Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Администрации Омской области
от 04.02.92 г. N 40-п
Положение
о главном управлении труда и занятости населения администрации Омской области
1. Общее положение
1.1. Главное управление труда и занятости населения администрации области <*> является государственным социально-экономическим органом управления по разработке и реализации единой государственной политики в области труда, занятости, социальной защиты населения, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики.
Главное управление, комитет труда и социальных программ администрации г. Омска, отделы труда и занятости населения администрации городов и районов области, а также созданные при них организации составляют единую государственную систему управления трудом, занятостью и социальной защитой населения на территории Омской области.
1.2. Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с экономическими ведомствами, управлением социальной защиты населения, органами государственного управления администрации Омской области, оказывает необходимую консультационно-методическую помощь территориальным и межотраслевым государственным объединениям, ассоциациям и союзам предпринимателей, предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности и хозяйствования, <**> осуществляет государственный контроль по вопросам входящим в его компетенцию, а также систематически информирует общественность, трудовые коллективы и население по разработке и реализации на территории региона единой государственной политики в области труда, занятости и социальной защиты населения.
1.3. Главное управление является полномочным представителем администрации области в рабочих органах для систематических трехсторонних консультаций между государственными ведомствами, профсоюзными и общественными организациями, союзами и ассоциациями предпринимателей (работодателей) по консультационно-экспертным Советам по труду, занятости и социальной защите населения, включая вопросы развития трудовых отношений и соглашений, предотвращению и разрешению трудовых конфликтов (забастовок).
<*> в дальнейшем "Главное управление"
<**> в дальнейшем "предприятие"
2. Основными задачами главного управления являются:
- разработка и осуществление демографической и молодежной политики на территории области;
- разработка и осуществление мер по формированию, перераспределению и рациональному использованию трудовых ресурсов, их сбалансированности с рабочими местами, подготовка программ развития народонаселения и организация работы по их реализации;
- проведение государственной политики по обеспечению занятости населения и его социальной защиты от безработицы через организацию и обеспечение функционирования государственной системы занятости населения;
- организация профориентации населения и координация работы по подготовке кадров, в т.ч. школьников, организация переобучения высвобождаемой рабочей силы, с целью повышения ее конкурентной способности на рынке труда;
- создание механизма социальной защиты денежных доходов населения от инфляционных процессов на основе минимального, социального и рационального потребительских бюджетов, дифференцированных на территории области и по социально-демографическим группам населения, нормативов и индексации доходов населения;
- подготовка предложений по установлению минимума оплаты труда и региональному регулированию тарифных соглашений, обеспечению государственных гарантий в оплате труда, формированию эффективных стимулов к труду на предприятиях и в организациях в условиях различных форм собственности. Контроль за обеспечением минимальных размеров заработной платы и соблюдению трудового законодательства;
- проведение экспертизы условий труда на предприятиях, в объединениях и других организациях независимо от форм собственности, разработка предложений и рекомендаций по улучшению условий и охране труда, аттестации рабочих мест, контроль за правильностью применения льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, льготного пенсионного обеспечения, соблюдения норм и правил охраны труда в строительстве новых и реконструировании предприятий и цехов;
- координация работы структурных подразделений управления труда и занятости населения, городских и районных служб, осуществление связи с республиканскими и региональными органами по вопросам труда, занятости и социальной защиты населения;
- государственное регулирование трудовых отношений в условиях различных форм собственности и хозяйственной деятельности. Участие в системе заключения и контроля за выполнением коллективных договоров между трудовым коллективом и собственником (представителем собственности);
