Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Мэра города Омска
от 30 октября 2007 г. N 847-п
Прогноз
социально-экономического развития города Омска на 2008 - 2010 годы
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2008 - 2010 годы (далее - Прогноз) разработан на основе анализа социально-экономического развития города Омска за ряд предыдущих лет и первое полугодие 2007 года. При разработке Прогноза использовались следующие материалы:
- Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области";
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, разработанные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;
- Прогноз социально-экономического развития Омской области на 2008 год и на период до 2010 года, одобренный распоряжением Правительства Омской области от 25 сентября 2007 года N 173-рп "О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2008 год и на период до 2010 года и проекте закона Омской области "Об областном бюджете на 2008 год".
Также при разработке Прогноза использовались отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
При подготовке Прогноза применялись следующие методы прогнозирования: метод экстраполяции, метод экспертных оценок и метод факторного анализа.
Основные показатели Прогноза приведены в приложении к Прогнозу "Показатели прогноза социально-экономического развития города Омска на 2008 - 2010 годы".
Разработка Прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, различной динамикой конкурентоспособности экономики города Омска, а также масштабами и интенсивностью реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств бюджетов различных уровней и средств частного бизнеса на территории города Омска.
Первый вариант Прогноза - инерционный - основан на сохранении сложившихся тенденций экономического и социального развития, отражает развитие экономики при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной.
Второй вариант - умеренно оптимистичный - ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности отечественного бизнеса и активизацию структурных сдвигов в экономике за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста.
В среднесрочной перспективе с некоторым замедлением сохранятся негативные тенденции в демографическом развитии, а именно - превышение смертности над рождаемостью. Естественная убыль является основным фактором сокращения численности населения. До 2005 года численность населения сокращалась также и за счет отрицательного миграционного сальдо. В 2005 и 2006 годах зафиксировано положительное миграционное сальдо (1,5 и 0,9 тыс. человек соответственно), а в 1-м полугодии 2007 года - небольшое отрицательное сальдо (0,1 тыс. человек). Прогноз строился на предположении сохранения в 2008 - 2010 годах нулевого сальдо миграции. В результате среднегодовая численность населения города Омска в 2010 году составит 1117,2 тыс. человек и сократится по сравнению с 2006 годом на 19,6 тыс. человек.
Предполагается, что в 2007 - 2009 годах сохранятся уровни рождаемости, соответствующие средним значениям 2002 - 2004 годов, а в 2010 году эти показатели будут соответствовать лучшим значениям, сложившимся в 2002 - 2004 годах. Положительным фактором здесь является увеличение численности женщин в наиболее продуктивном детородном возрасте 20 - 29 лет. В 2007 году будет принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и план первоочередных мер по улучшению демографической ситуации. Увеличению миграционного потенциала в среднесрочном периоде будет способствовать осуществление мер по выполнению Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также принятые в 2006 году и вступившие в силу с января 2007 года Федеральные законы "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В структуре населения произойдут качественные изменения, связанные с ускорением сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. В трудоспособный возраст начнут вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения послевоенных лет рождения. В результате численность трудоспособного населения в 2010 году составит 723,4 тыс. человек и сократится по сравнению с 2006 годом на 29,7 тыс. человек. Значительные изменения претерпит структура трудоспособного населения. Тенденция старения отразится на соотношении групп рабочих возрастов: в структуре трудоспособного населения увеличится доля старших трудоспособных возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет). В то же время население старше трудоспособного возраста составит в 2010 году 231,6 тыс. человек и увеличится по сравнению с 2006 годом на 12,4 тыс. человек. Вследствие постепенного старения населения потребуются дополнительные финансовые расходы государства на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению.
За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет наблюдаться рост детей в дошкольном возрасте (1 - 6 лет). В 2010 году численность детей в данном возрасте составит 68 тыс. человек и увеличится по сравнению с 2006 годом на 9,5 тыс. человек. В связи с этим, в сфере дошкольного образования главной задачей будет являться удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. Число детей дошкольного возраста будет увеличиваться вплоть до 2015 года, а затем начнет уменьшаться.
