Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства труда
и социального развития
Омской области
от 1 июня 2007 г. N 25
Ведомственная целевая программа
"Обеспечение пожарной безопасности государственных учреждений
социального обслуживания и территориальных органов Министерства
труда и социального развития Омской области" на 2007-2009 годы
Паспорт
ведомственной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности
государственных учреждений социального обслуживания и территориальных
органов Министерства труда и социального развития Омской области"
на 2007-2009 годы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) |
Наименование ведомственной целевой программы |
Ведомственная целевая программа "Обеспечение пожарной безопасности государственных учреждений социального обслуживания и территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области" на 2007-2009 годы (далее - Программа) |
Цель и задачи | Цель: повышение эффективности пожарно- профилактической работы, направленной на обеспечение пожарной безопасности в государственных учреждениях социального обслуживания (далее - учреждения) и территориальных органах Министерства. Задачи: - повышение уровня противопожарной защиты учреждений и территориальных органов Министерства; - улучшение материально-технической базы для тушения пожаров и спасения людей |
Целевые индикаторы | Доля объектов, деревянные конструкции которых обработаны огнезащитным составом, %. Доля объектов, на которых проводятся плановые замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, %. Укомплектованность объектов системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, %. Укомплектованность учреждений и территориальных органов Министерства первичными средствами пожаротушения, % |
Сроки реализации | Реализация Программы осуществляется в течение 2007-2009 годов |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем расходов областного бюджета на реализацию Программы составляет 123810,8 тыс. рублей |
Непосредственные результаты реализации ведомственной целевой программы |
Создание эффективной системы пожарной безопасности учреждений и территориальных органов Министерства |
Ожидаемый конечный результат реализации ведомственной целевой программы |
Отсутствие пожаров и случаев гибели людей в учреждениях и территориальных органах Министерства |
1. Содержание проблемы
Реализуя государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, Министерство в пределах своей компетенции организует работу по соблюдению требований пожарной безопасности в учреждениях и территориальных органах Министерства.
В целях реализации комплекса неотложных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности государственной системы социальных служб Омской области, принято распоряжение Правительства Омской области от 28 марта 2007 года N 43-рп "О мерах по повышению пожарной безопасности в государственных учреждениях Омской области и домах системы социального обслуживания населения", подписано Соглашение о взаимодействии Министерства и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, утвержден Комплексный план мероприятий по пожарной безопасности в государственных учреждениях Омской области, находящихся в ведении Министерства, на 2007 год.
Несмотря на проводимую работу, анализ противопожарного состояния объектов учреждений и территориальных органов Министерства в целом не позволяет говорить об обеспечении на данных объектах необходимых условий для полной безопасности людей.
Состояние материально-технической базы 93 объектов недвижимости, переданных в ходе реформирования системы социальной защиты населения из муниципальной собственности в собственность Омской области, оказалось крайне слабым и характеризуется высокой степенью незащищенности в противопожарном отношении.
В 2006-2007 годах в ходе пожарно-технических обследований объектов учреждений и территориальных органов Министерства подразделениями государственного пожарного надзора было выявлено более 400 нарушений требований пожарной безопасности.
Основной проблемой является низкая укомплектованность объектов системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре (65 процентов). Недостаточными темпами проводится ремонт электрохозяйства учреждений и территориальных органов Министерства, на 64 объектах (25 процентов) не проведены плановые замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования. На 40 объектах (16 процентов) деревянные конструкции необходимо обработать огнезащитным составом. На ряде объектов не ликвидированы полностью глухие металлические решетки на окнах, отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии системы противопожарного водоснабжения. Помещения учреждений и территориальных органов Министерства не полностью укомплектованы первичными средствами пожаротушения, средствами индивидуальной защиты органов дыхания.
Исходя из анализа существующей проблемы обеспечения пожарной безопасности учреждений и территориальных органов Министерства, возникает необходимость ее решения в комплексе.
2. Цель и основные задачи Программы
Целью Программы является повышение эффективности пожарно-профилактической работы, направленной на обеспечение пожарной безопасности в учреждениях и территориальных органах Министерства.
