Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению главы
городского самоуправления
(мэра) города Омска
от 29 июня 1999 г. N 210-п
Типовое положение
о муниципальном общеобразовательном лицее
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением об общеобразовательном учреждении и является типовым для такого вида общеобразовательных учреждений, как лицей.
На основе настоящего Типового положения и Типового положения об общеобразовательном учреждении муниципальный общеобразовательный лицей разрабатывает свой Устав.
Для находящихся на территории города Омска негосударственных лицеев настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.
2. Муниципальный общеобразовательный лицей (в дальнейшем "лицей") - вид общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования, ориентированного на формирование широко образованной личности благодаря интеграции общеинтеллектуальной и профессиональной подготовки в избранном профиле специализации; личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности.
Лицей реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, которые ориентированы на:
- реализацию идей общего, интеллектуального и нравственного развития личности обучающегося;
- профильное (как правило, математическое, естественно-научное, или техническое) образование, позволяющее продолжить получение образования на соответствующих факультетах образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования;
- обучение и воспитание детей, обладающих повышенной мотивацией к учебной деятельности, способных к активному интеллектуальному труду;
- формирование личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях науки, к сознательному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
3. Деятельность лицея строится на следующих принципах:
- принцип профильности образования, предполагающий подготовку учащихся на уровне выше общего стандарта по отдельным предметам различных профилей;
- принцип ориентации на профессию, предусматривающий систему мер по подготовке обучающегося к выбору профиля и успешное обучение в рамках выбранного профиля;
- принцип развития, обеспечивающий максимальное развитие способностей и потребностей обучающихся, усвоение комплекса знаний, изучение общих принципов познания и деятельности, формирование целостной картины мира, а также постоянное наращивание творческого потенциала, способствующего овладению навыками самостоятельной и научной работы.
4. В своей деятельности лицей руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и настоящим Типовым положением.
5. В лицее не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических, религиозных движений и организаций (объединений).
6. Лицей, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, несет ответственность за реализацию конституционных прав граждан на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям обучающихся, качественное обучение и воспитание, соответствующее целям и задачам образовательного учреждения данного вида.
II. Организация деятельности лицея
7. Лицей создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Учредителем муниципального общеобразовательного лицея является управление образования администрации г. Омска.
Учредительными документами лицея являются решение об его создании или договор учредителей, а также положение Устав лицея.
9. Статус муниципального лицея г. Омска присваивается общеобразовательному учреждению по итогам аттестации и аккредитации.
Лицей создается приказом начальника управления образования г. Омска на основании представления органов управления образования административных округов города, экспертного заключения Центра развития образования управления образования г. Омска, при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных и материально-технических условий и соответствующего социального запроса.
10. Отношения между учредителем и лицеем определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Права юридического лица у лицея в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.
Лицей как юридическое лицо имеет положение, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
12. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у лицея с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
13. Лицей проходит государственную аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
14. Лицей может быть реорганизован, перепрофилирован, ликвидирован по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств лицея или если учредитель принимает на себя эти обязательства.
15. Ликвидация лицея может осуществляться:
по решению его учредителя, либо органа, юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
16. Лицей может иметь филиалы, другие структурные подразделения, которые проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, государственную аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
Создаваемые лицеем филиалы, отделения, структурные подразделения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
17. Лицей, в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образовательного процесса и действуют в соответствии со своими Уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
18. Количество классов в лицее зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.
Наполняемость классов в лицее определяется его Уставом и устанавливается в количестве 25 человек.
III. Образовательный процесс
19. Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
I ступень - лицей на уровне начального общего образования (нормативный срок освоения - 3-4 года);
II ступень - лицей на уровне основного общего образования (нормативный срок освоения - 5 лет);
III ступень - лицей на уровне среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения - 2-3 года).
20. Лицей I ступени обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Приоритетом для лицея I ступени является решение задач общего развития ребенка, выявление его интеллектуального и творческого потенциала.
Лицейское образование I ступени является базовым для получения лицейского образования II и III ступени.
21. Лицей II ступени обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, создает условия для становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. На данной ступени осуществляется предпрофессиональная диагностика, консультирование, профессиональная ориентация обучающихся с целью осознанного выбора профиля обучения. Профильные классы могут открываться, начиная с 8 класса.
