Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Омской области
от 16 января 2008 г. N 1-рп
Концепция
целевой программы Омской области "Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия Омской области"
на 2008 - 2012 годы
1. Концепция целевой программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" на 2008 - 2012 годы разработана в целях обоснования необходимости разработки и утверждения целевой программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" на 2008 - 2012 годы (далее - Программа) в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 (далее - Государственная программа).
Программа призвана обеспечить комплексный подход в создании условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства и повышения его конкурентоспособности, что будет способствовать решению отраслевых производственных, финансовых, социальных проблем, обеспечению продовольственной безопасности региона и эффективному социально-экономическому развитию Омской области в рассматриваемой перспективе.
Цели Программы соответствуют приоритетам государственной аграрной политики, национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и целям, определяемым Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18 (далее - Стратегия), а также согласуются с Государственной программой:
1) надежное продовольственное обеспечение Омской области, укрепление потенциала агропромышленного комплекса на основе стабильного развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, усиления интеграционных процессов в указанных отраслях;
2) устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
3) повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства;
4) сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Задачи Программы согласуются с приоритетными задачами Стратегии и Государственной программы:
1) реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
2) создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;
3) улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;
4) обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
5) повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;
6) совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2. Применение для решения проблем развития агропромышленного комплекса программно-целевого метода обусловлено эффективностью данного метода, позволяющего обеспечить сбалансированный и последовательный подход к выполнению дорогостоящих и длительных по сроку реализации мероприятий, а также концентрацию и целевое использование необходимых для этого финансовых ресурсов.
Расширение поддержки агропромышленного комплекса из областного бюджета на основе использования программно-целевого метода предусмотрено пунктом 4.3 Стратегии.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:
- мультипликативный эффект в части инвестиционных вложений, учитывая, что применение механизмов софинансирования мероприятий Программы за счет бюджетных средств должно способствовать привлечению дополнительных внебюджетных ассигнований на их реализацию;
- эффективное планирование и постоянный мониторинг результатов реализации Программы с возможностью корректировки программных мероприятий.
3. Решение существующих проблем развития агропромышленного комплекса без использования программно-целевого метода существенно усложнит процедуру планирования финансовых ресурсов на реализацию и проведение необходимых мероприятий.
Вероятными последствиями неиспользования программно-целевого метода при решении задач развития сельского хозяйства могут стать неэффективность использования бюджетных средств, направляемых на выполнение мероприятий Программы, снижение ответственности органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления муниципальных районов, несистемное решение поставленных задач.
4. Разработка Программы предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса задач:
1) системный подход, концентрация на самых важных направлениях;
2) оценка потребностей в финансовых средствах. Программные мероприятия будут формироваться с учетом обязательного обеспечения установленного порядка разграничения расходных обязательств между органами управления всех уровней. Для реализации Программы предусматривается использовать средства федерального, областного, местных бюджетов, а также средства внебюджетных источников;
3) оценка результатов на основе достижения целевых индикаторов, определенных Программой.
Программа включает в себя действующие целевые программы Омской области "Социальное развитие села в Омской области на период до 2010 года", "Развитие агропромышленного комплекса Омской области" на 2008 - 2010 годы (с учетом продолжения до 2012 года включительно) и другие непрограммные мероприятия.
Законы Омской области об утверждении указанных целевых программ Омской области признаются утратившими силу со дня вступления в силу закона Омской области "О целевой программе Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" на 2008 - 2012 годы".
Программа взаимосвязана с областными и разрабатываемыми ведомственными целевыми программами Омской области, такими как: развитие овощеводства закрытого грунта в Омской области на 2008 - 2010 годы, поддержка сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей северной и северной лесостепной зоны Омской области с низкой кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий (не более 4240 рублей за гектар), направленными на решение имеющихся проблем развития агропромышленного комплекса Омской области (далее - АПК).
В Программе учтены потребности в сырье крупнейших производителей пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области, строящегося завода по производству биоэтанола.
Конкретный перечень мероприятий Программы формируется разработчиком Программы исходя из целей и задач Программы, принципа межведомственного взаимодействия, а также с учетом основных положений Государственной программы.
