Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социального развития
Омской области
от 06.05.2008 г. N 21
Ведомственная целевая программа
"Профориентационное сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы"
28 января 2009 г.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 января 2009 г. N 5 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы "Профориентационное сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Министерство). |
Наименование ведомственной целевой программы |
"Профориентационное сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа). |
Цель и задачи |
Цель: формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области. |
Целевые индикаторы |
Количество граждан, обеспеченных психолого-профориентационными услугами (чел.). |
Сроки реализации |
Реализация Программы осуществляется в течение 2008 - 2010 годов. |
Объемы и источники финансирования |
Мероприятия Программы реализуются в пределах средств, предусмотренных Министерством в областном бюджете на обеспечение деятельности Государственного образовательного учреждения Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" в 2008 - 2010 годах. Общий объем расходов на реализацию Программы составляет 46706,6 тыс. рублей. |
Непосредственные результаты реализации ведомственной целевой Программы |
Увеличение количества граждан, обеспеченных психолого-профориентационными услугами. |
Ожидаемый конечный результат реализации ведомственной целевой Программы |
Формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, призванной обеспечить психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах его профессионального и личностного развития в условиях социально-экономической ситуации на рынке труда. |
1. Содержание проблемы
Ведомственная целевая программа "Профориентационное сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) направлена на создание системы комплексного психолого-профориентационного сопровождения человека в целях реализации его права на труд, свободный выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
Особенно актуальной является проблема дефицита кадров. Вакансии в таких сферах, как промышленность и строительство, занимают более 50% среди всех заявленных на рынке труда.
Результаты исследования профессиональных намерений молодежи и их сравнение с рейтингом профессий на рынке труда ежегодно показывают противоречия между потребностями рынка труда и профессиональными устремлениями молодежи.
Кроме того, в условиях появления новых предприятий, внедряющих прогрессивные формы деятельности, появляется проблема формирования нового типа работника, конкурентоспособного на рынке труда. Работодатели предъявляют требования не только к профессионально-функциональным, но и личностным качествам молодого специалиста. Наиболее востребованным на рынке труда считается специалист, способный рационально организовывать и планировать работу, быстро адаптироваться к изменениям, творчески подходить к делу, умеющий договариваться с людьми и работать в команде, обладающий организаторскими способностями и ответственным отношением к делу.
Профессиональное становление такого работника - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека и требующий постоянного психолого-профориентационного сопровождения. Причем психолого-профориентационное сопровождение должно осуществляться не только традиционными приемами, но и с использованием современных технологий, направленных на достижение баланса между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и потребностями рынка труда.
Однако сегодня вопросами психолого-профориентационной помощи полноценно занимается лишь незначительная часть субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области. Во многих учреждениях недооценивается роль профориентационного компонента как полноценной составляющей образовательного процесса, не учитывается, что психолого-профориентационное сопровождение должно вестись системно, в процессе всего периода обучения в учреждении. В таких учреждениях проводятся единичные профориентационные мероприятия и используются неэффективные формы работы.
Развитие системы психолого-профориентационного сопровождения населения Омской области возможно путем осуществления комплекса мер, направленных на создание условий согласованного взаимодействия субъектов этой системы в процессе обеспечения различных социальных и возрастных групп населения психолого-профориентационными услугами.
Определение четких целевых показателей психолого-профориентационной деятельности приведет не только к увеличению количества граждан, получивших психолого-профориентационную помощь, но и будет способствовать увеличению количества учреждений Омской области, активно внедряющих в своей деятельности современные психолого-профориентационные технологии.
Программа представляет собой комплекс мероприятий отраслевого характера, согласованных по содержанию, исполнителям, участвующим в реализации мероприятий Программы, организациям и срокам исполнения. Мероприятия Программы направлены на психолого-профориентационную помощь населению Омской области и научно-методическое сопровождение специалистов различных ведомств, оказывающих услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке.
2. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области.
Основные задачи Программы:
- формирование и реализация системы мероприятий, направленных на обеспечение населения Омской области профинформационными услугами;
- формирование и реализация системы мероприятий, направленных на обеспечение населения Омской области психолого-профконсультационными услугами;
- формирование и реализация системы мероприятий, направленных на обучение и методическое сопровождение специалистов различных ведомств, являющихся субъектами системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области.
3. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы
Для цели и каждой задачи Программы определены целевые индикаторы и их значения на 2008 - 2010 годы. Описания целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3.1. Значение целевого индикатора "Количество граждан, обеспеченных психолого-профориентационными услугами" определяется как общее количество человек, получивших практическую психолого-профориентационную помощь в Государственном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее - Омский центр профориентации).
3.2. Значение целевого индикатора "Количество учреждений, которым оказана методическая и практическая помощь в развитии психолого-профориентационной работы" определяется как общее количество учреждений, с которыми взаимодействует Омский центр профориентации и оказывает им методическую и практическую помощь в развитии психолого-профориентационной работы.
3.3. Значение целевого индикатора "Количество граждан, получивших информацию о рынке профессий и путях получения профессионального образования, возможностях профессионально-квалификационного роста и потребностях рынка труда в квалифицированных кадрах" определяется как общее количество человек, получивших профинформационную услугу в Омском центре профориентации.
3.4. Значение целевого индикатора "Количество граждан, получивших психолого-профконсультационную помощь" определяется как общее количество человек, получивших психолого-профконсультационную услугу в Омском центре профориентации.
3.5. Значение целевого индикатора "Удельный вес граждан, сделавших выбор профессии, определившихся с формой занятости, разрешивших психологические проблемы, сформировавших план профессиональной и личностной самореализации" определяется (в процентах) как отношение количества человек, решивших соответствующие профориентационные и психологические проблемы, к общему количеству человек, обратившихся за психолого-профконсультационной помощью в Омский центр профориентации.
3.6. Значение целевого индикатора "Количество специалистов различных учреждений, получивших методическую помощь и прошедших обучение по психолого-профориентационным программам" определяется как общее количество специалистов учреждений, получивших методическую помощь и прошедших обучение по психолого-профориентационным программам в Омском центре профориентации.
3.7. Значение целевого индикатора "Удельный вес специалистов различных ведомств, освоивших современные психолого-профориентационные технологии" определяется (в процентах) как отношение количества специалистов, освоивших современные психолого-профориентационные технологии, к общему количеству специалистов учреждений, получивших методическую помощь и прошедших обучение по психолого-профориентационным программам в Омском центре профориентации.
3.8. Значение целевого индикатора "Количество разработанных и опубликованных методических материалов по вопросам психолого-профориентационной помощи" определяется как общее количество разработанных и опубликованных Омским центром профориентации методических материалов по вопросам психолого-профориентационной помощи.
Расчет целевых индикаторов осуществляется по итогам исполнения Программы за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы. При расчете значения индикаторов используются количественные показатели и процентные соотношения количественных данных за год с нарастающим итогом в сравнении с показателем предыдущего года.
Оценка эффективности Программы будет производиться путем определения соотношения фактического и целевого значения показателей.
Мониторинг результативности реализации Программы будет осуществляться посредством сбора и анализа следующей информации:
- количество человек, обеспеченных психолого-профориентационными услугами в Омском центре профориентации;
- количество учреждений, которым оказана методическая и практическая помощь в развитии психолого-профориентационной работы;
- количество человек, получивших профинформационную помощь в Омском центре профориентации;
- количество граждан, получивших психолого-профконсультационную помощь в Омском центре профориентации и в результате сделавших выбор профессии, определившихся с формой занятости, разрешивших психологические проблемы, сформировавших план профессиональной и личностной самореализации;
- количество специалистов различных ведомств, освоивших современные психолого-профориентационные технологии в процессе участия в обучающих семинарах и курсах повышения квалификации, проводимых Омским центром профориентации;
- количество разработанных и опубликованных Омским центром профориентации новых профинформационных материалов, методических пособий и рекомендаций по вопросам психолого-профориентационного сопровождения населения.
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов:
- увеличение количества граждан, обеспеченных психолого-профориентационными услугами;
- увеличение количества учреждений Омской области, внедряющих в свою деятельность современные психолого-профориентационные технологии;
- увеличение количества граждан, получивших информацию о рынке профессий и путях получения профессионального образования, возможностях профессионально-квалификационного роста и потребностях рынка труда в квалифицированных кадрах;
- увеличение количества граждан, получивших психолого-профконсультационную помощь и сделавших выбор профессии, определившихся с формой занятости, разрешивших психологические проблемы, сформировавших план профессиональной и личностной самореализации;
- увеличение количества специалистов различных учреждений, освоивших современные психолого-профориентационные технологии;
- создание базы методических материалов по вопросам психолого-профориентационной помощи населению.
