Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Закону Омской области
"О целевой программе
Омской области "Развитие
жилищно-коммунального
комплекса Омской области"
на 2008 - 2010 годы"
Целевая программа Омской области
"Развитие жилищно-коммунального комплекса Омской области" на 2008 - 2010 годы
4 июня, 4 июля 2008 г.
Законом Омской области от 12 января 2009 г. N 1125-ОЗ в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
целевой программы Омской области "Развитие жилищно-коммунального комплекса Омской области" на 2008 - 2010 годы
Наименование | Целевая программа Омской области "Развитие жилищно-коммунального комплекса Омской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке, а также наименование и номер соответствующего правового акта |
Распоряжение Правительства Омской области от 4 июля 2007 года N 101-рп "О разработке проекта целевой программы Омской области "Развитие жилищно-коммунального комплекса Омской области" на 2008 - 2010 годы" |
Заказчик | Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор | Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области |
Исполнители | Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию), организации, определяемые на конкурсной основе |
Разработчик | Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области |
Основные целевые индикаторы | 1) удельный вес жилищного фонда, оборудованного системами холодного и горячего водоснабжения, отоплением и канализацией, в общем объеме жилищного фонда; 2) уровень износа фондов коммунальной инфраструктуры; 3) доля населенных пунктов Омской области, обеспеченных питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (в том числе городских и сельских населенных пунктов); 4) доля рентабельных предприятий жилищно-коммунального комплекса в общем объеме предприятий отрасли; 5) доля частного капитала в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры |
Сроки и этапы реализации | Реализация Программы будет осуществляться в течение 2008 - 2010 годов. Отдельные этапы ее реализации не выделяются |
Финансовое обеспечение | Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в 2008 - 2010 годах за счет средств областного бюджета в объеме 646,6761 млн. рублей. В ходе реализации Программы предполагается также привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе: - средств федерального бюджета в размере 218,5 млн. рублей; - средств местных бюджетов - 62,2 млн. рублей; - внебюджетных средств - 393,2 млн. рублей |
Основные ожидаемые конечные результаты |
Реализация Программы позволит осуществить переход Омской области к новой экономической модели жилищно-коммунального комплекса в целях коренного оздоровления финансовой ситуации в отрасли, создания системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности соответствующих организаций, привлечения частных инвестиций для реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса. Программа направлена также на повышение уровня жизни населения посредством улучшения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, обеспечения надежности работы систем жизнеобеспечения. В частности, Программа позволит повысить обеспеченность жилищного фонда холодным (до 66,2%) и горячим (до 55,5%) водоснабжением, отоплением (до 85,4%), канализацией (до 62,6%); снизить износ объектов коммунальной инфраструктуры до 45,6%; обеспечить 100% городских и 48% сельских населенных пунктов питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. В ходе реализации Программы предполагается увеличить долю рентабельных предприятий жилищно-коммунального комплекса до 55% и довести долю частного капитала в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры до 81,2% |
1. Сущность решаемых проблем
Согласно Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18, улучшение жилищных условий населения (реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"), а также повышение комфортности проживания населения отнесены к числу основных задач социально-экономического развития Омской области до 2020 года. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики Омской области в соответствующей сфере, в том числе формирование конкурентных отношений в отрасли, привлечение инвестиций для обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе современных технологий, повышение качества предоставляемых услуг.
До настоящего времени решение соответствующих проблем осуществлялось в рамках реализации ряда целевых программ Омской области, в том числе:
- целевой программы энергоресурсосбережения Омской области на 2003 год и на период до 2010 года;
- целевой программы Омской области "Техническое перевооружение в жилищно-коммунальном комплексе Омской области" на 2004 - 2010 годы;
- целевой программы Омской области "Обеспечение населения Омской области питьевой водой" на 2004 - 2010 годы;
- целевой программы Омской области "Развитие имущественных отношений в жилищно-коммунальном комплексе Омской области" на 2005 - 2010 годы;
- целевой программы Омской области "Развитие инженерной инфраструктуры в Омской области до 2010 года".
