Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Мэра города Омска
от 27 ноября 2006 г. N 323-п
Информация
о поверхностном водоотводе и грунтовых водах и организации мероприятий по водопонижению на территории города Омска на период до 2010 года
I. Анализ исходного состояния проблемы
Подтопление - подъем уровня грунтовых вод, вызванный повышением горизонта вод в реках, водохранилищах, затопление водой участка дороги, транспортных тоннелей, части территорий от атмосферных осадков, снеготаяния.
За последние 25-30 лет подтопление территории города Омска превратилось в острую экологическую проблему. Подтопление приводит к переувлажнению и заболачиванию земель, что влияет на коммунально-бытовые условия проживания населения и производственную деятельность организаций города Омска, угрожая устойчивости зданий и сооружений в результате снижения несущей способности грунтов. Активизируются оползневые и просадочные явления. Грунтовые воды и почвы приобретают новые химические, физические и бактериологические свойства, ведущие к загрязнению и заражению подземных вод через зону аэрации, что также способствует преждевременному разрушению железобетонных и стальных конструкций подземной части сооружений.
В пределах современной территории города Омска природой был сформирован типичный лесостепной ландшафт, сравнительно хорошо дренированный долинами рек Иртыш и Омь и тяготеющими к ним оврагами и балками. Но с внедрением в экологическую среду человека произошли необратимые изменения, способствующие подтоплению территории города Омска (строительство заводов, строительство многоэтажной застройки на свайных основаниях и т.д.).
Застройка территории города и связанные с ней планировка и благоустройство привели к созданию культурного слоя искусственных грунтов. По способу образования это насыпные или намывные грунты.
Главную роль в повышении уровня подземных вод играют техногенные факторы: утечки из инженерных коммуникаций, отсутствие испарения на асфальтовых участках, барражный эффект, создаваемый свайными фундаментами, полив насаждений, неорганизованный сток поверхностных вод, отсутствие ливневой канализации или плохая ее работа в связи с заиленностью.
В настоящее время город Омск представляет собой территорию с преобразованным рельефом и нарушенным балансом в геологической среде, в которой наиболее динамичным фактором являются грунтовые воды.
Несмотря на снижение уровня воды в реке Иртыш более чем на один метр в результате дноуглубительных работ на перекатах и увеличением в связи с этим его дренирующей способности, значительное повышение уровня грунтовых вод на отдельных участках города продолжается.
Изучение глубин залегания уровней грунтовых вод показало, что практически 80 процентов городской территории находится в зоне подтопления. При этом в правобережной части города Омска на большей части застроенной территории уровень залегания грунтовых вод менее одного метра.
Борьба с подтоплением территории является дорогостоящей, требует длительного времени для реализации. Развитие процесса подтопления может быть прервано на любой стадии. Это зависит от качества строительства и условий эксплуатации водонесущих коммуникаций, организации поверхностного стока и состояния ливневой канализации.
В настоящее время обеспеченность дорог закрытой ливневой канализацией составляет 24 процента (210,3 км). Обследование показало, что заиленность ливневой канализации составляет от 20 до 90 процентов. Часть ливневой канализации повреждена в результате проведения аварийных работ на сетях водопроводов, теплотрасс, газопроводов.
Для ликвидации подтопления за период 2001-2005 годов построена ливневая канализация протяженностью всего 3,7 км по улицам Конева, Масленникова, Маршала Жукова. Построено 2,3 км облицованных лотков, прорыто 68 км канав, уложено 0,31 км водопропускных труб. Этого крайне недостаточно.
Специалистами Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия" (СибАДИ) (далее - СибАДИ) проведено обследование 500 жилых домов, зданий школ и больниц, расположенных на участках с близким залеганием грунтовых вод. Для установления условий проживания проводился опрос населения города Омска, при этом выявлено наличие сырости, грибка в жилых помещениях, гниение пола, стен, отслаивание краски, обоев, штукатурки, снижение урожаев на приусадебных участках, гибель древесной растительности, деформация зданий, характерные заболевания населения. Обследования показали, что большая часть территории города подтапливается преимущественно весной. На плохие условия проживания в связи с постоянной сыростью, гниением пола, наличием грибка, обилием комаров указали от 30 до 40 процентов опрошенного населения, на частые простудные заболевания - от 30 до 60 процентов. Из других заболеваний, связанных с проживанием на подтопленных территориях, отмечен ревматизм, воспаление легких, астма, туберкулез.
Результаты исследований грунтов свидетельствуют о значительном снижении модуля общей деформации аллювиальных суглинков (в 1,5 - 2 раза) после их водонасыщения. Сцепление водонасыщенных суглинков уменьшилось до 24 процентов по сравнению с грунтами естественной влажности, угол внутреннего трения снизился незначительно (1-2 процента). Сцепление аллювиальной супеси снизилось до нуля, угол внутреннего трения уменьшился в среднем на 3 процента.
