Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Омска
от 28 октября 2009 года N 835-п
Прогноз
социально-экономического развития города Омска на 2010 год и на период до 2012 года
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2010 год и на период до 2012 года (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска, с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития города Омска, определяемых Программой действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на среднесрочную перспективу (2009-2012 годы), одобренной постановлением Администрации города Омска от 23 октября 2009 года N 821-п "О Программе действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на среднесрочную перспективу (2009-2012 годы)" и долгосрочными целевыми программами города Омска, а также с учетом итогов социально-экономического развития города Омска за январь-август 2009 года. При разработке Прогноза использовались следующие материалы:
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;
- прогноз социально-экономического развития Омской области на 2010 год и на период до 2012 года, одобренный распоряжением Правительства Омской области от 7 октября 2009 года N 139-рп "О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2010 год и на период до 2012 года".
Также при разработке Прогноза использовались отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Основные показатели Прогноза приведены в приложении к Прогнозу "Показатели прогноза социально-экономического развития города Омска на 2010 год и на период до 2012 года".
Разработка Прогноза осуществлена в двух вариантах. Варианты отличаются, прежде всего, различной динамикой изменения эффективности и конкурентоспособности экономики города Омска.
Первый вариант Прогноза - консервативный - отражает более низкие темпы развития экономики и социальной сферы, торможение инвестиционной активности, снижение банковского кредитования.
Второй вариант - умеренно-оптимистичный - предусматривает оживление в экономике вследствие роста реального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.
В качестве основного для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов рассматривается второй вариант прогноза.
В 2010-2012 годах в рамках долгосрочных целевых программ города Омска "Демографическое развитие города Омска до 2030 года" и "Развитие муниципального здравоохранения города Омска" на 2010-2014 годы продолжится реализация мероприятий по стимулированию рождаемости, снижению смертности, улучшению состояния здоровья населения и снижению заболеваемости, совершенствованию организации медицинской помощи населению, техническому переоснащению учреждений здравоохранения, увеличению миграционного прироста населения.
В результате проводимых мероприятий коэффициент рождаемости увеличится с 11,0 на 1000 человек в 2008 году до 12,3 на 1000 человек в 2012 году, коэффициент смертности снизится с 13,3 на 1000 человек населения в 2008 году до 13,0 в 2012 году. В результате будет сокращаться естественная убыль населения, что с учетом прогнозируемого положительного миграционного прироста приведет к стабилизации численности населения города Омска в 2010-2011 годах на уровне 1127,0-1128,0 тыс. человек, а в 2012 году - к росту численности населения до 1128,5 тыс. человек.
Несмотря на стабилизацию численности всего населения, в период 2010-2012 годов численность населения в трудоспособном возрасте будет ежегодно сокращаться. Продолжится вступление в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений 1990-х годов рождения и выбытие многочисленных поколений рожденных в послевоенные годы. В структуре трудоспособного населения произойдут изменения: сократится численность молодежи в возрасте 16-29 лет и численность населения старших возрастов 45-59 лет; в то же время вырастет численность населения активного трудоспособного возраста (30-44 года).
Прогнозируется рост численности населения в возрастах моложе и старше трудоспособного. За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет наблюдаться рост численности детей дошкольного возраста. В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время численность школьников в ближайшие два года будет сокращаться, а с 2012 года начнет расти. Несмотря на сокращение численности детей школьного возраста в ближайшие годы сохранится потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска, а также потребность в модернизации действующих школ. Вследствие роста численности населения в пенсионных возрастах потребуются как дополнительные финансовые расходы государства на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличение расходов на оказание качественной медицинской помощи.
В 2010-2012 годах прогнозируется постепенное восстановление роста промышленного производства города Омска после спада, наблюдаемого в 2009 году. Прирост промышленного производства в 2010 году к уровню 2009 года по первому варианту Прогноза составит 0,3 процента, по второму варианту - 1,5 процента. В 2012 году объем промышленного производства по первому варианту Прогноза увеличится на 5,4 процента к уровню 2009 года, по второму варианту прогноза - на 9,2 процента.
Сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с динамикой промышленного производства в целом. Объем производства обрабатывающих производств в 2010 году составит к уровню 2009 года 101,0 процент по первому варианту и 103,3 процента по второму варианту Прогноза. В 2012 году объем производства обрабатывающих организаций возрастет по отношению к уровню 2009 года по первому варианту Прогноза на 9,8 процента, по второму варианту Прогноза - на 15,5 процента. Позитивная динамика прогнозируется почти по всем видам экономической деятельности, относящимся к обрабатывающим производствам, но определяющее влияние на развитие обрабатывающих производств окажут организации нефтехимического комплекса, пищевой промышленности и машиностроения.