Реализация указанных целевых программ Омской области была направлена на техническое перевооружение жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - ЖКК), оптимизацию структуры использования энергетических ресурсов в указанной сфере и повышение эффективности деятельности предприятий ЖКК, повышение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
Несмотря на достигнутые результаты, некоторые проблемы развития ЖКК остаются нерешенными. К ним, в частности, относятся:
- высокая степень износа основных фондов инженерной и коммунальной инфраструктуры;
- недостаточно высокое качество жилищно-коммунальных услуг;
- необходимость повышения уровня обеспеченности населения Омской области системами холодного и горячего водоснабжения;
- недостаточно эффективное использование природных ресурсов в отрасли;
- отсутствие значительных частных инвестиций в процесс модернизации ЖКК.
К числу нерешенных проблем в области финансового обеспечения ЖКК можно отнести:
- невысокий уровень собираемости платежей за оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги;
- наличие значительного числа убыточных предприятий ЖКК.
Для решения указанных проблем необходимо дальнейшее использование программно-целевого метода. В настоящее время принятие и последующая реализация отдельных целевых программ Омской области, связанных с решением проблем ЖКК, представляются недостаточно целесообразными. В связи с этим в рамках Программы в целях более эффективного расходования средств областного бюджета предусматривается единый комплекс мероприятий, направленных на развитие ЖКК.
К основным рискам, которые могут осложнить применение программно-целевого метода решения проблем в сфере ЖКК, можно отнести:
- изменение рыночных цен на топливно-энергетические ресурсы;
- ухудшение социального положения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Омской области;
- внесение изменений в акты федерального и областного законодательства.
Минимизация последствий указанных рисков заключается в своевременном внесении соответствующих изменений в Программу.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является улучшение качества жизни населения за счет повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в целом по Омской области.
Для достижения в течение 2008 - 2010 годов указанной цели необходимо решение следующих задач:
1) снижение износа объектов инженерной инфраструктуры ЖКК;
2) сдерживание роста тарифов за оказываемые гражданам жилищно-коммунальные услуги;
3) повышение качества предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг;
4) обеспечение населения и бюджетных организаций социальной сферы (образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.) питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
5) расширение спектра оказываемых гражданам жилищно-коммунальных услуг;
6) повышение эффективности управления и функционирования ЖКК, в том числе посредством реализации программ финансового оздоровления предприятий ЖКК, содействия подготовке и реализации инвестиционных проектов в ЖКК;
7) улучшение качества взаимодействия предприятий ЖКК с населением;
8) создание условий для повышения инвестиционной привлекательности ЖКК;
9) стимулирование развития имущественных отношений в ЖКК, в том числе путем использования механизмов финансовой аренды (лизинга);
10) уменьшение расходов бюджетов, связанных с содержанием предприятий ЖКК, а также создание условий для безубыточной работы предприятий ЖКК посредством мониторинга их финансового состояния, создания и доработки типовых схем их функционирования, разработки соответствующих методических рекомендаций и проведения семинаров по проблемным вопросам ЖКК;
11) осуществление организационных и информационно-аналитических мероприятий, предусматривающих:
- организацию обучения управленческих кадров предприятий ЖКК, подготовку кадров на основе целевого набора студентов и обучение управленческого персонала;
- организацию информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей, задач и результатов Программы, а также по функционированию объединений собственников жилья.
Поставленные задачи позволяют наиболее эффективно достичь поставленной цели с учетом социальных, экономических и экологических факторов.
3. Сроки реализации Программы в целом и по этапам
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2008 - 2010 годов. Отдельные этапы ее реализации не выделяются.
4. Технико-экономическое обоснование Программы
Выполнение мероприятий Программы обеспечит системный подход к решению проблем развития жилищно-коммунального комплекса Омской области, повышения его инвестиционной привлекательности.
Реализация Программы позволит:
1) повысить уровень обеспеченности жилищного фонда системами холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и канализации, а также снизить уровень износа основных фондов и аварийности в ЖКК;
2) обеспечить стимулирование энергоресурсосбережения в ЖКК;
3) создать эффективную систему управления ЖКК;
4) стимулировать развитие имущественных отношений в ЖКК.
Кроме того, в результате реализации Программы будут достигнуты следующие социальные, экономические и экологические последствия:
1) повышение уровня жизни населения посредством улучшения качества предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг;
2) увеличение инвестиционной привлекательности предприятий ЖКК;
3) повышение экологической безопасности окружающей среды с помощью введения в эксплуатацию новых систем очистки оборудования, строительства и реконструкции соответствующих объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры.