- участие в предотвращении и разрешении трудовых конфликтов, консультативно-экспертных советах по труду, занятости и социальной защите в систематических трехсторонних консультациях между ассоциациями работодателей, профсоюзами, общественными организациями и государственными органами;
- координация проведения научных и социологических исследований по проблемам труда, демографии, занятости населения и социальной защиты;
- программное обеспечение вычислительных работ, сбор, обработка и анализ информации по комплексу вопросов, входящих в компетенцию главного управления труда и занятости населения;
- обеспечение предприятий и населения информацией о состоянии рынка труда и вакантных рабочих местах, демографической политике на территории и мерах социальной защиты населения;
3. Для реализации задач и функций главное управление совместно с администрациями районов и городов:
3.1. вырабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области труда и повышению его эффективности, экономическому и правовому регулированию использования рабочей силы;
3.2. разрабатывает предложения по установлению минимальной заработной платы через тарифные соглашения с учетом природно-климатических особенностей области, инфляционных процессов, рекомендуемых тарифных ставок и должностных окладов;
3.3. вырабатывает механизм тесной увязки требований к квалификации, качеству, стоимости рабочей силы с размерами оплаты труда, обеспечивающий принцип справедливой оплаты за общественно необходимый труд;
3.4. распространяет на основе изучения передового опыта применение форм и систем оплаты труда, эффективных стимулов к труду, оказывает методическую помощь предприятиям (особенно малым) в использовании этого опыта;
3.5. готовит предложения по индексации доходов населения на основе разработанных нормативов минимального, социального и рационального потребительских бюджетов, дифференцированных по территориям области и социально-демографическим группам населения;
3.6. готовит предложения соответствующим органам по социальной защите граждан при чрезвычайных обстоятельствах и организует контроль за их выполнением;
3.7. обеспечивает выполнение общегосударственных трудовых и социальных гарантий на территории области;
3.8. разрабатывает направления социальной политики на территории г. Омска и области по вопросам уровня жизни населения в период проведения экономических реформ;
3.9. осуществляет экспертизу социальных последствий проводимых областных, городских и районных программ, экономических реформ и вносит предложения по компенсационным мерам поддержания уровня жизни различных (социально-демографических) групп населения;
3.10. координирует проведение научных исследований по проблемам уровня жизни и социальной защиты, разрабатывает методику отслеживания уровня жизни различных категорий граждан, критерии оценки уровня бедности, вносит предложения по социальной защите доходов различных групп населения, организует государственный контроль за применением Закона по индексации доходов населения;
3.11. разрабатывает и вносит предложения по социальной защите трудоспособной части населения и использованию экономических методов стимулирования доходов населения, механизма их реализации на территории области;
3.12. проводит мониторинг по оценке социальной напряженности и оценке изменения уровня жизни различных слоев населения;
3.13. изучает общественное мнение по результатам реализации программ народонаселения, занятости, социальной защиты;
3.14. изучает социально-психологические аспекты поведения на рынке труда различных групп населения;
3.15. изучает положение в области по соблюдению социальных гарантий и нормативов, проведению социальной и демографической политики, разрешению конфликтных ситуаций, совершенствованию трудовых отношений и стимулов к труду;
3.16. совместно с управлением социальной защиты населения администрации Омской области:
- организует и координирует разработку областных и районных программ социальной защиты населения;
- выявляет первоочередные минимальные потребности в натурально-вещественных мерах поддержки остронуждающихся граждан. Принимает участие в распределении областного фонда социальной поддержки с учетом реальных местных возможностей и потребностей;
- разрабатывает механизм выявления по районам области малообеспеченных семей и лиц, находящихся за чертой бедности (идентификация бедных);
- разрабатывает мероприятия социальной помощи социально слабым слоям и группам населения;
- координирует основные направления, формы и методы социальной защиты и поддержки социально уязвимых слоев населения;
- разрабатывает предложения по проведении политики социальной защиты молодежи, молодых семей, женщин, охраны семьи, материнства и детства, создании условий работающим женщинам, осуществляет координацию и контроль за реализацией утвержденных программ по этим вопросам;
