Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социального развития
Омской области
от 17 декабря 2007 г. N 48
Ведомственная целевая программа
"Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области и государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, на 2008 - 2010 годы"
28 мая 2009 г.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 мая 2009 г. N 34-п в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области и государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, на 2008 - 2010 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) |
Наименование ведомственной целевой программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области и государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Цель и задачи | Цель: формирование кадрового потенциала как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего эффективное функционирование и развитие территориальных органов Министерства и государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства (далее - государственные учреждения). Задачи: - формирование и развитие единой системы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений (далее - отрасль) с учетом реальных потребностей; - формирование и подготовка кадрового резерва, совершенствование механизма отбора и подготовки резерва из числа высококвалифицированных специалистов с лидерским потенциалом, закрепление и развитие карьеры молодых специалистов в отрасли |
Целевые индикаторы | Степень обеспечения квалифицированным и профессиональным персоналом территориальных органов Министерства и государственных учреждений (%). Удельный вес социальных работников государственных учреждений со средним профессиональным образованием (%). Удельный вес руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений, соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым к должности (%). Удельный вес подготовленного кадрового резерва руководителей государственных учреждений (%). |
Сроки реализации | Реализация Программы осуществляется в течение 2008 - 2010 годов |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем расходов областного бюджета на реализацию Программы составляет 11929100 рублей |
Непосредственные результаты реализации ведомственной целевой программы |
Совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала отрасли, формирование подготовленного резерва руководителей государственных учреждений, повышение мотивации карьерного роста молодых специалистов |
Ожидаемый конечный результат реализации ведомственной целевой программы |
Обеспечение отрасли управленческими кадрами и специалистами, по уровню подготовки соответствующими современным требованиям |
1. Содержание проблемы
Ведомственная целевая программа "Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области и государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) определяет основные направления кадровой политики Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства (далее - государственные учреждения), подготовки кадрового резерва руководителей государственных учреждений на ближайшие годы.
Анализ состояния дел в сфере работы с персоналом в территориальных органах Министерства, государственных учреждениях (далее - отрасль) и кадрового потенциала показывает, что тяжелые условия труда и низкая заработная плата работников отрасли порождает проблему нехватки квалифицированных кадров. На этом фоне дает о себе знать и проблема несоответствия образовательного уровня, профессиональной компетентности значительной части руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений.
У большинства руководителей и специалистов территориальных органов Министерства образование не соответствует профилю выполняемой служебной деятельности. Среди персонала, реализующего функции социальной сферы, значительная доля специалистов с инженерно-техническим и иным образованием.
Еще сложнее ситуация в государственных учреждениях. Связана она с тем, что при передаче учреждений социального обслуживания населения в 2006 году из муниципальной собственности в собственность Омской области, принять решения по кадровому составу этих учреждений не представлялось возможным. В настоящее время уровень образования у пятой части руководителей государственных учреждений и четвертой части специалистов не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности. Из 79 государственных учреждений лишь в 28 работает профессионально-квалифицированный персонал.
Среди многообразия профессий и категорий занятых работников в отрасли в многотысячном кадровом корпусе работает более 5 тысяч социальных работников. Повышение эффективной работы и оказания услуг населению во многом зависит от уровня общей культуры социального работника, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способности внедрять новые технологии работы с населением. Кроме того, работники этой категории служат источником и практически единственным ресурсом подготовки резерва на должности заведующих отделениями государственных учреждений. Однако лишь 26 процентов социальных работников государственных учреждений имеют среднее и высшее профессиональное образование.
Существует еще одна проблема отрасли - старение персонала. Несмотря на то что средний возраст сотрудников отрасли составляет 37 лет, в отдельных подведомственных Министерству структурах возрастной рубеж превысил 47 - 48 лет. Третья часть всего персонала отрасли имеет возраст свыше 40 лет, каждый 5 работник отрасли имеет предпенсионный или пенсионный возраст.
Особенно характерна данная тенденция для коллективов государственных стационарных учреждений, в том числе и для руководителей этих учреждений, средний возраст которых составляет 50 лет.
