Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Мэра города Омска
от 27 октября 2008 года N 954-п
Прогноз
социально-экономического развития города Омска на 2009-2011 годы
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2009-2011 годы (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями социально-экономического развития города Омска до 2010 года, утвержденными Постановлением Мэра города Омска от 17 июля 2006 года N 215-п "Об Основных направлениях социально-экономического развития города Омска до 2010 года", а также с учетом итогов социально-экономического развития города Омска в первом полугодии 2008 года и оценки социально-экономического развития города Омска до конца 2008 года. При разработке Прогноза использовались следующие материалы:
- Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области";
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Прогноз РФ);
- Прогноз социально-экономического развития Омской области на 2009 год и на период до 2011 года, одобренный распоряжением Правительства Омской области от 24 сентября 2008 года N 166-рп "О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2009 год и на период до 2011 года и проекте Закона Омской области "Об областном бюджете на 2009 год".
Также при разработке Прогноза использовались отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
При подготовке Прогноза применялись следующие методы прогнозирования: метод экстраполяции, метод экспертных оценок и метод факторного анализа.
Основные показатели Прогноза приведены в приложении к Прогнозу "Показатели прогноза социально-экономического развития города Омска на 2009-2011 годы".
Разработка Прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, различной динамикой конкурентоспособности экономики города Омска, а также масштабами и интенсивностью реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств бюджетов различных уровней и средств частного бизнеса на территории города Омска.
Первый вариант Прогноза - инерционный - основан на сохранении сложившихся тенденций экономического и социального развития, отражает развитие экономики при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной, торможении инвестиционной активности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования.
Второй вариант - инновационный - ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности отечественного бизнеса и активизацию структурных сдвигов в экономике за счет сохранения высокой инвестиционной активности в экономике, устойчивого развития банковской системы и повышения ее вклада в рост экономики.
В качестве основного для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2009 год и проекта среднесрочного финансового плана города Омска на 2009-2011 годы рассматривается второй вариант прогноза.
В среднесрочной перспективе с некоторым замедлением сохранятся негативные тенденции в демографическом развитии, а именно превышение смертности над рождаемостью. Хотя естественная убыль является основным фактором сокращения численности населения, в прогнозируемом периоде она будет сокращаться. Положительным фактором здесь является увеличение численности женщин в наиболее продуктивном детородном возрасте 20-29 лет. Прогнозируется увеличение коэффициента рождаемости и сокращение коэффициента смертности. Одним из факторов, оказывающим влияние на уменьшение естественной убыли населения, также будут являться действующие общегородские целевые программы в области здравоохранения и демографического развития. В результате, до 2010 года среднегодовая численность населения города Омска будет уменьшаться, а в 2011 году вырастет до 1124,9 тыс. человек.
В структуре населения будут продолжаться качественные изменения, связанные с ускоренным сокращением численности населения трудоспособного возраста. В трудоспособный возраст сейчас вступает относительно малочисленное поколение 1990-х годов рождения, а выбывают многочисленные поколения послевоенных лет рождения. В результате, численность трудоспособного населения в 2011 году составит 719,6 тыс. человек и сократится по сравнению с 2007 годом на 28,5 тыс. человек. В то же время численность населения старше трудоспособного возраста составит в 2011 году 236,6 тыс. человек и увеличится по сравнению с 2007 годом на 13,6 тыс. человек. Вследствие постепенного старения населения потребуются дополнительные финансовые расходы государства на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению.
За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет наблюдаться рост численности детей дошкольного возраста (1-6 лет). В 2011 году численность детей данного возраста, проживающих на территории города Омска, составит 70,4 тыс. человек и увеличится по сравнению с 2007 годом на 9,3 тыс. человек. В связи с этим, в сфере дошкольного образования главной задачей будет являться удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. Число детей дошкольного возраста будет увеличиваться вплоть до 2015 года, а затем начнет уменьшаться.
В то же время численность школьников (в возрасте 6-17 лет) в ближайшие три года будет сокращаться. Основная причина этого, с одной стороны, - выход из данной возрастной группы более многочисленной группы детей старшего школьного возраста, а с другой - достижение школьного возраста малочисленной группой детей младших возрастов, рожденных в конце 1990-х годов и в начале 2000-х годов. Если в 2007 году численность детей школьного возраста составила 127,5 тыс. человек, то в 2011 году она составит 115,5 тыс. человек, то есть сократится на 12 тыс. человек. Несмотря на сокращение численности детей школьного возраста и, следовательно, сокращение численности обучающихся в общеобразовательных школах, в ближайшие годы сохранится потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.
