Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 22 апреля 2003 г. N 61
Концепция
развития торговли и общественного питания в Омской области
1. Общие положения
Настоящая Концепция развития торговли и общественного питания в Омской области (далее - Концепция) является частью общей стратегии развития экономики Омской области. Она направлена на совершенствование государственной политики Омской области в сфере торговли, повышение эффективности удовлетворения потребительского спроса, улучшение взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с предпринимателями, усиление координации и поддержки интересов хозяйствующих субъектов и потребителей Омской области.
Концепция ориентирует органы исполнительной власти Омской области на обеспечение совершенствования всех видов торговли, повышения качества торгового обслуживания населения Омской области, преодоления негативных тенденций в данной сфере и развития потребительского потенциала Омской области.
2. Необходимость принятия Концепции
Современное качественное состояние экономики Омской области, способное обеспечить закрепление тенденции экономического роста, вызвало необходимость определения стратегически выверенных ориентиров в ее развитии с системным подходом к решению имеющихся проблем развития торговли и общественного питания. Факторы экономического роста и располагаемые для их использования ресурсы трансформируются в совокупный экономический потенциал Омской области. Одним из них является потребительский потенциал - совокупная покупательная способность населения Омской области.
Функция данного потенциала - стимулировать производство, обеспечивать его финансовыми ресурсами и, прежде всего, оборотными средствами. Расширительный вариант платежеспособности в целом включает в себя не только денежные доходы населения, но и доходы хозяйствующих субъектов в процессе развития торговли и общественного питания в Омской области. И в этой его особенности потребительский потенциал является не конечным, а уже исходным пунктом воспроизводственного процесса. Поскольку данный вид потенциала реализуется в сфере обращения товаров и услуг, торговля товарами является важнейшей завершающей фазой воспроизводственного процесса и ее качественное состояние проявляется в трех аспектах:
- окончательно проявляется степень оптимизации структуры производства в Омской области и ее соответствие совокупному спросу (с учетом межрегиональных товарных и финансовых потоков);
- интегрируются основные социально-экономические параметры доходно-расходной формы валового регионального продукта Омской области;
- закладываются исходные позиции структурных изменений производства в Омской области конечного продукта, что является главным сигналом позитивных тенденций развития экономики Омской области на перспективу.
Реформирование экономики Российской Федерации радикально изменило структуру сферы торговли Омской области, за десятилетний период накоплена практика работы торговли в новых экономических условиях, приняты необходимые нормативные правовые акты Омской области. В последние годы значительное влияние на развитие сферы торговли оказал рост объемов промышленной продукции в Омской области и вместе с ним рост реальных располагаемых денежных доходов населения Омской области.
В настоящее время торговля и общественное питание занимают важное место в структуре экономики Омской области. Численность работающих в этих сферах экономики Омской области составляет 14,5 процента от всего количества занятого населения Омской области. Доля налогов, уплачиваемых в сфере торговли и общественного питания, в структуре налоговых поступлений в областной бюджет и местные бюджеты превысила 11 процентов. По итогам последних лет торговля и общественное питание стали самыми высокодоходными секторами экономики Омской области.
Вместе с тем в сфере товарного обращения в Омской области имеют место негативные явления и отрицательные социальные последствия, в частности:
- нелегальный оборот товаров и услуг;
- большой удельный вес неорганизованной торговли;
- отсутствие эффективных форм воздействия на хозяйствующие субъекты с помощью правовых норм;
- неэффективность государственного управления процессом обращения - от федерального до местного уровня;
- нарушение взаимосвязи оптовой и розничной торговли, их смешение;
- низкий уровень концентрации капитала, в основном, в малой и средней торговле, что не позволяет организовать эффективную взаимосвязь с товарным производством;
- неэффективность работы контролирующих органов государственной власти;
- наличие большого числа посредников в процессе движения товаров, что ведет к искажению ценовой составляющей потребительского рынка и изъятию капитала из сферы оборота товаров и из сферы производства.