5. В рамках решения общих задач в Программе предусматривается расходование средств областного бюджета по следующим направлениям:
1) развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе), развитие водоснабжения, газификации, а также других мероприятий по наращиванию потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села (строительства общеобразовательных школ, районных больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений, внутрипоселковых дорог). Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений в рамках пилотных проектов;
2) сохранение и поддержание почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, содействие их эффективному использованию с учетом зональных особенностей;
3) создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (далее - СГИО СХ);
4) оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, кадровое обеспечение и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
5) участие союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей в формировании государственной аграрной политики;
6) развитие животноводства, поддержка племенного животноводства, молочного и мясного скотоводства, овцеводства, проведение противоэпизоотических мероприятий по предупреждению болезней сельскохозяйственных животных, их лечению и защите населения от болезней, общих для человека и животных;
7) развитие приоритетных отраслей растениеводства, в том числе за счет поддержки элитного семеноводства, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), индивидуальных предпринимателей северной и северной лесостепной зоны Омской области с низкой кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий (не более 4240 рублей за гектар), развития производства льна и рапса, закладки многолетних насаждений, поддержки овощеводства закрытого грунта;
8) повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
9) повышение финансовой и экономической устойчивости малых форм хозяйствования на селе за счет следующих мероприятий:
- принятие мер по расширению доступа к кредитным ресурсам на льготных условиях гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ), КФХ, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
- субсидирование проведения однократного искусственного осеменения;
- субсидирование затрат на приобретение племенного скота;
- субсидирование части затрат на приобретение оборудования для создания пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции в КФХ и ЛПХ, для животноводческих ферм, зерносушильных комплексов и сельскохозяйственной техники;
10) техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства посредством субсидирования затрат на уплату процентных ставок по кредитам (займам) на приобретение сельскохозяйственной техники, субсидирования части затрат на приобретение техники для производства продукции растениеводства, теплиц и оборудования для перевода самоходной техники на природный газ, приобретение техники и оборудования для производства продукции животноводства, кормопроизводства и кормоприготовления, зернотокового хозяйства;
11) снижение рисков в сельском хозяйстве за счет страхования посевных площадей;
12) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Программа рассчитана на пять лет (2008 - 2012 годы) и предусматривает реализацию комплекса взаимоувязанных мероприятий по развитию АПК на протяжении всего срока действия программы, в связи с чем отдельные этапы ее реализации не выделяются.
6. Предполагаемый объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 8082880,5 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году - 1073737,6 тыс. руб., в 2009 году - 1528763,0 тыс. руб., в 2010 году -1668887,0 тыс. руб., в 2011 году - 1818861,1 тыс. руб., в 2012 году - 1992631,8 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы из областного бюджета по направлениям, срокам реализации и объемам финансирования приведено в приложении N 1.
Предполагается финансирование из федерального бюджета, бюджета муниципальных образований и внебюджетных источников.
7. Для ежегодной оценки хода реализации различных направлений Программы используются следующие основные целевые индикаторы:
- ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, тыс. кв.м;
- обеспеченность сельского населения питьевой водой, в процентах от жилищного фонда в сельской местности на конец года;
- уровень газификации домов (квартир) сетевым газом, в процентах от жилищного фонда в сельской местности на конец года;
- ввод в действие низковольтных электрических сетей, км;
- ввод в действие внутрипоселковых дорог, км;
- ввод в действие общеобразовательных школ, мест;
- ввод в действие районных больниц, коек;
- ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену;
- количество разработанных проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов, единиц;
- площадь сельскохозяйственных угодий, сохраненных в сельскохозяйственном обороте, тыс. га;
- площадь защищенных сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии, тыс. га;
- объем внесения минеральных удобрений, тыс. т действующего вещества;
- количество органов управления муниципальных районов, использующих функциональные возможности, предоставляемые СГИО СХ, единиц;