- осуществляет контроль за соблюдением социальных гарантий по оплате труда женщин и подростков, выбора удобных режимов труда и отдыха;
3.17. осуществляет контроль за состоянием на предприятиях условий и охраны труда, проводит государственную экспертизу условий труда и осуществляет контроль за правильностью предоставления льгот и компенсаций;
3.18. организует и проводит социологические исследования по вопросам труда, его оплаты, социальной защиты населения, использование и перераспределение трудовых ресурсов, занятости, миграции населения;
3.19. обеспечивает организационное и научно-методическое руководство разработкой и содействует реализации областной и районных программ развития народонаселения;
3.20. проводит оценку состояния трудовых ресурсов по области в целом, а также в разрезе его территорий, отдельных социально-демографических групп населения и подготавливает на основе этого предложения по развитию и размещению производительных сил, перераспределению трудовых ресурсов в территориально-отраслевом разрезе, достижению сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов;
3.21. разрабатывает меры по оптимизации на территории области процессов воспроизводства, распределения и использования трудовых ресурсов, включая вопросы координации и организации работы по переобучению высвобождаемого и незанятого населения;
3.22. анализирует состояние рынка труда и готовит предложения по прогнозированию и обеспечению занятости населения, в том числе слабозащищенных категорий граждан. Обеспечивает разработку областной и региональных программ занятости населения;
3.23. совместно с финансовым управлением устанавливает дифференцированно на территории области и категориям работающих размер платы за трудовые ресурсы;
3.24. определяет размер и направления использования фонда занятости населения;
3.25. обеспечивает проведение регистрации безработных и выплату им пособия, осуществляет посредническую помощь в трудоустройстве граждан в отделах занятости населения;
3.26. координирует работу по профессиональной ориентации населения, подготовки и переподготовки кадров и, прежде всего, молодежи;
3.27. разрабатывает программы и организует практическую деятельность по сельскохозяйственному переселению семей с учетом региональных особенностей, в том числе в целях формирования крестьянских хозяйств и для возрождения обезлюдевших сел и деревень;
3.28. формирует и вносит на утверждение администрации области контрольные цифры по сельскохозяйственному переселению, разрабатывает предложения по финансированию из областного бюджета расходов на переселенческие мероприятия. Организует работы по организованному набору рабочих, подготавливает предложения по совершенствованию этой работы;
3.29. проводит анализ миграционных потоков, прогнозирует миграцию и готовит предложения по сельскому расселению, организует работу по созданию для них новых рабочих мест и необходимых социально-бытовых условий, готовит предложения администрации области по возмещению расходов на обустройство мигрантов из других регионов, предоставлению льгот беженцам;
3.30. осуществляет контроль за выполнением решений по обеспечению прав вынужденных мигрантов, координирует работы по созданию и функционированию пунктов по приему и временному размещению беженцев и вынужденных переселенцев;
3.31. разрабатывает политику привлечения рабочей силы из республик, иностранцев, выезда граждан в другие республики и за пределы государства, вносит предложения по лицензированию и осуществляет контроль за использованием иностранной рабочей силы;
3.32. изучает и обобщает межотраслевой отечественный и зарубежный опыт в области труда, использования трудовых ресурсов, занятости населения, решения проблем народонаселения, подготовки кадров и обеспечивает его внедрение;
3.33. обеспечивает совместно с профсоюзами защиту прав трудящихся при заключении и выполнении трудовых соглашений (договоров) на предприятиях различных форм собственности, в том числе, соблюдение гарантий, предоставленных законодательством женщинам, подросткам по условиям, режиму труда и отдыха;
3.34. принимает участие в предотвращении и разрешении трудовых конфликтов;
3.35. подготавливает предложения по совершенствованию законодательства о труде;
3.36. организует повышение квалификации специалистов органов труда и занятости населения;
3.37. осуществляет координацию научно-исследовательской деятельности учебных, научно-исследовательских институтов, хозрасчетных консультационно-внедренческих бюро (фирм) и других научных организаций, занимающихся проблемами труда, его оплаты, социального развития, трудовых ресурсов, народонаселения и занятости на территории области.
