Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2021 г. N 21АП-2527/21 по делу N А83-4191/2020
13 августа 2021 г. |
дело N А83-4191/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.08.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующий судьи Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Феодосия Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.06.2021,
принятое по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (ОГРН 1149102047962, ИНН 9102028499; 295026, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гайдара, дом 3а)
к муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым в лице администрации города Феодосия Республики Крым (ОГРН 1149102105690, ИНН 9108008516; 298100, Республика Крым, город Феодосия, улица Земская, дом 4),
муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Приморский" (ОГРН 1159102050986, ИНН 9108106560; 298100, Республика Крым, город Феодосия, улица Земская, дом 4)
о взыскании задолженности и пени,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым" (ОГРН 1149102179566, ИНН 9108117628, 298100, Республика Крым, город Феодосия, улица Галерейная, дом 7а),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация) и к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Приморский" (далее - МУП РК "Приморский") с исковым заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 57502,57 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.06.2021 исковые требования удовлетворены частично. С Администрации в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию за период с января 2017 года по октябрь 2019 года в размере 57502,57 руб. В удовлетворении исковых требований к МУП РК "Приморский" отказано.
Не согласившись с решением суда от 03.06.2021, Администрация обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. Апеллянт указывает, что документ, подтверждающий регистрацию права собственности на спорные квартиры, за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым в материалы дела не представлен; Кроме того, главным распорядителем средств бюджета муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на оплату услуг теплоснабжения является муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым", которое к участию в деле в качестве соответчика не привлекалось в нарушение норм процессуального права.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" возразило против её удовлетворения, указало, что в отопительные периоды 2017-2019 истцом осуществлялась теплоснабжение незаселенных жилых помещений по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 17, кв. 206, 102, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, от имени которого выступает Администрация. Потребленная тепловая энергия не оплачивалась.. От заключения государственного контракта теплоснабжения Администрация отказалась. Отсутствие договорных отношений между ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и Администрацией не являются основанием для освобождения от уплаты потребленного ресурса, поскольку при отсутствии между пользователем помещения и ресурсоснабжающей организацией договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате ресурса лежит на собственнике жилого помещения в многоквартирном жилом доме. Ответчиком факт поставки тепловой энергии не оспорен, о некачественном отоплении в спорном нежилом помещении не заявлено, следовательно, Администрация обязана оплатить потребленную тепловую энергию по установленному тарифу в соответствии с действующим законодательством.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 12.08.2021 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 12.08.2021 суд, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, приобщил к материалам дела отзыв ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" на апелляционную жалобу Администрации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Филиал ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии.
В отопительные периоды с 01.11.2017 по 31.10.2019 ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" осуществлялась теплоснабжение квартир 102, 206 в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 17.
Указанные выше квартиры находятся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, что подтверждается постановлением администрации города Феодосия Республики Крым от 24.01.2017 N 171 "Об изъятии имущества и включении в состав казны" с приложением перечня квартир, находящихся в муниципальной собственности (т. 1, л.д. 90-95).
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств (т. 2, л.д. 40-41), информации с официального сайта https://dom.gosuslugi.ru/#!/houses, в многоквартирном доме по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 17 в спорный период собственники помещений самостоятельно осуществляют расчеты за потребленные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Оплату за отопление квартир 102 и 206 по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 17, их собственник в порядке пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации не производил, в результате чего задолженность за теплоснабжение квартиры 102 за период с 01.11.2017 по 31.10.2019 составила 25005,04 руб.; задолженность за теплоснабжение квартиры 206 за период с 01.11.2018 по 31.10.2019 составила 32497,53 руб.
Вследствие неоплаты тепловой энергии ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" на основании пункта 9.4 статьи 6 Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации начислена неустойка в размере 12506,07 руб.
С сопроводительным письмом от 21.11.2019 N 2192 ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" направило Администрации счета на оплату от 21.11.2019 б/н, в том числе, по квартире N 102 на сумму 34098,09 руб. и по квартире N 206 сумму 43815,19 руб. с требованием погасить задолженность.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением на выдачу судебного приказа на сумму 80220,20 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 06.02.2020 в выдаче судебного приказа на сумму 80220,20 руб. по делу N А83-586/2020 отказано.
Поскольку требование об уплате задолженности оставлено без исполнения, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" о взыскании задолженности в размере 57502,57 руб., арбитражный суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 30, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пришел к правильному выводу, что муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации в силу распоряжения Совета Министров Республики Крым от 26.04.2016 N 412-р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность" и постановления администрации города Феодосия Республики Крым от 24.01.2017 N 171 "Об изъятии имущества и включении в состав казны" обладает правом муниципальной собственности на жилые помещения по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 17, кв. 102, и г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 17, кв. 206, следовательно, обязана нести расходы по их содержанию.