В то же время численность школьников (в возрасте 6 - 17 лет) в ближайшие три года будет сокращаться. Основная причина этого с одной стороны - выход из данной возрастной группы более многочисленной группы детей старшего школьного возраста, а с другой - достижение школьного возраста малочисленной группой детей младших возрастов, рожденных в конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов. Если в 2006 году численность детей в школьном возрасте составила 136,2 тыс. человек, то в 2010 году она составит 115,1 тыс. человек, то есть сократится почти на 21,1 тыс. человек. Несмотря на сокращение численности детей школьного возраста и, следовательно, сокращения численности учащихся в общеобразовательных школах, в ближайшие годы существует потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.
Предстоящее трехлетие будет характеризоваться продолжающейся структурной перестройкой экономики города Омска и, прежде всего, промышленных производств. Омская промышленность, благодаря своей диверсифицированности, сохранит высокие, но замедляющиеся темпы роста производства. Если в 2006 году индекс промышленного производства составил 110,8 процента, то, по оценке, в 2007 году он составит 111 процентов, в 2008 году темпы роста производства прогнозируются на уровне 105 - 109 процентов, в 2009 году - 104,5 - 108 процентов, в 2010 году - 104 - 107 процентов. Среди промышленных производств темпы роста, равные и выше средних, будут наблюдаться в производстве пищевых продуктов, деревообработке, химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, производстве строительных материалов.
Объем жилищного строительства в 2006 году составил 723,4 тыс. кв.м жилья, в 2007 году, по оценке, составит 800 тыс. кв.м жилья и вырастет по сравнению с 2006 годом на 10,6 процента. В 2008 году прогнозируется рост ввода жилья на уровне 830 - 850 тыс. кв.м, в 2009 году - 850 - 900 тыс. кв.м, в 2010 году 900 - 950 тыс. кв.м. Планируемый объем жилищного строительства будет зависеть от притока инвестиций в данную сферу и роста платежеспособного спроса населения.
Начиная с 2008 года, под влиянием демографического фактора, численность занятых в экономике начнет сокращаться. Но при этом имеются резервы для сокращения численности работников практически по всем видам экономической деятельности, и, в первую очередь, в производственной сфере за счет роста производительности труда в результате модернизации и технического перевооружения производства. Этот процесс неизбежен по мере нарастания реальной конкуренции между производителями продукции (работ, услуг). В непроизводственной сфере также в первую очередь будут происходить качественные преобразования, а именно - улучшение качества и увеличение объема предоставляемых услуг как населению, так и хозяйствующим субъектам.
Потребность крупных, средних и малых организаций в работниках в перспективе уменьшится, то же самое должно произойти и в секторе индивидуального предпринимательства. Поэтому в городе Омске не будет ограничений по трудовым ресурсам не только на развитие действующих, но и размещение новых промышленных предприятий. Для этого необходима четкая программа действий по техническому перевооружению действующих организаций города Омска и проведение трудосберегающей политики.
Число официально зарегистрированных безработных по состоянию на 1 октября текущего года в городе Омске составило 1255 человек. По сравнению с началом года число безработных сократилось почти в 2 раза и составляет в настоящий момент 0,2 процента от численности населения города Омска трудоспособного возраста. По оценке безработица к концу года несколько увеличится.
Сальдо прибыли и убытков организаций города Омска по всем видам деятельности в 2006 году составило 34,3 млрд. рублей, в 2007 году прогнозируется на уровне 36,3 млрд. рублей. В 2008 году прогнозируется снижение прибыли организаций города Омска, что объясняется сокращением грузооборота и объема выручки открытого акционерного общества "Транссибнефть" вследствие его структурной реорганизации.