Предстоящее трехлетие будет характеризоваться продолжающейся структурной перестройкой экономики города Омска и прежде всего промышленных производств. Омская промышленность, благодаря своей диверсифицированности, сохранит высокие, но замедляющиеся темпы роста производства. Если в 2007 году индекс промышленного производства составил 111,1 процента, то, по оценке, в 2008 году он составит 110 процентов, в 2009 году темпы роста производства прогнозируются на уровне 105,5-108 процентов, в 2010 году - на уровне 105-108 процентов, в 2011 году - на уровне 105,5-108,5 процента. Среди промышленных производств темпы роста - равные и выше средних - будут наблюдаться в деревообработке, производстве пищевых продуктов, строительных материалов, машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств и оборудования.
Объем жилищного строительства в 2007 году составил 802,2 тыс. кв.м жилья, в 2008 году, по оценке, составит 810 тыс. кв.м жилья, то есть прирост составит около 1 процента. В 2009 году прогнозируется рост объемов ввода жилья на уровне 830-850 тыс. кв.м, в 2010 году - на уровне 850-900 тыс. кв.м, в 2011 году - на уровне 900-950 тыс. кв.м. Планируемый объем жилищного строительства будет зависеть от притока инвестиций в данную сферу и роста платежеспособного спроса населения.
Снижение численности населения трудоспособного возраста в прогнозном периоде будет определять тенденции в сфере занятости и безработицы. Под влиянием демографического фактора численность занятых в экономике начнет сокращаться. С учетом усиления конкуренции в привлечении квалифицированной рабочей силы определенное преимущество будут иметь секторы экономики, характеризующиеся традиционно более высокой заработной платой и лучшими социально-бытовыми условиями проживания занятых в них. Имеющиеся резервы повышения производительности труда в экономике за счет как инвестиций в основной капитал, так и осуществления организационных преобразований и улучшения корпоративного управления, позволят смягчить ожидаемое сокращение предложения рабочей силы на рынке труда.
Потребность крупных, средних и малых организаций в работниках в перспективе уменьшится, то же самое должно произойти и в секторе индивидуального предпринимательства. Поэтому в городе Омске не будет ограничений по трудовым ресурсам не только на развитие действующих, но и на организацию деятельности новых промышленных предприятий. Для этого необходимы четкая программа действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.
Число официально зарегистрированных безработных по состоянию на 1 июля текущего года в городе составило 1314 человек. По сравнению с началом года число безработных сократилось на 10,6 процента и составляет в настоящий момент 0,2 процента от численности населения трудоспособного возраста.
Сальдо прибыли и убытков организаций города Омска по всем видам деятельности в 2007 году составило 34,3 млрд. рублей, в 2008 году оценивается на уровне 24,1 млрд. рублей. В 2009 году его величина прогнозируется на уровне 27,5-28 млрд. рублей, в 2010 году - на уровне 30,1-31,6 млрд. рублей, в 2011 году - на уровне 32,4-34,5 млрд. рублей.
В 2008-2011 годах инвестиционная активность в экономике сохранится на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2007 году составил 50,1 млрд. рублей и в реальном выражении вырос по сравнению с 2006 годом на 20,7 процента. В 2008 году объем инвестиций оценивается на уровне 66 млрд. рублей и вырастет по сравнению с 2007 годом на 15 процентов. В реальном выражении рост инвестиций в основной капитал в 2009 году составит 113-116 процентов, в 2010 году составит 112-114 процентов, в 2011 году составит 110-112 процентов.
В 2008-2011 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения за счет таких составляющих, как заработная плата, трансферты и выплаты социального характера, доходы от собственности, предпринимательской деятельности. В среднесрочной перспективе сохранится тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. В целом, в среднесрочный период динамичный рост заработной платы будет обусловлен мерами по стимулированию развития различных секторов экономики, а также сохраняющимися высокими доходами в экспортно ориентированных отраслях экономики, осуществлением мер по повышению размеров оплаты труда работников бюджетной сферы. Кроме того, увеличение размеров заработной платы будет стимулироваться дефицитом высококвалифицированных специалистов, усиливаемым общим сокращением предложения трудовых ресурсов.
Размер среднемесячной заработной платы работников крупных и средних организаций города за 2008-2011 годы в номинальном выражении возрастет в 2-2,1 раза, с 13,1 тыс. рублей в 2007 году до 26,0-27,8 тыс. рублей в 2011 году.