Проблема старения персонала усугубляется тем что приток молодых специалистов в государственные учреждения невелик, возникает большая проблема привлечения для работы квалифицированного персонала, укрепление корпуса руководителей надежным резервом.
Несмотря на то что за последние два года наметилась устойчивая тенденция профессионального развития персонала через различные формы обучения, в ближайшем будущем реализация настоящей Программы позволит решить немало задач по выравниванию профессионального уровня кадрового потенциала отрасли и подготовки кадрового резерва.
2. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - формирование кадрового потенциала как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего эффективное функционирование и развитие отрасли.
Основные задачи Программы:
- формирование и развитие единой системы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений с учетом реальных потребностей;
- формирование и подготовка кадрового резерва, совершенствование механизма отбора и подготовки кадрового резерва из числа высококвалифицированных специалистов с лидерским потенциалом, закрепление и развитие карьеры молодых специалистов в отрасли.
3. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы
Для цели и каждой задачи Программы определены целевые индикаторы и их значения на 2008 - 2010 годы. Описания целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3.1. Значение целевого индикатора "степень обеспечения квалифицированным и профессиональным персоналом территориальных органов Министерства и государственных учреждений" определяется в процентах как отношение числа персонала, по уровню подготовки соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, к общей численности персонала территориальных органов Министерства и государственных учреждений (без учета вспомогательного персонала).
3.2. Значение целевого индикатора "удельный вес социальных работников государственных учреждений со средним профессиональным образованием" определяется в процентах как отношение числа социальных работников государственных учреждений, получивших среднее профессиональное образование, к общей численности социальных работников государственных учреждений.
3.3. Значение целевого индикатора "удельный вес руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений, по квалификационному уровню соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым к должности" определяется в процентах как отношение числа руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений, квалификационный уровень которых соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, к общей численности руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 мая 2009 г. N 34-п пункт 3.4 раздела 3 настоящей программы изложен в новой редакции
3.4. Значение целевого индикатора "удельный вес подготовленного кадрового резерва руководителей государственных учреждений" определяется в процентах как отношение кандидатов, включенных в кадровый резерв и прошедших соответствующую подготовку, к общему числу кандидатов, включенных в кадровый резерв.
Источниками данных для расчета целевых индикаторов являются отчеты территориальных органов Министерства и государственных учреждений, материалы выполнения договорных обязательств об оказании услуг дополнительного профессионального образования и материалы выполнения программных мероприятий.
Расчет целевых индикаторов осуществляется по итогам исполнения Программы за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы.
Реализация Программы предполагает получение следующих результатов:
1) обучение по программе профессиональной подготовки:
- 226 социальных работников государственных учреждений;
2) обучение по программе профессиональной переподготовки:
- 54 руководителей и специалистов территориальных органов Министерства;
- 98 руководителей и специалистов государственных учреждений;
3) обучение по программе повышения квалификации:
- 200 руководителей и специалистов территориальных органов Министерства;
- 626 руководителей, специалистов и социальных работников государственных учреждений;
4) подготовка кадрового резерва на должности руководителей государственных учреждений:
- 21 резервист государственных учреждений.
В результате реализации Программы в период 2008 - 2010 годов различными формами обучения будет охвачено 1225 человек.
4. Перечень мероприятий Программы
В ходе реализации Программы планируется осуществление финансирования расходов, связанных с выполнением мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке, повышению квалификации в 17 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Омской области, 27 государственных учреждениях Омской области - комплексных центрах социального обслуживания населения, 12 государственных учреждениях Омской области - центрах социального обслуживания, 23 государственных учреждениях Омской области - центрах социального обслуживания семьи и детей, 33 территориальных органах Министерства.
Перечень программных мероприятий (приложение N 2) определен на основе предварительного анализа состояния кадрового потенциала в территориальных органах Министерства и государственных учреждениях и предусматривает:
- организацию обучения социальных работников по программе профессиональной подготовки;
- организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений;
- организацию подготовки кадрового резерва на должности руководителей государственных учреждений.
Мероприятия направлены на развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства и государственных учреждений, комплексное решение задач по обеспечению отрасли квалифицированным и профессиональным персоналом.