Объем инвестиций в основной капитал в 2006 году составил 33,8 млрд. рублей и в реальном выражении вырос по сравнению с 2005 годом на 1,5 процента. В прогнозируемом периоде номинальный рост капиталовложений продолжится. В реальном выражении рост инвестиций в основной капитал в 2008 году составит 110 - 112 процентов, в 2009 году - 105,5 - 107 процентов, в 2010 году - 104 - 106,5 процента.
В 2008 - 2010 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения за счет таких составляющих, как заработная плата, трансферты и выплаты социального характера, доходы от собственности, предпринимательской деятельности. В среднесрочной перспективе продолжится тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. Динамичный рост заработной платы будет обусловлен ростом производительности труда, сохраняющимися высокими доходами в экспортно-ориентированных предприятиях экономики города Омска, осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Размер среднемесячной заработной платы работников крупных и средних организаций города за 2007 - 2010 годы в номинальном выражении возрастет в 1,9 - 2,0 раза, с 10,8 тыс. рублей в 2006 году до 20,4 - 21,2 тыс. рублей в 2010 году.
В 2008 - 2010 годах индексация заработной платы работников бюджетной сферы (в части Единой тарифной сетки) предусматривается с 1 сентября 2008 года в размере 7 процентов, с 1 августа 2009 года в размере 6,8 процента и с 1 января 2010 года в размере 6,5 процента.
В настоящее время в России границей бедности считается уровень прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума на душу населения в Омской области выросла в 2006 году на 26,1 процента, в 2007 году ее рост может составить 13 процентов, в 2008 году - 9,8 процента, в 2009 году - 8 процентов, в 2010 году - 7 процентов. Опережающее инфляцию увеличение величины прожиточного минимума замедлит темпы сокращения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В то же время относительно высокие темпы роста денежных доходов граждан в перспективном периоде позволят сохранить динамику дальнейшего уменьшения численности и доли бедного населения.
Рост сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению (уровень инфляции) в Омской области в 2006 году составил 9,7 процента, в 2007 году прогнозируется на уровне 8 процентов, в 2008 году - 6,5 - 7 процентов, в 2009 году - 6,3 - 6,8 процента, в 2010 году - 5,8 - 6,5 процента. Снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции в результате ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка.
Сдерживание инфляции будет обеспечиваться растущим предложением отечественных товаров, усилением конкуренции и снижением монополизма на локальных товарных рынках. На непродовольственные товары темпы прироста цен в течение прогнозного периода сохранятся относительно низкими. Рост цен в первую очередь будет сдерживаться активным расширением производства товаров иностранными компаниями в России и отечественным бизнесом. В то же время в структуре инфляции будет расти компонента платных услуг населению, в том числе рыночного сектора, вследствие быстрого роста спроса на услуги по мере повышения доходов населения.
Темпы роста цен на основные товары естественных монополий в 2008 - 2010 годах будут более высокими, чем в 2004 - 2007 годах. Ускоренный рост цен и тарифов на энергоносители в прогнозный период связан с возрастающим дефицитом газа и электроэнергии на внутреннем общероссийском рынке и, в связи с этим, необходимостью обеспечения инвестиционных ресурсов для модернизации существующих и введения новых мощностей в добыче и транспортировке газа, производстве электроэнергии, необходимостью повышения эффективности использования газа и электроэнергии у потребителей и стимулирования сбережения энергоресурсов.
Оптовые цены на газ в среднем по России будут повышены в 2008 году на 25 процентов, в 2009 - 2010 годах - на 27,7 процентов.
На электроэнергию регулируемые тарифы в среднем по России будут увеличены в 2008 году на 12 процентов, в 2009 году - до 12,5 процента, в 2010 году - до 13,5 процента. В связи с растущим спросом на электроэнергию фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию на розничном рынке превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов.
Траектория роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки - нисходящая. При этом прирост тарифов в среднем составит в 2008 году 11 процентов, в 2009 году - 9 процентов, в 2010 году - 8 процентов.