Увеличению размеров оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников будет способствовать вводимое с 1 января 2009 года повышение минимального размера оплаты труда до 4330 рублей в месяц (Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"). Повышение минимального размера оплаты труда позволит в полной мере обеспечить государственные гарантии в части размера оплаты труда, упорядочить ситуацию со стоимостью рабочей силы на рынке труда, получить дополнительное поступление налога на доходы физических лиц, вывести из "тени" часть заработной платы, скрытую от налогообложения, снизить масштабы бедности среди работающего населения как в бюджетной, так и во внебюджетной сфере.
Еще одним направлением политики в области повышения заработной платы работников бюджетной сферы, кроме установления ежегодных индексаций, будет являться реформирование бюджетных учреждений, в том числе в части изменения их организационно-правовой формы.
Размеры и условия оплаты труда работников бюджетных учреждений будут определяться в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления. В настоящее время на федеральном уровне устанавливаются размеры и условия оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Это позволяет более гибко регулировать заработную плату, устанавливать ее на уровне, обеспеченном финансовыми ресурсами.
В настоящее время в России границей бедности считается уровень прожиточного минимума. Рост величины прожиточного минимума на душу населения в Омской области в 2008 году составит 19,1 процента, в 2009 году - 14,3 процента, в 2010 году - 9,3 процента, в 2011 году - 7,1 процента. Увеличение величины прожиточного минимума окажет сдерживающее влияние на сокращение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В то же время относительно высокие темпы роста денежных доходов граждан в перспективном периоде позволят сохранить динамику дальнейшего уменьшения численности и доли бедного населения.
В 2008 году вследствие сохранения высоких цен на нефть и другие виды топлива, значительного подорожания основных продовольственных товаров на мировых и внутреннем рынках в условиях продолжающегося интенсивного роста потребительского спроса ожидаемый уровень инфляции оценивается на уровне не менее 12 процентов.
Рост цен на продовольствие и связанное с ним общее ускорение инфляции являются мировым, а не только российским явлением. Вместе с тем, влияние роста цен на сельскохозяйственное сырье на инфляцию в России более существенное в связи с тем, что доля расходов на продовольствие в потребительской корзине у нас выше, чем в развитых странах.
В среднесрочной перспективе в России на снижение инфляции нацелена комплексная программа, включающая в себя две группы мер.
Первую группу составляют меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли и меры по сдерживанию роста издержек, в том числе путем создания новых рыночных инструментов ограничения роста тарифов естественных монополий в условиях расширения масштабов дерегулирования и борьбы с рынками олигополии и развития конкурентной среды (на рынках нефтепродуктов, других материальных ресурсов).
Для сдерживания монетарной инфляции в среднесрочной перспективе необходимо как ограничить рост денежной массы, так и обеспечить повышение склонности населения к сбережениям. Для сдерживания немонетарной инфляции - обеспечить рост предложения товаров, развитие конкуренции, а также сдерживать рост издержек.
Вторую группу составляют меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции путем ограничения роста денежной массы, стимулирования сбережений населения и регулирования спроса.
В результате проведения антиинфляционной политики целевая инфляция в 2009 году снизится до 7,0-8,5 процента, в 2010 году - до 5,5-7 процентов. В 2011 году инфляция снизится до 5-6,8 процента. Снижению инфляции будет способствовать прогнозируемое падение мировых цен на нефть в 2009 - 2011 годах.
Уровень и динамика цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в Прогнозе приняты в соответствии с Прогнозом РФ. Они учитывают необходимость создания стимулов для повышения эффективности использования основных энергетических ресурсов, услуг транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, учета принятых решений по изменению условий функционирования естественных монополий и повышению их эффективности, обеспечения условий для реализации инвестиционных программ развития естественных монополий с целью устранения инфраструктурных ограничений роста экономики.
Одной из особенностей прогноза цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий на 2009-2011 годы, приведенного в таблице 1, является опережающее инфляцию повышение регулируемых тарифов, а также рост свободных цен в либерализуемых секторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка и роста спроса на энергоносители.