Описание целевых индикаторов реализации мероприятий Программы приведено в приложении N 1 к настоящей Программе.
5. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы составляет 3 года (2008 - 2010 годы). Данный срок рассчитан на планомерное обеспечение территориальных органов Министерства и государственных учреждений управленческими кадрами и специалистами, уровень подготовки которых позволит обеспечивать эффективное функционирование и развитие органов социальной защиты населения Омской области.
6. Социальные, экономические и иные последствия реализации Программы, риски ее реализации
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит к 2011 году обеспечить территориальные органы Министерства и государственные учреждения управленческими кадрами, владеющими вопросами стратегического и текущего планирования, хозяйственного и трудового права, основ экономики, менеджмента и управления персоналом; подготовить молодых специалистов, имеющих лидерские качества и потенциал руководителя, с последующим зачислением в кадровый резерв руководящих кадров, а также повысить образовательный уровень социальных работников для дальнейшего развития их карьеры и воспроизводства заведующих отделениями государственных учреждений.
В ходе реализации Программы могут возникнуть определенные риски. Возможно изменение организационно-правовой формы территориальных органов Министерства, проведение организационно-штатных мероприятий в связи с изменением структуры и численности территориальных органов Министерства, государственных учреждений. Также существует вероятность возникновения рисков, связанных со сменой собственника государственных учреждений, увеличением стоимости программ профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации, непосредственно влияющих на значение запланированных целевых индикаторов.
Внутренние риски (недостаточная координация работ и т.д.) напрямую зависят от деятельности Министерства, государственных учреждений, территориальных органов Министерства и могут быть ими предотвращены путем утверждения плана работы по реализации Программы и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод об относительной устойчивости Программы к воздействию внешних и внутренних факторов риска для ее реализации.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 мая 2009 г. N 34-п раздел 7 настоящей программы изложен в новой редакции
7. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Финансирование мероприятий Программы предусматривается из средств областного бюджета и внебюджетных средств государственных учреждений. Объем финансирования на период действия Программы (2008 - 2010 годы) составляет 11 929,1 тыс. рублей, в том числе:
- 2008 год - 3 641,9 тыс. рублей;
- 2009 год - 1 918,2 тыс. рублей;
- 2010 год - 6 369,0 тыс. рублей.
Распределение объемов финансирования Программы на период 2008 - 2010 годов приведено в приложении N 2 к настоящей Программе.
В отрасли насчитывается более 5 тысяч социальных работников и предположительно лишь 38 процентов из них на конец 2007 года будут иметь среднее или высшее профессиональное образование. По результатам проведения аттестации работников и исследования кадрового состава государственных учреждений 226 социальных работников рекомендованы для направления на обучение, с последующим зачислением в кадровый резерв для замещения должностей заведующих отделениями. В рамках реализации Программы планируется обучить по программе профессиональной подготовки 226 социальных работников, общая сумма затрат на эти цели составит 3 748, 0 тыс. рублей.
Одним из важнейших элементов системы развития персонала является систематическое повышение квалификации. Анализ процессов повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов и государственных учреждений показал, что за период с 2004 по 2006 годы всего 15 процентов работников территориальных органов прошли обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в государственных учреждениях - 17 процентов. Кроме того, у пятой части руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и государственных учреждений от общей численности персонала образование не совпадает с профилем выполняемой служебной деятельности. Среди персонала, реализующего функции и задачи, стоящие перед отраслью, значительная доля специалистов - с квалификацией инженера, агронома, товароведа, зоотехника и т. д.
Для обучения по программе профессиональной переподготовки 152 человек потребуется 4 300,2 тыс. рублей, по программе повышения квалификации 826 человек потребуется 3 303,3 тыс. рублей.
Особое внимание в системе развития персонала отрасли должно быть уделено вопросам подготовки кадрового резерва, вовлечения молодых специалистов в решение задач, связанных с развитием органов социальной защиты населения, и закрепления их в отрасли. В 11 государственных учреждениях стационарного типа и 10 государственных учреждениях нестационарного типа руководители имеют пенсионный или предпенсионный возраст. Затраты на организацию мероприятий по подготовке 21 человека кадрового резерва на должности руководителей государственных учреждений составят 577,6 тыс. рублей.