В 2010-2012 годах в экономике города Омска прогнозируется оживление инвестиционной активности предприятий. В 2010 году ожидается рост инвестиций в основной капитал к уровню 2009 года на 1,0 и 5,0 процентов по первому и второму вариантам Прогноза соответственно, в 2011-2012 годах прогнозируется ускорение темпов роста инвестиций. Основными стабилизирующими факторами в инвестиционной сфере в прогнозируемом периоде станут осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории города Омска, реализация инвестиционных программ развития естественных монополий, привлечение средств государственных институтов развития. Положительное влияние на рост инвестиций в основной капитал окажут также изменения в налоговой политике, направленные на ускорение амортизации и технологического обновления, стимулирование привлечения частных инвестиций в жилищное строительство.
Прогнозируемое увеличение объема инвестиций в 2010-2012 годах связано с реализацией на территории города Омска крупных инвестиционных проектов, таких как строительство завода по производству полипропилена, биотехнологического комплекса, реконструкция нефтеперерабатывающего производства, строительство метрополитена и аэропорта "Омск-Федоровка", строительство и реконструкция автомобильных дорог, реконструкция трубопроводов, модернизация железнодорожной инфраструктуры, строительство и реконструкция объектов энергетики, строительство жилья в микрорайонах комплексной застройки города Омска.
В 2010-2012 годах по обоим вариантам прогнозируется увеличение сальдированного финансового результата деятельности организаций, а также прибыли, полученной прибыльными организациями по основным видам экономической деятельности, что обусловлено развитием бизнеса в целом, разработкой и реализацией программ, связанных с расширением налоговой базы, осуществлением мероприятий по финансовому оздоровлению организаций, реализацией инвестиционных проектов по модернизации, расширению и созданию новых предприятий и производств.
В 2010-2012 годах сохранится положительная динамика показателей уровня жизни населения, но восстановление денежных доходов населения будет идти умеренными темпами. В 2010 году уровень среднемесячной заработной платы работников крупных и средних организаций вырастет к уровню 2009 года на 7,3 процента по первому варианту и на 8,0 процентов по второму варианту Прогноза. В целом за 2010-2012 годы рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составит 26,1 и 28,3 процента соответственно по вариантам Прогноза.
С учетом умеренного роста денежных доходов населения, а также сокращения нормы сбережений прогнозируется положительная динамика развития потребительского рынка. Оборот розничной торговли в 2010 году вырастет на 0,4 и 1,5 процента к уровню 2009 года соответственно по вариантам Прогноза, объем платных услуг - соответственно на 1,1 и 1,6 процента. За период 2010-2012 годов оборот розничной торговли к уровню 2009 года вырастет на 5,1 и 8,9 процента соответственно по первому и второму вариантам Прогноза, объем платных услуг населению - соответственно на 6,0 и 9,3 процента.
Продолжится реализация мер, направленных на улучшение жилищных условий населения. В 2010 году прогнозируемый объем ввода в действие жилых домов составит 300 тыс. кв. метров по первому варианту и 400 тыс. кв. метров по второму варианту Прогноза. В 2012 году объем ввода общей площади жилых домов увеличится по первому варианту прогноза до 330 тыс. кв. метров, по второму варианту прогноза - до 500 тыс. кв. метров. Увеличению объемов жилищного строительства будет способствовать реализация мер по государственной поддержке строительного комплекса и стимулированию спроса населения на жилье.
Прогнозная оценка развития занятости населения в 2010-2012 годах базируется на постепенном повышении востребованности трудовых ресурсов в экономике, а также тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте). В 2010-2012 годах ожидается умеренная динамика занятости населения, что во многом обусловлено постепенным восстановлением экономики в целом. Для предприятий города Омска актуальным остается проведение четкой программы действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.
Снижению безработицы в городе Омске будут способствовать принимаемые региональными органами власти и органами местного самоуправления меры по стабилизации ситуации на рынке труда, развитию гибких форм занятости населения, организации трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования и другие.
В 2010 году инфляция будет находиться под воздействием низкого уровня потребительского спроса. Сдерживающее влияние на инфляцию также окажет прогнозируемое снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных товаров. В связи с этим прогнозируется, что индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2010 году снизится до 110 процентов. К 2012 году предполагается снизить уровень инфляции до 107 процентов.
