Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Закону Омской области "О целевой
программе Омской области "Развитие
агропромышленного комплекса Омской
области" на 2008 - 2010 годы"
Целевая программа Омской области
"Развитие агропромышленного комплекса Омской области" на 2008 - 2010 годы
Паспорт
целевой программы Омской области "Развитие агропромышленного комплекса Омской области" на 2008 - 2010 годы
Наименование - целевая программа Омской области "Развитие
агропромышленного комплекса Омской области"
на 2008 - 2010 годы (далее - Программа)
Дата принятия - распоряжение Правительства Омской области
решения от 11 июля 2007 года N 111-рп "О разработке
о разработке проекта целевой программы Омской области
"Развитие агропромышленного комплекса
Омской области до 2010 года"
Заказчик - Правительство Омской области
Исполнитель- - Министерство сельского хозяйства и
координатор продовольствия Омской области
(далее - Минсельхозпрод)
Исполнители - Минсельхозпрод, Министерство образования
Омской области, организации в соответствии
с законодательством (далее - организации),
учреждения высшего профессионального
образования на конкурсной основе
(далее - учреждения)
Разработчик - Минсельхозпрод
Основные целевые - урожайность зерновых и кормовых культур с 1 га
индикаторы (центнеров кормовых единиц);
- содержание гумуса в почве (процентов);
- объем производства льноволокна (т);
- коэффициент обновления сельскохозяйственной
техники и оборудования;
- объем производства молока в сельскохозяйственных
организациях и крестьянских (фермерских)
хозяйствах (тыс. т);
- доля руководителей и специалистов
сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее
профессиональное образование, в общей численности
руководителей и специалистов сельскохозяйственных
организаций (процентов);
- количество руководителей и специалистов
сельскохозяйственных организаций Омской области,
прошедших переподготовку и повышение квалификации
(чел.);
- объем закупок молока у населения (тыс. т);
- численность поголовья крупного рогатого скота
в крестьянских (фермерских) и личных подсобных
хозяйствах (тыс. голов)
Сроки и этапы - 2008 - 2010 годы
реализации
Перечень подпрограмм в рамках Программы предусматривается реализация
подпрограмм:
- "Сохранение и повышение плодородия почв
Омской области" на 2008 - 2010 годы;
- "Развитие льнопроизводства в Омской области"
на 2008 - 2010 годы;
- "Развитие молочного и мясного скотоводства
в Омской области" на 2008 - 2010 годы;
- "Техническое перевооружение сельскохозяйственного
производства Омской области" на 2008 - 2010 годы;
- "Кадровое обеспечение агропромышленного
комплекса Омской области" на 2008 - 2010 годы;
- "Развитие малых форм хозяйствования
в агропромышленном комплексе Омской области"
на 2008 - 2010 годы
Финансовое - общие расходы областного бюджета на реализацию
обеспечение Программы составляют 1594077,6 тыс. рублей,
в том числе в:
2008 году - 388691,6 тыс. рублей;
2009 году - 576997,0 тыс. рублей;
2010 году - 628389,0 тыс. рублей
Основные ожидаемые Реализация Программы позволит:
конечные результаты - создать условия для устойчивого экономического
развития агропромышленного комплекса Омской
области, в том числе укрепить крестьянские
(фермерские) и личные подсобные хозяйства,
адаптировать их к рыночным условиям, что обеспечит
ежегодный рост производства сельскохозяйственной
продукции (в сопоставимых ценах) не менее чем
на 1,5 - 2 процента (с 41,3 млн. рублей
в 2006 году до 55,0 млн. рублей в 2010 году);
- обновить материально-техническую базу
сельскохозяйственных товаропроизводителей
и довести коэффициент обновления техники
и оборудования до 2,5;
- обеспечить рост производства кормов на орошаемых
землях в 1,5 - 2 раза по сравнению с неорошаемым
земледелием;
- получить прибавку урожайности зерновых и кормовых
культур (с 2,5 до 4 центнеров кормовых единиц);
- повысить класс пригодности почв для
сельскохозяйственного производства на площади
до 15 тыс. га (от 3 тыс. га до 5 тыс. га в год);
- сохранить от выбытия из сельскохозяйственного
оборота до 45 тыс. га сельскохозяйственных угодий
(от 1 до 20 тыс. га в год);
- увеличить содержание гумуса в почве до 0,6
процента (в 2006 году данный показатель
составлял 0,35 процента);
- обеспечить рост объемов производства льноволокна
в 2,7 раза (с 520 т в базовом 2006 году до 1400 т
к 2010 году);
- увеличить в сельскохозяйственных организациях
и крестьянских (фермерских) хозяйствах объем
производства молока на 3,6 процента (до 417
тыс. т), мяса крупного рогатого скота (мясного
направления) - в 2 раза, продуктивность коров -
с 3242 кг до 4000 кг;
- увеличить к 2010 году объем производства
сельскохозяйственной продукции малыми формами
хозяйствования на 10 - 12 процентов;
- охватить закупками молока у личных подсобных
хозяйств около 85 процентов населенных пунктов,
довести объем закупки молока к 2010 году до
45 тыс. т за счет создания в сельской местности
ежегодно не менее 16 закупочных пунктов;
- провести переподготовку и повышение квалификации
5850 руководителей и специалистов
сельскохозяйственных организаций;
- обеспечить закрепление молодых специалистов
на селе;
- повысить уровень жизни и престижность работы
в агропромышленном комплексе Омской области
за счет ежегодного повышения доходов населения,
занятого в сельскохозяйственном производстве,
на 16 процентов.
1. Сущность решаемых Программой проблем
Агропромышленный комплекс Омской области (далее - АПК Омской области) - один из ведущих секторов экономики Омской области.
За последние годы возросшее внимание к развитию сельского хозяйства Омской области и оказываемая государственная поддержка дали свои результаты. Так, в 2006 году по сравнению с 2005 годом общий объем валовой продукции сельского хозяйства возрос на 2 процента, получен дополнительный объем продукции на 5,8 млрд. рублей. Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимой оценке увеличился на 8,5 процента. В развитие животноводства области вложено 1,3 млрд. рублей, растениеводства - 0,8 млрд. рублей. Всего в сельское хозяйство направлено инвестиций более 2,1 млрд. рублей.
