Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. АРКУ "Совершенствование методологии и технологии
планирования бюджета города Омска"
§ 1. Исходное состояние на момент разработки Концепции
По итогам анализа исходного состояния муниципальных финансов города Омска можно выделить следующие ограничения в системе планирования бюджета города Омска:
1) функционирование "затратной" модели бюджетного планирования и финансирования (планирование от достигнутого по фактически сложившимся расходам);
2) финансирование действующей сети муниципальных учреждений города Омска на основе сметного принципа с учетом фактического наличия штатных единиц и обслуживаемого контингента;
3) отсутствие практики бюджетного планирования и финансирования по видам муниципальных услуг, предоставляемых в области социальной сферы;
4) наличие точечно-локальной (в рамках отдельных отраслевых структурных подразделений Администрации города Омска) оценки потребности в предоставляемых муниципальных услугах;
5) отсутствие единой методологии создания структуры муниципальных услуг и, как следствие, реестра муниципальных услуг (методологической и практической основы для ведения реестра расходных обязательств);
6) отсутствие стандартов качества предоставления муниципальных услуг;
7) крайне ограниченная сфера применения методов нормативного бюджетного финансирования;
8) ограниченное применение методов индикативного анализа и планирования;
9) отсутствие практики финансирования муниципальных учреждений в зависимости от результативности предоставления муниципальных услуг;
10) относительная закрытость, замкнутость бюджетного процесса, принимаемых решений в сфере бюджетной и налоговой политики в отношении потенциальных потребителей социальных услуг;
11) годичный цикл бюджетного планирования (при наличии практики формирования среднесрочного финансового плана);
12) нестабильность формирования доходной базы бюджета города Омска;
13) наличие риска отсутствия финансирования расходных обязательств, превышающих годовые рамки бюджетного планирования;
14) преимущественное преобладание формального подхода при описании расходных обязательств; формирование расходных обязательств муниципального образования городской округ город Омск Омской области как обязательств бюджета города Омска перед работниками муниципальных учреждений города Омска и муниципальными служащими города Омска;
15) указание в качестве правового основания расходных обязательств уставов учреждений или положений об органах местного самоуправления города Омска и их структурных подразделениях;
16) применение программно-целевого метода управления преимущественно для решения социально-значимых проблем города Омска, с преобладанием общегородских целевых программ комплексного характера и практическим отсутствием среднесрочных ведомственных целевых программ;
17) отсутствие проведения оценки функций и задач субъектов бюджетного планирования, изменения результативности их деятельности с учетом изменения объемов расходов бюджета города Омска на исполнение соответствующих обязательств за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
18) отсутствие регламентированных механизмов корректировки предоставляемых субъектам бюджетного планирования средств исходя из планируемых и фактически достигнутых результатов;
19) отсутствие методологии расчета платежеспособности бюджета города Омска с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, на среднесрочный период и методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность бюджета города Омска, что делает действующую долговую политику города Омска недостаточно гибкой и чувствительной к конъюнктурным изменениям;
20) использование инструментов муниципальной долговой политики в целях управления кассовыми разрывами, то есть для целей управления ликвидностью бюджета города Омска в пределах финансового года.
§ 2. Мероприятия, планируемые к реализации в рамках АРКУ
"Совершенствование методологии и технологии
планирования бюджета города Омска"
1. Подготовительные мероприятия:
- проведение сравнительной оценки потребности в предоставляемых муниципальных услугах (отдельно по видам услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями города Омска в области социальной сферы, а также субъектам бюджетного планирования) и фактически предоставленных муниципальными учреждениями города Омска услуг за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
- проведение инвентаризации действующих правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления муниципальных услуг за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
- проведение оценки функций и задач субъектов бюджетного планирования, изменения результативности их деятельности с учетом изменения объемов бюджетных расходов на исполнение соответствующих обязательств за последние три отчетных года и текущий финансовый год
- проведение инвентаризации целей и задач, утвержденных в составе программных документов социально-экономического развития города Омска на средне- и долгосрочную перспективу, и их отражение в действующих долгосрочных общегородских целевых программах за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
- проведение инвентаризации расходных обязательств, предусматриваемых в бюджете города Омска, за последние три отчетных года и текущий финансовый год с точки зрения наличия нормативного правового регулирования;
- проведение инвентаризации доходных источников бюджета города Омска;
- проведение оценки и факторного анализа причин отклонений утвержденных на год доходов и расходов бюджета города Омска и макроэкономических параметров от фактических (в том числе по отдельным статьям бюджетной классификации) за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
- проведение оценки действующих долговых обязательств, в том числе с группировкой по видам заимствований, срокам их погашения, за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
- оценка фактических финансовых последствий реализации решений в области бюджетной и налоговой политики, принятых в последнем отчетном финансовом году.