Предельный размер повышения тарифов на услуги коммунального комплекса, в значительной мере определяемый ростом тарифов на товары и услуги естественных монополий, составит в среднем по России: в 2008 году - 17 процентов, в 2009 - 2010 годах - 18 - 19 процентов. Предельные максимальные индексы изменения размера платы за жилое помещение и размера платы за коммунальные услуги для населения в среднем по Омской области на 2008 год установлены на уровне 120 процентов.
Сохраняющийся высокий потребительский спрос, базирующийся на высоких темпах роста доходов населения, будет и в дальнейшем поддерживать высокие темпы роста на рынке потребительских товаров и услуг, причем на уровне, опережающем рост экономики в целом. В прогнозном периоде сохранится опережение темпов роста оборота розничной торговли по сравнению с ростом рынка платных услуг населению.
В среднесрочной перспективе динамика и изменение структуры розничного товарооборота будут характеризоваться неоднозначными тенденциями. С одной стороны, замедление роста доходов населения будет несколько замедлять рост оборота розничной торговли. С другой стороны, позитивное влияние на его динамику будут оказывать снижение инфляции, а также кредитование банками покупок населением товаров длительного пользования.
Розничный товарооборот в 2007 - 2010 годах будет демонстрировать позитивную динамику с ее некоторым ослаблением, но оставаться на достаточно высоком уровне. Ожидается, что рост оборота розничной торговли в 2008 году составит 10,5 - 12,2 процента, в 2009 году - 9,3 - 10,2 процента, в 2010 году - 8,6 - 9,2 процента. В прогнозном периоде сохранится тенденция последних лет опережающего роста потребления непродовольственных товаров по сравнению с потреблением продовольственных товаров. Опережающий рост потребностей домашних хозяйств в товарах продовольственной и непродовольственной группы по сравнению с производством отечественных товаров будет обеспечиваться за счет сохранения высокой доли импорта, чему способствует и продолжающееся укрепление рубля. На сегодняшний день высокая доля товаров импортного производства обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров, и, в свою очередь, способствует созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен на товары. В 2007 - 2010 годах вряд ли произойдет существенное изменение в ресурсном наполнении рынка, доля импорта в обороте розничной торговли сохранится на уровне 45 - 47 процентов.
В 2007 - 2010 годах сохранится стабильная позитивная динамика развития рынка услуг, несмотря на прогнозируемое замедление роста реальных доходов домашних хозяйств и сохранение опережения роста цен и тарифов на платные услуги населению. Объем платных услуг населению в 2008 году вырастет на 7 - 7,5 процента, в 2009 году - на 6,5 - 7 процентов, 2010 году - на 6 - 6,5 процента. Общая динамика развития рынка услуг определяется потребительским поведением населения на рынке жилищно-коммунальных, транспортных и отдельных видов бытовых услуг, являющихся социально значимыми. Доля их в структуре всех платных услуг составит более 50 процентов, их потребление малоэластично к доходам населения и будет формироваться как под влиянием неценовых факторов, так и иных мер, принимаемых в части законодательного обеспечения развития этих видов. Сохраняются опережающие темпы роста на весьма чувствительные к изменению доходов населения виды услуг (услуги связи, ветеринарные, спорта, правового характера, медицинские, системы образования, отдельные виды бытовых услуг) при более низком уровне спроса на услуги, малоэластичные к доходам (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды транспортных и бытовых услуг), которые носят характер "обязательных".
Инфляционная составляющая, как и политика по регулированию изменения цен и тарифов на услуги естественных монополий и отдельных отраслей, сохраняющийся рост административно регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды транспорта (на городском муниципальном автобусе, трамвае, троллейбусе, железнодорожном транспорте), наличие убыточных производств в отдельных отраслях, оказывающих услуги населению, будут по-прежнему оказывать сдерживающее влияние на расширение рынка услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.