В Сибирском федеральном округе Омская область по объемам производства занимает второе место, а по производству продукции на душу населения - первое.
Несмотря на наличие признаков положительной динамики развития АПК Омской области, в сельскохозяйственном производстве накопилось много проблем. В ряде сельскохозяйственных организаций Омской области произошло резкое падение объемов производства животноводческой и растениеводческой продукции.
Произошли структурные изменения в производстве сельхозпродукции. В 2006 году удельный вес сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства снизился по сравнению с результатами 2002 года с 42 процентов до 37,5 процента, а личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств - возрос с 58 процентов до 62,5 процента.
Снизилась фондовооруженность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Не остановлен процесс снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки.
Из-за низкого уровня заработной платы в отрасли в последние годы наблюдается рост текучести кадров, остается низкой обеспеченность сельскохозяйственных организаций квалифицированными рабочими, обострилась проблема закрепления молодых специалистов на селе.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- создание необходимых условий для устойчивого и эффективного функционирования и развития АПК Омской области;
- восстановление и обеспечение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства;
- повышение уровня жизни населения, занятого в сельском хозяйстве.
Достижение поставленных целей Программы планируется посредством решения следующих задач:
- сохранение и повышение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Омской области;
- содействие использованию сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни, с учетом зональных особенностей Омской области;
- создание условий для устойчивого развития животноводства;
- обеспечение производства основных видов сельскохозяйственной продукции с учетом полного удовлетворения потребностей населения Омской области;
- стимулирование процесса обновления основных фондов сельскохозяйственных товаропроизводителей Омской области;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК Омской области;
- развитие кадрового потенциала АПК Омской области.
3. Сроки реализации Программы в целом и по этапам
Реализация Программы осуществляется в течение 2008 - 2010 годов в один этап.
4. Технико-экономическое обоснование Программы
Объединение в Программе мероприятий действующих целевых программ Омской области обеспечит комплексный подход в решении проблем, связанных с эффективным функционированием и развитием АПК Омской области, системный подход к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.
Программой предусматривается реализация мероприятий по материально-техническому, информационно-методическому, социально-образовательному обеспечению, направленных на достижение поставленных целей.
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей Программы, в качестве которых выбраны:
- прирост индекса физического объема продукции сельского хозяйства;
- прирост прибыли сельскохозяйственных организаций на 100 га сельскохозяйственных угодий.
В ходе реализации Программы предполагается привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" в сумме 381315,0 тыс. рублей.
5. Сведения о распределении объемов финансирования Программы по годам
Объем финансирования Программы на 2008 - 2010 годы за счет средств областного бюджета составит 1594077,6 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 388691,6 тыс. рублей,
2009 год - 576997,0 тыс. рублей,
2010 год - 628389,0 тыс. рублей.
6. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит:
1) создать условия для устойчивого экономического развития АПК Омской области, в том числе укрепить крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, адаптировать их к рыночным условиям, что обеспечит ежегодный рост производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) не менее чем на 1,5 - 2 процента (с 41,3 млн. рублей в 2006 году до 55,0 млн. рублей в 2010 году);
2) обновить материально-техническую базу сельскохозяйственных товаропроизводителей и довести коэффициент обновления техники и оборудования до 2,5;
3) оказать государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям при проведении мелиорации земель и выполнении агрохимических, культуртехнических и других работ, что даст возможность:
- обеспечить рост производства кормов на орошаемых землях в 1,5 - 2 раза по сравнению с неорошаемым земледелием;
- поддержать в рабочем состоянии в овощеводческих хозяйствах оросительные системы и обеспечить бесперебойное снабжение города Омска овощной продукцией;
- получить прибавку урожайности зерновых и кормовых культур (с 2,5 до 4 центнеров кормовых единиц);
- повысить класс пригодности почв для сельскохозяйственного производства на площади до 15 тыс. га (от 3 тыс. га до 5 тыс. га в год);
- сохранить от выбытия из сельскохозяйственного оборота до 45 тыс. га сельскохозяйственных угодий (от 1 до 20 тыс. га в год);
- увеличить содержание гумуса в почве (в базовом 2006 году содержание гумуса в почве составляло 0,35 процента, к 2008 году планируется увеличить этот показатель на 0,15 пункта, к 2010 году еще на 0,1 пункта до 0,6 процента);
4) обеспечить рост объемов производства льноволокна за счет освоения новых технологий и внедрения перспективных сортов. В соответствии с прогнозными показателями объем производства льноволокна уже в 2008 году возрастет по отношению к базовому 2006 году (520 т) в 2,1 раза, к 2010 году - на 27,3 процента и достигнет 1400 т в год за счет роста урожайности на 32,8 процента (с 5,6 ц/га до 7,4 ц/га) и увеличения в 2 раза уборочной площади льна (с 970 га в 2006 году до 1900 га к 2010 году);
5) увеличить в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах объем производства молока на 3,6 процента (до 417 тыс. т), мяса крупного рогатого скота (мясного направления) - в 2 раза, продуктивность коров - с 3242 кг до 4000 кг;
6) увеличить к 2010 году объем производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования на 10 - 12 процентов;
7) охватить закупками молока у личных подсобных хозяйств около 85 процентов населенных пунктов, довести объем закупки молока к 2010 году до 45 тыс. т за счет создания в сельской местности ежегодно не менее 16 закупочных пунктов;
8) повысить кадровый потенциал АПК Омской области. За три года планируется провести переподготовку и повышение квалификации 5850 руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций;
9) создать условия для закрепления квалифицированных специалистов на селе, в том числе молодых;
10) повысить уровень жизни и престижность работы в АПК Омской области за счет ежегодного повышения доходов населения, занятого в сельскохозяйственном производстве, на 16 процентов.
7. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы состоит из 6 подпрограмм. Каждая из подпрограмм реализуется как совокупность подпрограммных мероприятий.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
N п/п |
Наименование мероприятий Программы |
Исполнители | Сроки реализации и объем финансирования из областного бюджета по годам, тыс. рублей |
|||
Всего за 2008 - 2010 годы |
2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 |
Сохранение и повышение плодородия почв Омской области |
Минсельхозпрод, организации |
452300,0 | 89500,0 | 172550,0 | 190250,0 |
2 |
Развитие льнопроизводства в Омской области |
Минсельхозпрод, организации |
10076,0 | 2290,0 | 3397,0 | 4389,0 |
3 |
Развитие молочного и мясного скотоводства в Омской области |
Минсельхозпрод | 597430,0 | 150800,0 | 214030,0 | 232600,0 |
4 |
Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства Омской области |
Минсельхозпрод | 409221,6 | 120101,6 | 139120,0 | 150000,0 |
5 |
Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Омской области |
Минсельхозпрод, Министерство образования Омской области, учреждения |
75510,0 | 16000,0 | 28480,0 | 31030,0 |
6 |
Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Омской области |
Минсельхозпрод | 49540,0 | 10000,0 | 19420,0 | 20120,0 |
Всего | 1594077,6 | 388691,6 | 576997,0 | 628389,0 |
7.1. Подпрограмма "Сохранение и повышение плодородия почв Омской области" на 2008 - 2010 годы (далее - подпрограмма N 1)
7.1.1. Характеристика решаемых подпрограммой N 1 проблем
Одной из причин неустойчивого развития сельскохозяйственного производства Омской области, наряду с неблагоприятными климатическими условиями, является неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных угодий и их снижающееся плодородие.
Нарастающий диспаритет цен на товары и услуги, потребляемые отраслью растениеводства, и производимую отраслью продукцию привел к сокращению у сельскохозяйственных товаропроизводителей оборотных средств и финансовых возможностей, необходимых для проведения материально-технического оснащения и комплекса технологически необходимых работ.
В результате - сокращение применения минеральных и органических удобрений, эрозия почв, прекращение работ по гипсованию, известкованию и использованию других приемов, поддерживающих плодородие почв. Все эти процессы негативно повлияли на сельскохозяйственное производство.
В Омской области, по данным исследований федерального государственного учреждения "Центр агрохимической службы "Омский", из 4200 тыс. га пашни 740 тыс. га имеют низкое и очень низкое содержание гумуса.
Пониженное содержание фосфора отмечено на площади 2434 тыс. га, калия - на 314 тыс. га.
Одним из показателей направленности процессов в вопросах сохранения плодородия почв является баланс элементов минерального питания в почве.
С 1976 по 1990 год земледелие Омской области велось с положительным балансом по фосфору, то есть шел процесс его накопления в почве. Наиболее положительный эффект был достигнут в 1986 - 1990 годах, когда баланс по фосфору увеличился на 13,5 кг/га действующего вещества.
С 1991 года стали резко сокращаться объемы применения минеральных и органических удобрений, вследствие чего дефицит элементов минерального питания увеличился в среднем до 70 кг/га.
Поступление элементов минерального питания в почву на сегодняшний день идет в основном за счет семян, текущей нитрификации и внесения соломы.
В 2006 году в Омской области на 1 га пашни было внесено 1,1 кг действующего вещества минеральных и 0,5 т органических удобрений (с учетом соломы), что недостаточно для сбалансированности элементов минерального питания почвы.
Продолжают выбывать из производства мелиорируемые земли.
Экстенсивное использование плодородия почв привело к сокращению валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
Изложенные факты свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблемы повышения плодородия почв.
Это возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономически обоснованному механизму реализации.
7.1.2. Цели и задачи подпрограммы N 1
Целями подпрограммы N 1 являются:
- повышение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения Омской области как одного из важнейших условий интенсификации земледелия, устойчивого роста производства продуктов земледелия и животноводства;
- поддержание в рабочем состоянии мелиоративных систем.
Задачи подпрограммы N 1:
- повышение содержания элементов минерального питания, содержания гумуса в почве;
- поддержание в рабочем состоянии существующих мелиоративных систем и строительство новых;
- предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий.
7.1.3. Сведения о распределении объемов финансирования подпрограммы N 1 по годам
Общие расходы областного бюджета на реализацию подпрограммы N 1 составляют 452300,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 89500,0 тыс. рублей;
2009 год - 172550,0 тыс. рублей;
2010 год - 190250,0 тыс. рублей.
7.1.4. Перечень мероприятий подпрограммы N 1
N п/п |
Наименование мероприятия <*> |
Исполнители | Сроки реализации и объем финансирования из областного бюджета по годам, тыс. рублей |
|||
Всего за 2008 - 2010 годы |
2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Проведение агрохимического обследования почв |
Минсельхозпрод, организации |
17000,0 | 4000,0 | 6000,0 | 7000,0 |
2 | Возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (далее - СХТП) части затрат по проведению культуртехнических работ |
Минсельхозпрод | 16000,0 | 3500,0 | 5600,0 | 6900,0 |
3 | Возмещение СХТП части затрат на приобретение средств защиты растений |
Минсельхозпрод | 80430,0 | 16400,0 | 31630,0 | 32400,0 |
4 | Возмещение СХТП части затрат на проведение фитосанитарного обследования сельскохозяйственных угодий |
Минсельхозпрод | 3200,0 | - | 1600,0 | 1600,0 |
5 | Возмещение СХТП части затрат на приобретение минеральных удобрений |
Минсельхозпрод | 104680,0 | 16650,0 | 43330,0 | 44700,0 |
6 | Возмещение СХТП части затрат по внесению органических удобрений |
Минсельхозпрод | 46740,0 | 9200,0 | 18540,0 | 19000,0 |
7 | Возмещение СХТП части затрат на посев и производство семян многолетних бобовых трав |
Минсельхозпрод | 53000 | 6000 | 22000 | 25000 |
8 | Строительство и реконструкция мелиоративных систем |