Основными задачами Программы являются:
- повышение уровня противопожарной защиты учреждений и территориальных органов Министерства;
- создание необходимой материально-технической базы для тушения пожаров и спасения людей.
3. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
реализации Программы
Для каждой задачи Программы определены целевые индикаторы и их значения на 2007-2009 годы. Описания целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Значение целевого индикатора "доля объектов, деревянные конструкции которых обработаны огнезащитным составом" рассчитывается путем определения процента объектов учреждений и территориальных органов Министерства, деревянные конструкции которых обработаны огнезащитным составом, от общего количества объектов учреждений и территориальных органов Министерства, подлежащих огнезащитной обработке.
Значение целевого индикатора "доля объектов, на которых проводятся плановые замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования" рассчитывается путем определения процента объектов учреждений и территориальных органов Министерства, на которых проводятся плановые замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, от общего количества объектов учреждений и территориальных органов Министерства.
Значение целевого индикатора "укомплектованность объектов системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре" рассчитывается путем определения процента объектов учреждений и территориальных органов Министерства, укомплектованных системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, от общего количества объектов учреждений и территориальных органов Министерства.
Значение целевого индикатора "укомплектованность учреждений и территориальных органов Министерства первичными средствами пожаротушения" рассчитывается путем определения процента учреждений и территориальных органов Министерства, укомплектованных огнетушителями в соответствии с нормами, от общего количества учреждений и территориальных органов Министерства.
Источниками данных для расчета целевых индикаторов являются отчеты учреждений и территориальных органов Министерства, предписания государственного пожарного надзора, материалы проверок выполнения программных мероприятий.
Расчет целевых индикаторов осуществляется по итогам исполнения Программы за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы.
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов:
- оборудование 89 объектов учреждений и территориальных органов Министерства системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре;
- своевременное проведение на 40 объектах учреждений и территориальных органов Министерства огнезащитной обработки деревянных конструкций;
- создание условий для своевременного проведения на 64 объектах учреждений и территориальных органов Министерства замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования;
- оснащение помещений учреждений и территориальных органов Министерства первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами.
4. Перечень мероприятий Программы
В ходе реализации Программы планируется осуществление финансирования расходов, связанных с выполнением противопожарных мероприятий в 17 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Омской области, 27 государственных учреждениях Омской области - комплексных центрах социального обслуживания населения, 12 государственных учреждениях Омской области - центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 23 государственных учреждениях Омской области - центрах социального обслуживания семьи и детей, 33 территориальных органах Министерства.
Перечень программных мероприятий (приложение N 2) определен на основе предварительного анализа состояния пожарной безопасности в учреждениях и территориальных органах Министерства и предусматривает:
- оборудование зданий системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, техническое обслуживание и ремонт;
- замену, ремонт, техническое обслуживание и контроль состояния электрических сетей и оборудования;
- огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений;
- обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения, пожарным инструментом и инвентарем;
- оборудование объектов противопожарным водоснабжением;
- прочие мероприятия, необходимые для устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленные подразделениями государственного пожарного надзора.
Мероприятия направлены на предотвращение пожаров, обнаружение их на ранней стадии возникновения и ограничение распространения, повышение условий безопасности людей на объектах учреждений и территориальных органов Министерства.
Описание целевых индикаторов реализации мероприятий Программы приведено в приложении N 2 к настоящей Программе.
5. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы составляет 3 года (2007-2009 годы). Данный срок рассчитан на планомерное приведение объектов учреждений и территориальных органов Министерства в пожаробезопасное состояние и обеспечение условий безопасности клиентов и работников государственной системы социальных служб Омской области.
6. Социальные, экономические и иные последствия реализации
Программы, риски ее реализации
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит к 2010 году обеспечить учреждения и территориальные органы Министерства современными средствами пожарной автоматики, что сократит время обнаружения пожаров на объектах, создаст условия для своевременного оповещения людей о пожаре и их безопасной эвакуации, будет способствовать снижению материального ущерба.
Замена и капитальный ремонт электрооборудования приведут к снижению риска возникновения пожаров на объектах, а выполнение огнезащитной обработки сгораемых конструкций объектов и обеспечение их противопожарным водоснабжением будет способствовать ограничению распространения пожаров и созданию благоприятных условий для их тушения.