Итоговым результатом Программы будет формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, призванной обеспечить психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах профессионального и личностного развития с учетом его потребностей, возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда.
4. Перечень мероприятий Программы
Перечень программных мероприятий (приложение N 2) определен на основе предварительного анализа состояния системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области и предусматривает организацию деятельности Омского центра профориентации, в том числе:
- организацию согласованного взаимодействия с учреждениями, являющимися субъектами системы профессиональной и психологической поддержки населения Омской области;
- разработку и внедрение эффективных форм психолого-профориентационной помощи, обеспечивающих доступность услуги для различных категорий граждан Омской области;
- организацию и проведение индивидуального профинформационного консультирования граждан, обратившихся за информацией о рынке труда, рынке образовательных услуг, информацией о профессиях в целях ознакомления с профессиограммами;
- организацию и проведение групповых профинформационных занятий с учащимися общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанниками детских домов и другими категориями молодежи;
- организацию и проведение информационных акций "Ярмарка учебных мест" для выпускников общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанников детских домов и других категорий молодежи;
- организацию и проведение родительских собраний, конференций в общеобразовательных учреждениях, направленных на информирование о востребованных профессиях и способах помощи детям в осознанном выборе профессии;
- организацию и проведение профинформационных акций для учащихся и выпускников профессиональных образовательных учреждений;
- организацию и проведение индивидуальных психолого-профконсультационных занятий с использованием психологического тестирования с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанниками детских домов и другими категориями молодежи;
- организацию и проведение групповых психолого-профконсультационных занятий с использованием психологического тестирования с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанниками детских домов и другими категориями молодежи;
- организацию и проведение групповых занятий, направленных на формирование психологической готовности к процессу трудоустройства и навыков адаптации на рынке труда, с учащимися профессиональных учебных заведений;
- организацию и проведение индивидуальных психологических занятий, направленных на разрешение личностных и межличностных проблем в процессе социально-психологической адаптации и профессионального развития, для молодых специалистов, работающих специалистов и других категорий граждан;
- организацию и проведение групповых психологических занятий с элементами тренинга, направленных на разрешение проблем, препятствующих процессу социально-психологической адаптации и профессионального становления, для молодых специалистов, демобилизованных воинов, незанятого населения и других категорий граждан;
- организацию и проведение психологического исследования деловых и личностных компетенций, составление плана профессионального развития специалистов, оказывающих услуги населению;
- организацию и проведение методических консультаций для специалистов различных служб, оказывающих психолого-профориентационную помощь населению;
- организацию и проведение семинаров-практикумов для педагогов, психологов, ответственных за профориентационную работу по вопросам формирования и развития системы профориентации в общеобразовательных учебных заведениях;
- организацию и проведение семинаров-практикумов для преподавателей, мастеров, психологов профессиональных учебных заведений по вопросам психолого-профориентационного сопровождения процесса профессионального обучения;
- организацию и проведение семинаров-практикумов по вопросам оказания психолого-профориентационной помощи населению для специалистов, оказывающих социальные услуги населению;
- организацию и проведение курсов повышения квалификации для психологов, педагогов и ответственных за профориентацию общеобразовательных учебных заведений;
- организацию и проведение курсов повышения квалификации для преподавателей, мастеров, психологов учреждений профессионального образования;
- организацию и проведение курсов повышения квалификации для специалистов учреждений, оказывающих социальные услуги населению;
- разработку методических материалов по актуальным вопросам психолого-профориентационной помощи населению.
Мероприятия направлены на формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области.
Описание целевых индикаторов реализации мероприятий Программы приведено в приложении N 1 к настоящей Программе.
5. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы составляет 3 года (2008 - 2010 годы). Данный срок рассчитан на планомерное формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, призванной обеспечить психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах профессионального и личностного развития с учетом его потребностей, возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда.
6. Социальные, экономические и иные последствия реализации Программы, риски ее реализации
Реализация Программы позволит повысить уровень конкурентоспособности и психологической защищенности различных возрастных и социальных групп населения в условиях социально-экономической ситуации на рынке труда путем обеспечения комплексного психолого-профориентационного сопровождения на всех этапах профессионального и личностного развития.
