Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации города Омска
от 26 мая 2009 года N 378-п
Концепция
долгосрочной целевой программы города Омска "Целевая подготовка специалистов" на 2010-2012 годы
29 июля 2010 г.
1. Обоснование соответствия целей и задач долгосрочной целевой программы города Омска "Целевая подготовка специалистов" на 2010-2012 годы целям и задачам развития экономики и социальной сферы города Омска
Одной из задач кадровой политики Администрации города Омска является создание условий для обеспечения органов местного самоуправления города Омска и иных организаций города Омска независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности квалифицированными специалистами, отвечающими современным требованиям, предъявляемым на рынке труда, сокращения дефицита квалифицированных кадров в указанных организациях.
Подготовка квалифицированных специалистов для органов местного самоуправления города Омска, в том числе путем повышения профессионального уровня уже работающих муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Омска (далее - муниципальные служащие), позволит обеспечить эффективность управления, что приведет к росту результативности реализации возложенных на органы местного самоуправления города Омска полномочий.
Уровень укомплектованности организаций города Омска, особенно муниципальных учреждений социальной сферы, квалифицированными специалистами, возможность получения выпускниками общеобразовательных учреждений города Омска среднего профессионального либо высшего профессионального образования и дальнейшего трудоустройства определяет состояние благополучия населения.
Проблема нехватки квалифицированных специалистов, с одной стороны, проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования города Омска (далее - образовательные учреждения) - с другой, являются основными факторами, негативно влияющими на социальную стабильность.
Одним из путей решения проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений является достижение соответствия получаемого образования требованиям, предъявляемым на рынке труда, а также потребностям рынка труда. Кроме того, имеется необходимость в информационном обеспечении выпускников образовательных учреждений о возможностях их трудоустройства, в оказании им разносторонней поддержки в поиске работы по полученной специальности либо в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков, требуемых на рынке труда.
В связи с этим целями долгосрочной целевой программы города Омска "Целевая подготовка специалистов" на 2010-2012 годы (далее - целевая программа) являются обеспечение квалифицированными специалистами органов местного самоуправления города Омска, иных организаций города Омска, поддержка выпускников образовательных учреждений.
Задачи целевой программы направлены на комплексное решение проблем целевой подготовки квалифицированных специалистов и их трудоустройства.
2. Обоснование целесообразности разработки целевой программы
Анализ деятельности Администрации города Омска, муниципальных предприятий и учреждений города Омска показывает, что базовым фактором, непосредственно влияющим на эффективность управления, является качество подготовки специалистов для органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений города Омска.
Обеспечение органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений города Омска квалифицированными специалистами - одна из стратегических задач кадровой политики, проводимой Администрацией города Омска.
Наиболее остро проблема нехватки квалифицированных специалистов в городе Омске наблюдается в сфере здравоохранения, культуры и архитектуры.
В последние годы в муниципальных учреждениях здравоохранения города Омска складывается отрицательная динамика численности врачей, которая влечет за собой уменьшение укомплектованности и обеспеченности врачами. Укомплектованность врачами составила 66,6 процента. На сегодняшний день существует потребность в более чем 500 врачах по 45 видам специальностей, в том числе:
- врачах-анестезиологах-реаниматологах - 80 чел.;
- врачах-терапевтах - 74 чел.;
- врачах-педиатрах - 42 чел.;
- врачах скорой медицинской помощи - 40 чел.;
- врачах-акушерах-гинекологах - 37 чел.;
- врачах-хирургах - 22 чел.
При этом доля лиц пенсионного возраста составляет 25 процентов, в том числе в возрасте 60 лет и старше - 9 процентов.
В городе Омске подготовку врачей по 21 основной врачебной специальности осуществляет государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", в том числе указанное образовательное учреждение осуществляет подготовку специалистов в клинической ординатуре, интернатуре.
Систематическая ежегодная подготовка десяти специалистов в указанном образовательном учреждении по направлению Администрации города Омска за счет средств бюджета города Омска позволит повысить укомплектованность муниципальных учреждений здравоохранения города Омска квалифицированными специалистами и обеспечить население города Омска доступной и качественной медицинской помощью.