Проверив в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и возражений против апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Предметом иска является требование теплоснабжающей организации к собственнику о взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную в квартиру в многоквартирном доме, следовательно, к спорным правоотношениям применяются, прежде всего, специальные нормы жилищного законодательства и законодательства о теплоснабжении многоквартирных жилых домов (помещений).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте
1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Довод апеллянта о том, что спорные помещения только переданы в муниципальную собственность городского округа Феодосия Республики Крым, но не приняты в собственность, является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В силу положений части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
В указанных случаях государственная регистрация права собственности муниципального образования на недвижимость носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер.
Более того, материалами дела подтверждается, что Администрация осуществляет правомочия собственника в отношении спорных квартир, что подтверждается, в том числе ответом на запрос суда, поступившим от муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений администрации города Феодосия Республики Крым" от 27.04.2020; ответом ГУП РК "БТИ", постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 24.01.2017 N 171 "Об изъятии имущества и включении в состав казны" (т., 1, л.д. 90-95), письмом Администрации (т.1, л.д. 102-103).
В силу изложенного, вышеуказанные жилые помещения признаются принадлежащим городскому округу Феодосия Республики Крым на праве муниципальной собственности.
Спорные квартиры не были заселены нанимателями на протяжении длительного времени, оплата за полученную тепловую энергию с 2017 года по 2019 год не производилась, в результате чего у собственника в лице Администрации возникла задолженность по оплате тепловой энергии, поставленной ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" централизованно по присоединенной сети в квартиры N 102 и N 206 многоквартирного жилого дома по адресу: г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 17.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещением, отслеживать периоды их пользования. Поэтому при отсутствии договора между пользователем помещения и ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике помещения (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 20.02.2017 по делу N А37-1715/2015).
Довод апеллянта о том, что ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в качестве доказательства бездоговорного потребления тепловой энергии не представило акт о бездоговорном потреблении согласно требованиям Закона о теплоснабжении, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае с учетом правовой позиции, изложенной в информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", централизованное теплоснабжение жилого помещения в многоквартирном жилом доме, в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ признается акцептом собственником помещения оферты. Составление акта о бездоговорном потреблении в данном случае не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик не оспаривает факт поставки тепловой энергии в жилые помещения по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 17, кв. 102. и кв. 206.
Стоимость потребленной энергии истец определил на основании тарифов, утвержденных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым.
Ответчиком не представлены доказательства некачественного отопления жилых помещений в спорный период.
Обязательства по оплате за тепловую энергии не выполнены.
Администрацией в суде первой инстанции заявлено о применении сроков исковой давности.
Рассмотрев заявление ответчика о применении сроков исковой давности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оно не подлежит удовлетворению.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статьи 195, 196 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В силу пункта 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно справке по задолженности сумма основного долга образовалась за период с 01.11.2014 по 31.10.2019 составляет 77913,28 руб.
С заявлением на выдачу судебного приказа истец обратился в суд 30.12.2019, следовательно, срок исковой давности истек за период с 01.11.2014 по 30.11.2016.
Истец заявлением об уменьшении исковых требований самостоятельно сократил период, за который просит взыскать задолженность с 01.01.2017 по 31.10.2019, следовательно, с учетом вышеизложенных правовых норм срок исковой давности на взыскание долга за уменьшенный истцом период не пропущен.
Расчет, уточненных исковых требований произведен истцом с учетом частичной оплаты задолженности ответчиком, судом первой и апелляционной инстанции расчет проверен и признан арифметически и методологически верным.
Таким образом, истец просит суд взыскать задолженность за тепловую энергию с января 2017 года по октябрь 2019 года по квартире N 102 в размере 25005,04 руб., по квартире N 206 в размере 32497,53 руб.
Поскольку факт поставки тепловой энергии в спорный период и наличия задолженности Администрации по её оплате подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения искового требования о взыскании долга в размере 57502,57 руб.
Администрация при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции не заявляла ходатайство о привлечении в качестве соответчика муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым", как главного распорядителя средств бюджета муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на оплату услуг теплоснабжения.
Вместе с тем Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым входит в структуру Администрации, которая выступает ответчиком в настоящем деле от имени муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Являясь органом исполнительной власти с общей компетенцией, Администрация исполняет, в том числе, и правомочия собственника в отношении муниципального имущества, следовательно, признается надлежащим ответчиком в настоящем деле.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.06.2021 по делу N А83-4191/2020 оставить без изменения; апелляционную жалобу администрации города Феодосия Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.