Минсельхозпрод, организации |
67200,0 | 16800,0 | 22100,0 | 28700,0 |
9 | Возмещение затрат на проведение ремонтно- эксплуатационных работ на мелиоративных системах |
Минсельхозпрод | 63200,0 | 16800,0 | 21600,0 | 24800,0 |
10 | Проведение научно- исследовательских работ по вопросам повышения плодородия почв |
Минсельхозпрод, организации |
450,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
Итого | 452300,0 | 89500,0 | 172550,0 | 190250,0 |
<*> Мероприятия по возмещению затрат осуществляются в случаях и порядке, предусмотренных законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
7.1.5. Прогноз ожидаемых результатов реализации подпрограммы N 1
N п/п |
Наименование показателя | Базовый показатель 2006 года |
Ожидаемый показатель 2007 года |
Ожидаемые показатели реализации подпрограммы N 1 |
||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Площадь проведения агрохимического обследования почв, тыс. га |
330 | 350 | 350 | 350 | 370 |
2 | Площадь проведения культуртехнических работ, тыс. га |
2,9 | 3,5 | 3,9 | 4,5 | 5 |
3 | Площадь обработки средствами защиты растений, тыс. га |
1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
4 | Площадь проведения фитосанитарных обследований сельскохозяйственных угодий, тыс. га |
1870 | 0 | 2000 | 2000 | 2000 |
5 | Объем внесения минеральных удобрений, тыс. т действующего вещества |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
6 | Объем внесения органических удобрений, тыс. т |
2200 | 2500 | 2800 | 3000 | 3200 |
7 | Площадь посева бобовых многолетних трав, тыс. га |
10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
8 | Объем производства семян многолетних бобовых трав, тыс. т |
0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
9 | Площадь строительства и реконструкции мелиоративных систем, тыс. га |
0,35 | 0,27 | 2,76 | 0,3 | 0 |
10 | Площадь проведения ремонтно- эксплуатационных работ на мелиоративных системах, тыс. га |
70,0 | 80,3 | 90,9 | 93,4 | 93,8 |
11 | Площадь сельскохозяйственных угодий, сохраненных в сельскохозяйственном обороте, тыс. га |
1 | - | 10 | 15 | 20 |
12 | Площадь вовлеченных в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, тыс. га |
- | - | 3,0 | 5,0 | 7,0 |
13 | Площадь защищенных сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии, в том числе |
- | 980 | 1030 | 1080 | 1130 |
от водной эрозии, тыс. га | - | 220 | 230 | 240 | 250 | |
от ветровой эрозии, тыс. га | - | 760 | 800 | 840 | 880 | |
14 | Содержание гумуса, % | 0,35 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
15 | Объем содержания питательных веществ (азот, фосфор, калий) на площади, тыс. т/тыс. га (мг/кг почвы): A (азот) F (фосфор) K (калий) |
2,49/99,6 (10) 2,18/126,7 (3) 0,09/12 (3) |
3,5/140 (10) 0,24/32 (3) 0,1/13,3 (3) |
4/160 (10) 0,29/38,7 (3) 0,1/13,3 (3) |
4,6/184 (10) 0,33/44 (3) 0,1/13,3 (3) |
5,0/200 (10) 0,39/52 (3) 0,1/13,3 (3) |
16 | Число сельскохозяйственных товаропроизводителей Омской области, обеспеченных научными разработками по научно-обоснованному управлению плодородием почв на основе биологизации земледелия |
50 | 55 | 60 | 65 | 72 |
17 | Количество сохраненных и созданных новых рабочих мест, чел./мест |
40 | 45 | 51 | 59 | 63 |
18 | Прибавка урожайности зерновых и кормовых культур с 1 га, центнеров кормовых единиц |
2,5 | 3,0 | 3,5 | 3,75 | 4,0 |
7.2. Подпрограмма "Развитие льнопроизводства в Омской области" на 2008 - 2010 годы (далее - подпрограмма N 2)
7.2.1. Характеристика решаемых подпрограммой N 2 проблем
Омская область традиционно являлась производителем и экспортером льна. Из льна вырабатывают ткани (от батиста до мешковины), изготавливают масло для пищевой и фармацевтической промышленности, из отходов льна делают мебельные плиты и другие строительные материалы. В 1985 - 1990 годах лен в Омской области возделывался на площади более 4 тыс. га.
Производство льна, будучи потенциально наиболее высокодоходным в льносеющей зоне, в настоящее время в большинстве хозяйств является убыточным.
Низкие закупочные цены на сырье, отсутствие должной государственной поддержки производителей льна, неблагоприятные погодные условия ряда лет и другие причины привели к резкому снижению посевных площадей льна и объемов получаемого льноволокна.
Из-за отсутствия финансовых средств в большинстве льносеющих хозяйств на протяжении последних лет плохо обновлялся парк льноуборочной техники, оборудование сушильного хозяйства, другие основные фонды.
Организационно-технологическая отсталость, постоянный рост цен на энергоносители определяют высокую себестоимость переработки сырья, в результате чего продукция становится неконкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Дальнейшее развитие производства и переработки льна возможно только при реализации дополнительных мер, обеспечивающих государственную поддержку товаропроизводителей, привлечение инвестиций и восстановление ценового паритета между сельскохозяйственными, перерабатывающими и текстильными организациями.
Подпрограмма N 2 направлена на решение комплекса названных проблем и предусматривает увеличение производства льна-долгунца, повышение качества получаемого волокна, государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся выращиванием и переработкой льна-долгунца, льносеменоводческих станций и льнозаводов в пределах средств, определяемых областным бюджетом на соответствующий год.
7.2.2. Цели и задачи подпрограммы N 2
Целями подпрограммы N 2 являются:
- создание условий для дальнейшего развития льнопроизводства в Омской области;
- повышение экономической эффективности льносеющих хозяйств.
Задачи подпрограммы N 2:
- обеспечение стабильности в работе льносеющих хозяйств и организаций текстильной промышленности в северных районах Омской области;
- внедрение новейших технологий по глубокой переработке льна на территории Омской области;
- содействие пополнению оборотных средств льносеющих хозяйств и перерабатывающих организаций.
7.2.3. Сведения о распределении объемов финансирования подпрограммы N 2 по годам
Объем финансирования на реализацию мероприятий за счет средств областного бюджета составляет 10076,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 2290,0 тыс. рублей;
2009 год - 3397,0 тыс. рублей;
2010 год - 4389,0 тыс. рублей.