4. Главное управление представляет администрацию области в консультативно-экспертном совете по труду и социальной защите населения, Координационном комитете содействия занятости и в рабочих органах для систематических трехсторонних консультаций между ассоциациями и союзами работодателей (предпринимателей) профсоюзов, общественных организаций и администраций области по вопросам, входящим в компетенцию главного управления, включая вопросы трудовых соглашений, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов.
5. Главному управлению труда и занятости населения администрации области предоставлено право:
5.1. осуществлять контроль за выполнением предприятиями законов Президента, решений Верховного Совета и Правительства России, решений администрации Омской области по вопросам труда, его оплаты, социальной защиты и занятости населения;
5.2. вносить предложения по отмене действия приказов, постановлений и инструкций на предприятиях, в учреждениях по вопросам, вытекающим из функций главного управления, в случае их противоречия действующему республиканскому законодательству;
5.3. проверять деятельность подведомственных главному управлению труда и занятости населения организаций. Контролировать использование централизованно выделяемых финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения занятости и социальной защиты граждан, организованного перераспределения трудовых ресурсов, обустройства беженцев, вынужденных переселенцев и оказание им социальной помощи;
5.4. осуществлять совместно с местными органами управления контроль за соблюдением предприятиями государственных социальных гарантий и нормативов. Выдавать предписания собственнику (представителю собственника) о мерах по соблюдению государственных социальных гарантий трудящимся;
5.5. совместно с другими органами государственного надзора и контроля запрещать эксплуатацию производственных объектов и рабочих мест при нарушении санитарных норм и правил впредь до проведения необходимых организационно-технических мероприятий, при выявлении нарушений действующего законодательства, ущемляющих права работников на получение льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, выдавать администрации предприятий предписания об устранении выявленных нарушений. Делать руководителям представления об освобождении, от занимаемой должности или о наложении дисциплинарных взысканий на руководящих и других должностных лиц, подконтрольных предприятий, нарушающих правила по охране труда, не выполняющих предписаний государственной экспертизы условий труда, при необходимости, передавать материалы в органы прокуратуры;
5.6. рассматривать на заседаниях коллегии главного управления труда и занятости населения отчеты и доклады руководителей предприятий, независимо от форм собственности, по вопросам нарушения социальных гарантий, коллективных договоров, условий труда и другим вопросам, относящимся к компетенции главного управления;
5.7. вносить в установленном порядке предложения по вводу дополнительных социальных гарантий и индексации доходов населения за счет местных источников, исходя из социально-демографических, национально-культурных и других особенностей проживания населения сверх установленного общереспубликанского уровня минимального потребительского бюджета;
5.8. Устанавливать на территории области порядок организации работы по информации населения о наличии свободных рабочих мест, вакантных должностей, условий труда и быта на предприятиях и в организациях;
5.9. получать от предприятий и организаций в установленные сроки и по формам, утвержденным органами статистики и при необходимости дополнительно оговоренными специальными соглашениями, данные и материалы, необходимые для функционирования органов труда и занятости населения области;
5.10. вносить в установленном порядке администрации области предложения по установлению квоты на часть рабочих мест для трудоустройства наиболее слабозащищенных групп населения, прежде всего, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, многодетных матерей, женщин, имеющих малолетних детей, молодежи, бывших военнослужащих, лиц, освободившихся из мест заключения;
5.11. приостанавливать или прекращать направление рабочей силы в порядке организованного набора рабочих и сельскохозяйственного переселения семей предприятиям, организациям, колхозам, совхозам, не обеспечивающим условий приема, размещения, эффективного использования работников и перераспределять их организациям и хозяйствам, нуждающимся в рабочей силе и имеющим необходимые производственные и жилищно-бытовые условия;
5.12. осуществлять постоянные связи с органами труда и занятости региона по вопросам труда, его оплаты, социального развития трудовых ресурсов, миграционных процессов и занятости;
5.13. созывать в установленном порядке конференции и совещания, проводить выставки для показа передового опыта по вопросам, относящимся к компетенции управления.