3. Цели и задачи Концепции
Главной целью Концепции является разработка благоприятных экономических, организационных и правовых условий для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов на рынке торговли и общественного питания с учетом интересов населения Омской области и органов исполнительной власти Омской области.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- разработка эффективного и прозрачного механизма государственного контроля в сфере обращения потребительских товаров и услуг, направленного на развитие современных форм торговли и защиту прав потребителей, ограничение возможностей нелегального товарооборота;
- определение принципиальных подходов к разработке механизмов рационального размещения сетей оптовой, розничной торговли, общественного питания;
- определение стратегических направлений формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности для обеспечения развития современных форм коммерческой деятельности, создания условий доступности потребительского рынка всем слоям населения Омской области;
- определение приоритетных направлений развития системы подготовки и переподготовки кадров, стимулирования развития научных исследований в сфере торговли и общественного питания Омской области;
- прогнозирование основных направлений развития системы движения товаров в целях обеспечения благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе в сельскохозяйственном производстве, легкой, пищевой промышленности, в производстве продукции народных промыслов;
- определение приоритетов опережающего развития магазинных форм торговли, внедрения передовых торговых технологий и современных форм обслуживания покупателей;
- развитие более эффективных хозяйственных отношений торговых организаций с организациями, осуществляющими производство товаров в Омской области;
- повышение конкурентоспособности продукции организаций, осуществляющих производство товаров в Омской области, и обеспечение оптимизации соотношения отечественных и импортных товаров на потребительском рынке Омской области;
- повышение занятости населения Омской области в сфере торговли и общественного питания.
4. Основы формирования рыночной инфраструктуры торговли и общественного питания в Омской области
4.1. Общая характеристика рыночной инфраструктуры торговли и общественного питания в Омской области
Состояние устойчивости потребительского рынка Омской области связано с эффективностью функционирования всей инфраструктуры торговли и общественного питания.
Решение проблемы повышения эффективности функционирования всей инфраструктуры торговли и общественного питания необходимо последовательно осуществлять по всей технологической цепочке "производитель - конечный покупатель". Результатом здесь выступает снижение общих затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю.
Формирование и развитие современной инфраструктуры торговли и общественного питания Омской области в настоящее время сдерживается рядом причин. Среди основных - низкая покупательная способность населения Омской области, недостаток финансовых ресурсов у торговых организаций, неприемлемая система кредитования, недостаточная подготовленность занятых в торговле и общественном питании кадров.
Для успешного развития инфраструктуры торговли и общественного питания в Омской области необходимо предпринять меры по урегулированию вопросов распределения и эффективного использования существующих торговых площадей, а также выделения свободных земельных участков для строительства новых объектов торговли и общественного питания.
С этой целью необходимо исходить из следующих принципов:
- приоритетное проектирование торговых площадей на первых этажах во вновь вводимых жилых домах;
- динамичное развитие новых торговых зон для капитальной застройки отдельно расположенными объектами магазинной торговли;
- преобразование инфраструктуры существующих торговых зон путем постепенного вытеснения временных объектов торговли объектами магазинной торговли.
4.2. Основы формирования инфраструктуры оптовой торговли
Сложившийся потенциал оптовой торговли в Омской области следует активно использовать для стимулирования и всемерного поддержания межрегиональных интеграционных процессов на потребительском рынке Омской области.
Оборот оптовой торговли за последние 5 лет неуклонно рос, вывоз из Омской области потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения почти в 4 раза превысил их ввоз.
В целях дальнейшего развития услуг оптовой торговли необходимо обеспечить:
- создание развитой структуры каналов движения товаров;
- поддержание должной интенсивности товарных потоков;
- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса движения товаров;
- обеспечение экономии совокупных издержек обращения.