Реализация Программы позволит создать эффективную систему пожарной безопасности, снизить вероятность возникновения пожаров, исключить гибель и травматизм людей, сократить материальные потери от пожаров, развить и укрепить материально-техническую базу и повысить противопожарную защиту учреждений и территориальных органов Министерства.
В ходе реализации Программы могут возникнуть определенные риски. Возможно замедление проводимой работы по обеспечению пожарной безопасности учреждений и территориальных органов Министерства в результате передачи в оперативное управление учреждениям и территориальным органам Министерства дополнительных зданий и сооружений с высокой степенью незащищенности в противопожарном отношении. Также существует вероятность возникновения риска, связанная с изменением требований пожарной безопасности, непосредственно влияющих на значение запланированных целевых индикаторов. Нейтрализация этих факторов может быть обеспечена за счет корректировки размеров финансирования соответствующего учреждения или территориального органа Министерства. В указанных случаях все целевые индикаторы подлежат изменению.
Внутренние риски (недостаточная квалификация, недостаточная координация работ и т.д.) напрямую зависят от деятельности Министерства, учреждений, территориальных органов Министерства и могут быть ими предотвращены путем проведения мероприятий по повышению квалификации, утверждения плана работы по реализации Программы и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод об относительной устойчивости Программы к воздействию внешних и внутренних факторов риска для ее реализации.
7. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Финансирование мероприятий Программы предусматривается из средств областного бюджета. Объем финансирования на период действия Программы (2007-2009 годы) составляет 123810,8 тыс. руб., в том числе:
- 2007 год - 48918,9 тыс. руб. (Рз 10 Пр 06 - 3326,5 тыс. руб.; Рз 10 Пр 02 - 45592,4 тыс. руб.);
- 2008 год - 46309,1 тыс. руб. (Рз 10 Пр 06 - 8743,7 тыс. руб.; Рз 10 Пр 02 - 37565,4 тыс. руб.);
- 2009 год - 28582,8 тыс. руб. (Рз 10 Пр 06 - 6029,9 тыс. руб.; Рз 10 Пр 02 - 22552,9 тыс. руб.).
Объем капитальных расходов на 2007 год составляет 36166,8 тыс. руб. Объем капитальных расходов на 2008-2009 годы определяется при формировании бюджетной росписи на соответствующий плановый период.
Распределение объемов финансирования Программы на период 2007-2009 годов приведено в приложении N 2 к настоящей Программе.
Автоматическая пожарная сигнализация предназначена для обнаружения возникшего пожара в одном из помещений здания. Оборудование учреждений и территориальных органов Министерства системами пожарной автоматики регламентировано нормами пожарной безопасности, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03). Системой оповещения людей о пожаре оборудуются здания с массовым пребыванием людей в целях извещения и своевременной безопасной эвакуации людей при пожаре в соответствии с нормами пожарной безопасности, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 июня 2003 года N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03). В ходе реализации Программы необходимо смонтировать 89 систем пожарной автоматики, для этого потребуется 18407,9 тыс. руб.
Согласно пунктам 96, 98 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03) (далее - Правила), установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре должны осуществляться в соответствии с технической документацией заводов-изготовителей. Для этих целей потребуется 17666,7 тыс. руб.
Одним из основных нарушений требований пожарной безопасности в учреждениях и территориальных органах Министерства является нарушение правил монтажа и эксплуатации электрических сетей и оборудования. Для поддержания электрохозяйства в необходимом противопожарном состоянии Программой предусмотрены расходы в размере 49410,3 тыс. руб.
В соответствии с требованиями пожарной безопасности здания с массовым пребыванием людей должны быть обеспечены пожарными гидрантами или водоемами. Отсутствие необходимого запаса воды для целей пожаротушения может привести к трагическим последствиям и крупному материальному ущербу. В соответствии со СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденным Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года N 78 "Об утверждении СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" и СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", и пунктом 91 Правил пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны укомплектовываться пожарными рукавами и стволами, предназначенными для ликвидации мелких очагов пожара до прибытия пожарных подразделений. Использование пожарных кранов позволяет успешно эвакуировать людей, ограничить распространение огня, уменьшить материальные потери от пожара. Программой запланировано оборудовать объекты учреждений и территориальных органов Министерства пожарными гидрантами или водоемами на сумму 7816,0 тыс. руб., укомплектовать пожарные краны рукавами и стволами на сумму 3757,7 тыс. руб.
