Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Омска
от 16 апреля 2009 года N 288-п
Концепция
долгосрочной целевой программы "Демографическое развитие города Омска до 2030 года"
21 июля, 28 октября 2009 г.
Постановлением Администрации города Омска от 21 июля 2009 г. N 572-п в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Обоснование соответствия целей и задач долгосрочной целевой программы "Демографическое развитие города Омска до 2030 года" целям и задачам развития экономики и социальной сферы города Омска
Развитие общества тесно связано с положительной динамикой демографических процессов, гарантирующей воспроизводство человеческих ресурсов. Сбережение населения города Омска, его численности, физического и нравственного здоровья имеет огромное стратегическое значение.
Социально-экономические преобразования обусловили обострение демографических проблем. Демографические процессы, происходящие в городе Омске, отражают общие тенденции в Российской Федерации, в результате которых на протяжении последних пятнадцати лет численность населения страны стремительно сокращается.
Успех муниципальной политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем. Дальнейшее сокращение численности детей и подростков, а также старение населения могут привести к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов.
Основной причиной снижения численности населения является его естественная убыль (число умерших превышает число родившихся), которая не компенсируется миграционным приростом. Таким образом, в городе Омске, как и в России в целом, происходит процесс депопуляции.
Депопуляция населения выступает главной составляющей сложившегося демографического кризиса.
Темпы депопуляции в настоящее время в определенной степени сдерживаются благоприятной половозрастной структурой, образовавшейся в результате относительно высокой рождаемости в восьмидесятых годах.
Поддержание стабильной численности населения возможно при решающем воздействии на показатели рождаемости, смертности и миграционного прироста.
Неотъемлемой частью стабилизации численности населения является рост качества жизни людей.
Целями долгосрочной целевой программы "Демографическое развитие города Омска до 2030 года" (далее - Программа) являются стабилизация численности населения города Омска к 2015 году на уровне не ниже 1137,1 тыс. человек, обеспечение предпосылок для роста численности населения в 2021-2030 годы.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие задачи:
- создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми;
- рост продолжительности жизни населения;
- улучшение состояния здоровья населения и снижение уровня смертности;
- регулирование и оптимизация миграционных процессов;
- формирование системы обеспечения демографической, семейной политики.
Достижение целей Программы возможно путем создания системы формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья людей, снижения смертности населения, повышения престижа материнства и отцовства, создания социально-экономических условий, при которых родители могли бы полностью реализовать свою детородную функцию и успешно воспитать двоих и более детей, обеспечения потребностей семей в медико-социальных и других услугах, связанных с рождением и воспитанием детей, улучшения репродуктивного здоровья населения, в том числе снижения уровня бесплодия с учетом применения современных медицинских технологий, создания достойных условий жизни для лиц, прибывающих в город Омск на жительство и для работы, обеспечения их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни города Омска.
II. Обоснование целесообразности разработки Программы
Сложившаяся демографическая ситуация в городе Омске и прогнозируемые тенденции ее развития требуют разработки качественно новых подходов для преодоления негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для стабилизации демографической ситуации в городе Омске.
Улучшение демографической ситуации возможно путем концентрации финансовых ресурсов для реализации основных задач демографической политики.
Программный метод деятельности Администрации города Омска при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья населения, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития, позволит эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении указанных вопросов, обеспечить комплексное решение проблем на протяжении нескольких лет, а также проводить анализ результатов реализуемых мероприятий. Именно этим обусловлена разработка Программы, которая будет направлена на улучшение демографической ситуации города Омска.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
С 1993 года численность населения города Омска уменьшается. За 16 лет (1993-2008 годы) естественная убыль населения в городе Омске составила 72,1 тыс. человек. В 1999 и 2000 годах масштабы естественной убыли были максимальны - в среднем за год около 6,2 тыс. человек.
Одними из главных причин уменьшения численности населения города Омска являются низкий уровень рождаемости, старение населения, высокая смертность.
С 2006 года уровень рождаемости стабильно растет (2006 год - 10,8 тыс. человек; 2007 год - 11,9 тыс. человек; 2008 год - 12,5 тыс. человек).
В 2008 году численность родившихся в городе Омске была самой высокой за последние 16 лет (12,5 тыс. человек).
Но уровень рождаемости в городе Омске по прежнему почти вдвое ниже необходимого для простого воспроизводства населения. Для сохранения уровня простого воспроизводства населения необходимо, чтобы коэффициент суммарной рождаемости, показывающий число детей, рожденных в среднем женщиной за всю жизнь, составлял 2,15, фактически он составляет 1,3.