- количество органов управления АПК муниципальных районов, предоставляющих информацию в СГИО СХ, единиц;
- количество органов управления муниципальных районов, предоставляющих государственные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде, единиц;
- количество районных информационно-консультационных центров, единиц;
- доля руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, прошедших переподготовку и повышение квалификации, в общей численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, процентов;
- доля руководителей, специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, процентов;
- объем производства скота и птицы (в живом весе), тыс. т;
- объем производства молока, тыс. т;
- прирост реализации племенного молодняка, условных голов в процентах к предыдущему году;
- удельный вес племенного скота в общем поголовье, условных голов в процентах к предыдущему году;
- объем реализации молока сельскохозяйственными производителями, тыс. т;
- объем производства мяса крупного рогатого скота (далее - КРС) мясного направления в сельскохозяйственных организациях и КФХ, т;
- маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, КФХ, включая индивидуальных предпринимателей, на конец года, тыс. голов;
- уровень заболеваемости животных гиподерматозом, процентов;
- удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, процентов;
- сохранение и рост поголовья крупного рогатого скота, процентов к предыдущему году;
- объем производства семян льна-долгунца, льноволокна, т;
- валовой сбор семян ярового рапса в хозяйствах всех категорий, тыс. т;
- площадь закладки многолетних насаждений, га;
- объем субсидируемых кредитов (займов), полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями, млн. руб.;
- объем закупок молока в личных подсобных хозяйствах, тыс. т;
- количество приобретенной техники для растениеводства, животноводства, кормов, их заготовки и приготовления, оборудования теплиц и оборудования для перевода самоходной техники на природный газ, машин и оборудования в зернотоковом хозяйстве, млн. руб.;
- удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади, процентов.
Ожидаемые показатели реализации целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 2.
8. Эффективность реализации Программы обусловлена комплексным характером мероприятий по созданию условий для устойчивого развития сельского хозяйства, что обеспечит рост объемов производства, повышение уровня комфортности проживания населения и улучшение демографической ситуации в сельской местности.
Динамика и прогноз развития сельского хозяйства и сельских территорий Омской области в ходе реализации Программы по направлениям приведены в приложении N 3.
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
1) увеличение объема производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) на 12% по отношению к 2006 году;
2) улучшение жилищных условий с оказанием государственной поддержки более 2,6 тыс. сельских семей, в том числе 1,5 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе, за счет увеличения ввода и приобретения жилья на 210 тыс. кв.м (с 33,2 тыс. кв.м в 2006 году до 45 тыс. кв.м в 2012 году);
3) расширение к 2012 году сети поселковых водопроводов на 192 км (до 42 км в год - рост на 36,4% к введенным в действие в 2006 году), распределительных газовых сетей на 1080 км (до 230 км в год), внутрипоселковых дорог на 215 км (с 16,8 км в 2006 году до 50 км в 2012 году);
4) введение в действие общеобразовательных школ на 1172 места, сельских районных больниц на 80 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 300 посещений в смену;
5) доведение доли произведенных в Омской области мяса и молока в формировании ресурсов региона до 80% и 86,2%;
6) увеличение коэффициента обновления сельскохозяйственной техники и оборудования для растениеводства и животноводства в сельскохозяйственных организациях: с 0,6 до 5%;
7) рост производства скота и птицы на 15,8%, молока на 5,6% к уровню 2006 года;
8) увеличение удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до уровня 15%;
9) доведение площади посева сельскохозяйственных культур до 3 млн. га, с обеспечением ежегодного роста не менее 20 тыс. га;
10) увеличение удельного веса площадей, засеваемых элитными семенами, в общей площади посева до 5%;
11) доведение производства пивоваренных сортов ячменя до 42 тыс. т в год для формирования сырьевой базы пищевой промышленности Омской области;
12) строящийся завод по производству биоэтанола сырьем в полной потребности (первая очередь - 600 тыс. т зерна);
13) доведение объема закупок молока в ЛПХ до 60 тыс. т в год (с 36,8 тыс. т в 2006 году), мяса до 22 тыс. тонн (с 16,5 тыс. т в 2006 году);
14) увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 40%;
15) переподготовку и повышение квалификации 8250 руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, в том числе с высшим образованием - 5629 человек, средним профессиональным образованием - 2621 человека;
16) повышение доходов работников сельскохозяйственных организаций относительно 2006 года не менее чем в 3 раза;
17) создание более 2000 новых рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.