Со всеми специалистами, направленными на обучение за счет средств бюджета города Омска, будут заключены договоры, предусматривающие обязанность отработать в муниципальных учреждениях здравоохранения города Омска не менее пяти лет.
Также имеется значительная потребность органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений города Омска в специалистах-архитекторах.
По результатам анализа потребности органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений города Омска на период с 2010 года по 2012 год необходимо 28 специалистов-архитекторов.
В целях удовлетворения потребности в указанных специалистах планируется заключение договоров с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, осуществляющими подготовку по специальности "Архитектура".
Кроме того, у органов местного самоуправления города Омска имеется значительная потребность в обучении муниципальных служащих.
Статья 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает право муниципальных служащих на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.
Положением о порядке организации и проведения переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 20 марта 2007 года N 201-п, предусмотрено, что повышение квалификации муниципального служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
С учетом ограниченности финансирования мероприятий по обучению муниципальных служащих в 2009 году в 2010 году необходимо будет направить на повышение квалификации 970 муниципальных служащих.
Для своевременного удовлетворения потребностей в квалифицированных специалистах, оказания содействия в трудоустройстве выпускникам образовательных учреждений необходимо:
- осуществлять прогнозирование потребностей в специалистах для органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений города Омска;
- организовать взаимодействие органов местного самоуправления города Омска, иных организаций города Омска, с одной стороны, и образовательных учреждений - с другой, для реализации совместных мероприятий по целевой подготовке квалифицированных специалистов;
- проводить учебную и производственную практику студентов образовательных учреждений в органах местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятиях и учреждениях города Омска;
- установить обратную связь по вопросам качества образования и соответствия уровня подготовки специалистов современным требованиям рынка труда;
- регулярно проводить работу по содействию в трудоустройстве выпускникам образовательных учреждений;
- оказывать содействие в развитии профессиональных навыков у обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Омска посредством улучшения материально-технической базы межшкольных учебных комбинатов;
- проводить работу по профессиональной подготовке специалистов;
- развивать систему конкурсной поддержки квалифицированных специалистов.
Учитывая изложенное, в современных условиях реформирования и совершенствования местного самоуправления сложилась необходимость создания единой системы целевой подготовки специалистов для органов местного самоуправления города Омска, иных организаций города Омска при активном участии образовательных учреждений.
Использование программно-целевого метода для решения проблем целевой подготовки специалистов является целесообразным, поскольку данные проблемы:
- носят комплексный характер;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Анализ сложившейся на территории города Омска ситуации позволил определить ряд влияющих на уровень обеспеченности квалифицированными специалистами проблем, к которым относятся:
- неудовлетворительное состояние материально-технической базы межшкольных учебных комбинатов;
- отсутствие эффективного взаимодействия с образовательными учреждениями высшего профессионального образования по вопросам целевой подготовки специалистов;
- недостаточно эффективная работа по оказанию содействия в трудоустройстве выпускникам образовательных учреждений;
- нехватка квалифицированных специалистов;
- недостаточный уровень квалификации специалистов;
- недостаточно совершенная нормативная правовая база по вопросам целевой подготовки специалистов.
Активное участие Администрации города Омска в решении указанных проблем в последние три года позволило достичь значительных улучшений ситуации. Между тем, сохраняются проблемы, которые необходимо решать на уровне местного самоуправления.
Развитие ситуации без использования программно-целевого метода, в том числе в условиях роста числа лиц, испытывающих проблемы с трудоустройством, приведет к дисбалансу приоритетов как в достижении целей, так и в реализации задач сферы целевой подготовки специалистов и в результате - к неэффективному использованию средств бюджета города Омска.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В качестве возможного решения проблем в сфере целевой подготовки специалистов рассматриваются два варианта.
Первый вариант не предусматривает разработку и реализацию целевой программы. Структурные подразделения Администрации города Омска самостоятельно выполняют отдельные мероприятия с учетом возложенных на них функций, самостоятельно определяют потребности в финансовых средствах и взаимодействуют с образовательными учреждениями.