6. Должностные лица главного управления и его органов на местах имеют право, при выполнении своих служебных обязанностей, посещать в установленном порядке государственные, общественные и кооперативные объединения, предприятия, учреждения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности, осматривать производственные, служебные и жилищно-бытовые помещения, социально-культурные и другие учреждения, знакомиться с отчетными, статистическими и другими документами, материалами, относящимися к компетенции управления.
7. Главное управление в своей деятельности руководствуется законами России, указами Президента, решениями Верховного Совета, постановлениями, распоряжениями правительства России, администрации области, а также другими нормативными актами, настоящим Положением, обеспечивает правильное применение действующего законодательства в подведомственных учреждениях и в организациях.
8. Главное управление обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию этого законодательства и вносит их в установленном порядке на рассмотрение администрации области и Министерства труда и занятости России.
9. Главное управление в установленном порядке создает, реорганизует и ликвидирует подведомственные ему учреждения и организации областного подчинения, а также утверждает положения (уставы) об этих учреждениях и организациях.
10. При главном управлении труда создаются следующие самостоятельные службы:
- областной центр по переобучению и профориентации незанятого населения;
- хозрасчетная консультационно-внедренческая фирма "Эктру".
Положения и структуры отделов труда и занятости населения администраций районов (города) утверждаются в установленном порядке по согласованию с главным управлением.
Руководители отделов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации - руководителями соответствующих органов исполнительной власти с учетом мнения главного управления.
11. Районные, городские отделы труда и занятости населения находятся соответственно в подчинении местной администрации и главного управления труда и занятости населения.
12. Главное управление труда и занятости населения по вопросам, относящимся к его компетенции, издает информационный бюллетень, а также приказы, обязательные для исполнения всеми органами труда и занятости населения области, а также подчиненными управлению службами.
13. Главное управление труда и занятости населения проводит прием граждан в установленном законодательством порядке, рассматривает предложения, замечания и жалобы граждан по вопросам, решение которых настоящим положением отнесено к его непосредственному ведению, дает на них ответы и принимает необходимые меры.
14. Главное управление труда и занятости населения возглавляет начальник, назначаемый главой администрации области.
Начальник главного управления труда и занятости населения имеет заместителей, назначенных им в установленном порядке.
15. Начальник главного управления труда и занятости населения несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач и функций, устанавливает степень ответственности заместителей начальника и руководителей структурных подразделений аппарата управления за руководство отдельными направлениями деятельности и работу подведомственных ему организаций.
Начальник главного управления назначает и освобождает от должности работников аппарата управления и руководящих работников подведомственных организаций. Отменяет приказы и другие организационно-распорядительные акты местных органов труда и занятости, подчиненных главному управлению служб, противоречащие законам Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Российского правительства, постановлениям главы администрации области, приказам, инструкциям, разъяснениям и указаниям главного управления.
16. При главном управлении труда и занятости населения образуется коллегия в составе начальника управления (председатель коллегии), его заместителей по должности, других руководящих работников, представителей органов труда и занятости населения области, предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, а также общественных организаций. Состав коллегии, кроме лиц, входящих по должности, утверждается главой администрации области.
17. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами начальника главного управления. В случае разногласий между начальником главного управления и коллегией, начальник проводит в жизнь свое решение, докладывает о возникших разногласиях главе администрации области.
18. Численность и фонд оплаты труда работников главного управления труда и занятости населения утверждается главой администрации области.
Начальник главного управления имеет право утверждать структуру, штатное расписание аппарата управления без учета действующих норм и соотношений численности руководящих работников, главных специалистов и специалистов, должностные оклады работников без учета средних окладов по схеме должностных окладов в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.
19. Главное управление труда и занятости населения, а также комитет труда и социальных программ администрации г. Омска, государственная экспертиза условий труда, хозрасчетная фирма "Эктру" и самостоятельные хозрасчетные формирования при органах труда и занятости имеют печать с изображением Государственного герба России и своим наименованием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.