Динамика рождаемости тесно связана с происходящими в последние десятилетия негативными изменениями института семьи и снижением роли семьи в обществе. Доля внебрачных рождений в общем числе рождений на протяжении длительного времени росла и лишь в последние годы стабилизировалась на уровне 25 процентов.
Изменения в структуре семьи, в процессах ее становления непременно ведут за собой изменения демографических показателей.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа лиц, вступивших в брак (2005 год - 9873 брака; 2006 год - 9958 браков; 2007 год - 11018 браков). Однако в 2008 году количество лиц, вступивших в брак, по сравнению с 2007 годом, уменьшилось на 4,1 процент. Этому способствовало изменение возрастной структуры населения.
Одним из важных показателей, характеризующих демографическую ситуацию, является уровень расторжения браков, который в городе Омске неуклонно растет (2005 год - 5237 расторгнутых браков; 2006 год - 5683 расторгнутых брака; 2007 год - 6342 расторгнутых брака; 2008 год - 6503 расторгнутых брака).
Как в целом по России, так и в городе Омске продолжается процесс старения населения. В 2008 году численность населения города Омска старше трудоспособного возраста составляла 20 процентов от общей численности населения города Омска.
На 1000 человек населения города Омска трудоспособного возраста приходится 216 лиц моложе трудоспособного возраста, 304 - старше трудоспособного возраста.
Неблагоприятная демографическая ситуация сохраняется в городе Омске, как и Российской Федерации в целом, на протяжении нескольких десятилетий, что подтверждается высокими показателями уровня смертности и низкими показателями продолжительности жизни.
Низкая продолжительность жизни населения обусловлена рядом причин, к числу которых относятся: отсутствие мотивации здорового образа жизни и культуры безопасной жизнедеятельности у значительной части населения; недостаточное целевое финансирование на поддержку материально-технической базы учреждений здравоохранения; загрязнение окружающей среды; недостаточное развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в сочетании с высокой стоимостью услуг, недоступной для малообеспеченных слоев населения.
Самый высокий уровень смертности, начиная с 1990 года, зафиксирован в городе Омске в 2005 году - 16,7 тыс. человек (14,7 промилле), когда число умерших превышало число родившихся в полтора раза.
Начиная с 2006 года уровень смертности населения города Омска приобрел тенденцию к снижению (2006 год - 16,0 тыс. человек; 2007 год - 15,6 тыс. человек; 2008 год - 15,0 тыс. человек).
Основной угрозой жизни остаются заболевания сердечно-сосудистой системы - 54,3 процента от общего числа умерших.
По прежнему высоким остается уровень смертности населения трудоспособного возраста (16-59 лет). В 2008 году около 30 процентов от общего числа умерших приходилось на население трудоспособного возраста.
Среди характеристик смертности особо следует выделить показатель младенческой смертности. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, характеризует и репродуктивное здоровье родителей, здоровье нового поколения, а также реализацию медико-социальных мер поддержки женщин и детей, в том числе программно-целевого назначения.
Показатель младенческой смертности в городе Омске в последние годы снижается с небольшими колебаниями (2005 год - 8,7 человек на 1000 родившихся живыми; 2006 год - 7,9 человек на 1000 родившихся живыми; 2007 год - 7,6 человек на 1000 родившихся живыми; 2008 год - 6,8 человек на 1000 родившихся живыми).
В условиях естественной убыли населения значительное влияние на динамику численности населения оказывают миграционные потоки.
В 2005 году устойчивая миграционная убыль сменилась миграционным приростом на уровне 1,5 тыс. человек, в миграционных процессах города Омска наметились положительные тенденции (в 2006 году прирост на уровне 0,9 тыс. человек). В 2007 году количество выбывших граждан незначительно превысило количество прибывших граждан (29 человек). В 2008 году сальдо миграции составило 601 человек.
В сложившейся ситуации необходимо осуществлять последовательную демографическую политику, способствующую естественному воспроизводству населения, поддержке семьи, укреплению здоровья, увеличению продолжительности жизни, привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития города Омска.
Неблагоприятные тенденции демографического развития города Омска требуют разработки качественно новых программных подходов для их преодоления. Развитие демографической ситуации города Омска без использования программно-целевого метода не позволит улучшить демографические показатели, что неблагоприятно скажется на социально-экономической ситуации города Омска.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В качестве возможных вариантов решения проблем предлагается два варианта развития демографической ситуации города Омска.
Сохранение действующих подходов к организации и финансированию мероприятий демографической сферы приведет к отсутствию динамики демографических процессов, неэффективному расходованию средств бюджета города Омска.
Применение программного метода позволит сконцентрироваться на приоритетах, определить наиболее проблемные вопросы в демографическом развитии города Омска и обеспечить комплексное воздействие со стороны Администрации города Омска на демографические процессы.