Указанный подход к организации и финансированию сферы целевой подготовки специалистов приведет к отсутствию новых положительных результатов, неэффективному расходованию средств бюджета города Омска.
Второй вариант решения проблемы предполагает принятие целевой программы, определение ее исполнителя-координатора, который в свою очередь определяет основные направления реализации целевой программы, распределяет запланированные на реализацию целевой программы денежные средства между исполнителями, анализирует ход выполнения мероприятий, готовит предложения по обеспечению наилучших результатов в достижении целей и задач целевой программы.
В случае применения комплексного подхода к решению проблем подготовки специалистов значительно повысится степень эффективности мероприятий по целевой подготовке специалистов, появится возможность целенаправленно влиять на подготовку специалистов на территории города Омска.
Анализ представленных вариантов решения проблемы целевой подготовки специалистов позволяет сделать вывод о преимуществе второго варианта.
Решение проблем целевой подготовки специалистов программно-целевым методом обусловлено его высокой эффективностью, возможностью сбалансированного и последовательного выполнения мероприятий по целевой подготовке специалистов. Кроме того, реализация данного метода позволит минимизировать риски реализации программных мероприятий, обеспечить получение положительного результата для всех участников реализации целевой программы, а также консолидацию и целевое использование необходимых для этого ресурсов.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть следующие риски:
1) низкий уровень подготовки выпускников общеобразовательных учреждений города Омска, поступающих в образовательные учреждения высшего профессионального образования по целевым направлениям Администрации города Омска;
2) социальная пассивность образовательных учреждений в принятии участия в реализации мероприятий по целевой подготовке специалистов;
3) принятие новых законодательных актов, существенно влияющих на целевую подготовку специалистов.
Устранение указанных отрицательных последствий возможно посредством корректировки и уточнения мероприятий целевой программы.
5. Ориентировочные сроки реализации целевой программы
Ориентировочные сроки реализации целевой программы - с 2010 года по 2012 год.
6. Предложения по целям и задачам целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам
Предполагаемые цели целевой программы:
- обеспечение квалифицированными специалистами органов местного самоуправления города Омска, иных организаций города Омска;
- поддержка выпускников образовательных учреждений.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- организационное обеспечение реализации целевой программы;
- совершенствование деятельности по подбору и расстановке кадров для своевременного замещения вакантных должностей муниципальной службы в структурных подразделениях Администрации города Омска;
- оказание содействия в деятельности по подбору и расстановке кадров в комитетах территориального общественного самоуправления;
- повышение профессионального уровня муниципальных служащих;
- подготовка специалистов для нужд органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений города Омска;
- ознакомление студентов образовательных учреждений с деятельностью структурных подразделений Администрации города Омска;
- оказание содействия в трудоустройстве выпускникам образовательных учреждений;
- развитие системы поддержки квалифицированных специалистов путем проведения конкурсов профессионального мастерства;
- оказание содействия в развитии профессиональных навыков у обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Омска;
- оказание содействия выпускникам общеобразовательных учреждений города Омска в получении высшего образования;
- создание нормативной правовой базы по вопросам целевой подготовки специалистов;
- информирование населения города Омска о результатах проводимой работы по целевой подготовке специалистов;
- взаимодействие с регионами Российской Федерации.
Основными индикаторами, позволяющими оценить ход реализации целевой программы, будут:
- прирост количества должностей муниципальной службы, на которые сформирован резерв на замещение должностей муниципальной службы;
- прирост количества студентов, включенных в состав перспективного кадрового резерва;
- прирост количества муниципальных служащих, прошедших обучение;
- прирост количества участников ярмарок вакансий;
- прирост количества выпускников, которым оказана помощь в центре поддержки выпускников образовательных учреждений.
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности от реализации целевой программы
Эффективность и результативность реализации мероприятий целевой программы будут оцениваться ежегодно в соответствии с количественными показателями основных целевых индикаторов целевой программы.