Для ликвидации мелких очагов пожара здания с массовым пребыванием людей согласно пункту 108 Правил учреждения и территориальные органы Министерства обеспечиваются необходимым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями). По состоянию на 1 января 2007 года укомплектованность учреждений и территориальных органов Министерства первичными средствами пожаротушения составляет 63 процента. Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря на территории учреждений и территориальных органов Министерства, не имеющих наружного противопожарного водопровода, оборудуются пожарные щиты. Для обеспечения учреждений и территориальных органов Министерства первичными средствами пожаротушения, инструментом, пожарным инвентарем, индивидуальными средствами защиты органов дыхания, наглядной информацией по обеспечению пожарной безопасности и поддержания необходимого уровня укомплектованности необходимо в 2007-2009 годах израсходовать 9866,7 тыс. руб.
Как правило, пожары, возникшие в чердачных помещениях, распространяются по горючим материалам и конструкциям в короткий промежуток времени, что приводит к большим материальным потерям. Единственным способом снижения пожарной опасности материалов и конструкций чердачных помещений является огнезащитная обработка данных конструкций объектов специальным составом. С учетом сроков годности обработки сгораемых конструкций в период 2007-2009 годов необходимо произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений объектов на сумму 4974,2 тыс. руб.
В 2006-2007 годах в ходе пожарно-технических обследований объектов учреждений и территориальных органов Министерства подразделениями государственного пожарного надзора в числе прочих были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- наличие глухих металлических решеток на окнах;
- отсутствие наружных эвакуационных лестниц и второго эвакуационного выхода;
- размеры и объемно-планировочные решения эвакуационных путей и выходов не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
- неисправность вентиляционных систем;
- отсутствие или неисправность устройств для самозакрывания дверей и другие нарушения.
В рамках реализации Программы предусмотрено 11911,3 тыс. руб. на устранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленных подразделениями государственного пожарного надзора.
Расходы на реализацию мероприятий Программы по типам учреждений:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Расходы на реализацию мероприятия (тыс. руб.) |
|||
2007 год | 2008 год | 2009 год | Всего | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Государственные учреждения Омской области - комплексные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания |
|||||
1 | Оборудование объектов системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, техническое обслуживание и ремонт |
5377,4 | 3836,5 | 2060,1 | 11274,0 |
2 | Замена, ремонт, техническое обслуживание и контроль состояния электрических сетей и оборудования |
10310,6 | 4368,2 | 1150,5 | 15829,3 |
3 | Оборудование объектов противопожарным водоснабжением |
191,1 | 506,3 | 692,0 | 1389,4 |
4 | Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения, пожарным инструментом и инвентарем |
516,8 | 672,8 | 474,5 | 1664,1 |
5 | Огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений |
252,5 | 350,5 | 338,6 | 941,6 |
6 | Прочие мероприятия, необходимые для устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленные подразделениями государственного пожарного надзора |
1449,8 | 571,2 | 193,0 | 2214,0 |
Итого | 18098,2 | 10305,5 | 4908,7 | 33312,4 | |
Государственные учреждения Омской области - центры социального обслуживания семьи и детей |
|||||
1 | Оборудование зданий системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, техническое обслуживание и ремонт |
1992,7 | 1392,8 | 1278,0 | 4663,5 |
2 | Замена, ремонт, техническое обслуживание и контроль состояния электрических сетей и оборудования |
1927,5 | 2385,1 | 377,5 | 4690,1 |
3 | Оборудование объектов противопожарным водоснабжением |
355,0 | 232,0 | 1928,0 | 2515,0 |
4 | Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения, пожарным инструментом и инвентарем |
957,3 | 772,2 | 80,1 | 1809,6 |
5 | Огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений |
324,8 | 191,5 | 297,1 | 813,4 |
6 | Прочие мероприятия, необходимые для устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленные подразделениями государственного пожарного надзора |
1446,1 | 1840,0 | 800,0 | 4086,1 |
Итого | 7003,4 | 6813,6 | 4760,7 | 18577,7 | |
Государственные стационарные учреждения социального обслуживания Омской области |
