 раздела 9 настоящей программы внесены изменения
15. Алгоритм расчета значения целевого индикатора снижения вредного влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения Омской области.
В случае отсутствия данных, предоставляемых Минсельхозпродом Омской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Омской области, показатели снижения вредного влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения Омской области определяются как процентное отношение уровня снижения объемов выбросов загрязняющих веществ и показателей, определяющих уровень снижения выбросов.
16. Значение целевого индикатора.
Снижение вредного влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения Омской области будет определяться по годам в соответствии со следующими показателями:
- популяционный канцерогенный риск здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха (случаи патологии) к концу 2008 года будет составлять 583 случая на 1 млн. населения, к концу 2015 года - 499 случаев;
- популяционный неканцерогенный риск здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха (случаи патологии) к концу 2008 года будет составлять 399 случаев на 1 тыс. населения, к концу 2015 года - 339 случаев;
- популяционный рефлекторный риск здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха (случаи рефлекторных реакций) к концу 2008 года будет составлять 448 случаев на 1 тыс. населения, к концу 2015 года - 381 случай.
9.3. Методика оценки снижения уровня заболеваемости
органов дыхания у взрослых и детей
17. Исходные данные.
При расчете значения данного целевого индикатора применяются показатели, обеспечивающие улучшение здоровья населения Омской области за счет снижения уровня экообусловленных патологических реакций, предоставляемые органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики Омской области в сфере здравоохранения, совместно с Управлением Роспотребнадзора по Омской области. В соответствии с определяемыми данными устанавливаются следующие показатели:
- заболеваемость органов дыхания у взрослых;
- заболеваемость органов дыхания у детей.
18. Алгоритм расчета значения целевого индикатора.
В случае отсутствия данных, предоставляемых органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики Омской области в сфере здравоохранения, совместно с Управлением Роспотребнадзора по Омской области, показатели улучшения здоровья населения за счет снижения уровня экообусловленной патологии определяются как процентное отношение уровня снижения объемов выбросов загрязняющих веществ и показателей, определяющих уровень снижения выбросов.
19. Значение целевого индикатора.
Улучшение здоровья населения за счет снижения уровня экообусловленной патологии определяется по годам в соответствии со следующими показателями:
- заболеваемость органов дыхания у взрослых к концу 2008 года будет составлять 15259 случаев на 100 тыс. населения, к концу 2015 года - 13069 случаев;
- заболеваемость органов дыхания у детей к концу 2008 года будет составлять 92609 случаев на 100 тыс. населения, к концу 2015 года - 79316 случаев.
9.4. Методика оценки обеспечения потребностей органов
государственной власти Омской области, природопользователей,
населения Омской области в гидрометеорологической информации
и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении
для обеспечения безопасной жизнедеятельности
и рационального природопользования
20. Исходные данные.
При расчете значения данного целевого индикатора применяются показатели, обеспечивающие повышение показателей информирования органов государственной власти Омской области, природопользователей, населения Омской области о состоянии окружающей среды (в том числе атмосферного воздуха), ее загрязнении в целях обеспечения безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования. В соответствии с определяемыми данными устанавливаются следующие индикаторы:
- разработка и тиражирование информационных материалов и периодического печатного издания в сфере охраны окружающей среды;
- участие населения Омской области в реализации мероприятий по экологической безопасности.
21. Алгоритм расчета значения целевого индикатора.
Значение целевого индикатора рассчитывается по мере разработки и тиражирования информационных материалов в сфере охраны окружающей среды и распространения их для информирования органов государственной власти Омской области, природопользователей, населения Омской области в целях привлечения наибольшего количества участников для активизации работ по реализации планов мероприятий, направленных на уменьшение выбросов загрязняющих веществ и обеспечение экологической безопасности.
Алгоритм расчета значения целевого индикатора по участию населения Омской области в реализации мероприятий по экологической безопасности приводится в процентном соотношении от уровня обеспеченности населения информационными материалами.
Показатель целевого индикатора определяется по формуле:
Вис x 100
Х = ---------,
Сн
где:
Вис - объем выпуска информационных материалов за прошедший период;
Сн - показатель, определяющий количество проводимых конференций за полугодие (год) реализации Программы;
100 - процентный показатель.
22. Значение целевого индикатора.
К концу 2008 года количество активистов среди населения Омской области, принимающих участие в решении вопросов в области охраны окружающей среды, составит 17500 человек, к концу 2015 года - 122500 человек.
9.5. Методика оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха
23. Исходные данные.
Комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха определяется по данным государственного учреждения "Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" в соответствии с показателями, полученными в ходе проведения мониторинговых исследований.
24. Алгоритм расчета значения целевого индикатора комплексного индекса загрязнения атмосферного воздуха.
Комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха, учитывающий "n" загрязняющих веществ, рассчитывается по формуле:
n n Сi
I(n) = SUM Ii = SUM (qcpi / ПДКс.с) ,
i=1 i=1
где:
qcpi - среднегодовая концентрация i-го загрязняющего вещества;
ПДКс.с - среднесуточная концентрация i-го загрязняющего вещества;
С - безразмерный коэффициент, позволяющий привести степень вредности i-го загрязняющего вещества к степени вредности диоксида серы.
Значения Сi равны 1.5; 1.3; 1.0; 0.85 соответственно для 1, 2, 3 и 4 классов опасности загрязняющего вещества.
25. Значение целевого индикатора.
К концу 2008 года комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха будет снижен до уровня 10-13, к концу 2013 года - 10-12, к концу 2015 года составит 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.