Мероприятия Программы будут финансироваться как за счет средств областного бюджета, так и за счет дополнительных источников, к которым относятся средства федерального и местных бюджетов, а также внебюджетные средства.
Средства федерального бюджета предполагается привлекать в рамках межбюджетных отношений. Средства местных бюджетов - через софинансирование мероприятий Программы; внебюджетные средства - за счет использования рыночных механизмов инвестирования денежных средств.
Законом Омской области от 12 января 2009 г. N 1125-ОЗ в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Сведения о распределении объемов финансирования Программы по годам
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2008 - 2010 годы за счет средств областного бюджета составит 646,6761 млн. рублей, в том числе:
2008 год - 272,2881 млн. рублей;
2009 год - 175,223 млн. рублей;
2010 год - 199,165 млн. рублей.
Общий прогнозный уровень дополнительных поступлений на финансирование мероприятий Программы составит 673,9 млн. рублей, в том числе:
- средств федерального бюджета - 218,5 млн. рублей;
- средств местных бюджетов - 62,2 млн. рублей;
- внебюджетных средств - 393,2 млн. рублей.
6. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить устойчивое развитие ЖКК, в том числе:
- улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
- снизить экономические потери при эксплуатации сетей тепло-, водо-, газо-, энергоснабжения, обслуживании и ремонте сетей инженерной инфраструктуры;
- создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, увеличение объема инвестиций, направляемых на развитие мощностей предприятий ЖКК;
- увеличить долю рентабельных предприятий ЖКК с 39 до 55%;
- снизить уровень износа основных фондов в ЖКК с 52 до 46%;
- повысить хозяйственную самостоятельность предприятий ЖКК и их ответственность за качество обслуживания потребителей;
- увеличить долю частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры с 73 до 81%.
Законом Омской области от 12 января 2009 г. N 1125-ОЗ в раздел 7 настоящей программы внесены изменения
7. Перечень мероприятий Программы
N п/п |
Наименование мероприятия | Срок исполнения (годы) |
Объем средств из областного бюджета (тыс. руб.) |
Исполнители | |||
2008 - 2010 годы |
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
1 | Повышение уровня обеспеченности жилищного фонда системами холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и канализации, снижение уровня износа основных фондов и аварийности в ЖКК посредством: - строительства и реконструкции котельных, тепловых сетей, канализационных и водопроводных сетей и сооружений, групповых водопроводов (водоводов); - защиты инженерной инфраструктуры от вредного воздействия грунтовых вод; - строительства распределительных газопроводов для газификации объектов ЖКК, уличных распределительных газовых сетей с переводом на автономное отопление; - приобретения специальной техники, водоразборных колонок и иного оборудования для нужд ЖКК |
2008 - 2010 | 444328,3 | 246106,3 | 103360 | 94862 | Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию) * |
2 | Стимулирование энергоресурсо- сбережения посредством: - проведения энергоаудита теплоисточников; - установки приборов учета и автоматического регулирования тепловой энергии на системах отопления и горячего водоснабжения; - внедрения вихревых теплогенераторов, ветроэнергетических установок, газопоршневых электростанций, газотурбинных теплоэлектростанций, микротурбогенераторов; - внедрения теплонасосных установок в локальных системах теплоснабжения, работающих за счет теплоты низкопотенциальных источников (геотермальные воды, сточные воды, вода рек); - внедрения высокоэффективных теплоизоляционных материалов, ультразвуковых и гидромагнитных систем очистки котлового и теплообменного оборудования на источниках теплоснабжения, современных технологий водоподготовки в системах теплоснабжения, пароструйных установок, частотных преобразователей на асинхронных электродвигателях, применяемых в системах тепло-, водоснабжения и водоотведения муниципальных районов Омской области; - внедрения автоматизированной системы оперативного контроля и управления в системах тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения муниципальных районов Омской области; - приобретения и монтажа энергоэффективного технологического оборудования, в том числе теплообменного |
2008 - 2010 | 47620,8 | 9681,8 | 18242 | 19697 | Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию) * |
3 | Содействие созданию эффективной системы управления ЖКК посредством разработки и издания методической документации по вопросам ценообразования и сметного нормирования в ЖКК |
2009 - 2010 | 13500 | - | 5000 | 8500 | Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области, организации, определяемые на конкурсной основе |
4 | Стимулирование развития имущественных отношений и энергоресурсосбережения в ЖКК посредством: - организации и проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам ЖКК, в том числе издания журналов, сборников и прочих информационных материалов |
2008 - 2010 | 14500 | 1500 | 2500 | 10500 | Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области, организации, определяемые на конкурсной основе |
5 | Развитие инженерной инфраструктуры посредством оказания государственной поддержки строительству: - очистных водопроводных сооружений; - сетей газо-, тепло- и электроснабжения; - очистных сооружений поверхностных стоков; - коммуникаций на территории строительных площадок объектов жилищного строительства |
2008 - 2010 | 126727 | 15000 | 46121 | 65606 | Министерство строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области, Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию) * |
Всего | 646676,1 | 272288,1 | 175223 | 199165 |
__________________________________
* Финансирование мероприятий Программы, реализация которых относится к полномочиям органов местного самоуправления Омской области, осуществляется путем предоставления межбюджетных трансфертов из Областного фонда софинансирования расходов.
8. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование индикатора | Динамика показателей | ||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
1 | Удельный вес жилищного фонда, оборудованного: системами холодного водоснабжения, % системами горячего водоснабжения, % отоплением, % канализацией, % |
63,8 52,3 82,2 60,2 |
64,4 53,1 83,0 60,8 |
65,0 53,9 83,8 61,4 |
65,6 54,7 84,6 62,0 |
66,2 55,5 85,4 62,6 |
2 | Уровень износа фондов коммунальной инфраструктуры, % |
52,0 |
50,4 |
48,8 |
47,2 |
45,6 |
3 | Заявленная мощность, которая не была удовлетворена из-за отсутствия технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, МВт |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 | Доля населенных пунктов Омской области, обеспеченных питьевой водой, соответствующей требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, в том числе: - городских поселений, % - сельских населенных пунктов, % |
100,0 33,0 |
100,0 38,0 |
100,0 40,0 |
100,0 45,0 |
100,0 48,0 |
5 | Доля рентабельных предприятий ЖКК в общем объеме предприятий отрасли, % |
32,3 |
39,2 |
45,5 |
49,7 |
55,0 |
6 | Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры, % |
72,8 |
73,2 |
73,6 |
77,3 |
81,2 |
7 | Уровень задолженности предприятий ЖКК, в том числе: - дебиторской, тыс. руб. - кредиторской, тыс. руб. |
434500 908800 |
404100 772500 |
390720 702383 |
380463 680982 |
364815 650687 |
8 | Уровень собираемости платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, % |
88,4 |
88,6 |
88,9 |
89,1 |
89,3 |
9 | Доля частных компаний, управляющих объектами ЖКК на условиях коммерческой концессии, от общего числа соответствующих компаний, % |
18,0 |
35,0 |
65,0 |
80,0 |
90,0 |
10 | Доля многоквартирных домов, собственники помещений в которых выбрали и реализуют способ управления соответствующими домами, %, в том числе: - непосредственное управление собственниками помещений - управление товариществом собственников жилья либо специализированным потребительским кооперативом - управление управляющей организацией |
12,0 6,5 0,5 5,0 |
43,0 12,1 1,4 29,5 |
80,0 3,0 5,0 72,0 |
100,0 2,0 10,0 88,0 |
100,0 0,5 20,0 79,5 |
11 | Доля отпуска ресурсов по показателям приборов учета, %, в том числе: - холодной воды - горячей воды - газа - электрической энергии - тепловой энергии |
44,0 40,5 98,0 97,8 11,0 |
44,5 41,0 98,0 98,0 15,0 |
45,00 41,50 98,02 98,70 21,00 |
45,50 42,00 98,04 99,00 25,00 |
46,0 42,5 98,06 99,5 29,0 |
Методика оценки эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы будет ежегодно производиться на основе использования вышеприведенной системы индикаторов, которая обеспечит мониторинг динамики изменений в ЖКК за отчетный период в целях уточнения поставленных задач и проводимых мероприятий.
Оценка эффективности реализации Программы будет производиться путем определения соотношения фактического и целевого значения показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.