Лицейское образование II ступени является базовым для получения лицейского образования III ступени, а также начального и среднего профессионального образования.
22. Лицей III ступени является завершающим этапом общеобразовательной и профессиональной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения по профилям.
На этой ступени решаются задачи самоопределения лицеиста в уровне и направленности профессионального образования.
23. Вариативность учебных планов и программ лицейского образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов: а) базового федерального; б) национально-регионального; в) самостоятельно определяемого лицеем, исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
24. Содержание общего образования в лицее строится по программам, отбираемым (корректируемым) и реализуемым самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов, с учетом целей и принципов лицейского образования.
В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
25. Обучение в лицее строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих профессиональной ориентации, формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие посредством различных видов деятельности.
26. Личностная ориентация обучающихся в лицее обеспечивается психологической службой.
27. В соответствии с уставными целями и задачами лицей может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус основных общеобразовательных программ.
Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются Уставом лицея.
28. Лицей, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии (разрешения) на данный вид деятельности.
29. Военная подготовка в лицее может проводиться только на факультативной основе, с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
30. Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Уставом лицея.
31. Организация образовательного процесса в лицее строится на основе учебного плана, разрабатываемого лицеем самостоятельно в соответствии с Базисным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными документами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных Уставом лицея на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
32. Лицей самостоятелен в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании".
IV. Участники образовательного процесса
33. Участниками образовательного процесса в лицее являются обучающиеся, педагогические работники учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
34. Порядок приема в лицей в части, не урегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании", определяется учредителем лицея и закрепляется в его Уставе.
35. В лицей (1, 5 и 10 классы) принимаются учащиеся на основе заключения психолого-педагогической комиссии об уровне интеллектуального развития ребенка и его готовности к обучению на материале повышенной сложности, по результатам конкурсного отбора.
Содержание и форма проведения приема учащихся разрабатывается индивидуально каждым лицеем по согласованию с учредителем.
36. При зачислении в лицей обращается внимание на состояние здоровья детей и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом, основанным на программном материале повышенного уровня.
37. Для комплектования лицея приказом директора создается приемная комиссия и утверждается ее персональный состав. Названная комиссия организует свою работу в соответствии с Положением, которое является локальным нормативным актом лицея и выступает в качестве приложения к Уставу лицея.
38. При наличии на начало учебного года свободных мест возможно зачисление учащихся во все остальные классы в порядке, определенном пунктами 34-37 настоящего Типового положения.
39. За учащимися лицея сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс иного общеобразовательного учреждения.
40. Лицей обязан ознакомить поступающего на обучение и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении.
41. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются Уставом лицея и иными предусмотренными Уставом локальными актами. Положение лицея утверждается учредителем.
42. Обучающиеся в лицее имеют право:
а) на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
б) на выбор формы образования. Обучающиеся могут осваивать общеобразовательные программы или отдельные разделы общеобразовательных программ как в лицее, так и в форме семейного образования, самообразования или экстерната;
в) на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются Уставом лицея и другими предусмотренными Уставом актами, принимаемыми лицеем;
г) на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки лицея, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
д) на участие в управлении лицеем в форме, определяемой его Уставом;
е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
43. Лицею запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному общеобразовательными программами, учебным планом и Уставом лицея, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).
Принуждение обучающихся, и воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.
44. Лицей обязан соблюдать принципы государственной политики в области образования в части раздельности светского и религиозного образования.
45. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Итоговая аттестация выпускников лицея осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.
46. Выпускники 9, 11 (12) классов лицея получают документ установленного образца с указанием вида образовательного учреждения и предметов, изученных в нем.
47. Обучающиеся обязаны выполнять положение лицея; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу лицея; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования работников лицея в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
Дисциплина в лицее поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
48. Отчисление обучающихся из лицея возможно по решению совета лицея на основании представления педагогического совета и заключения психолого-педагогичсской комиссии:
а) на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, требующего щадящего режима учебных занятий;
б) в случае неуспеваемости по учебным программам повышенной сложности.