Предварительная оценка количественных показателей основных целевых индикаторов представлена в следующей таблице:
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Значение целевого индикатора, процент |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
1 |
Прирост количества должностей муниципальной службы, на которые сформирован резерв на замещение должностей муниципальной службы |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
2 |
Прирост количества студентов, включенных в состав перспективного кадрового резерва |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
3 |
Прирост количества муниципальных служащих, прошедших обучение |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
4 |
Прирост количества участников ярмарок вакансий |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
5 |
Прирост количества выпускников, которым оказана помощь в центре поддержки выпускников образовательных учреждений |
16,0 |
18,0 |
18,0 |
8. Предложения по исполнителям целевой программы
В качестве исполнителей целевой программы предлагается определить:
- структурные подразделения Администрации города Омска;
- Омский городской Совет (по согласованию).
Постановлением Администрации города Омска от 29 июля 2010 г. N 639-п в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения
9. Предложения о разработчике и исполнителе-координаторе целевой программы
Разработчиком целевой программы предлагается определить управление кадровой политики и муниципальной службы Администрации города Омска, исполнителем-координатором целевой программы - департамент правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска.
Разработчик определяет основное содержание направлений и мероприятий целевой программы, их соответствие программным целям и задачам, привлекает к ее разработке структурные подразделения Администрации города Омска, образовательные учреждения высшего профессионального образования.
10. Предложения по основным направлениям финансирования целевой программы
Формирование финансовых средств на реализацию мероприятий целевой программы планируется за счет средств бюджета города Омска.
Всего на 2010-2012 годы потребуется 15270,9 тыс. руб., в том числе:
- на 2010 год - 4869,5 тыс. руб.;
- на 2011 год - 5200,7 тыс. руб.;
- на 2012 год - 5200,7 тыс. руб.
Объем финансирования будет уточняться при формировании бюджета города Омска на соответствующий год исходя из возможностей бюджета города Омска и необходимости корректировки мероприятий с внесением изменений в соответствующие разделы целевой программы.
Постановлением Администрации города Омска от 29 июля 2010 г. N 639-п в раздел 11 настоящего приложения внесены изменения
11. Общие принципы и механизмы формирования мероприятий целевой программы
Формирование мероприятий целевой программы осуществляется с учетом социально-экономического развития города Омска на основе следующих принципов:
1) системность и комплексность подходов к достижению целей и решению поставленных задач;
2) общедоступность получения мер муниципальной поддержки по выделению целевых направлений Администрации города Омска и оказанию содействия в трудоустройстве выпускникам образовательных учреждений;
3) определение приоритетных направлений;
4) учет интересов и потребностей населения города Омска;
5) профессиональный и функциональный подход к определению исполнителей мероприятий целевой программы;
6) укрепление взаимодействия органов местного самоуправления города Омска с образовательными учреждениями;
7) изучение и прогнозирование потребности структурных подразделений Администрации города Омска, муниципальных предприятий и учреждений города Омска в квалифицированных специалистах;
8) совершенствование работы Администрации города Омска по организации обучения муниципальных служащих по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также подготовки специалистов для муниципальных предприятий и учреждений города Омска;
9) информационная открытость при реализации мер муниципальной поддержки.
Исходя из принципов реализации целевой программы механизм формирования мероприятий целевой программы предполагает привлечение к ее разработке структурных подразделений Администрации города Омска, образовательных учреждений высшего профессионального образования, которые, руководствуясь поставленными целями и задачами, вносят предложения по формированию проекта целевой программы.
На основе подготовленных предложений разработчиком формируется и согласовывается в установленном порядке проект целевой программы.
Мониторинг и контроль процесса разработки и реализации целевой программы осуществляет департамент городской экономической политики Администрации города Омска.
Освещение хода реализации целевой программы в средствах массовой информации обеспечивает департамент правового обеспечения и муниципальной службы Администрации города Омска, управление информационной политики Администрации города Омска.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Омска от 26 мая 2009 г. N 378-п "О разработке долгосрочной целевой программы города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.