Таблица 1
Рост тарифов и оптовых цен на услуги естественных монополий в 2008-2011 годах (в среднем за год к предыдущему году, в процентах)
Наименование показателя |
Прогноз |
|||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Газ природный: 2) регулируемые цены, |
|
|
|
|
Электроэнергия: |
|
|
|
|
Тепловая энергия (производство, передача, распределение) - регулируемые тарифы**** |
118 |
118,5/122 |
118 |
120 |
Железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе*** |
116,3 |
117,1- |
109,7- |
110-114 |
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе, среднегодовой темп роста**** |
114/117,4 |
113/121,8 |
112/114 |
114/116,7 |
* - рассчитан без учета изменения структуры отпуска электроэнергии, изменения структуры производства электроэнергии, особенностей формирования тарифов на электрическую энергию (мощность) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, возможности регионального регулирующего органа самостоятельно принимать решение о превышении предельных уровней тарифов за счет инвестиционных программ, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России", субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике;
** - при установлении Федеральной службой по тарифам тарифов (предельных уровней) для населения отдельных субъектов Российской Федерации допускается отклонение от среднего индекса роста регулируемых тарифов для населения в целях сокращения перекрестного субсидирования между населением и прочими группами потребителей, при сохранении среднего индекса роста регулируемых тарифов для населения по Российской Федерации на уровне, указанном в настоящей таблице;
*** - верхняя граница диапазона роста тарифов на грузовые перевозки отражает добавочную инвестиционную составляющую;
**** - параметры, одобренные в рамках сценарных условий в мае 2008 года / уточненная оценка, ориентированная в части регулируемых тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки на сокращение перекрестного субсидирования.
Сохраняющийся высокий потребительский спрос, базирующийся на высоких темпах роста доходов населения, будет и в дальнейшем поддерживать высокие темпы роста на рынке потребительских товаров и услуг, причем на уровне, опережающем рост экономики в целом. В прогнозном периоде сохранится опережение темпов роста оборота розничной торговли по сравнению с ростом рынка платных услуг населению.
В среднесрочной перспективе динамика и изменение структуры розничного товарооборота будут характеризоваться неоднозначными тенденциями. С одной стороны, замедление роста доходов населения и сохранение высокой динамики роста цен на товары будут тормозить рост оборота розничной торговли. С другой стороны, позитивное влияние на его динамику будут оказывать кредитование банками покупок населением товаров длительного пользования, а также наращивание отечественными предприятиями промышленности выпуска товаров народного потребления.
Розничный товарооборот в 2008-2011 годах будет демонстрировать позитивную динамику с ее некоторым ослаблением, но оставаться на достаточно высоком уровне. Рост оборота розничной торговли в 2009 году ожидается на уровне 13-14 процентов, в 2009 году - на уровне 11-12 процентов, в 2011 году - на уровне 10-11 процентов. В прогнозном периоде сохранится тенденция последних лет опережающего роста потребления непродовольственных товаров по сравнению с потреблением продовольственных товаров. Опережающий рост потребностей домашних хозяйств в товарах продовольственной и непродовольственной группы по сравнению с производством отечественных товаров будет обеспечиваться за счет сохранения высокой доли импорта, чему способствует и продолжающееся укрепление рубля. На сегодняшний день высокая доля товаров импортного производства обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров, и, в свою очередь, способствует созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен на товары. В долгосрочном периоде не прогнозируется существенное изменение в ресурсном наполнении рынка, доля импорта в обороте розничной торговли будет постепенно снижаться, по мере наращивания объемов производства товаров народного потребления, и сохранится на уровне 40-45 процентов. Вместе с тем, по таким товарам, как автомобили, телевизоры, холодильники, доля импорта в ресурсах будет снижаться за счет увеличения объемов производства этих товаров отечественными предприятиями промышленности.
Несмотря на прогнозируемое некоторое замедление роста реальных располагаемых денежных доходов и сохранение высокой динамики роста цен и тарифов на платные услуги населению, в 2009-2011 годах продолжится позитивная динамика развития рынка платных услуг населению.
Объем платных услуг в 2009 году вырастет на 7-8 процентов, в 2010 году - на 6-7 процентов, в 2011 году - на 5-6 процентов. Общая динамика развития рынка услуг определяется потребительским поведением населения на рынке жилищно-коммунальных, транспортных и отдельных видов бытовых услуг, являющихся социально значимыми. Доля их в структуре всех платных услуг составит более 50 процентов, их потребление малоэластично к доходам населения и будет формироваться как под влиянием неценовых факторов, так и иных мер, принимаемых в части законодательного обеспечения развития этих видов. Сохраняются высокие темпы роста на весьма чувствительные к изменению доходов населения виды услуг (услуги связи, физической культуры и спорта, туристские, медицинские, отдельные виды бытовых услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.