7.2.4. Перечень мероприятий подпрограммы N 2
N п/п |
Наименование мероприятия <*> |
Исполнители | Сроки реализации и объем финансирования из областного бюджета по годам, тыс. рублей |
|||
Всего за 2008 - 2010 годы |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Возмещение части затрат по приобретению оборудования для сушки и переработки льновороха |
Минсельхозпрод | 250,0 | - | 250,0 | - |
2 | Возмещение части затрат на приобретение оборудования для переработки льносырья |
Минсельхозпрод | 938,0 | - | 306,0 | 632,0 |
3 | Возмещение части затрат на приобретение техники для возделывания и уборки льна-долгунца |
Минсельхозпрод | 2818,0 | 790,0 | 716,0 | 1312,0 |
4 | Возмещение части затрат на производство льна |
Минсельхозпрод | 4442,0 | 1300,0 | 1471,0 | 1671,0 |
5 | Возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений |
Минсельхозпрод | 90,0 | - | 40,0 | 50,0 |
6 | Возмещение части затрат на приобретение средств защиты растений |
Минсельхозпрод | 818,0 | 120,0 | 324,0 | 374,0 |
7 | Возмещение части затрат на приобретение семян льна- долгунца категории ЭС, РС1 |
Минсельхозпрод | 270,0 | 80,0 | 90,0 | 100,0 |
8 | Научное обеспечение мероприятий подпрограммы N 2 |
Минсельхозпрод, организации |
450,0 | - | 200,0 | 250,0 |
Итого | 10076,0 | 2290,0 | 3397,0 | 4389,0 |
<*> Мероприятия по возмещению затрат осуществляются в случаях и порядке, предусмотренных законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
7.2.5. Прогноз ожидаемых результатов реализации подпрограммы N 2
N п/п |
Наименование показателя |
Базовый показатель 2006 года |
Ожидаемый показатель 2007 года |
Ожидаемые показатели реализации подпрограммы N 2 |
||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Уборочная площадь льна, га |
970 | 1200 | 1500 | 1900 | 1900 |
2 | Валовой сбор (т): - волокна - семян |
520 100 |
800 200 |
1100 300 |
1400 450 |
1400 650 |
3 | Урожайность льна (ц/га): - волокна - семян |
5,6 3,4 |
6,7 2,9 |
7,3 3,3 |
7,4 4,3 |
7,4 4,8 |
4 | Объем производства льноволокна льнозаводами, т |
520 | 800 | 1100 | 1400 | 1400 |
5 | Объем реализации льноволокна внутри Омской области, т |
520 | 800 | 1100 | 1400 | 1400 |
6 | Показатель качества льноволокна (номер): - длинного - короткого |
5 - 8 3 - 6 |
8 - 10 3 - 6 |
8 - 10 3 - 6 |
8 - 12 4 - 6 |
8 - 12 4 - 6 |
7 | Объем производства растительного масла, т |
0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
8 | Объем производства медицинской ваты, т |
0 | 0 | 250 | 400 | 700 |
9 | Количество созданных дополнительных рабочих мест, чел./мест |
15 | 25 | 25 | 25 | 25 |
7.3. Подпрограмма "Развитие молочного и мясного скотоводства в Омской области" на 2008 - 2010 годы (далее - подпрограмма N 3)
7.3.1. Характеристика решаемых подпрограммой N 3 проблем
Животноводство Омской области несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Уровень доходов большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им выйти на качественно новый этап развития животноводства с новейшими технологиями кормления и содержания животных.
В сельскохозяйственных организациях Омской области за период с 1991 по 2006 год поголовье крупного рогатого скота сократилось с 1324,9 до 279,6 тыс. голов (на 79 процентов), в том числе поголовье коров - с 410,9 до 104,6 тыс. голов (на 74,5 процента). Производство молока сократилось с 1105,3 до 350,1 тыс. т (на 68 процентов).
Анализ состояния животноводства свидетельствует, что тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота, производства молока и мяса крупного рогатого скота сохраняется.
Подпрограмма направлена на решение комплекса названных проблем и предусматривает оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся молочным и мясным скотоводством, в пределах средств, определяемых областным бюджетом на соответствующий год.
7.3.2. Цели и задачи подпрограммы N 3
Целью подпрограммы N 3 является увеличение объемов и повышение экономической эффективности производства молока и мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- повышение породных и продуктивных качеств, генетического потенциала сельскохозяйственных животных, экономическое стимулирование и оказание финансовой поддержки племенного дела;
- стимулирование обновления основных фондов в молочном и мясном скотоводстве;
- создание условий для стабилизации поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) и увеличения привесов молодняка КРС;
- создание условий для повышения товарности и качества молока;
- создание условий для увеличения объемов производства мяса, рентабельного производства говядины в мясном скотоводстве в северных районах Омской области;
- внедрение в животноводство передовых технологий по производству молока и мяса.
7.3.3. Сведения о распределении объемов финансирования подпрограммы N 3 по годам
Общие расходы из областного бюджета на реализацию подпрограммы N 3 составляют 597430,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 150800,0 тыс. рублей;
2009 год - 214030,0 тыс. рублей;
2010 год - 232600,0 тыс. рублей.
7.3.4. Перечень мероприятий подпрограммы N 3
N п/п |
Наименование мероприятия <*> |
Исполнители | Сроки реализации и объем финансирования из областного бюджета по годам, тыс. рублей |
|||
Всего за 2008 - 2010 годы |
2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Возмещение СХТП части затрат на приобретение племенных животных, семени племенных животных |
Минсельхозпрод | 65600,0 | 20800,0 | 22200,0 | 22600,0 |
2 | Возмещение сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ) части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство, модернизацию и реконструкцию животноводческих помещений, приобретение кормоприготовительной и кормораздаточной техники |
Минсельхозпрод | 90000,0 | 30000,0 | 30000,0 | 30000,0 |
3 | Возмещение СХТП части затрат на производство молока |
Минсельхозпрод | 423730,0 | 100000,0 | 153730,0 | 170000,0 |
4 | Возмещение сельскохозяйственным организациям и КФХ части затрат на выращивание молодняка КРС мясного направления |
Минсельхозпрод | 18100,0 | - | 8100,0 | 10000,0 |
Итого | 597430,0 | 150800,0 | 214030,0 | 232600,0 |
<*> Мероприятия по возмещению затрат осуществляются в случаях и порядке, предусмотренных законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
7.3.5. Прогноз ожидаемых результатов реализации подпрограммы N 3
N п/п |
Наименование показателя | Базовый показатель 2006 года |
Ожидаемый показатель 2007 года |
Ожидаемые показатели реализации подпрограммы N 3 |
||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Удой на фуражную корову в сельскохозяйственных организациях и КФХ, кг |
3242 | 3440 | 3600 | 3800 | 4000 |
2 | Объем производства молока в сельскохозяйственных организациях и КФХ, тыс. т |
402,8 | 403 | 409 | 413 | 417 |
3 | Численность поголовья молодняка КРС мясного направления в сельскохозяйственных организацииях и КФХ на начало года, голов |
2400 | 2500 | 2840 | 3300 | 3900 |
4 | Живая масса 1 головы КРС при реализации в сельскохозяйственных организациях и КФХ, кг |
296 | 331 | 338 | 368 | 384 |
5 | Объем производства мяса КРС мясного направления (выращено КРС мясного направления (на убой) в живом весе) в сельскохозяйственных организациях и КФХ, т |
710,4 | 827,5 | 960 | 1215 | 1500 |
6 | Уровень рентабельности молока в сельскохозяйственных организациях, % |
19,9 | 20,9 | 22,0 | 23,0 | 24,2 |
7 | Уровень рентабельности мяса КРС в сельскохозяйственных организациях, % |
-15,7 | -15,6 | -13,6 | -11,1 | -8,9 |
8 | Объем реализации молока СХТП, тыс. т |
327 | 340 | 345 | 349 | 354 |
7.4. Подпрограмма "Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства Омской области" на 2008 - 2010 годы (далее - подпрограмма N 4)
7.4.1. Характеристика решаемых подпрограммой N 4 проблем
Сложное финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих организаций, создавшееся в результате диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, повлияло на сокращение инвестиций. Как результат - ухудшение материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций технического сервиса АПК Омской области и местных промышленных организаций, слабое внедрение прогрессивных технологий в растениеводстве и животноводстве.