Выполнение мероприятий Программы, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, обеспечит развитие семейного института и как следствие формирование тенденции к повышению уровня рождаемости.
Меры по улучшению состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного здоровья, здоровья детей позволят снизить уровень смертности.
Реализация мероприятий Программы по регулированию миграционных потоков повлияет на стабилизацию численности населения города Омска.
Формирование идеологии крепких семейных отношений, усиление пропаганды семейных ценностей и семейного образа жизни в целях повышения престижа и статуса семьи в обществе позволят улучшить демографическую ситуацию в целом.
V. Ориентировочные сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2010-2030 годы.
Постановлением Администрации города Омска от 21 июля 2009 г. N 572-п в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Предполагаемыми целями Программы являются:
-стабилизация численности населения города Омска к 2015 году на уровне не ниже 1137,1 тыс. человек;
- обеспечение предпосылок для роста численности населения в 2021-2030 годы.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие задачи:
- создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми;
- рост продолжительности жизни населения;
- улучшение состояния здоровья населения и снижение уровня смертности;
- регулирование и оптимизация миграционных процессов;
- формирование системы обеспечения демографической, семейной политики.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно на основе использования следующей системы индикаторов (количественных показателей), которая обеспечит мониторинг динамики изменений демографической ситуации города Омска:
- рождаемость (человек на 1000 населения);
- смертность (человек на 1000 населения);
- средняя продолжительность жизни (лет);
- общая убыль населения (тыс. человек).
Постановлением Администрации города Омска от 21 июля 2009 г. N 572-п в раздел VII настоящего приложения внесены изменения
VII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности от реализации Программы
В результате выполнения мероприятий Программы прогнозируется:
- стабилизация численности населения города Омска к 2015 году на уровне не ниже 1137,1 тыс. человек;
-создание условий для роста численности населения в 2021-2030 годы;
- сокращение ежегодной естественной убыли населения города Омска;
- увеличение рождаемости;
- снижение младенческой смертности;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
- укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей населения;
- снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности среди лиц трудоспособного возраста;
- увеличение миграционного прироста населения.
VIII. Предложения по исполнителям Программы
Координирующим органом процесса реализации Программы является департамент городской экономической политики Администрации города Омска.
Освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации обеспечивают:
- управление информационной политики Администрации города Омска;
- департамент социальной политики Администрации города Омска.
В качестве исполнителей Программы предполагается определить:
- структурные подразделения Администрации города Омска;
- Управление внутренних дел по Омской области (по согласованию);
- Управление Федеральной миграционной службы по Омской области (по согласованию);
- Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (по согласованию);
- Государственная инспекция труда в Омской области (по согласованию).
IX. Предложения о разработчике Программы и исполнителе-координаторе Программы
Разработчиком Программы предлагается определить департамент социальной политики Администрации города Омска, который в дальнейшем будет осуществлять функции исполнителя-координатора Программы.
Разработчик определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, их соответствие программным целям и задачам, привлекает к ее разработке всех субъектов, участвующих в улучшении демографической ситуации города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 28 октября 2009 г. N 836-п раздел X настоящего приложения изложен в новой редакции
X. Предложения по основным направлениям финансирования Программы
Формирование финансовых средств на реализацию Программы планируется за счет средств бюджета города Омска.
Всего на реализацию Программы планируется направить из бюджета города Омска 817056,92 тыс. рублей, в том числе:
- 2010 год - 40000,0 тыс. рублей;
- 2011-2015 годы - 480979,58 тыс. рублей;
- 2016-2020 годы - 151598,48 тыс. рублей;
- 2021-2025 годы - 65976,88 тыс. рублей;
- 2026-2030 годы - 78501,98 тыс. рублей.
Объем финансирования работ по годам реализации Программы будет уточняться при формировании бюджета города Омска на соответствующий год.
XI. Общие принципы и механизмы формирования мероприятий Программы
В целях создания эффективного механизма для преодоления негативных тенденций в демографической ситуации города Омска формирование мероприятий Программы осуществляется исходя из следующих принципов:
- определение направлений реализации Программы на основании предложений исполнителей Программы с учетом их приоритетности;
- комплексный подход по созданию условий для стабилизации демографической ситуации в городе Омске;
- отбор наиболее эффективно реализуемых мероприятий по достижению целей Программы.
Механизм формирования мероприятий Программы представлен следующими основными направлениями:
- стимулирование рождаемости, поддержки семьи, материнства и детства;
- улучшение состояния здоровья населения и снижение уровня смертности;
- регулирование миграционных процессов;
- обеспечение интеграции инвалидов в общество;
- информационное обеспечение реализации мероприятий Программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Омска от 16 апреля 2009 г. N 288-п "О разработке долгосрочной целевой программы "Демографическое... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.