Итогом реализации Программы станет создание системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, призванной обеспечить психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах профессионального и личностного развития с учетом его потребностей, возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда.
В ходе реализации Программы могут возникнуть определенные внутренние риски (недостаточная координация работ и т.д.), которые напрямую зависят от деятельности Министерства, государственных учреждений, территориальных органов Министерства, и могут быть ими предотвращены путем утверждения плана работы по реализации Программы и т.д.
К внешним рискам, которые могут помешать выполнению Программы, следует отнести возможные изменения федерального и регионального законодательства в сфере предоставления профориентационных и психологических услуг.
Таким образом, можно сделать вывод об относительной устойчивости Программы к воздействию внешних и внутренних факторов риска в процессе ее реализации.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 января 2009 г. N 5 в раздел 7 настоящей программы внесены изменения
7. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Программа реализуется специалистами Омского центра профориентации общей численностью, согласно штатному расписанию, 83 человека, 65 из которых оказывают методические и практические психолого-профориентационные услуги.
Программа реализуется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерством в областном бюджете на текущий финансовый год Омскому центру профориентации.
Расходы на реализацию мероприятий Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Расходы на реализацию мероприятия (тыс. руб.) |
|||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Мероприятия, направленные на формирование и развитие комплексной системы психолого-профориентационного сопровождения населения Омской области | |||||
1.1. |
Организация согласованного взаимодействия с учреждениями, являющимися субъектами системы профессиональной и психологической поддержки населения Омской области |
Без затрат |
Без затрат |
Без затрат |
Без затрат |
1.2. |
Разработка и внедрение эффективных форм психолого-профориентационной помощи, обеспечивающих доступность услуги для различных категорий граждан Омской области |
Без затрат |
Без затрат |
Без затрат |
Без затрат |
2. Мероприятия, направленные на обеспечение населения Омской области профинформационными услугами | |||||
2.1. |
Организация и проведение индивидуального профинформационного консультирования граждан, обратившихся за информацией о рынке труда, рынке образовательных услуг и в целях ознакомления с профессиограммами |
752,4 |
815,5 |
878,9 |
2446,8 |
2.2. |
Организация и проведение групповых профинформационных занятий с учащимися общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанниками детских домов и другими категориями молодёжи |
748,4 |
643,6 |
681,6 |
2073,6 |
2.3. |
Организация и проведение информационных акций "Ярмарка учебных мест" для выпускников общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанников детских домов и других категорий молодёжи |
447,9 |
381,7 |
404,6 |
1234,2 |
2.4. |
Организация и проведение родительских собраний, конференций в общеобразовательных учреждениях, направленных на информирование о востребованных профессиях и оказание помощи детям в осознанном выборе профессии |
42,6 |
37,0 |
39,8 |
119,4 |
2.5. |
Организация и проведение профинформационных акций для учащихся и выпускников профессиональных образовательных учреждений |
131,9 |
112,5 |
121,4 |
365,8 |
3. Мероприятия, направленные на обеспечение психолого-профконсультационными услугами | |||||
3.1 |
Организация и проведение индивидуальных психолого-профконсультационных занятий с использованием психологического тестирования с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанниками детских домов и другими категориями молодёжи |
2745,7 |
3215,1 |
3416,1 |
9376,9 |
3.2. |
Организация и проведение групповых психолого-профконсультационных занятий с использованием психологического тестирования с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, спецшкол, воспитанниками детских домов и другими категориями молодёжи |
591,6 |
702,5 |
746,2 |
2040,3 |
3.3. |
Организация и проведение групповых занятий, направленных на формирование психологической готовности к процессу трудоустройства и навыков адаптации на рынке труда, с учащимися профессиональных учебных заведений |
161,8 |
112,8 |
122,7 |
397,3 |
3.4. |
Организация и проведение индивидуальных психологических занятий, направленных на разрешение личностных и межличностных проблем в процессе социально-психологической адаптации и профессионального развития, для молодых специалистов, работающих специалистов и других категорий граждан |
498,6 |
349,1 |
373,1 |
1220,8 |
3.5. |
Организация и проведение групповых психологических занятий с элементами тренинга, направленных на разрешение проблем, препятствующих процессу социально-психологической адаптации и профессионального становления, для молодых специалистов, демобилизованных воинов, незанятого населения и других категорий граждан |