В результате подтопление дорог приводит к существенному снижению межремонтных сроков. При этом затраты на ремонт и содержание увеличиваются в 2-3 раза. Кроме того, при восстановлении дорог на заболоченных территориях возникает необходимость в поднятии земляного полотна и строительстве дополнительных слоев дорожной одежды (дренирующих, капилляропрерывающих, морозозащитных). Ущерб от этих явлений исчисляется десятками миллионов рублей. Характерным примером является заболачивание территории вдоль объездной дороги в поселке Чкаловский Октябрьского административного округа города Омска. В результате произошла просадка насыпи на участке протяженностью более 3 км с разрушением дорожного покрытия. Ориентировочные затраты на строительство системы водоотведения и восстановление дороги составляют более 30 млн. рублей. Аналогичная ситуация с дорогой по улице Комбинатской в Советском административном округе города Омска. Для восстановления разрушенной дороги необходимо более 15 млн. рублей.
По результатам обследования СибАДИ части городской территории экономический ущерб от подтопления составил более 80 млн. рублей. Для оценки ущерба в масштабах города необходимо детальное обследование всей территории города, с учетом территорий организаций и предприятий. Но даже результаты выполненного обследования позволяют делать вывод о том, что экономический ущерб исчисляется сотнями миллионов рублей.
II. Цели и задачи мероприятий по водопонижению на территории города Омска на период до 2010 года
Цели мероприятий по водопонижению на территории города Омска на период до 2010 года (далее - мероприятия) - предотвращение подтоплений города Омска и понижение уровня грунтовых вод.
Задачи мероприятий:
- паспортизация системы ливневой канализации;
- обеспечение поверхностного водоотвода с территории города;
- проведение работ по водопонижению на территории города Омска;
- очистка поверхностных стоков.
III. Технико-экономическое обоснование мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения, год |
Затраты на реализацию мероприятия, тыс. руб. |
1 | Мониторинг грунтовых вод |
2008-2010 | 4000 x 3 года = 12000 |
2 | Паспортизация системы ливневой канализации |
2008-2010 | 1000 x 1 год + 2000 x 2 года = 5000 |
3 | Разработка проектно-сметной документации на строительство водопропускных труб, лотков и ливневой канализации |
2008-2010 | 10000 x 1 год + 15000 x 1 год + 15500 x 1 год = 40500 |
4 | Очистка и реконструкция существующих коллекторов ливневой канализации |
2008 | Кировский административный округ города Омска - 5296,5 п.м x 7,729 = 40937 *; Ленинский административный округ города Омска - 4000,4 п.м x 7,729 = 30919 *; Октябрьский административный округ города Омска - 4588,4 п.м x 7,729 = 35464 *; Советский административный округ города Омска - 5165,5 п.м x 7,729 = 39924 *; Центральный административный округ города Омска - 5056,4 п.м x 7,729 = 39081 * (итого: 186325) |
2009 | Кировский административный округ города Омска - 5597,5 п.м x 7,729 = 43263 *; Ленинский административный округ города Омска - 3800 п.м x 7,729 = 29370 *; Октябрьский административный округ города Омска - 4361 п.м x 7,729 = 33706 *; Советский административный округ города Омска - 4903 п.м x 7,729 = 37895 *; Центральный административный округ города Омска - 4800,8 п.м x 7,729 = 37106 * (итого: 181340) |
||
2010 | Кировский административный округ города Омска - 3615 п.м x 7,729 = 27940 *; Ленинский административный округ города Омска - 2442 п.м x 7,729 = 18874 *; Октябрьский административный округ города Омска - 2795 п.м x 7,729 = 21602 *; Советский административный округ города Омска - 3183 п.м x 7,729 = 24601 *; Центральный административный округ города Омска - 3105 п.м x 7,729 = 23999 * (итого: 117016) |
||
5 | Строительство водопропускных труб |
2008 | Кировский административный округ города Омска - 112,24 п.м x 13,649 = 1532 *; Ленинский административный округ города Омска - 250,86 п.м x 13,649 = 3424 *; Октябрьский административный округ города Омска - 147,9 п.м x 13,649 = 2019 *; Советский административный округ города Омска - 48,8 п.м x 13,649 = 666 *; Центральный административный округ города Омска - 155,25 п.м x 13,649 = 2119 * (итого: 9760) |
2009 | Кировский административный округ города Омска - 117,81 п.м x 13,649 = 1608 *; Ленинский административный округ города Омска - 263,24 п.м x 13,649 = 3593 *; Октябрьский административный округ города Омска - 155,1 п.м x 13,649 = 2117 *; Советский административный округ города Омска - 51,2 п.м x 13,649 = 699 *; Центральный административный округ города Омска - 162,8 п.м x 13,649 = 2222 * (итого: 10239) |