Расходы на реализацию мероприятий Программы по типам учреждений:
N |
Наименование мероприятия |
Расходы на реализацию мероприятия (тыс. рублей) |
|||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Государственные учреждения Омской области - комплексные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания | |||||
1 |
Обучение по программе профессиональной подготовки |
980,0 |
641,0 |
1 751,0 |
3 372,0 |
2 |
Обучение по программе профессиональной переподготовки |
661,0 |
425,0 |
989,0 |
2 075,0 |
3 |
Обучение по программе повышения квалификации |
338,6 |
232,8 |
1 086,0 |
1 657,4 |
4 |
Подготовка кадрового резерва на должности руководителей государственных учреждений |
172,2 |
100,0 |
- |
272,2 |
Итого |
2 151,8 |
1 398,8 |
3 826,0 |
7 376,6 |
|
Государственные учреждения Омской области - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям | |||||
1 |
Обучение по программе профессиональной подготовки |
40,0 |
36,0 |
280,0 |
356,0 |
2 |
Обучение по программе профессиональной переподготовки |
86,2 |
125,0 |
174,0 |
385,2 |
3 |
Обучение по программе повышения квалификации |
37,8 |
28,8 |
369,0 |
435,6 |
4 |
Подготовка кадрового резерва на должности руководителей государственных учреждений |
28,2 |
- |
- |
28,2 |
Итого |
192,2 |
189,8 |
823,0 |
1 205,0 |
|
Государственные стационарные учреждения социального обслуживания Омской области | |||||
1 |
Обучение по программе профессиональной подготовки |
20,0 |
- |
- |
20,0 |
2 |
Обучение по программе профессиональной переподготовки |
198,2 |
50,0 |
29,0 |
277,2 |
3 |
Обучение по программе повышения квалификации |
30,5 |
80,1 |
285,0 |
395,6 |
4 |
Подготовка кадрового резерва на должности руководителей государственных учреждений |
202,2 |
75,0 |
- |
277,2 |
Итого |
450,9 |
205,1 |
314,0 |
970,0 |
|
Территориальные органы Министерства труда и социального развития Омской области | |||||
1 |
Обучение по программе профессиональной переподготовки |
634,8 |
- |
928,0 |
1 562,8 |
2 |
Обучение по программе повышения квалификации |
212,2 |
124,5 |
478,0 |
814,7 |
Итого |
847,0 |
124,5 |
1 406,0 |
2 377,5 |
|
Всего |
3 641,9 |
1 918,2 |
6 369,0 |
11 929,1 |
В случае недостаточного финансирования Программы мероприятия будут реализованы не в полном объеме, что повлияет на достижение всех целевых индикаторов Программы.
8. Система управления реализацией Программы
После утверждения Программы Министерством разрабатывается план работы по реализации Программы, который устанавливает процедуры внутренней организации деятельности Министерства и его взаимодействия с территориальными органами Министерства и государственными учреждениями при достижении запланированных целей, реализации задач, выполнении установленных мероприятий.
Исполнителями, ответственными за реализацию мероприятий Программы со стороны территориальных органов Министерства и государственных учреждений, являются их руководители.
Исполнителями, ответственными за реализацию каждого мероприятия Программы со стороны Министерства, являются:
- Нагорная Л.Н. - заместитель Министра труда и социального развития Омской области, руководитель правового департамента Министерства;
- Змага М.В. - начальник отдела по управлению персоналом Министерства.
В процессе ежегодного мониторинга реализации Программы Министерством осуществляется оценка достижения запланированных целевых индикаторов реализации Программы.
Ежегодно, не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, Министерство представляет отчеты о выполнении Программы в Министерство финансов Омской области.
Министерство организует проверки выполнения программных мероприятий, обращая особое внимание на целевое и эффективное использование выделяемых средств и конечные результаты. По результатам проверок осуществляется анализ и приводятся замечания о ходе работ по реализации Программы, а также предложения, направленные на улучшение работы и устранение выявленных недостатков.
Оперативное управление и контроль реализации Программы возлагается на отдел по управлению персоналом Министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.