1451,2 |
2203,3 |
2328,3 |
5982,8 |
3.6. |
Организация и проведение психологического исследования деловой и личностной компетенции, составление плана профессионального развития специалистов, оказывающих услуги населению |
4190,1 |
3669,9 |
3979,9 |
11839,9 |
4. Мероприятия, направленные на развитие системы обучения и методического сопровождения специалистов различных ведомств, являющихся субъектами системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области | |||||
4.1. |
Организация и проведение методических консультаций для специалистов различных служб, оказывающих психолого-профориентационную помощь населению |
828,6 |
439,1 |
477,6 |
1745,3 |
4.2. |
Организация и проведение семинаров-практикумов для педагогов, психологов, ответственных за профориентационную работу по вопросам формирования и развития системы профориентации в общеобразовательных учебных заведениях |
242,0 |
260,7 |
278,6 |
781,3 |
4.3. |
Организация и проведение семинаров-практикумов для преподавателей, мастеров, психологов профессиональных учебных заведений по вопросам психолого-профориентационного сопровождения процесса профессионального обучения |
8,1 |
11,3 |
13,3 |
32,7 |
4.4. |
Организация и проведение семинаров-практикумов по вопросам оказания психолого-профориентационной помощи населению для специалистов, оказывающих социальные услуги населению |
490,2 |
409,3 |
434,5 |
1334 |
4.5. |
Организация и проведение курсов повышения квалификации для психологов, педагогов и ответственных за профориентацию общеобразовательных учебных заведений |
10,7 |
31,7 |
23,8 |
66,2 |
4.6. |
Организация и проведение курсов повышения квалификации для преподавателей, мастеров, психологов учреждений профессионального образования |
38,6 |
45,2 |
47,8 |
131,6 |
4.7. |
Организация и проведение курсов повышения квалификации для специалистов учреждений, оказывающих социальные услуги населению |
253,5 |
167,8 |
191,1 |
612,4 |
4.8. |
Разработка методических материалов по актуальным вопросам психолого-профориентационной помощи населению |
1678,7 |
1568,3 |
1658,3 |
4905,3 |
Итого по мероприятиям |
15312,6 |
15176,4 |
16217,6 |
46706,6 |
Средства по мероприятиям учтены в составе расходов, предусмотренных на обеспечение деятельности Омского центра профориентации в соответствующем финансовом году.
В процессе реализации Программы существует вероятность изменения средств, необходимых на проведение мероприятий Программы. Нейтрализация этих факторов может быть обеспечена за счет перераспределения между указанными мероприятиями лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в соответствующем финансовом году на финансирование Программы.
В случае недостаточного финансирования мероприятия Программы могут быть реализованы не в полном объеме, что повлияет на достижение всех целевых индикаторов Программы.
8. Система управления реализацией Программы
После утверждения Программы Министерством разрабатывается план работы по реализации Программы, который устанавливает процедуры внутренней организации деятельности Министерства и его взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, детскими домами, спецшколами, школами-интернатами, учреждениями профессионального образования, бюро МСЭ, центрами занятости и другими организациями и предприятиями, являющимися субъектами системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области.
Ответственными исполнителями за реализацию каждого мероприятия Программы со стороны Министерства являются:
- Радул Владимир Владимирович, заместитель Министра труда и социального развития Омской области;
- Варнавская Ирина Павловна, руководитель департамента по труду Министерства;
- Белоглазова Лариса Геннадьевна, начальник отдела трудовых ресурсов, миграции и развития кадрового потенциала Министерства;
- Рыбникова Наталья Владимировна, директор Омского центра профориентации.
В процессе ежегодного мониторинга реализации Программы Министерством осуществляется оценка достижения запланированных целевых индикаторов реализации Программы.
Ежегодно Министерство представляет отчеты о выполнении Программы в составе доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования.
Исполнители мероприятий Программы предоставляют отчеты в Министерство о достижении показателей Программы ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, по форме согласно приложению N 3 к настоящей Программе.
Министерство организует проверки выполнения программных мероприятий, обращая особое внимание на соблюдение сроков реализации программных мероприятий, эффективное использование выделяемых средств и конечные результаты. По результатам проверок проводится анализ и выносятся замечания о ходе работ по реализации Программы и предложения, направленные на улучшение работы и устранение выявленных недостатков.
Оперативное управление и контроль за реализацией Программы возлагается на департамент по труду Министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.