По сравнению с 1991 годом в 2006 году парк тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов сократился и составил соответственно 50, 66 и 48 процентов. Такая же тенденция наблюдается и по другой сельскохозяйственной технике.
Максимальную степень износа (от 85 до 94 процентов) имеют сельскохозяйственные машины и оборудование, которые являются наиболее активной частью основных фондов АПК Омской области. Из 7162 зерноуборочных комбайнов у 6756 (94 процента) срок амортизации превысил нормативный. Аналогичное положение с тракторами, кормоуборочными комбайнами и другой сельскохозяйственной техникой.
Увеличение степени износа сельскохозяйственной техники требует дополнительных затрат на поддержание ее в работоспособном состоянии. В 2006 году сельхозорганизациям Омской области необходимо было отремонтировать 75 процентов тракторов, 85 процентов зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов.
Недостаточная платежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей Омской области ведет к децентрализации технического обслуживания и ремонта техники. Основной объем ремонтных работ (92 - 98 процентов) сельскохозяйственные товаропроизводители выполняют собственными силами. Доля участия механизаторов в проведении ремонтно-обслуживающих работ возросла с 25 - 35 процентов в 1990-х годах до 85 процентов в 2006 году.
Отсутствие комплексов машин у большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, нарушенная система технического обслуживания приводят к увеличению сроков уборки урожая в растениеводстве, что отрицательно влияет на объемы производства и качество продукции.
После 1990 года техническое переоснащение животноводческих ферм почти не проводилось. 70 - 80 процентов техники и оборудования на фермах выработали свои амортизационные сроки эксплуатации. Поэтому речь идет уже не о комплексной механизации, а об оснащении ферм машинами в среднем на 45 - 60 процентов.
На фермах остается много операций, выполняемых вручную. В молочном животноводстве их 40 - 45 процентов, в свиноводстве - 60 - 80 процентов.
Обеспеченность ферм мобильными раздатчиками кормов составляет около 40 процентов, погрузчиками кормов - 60 процентов, навозоуборочными транспортерами - 30 процентов, недостаточно холодильных установок и другого оборудования.
В результате трудозатраты на производство сельскохозяйственной продукции в среднем в 2 - 3 раза выше среднеотраслевых.
Подпрограмма N 4 направлена на решение вопросов обновления машин и оборудования и предусматривает увеличение производства сельскохозяйственной продукции, повышение ее качества, государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также научное сопровождение мероприятий подпрограммы.
7.4.2. Цели и задачи подпрограммы N 4
Целями подпрограммы N 4 являются:
- стимулирование процесса обновления основных фондов;
- техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственных организаций АПК Омской области.
Задачи подпрограммы N 4:
- создание условий для повышения технического оснащения и технологического уровня сельскохозяйственного производства, внедрения энергоресурсосберегающих технологий в растениеводстве, зернотоковом хозяйстве, животноводстве;
- повышение уровня финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
7.4.3. Сведения о распределении объемов финансирования
Общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы N 4 за счет средств областного бюджета составляет 409221,6 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 120101,6 тыс. рублей;
2009 год - 139120,0 тыс. рублей;
2010 год - 150000,0 тыс. рублей.
7.4.4. Перечень мероприятий подпрограммы N 4
N п/п |
Наименование мероприятия <*> |
Исполнители | Сроки реализации и объем финансирования из областного бюджета по годам, тыс. рублей |
|||
Всего за 2008 - 2010 годы |
2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Возмещение СХТП части затрат на приобретение техники для производства продукции растениеводства, оборудования теплиц и оборудования для перевода самоходной техники на природный газ |
Минсельхозпрод | 153811,6 | 43251,6 | 52560,0 | 58000,0 |
2 | Возмещение СХТП части затрат на обновление машин и оборудования для зернотокового хозяйства |
Минсельхозпрод | 50800,0 | 16800,0 | 17000,0 | 17000,0 |
3 | Возмещение СХТП части затрат на приобретение техники и оборудования для производства продукции животноводства, кормов, их заготовки и приготовления |
Минсельхозпрод | 204610,0 | 60050,0 | 69560,0 | 75000,0 |
Итого | 409221,6 | 120101,6 | 139120,0 | 150000,0 |
<*> Мероприятия по возмещению затрат осуществляются в случаях и порядке, предусмотренных законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
7.4.5. Прогноз ожидаемых результатов реализации подпрограммы N 4
N п/п |
Наименование показателя | Базовый показатель 2006 года |
Ожидаемый показатель 2007 года |
Ожидаемые показатели реализации подпрограммы N 4 |
||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Количество приобретенной техники для производства продукции растениеводства, ед. |
342 | 360 | 390 | 420 | 450 |
2 | Количество приобретенной техники и оборудования для послеуборочной обработки зерна, ед. |
6 | 8 | 12 | 16 | 24 |
3 | Количество приобретенной техники и оборудования для производства продукции животноводства, ед. |
130 | 180 | 210 | 230 | 260 |
4 | Коэффициент обновления сельскохозяйственной техники и оборудования в сельскохозяйственных организациях |
1,5 | 1,7 | 1,8 | 2,0 | 2,5 |
5 | Коэффициент обновления животноводческого оборудования |
2,0 | 2,8 | 3,2 | 4,0 | 4,5 |
6 | Коэффициент обновления машин и оборудования зернотокового хозяйства |
0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,4 | 1,8 |
7.5. Подпрограмма "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Омской области" на 2008 - 2010 годы (далее - подпрограмма N 5)
7.5.1. Характеристика решаемых подпрограммой N 5 проблем
Анализ состояния дел в АПК Омской области показывает, что результаты экономической деятельности находятся в непосредственной зависимости от профессиональной компетентности, управленческого таланта, квалификации и культуры руководителей и специалистов.