|||||
1 | Оборудование зданий системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, техническое обслуживание и ремонт |
5284,6 | 3939,8 | 4568,3 | 13792,7 |
2 | Замена, ремонт, техническое обслуживание и контроль состояния электрических сетей и оборудования |
3255,7 | 11617,9 | 5860,0 | 20733,6 |
3 | Оборудование объектов противопожарным водоснабжением |
3729,8 | 2165,0 | 271,5 | 6166,3 |
4 | Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения, пожарным инструментом и инвентарем |
2159,6 | 1835,8 | 1146,2 | 5141,6 |
5 | Огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений |
1785,4 | 504,8 | 810,0 | 3100,2 |
6 | Прочие мероприятия, необходимые для устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленные подразделениями государственного пожарного надзора |
4275,7 | 383,0 | 227,5 | 4886,2 |
Итого | 20490,8 | 20446,3 | 12883,5 | 53820,6 | |
Территориальные органы Министерства труда и социального развития Омской области |
|||||
1 | Оборудование зданий системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, техническое обслуживание и ремонт |
896,1 | 4018,6 | 1429,7 | 6344,4 |
2 | Замена, ремонт, техническое обслуживание и контроль состояния электрических сетей и оборудования |
1803,7 | 4027,5 | 2326,1 | 8257,3 |
3 | Оборудование объектов противопожарным водоснабжением |
76,0 | 584,0 | 843,0 | 1503,0 |
4 | Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения, пожарным инструментом и инвентарем |
226,3 | - | 1025,1 | 1251,4 |
5 | Огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений |
58,0 | - | 61,0 | 119,0 |
6 | Прочие мероприятия, необходимые для устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленные подразделениями государственного пожарного надзора |
266,4 | 113,6 | 345,0 | 725,0 |
Итого | 3326,5 | 8743,7 | 6029,9 | 18100,1 | |
Всего | 48918,9 | 46309,1 | 28582,8 | 123810,8 |
В случае недостаточного финансирования Программы мероприятия будут реализованы не в полном объеме, что повлияет на достижение всех целевых индикаторов Программы.
8. Система управления реализацией Программы
После утверждения Программы Министерством разрабатывается план работы по реализации Программы, который устанавливает процедуры внутренней организации деятельности Министерства и его взаимодействия с учреждениями и территориальными органами Министерства по достижению запланированных целей, реализации задач, выполнению установленных мероприятий.
Ответственными исполнителями за реализацию мероприятий Программы со стороны учреждений и территориальных органов Министерства являются руководители учреждений и территориальных органов Министерства.
Ответственными исполнителями за реализацию каждого мероприятия Программы со стороны Министерства являются:
- Луканин О.М. - руководитель департамента обеспечения социального обслуживания населения Министерства;
- Насонов А.В. - руководитель департамента демографической политики, медико-социальных проблем семьи, детей и лиц с ограниченными возможностями Министерства;
- Дугин В.И. - руководитель департамента организационно-технического обеспечения Министерства.
В процессе ежегодного мониторинга реализации Программы Министерством осуществляется оценка достижения запланированных целевых индикаторов реализации Программы.
Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, Министерство представляет отчеты о выполнении Программы в Министерство финансов Омской области.
Министерство организует проверки выполнения программных мероприятий, обращая особое внимание на соблюдение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование выделяемых средств и конечные результаты. По результатам проверок готовятся анализ и замечания о ходе работ по реализации Программы и предложения, направленные на улучшение работы и устранение выявленных недостатков.
Оперативное управление и контроль за реализацией Программы возлагается на департамент обеспечения социального обслуживания населения Министерства (в части государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области, государственных учреждений Омской области - комплексных центров социального обслуживания населения, государственных учреждений Омской области - центров социального обслуживания), департамент демографической политики, медико-социальных проблем семьи, детей и лиц с ограниченными возможностями Министерства (в части государственных учреждений Омской области - центров социального обслуживания семьи и детей), департамент организационно-технического обеспечения Министерства (в части территориальных органов Министерства).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.