Комплексное развитие оптовой торговли в Омской области предполагает:
- развитие оптовой торговли в целях создания системы движения товаров, благоприятствующей производителям Омской области и способствующей оптимальному соотношению товаров, произведенных на территории Омской области, и товаров, ввозимых из-за пределов Омской области;
- создание областных оптовых центров с полным комплексом процесса движения товаров от производителя к потребителю, позволяющего решить вопрос предотвращения заполнения товарного рынка низкокачественной импортной продукцией, снижения затрат на закупку товаров розничными торговыми организациями;
- возобновление и расширение работы оптовых баз областного союза потребительских обществ с товародвижением от собственного производителя до потребителя, позволяющего решить вопросы снабжения сельского населения Омской области товарами народного потребления и предотвращения искусственного их удорожания за счет уменьшения числа посредников.
Основным видом в структуре оптовой торговли должны стать специализирующиеся на оптовой торговой деятельности организации, выполняющие самый широкий комплекс операций по обработке товарной массы. Вместе с тем на рынке услуг оптовой торговли значительное место будут занимать посредники. Необходимо создать условия для уменьшения их доли в объеме рынка до 15-20 процентов, как это принято в странах Западной Европы.
Важным элементом оптовой инфраструктуры торговли в Омской области являются выставки-ярмарки, оптовые продовольственные рынки. Актуальным является создание в Омской области постоянно действующего регионального организованного оптового универсального агропромышленного рынка.
Переориентация оптовой торговли в целевом и функциональном отношениях позволит не только создать условия для модернизации оптовой торговли, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка Омской области в целом.
4.3. Основы формирования инфраструктуры розничной торговли в Омской области
Современная тенденция развития розничной торговли в Омской области определяется прежде всего соотношением магазинных и немагазинных форм продажи товаров. При этом развитие магазинных форм продажи товаров должно приводить к разнообразию типов и видов розничных торговых организаций.
Реформирование инфраструктуры городских (сельских) рынков и торговых зон будет осуществляться путем поэтапного замещения их магазинными форматами торговых организаций. К реорганизации этих форм торговли есть несколько подходов, но конечная цель их одна - строительство на месте существующих торгово-ярмарочных комплексов крытых торговых объектов, павильонных, пассажных и прочих объектов, являющихся магазинными формами торговли.
Потребительские товары, произведенные либо переработанные промышленным способом, целесообразно реализовывать только через магазинные формы торговли. В идеальном виде форма немагазинной торговли должна остаться только в виде ярмарок сельскохозяйственных производителей в продовольственной торговле, а в непродовольственной торговле - в виде реализации изделий народных промыслов.
Совершенствование розничной торговли в Омской области определяется деятельностью в следующих направлениях:
- универсализация продовольственных магазинов;
- развитие сети фирменных магазинов, работающих под единой торговой маркой;
- формирование сети магазинов местного значения, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
- реорганизация мелкорозничной нестационарной и передвижной торговой сети (рынков, киосков, палаток) по продаже непродовольственных товаров в стационарную торговую сеть;
- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль важнейших автомагистралей;
- развитие рынков для реализации продукции личных подсобных хозяйств, что является важным социальным фактором в обеспечении социальной защищенности населения Омской области;
- развитие в системе потребительской кооперации сети "магазин - пункт по приему и заготовке продукции".
Важным процессом, происходящим в Омской области в сфере торговли, является открытие современных магазинов нового типа с высоким уровнем торгового обслуживания, торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости, активное внедрение торговых сетей, крупных универсальных розничных организаций, торговых центров и торговых комплексов. В целом инфраструктура розничной торговли призвана обеспечить разнообразие форм торгового обслуживания, должна характеризоваться разнообразием структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания для удовлетворения потребностей всех слоев населения Омской области.
4.4. Основы формирования инфраструктуры общественного питания в Омской области
В ходе реформирования экономики серьезные изменения претерпела система общественного питания. Резко сократилась сеть общедоступных столовых и объектов горячего питания на промышленных производствах. Например, в последние годы в городе Омске получили развитие "элитные" рестораны, тематические бары, спортивно-развлекательные центры и временные объекты сети быстрого питания.