В 2005 году впервые был осуществлен выпуск студентов, обучающихся по целевой контрактной подготовке.
По причине обострившихся социальных проблем, низкого уровня заработной платы в последние годы росли темпы сменяемости специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций. За последние 10 лет численность руководителей и специалистов уменьшилась на 6,8 тыс. человек. Ухудшился их качественный состав. На сегодняшний день 72 процента руководителей и 35 процентов специалистов имеют высшее образование, 6 процентов руководителей и 17 процентов специалистов не имеют профессионального образования, практики.
Заметно обострилась проблема закрепления молодых специалистов на селе. В настоящее время в сельскохозяйственных организациях АПК Омской области доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет составляет 7,8 процента от общего числа руководителей и специалистов.
Неустойчивость развития сельских территорий, снижение уровня жизни сельского населения, необеспеченность АПК Омской области необходимыми трудовыми ресурсами привели к снижению эффективности сельхозпроизводства, престижности сельскохозяйственных профессий.
7.5.2. Цели и задачи подпрограммы N 5
Целями подпрограммы N 5 являются:
- развитие кадрового потенциала АПК Омской области;
- повышение качества жизни населения, занятого в сельском хозяйстве.
Задачи подпрограммы N 5:
- организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК Омской области;
- создание благоприятных условий для закрепления квалифицированных специалистов, в том числе молодых, на селе.
7.5.3. Сведения о распределении объемов финансирования подпрограммы N 5 по годам
Объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 75510,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 16000,0 тыс. рублей;
2009 год - 28480,0 тыс. рублей;
2010 год - 31030,0 тыс. рублей.
7.5.4. Перечень мероприятий подпрограммы N 5
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители | Сроки реализации и объем финансирования из областного бюджета по годам, тыс. рублей |
|||
Всего за 2008 - 2010 годы |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организация и проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК Омской области |
Минсельхозпрод, учреждения |
25500,0 | 8000,0 | 8500,0 | 9000,0 |
2 | Выплата единовременного подъемного пособия молодым специалистам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования и принятым на работу в сельскохозяйственные организации, в размере 40000 рублей |
Минсельхозпрод | 49990 | 8000 | 19970 | 22020 |
3 | Проведение областного конкурса профессионального мастерства "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" |
Министерство образования Омской области, Минсельхозпрод |
20,0 | - | 10,0 | 10,0 |
Итого | 75510,0 | 16000,0 | 28480,0 | 31030,0 |
7.5.5. Прогноз ожидаемых результатов реализации подпрограммы N 5
N п/п |
Наименование показателя | Базовый показатель 2006 года |
Ожидаемый показатель 2007 года |
Ожидаемые показатели реализации подпрограммы N 5 |
||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Доля руководителей, специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, % |
61,0 | 61,5 | 63,0 | 64,5 | 66,0 |
2 | Количество выпускников высших учебных заведений, обучавшихся по целевой контрактной подготовке и оставшихся работать в сельской местности, чел. |
85 | 85 | 85 | 85 | 85 |
3 | Удельный вес трудоустроенных к числу обучающихся по целевой контрактной подготовке, % |
35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
4 | Количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Омской области, прошедших переподготовку и повышение квалификации, чел. |
1800 | 1850 | 1900 | 1950 | 2000 |
5 | Доля руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, прошедших переподготовку и повышение квалификации, в общей численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, % |
20 | 20 | 21 | 22 | 22 |
7.6. Подпрограмма "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Омской области" на 2008 - 2010 годы (далее - подпрограмма N 6)
7.6.1. Характеристика решаемых подпрограммой N 6 проблем
В производстве сельскохозяйственной продукции произошли структурные изменения. В 2006 году удельный вес сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства снизился по сравнению с 2002 годом с 42 процентов до 37,5 процента, а в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах повысился с 58 процентов до 62,5 процента. Велика и социальная значимость данного сектора - личное подсобное хозяйство ведет около 279 тыс. семей, 20 тыс. человек заняты в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Государственная политика направлена на развитие альтернативной занятости, стимулирование развития малого бизнеса и предпринимательства в сельской местности.
Решение этой задачи позволит достигнуть увеличения доходов населения, которое, в свою очередь, будет способствовать повышению качества жизни и обеспечит дальнейшее наращивание потребительского спроса в сельской местности.
7.6.2. Цели и задачи подпрограммы N 6
Целями подпрограммы N 6 являются:
- создание условий для укрепления экономики малых форм хозяйствования;
- увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах.
Задачи подпрограммы N 6:
- повышение эффективности использования сельскохозяйственных угодий, животных, производственных помещений и трудовых ресурсов малыми формами хозяйствования;
- увеличение поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей в малых формах хозяйствования;
- расширение производства, заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйствах и создаваемых ими потребительских кооперативах;
- создание закупочных пунктов молока;
- создание системы финансовой поддержки малых форм хозяйствования.
7.6.3. Сведения о распределении объемов финансирования подпрограммы N 6 по годам
Объем финансирования подпрограммы N 6 за счет средств областного бюджета составляет 49540,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 10000,0 тыс. рублей;
2009 год - 19420,0 тыс. рублей;
2010 год - 20120,0 тыс. рублей.