49. Органы управления образованием содействуют переводу учащихся в общеобразовательные школы для продолжения обучения. Учащиеся, не успевающие по программам повышенной сложности, по рекомендации психолого-педагогичсской комиссии могут быть переаттестованы по программам общеобразовательной школы.
50. Родители (законные представители) имеют право:
а) выбирать формы обучения;
б) защищать законные права и интересы детей;
в) участвовать в управлении лицеем в форме, определяемой ее Уставом.
51. Родители (законные представители) обязаны выполнять положение лицея в части, касающейся их прав и обязанностей, и несут ответственность за воспитание и создание необходимых условий для получения детьми образования.
V. Управление и кадровое обеспечение
52. Управление лицеем осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом лицея и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
53. Формами самоуправления лицея являются совет лицея, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Порядок формирования органов самоуправления лицея и их компетенция определяются Уставом лицея.
54. Непосредственное руководство лицеем осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу директора лицея осуществляется учредителем в порядке, определяемом Уставом лицея и в соответствии с законодательством.
55. Директор лицея несет ответственность перед родителями, государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Уставом лицея.
56. Разграничение полномочий между директором и органами самоуправления определяется Уставом лицея.
57. Порядок комплектования персонала лицея регламентируется его Уставом. Лицей работает по индивидуальному штатному расписанию, утвержденному учредителем.
Для работников лицея работодателем является данный лицей.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании, лица, имеющие первую и высшую квалификационные категории.
58. Педагогические работники лицея имеют право:
а) свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
б) повышать квалификацию. С этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
в) аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
г) на сокращенную рабочую неделю; на удлиненный оплачиваемый отпуск; на получение пенсии по выслуге лет, на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации;
д) на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом лицея;
е) на дополнительные льготы, предоставляемые законодательством Омской области педагогическим работникам.
59. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном лицее.
Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации на следующий учебный год, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
VI. Имущество, средства и финансирование
60. Собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет за лицеем в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его Уставом землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, принадлежащие ему на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за лицеем в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные за лицеем, находятся в оперативном управлении данного лицея.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за лицеем, допускается только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
61. Лицей вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду лицеем закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Средства, полученные лицеем в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном лицее.
62. Лицей не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов лицея (кроме основных фондов, приобретенных за счет собственных средств лицея) в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения.
63. Деятельность лицея финансируется учредителем в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении и настоящим Типовым положением.
Привлечение лицеем дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
64. Основными источниками финансирования лицея являются:
а) бюджетные ассигнования, выделяемые по нормативам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации для образовательных учреждений данного вида;
б) средства, полученные от дополнительной деятельности по оказанию на договорной основе образовательных услуг юридическим и физическим лицам;
в) добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, а также иные источники, предусмотренные действующим законодательством.
65. Лицей вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную Уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.
Доход от названной деятельности может быть использован исключительно на развитие данного лицея.
66. Лицей самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами. Лицей устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда; а также структуру управления деятельностью лицея, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
67. Финансирование лицея осуществляется по итогам аттестации и аккредитации по нормативам, предусмотренным для финансирования общеобразовательных школ из расчета на одного обучающегося.
Ставки (должностные оклады) педагогических, руководящих и библиотечных работников лицея повышаются на 15%.
Лицею дополнительно выделяются 10 ставок учителей для организации индивидуальной и внеурочной работы по развитию творческой деятельности учащихся и 2500 часов для оплаты отдельных лекций, курсов на основе договоров со специалистами.
Для организации опытно-экспериментальной, опытно-поисковой деятельности педагогического коллектива предусматривается дополнительная ставка заместителя директора.
Должностные оклады директора и его заместителей устанавливаются на уровне 1,5 ставок с учетом квалификационной категории по ЕТС.
68. Лицею принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности лицея и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
69. Лицей отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у лицея указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом.
VII. Международная деятельность
70. Лицей имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
VIII. Реорганизация и ликвидация
71. Реорганизация и ликвидация лицея осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании.
72. При ликвидации или реорганизации лицея, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).
73. При ликвидации лицея денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются на цели развития образования в соответствии с Уставом лицея, на цели развития образования.
Управляющий делами |
В.Е. Тимофеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.