Для сдерживания роста издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий в 2010-2012 годах будет ужесточена по сравнению с намеченной в докризисный период. Продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности производства товаров и услуг в соответствии с намеченными ранее антиинфляционными мерами.
Приоритетной задачей тарифной политики в 2010-2012 годах является ограничение темпов роста тарифов субъектов естественных монополий при сохранении существующей надежности и качества снабжения потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополий. Достижение этой цели должно осуществляться на основе следующих принципов: оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий; сокращения стоимости инвестиционных проектов и отказа от ряда проектов, реализация которых в текущих условиях нецелесообразна; повышения энергоэффективности экономики.
Необходима корректировка инвестиционных программ субъектов естественных монополий на 2010-2012 годы. Это связано с сокращением спроса основных потребителей, а также со снижением темпов роста инвестиционных затрат вследствие более низкой динамики цен в капитальном строительстве, особенно на используемые в строительстве материальные ресурсы по сравнению с предусматриваемыми ранее.
В то же время, в условиях кризиса при общем падении совокупного спроса реализация инвестиционных проектов естественных монополий будет благоприятно сказываться на экономике: поддерживать строительную индустрию и обслуживающие ее отрасли, сдерживать безработицу и снижение реальных доходов населения, что позитивно отразится как на доходах, так и на расходах бюджета. Более существенное сокращение инвестиций в инфраструктурные проекты, доля которых в общем объеме капитальных вложений составит в 2009 году 27,2 процента, может негативно сказаться на способности экономики к выходу из кризиса.
Прогноз предельного роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2010-2012 годы в среднем по Российской Федерации, приведенный в таблице, учитывает падение их доходов из-за сокращения объема реализуемых товаров и услуг, ухудшения доступа к заемным ресурсам и роста дебиторской задолженности.
Таблица
Прогноз роста цен (тарифов)
на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2010-2012 годы в среднем по Российской Федерации (в процентах)
Наименование показателя |
Способ расчета |
2009 год оценка |
Прогноз |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Электроэнергия: 1) доля свободного рынка от текущего потребления; |
|
|
|
|
|
в среднем за год |
30,5 |
53,2 |
76,0 |
76,2 |
|
2) регулируемые тарифы и рыночные цены в среднем для всех категорий потребителей; |
в среднем за год к предыдущему году |
121-121,5 (1) |
112,5-114 (1) |
113,5-116 |
112,5-114 |
3) регулируемые тарифы на розничном рынке для всех категорий потребителей; |
в среднем за год к предыдущему году |
119 |
108 (1) |
- |
- |
4) регулируемые тарифы для населения, индексация с января; |
в среднем за год к предыдущему году |
125 |
110 (2) |
110 |
110 |
5) регулируемые тарифы для остальных категорий потребителей, индексация с января |
в среднем за год к предыдущему году |
- |
107,6 |
- |
- |
Тепловая энергия - регулируемые цены |
в среднем за год к предыдущему году / период |
118 |
110-115 (3) |
112-114 |
109-111 |
Газ природный, регулируемые цены, в том числе: |
|
|
|
|
|
- в среднем для всех категорий потребителей |
в среднем за год к предыдущему году |
115,8 |
126,6 |
115,7 |
115,1 |
- для населения |
в среднем за год к предыдущему году; |
116 |
127,4 |
120,8 |
116 |
|
декабрь к декабрю предыдущего года |
127,7 |
120,8 |
120,8 |
115 |
- для остальных категорий потребителей |
в среднем за год к предыдущему году; |
116 |
126,5 |
115 |
115 |
|
декабрь к декабрю предыдущего года |
127,7 |
115 |
115 |
115 |
Железнодорожные перевозки грузов |
в среднем за год к предыдущему году; |
112,4 |
112,3 |
109,2 |
107 |
|
декабрь к декабрю предыдущего года |
111 |
109,4 |
109,2 |
107 |
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, в регулируемом секторе |
в среднем за год к предыдущему году; |
122 |
110 |
110 |
110 |
|
декабрь к декабрю предыдущего года |
112 |
110 |
110 |
110 |
(1) с учетом изменения структуры выработки электроэнергии в результате сокращения выработки энергии гидроэлектростанциями, без учета субсидий на ликвидацию перекрестного субсидирования;
(2) в рамках социальной нормы потребления населением;
(3) верхняя граница с учетом обязательств по ликвидации субсидий организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере теплоснабжения, в связи с реализаций Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.