Основными направлениями дальнейшего развития общественного питания в Омской области становятся:
- приоритетное развитие общедоступной сети организаций общественного питания, включая сеть организаций быстрого питания, ориентированных на различные слои населения;
- восстановление и расширение сети социально ориентированных организаций, обеспечивающих питанием различные группы населения: рабочих, служащих, учащихся;
- создание объединений организаций общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи, в составе оптового либо розничного звена;
- развитие организаций и сетей ресторанного бизнеса различных форматов, как важного сегмента сферы общественного питания;
- поддержка развития массового питания в социальных учреждениях.
4.5. Основы формирования инфраструктуры торговли и общественного питания в городе Омске
В городе Омске реализуется до 84 процентов общего объема оборота розничной торговли и общественного питания по Омской области. Здесь более активно идет работа по развитию современных форм торговли, переходу на европейские стандарты и технологии. Рынок торговли и общественного питания в городе Омске представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов Омской области, конкурирующих друг с другом и организациями торговли города Москвы, постоянно пытающихся определить не только конъюнктуру рынка, но и более приемлемую схему уплаты налогов, низкую арендную плату и процент кредита.
С учетом целей и задач настоящей Концепции органам местного самоуправления города Омска рекомендуется сформировать приоритеты городской торговой политики на основе:
- рационального размещения торговых объектов на территории города с учетом нормативов обеспеченности населения, особенно в секторе индивидуальной застройки;
- поступательного сокращения доли продаж на вещевых и смешанных рынках города за счет опережающего развития магазинных форм торговли, создания крытых торговых зон;
- развития сети общедоступного питания, опирающегося на индустриальные методы приготовления пищи в местах массового скопления населения.
5. Приоритеты и механизм реализации государственной политики Омской области в сфере развития торговли и общественного питания
Приоритетами государственной политики Омской области в сфере развития торговли и общественного питания являются:
- взаимодействие с органами местного самоуправления Омской области по вопросам развития потребительского рынка;
- развитие научных исследований в торговой сфере;
- кадровое обеспечение деятельности организаций торговли и общественного питания;
- развитие международных контактов в сфере торговли;
- содействие развитию межрегиональных связей в сфере торговли:
- лоббирование интересов региональных торговых организаций на территории Омской области и за ее пределами;
- оказание информационно-методической помощи органам местного самоуправления Омской области и хозяйствующим субъектам по вопросам развития торговли и общественного питания.
6. Заключительные положения
Государственная политика Омской области в сфере развития торговли и общественного питания осуществляется посредством проведения:
- деятельности органов исполнительной власти Омской области по реализации целей и задач, предусмотренных настоящей Концепцией;
- оптимизации структуры экономики Омской области по главному ее критерию - максимизация валового регионального продукта, где важное значение приобретает деятельность организаций с их ориентацией на региональный потребительский и ресурсный рынок.
Формами реализации настоящей Концепции являются:
- областные целевые программы в сфере торговли и общественного питания;
- соглашения, договоры, итоговые протоколы, иные документы, необходимые для реализации целей и задач, предусмотренных настоящей Концепцией;
- информационное обеспечение реализации Концепции.
Эффективность и результативность реализации Концепции будет определяться экономическими и социальными параметрами, включающими:
- рост экономического потенциала Омской области;
- продвижение производимых товаров на региональный потребительский рынок и за пределы Омской области;
- увеличение налоговых поступлений в областной бюджет и местные бюджета;
- увеличение количества создаваемых новых рабочих мест в сфере торговли и общественного питания;
- создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле и общественном питании;
- повышение качества торгового обслуживания населения Омской области.
<< Назад |
||
Содержание Указ Губернатора Омской области от 22 апреля 2003 г. N 61 "О Концепции развития торговли и общественного питания в Омской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.