7.6.4. Перечень мероприятий подпрограммы N 6
N п/п |
Наименование мероприятия <*> |
Исполнители | Сроки реализации и объем финансирования из областного бюджета по годам, тыс. рублей |
|||
Всего за 2008 - 2010 годы |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Возмещение затрат организациям по проведению однократного искусственного осеменения коров и телок, находящихся у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ) |
Минсельхозпрод | 4400,0 | 1300,0 | 1500,0 | 1600,0 |
2 | Возмещение части затрат ЛПХ на приобретение племенного скота |
Минсельхозпрод | 1760,0 | 460,0 | 600,0 | 700,0 |
3 | Возмещение сельскохозяйственным потребительским кооперативам, перерабатывающим организациям, индивидуальным предпринимателям, КФХ части затрат на приобретение оборудования для создания пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции в КФХ и ЛПХ |
Минсельхозпрод | 18900,0 | 5000,0 | 6800,0 | 7100,0 |
3 | Предоставление услуг по информационно- консультационному обеспечению КФХ и ЛПХ |
Минсельхозпрод | 2400,0 | 800,0 | 800,0 | 800,0 |
4 | Возмещение части затрат КФХ и ЛПХ по приобретению оборудования для животноводческих ферм, зерносушильных комплексов и сельскохозяйственной техники |
Минсельхозпрод | 20490,0 | 2000,0 | 8920,0 | 8920,0 |
5 | Возмещение части затрат КФХ и ЛПХ на разработку проектно- сметной документации при строительстве и реконструкции животноводческих помещений |
Минсельхозпрод | 1800,0 | 440,0 | 800,0 | 1000,0 |
Итого | 49540,0 | 10000,0 | 19420,0 | 20120,0 |
<*> Мероприятия по возмещению затрат осуществляются в случаях и порядке, предусмотренных законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
7.6.5. Прогноз ожидаемых результатов реализации подпрограммы N 6
N п/п |
Наименование показателя |
Базовый показатель 2006 года |
Ожидаемый показатель 2007 года |
Ожидаемые показатели реализации подпрограммы N 6 |
||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Численность поголовья молодняка КРС в КФХ на начало года, тыс. голов |
17,8 | 18,1 | 18,2 | 19,3 | 20,5 |
в том числе коров | 7,8 | 7,1 | 7,9 | 8,2 | 8,6 | |
2 | Объем производства молока в КФХ, тыс. т |
32,4 | 31,6 | 32,6 | 33,9 | 35,7 |
3 | Объем производства мяса КРС в КФХ, тыс. т |
8,4 | 7,9 | 8,5 | 9,2 | 9,9 |
4 | Численность поголовья КРС на начало года в ЛПХ, тыс. голов |
200,7 | 201,9 | 206 | 211 | 216 |
в том числе коров | 105,9 | 106,4 | 106,5 | 107,0 | 107,5 | |
5 | Объем производства молока в ЛПХ, тыс. т |
450,2 | 454,1 | 456,7 | 461,3 | 466,1 |
6 | Объем производства мяса КРС в ЛПХ, тыс. т |
113,5 | 118,1 | 120,5 | 123,2 | 125,6 |
7 | Объем закупок молока в КФХ и ЛПХ, тыс. т |
36,8 | 40 | 39 | 42 | 45 |
8 | Количество закупочных пунктов в сельской местности, ед. |
5 | 16 | 16 | 18 | 19 |
8. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности Программы
Для ежегодного и итогового анализа реализации поставленных в рамках Программы целей и задач, проведения мероприятий, направленных на рост объемов производства всех видов сельскохозяйственной продукции за счет изменения приоритетов в агротехнологической политике, более эффективного использования имеющихся материально-технических ресурсов, повышения технологического уровня сельскохозяйственного производства, улучшения кадрового обеспечения АПК Омской области, использования научного потенциала отрасли, разработаны следующие целевые индикаторы и показатели:
- урожайность зерновых и кормовых культур с 1 га (центнеров кормовых единиц);
- содержание гумуса в почве (процентов);
- объем производства льноволокна (т);
- коэффициент обновления сельскохозяйственной техники и оборудования;
- объем производства молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (тыс. т);
- доля высококвалифицированных руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций (процентов);
- количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Омской области, прошедших переподготовку и повышение квалификации (чел.);
- объем закупок молока у населения (тыс. т);
- численность поголовья крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах (тыс. голов).
В качестве основных показателей оценки экономической эффективности мероприятий Программы использованы прирост индекса физического объема продукции сельского хозяйства и прирост прибыли сельскохозяйственных организаций на 100 га сельскохозяйственных угодий, а в качестве вспомогательных показателей - урожайность зерновых культур, молочная продуктивность и среднесуточный привес крупного рогатого скота.
При расчете значения индекса физического объема продукции сельского хозяйства применяются данные об объемах производства продукции сельского хозяйства и средней цене реализации продукции сельского хозяйства (по видам продукции). Продукция отчетного и предшествующего года оценивается в единых ценах реализации.
Спог
Ифо = -------, где:
Сппг
Ифо - индекс физического объема;
Спог - стоимость произведенной продукции отчетного года, тыс. рублей;
Сппг - стоимость продукции, произведенной в предшествующем году, тыс. рублей.
Прирост индекса физического объема продукции сельского хозяйства ежегодно должен составлять 1,5 - 2 процента в год.
Для расчета прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий используется сумма прибыли от продаж, полученная сельскохозяйственными организациями в отчетном году, и площадь сельскохозяйственных угодий.
За 2006 год получено сельскохозяйственными организациями прибыли на 100 га сельскохозяйственных угодий в сумме 54,2 тыс. рублей. В 2008 году этот показатель должен возрасти и составить 94,2 тыс. рублей, за 2010 год - 140,1 тыс. рублей.
К 2010 году урожайность зерновых культур (во всех категориях хозяйств) должна составить 16,2 ц/га, удой на фуражную корову (по сельскохозяйственным организациям) - 4000 кг, среднесуточный привес крупного рогатого скота - 550 гр.
Кроме того, оценка эффективности Программы будет производиться путем сравнения текущих значений целевых индикаторов с установленными подпрограммой значениями на 2008 - 2010 годы.
Для расчета показателей оценки экономической эффективности, целевых индикаторов используются данные государственного статистического наблюдения, бухгалтерской отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.