||
6 | Строительство водопропускных лотков |
2008 | Кировский административный округ города Омска - 506,4 п.м x 0,853 = 432 *; Ленинский административный округ города Омска - 953,1 п.м x 0,853 = 813 *; Октябрьский административный округ города Омска - 538,1 п.м x 0,853 = 459 *; Советский административный округ города Омска - 470,1 п.м x 0,853 = 401 *; Центральный административный округ города Омска - 2222,7 п.м x 0,853 = 1896 * (итого: 4001) |
2009 | Кировский административный округ города Омска - 341 п.м x 0,853 = 291 *; Ленинский административный округ города Омска - 641,2 п.м x 0,853 = 547 *; Октябрьский административный округ города Омска - 362 п.м x 0,853 = 309 *; Советский административный округ города Омска - 316 п.м x 0,853 = 270 *; Центральный административный округ города Омска - 1494 п.м x 0,853 = 1274 * (итого: 2691) |
||
2010 | Кировский административный округ города Омска - 638 п.м x 0,853 = 544 *; Ленинский административный округ города Омска - 1206,3 п.м x 0,853 = 1029 *; Октябрьский административный округ города Омска - 680 п.м x 0,853 = 580 *; Советский административный округ города Омска - 594,4 п.м x 0,853 = 507 *; Центральный административный округ города Омска - 2809 п.м x 0,853 = 2396 * (итого: 5056) |
||
7 | Строительство коллекторов ливневой канализации малого диаметра |
2008 | Кировский административный округ города Омска - 811 п.м x 4,636 = 3760 *; Ленинский административный округ города Омска - 2616,9 п.м x 4,636 = 12132 *; Октябрьский административный округ города Омска - 5784,9 п.м x 4,636 = 26819 *; Советский административный округ города Омска - 506 п.м x 4,636 = 2346 *; Центральный административный округ города Омска - 1328 п.м x 4,636 = 6157 * (итого: 51214) |
2009 | Кировский административный округ города Омска - 1162 п.м x 4,636 = 5387 *; Ленинский административный округ города Омска - 3751,1 п.м x 4,636 = 17390 *; Октябрьский административный округ города Омска - 8063,8 п.м x 4,636 = 37384 *; Советский административный округ города Омска - 725 п.м x 4,636 = 3361 *; Центральный административный округ города Омска - 1903 п.м x 4,636 = 8822 * (итого: 72344) |
||
2010 | Кировский административный округ города Омска - 1125,1 п.м x 4,636 = 5216 *; Ленинский административный округ города Омска - 3629 п.м x 4,636 = 16824 *; Октябрьский административный округ города Омска - 7862,8 п.м x 4,636 = 36452 *; Советский административный округ города Омска - 701 п.м x 4,636 = 3250 *; Центральный административный округ города Омска - 1842,1 п.м x 4,636 = 8540 * (итого: 70282) |
||
8 | Строительство очистных сооружений |
2008 | 6 сооружений x 5572,166 = 33433 * |
2009 | 6 сооружений x 5538,833 = 33233 * |
||
2010 | 6 сооружений x 5555,666 = 33334 * |
* - сумма приведена с учетом округления
IV. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации мероприятий
В связи с увеличением межремонтных сроков эксплуатации дорог при выполнении мероприятий по водопонижению на территории города Омска затраты на ремонт дорог уменьшатся на 30-40 процентов. При ежегодном вложении средств на ремонт городских дорог в размере 700-800 тыс. рублей экономия средств составит 300-320 тыс. рублей.
При строительстве новых дорог, на территориях которых выполнены мероприятия по водопонижению, затраты уменьшатся на 15-20 процентов за счет уменьшения слоев дорожной одежды (дренирующих, капилляропрерывающих, морозозащитных). Экономический эффект при строительстве 1 км дороги (средняя ширина дороги по городу 9,56 м) будет составлять 1000 тыс. рублей. Ежегодно согласно нормативу необходимо строить 85 км дорог. В 2005 году построено 12 км дорог (улица Конева, улица Ватутина). Даже при ежегодном строительстве 10 км новых дорог экономия составит 10 млн. рублей.
Решение поставленных задач по предотвращению подтопления территории города Омска позволит избежать затрат на устранение причиненного ущерба и улучшить экологическую, социально-экономическую обстановку. Реализация мероприятий по водопонижению позволит уменьшить количество заболеваний, вызванных неблагоприятными условиями проживания населения (острые респираторные заболевания, бронхит, ревматизм, гайморит, астма, туберкулез и др.).
V. Контроль за реализацией мероприятий
Мониторинг мероприятий и контроль за их реализацией осуществляет департамент городской экономической политики администрации города Омска.
Контроль за расходованием бюджетных средств на реализацию мероприятий осуществляет департамент финансов и контроля администрации города Омска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.