2. Базовые мероприятия. В рамках реализации АРКУ "Совершенствование методологии и технологии планирования бюджета города Омска" будут разработаны и утверждены:
1) перечень муниципальных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении;
2) порядок мониторинга потребности в муниципальных услугах (раздельно по видам услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, а также субъектам бюджетного планирования), а также порядок осуществления стоимостной оценки данной потребности;
3) порядок учета результатов мониторинга потребности в муниципальных услугах при формировании проекта бюджета города Омска, в том числе в разрезе субъектов бюджетного планирования;
4) стандарты качества предоставления муниципальных услуг (в социальной сфере);
5) порядок проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам, в том числе в рамках сбора соответствующей информации от потребителей муниципальных услуг;
6) порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов;
7) количественные показатели для оценки планов, хода исполнения и конечных результатов реализации функций, достижения целей и решения задач для всех субъектов бюджетного планирования;
8) порядок корректировки предоставляемых субъектам бюджетного планирования средств исходя из планируемых и фактически достигнутых результатов;
9) ведомственные целевые программы по отраслям социальной сферы;
10) порядок разработки, реализации и мониторинга реализации долгосрочных муниципальных целевых программ, а также процедура изменения (корректировки) или досрочного прекращения долгосрочных муниципальных целевых программ с учетом фактических достигнутых результатов в ходе их реализации;
11) порядок заключения муниципальных контрактов (договоров, соглашений) на весь срок действия долгосрочных муниципальных целевых программ;
12) уточненный порядок формирования реестра расходных обязательств муниципального образования;
13) формализованный порядок по раздельному планированию бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств;
14) порядок расчета объемов расходов бюджета города Омска на реализацию соответствующих расходных обязательств;
15) методология расчета долговой нагрузки на бюджет города Омска с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период;
16) методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета города Омска;
17) порядок формирования проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период с учетом утвержденного в отчетном году бюджета города Омска на три финансовых года, в том числе, закрепляющий сроки рассмотрения отчета об исполнении бюджета за последний отчетный год не позднее рассмотрения проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
18) обязательность процедур проведения публичной независимой экспертизы (немуниципальные, общественные и научные организации) проектов решений в области бюджетной и налоговой политики;
19) порядок проведения публичной независимой экспертизы проектов решений в области бюджетной и налоговой политики.
3. Ожидаемые результаты реализации мероприятий АРКУ "Совершенствование методологии и технологии планирования бюджета города Омска":
1) формирование условий для перехода от затратной к результативной модели бюджетного планирования и финансирования;
2) формализация бюджетного процесса;
3) повышение качества финансового планирования и стабильности бюджетного процесса;
4) внедрение в практику механизмов, обеспечивающих открытость, прозрачность и публичность бюджетного процесса;
5) оптимизация перечня основных муниципальных услуг и повышение качества их предоставления муниципальными учреждениями города Омска за счет внедрения стандартов качества предоставления муниципальных услуг;
6) достижение уровня, при котором не менее 70 процентов бюджетных расходов (без учета межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней и расходов на обслуживание муниципального долга) соответствуют стандартам качества предоставления муниципальных услуг;
7) повышение эффективности использования средств бюджета города Омска за счет введения практики оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг при формировании расходов бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период;
8) ведение реестра муниципальных услуг - методологической и экономической основы для формирования реестра расходных обязательств;
9) достижение уровня управления муниципальными финансами города Омска, при котором отклонение потребности в предоставлении муниципальных услуг (по каждой из муниципальных услуг) в стоимостном выражении в текущем финансовом году не отличается более или менее чем на 20 процентов от фактически предоставляемых услуг (объемов расходов бюджета города Омска на соответствующие цели);
10) широкое внедрение в практику бюджетного планирования и финансирования методов результативного бюджетирования и комплексного индикативного планирования;
11) увеличение доли расходов бюджета города Омска, предусмотренных в рамках муниципальных контрактов на реализацию долгосрочных целевых программ;
12) широкое внедрение методов среднесрочного планирования деятельности отраслевых структурных подразделений Администрации города Омска посредством разработки и реализации среднесрочных ведомственных целевых программ;
13) увеличение доли расходов бюджета города Омска, формируемых в рамках ведомственных целевых программ (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий);
14) достижение уровня управления муниципальными финансами города Омска, при котором не менее 90 процентов расходов бюджета муниципального образования регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Омска, детально определяющими порядок расчета стоимости реализации соответствующих расходных обязательств;
15) достижение уровня управления муниципальными финансами города Омска, при котором все операции по долговым обязательствам в последнем отчетном и текущем финансовых годах полностью соответствуют установленной процедуре;
16) достижение уровня управления муниципальными финансами города Омска, при котором не менее 80 процентов расходов бюджета города Омска будут распределены на плановый период между главными распорядителями средств бюджета города Омска;
17) снижение долговой нагрузки на бюджет города Омска посредством приведения в соответствие всех долговых операций установленным формализованным процедурам;
18) сокращение расходов на обслуживание муниципального долга за счет использования эффективных инструментов муниципальной долговой политики;
19) оптимизация использования бюджетных ресурсов за счет внедрения в практику регламентированных механизмов корректировки предоставляемых субъектам бюджетного планирования средств исходя из планируемых и фактически достигнутых результатов;
20) формирование основы для стабильной финансово-бюджетной политики города Омска посредством внедрения в бюджетный процесс инструментов среднесрочного финансового планирования;
21) переход к среднесрочному финансовому планированию в рамках бюджетного процесса, в перспективе позволяющему обеспечить сбалансированность, устойчивость и предсказуемость бюджета города Омска;
22) повышение качества и обоснованности муниципальных правовых актов города Омска в сфере бюджетной и налоговой политики за счет проведения их обязательной независимой публичной экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.